Анализ пьесы Александра Вампилова Утиная охота
Александр Вампилов
пьеса «Утиная охота», 1968
Пьеса «Утиная охота» написана Вампиловым в 1968 году. Исследователи отмечают, что «»Утиная охота» – самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова» . Безусловно, это неслучайно. Драматургия последних десятилетий XX века стремилась «преодолеть устоявшиеся штампы и обратить внимание на тревожные процессы в нравственной атмосфере общества, что прежде всего связывалось с изменением человеческой психологии в сторону вещизма и бездуховности, с переосмыслением ценностных ориентиров» .
Талантливый драматург сердцем чувствовал духовные катастрофы современного ему человека, человека 60-70-х гг. XX века. Как указывают критики, Александру Вампилову «удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете чувства доброты, доверия, взаимопонимания, духовного родства» .
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам» , — утверждал Вампилов. «Утиная охота» — лично пережитое, прочувствованное, вымолченное.
Действие пьесы «Утиная охота» происходит в конце 60-х гг. Перед глазами читателя – городская квартира главного действующего лица, Зилова. На протяжении пьесы воспоминания героя рисуют нам отдельные эпизоды его жизни.
Зилову «около тридцати лет», как отмечает в ремарке автор. Несмотря на молодой возраст героя, ощутим его духовный упадок, отсутствие нравственных и сердечных сил. Вампилов указывает, что «и в походке, и в жестах, и в разговоре у него (Зилова – примечание наше) сквозят некие неуверенность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». По ходу пьесы читатель узнает, что внешнее благополучие и физическое здоровье Зилова – видимость. Героя что-то разрушает изнутри. Какая-то сила, взявшая над ним верх. Эта сила – сама жизнь, с которой Зилов не желает бороться. Он не живет – изживает себя. В какой-то момент судьба поглотила Зилова, обыденность и рутина жизни стали нормой, более того – привычкой, второй натурой.
Тема «изживания себя», духовного упадка лейтмотивом проходит через все действие пьесы. Траурная музыка, похоронный венок, фраза «жизнь, в сущности, проиграна» — характерные детали, сопровождающие развитие действия. Самое страшное то, что Зилов давно уже смирился со своим падением. «Брось, старик, — говорит он Саяпину, — ничего из нас уже не будет… Впрочем, я-то еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Эта фраза – «желания не имею» — олицетворение всей внутренней и внешней жизни героя: его отношений с женой, женщинами, друзьями, коллегами, самим собой. Зилов добровольно сдается. Он вступает в порочный круг, где единственным действием оказывается бегство от самого себя.
Зилова окружают люди, с которыми он может общаться без какого-либо усилия – сердечного ли, умственного ли. Вероятно, к такому существованию герой пришел после страшного потрясения. Исследователи отмечают, что «… за плечами Зилова несомненное разочарование, душевный слом, вследствие которого он готов перестать верить в добро, порядочность, призвание, труд, любовь, совесть» . Он превращается в циника, пережив внутреннюю катастрофу. Страданию противопоставляет равнодушие и отрицание. «Цинизм от страдания. Думали ли вы когда-нибудь об этом?» .
Однако именно цинизм позволяет Зилову сознавать, разуметь, определять. Все-таки он не живет в мире иллюзий. Как отмечал современник Александра Вампилова писатель Сергей Довлатов, «цинизм предполагает наличие общих идеалов» . Безусловно, идеалы у Зилова были. Но они не выдержали грубого прикосновения реальности, когда «бурная жизнь превратилась в скупую прозу».
Сам образ вожделенной утиной охоты лишен романтической, идиллической окрашенности. Для Зилова утиная охота – небытие, тишина на охоте – «беззвучие вечного забвения, немота почти потустороннего мира» : «Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет».
Чтобы вырваться из мрачного круга необходимо действие. Не декорации, не приготовления к действию, но – действие. В духовном отчаянии Зилов пытается покончить жизнь самоубийством. Но этот его поступок – игра с самим собой, мрачная ирония, издевка: «Уселся на стул, ружье поставил на пол, навалился грудью на стволы. Примерился к курку одной рукой, примерился другой. Поставил стул, уселся, ружье устроил так, что стволами оно уперлось в грудь, прикладом в стол. Отставил ружье, стянул с правой ноги сапог, снял носок, снова устроил ружье между грудью и столом. Большим пальцем ноги нащупал курок…».
На наш взгляд, проблематику пьесы «Утиная охота» можно определить словами одного из современников Александра Вампилова – писателя Валентина Распутина: «Главный вопрос, который постоянно задет Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудноразличимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» . «Утиная охота» — трагическая кульминация основной темы театра Александра Вампилова: «поборет ли живая душа рутину жизни?» .
И, может быть, для Зилова не все еще потеряно. Может быть, у героя откроется второе дыхание и он увидит, что «дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем». Может быть, слова Зилова «Я готов. Да, сейчас выхожу» — настоящее действие, начало новой жизни.
Вне всякого сомнения, Александр Вампилов обладал редким даром – даром драматического писателя. Его творчество – живое; чувство меры, талант, немалая доля гениальности – отличительные признаки драматургии Вампилова. В пьесе «Утиная охота» нет места неправде. Именно поэтому читается она свободно и в то же время обращает мысль в глубины человеческого бытия. Автору удалось превратить диалогическую речь действующих лиц в «сверкающий, напористый поток» .
Правдивость и дар человеческой чуткости – вот что обеспечивает творчеству Александра Вампилова ни с чем не сравнимую притягательность. По признанию Валентина Распутина, «Слушать и говорить с ним (Вампиловым – примечание наше) было так легко и свободно, словно тобой в это время управляли какие-то посторонние добрые силы» .
1. Вампилов А.В. Старший сын. Пьесы. Рассказы. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005
2. Довлатов С. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4/ Сост. А. Арьев. – СПб, «Азбука-классика», 2005
3. Лакшин В.Я. Душа живая// Вампилов А.В. Старший сын. Пьесы. Рассказы. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005
4. Розанов В. Метафизика христианства. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
5. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 Ч./ В.В. Агеносов и др. Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2002
Вампилов А. Утиная охота. Анализ пьесы. Часть 1 (Литература XX века)
Пьеса «Утиная охота» написана А. Вампиловым в 1967 года и отражает то же самое время. Её герои — жители провинциального города советской эпохи. А. Вампилов показал парадоксы социального развития. Проблемы, которые решают герои, — проблемы времени: низкая зарплата, отсутствие жилья, скучная, ничего не дающая человеку работа, отсутствие высоких помыслов, лицемерие в общении между людьми, утрата человеческих ценностей.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В главном герое Зилове происходит мучительная ломка, он пытается вырваться из оков времени, жить полной жизнью, но ему не удается. Жизнь его не всерьез. И это мучительно.
Действие пьесы протекает в течение одного дня, но насыщено воспоминаниями главного героя Виктора Зилова о событиях своей жизни, о своих друзьях, любимых женщинах.
Ему около 30 лет, он высок, крепкого сложения. В нем чувствуется много свободы и в манере говорить, и в походке, и в жестах. В разговоре сквозит небрежение и скука. Он инженер, работает в Бюро технических информаций. Таким нам представляет автор своего героя.
Первый диалог Зилова с ещё неизвестным нам Димой полон энергии, желания ехать на охоту, раздражения на дождь, который мешает этой поездке. Терзают героя смутные воспоминания о вчерашнем пьяном скандале, который он учинил друзьям в кафе. Немного странно звучит вопрос Димы о смерти Зилова и недоуменные вопросы последнего: «Умер? Кто умер? Я? Да вроде бы нет…».
Но тема смерти продолжается неожиданным появлением в квартире Виктора траурного венка. Его доставляет неизвестный мальчик. Живому Зилову друзья преподнесли траурный венок. Пошутили.
Воображение Зилова восстанавливает лица друзей. На фоне траурной музыки, которая странным образом преображается в бодрую и легкомысленную он видит знакомые лица и слышит отзывы о своей смерти. Кто-то не верит в его смерть: «Спорим, он распустил этот слух, а сам сидит себе в «Незабудке» (Саяпин). Кто-то сокрушается: «Какое несчастье!» (Кушак). Недоумевают Вера и Ирина: «Такого от него не ожидала» и «Зачем?» В отчаянии жена Галина: «Я не верю, не верю!» Философствует Кузаков: «Жизнь, в сущности, проиграна».
Это первое знакомство с друзьями Виктора. Эти же диалоги зазвучат в конце пьесы, когда Зилов в отчаянии учинит скандал и направит на себя охотничье ружье.
Зилов один, в своей квартире, не находит, с кем бы можно поговорить по душам, поэтому предается воспоминаниям.
Первое воспоминание о встрече в кафе «Незабудка» с Кушаком, Саяпиным, Верой. Мы много узнаем о самом Зилове. Он получил новую квартиру и собирает друзей на новоселье. Когда-то он любил красавицу Веру, а теперь пытается спрятаться от неё.
Сцена новоселья наполняется и новыми персонажами. Характеристики гостей становятся ярче и отчетливее.
Валерия, жена Саяпина, практична, рассматривает квартиру, по достоинству оценивает её и требует от мужа такую же — в присутствии начальника! Сам Саяпин мысленно расставляет мебель в такой же, ещё не полученной своей квартире. Его главная цель — получить квартиру.
Зилов весел, ведет себя свободно со всеми, и с руководителем в том числе, острит. Искренне рад подарку — охотничьему снаряжению. Предстоящая охота его радует, хотя охотник он никакой. Эту тайну открывает его жена Галина. Оказывается, Виктор не подстрелил ни одной утки. Об этом же позже скажет его напарник Дима.
На новоселье звучит ещё одна фраза-характеристика Зилова из уст ироничного Кузакова, поддержанная дружным смехом: «Больше всего Витя любит работу». Руководитель Бюро Кушак вроде бы встает на защиту Зилина: «Деловой жилки ему не хватает, но он способный парень». Но верим ли мы Кушаку?
Он руководитель учреждения. Человек с принципами. Но постоянно их нарушает, хотя сильно осторожничает. Пьёт на обеденном перерыве вино и озирается, чтобы никто не увидел. Всегда ищет оправдания нарушению принципов. Он считает, что одному без жены идти на новоселье к Зилову неприлично, но легко соглашается, потому что обаятельная Вера решает все его проблемы. Он проявляет симпатии к Вере, готов на любовные отношения, жаждет их, но озирается. Советуется с Зиловым: не выйдет ли что-либо скандальное, если он проводит Веру домой. Выглядит Кушак смешно и глупо ещё и потому, что всё время выглядывает в окно на свою машину.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id77782
А. В. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Психологическая раздвоенность характера героя. Смысл финала пьесы
Содержимое разработки
Тема урока: «А. В. Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Психологическая раздвоенность характера героя. Смысл финала пьесы»
Биография А. В. Вампилова (для ознакомления переходите по ссылке) http://wap.vsekratko.ru/biography/vampilov/
Утиная охота (для прочтения переходите по ссылке) https://briefly.ru/vampilov/utinaja_ohota/
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе
Психологическая раздвоенность характера героя
Пьеса Вампилова «Утиная охота»: анализ произведения
Домашнее задание(написать конспект)
3.Проблематика и основной конфликт пьесы Вампилова «Утиная охота»
Александр Вампилов – широко известный русский драматург, трагически погибший в возрасте 35 лет. Его литературное наследие – три одноактные пьесы и 4 многоактные. Творчество этого автора принято считать новаторским, перевернувшим все представления, существовавшие в драматургии до него. Писатель предлагает нашему вниманию своего современника, человека молодого и амбициозного, но столкнувшегося с крахом всех надежд и идеалов.
Вампилов с необыкновенной реалистичностью показывает советские застойные времена. Ту эпоху, когда ситуация настолько критична, что из нее просто нет выхода, но надо как-то жить дальше. Герои драматурга – полные сил молодые люди, лишенные возможности жить так, как они этого хотят, и как позволяет их потенциал.
В основе пьес Александра Вампилова отнюдь не драматический конфликт, этим он и выбивается из ряда других авторов. Его пьесы несут в себе исповедь, но герои бездействуют. Ничего трагического в его произведениях нет. На сцену выходит действующее лицо, которое на протяжении всех сцен пытается разобраться в самом себе и в том мире, который его окружает. Вся суть заключена в том, что герой пытается постичь свое самосознание. Вампилов – удивительный автор, он предлагает актерам сыграть то, что невозможно представить в действии. И все же это получается.
«Утиная охота» — зрелая пьеса автора. Главной проблемой, положенной в основу этого произведения, является снижение роли духовных ценностей. Вампилов показывает читателям полтора месяца из жизни Виктора Зилова. Его воспоминания становятся сюжетной линией. Авторская позиция легко прослеживается в ремарках. Это традиционно в драматургии. Правда, что касается Вампилова, то его ремарки пространные и однозначные, сценаристы действуют четко в их рамках, не допуская свободы.
Отношение автора к героям можно увидеть и в диалогах действующих лиц. Оценочные характеристики для окружающих с легкостью и завидным постоянством раздает главный герой – Зилов. Ему Вампилов позволяет многое, он напоминает шута, с которого спрос минимален. Да и не зря над ним постоянно подшучивают, причем даже самые близкие люди. И эти шутки не всегда безобидны. Окружающие испытывают к Зилову массу чувств – ненависть, злость, ревность. Как видите, здесь полностью отсутствуют положительные эмоции. Может, Виктор и заслужил их. Впрочем, как и любой другой человек. Зилов не может ответить, что он любит больше всего, хотя все вокруг точно знают ответ на этот вопрос – Виктор любит охоту. Своеобразный комизм ситуации придает и то, что он при этом до конца пьесы не снимает охотничьих принадлежностей. Это своеобразный лейтмотив маски ,который не раз использовал Вампилов в своем творчестве.
Утиная охота для главного героя – свобода, возможность вырваться из общественных оков того времени. Это избавление, начало нового и счастливого пути.
В «Утиной охоте» нельзя однозначно назвать отрицательных и положительных персонажей, все они несчастные люди, жизнь которых не сложилась, да и могла ли сложиться?
4.Вся пьеса драматурга построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова. События, следующие один за другим, воспоминания самого героя выстраиваются в логическую цепочку, поясняющих постепенно, отчего жизнь пуста и способен ли изменить ее. Вампилов дает авторскую характеристику Зилову, которая настораживает читателя: «Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Напоминает Евгения Базарова — небрежность, скука, уверенность в себе:происхождение которых невозможно определить с первого взгляда.
Образ Зилова, его характер, его душа раскрываются через воспоминание героя о прошлом, которое связывает с настоящим. В настоящем, в реальном мире Зилов ищет выход из тупиковой ситуации. Основным мотивом в прозе, в лирике, в драматургии 70-х годов являлось стремление человека к цельности, духовности, «нужности» обществу. Так и в пьесе «Утиная охота» наш герой опутошен и находится в напряженном поиске этих идеалов. Критик В.Лакшин пишет: «:не найдя, ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем, Ему остаются разве что какое-то механическое изживание суток, редкие подстегивания себя, своего вялого душевного тонуса выпивкой и любовной интрижкой да еще мечтой об утиной охоте. Однако, похоже, что сама охота — подмена деяний и страстей жизни. Зилов сродни тем охотникам, которые больше снаряжаются на охоту и рассуждают о ней, чем стреляют дичь. Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как возвышенно — поэтическое. В самом деле — природа, тишь, сосредоточенность души. Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? «Знаешь, какая это тишина? — объясняет герой. — Тебя там нет, ты понимаешь? Нет, ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Но пьеса А.Вампилова ставит весьма серьезные вопросы своей эпохи , да и сам герой далеко не конченный человек, ведь при всех его грехах нет равнодушия, при всей своей пошлости в первом действии он пытается найти выход из бесцельной жизни.
Во втором действии мы видим как Зилов одинок. Своими выходками, не поддающиеся здравому смыслу, он восстанавливает против себя всех. Зилов мечется. В классической литературе девятнадцатого века герой Пушкина, Онегин, вступает в конфликт с обществом и с самим собой, Лермонтов решает вопросы, только ли «пороки поколения» стали основой для создания характера Печорина. Пушкин, Лермонтов, Чехов, Вампилов открывают «жизнь сердца» своих героев. Они обращаются к внутреннему миру человека, психологическому самоанализу героев. И Онегин, и Печорин, и герой Вампилова одиноки. Их объединяет разочарованность, честный суд над самим собой и жажда другой, высокой жизни. В героях есть сила и есть слабость. Авторы не дают конкретную, категорическую оценку их поступкам, мыслям.
«: мы поднимаемся рано, еще до рассвета. Ты увидишь, какой там туман — мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда поднимется солнце? Это как в церкви, и даже почище, чем в церкви: А ночь? Боже мой!» Все развитие действия в пьесе доказывает, что желание утиной охоты не прихоть, а потребность, свидетельствующая о нежелании примириться с пошлым бытом, с бесцельностью существования. И поведение Зилова — это своего рода протест. Друзей он просит: «Подарите мне остров. Ели вам не жалко». А охотничье снаряжение, которое ему дарят, — самое желанное. «Это — да, это — уважение:Утиная охота — это вещь». В.Г.Маранцман считает, что для Зилова утиная охота тот же остров, куда он рад уйти от опостылевшей ему жизни. И не для того, чтобы дичь подстрелить. Зилову хочется избавиться от себя, от «тысячелетней «усталости, уйти от нелепой, суетной, пустой жизни.
Мы привыкли говорить «правда характера», имея ввиду, что писатель ни в чем не сфальшивил, ничего не утаил, показав определенный социальный тип, как он сложился в действительности. При чтении пьесы А.Вампилова «Утиная охота» возникает чувство жалости к хорошему человеку, но как-то его «правда» слишком беззащитна. Разговоры о нравственности , как правило , бывают скучны. Вампилов не умел быть скучным, все его пьесы, в том числе и «Утиная охота», отличаются напряженностью внутреннего мира героя. Прочитанное заставляет думать о жизни вообще, не только о литературе и искусстве. Автору важно было понять главные нравственные законы, которые называют правдой времени. Ведь ритм времени живет не вне нас, а внутри нас, поэтому закономерно появление «героев своего времени». «Художественная литература и потому считается художественной, — писал Чехов одной начинающей писательнице, — что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле».
Второе действие катастрофично для Зилова: смерть отца, уход жены, сомнение в своем чувстве к Ирине, угроза увольнения. В третьем действии герой поставлен в такие обстоятельства, где Зилов идет на сознательный бунт, мотивированной внутренней потребностью — разорвать привычный круг жизни. «В черном костюме, торжественный и возбужденный» Зилов собрал друзей, чтобы сказать им правду о них. Неприглядную. «Кого вы тут обманываете? И для чего? Ради приличия? Так вот, плевать я хотел на ваши приличия, Слышите? Ваши приличия мне опротивели:Убирайтесь, я вам говорю! Бунт — это своего рода прозрение, очищение. Вампилов отвечает на один из ключевых вопросов внутренней духовной жизни : зачем человеку совесть, правда? В этом состоит художественная индивидуальность драматурга.
Зилов одинок, и «одинокость» его усиливается после скандала. «Друзья» присылают венок. И Зилов готов принять их вызов — покончить счеты с жизнью, не хочет ехать на охоту, гонит своих «спасателей». «Утиная охота» — одна из самых сложных пьес А.Вампилова. Парадокс Зилова состоит в том, что мы видим Зилова его глазами, и свою жизненную несостоятельность разоблачает сам. В.Г.Маранцман пишет:»В ожесточении этого бунта, этого мучительного разрыва и рождения правды Зилов не щадит никого: Конечно, Зилов пьян, но отчаяние его подлинное, и оскорбления не случайны».
«К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем» Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: «Да, хочу на охоту:выезжаешь. Прекрасно:Я готов: Да, сейчас выхожу».
Так психологически тонко исследует Вампилов характер Зилова, пробуждает потребность переоценить те истины, которые казались непреложными, ведет к нравственной душевной зрелости человека. У читателя не рождается чувство безнадежности, он верит, что урок, преподанный герою жизнью, сделает его лучше, а читатель обогатится опытом его, задумается о себе и окружающих его людях.
5.Пьеса Вампилова «Утиная охота»: анализ произведения
Созданная в 1967-м году пьеса «Утиная охота», анализ которой мы проведем, оказалась самой загадочной из всех произведений Вампилова, ее сценическая судьба оказалась, в отличие от других пьес, которые ставились много и приносили успех постановщикам и актёрам, тоже необычной: впервые поставленная только в 1975-м году, она до сих пор так и не получила адекватного драматургическому материалу сценического воплощения, да и отличный в целом фильм В. Мельникова «Отпуск в сентябре» с блистательным Олегом Далем — это всё-таки не совсем Вампилов.
Виктор Зилов, главный герой «Утиной охоты», воплотил в себе черты характера и целого поколения, и всей эпохи, которую позже назовут «эпохой застоя». Этот тридцатилетий, физически крепкий, человек, у которого в жизни есть всё — работа, квартира, жена, друзья, женщины, которые его любят, — живёт, плывя по течению, его ничего не интересует, он живёт как бы во сне. Внешне кажется, что он активен и деятелен, но на самом деле он просто существует, не «проживая душой» всё, что с ним происходит. Поэтому он приносит несчастье жене и Ирине, юной девушке, влюблённой в него, поэтому он постоянно пьёт и скандалит — ему надоело так жить, но и изменить свою жизнь он не в силах.
Самое страшное в анализируемой пьесе то, что Зилов живёт среди людей, которые не замечают пустоту и бессмысленность своего существования, наоборот, они всем довольны, им кажется, что у них всё отлично, и они не понимают, чего же, собственно, не хватает Зилову. Отношения людей, которым «все до лампочки», которым на всё «наплевать» не могут удовлетворить Зилова, он мается тем, что его жизнь сложилась так, но у него есть отдушина в душе — утиная охота. Весь год он живёт ожиданием времени, когда можно будет бросить всё и уехать туда, где можно быть самим собой, где душа человека обретает успокоение: «О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви. «. Только вот стрелок он неважный, потому что не может равнодушно видеть летящих уток: «Но они не на картинке. Они-то все-таки живые». «Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мёртвые,» — говорит Зилову его «друг» Дима, который на охоте «гигант» — и Зилов легкомысленно соглашается с ним.
Финал пьесы «Утиная охота» Вампилова не даёт ответа на вопрос о дальнейшей судьбе героя, который, после попытки самоубийства и не то плача, не то смеясь («Плакал он или смеялся — по его лицу мы так и не поймем») звонит тому же Диме и говорит «Да, всё прошло. Совершенно спокоен. Да, хочу на охоту. Я готов. «. Если Зилов успокоился, стал «таким, как все», то это означает, что он окончательно смирился с пошлостью и бездуховностью существования, с которой давно смирились все окружающие. Если нет. Но ведь он «совершенно спокоен», и теперь он перешел в разряд тех, «кто попадает».