Утиная охота вампилов идея

Анализ произведения Утиная охота Вампилова

Сегодня мы рассмотрим самую интересную и знаменитую пьесу под названием «Утиная охота», которую написал, Вампилов была написана в 1970 году. Произведение создано в сложной форме и поэтому воспринимается для некоторых читателей немного сложнее. Кроме этого автор здесь излагает свои воспоминания о непростой жизни. Если внимательно рассмотреть пьесу, то ее можно разделить на три слоя. Первый слой является настоящим, второй слой является промежуточным и третий слой это видения.

Произведение больше всего похоже на исповедь, которая начинается много лет назад, и заканчивается сегодняшним днем. Кроме этого здесь просматривается внутренний конфликт. По мере того как жизнь автора приближается к сегодняшнему дню трагизм постепенно нарастает.

Если бы здесь не было диалога, который ведет автор, то произведение казалось бы неполным. Также здесь идет и слова автора, которые он излагает, когда описывает героев.

Если рассматривать слой видений, то здесь излагаются самые сложные и напряженные отношения. Главный герой, наконец-то встречает свою любовь, как это ему кажется и выглядит самым счастливым. Кроме этого он делает все для того чтобы девушка в него тоже влюбилась. И это у него получается. Вот только с одним мужчиной девушка встречаться не может и поэтому вскоре начинает встречаться с еще одним мужчиной. А вот наш главный герой ничего об этом не знает. Как оказалось позже, что и у главного героя есть жена, с которой он уже давно живет. Когда об этом узнает жена, то сразу же собирает вещи и уходит от него. Муж старается ей объяснить причину, но она ничего не хочет слушать. И теперь он может спокойно строить новые отношения. Вот только теперь ему уже ничего не хочется, и он начинает оскорблять ту девушку, которой недавно признавался в любви.

Тут же развивается другой сюжет, в котором участвует Зилов. Недавно он получил квартиру и теперь он может жить открыто со своей любимой девушкой. Но все очень хорошо не может быть. И поэтому у него начинаются проблемы на работе. Сначала он подделывает отчет и эта ложь вскрывается. У него был лучший друг, который неожиданно предал его и занял совсем другую сторону.

С другой стороны главный герой решает объявить всем о том, что он умер. Больше всего на свете ему хочется узнать, как поведут себя его лучшие друзья, с которыми он уже давно общается, и вместе они попадали в разные ситуации. Больше всего на свете ему нравится вместе с друзьями отправляться в лес и там охотиться на разных животных.

Вариант 2

«Утиная охота» была написана Вампиловым в 1970 году. Сейчас это время называют «эпохой застоя». Уже в ремарках можно найти описание заурядной типовой квартиры, с однотипной мебелью.

Главный герой – молодой инженер Виктор Зилов ведет никчемную и неинтересную жизнь. С первых строк понятно, что он уже устал. Внезапно он получает в подарок венок с надписью «безвременно сгоревшему на работе. ». Кажется, что это глупая шутка, но чуть позже читатель понимает, что имел в виду автор. Зилов пьет, постоянно ругается, врет, тем самым похоронил себя заживо.

Описывая комнату Виктора, автор добавляет интересную деталь. Это большой плюшевый кот. Мягкая игрушка является символом нереализованных надежд на семейное счастье и налаженный быт. Его ничего не интересует. Даже предложение жены – завести ребенка, он принимает с откровенным равнодушием. У него есть жена Галина и любовница Вера. Он обманывает обеих, запутавшись во лжи сам. Пригласив своего начальника на новоселье, предлагает ему приударить за Верой.

Образы главных героев прописаны Вампиловым мастерски. Вера – несчастная любовница, потерявшая веру в настоящих мужчин. Она скучает по обычному женскому счастью, семье и детях, при этом называет всех мужчин Аликами. Зачастую она пытается выглядеть грубее и аморальнее, чем есть на самом деле. Один из друзей так и говорит Зилову – «она не та, за кого себя выдает».

В эпизоде новоселья автор применяет интересный прием. Все герои дарят хозяевам подарки. Это помогает понять читателю образ каждого. Галина, жена главного героя, дает понять, что совсем не любит его.

Всем становится понятно, что Виктор не любит ни жену, ни любовницу, ни работу. Саяпины подарили ему снаряжение для охоты. Это тоже образ. Утиная охота – единственное, что любит Зилов. Это что-то настоящее, что осталось у него в жизни.

В отношениях с родителями Зилов тоже оказывается никчемен. Получив письмо от отца с просьбой приехать, он игнорирует ее. Он считает, что отец шлет письма родне только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Виктор даже не помнит, сколько точно его отцу лет. Старик умирает, так не дождавшись своего сына.

Семья героя тоже рушится на глазах. Беременная жена устав от вранья мужа, избавляется от ребенка и уходит от него. На работе ему грозит увольнение за разгильдяйство.

Читайте также:  Бюджетные вездеходы для охоты

Ему не удается построить отношения ни с новой девушкой Ириной, ни с другом Димой, который работает официантом и собирается с ним на охоту. Он оскорбляет Диму, называя его лакеем.

В итоге Зилов пытается покончить с собой, но опять неудачно. Его спасают друзья. В финальной сцене герой лежит на кровати и плачет. А возможно и смеется, отвернувшись к стене. Автор дает возможность зрителю и читателю домыслить самому эту сцену. Виктор приходит в себя и соглашается поехать на охоту. Что будет дальше, не ясно. Автор оставляет вопрос открытым.

Потеря духовных ценностей, вот о чем говорит автор. Отсутствие смысла жизни – типичная черта поколения семидесятых. В идею построения коммунизма, обещанного людям в программе партии, мало кто верил. Понимание собственной ненужности, осознание творческой импотенции подкосили не одну человеческую жизнь в тот период.

Утиная охота – это символ, мечта. Которая вряд ли осуществится. Многие люди того времени так и не смогли найти и реализовать себя, мечтая каждый о своей «утиной охоте».

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ пьесы Утиная охота Вампилова

Популярные сегодня темы

Бунин в своих произведениях часто рассуждал на тему смысла жизни. Ярче всех эта тема поднималась в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Видимо этот вопрос сильно волновал писателя, он хотел донести свои ценные наблюдения до читателей.

Лирику Тютчева нередко сравнивают с творчеством Фета. Действительно, эти поэты были во многом созвучны, они оба склонялись к так называемому чистому искусству. Речь идет об искусстве ради искусства

Рассказ «Ионыч» Антон Чехов написал в 1898 году. Его герои много говорят о жизни, о том, как прожить ее достойно, но в то же время живут очень скучно и однообразно. А показал ли писатель настоящую жизнь провинциального городка?

Владимир Маяковский – один из известнейших русских поэтов двадцатого века. Помимо поэзии, Маяковский был кинорежиссёром, сценаристом и актёром. Произведения автора всегда удивляли и шокировали читателей

Образ Ильи Ильича Обломова весьма неординарен, человек он ленив и вырос в патриархальной семье. Обломов привык, что за ним постоянно ухаживают и сам он ничего не может сделать

Анализ пьесы Александра Вампилова Утиная охота

Александр Вампилов
пьеса «Утиная охота», 1968

Пьеса «Утиная охота» написана Вампиловым в 1968 году. Исследователи отмечают, что «»Утиная охота» – самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова» . Безусловно, это неслучайно. Драматургия последних десятилетий XX века стремилась «преодолеть устоявшиеся штампы и обратить внимание на тревожные процессы в нравственной атмосфере общества, что прежде всего связывалось с изменением человеческой психологии в сторону вещизма и бездуховности, с переосмыслением ценностных ориентиров» .
Талантливый драматург сердцем чувствовал духовные катастрофы современного ему человека, человека 60-70-х гг. XX века. Как указывают критики, Александру Вампилову «удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете чувства доброты, доверия, взаимопонимания, духовного родства» .
«Писать надо о том, от чего не спится по ночам» , — утверждал Вампилов. «Утиная охота» — лично пережитое, прочувствованное, вымолченное.
Действие пьесы «Утиная охота» происходит в конце 60-х гг. Перед глазами читателя – городская квартира главного действующего лица, Зилова. На протяжении пьесы воспоминания героя рисуют нам отдельные эпизоды его жизни.
Зилову «около тридцати лет», как отмечает в ремарке автор. Несмотря на молодой возраст героя, ощутим его духовный упадок, отсутствие нравственных и сердечных сил. Вампилов указывает, что «и в походке, и в жестах, и в разговоре у него (Зилова – примечание наше) сквозят некие неуверенность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». По ходу пьесы читатель узнает, что внешнее благополучие и физическое здоровье Зилова – видимость. Героя что-то разрушает изнутри. Какая-то сила, взявшая над ним верх. Эта сила – сама жизнь, с которой Зилов не желает бороться. Он не живет – изживает себя. В какой-то момент судьба поглотила Зилова, обыденность и рутина жизни стали нормой, более того – привычкой, второй натурой.
Тема «изживания себя», духовного упадка лейтмотивом проходит через все действие пьесы. Траурная музыка, похоронный венок, фраза «жизнь, в сущности, проиграна» — характерные детали, сопровождающие развитие действия. Самое страшное то, что Зилов давно уже смирился со своим падением. «Брось, старик, — говорит он Саяпину, — ничего из нас уже не будет… Впрочем, я-то еще мог бы чем-нибудь заняться. Но я не хочу. Желания не имею». Эта фраза – «желания не имею» — олицетворение всей внутренней и внешней жизни героя: его отношений с женой, женщинами, друзьями, коллегами, самим собой. Зилов добровольно сдается. Он вступает в порочный круг, где единственным действием оказывается бегство от самого себя.
Зилова окружают люди, с которыми он может общаться без какого-либо усилия – сердечного ли, умственного ли. Вероятно, к такому существованию герой пришел после страшного потрясения. Исследователи отмечают, что «… за плечами Зилова несомненное разочарование, душевный слом, вследствие которого он готов перестать верить в добро, порядочность, призвание, труд, любовь, совесть» . Он превращается в циника, пережив внутреннюю катастрофу. Страданию противопоставляет равнодушие и отрицание. «Цинизм от страдания. Думали ли вы когда-нибудь об этом?» .
Однако именно цинизм позволяет Зилову сознавать, разуметь, определять. Все-таки он не живет в мире иллюзий. Как отмечал современник Александра Вампилова писатель Сергей Довлатов, «цинизм предполагает наличие общих идеалов» . Безусловно, идеалы у Зилова были. Но они не выдержали грубого прикосновения реальности, когда «бурная жизнь превратилась в скупую прозу».
Сам образ вожделенной утиной охоты лишен романтической, идиллической окрашенности. Для Зилова утиная охота – небытие, тишина на охоте – «беззвучие вечного забвения, немота почти потустороннего мира» : «Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет».
Чтобы вырваться из мрачного круга необходимо действие. Не декорации, не приготовления к действию, но – действие. В духовном отчаянии Зилов пытается покончить жизнь самоубийством. Но этот его поступок – игра с самим собой, мрачная ирония, издевка: «Уселся на стул, ружье поставил на пол, навалился грудью на стволы. Примерился к курку одной рукой, примерился другой. Поставил стул, уселся, ружье устроил так, что стволами оно уперлось в грудь, прикладом в стол. Отставил ружье, стянул с правой ноги сапог, снял носок, снова устроил ружье между грудью и столом. Большим пальцем ноги нащупал курок…».
На наш взгляд, проблематику пьесы «Утиная охота» можно определить словами одного из современников Александра Вампилова – писателя Валентина Распутина: «Главный вопрос, который постоянно задет Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудноразличимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» . «Утиная охота» — трагическая кульминация основной темы театра Александра Вампилова: «поборет ли живая душа рутину жизни?» .
И, может быть, для Зилова не все еще потеряно. Может быть, у героя откроется второе дыхание и он увидит, что «дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем». Может быть, слова Зилова «Я готов. Да, сейчас выхожу» — настоящее действие, начало новой жизни.
Вне всякого сомнения, Александр Вампилов обладал редким даром – даром драматического писателя. Его творчество – живое; чувство меры, талант, немалая доля гениальности – отличительные признаки драматургии Вампилова. В пьесе «Утиная охота» нет места неправде. Именно поэтому читается она свободно и в то же время обращает мысль в глубины человеческого бытия. Автору удалось превратить диалогическую речь действующих лиц в «сверкающий, напористый поток» .
Правдивость и дар человеческой чуткости – вот что обеспечивает творчеству Александра Вампилова ни с чем не сравнимую притягательность. По признанию Валентина Распутина, «Слушать и говорить с ним (Вампиловым – примечание наше) было так легко и свободно, словно тобой в это время управляли какие-то посторонние добрые силы» .

Читайте также:  Роман утиная охота вампилов

1. Вампилов А.В. Старший сын. Пьесы. Рассказы. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005
2. Довлатов С. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4/ Сост. А. Арьев. – СПб, «Азбука-классика», 2005
3. Лакшин В.Я. Душа живая// Вампилов А.В. Старший сын. Пьесы. Рассказы. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005
4. Розанов В. Метафизика христианства. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
5. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 Ч./ В.В. Агеносов и др. Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2002

Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота»

Учебная дисциплина: Литература.

Учебная группа: Все группы 2 курса.

Преподаватель: Тихомирова Н.Ф.

ТЕМА: Александр Валентинович Вампилов. Драматургия.

1. Обзор жизни и творчества А.В. Вампилова.

2. Своеобразие драмы «Утиная охота».

3. Композиция драмы.

4. Система персонажей, особенности художественного конфликта.

5. Мотив игры в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота».

Родился 19 августа 1937 года в старинном сибирском селе Кутулик (Иркутская область, РСФСР, СССР) в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей. Детские и юношеские годы прошли в родном доме.
Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьёзно думать о литературном творчестве. В 1958 году в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ «Стечение обстоятельств» (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961 году). После окончания университета работал в иркутской газете «Советская молодёжь» (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы.

В 1963-1965 годах Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссёрами (А.Т. Твардовским и В.С. Розовым и др., О.Н. Ефремовым и Г.А. Товстоноговым и др.).

После возвращения в Иркутск в альманахах «Ангара» и «Сибирь» увидели свет все его драматургические произведения («Прощание в июне», 1964; «Старший сын», 1965; «Утиная охота», 1968; «Прошлым летом в Чулимске», 1971; одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», 1962, и «История с метранпажем», 1971, позже объединённые под общим названием «Провинциальные анекдоты»).

Читайте также:  Охотник до чужих сигарет

Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор.
17 августа 1972 года Александр Вампилов трагически погиб, утонув в озере Байкал (перевернулась моторная лодка).

Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 — посмертно).

Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота»

Пьеса «Утиная охота» создавалась А.В. Вампиловым с 1965 года. Завершена она была в 1967 году, а впервые опубликована в 1970 году альманахом «Ангара». «Утиная охота» на сцене была поставлена лишь в 1975 году, в то же время пьеса вышла в составе сборника А.В. Вампилова «Избранное».
В пьесе соединились черты и драмы, и лирики: драматические признаки проявились в форме произведения, в его внешней структуре, а лирические – в конфликте пьесы, в передаче чувств главного героя.

«Утиную охоту» можно назвать пьесой в форме воспоминаний. Такая манера написания была довольно популярна во времена создания произведения. Отрывочные воспоминания Зилова, лежащие в основе пьесы, создают цельную картину жизни главного героя, передают основной конфликт произведения.

Форма воспоминаний тесно связана с исповедальным характером. Поэтому «Утиную охоту» можно назвать еще и пьесой-исповедью. В данном толковании важным в произведении является не внешний конфликт Зилова с окружающим миром, а внутренний, связанный с нравственными началами главного героя.

Вся пьеса А.В. Вампилова построена как ожидание Зиловым утиной охоты.
А.В. Вампилов показывает в пьесе картину мира. Равнодушный ко всему Зилов живет в таком же равнодушном мире. Люди не замечают ничтожность своего существования, они довольны тем, что у них есть. Поэтому поведение главного героя для них непонятно. Окружающему миру все равно на мироощущение Зилова, который понимает пустоту своей жизни.
Такому неидеальному миру противопоставлен мир охоты. Тема охоты, поднимаемая автором, воплощает идеи противоположности бездушной обыденности.

Пьеса «Утиная охота» вбирает в себя несколько сюжетных линий. Первая повествует о любовном треугольнике Зилова, его жены и любовницы. Вторая сюжетная линия повествует о карьерной службе центрального персонажа. Третья и основная сюжетная линия связана с раздумьями Зилова о том, как окружающие воспримут его смерть. Особое внимание в сюжете здесь уделяется воспоминаниям главного героя.

Центральным персонажем в системе образов является Виктор Зилов. Он вобрал в себя черты целой эпохи – «эпохи застоя». Главному герою 30 лет, у него есть все, о чем мечтают многие люди. Однако его ничего не интересует. Зилов не живет, а лишь существует. Он будто плывет по течению. С окружающими людьми у героя отношения складываются напряженно. Зилов постоянно врет и обманывает людей, ссорится с ними. Центральному персонажу уже не приносит счастья его жизнь, однако он ничего не делает, чтобы ее изменить. Зилов не хочет воспринимать свою жизнь всерьез.
Пьеса «Утиная охота» включает в себя три действия. Построение в форме воспоминаний позволяет говорить о нескольких временных пластах в произведении: это настоящее, прошлое, а также своеобразный пласт видений героя.
Финал пьесы А.В. Вампилов оставляет открытым. Что произойдет с дальнейшей судьбой Зилова, должны решать сами читатели. Фраза «Плакал он или смеялся – по его лицу мы так и не поймем» говорит о том, что главный герой может пойти двумя путями: жить прежней жизнью и духовно погибнуть или возродиться и изменить свое отношение ко всему происходящему. Пути, по которым пойдет Зилом, каждый читатель выбирает сам.
Помимо открытого финала и своеобразия жанра, в произведении необычно бытописание, включающее большое количество художественных деталей. Так, плюшевый кот – это символ неудачных отношений между Зиловым и Галиной. Весь беспорядок, царствующий в доме к главного героя, говорит и о беспорядке в духовном мире Зилова. А.В. Вампиловым в произведении подчеркивается типичность быта. Условия, в которых проживает свою жизнь Зилов, обычны.

1. Расскажите об исследовании проблемы деградации, распада личности в пьесе «Утиная охота».

2. Почему пьеса с трудом пробивала себе дорогу и стала известна читателю и зрителю лишь в 70-е годы?

3. Что значит для Зилова понятие дружба?

4. Чем для Зилова является утиная охота?

5. Какой смысл заключен в вопросе Димы к Зилову: «Почему ты не стрелял?»

Прочитать пьесу «Утиная охота».

А.В.Вампилов «Утиная охота».

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум:

учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.

Оцените статью
Adblock
detector