Вампилов пьеса утиная охота проблематика

Анализ пьесы Александра Вампилова Утиная охота

Александр Вампилов
пьеса «Утиная охота», 1968

Пьеса «Утиная охота» написана Вампиловым в 1968 году. Исследователи отмечают, что «»Утиная охота» – самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова» . Безусловно, это неслучайно. Драматургия последних десятилетий XX века стремилась «преодолеть устоявшиеся штампы и обратить внимание на тревожные процессы в нравственной атмосфере общества, что прежде всего связывалось с изменением человеческой психологии в сторону вещизма и бездуховности, с переосмыслением ценностных ориентиров» .
Талантливый драматург сердцем чувствовал духовные катастрофы современного ему человека, человека 60-70-х гг. XX века. Как указывают критики, Александру Вампилову «удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете чувства доброты, доверия, взаимопонимания, духовного родства» .
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам» , — утверждал Вампилов. «Утиная охота» — лично пережитое, прочувствованное, вымолченное.
Действие пьесы «Утиная охота» происходит в конце 60-х гг. Перед глазами читателя – городская квартира главного действующего лица, Зилова. На протяжении пьесы воспоминания героя рисуют нам отдельные эпизоды его жизни.
Зилову «около тридцати лет», как отмечает в ремарке автор. Несмотря на молодой возраст героя, ощутим его духовный упадок, отсутствие нравственных и сердечных сил. Вампилов указывает, что «и в походке, и в жестах, и в разговоре у него (Зилова – примечание наше) сквозят некие неуверенность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». По ходу пьесы читатель узнает, что внешнее благополучие и физическое здоровье Зилова – видимость. Героя что-то разрушает изнутри. Какая-то сила, взявшая над ним верх. Эта сила – сама жизнь, с которой Зилов не желает бороться. Он не живет – изживает себя. В какой-то момент судьба поглотила Зилова, обыденность и рутина жизни стали нормой, более того – привычкой, второй натурой.
Тема «изживания себя», духовного упадка лейтмотивом проходит через все действие пьесы. Траурная музыка, похоронный венок, фраза «жизнь, в сущности, проиграна» — характерные детали, сопровождающие развитие действия. Самое страшное то, что Зилов давно уже смирился со своим падением. «Брось, старик, — говорит он Саяпину, — ничего из нас уже не будет… Впрочем, я-то еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Эта фраза – «желания не имею» — олицетворение всей внутренней и внешней жизни героя: его отношений с женой, женщинами, друзьями, коллегами, самим собой. Зилов добровольно сдается. Он вступает в порочный круг, где единственным действием оказывается бегство от самого себя.
Зилова окружают люди, с которыми он может общаться без какого-либо усилия – сердечного ли, умственного ли. Вероятно, к такому существованию герой пришел после страшного потрясения. Исследователи отмечают, что «… за плечами Зилова несомненное разочарование, душевный слом, вследствие которого он готов перестать верить в добро, порядочность, призвание, труд, любовь, совесть» . Он превращается в циника, пережив внутреннюю катастрофу. Страданию противопоставляет равнодушие и отрицание. «Цинизм от страдания. Думали ли вы когда-нибудь об этом?» .
Однако именно цинизм позволяет Зилову сознавать, разуметь, определять. Все-таки он не живет в мире иллюзий. Как отмечал современник Александра Вампилова писатель Сергей Довлатов, «цинизм предполагает наличие общих идеалов» . Безусловно, идеалы у Зилова были. Но они не выдержали грубого прикосновения реальности, когда «бурная жизнь превратилась в скупую прозу».
Сам образ вожделенной утиной охоты лишен романтической, идиллической окрашенности. Для Зилова утиная охота – небытие, тишина на охоте – «беззвучие вечного забвения, немота почти потустороннего мира» : «Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет».
Чтобы вырваться из мрачного круга необходимо действие. Не декорации, не приготовления к действию, но – действие. В духовном отчаянии Зилов пытается покончить жизнь самоубийством. Но этот его поступок – игра с самим собой, мрачная ирония, издевка: «Уселся на стул, ружье поставил на пол, навалился грудью на стволы. Примерился к курку одной рукой, примерился другой. Поставил стул, уселся, ружье устроил так, что стволами оно уперлось в грудь, прикладом в стол. Отставил ружье, стянул с правой ноги сапог, снял носок, снова устроил ружье между грудью и столом. Большим пальцем ноги нащупал курок…».
На наш взгляд, проблематику пьесы «Утиная охота» можно определить словами одного из современников Александра Вампилова – писателя Валентина Распутина: «Главный вопрос, который постоянно задет Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудноразличимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» . «Утиная охота» — трагическая кульминация основной темы театра Александра Вампилова: «поборет ли живая душа рутину жизни?» .
И, может быть, для Зилова не все еще потеряно. Может быть, у героя откроется второе дыхание и он увидит, что «дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем». Может быть, слова Зилова «Я готов. Да, сейчас выхожу» — настоящее действие, начало новой жизни.
Вне всякого сомнения, Александр Вампилов обладал редким даром – даром драматического писателя. Его творчество – живое; чувство меры, талант, немалая доля гениальности – отличительные признаки драматургии Вампилова. В пьесе «Утиная охота» нет места неправде. Именно поэтому читается она свободно и в то же время обращает мысль в глубины человеческого бытия. Автору удалось превратить диалогическую речь действующих лиц в «сверкающий, напористый поток» .
Правдивость и дар человеческой чуткости – вот что обеспечивает творчеству Александра Вампилова ни с чем не сравнимую притягательность. По признанию Валентина Распутина, «Слушать и говорить с ним (Вампиловым – примечание наше) было так легко и свободно, словно тобой в это время управляли какие-то посторонние добрые силы» .

Читайте также:  Арбалеты для охоты описание

1. Вампилов А.В. Старший сын. Пьесы. Рассказы. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005
2. Довлатов С. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4/ Сост. А. Арьев. – СПб, «Азбука-классика», 2005
3. Лакшин В.Я. Душа живая// Вампилов А.В. Старший сын. Пьесы. Рассказы. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005
4. Розанов В. Метафизика христианства. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
5. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 Ч./ В.В. Агеносов и др. Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2002

Проблематика пьесы «Утиная охота» — Вампилов

В 1971 году Вампилов написал свою самую популярную и лучше пьесу.

«Утиная охота» это очень глубокое и многоуровневое произведение, которое отвечает сразу на несколько сложных вопросов. Давайте разберёмся в проблематике пьесы.

Александр Вампилов внёс большой вклад в развитие русской драматургии. Можно сказать, что в глобальном смысле он её изменил, сменив акцент с драматургии на лирику. В пьесах писателя не происходит драматических действий, начало не загоняет читателя или зрителя в круговорот событий, а концовка не является чем-то эпическим или масштабным. Герои пьес Вампилова говорят, думаю, мечтают, но не делают.

Таким образом, настоящий пик постановок Вампилова пришёлся на окончание 60-х годов. В 1971 году вышла его знаменитая и, возможно, лучшая постановка «Утиная охота». Здесь собрались все главные фишки писателя, здесь проявились все его взгляды и смелость. Именно, что смелость. Ведь представьте только: советский союз, цензура, ограничения, а Вампилов пишет про потерянное поколение русского народа.

В центре сюжета Виктор Зилов. Молодой человек свободных взглядов. Его не интересует жена, хотя она у него имеется. Вместо семейных отношений, он предпочитает ей изменять. Зилов любит выпить и не лезет за словом в карман. По сути, он является человеком, которого мало, что интересует, пожалуй, кроме охоты на уток. В этом проявляется, как драматический момент, так и саркастический. Ведь Зилов любит только охотиться, но даже этого он не умеет. А в конечном итоге, даже собравшись, всё равно не сможет поехать на утиную охоту.

Читайте также:  Каналы где есть охота

В этой метафоре, возможно даже абсурдной, проявляется вся проблематика произведения. У героя есть мечта, есть идеалистическое представление о своём будущем. Но все вокруг, как и он сам понимает, что это всё, всё равно не сбудется. Вампилов показывает типичного советского человека, у которого нет возможностей, а все его мечты рушатся.

Но помимо основной проблемы, Александр Валентинович не боится показывать советскую молодёжь того времени. Это изображение людей той эпохи идёт вразрез с воспоминаниями потомков, лозунгов и пропаганды тех лет. Люди пьют, ведут себя неподобающе, изменяют и так далее. У большинства из них отсутствуют ценности.

Хорошо это проявляется на примере всё того же Зилова. Он циничный человек. От этого многие не стесняется презирать его или ненавидеть. Иногда завидовать. Кто в этом виноват? Сам Зилов. Он врёт своей жене, изменяет, приглашает на новоселье бывшую любовницу, а затем без доли сомнения сводит её с начальником. Потом заводит новую любовницу и всё это превращается в круговорот цинизма в природе Виктора Зилова.

Вампилов мастерски показывает подобных героев. Монологи и диалоги дополняются авторскими ремарками, которые направлены на то, чтобы максимально красочно и подробно изобразить того или иного персонажа. Из этих ремарок мы видим, что Зилов неплохой человек, всего его плохие поступки идут не от тёмной души, а скорее из-за ограниченности советского общества, неудовлетворённости жизнью и неправильных решений. Марина в ремарках видится читателю, как добрая искренняя женщина, которой просто не повезло в жизни. И так со всеми героями.

Ну, а возвращаясь к самой утиной охоте, на которую едет Зилов, нужно вспомнить, что инвентарь для потенциальной охоты ему подарили друзья. При этом сначала спросили его, а что ты хочешь. Но они знали уже до этого, решили всё за него, как государство или компартия. Ну, к слову, сам Виктор не против.

Во время повествования, Зилов так и не отправится на охоту. Он будет лишь мечтать о ней и думать. «Там тихо, спокойно, будто ещё не родился никто». Витя под утиной охотой, представляет себе место, где он сможет побыть один, где тихо, где сплошное одиночество и покой. Этакий мир с кисельными берегами и невиданным багряным закатом. Типичные мечты обычного советского человека, запертого за железным занавесом.

Проблематика произведения заключается в поиске себя на этом свете. Рассказывает о потерянном поколении русского народа и о девальвации духовных ценностей в жизни общества. Сильное произведение с глубокими мыслями!

Сочинение на тему «Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»

Александр Вампилов известен в русской драматургии как автор четырех больших пьес и трех одноактных. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Новаторские пьесы Вампилова произвели революцию в русской драматургии и театре.

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Писатель создал образ героя своего времени, молодого, самоуверенного, образованного человека, переживающего крушение своих романтических надежд и идеалов. Автор осмелился в условиях жестких идеологических ограничений показать молодежь 1960-х годов как обманутое поколение. Своих героев писатель ставит в критические ситуации, когда от них требуется жить дальше, а смысла в этом они не видят. Автор блестяще изобразил душный застой советской эпохи, когда всякая инициатива наказывалась, свобода отсутствовала, полной сил молодежи невозможно было проявить себя.

Оригинальность пьес Вампилова в том, что в их основу положен не драматический, а лирический конфликт. Это пьесы-исповеди, герои которых так ничего и не совершают, в пьесах нет трагического или остродраматического начала. Перед зрителем герой, который пытается разобраться в себе и в абсурде окружающего мира. Главное в пьесах – процесс лирического самосознания человека. Вампилов попытался показать на сцене то, что нельзя сыграть, и у него получилось.

Читайте также:  Защита для собак для охоты

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Пьеса «Утиная охота» (1971) – наиболее яркое и зрелое произведение А. Вампилова. В ней выражен основной, по мнению автора, конфликт его эпохи – девальвация духовных ценностей.

Главный герой пьесы – Виктор Зилов. Именно через призму его воспоминаний мы наблюдаем события пьесы. Полтора месяца из жизни Зилова – время, в которое происходит множество событий, апогеем которых становится похоронный венок от друзей вполне живому «герою своего времени», «безвременно сгоревшему на работе Зилову Виктору Александровичу».

Авторская позиция выражается через ремарки, что традиционно для драматургии. У Вампилова они довольно распространенные, в них, как, к примеру, в случае с Ириной, делается качественный акцент: в героине главная черта – искренность. Ремарки Вампилова указывают режиссеру на однозначную интерпретацию того или иного героя, не оставляя свободы при сценической постановке. Авторское отношение к героям прослеживается и в диалогах. Здесь оценочные характеристики окружающим дает больше всех Зилов. Ему – цинику и в целом легкомысленному, непредсказуемому гражданину – многое позволено, как разрешено было во все века шутам. Не зря над Зиловым смеются и шутят даже самые близкие друзья, порой очень зло. К слову, окружение Зилова испытывает к нему какие угодно чувства, только не дружеские. Зависть, ненависть, ревность. И заслужил их Виктор ровно настолько, насколько их может заслужить каждый человек.

Когда гости спрашивают у Зилова, что он больше всего любит, Виктор не находит, что им ответить. Но друзья (как и общество, партия, государство) знают лучше нашего героя – больше всего он любит охоту. Трагикомизм ситуации подчеркивает художественная деталь (подобными деталями пестрит вся пьеса) – Зилов до конца воспоминаний не снимает, как маску, охотничьих принадлежностей. В творчестве автора лейтмотив маски появляется не впервые. В более ранних пьесах мы видим подобный прием («Старший сын», «История с метранпажем»). Герои не только одевают маски, но и надевают их: «Можно, я буду называть вас Аликом?» Вампиловские персонажи с радостью прибегают к ярлыкам, навешивание которых освобождает от мыслей и принятия решений: Вера – именно та, за кого себя выдает, а Ирина – «святая».

Утиная охота для Виктора – воплощение мечты и свободы: «О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Ты еще не родился…» Больше чем за месяц до заветного дня он уже собран и ждет охоты как избавления, как начала новой жизни, как периода для передышки, после которого все станет ясно.

«Утиная охота» – пьеса о ценностях поколения «оттепели», если говорить точнее, об их распаде. Трагикомичное существование вампиловских героев – Гали, Саяпиных, Кузакова, Кушака и Веры – отражает их неуверенность в себе и зыбкость, казалось бы, навсегда определенной обществом окружающей реальности. В системе характеров «Утиной охоты» нет положительных или отрицательных персонажей. Есть уверенный в себе Дима, страдающий от несправедливости бытия Зилов, вызывающая Вера и пребывающий в постоянном страхе Кушак. Есть несчастные люди, жизнь которых не сложилась и, кажется, не могла сложиться.

Вампилов – признанный мастер открытых финалов. Неоднозначно заканчивается и «Утиная охота». Смеется Зилов или плачет в последней сцене, мы так и не узнаем.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Оцените статью
Adblock
detector