Уточки с удочкой для детей

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т] в слогах и словах»

Нурия Зайнетдинова
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т] в слогах и словах»

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах и словах».

Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков Т, Д.

-Закрепить знания детей о звуках т-д;

-Научить дифференцировать звуки т-д в слогах, словах;

-Обогащать словарь детей;

-развивать фонематическое восприятие

-развития логического мышления;

-развитие зрительного восприятие;

-развитие навыков звукового анализа;

-развитие зрительно-моторной координации;

-воспитывать умение слушать педагога, товарища;

-развитие умения работать в коллективе (не перебивать друг друга);

-формировать умения отвечать на вопросы развёрнутыми высказываниями;

-воспитывать доброжелательное отношение друг другу.

Оборудование: таблицы со слогами; карточки с записанными на них словами, предложениями, плакат с чистоговорками.

Ход занятия.

Здравствуйте! Сегодня у нас урок логопедии.Давайте повторим нашу речевку:

Логопед: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ученики: Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

Работа по картинкам.

Что означают слова удочка и уточка? Это очень похожие слова. А чем они отличаются? Какой второй звук в слове уточка? Какой второй звук в слове удочка?Давайте проверим: другие звуки одинаковые или разные? Какой третий звук? Назовите последний звук в слове уточка, а в слове удочка. Изменился один звук, а изменилось все слово.

Чем отличаются эти слова? Звуками Д -Т.

Сообщение темы урока.

Будем учиться различать эти звуки.

А чтобы лучше проговаривать, выполним артикуляционную гимнастику.

Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.) Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».) Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.) Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.) Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.) Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д).

Упражнения для губ: «Улыбочка — трубочка», «Оскал», «Спрятали губы».

«Свеча», «Сдуем пушинку с левой руки (с правой руки)».

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

Уточнение артикуляции звуков

Сравнительная характеристика звуков.

-Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки Т и Д. Одинаково ли положение губ? (одинаковое)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду.

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий в произношении участвует голос.

да — да — да — бежит вода;

та — та — та — хвост пушистый у кота;

ду — ду — ду — дети бегают в саду;

ту — ту — ту — дали молока коту;

ды — ды — ды — нет воды;

ты — ты — ты — во дворе цветы

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук»

— А теперь давайте проверим, как вы различаете эти звуки на слух, и поиграем в игру «Поймай звук». Я буду вам произносить разные звуки, а вы если услышите звук Т хлопните в ладоши, а если звук Д топните ногой.

Читайте также:  Утилитарные снегоходы для рыбалки

б) в слогах:

в) в словах:

Дифференциация звуков в слогах.

– Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

– А что образуется из слогов? (Слова.)

— А что образуют слоги?

Задание на доске,устно:

Закончите слова, добавив слог да или та.

горо. боро. гуся.. та

бе.. бун приро. коф.

воро. порося. во.. кой

свобо. ва.. ры добро.

ро.. ют утя. полно.

Закончите слова, добавив слоги ду или ту.

. ман за. мал забу.

. гой по. шил по. шка

Закончите слова, добавив слог ди или ти.

де.. хо лю. бан. ки

во.. кий тетра. вой. те

уй.. хий лю. ки во. те

1, 2, 3, 4, 5, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы во двор пришли гулять. (идут по столу пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепят комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Дифференциация звуков и букв в словах.

(работа по карточкам)

-Я вам раздам карточки, а вы вместо точек поставите нужную букву т или д. (погода, пакет, вода, вата, дятел, парта, ведро, дом, том, уточка, удочка, ветка, дождь).

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

Повернулись влево, вправо,

Дифференциация в предложении.

-Следующее задание у нас «Докончить предложения». Нужно поставить нужное слово в место точек.

1. Закончите предложения, подобрав подходящее по смыслу слово.

Летом мы жили на маленькой. .

Толя возил кирпичи на. .

В конце предложения надо поставить. .

Мама вела за руку маленькую. .

На озере плавала серенькая. .

Рыболову нужна хорошая. .

Ребята теперь вы уже знаете, чем отличаются наши звуки, и поэтому будете четко произносить чистоговорки.

(чтение чистоговорок по плакату)

Я думаю, теперь вы постараетесь не допускать больше ошибки, не будем путать буквы.

«Подобрать по смыслу слова»

К словам из пункта а подберите подходящие по смыслу слова из пункта б.

а) холодный, густая, тяжелое, медная, младшая, старинная

б) мелодия, ведро, трава, сестра, труба, ветер

а) товарные, летний, медная, лебединая, студеная, ягодные

б) дождик, поезда, места, труба, стая, вода

-Скажите мне пожалуйста, чему же мы научились на уроке?

(мы учились различать звуки и буквы Д Т)

-Что было интересного на уроке?

-Что для вас было трудное на уроке?

-Что же вы поняли на уроке?

-Чем они различаются наши звуки?

-Ребята послушайте меня внимательно, если вы хорошо работали на уроке и всё у вас получалось, и никакие трудности не встретили и не путались со звуками Т и Д, то поднимите зелёную фишку.

-А если вы прекрасно работали, но чуть-чуть путались со звуками Т и Д, тогда жёлтую фишку.

-А если было трудно и скучно на уроке и ничего не получалось, то поднимите красную фишку.

-Оцените пожалуйста свою работу.

-Я ребята хочу вам сказать,что вы сегодня очень хорошо работали: активно, старательно, внимательно, самостоятельно. Я думаю, что вы теперь не будете путать эти звуки. А если у кого-нибудь какие-нибудь трудности, то у вас обязательно всё получиться.

-Спасибо за урок. Всё было замечательно, вы молодцы.

Читайте также:  Как дольше сохранить малинку для рыбалки

А теперь урок окончен. До свидания.

Прикреплённые файлы:

d-t_o8lna.pptx | 127,6 Кб

«Дифференциация согласных звуков в словах». Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звуков [Р] и [Р’] в подготовительной группе «Грибы нашего леса» Тема: «Грибы нашего леса» Цели: 1. Коррекционно – обучающие: — активизация и актуализация словаря; — развитие лексико-грамматического строя;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: — закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] — [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспекты логопедических занятий.

Логопедическое занятие по теме “Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях”.

Пупкова Н.А., учитель-логопед, Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 3”, г. Салехард, ЯНАО.

Тема. Дифференциация звуков д-т в слогах, словах, предложениях.

Цель: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т.

  • учить детей дифференцировать звуки, обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза;
  • закреплять знания языковых норм; способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков);
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д.
  • Предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка.
  • Карточки со словами: уточка, удочка.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем проговаривать все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

— Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать

“Лягушка и слоненок”

-Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

«Уточка-удочка»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

-Сколько звуков в этих словах? 6 звуков

— Это очень похожие слова уточка-удочка.

-А чем они различаются? (второй звук т , в слове уточка)

— В слове удочка второй звук д

-Какой второй звук в слове уточка? Т

-А какой второй звук в слове удочка? Д

-На доску вывешивается слова, уточка-удочка посмотрите, поменяли

одну букву, а изменилась все слово.

— Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для

того чтобы на письме их не путать.

  1. Сравнительная характеристика звуков.

— Дайте характеристику нашим звукам

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково)

Как произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? ( Дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом) А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит) Значит, звук произносится без голоса.

-Какой вывод можем сделать?

Вывод Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, А звук т произносится без голоса он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы.

— Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами)

Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы. тэ, дэ.

-А скажите если поставить согласный и гласный звук вместе, то, что они образуют? (Слог)

6. Дифференциация звуков в слогах

Рассмотрите схему и составьте и прочитайте слоги.

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске.

Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

«Схема Т-Д.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

-А что образуется из слогов? (Слова)

— Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число

  1. Дифференциация звуков в словах

— Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1)

— Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву,

с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки,

-Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка.

-Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове?

-Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? дыня

-Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове?

-Что находится между карандашом и стулом? Дом

-Что находится под тарелкой? ведро

-Молодцы справились с этим заданием хорошо.

-Скажите, слова связанные между собой по смыслу образуют, что?

  1. Дифференциация звуков в предложении.

— Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Прочитайте, что у вас получилось.

-Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что?

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у

— Придумайте продолжение нашему рассказу.

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тёма любит отдыхать летом в деревне.

Дедушка подарил Тёме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

— Как можно озаглавить наш текст.

-Какие звуки учились различать на занятии? Т, д.

-Дайте краткую характеристику этих звуков?

Т-согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д- согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

Оцените статью
Adblock
detector