Вампилов утиная охота практическая работа

Практическое занятие № 1 Пьеса а. Вампилова «Утиная охота». Проблематика, поэтика

1. Как можно объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов в «Утиной охоте»?

2. Охарактеризуйте «окружение» Зилова в «Утиной охоте». Как оно дополняет портрет героя?

3. Назовите основных действующих лиц в пьесе «Утиная охота». Каковы авторские приемы в создании образа Зилова? Какую роль играют портрет героя, диалоги персонажей, авторские ремарки, «внутренние монологи» героев? Каким предстает Зилов в восприятии других персо¬нажей — его жены Галины, начальника Кушака, друзей Кузакова и Саяпина? Каким предстает Зилов в общении с официантом Димой? Най¬дите в пьесе самохарактеристику героя.

4. В чем своеобразие композиции пьесы «Утиная охота»? Сколько действий в пьесе? Что происходит в первой картине первого действия? Как можно объяснить нарушение хронологической последовательности в пьесе? Назовите элементы композиции. Какова роль ретроспективных сцен-воспоминаний?

5. Как можно объяснить смысл названия пьесы? Как вы воспринима¬ете образ Зилова? Можно ли трактовать образ Зилова как традиционный для русской литературы? Если «да», то каких героев русской литературы можно отнести к родословной Зилова?

6. Сопоставьте жизненные формулы вампиловского героя Димы из «Утиной охоты» и Егора Ясюнина из пьесы «Гнездо глухаря» В. Розова. Какие вы усматриваете аналогии?

7. Какова заключительная авторская ремарка в пьесе «Утиная охота»? Какие варианты дальнейшей судьбы Зилова «подсказывает» автор? На¬пишите предполагаемое продолжение спектакля.

8. Как вы понимаете выражение «синдром Зилова»? О какой болезни

духа говорит поствампиловская драматургия (Розов В. «Гнездо глухаря». «Кабанчик», «Хозяин»; Петрушевская Л. «Чинзано», «Уроки музыки»)? Сопоставьте образы Степана Судакова и его зятя Егора Ясюнина из пье¬сы «Гнездо глухаря» В. Розова с образами Зилова и официанта Димы из «Утиной охоты» А. Вампилова. Что в них общего?

1. Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе. — М., 1980.

2. Валъкенштейн В. Драматургия. — 5-е изд. — М., 1979.

3. Громова М.И. Русская современная драматургия: учебное пособие. — М., 2002.

4. Гушанская Е.М. Вампилов: очерк творчества. — Л., 1990.

5. Лакшин В. Душа живая //Октябрь. — 1981. — № 3.

6. К 60-летию Александра Вампилова //Звезда. — 1997. — № 8. — С. 120-145.

7. Овчаренко А. Драматургическая сага Александра Вампилова //Овчаренко А. Большая литература. — М., 1985. — С. 329 — 340.

8. Сахаров В.И. Обновляющийся мир: Театр Александра Вампилова. — М., 1990.

9. Стрельцова Е.И. А. Вампилов //Русская литература XX века: био¬графический словарь. — М., 2002.

10.Сушков Б.Ф. Александр Вампилов. — М., 1989.

11.Тендитник Н.С. Александр Вампилов: Литературный портрет. —

12.Фролов В. Судьбы жанров драматургии. — М., 1979.

13.Хализев В.Е. Родовая принадлежность произведения //Введение

в литературоведение /под ред. Л.В. Чернец. — М., 2000. — С. 328-334.

В драматургии, предназначенной в основном для постановки на сце¬не, в отличие от эпоса отсутствует речь повествователя, и акцент пере¬мещается на действия героев и их речь. Поэтому при анализе пьес обратите внимание на такие стилевые доминанты, как реплики героев в сторону, внутренние монологи героев, произносимые вслух, для себя, хотя на сцене могут присутствовать другие персонажи. Обратите также внимание на диалоги («чертеж характеров»), авторские ремарки, на самохарактеристику героя и его характеристику в речи других персонажей. В литературоведении о Вампилове подчеркивается тонкая мотивированность поведения героев. Определите своеобразие психологизма в драматургии, лишенной авторского повествования, способы выражения переживаний, передачи внутреннего мира героев. Поэтике Вампилова яркую привлекательность придает чувство коллизии. «В основе коллизии, — отмечает В.Е. Хализев, ссылаясь на «Эстетику» Г. Гегеля, — лежит нару¬шение, которое не может сохраняться в качестве нарушения, а должно быть устранено. Коллизия является таким изменением гармонического состояния, которое должно быть изменено. Коллизия нуждается в разрешении, следующем за борьбой противоположностей». Обратите внимание на драматургические коллизии в пьесах Вампилова, в которых особенно видно его новаторство.

Разработка урока по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» (10 класс)

Стрижаченко Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №35 г. Артёма Приморского края

Читайте также:  Как готовят зайца охотники

Тема: «Писать надо о том, от чего не снится по ночам. » (Урок по пьесе А. Вампилова «Утиная охота»)

Цель: 1. Познакомить учащихся с драматургом, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия героев.

Учиться анализировать поступки героев, вычленяя позитивные и негативные стороны.

Формировать у ребят истинно человеческие отношения, способствовать духовному становлению личности.

«Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне»,

Выставка книг А. Вампилова.

(Кратко охарактеризовать и рекомендовать для чтения произведения А. Вампилова.) (НАПРИМЕР: Первый рассказ Вампилова опубликованный в 1958г., «Стечение обстоятельств». Первые слова в нём станут для писателя пророческими: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека.» Действительно, в его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл. Но сердце не выдержало за несколько метров до берега.

Краткий рассказ о жизни А. Вампилова.

(Можно дать сообщение ученику. Можно составить композицию из воспоминаний, писем о Вампилове.) (см: Гушанская Е. и А.Вампилов,-Л, 1990г.)

Ребята, мы сегодня будем говорить не только о самой лучшей, но и самой трудной пьесе Вампилова. Напечатанная она вызвала долгое молчание. Почему? Послушайте, что сказал О. Ефремов о пьесе: «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов. Странный «безнравственный» герой «Утиной охоты», предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет. Когда-то Лермонтов, объясняя название своего романа «Герой нашего времени», говорил о том, что людей долго кормили сладостями, что от этих сладостей у них может испортиться желудок. Нужны горькие лекарства, нужны горькие исины»

Так вот Зилов, герой пьесы «Утиная охота», и есть горькое лекарство, которое, как выяснилось, нужно и нам, людям совершенно иного времени. Нужно для того, чтобы нравственно отчиститься, содрогнуться от зрелища духовного опустошения человека очень на нас похожего, совсем не изверга и подонка. Зилов — это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека бессмысленна.

Впечатления ребят о прочитанной пьесе.

-Произведение понравилось. Зилову, наверно, скучно, поэтому он так живет. В нем много отрицательного, но его последний поступок (решение о самоубийстве) говорит о том, что Зилов способен вернуться к лучшей жизни, возвратиться.

-А я думаю, что перед нами деградированный человек. Всё лучшее в нем утрачено. Вспомните, как он выполняют свой сыновний долг? А как относился к женщинам?

Ребята, давайте попробуем выяснить, чья точка зрения верна.

-Итак, мы попадаем в провинциальный город, в среду интеллигенции, в круг друзей знакомых Виктора Зилова. Какие они? Насколько интеллигентны, по нашим представлениям (кратко характеризуем):

— Саяпин (ему принадлежит идея розыгрыша Зилова; он же приходит остановить Зилова от самоубийства, всё переваливает на Зилова, когда выясняется, кто виноват недобросовестной информации.)

— Валерия, его жена.

— Какие чувства вызывает эта среда обитания? (грусть, неприязнь, но Зилова всё устраивает.)

— В чём же тогда драматургический конфликт пьесы? Что движет пьесу? (конфликт заключён в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос судьбы: как и для чего жить?)

— Мы застали Зилова на следующий день после того, как он, отмечая с друзьями открытие охотничьего сезона, устроил скандал и теперь. происходит осмысление происходящего. Зилов стал раскручивать свою жизнь, воспоминания заполняют всю пьесу.

6. Работа в группах. (Каждая группа готовит воспоминания Зилова, зачитывает комментирует, спорит.)

1 группа Воспоминания о новоселье.

2 группа Воспоминания, связанные с подписью под липовым документам.

3 группа Воспоминания, связанные с письмом отцу.

4 группа Сцена, когда Галина уличает мужа во лжи, а он совершенно очевидно лжет.

5 группа Сцена, прощания с женой, где Зилов унижает, оскорбляет её и тут же произносит самообличающий монолог.

В споре ребят сталкиваются различные мнения: искренне или нет, верить или нельзя бессердечный, циничный.

— Ребята, а зачем в пьесе возникает мотив охоты?

(охота соединяет человека с природой, в ней мы очищаемся от суеты, дурного в себе нравственно очищаемся.)

Читайте также:  Картины русских художников три охотника

— Обращаемся к финальной сцене (зачитать) как истолковать её? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова? (трижды повторяет автор «плачет» или «смеётся», от истолкования зависит судьба героя, но это уже за рамками пьесы).

7. Слово учителя.

В пьесе звучит главный вопрос: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различить даже противоположности — любовь и измены, страсть и равнодушие, искренность и фальшь. Когда потеряны нравственные ориентиры, человек мельчает, теряет ту человеческую суть, без которой он мёртв при жизни, приговаривает себя к духовной смерти.

Работа с текстом пьесы А Вампилова «Утиная охота».

Работа с текстом пьесы А.Вампилова «Утиная охота».

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом пьесы А Вампилова «Утиная охота».»

Пьеса А. Вампилова «Утиная охота». Работа с текстом.
1. Об «Утиной охоте» много спорят. Что, по вашему мнению, является предметом спора? Какой из героев, по вашему мнению, деградировал окончательно? (В. Зилов)
2. Подумайте, оставляет в нем что-то надежду на обновление? Каково ваше мнение?
3. Критики тоже разделились. Одни считают, что деловит, незауряден, он сохранил человеческое обличие. Ему скучно жить, но он способен на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Но чем же привлекает драматурга вот такая жизнь, такая судьба?
4. Итак, мы попадаем в провинциальный городок, в среду интеллигенции, молодых людей около 30 лет, в круг друзей и знакомых Виктора Зилова. Кто они? Насколько интеллигентны, по вашим представлениям?
А) Саяпин – ему принадлежит идея розыгрыша с венком и телеграммой, хотя потом просит прощение. Но сама- то идея именно такого розыгрыша страшна. Он останавливает Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». Все переваливают на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестности информации. Он, естественно, не друг Зилова и, конечно, не интеллигент.
Б) Валерия, жена Саяпина. Каковы черты ее характера? Интеллигентна ли она?
Энергичная, напористая, пробивная, современная.
Ради чего она решила «приударить» за начальником мужа? (ради выгоды, ей необходимо получить квартиру). Льстивая.
Найти эпизод, когда она на новоселье осматривает квартиру Зилова. Прокомментировать этот эпизод. Прочитать только ее реплики и сделать вывод. (Минимум словарного запаса, практичность, от которой становится не по себе)
В) Кушак (глуповат, трусоват, не прочь поразвлечься в отсутствии жены)
Г) Кузанов – наивен, не разбирается в жизни. Участник розыгрыша Зилова.
Вспомните, что он говорит Виктору? Почему всех Вера называет «аликами»? (Потому что все они серые, на одно лицо. Именно «алики» – и этим все сказано).
5. Смешно или грустно, глядя на эту среду обитания? Зилова она устраивает? В чем конфликт произведения? Почему он решил застрелиться?

Сначала эта жизнь его устраивала, но постепенно в нем зреет вопрос: как и для чего жить? А коль этот вопрос мы ставим, значит пьеса не бытовая, а бытийная. Вампилов поднимает проблемы бытия.
6. Мы застаем Зилова на следующий день после того, как он отмечает с друзьями начало охотничьего сезона, утром скандал. И теперь что он начинает делать?
Он раскручивает назад свою жизнь, вспоминая события последних 2-х месяцев. Эти воспоминания заполняют почти всю пьесу. Зилов узнает о своей смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает вспоминать прошлое.
7. Для чего понадобился драматургу этот прием, который называется ретроспекцией?
Во-первых, человеческая память удерживает лишь самое главное в жизни, во-вторых, в воспоминаниях человек не только видит события, но и анализирует их, делает выводы. Конечно, подсознательно.

8. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов и Галина ждут гостей на новоселье. Чтение эпизода. Пришло ли счастье в дом Зиловых? А было ли оно?
Если она вспоминает о прошлой жизни, значит, было, оно, это, счастье, была эта любовь.
9. Где же они ее растеряли, как вы думаете? (обращение к ремаркам)
Легкомыслие мужа, несбывшиеся надежды, мечты, непосильная работа, когда чувствуешь ежедневную непроходящую усталость. В Галине еще трепещется надежда на семейное счастье, но дежурные зиловские «конечно», «обязательно», «это не проблема» почти приглушают огонек этих надежд.
10 Сцена новоселья. Попробуем ее прокомментировать. Много ли пожелали хозяевам? Есть ли здесь обстановка чего-то праздничного?
Ничего радостного, тем более праздничного. Разговоры ни о чем, пожелать новоселам нечего, о добрых традициях никто не помнит.
В воспоминаниях есть одна горькая сцена о том, что любит Зилов. Давайте ее прочитаем и прокомментируем.
11. С чем связано второе воспоминание Зилова? (подпись под липовыми документами, письмо отца, знакомство с Ириной).
12. Найти и прочитать письмо отца и прокомментировать его.
13. Почему преображается эта только что холодная душа при встрече с Ириной?
Непосредственность, доверчивость, искренность. Он понимает, что такие девочки появляются нечасто, она для него святая. Но, согласитесь, по ремаркам мы видим, что Ирина похожа на его жену в юности, которую он по сути предал.
14. Проанализировать последнюю реплику Зилова в 1 действии, когда жена
сообщает ему, что у них будет ребенок.
15. Обращаемся к картине 2-го действия. Что вы можете сказать о Зилове из этого эпизода? (Корежит от его нерешительности, лживости. Он по сути заводит азартную игру с некогда любимым человеком.)
16.Понимает ли Галина его фальшь? (Конечно, она понимает, ей больно и горько. И все-таки он заражает Галину своими воспоминаниями)
Понимает ли Зилов страшный смысл произошедшего? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ремаркам, которые определяют каждое воспоминание.
17. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов прощается с Галиной. Искренен ли Зилов? Верите ли вы ему? Почему ушла Галина?
Слово учителя:
Охота соединяет человека с природой, природа очищает от суеты, от наносного, дурного, т.е. каждый человек на природе нравственно очищается. Но охота- это и преследование, и смерть. Но жена Зилова говорит, что он даже ни разу не убил маленькой птички и, скорее всего, не убьет.
Тогда зачем он ждет охотничьего сезона? Ваше мнение.
Главное для него, наверное, стремление побыть наедине с природой, побыть самим собой, ни лгать, ни изворачиваться. Парадокс, наверное, в том и заключается, что на охоте Зилов вряд ли когда сможет убить, а вот в жизни – он бьет без промаха: по жене, по еще не родившемуся ребенку, по Ирине, когда предлагал ее, как товар, друзьям, по Вере, по отцу, которого предал.
Старая истина: творимое тобою зло вернется к тебе. Зилов получил телеграмму-соболезнование от друзей. Это расплата за свершенное Зиловым зло.
18. К какому итогу пришел в конце концов герой? Прочитать последнюю ремарку. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова?
Трижды повторяет автор «плачет или смеется». И если читатель решит, что плачет, тогда есть надежда на возрождение.
Вывод:
Обратимся к первой ремарке. Прочитать, сколько раз автор повторяет слово «типичный» Какой знак подал нам, читателям, автор, повторяя одну и ту же деталь? О чем хотел сказать?
Конечно же, о типичности этой обстановки, о типичности семьи, о том, что здесь произойдет.
Стало типичным, что интеллигент на поверку оказывается вовсе неинтеллигентным, когда потеряны все нравственные ориентиры, когда скучно и не для чего жить. И если мы видим срез нашей жизни – не страшно ли нам?
Не страшно ли нам, что в каждом из нас, если честно взглянуть на себя, есть хоть немного от Зилова. А не сказал ли нам автор о том, что все мы, без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а значит, и с каждого спрос?
Вампилов выразился с определенностью: среда – это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда – это то, что каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?

Читайте также:  Особенности национальной охоты новогодний

Повторим фразу Вампилова, так запомнившуюся его друзьям: «Писать нужно о том, от чего не спится по ночам»

Оцените статью
Adblock
detector