Утиная охота с цыгановым

Рецензия: «Райские кущи» с Евгением Цыгановым

Пьеса «Утиная охота» Вампилова, написанная в далекие 60-е, ставилась в театрах множество раз. В 70-е был снят фильм «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова с Олегом Далем, в 80-е его показали. Десятилетия шли, эпоха стояла, тема и персонаж были живы и актуальны до степени запрета цензурой. Но и в наши дни на сцене МХАТа несколько лет с успехом шла выдающаяся постановка Александра Марина с Константином Хабенским.

Соблазн режиссеров легко понять. В декорациях советских реалий разыгрывается вневременная, и оттого вечно современная история о лишнем человеке. В характере Зилова можно даже не сильно стараясь, рассмотреть все симптомы современного горожанина, страдающего болезнью века — депрессией: он вяло изображает видимость деятельности на нелюбимой работе, по инерции изменяет и пытается уйти от действительности в некий светлый мир. У Зилова это — утиная охота, у героя XXI века могли бы быть компьютерные игры. Ведь охота Зилову нужна только как предлог, чтобы уехать, в действительности охотник из него никакой: за всю жизнь он не убил ни одной утки.

Все эти очевидные параллели с миллионами наших хандрящих современников, видимо, и побудили Александра Прошкина поразмышлять о судьбе Зилова в наши дни. Но вместо бездеятельного персонажа, живущего мечтами об увлекательных мирах и презирающего окружающую жизнь, мы получаем вполне активного героя. Зилов не сидит на месте, а занимается вредительством: пользующийся доверием населения информационный портал он превращает в инструмент пропаганды местных олигархов, за что и получает апартаменты в элитном жилом комплексе «Райские Кущи».

Создателям приходится сделать подлость работой Зилова, иначе зритель не поверит в несчастного человека, получающего синекуру с жилплощадью. В итоге меняется и характер вампиловского лишнего героя, и смысл всей истории, а финал (для большей достоверности?) зарифмовывается с судьбой самого Вампилова. Зилов Прошкина в исполнении Евгения Цыганова предприимчив, зол и любвеобилен. И актер отлично справляется с этой ролью. Другой вопрос, что такой Зилов куда больше напоминает официанта – Диму.

Персонаж Виталия Хаева – начальника главного героя – тоже интересно переосмысляется. Теперь его задача не изображать бдительность, а заставлять Зилова вредить эффективней, отчего и он мучается угрызениями совести.

Несмотря на такое видимое смещение акцентов в вампиловской истории, в фильме можно заметить и ряд советских реалий, которые словно забыли «подчистить». И несмотря на крепкий актерский состав (а это и Чулпан Хаматова, и Агриппина Стеклова), в целом возникает впечатление, что смотришь пьесу в среднем провинциальном театре.

Конечно, неправильно сравнивать фильм Прошкина с «Отпуском в сентябре» Мельникова, где сыграл одну из лучших своих ролей Олег Даль. Создатели картины настолько хотели обособиться от прочих экранизаций, что даже не включили Александра Вампилова в список сценаристов, а пьеса «Утиная охота» нигде не упоминается. Но избавиться от мыслей о советской картине во время просмотра практически невозможно.

У Мельникова персонажи статичны, они много говорят, но ничего не делают, окаменев, словно мухи в янтаре, в советском застое. У Прошкина, наоборот, все герои деятельны, и никаких границ – ни моральных, ни физических – у них нет, – что тоже легко объясняется исторически. Кроме того, любопытно посмотреть на эволюцию Зилова за последние 40 лет. В пьесе Вампилова он вызывает жалость (в этом смысле наиболее близкой к тексту выглядит МХАТовская постановка с Хабенским), в фильме Мельникова он настолько зол к себе и окружающим, что понять его можно, но посочувствовать уже сложно. Тем не менее, и в том, и другом случае читатель и зритель может легко ассоциировать себя с персонажем. Зилов Цыганова зрителю не льстит уже совсем: признать, что и ты живешь точно также, приторговывая потихоньку совестью ради «Райских кущ», – по силам далеко не каждому.

Читайте также:  Маленькие лодки для охотников

«Райские кущи» / Россия, 2015 г., 105 мин. Режиссер: Александр Прошкин. В ролях: Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова, Дмитрий Куличков, Агриппина Стеклова, Виталий Хаев, Алена Яковлева, Виктор Немец, Ангелина Миримская. В прокате с 26 ноября («Парадиз»)

Райские кущи

Обаятельный и остроумный Виктор Зилов имеет в своей жизни всё, о чем может мечтать советский человек. Судьба благосклонна к герою. Он делает успешную карьеру и заводит новую любовницу. Большим подарком можно считать получение квартиры в элитном районе провинциального рая, куда он переселяется с красавицей-женой, готовой закрывать глаза на многое.

Несмотря на постоянное везение, Зилов ощущает себя совершенно покинутым человеком. Душевная пустота нарастает с каждым днем. И вот уже никто из самых близких людей не готов разделить с ним эти противоречивые чувства. Он бросается в объятья любимых и любящих его женщин, любовницы и жены, но и в этом не находит спасения. Быть может, так заявляет о себе кризис среднего возраста. Либо виной душевного ненастья героя стали пасмурные сентябрьские дни, в которые часто моросит дождь за окном, и осыпаются пожелтевшие листья с одиноких деревьев. Похоже, всё, что осталось Зилову в этой провинциальной обстановке, так это принять при жизни собственный похоронный венок.

Драма Райские кущи поставлена российским режиссером Александром Прошкиным по мотивам пьесы Утиная охота безвременно ушедшего иркутского драматурга Александра Вампилова. Рабочее название фильма в процессе съемок было На позднем перелете. Основные сцены были отработаны в Калуге. Главную роль исполнил российский актер Евгений Цыганов. Киноработа была представлена на 37-ом Московском международном фестивале, где получила высокие оценки критиков. По просьбе родных Александра Вампилова его имя ни разу не упоминается в титрах.

Особенности национальной охоты

Анастасия Белокурова, Илья Малашенков

«Райские кущи» (Россия. 2015, режиссер — Александр Прошкин, в ролях: Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова, Виталий Хаев, Дмитрий Куличков, Виктор Немец, Екатерина Смирнова, Алена Яковлева).
«Зилов теперь агнец по сравнению со многими людьми и с тем, что происходит вокруг». Валентин Распутин
Пиар-менеджер среднего звена Виктор Зилов (Евгений Цыганов) и его жена Галина (Чулпан Хаматова) переезжают в новую квартиру, расположенную в «Кущах», — новом элитном районе усредненно-стандартного современного российского провинциального города. Квартиру эту супружеской чете предоставляет строительная фирма «Надежда», на которую работает Виктор, и эта обретенная жилплощадь является предметом жгучей зависти всех его сослуживцев. Впрочем, вместе с радостью новоселья в жизни Виктора происходят и не столь радостно-праздничные события. На работе — новый начальник, некий Кушак (Виталий Хаев), перешедший в «Надежду» из епархиального издания, своим занудно-ханжеским — а каким еще, учитывая то, откуда он пришел? — подходом пытается навести порядок в работе вверенного ему отдела. К вялому неудовольствию самого Зилова и его приятеля-разгильдяя Саяпина (Дмитрий Куличков). Кроме того, у Виктора, вопреки ожиданиям обновления отношений в новом роскошном жилье — продолжаются проблемы с женой. Но современный «беспечный ездок» не стремится исправить положение, а бездумно заводит «роман» с наивной студенткой-журналисткой Ириной (Екатерина Смирнова). Сам же герой мечтает только об одном. Вырваться из «прозы жизни» на вожделенную природу и пострелять уток под серым осенним небом в компании еще одного своего приятеля — плутоватого официанта Димы (Виктор Немец).
«Райские кущи» являются очередным бессмысленным и беспощадным эпизодом открытого отечественным кинематографом пару десятилетий назад сезона охоты на советскую классику. Все мы прекрасно помним фильм «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова по пьесе Вампилова «Утиная охота», где Зилова в присущей ему манере сыграл Олег Даль. В безвременье, вызванным, по мнению режиссера, серой беспросветностью быта, маялся интеллигент-алкоголик, мечтающий об утиной охоте как о средстве сбежать от действительности. Рефлексирующий персонаж прочно вставал в ряд с подобными ему героями (таким был Янковский в «Полетах во сне и наяву»). В наши дни их мятущийся от внутренней пустоты дух наследовали географ, который глобус пропил, в исполнении Константина Хабенского в одноименном фильме Александра Велединского. И новый прошкинский Зилов. В случае последнего дела обстоят совсем плохо.
Оставим в стороне извечный вопрос: нужны ли нам вообще подобные герои? Современные реалии, в которых мается очередной «лишний человек» вопреки смыслам, заложенным в картине, показаны с поразительной инертностью. Здесь нет никакого экзистенциального ужаса бытия. Обычный город. Обычное общество. Обычный человек. Почему на нового Зилова вешаются женщины, понять столь же сложно. В нём нет даже отрицательного обаяния, присущего героям Янковского и Хабенского (который, кстати, также отметился ролью Зилова на театральных подмостках). Мотивации героя просто отсутствуют. Сводятся к прямой мелодраме: Зилов начинает люто пить, естественно, из горла — а как же еще? — водку и картинно страдать, и хамовато бузить только тогда, когда от него уходит жена. До этого момента он не проявляет никакого недовольства жизнью. А проблемы на работе, ну у кого их нет? Принято считать, что актёр демонстрирует скрытые эмоции, но, положа руку на сердце, получается это у него не очень. При всем уважении к артисту Цыганову, который честно отработал сценарий, не оставивший от пьесы Вампилова даже утиной ножки. И именно этому абсолютно пустому сосуду Прошкин даёт возможность красиво закончить свой никчемный путь, тогда как Вампилов был к своему герою абсолютно безжалостен.
Зачем было подвергать экзекуции ставший уже классическим сюжет, еще более непонятно. Ничего нового в данной интерпретации нет, снята она довольно‑таки скверно, особенно учитывая то, что за рулем процесса стоял автор «Холодного лета 53-го». Единственная возможная причина для возникновения «Райских кущ» — очередной плевок в тираническую эпоху. Совершённый исключительно для того, чтобы дать рукопожатному обществу еще один повод посетовать на ужасное бытие.

Читайте также:  Вампилов утиная охота брифли

Рецензия: «Райские кущи» с Евгением Цыгановым

20.11.2015 Дмитрий Осташевский

Любопытная, но не очень убедительная попытка найти место лишнему человеку из советского застоя в эпохе свободного капитализма.

Пьеса «Утиная охота» Вампилова, написанная в далекие 60-е, ставилась в театрах множество раз. В 70-е был снят фильм «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова с Олегом Далем, в 80-е его показали. Десятилетия шли, эпоха стояла, тема и персонаж были живы и актуальны до степени запрета цензурой. Но и в наши дни на сцене МХАТа несколько лет с успехом шла выдающаяся постановка Александра Марина с Константином Хабенским.

Соблазн режиссеров легко понять. В декорациях советских реалий разыгрывается вневременная, и оттого вечно современная история о лишнем человеке. В характере Зилова можно даже не сильно стараясь, рассмотреть все симптомы современного горожанина, страдающего болезнью века — депрессией: он вяло изображает видимость деятельности на нелюбимой работе, по инерции изменяет и пытается уйти от действительности в некий светлый мир. У Зилова это — утиная охота, у героя XXI века могли бы быть компьютерные игры. Ведь охота Зилову нужна только как предлог, чтобы уехать, в действительности охотник из него никакой: за всю жизнь он не убил ни одной утки.
Все эти очевидные параллели с миллионами наших хандрящих современников, видимо, и побудили Александра Прошкина поразмышлять о судьбе Зилова в наши дни. Но вместо бездеятельного персонажа, живущего мечтами об увлекательных мирах и презирающего окружающую жизнь, мы получаем вполне активного героя. Зилов не сидит на месте, а занимается вредительством: пользующийся доверием населения информационный портал он превращает в инструмент пропаганды местных олигархов, за что и получает апартаменты в элитном жилом комплексе «Райские Кущи».

Читайте также:  Pike костюмы для подводной охоты

Создателям приходится сделать подлость работой Зилова, иначе зритель не поверит в несчастного человека, получающего синекуру с жилплощадью. В итоге меняется и характер вампиловского лишнего героя, и смысл всей истории, а финал (для большей достоверности?) зарифмовывается с судьбой самого Вампилова. Зилов Прошкина в исполнении Евгения Цыганова предприимчив, зол и любвеобилен. И актер отлично справляется с этой ролью. Другой вопрос, что такой Зилов куда больше напоминает официанта – Диму.

Персонаж Виталия Хаева – начальника главного героя – тоже интересно переосмысляется. Теперь его задача не изображать бдительность, а заставлять Зилова вредить эффективней, отчего и он мучается угрызениями совести.
есмотря на такое видимое смещение акцентов в вампиловской истории, в фильме можно заметить и ряд советских реалий, которые словно забыли «подчистить». И несмотря на крепкий актерский состав (а это и Чулпан Хаматова, и Агриппина Стеклова), в целом возникает впечатление, что смотришь пьесу в среднем провинциальном театре.

Конечно, неправильно сравнивать фильм Прошкина с «Отпуском в сентябре» Мельникова, где сыграл одну из лучших своих ролей Олег Даль. Создатели картины настолько хотели обособиться от прочих экранизаций, что даже не включили Александра Вампилова в список сценаристов, а пьеса «Утиная охота» нигде не упоминается. Но избавиться от мыслей о советской картине во время просмотра практически невозможно.
У Мельникова персонажи статичны, они много говорят, но ничего не делают, окаменев, словно мухи в янтаре, в советском застое. У Прошкина, наоборот, все герои деятельны, и никаких границ – ни моральных, ни физических – у них нет, – что тоже легко объясняется исторически. Кроме того, любопытно посмотреть на эволюцию Зилова за последние 40 лет. В пьесе Вампилова он вызывает жалость (в этом смысле наиболее близкой к тексту выглядит МХАТовская постановка с Хабенским), в фильме Мельникова он настолько зол к себе и окружающим, что понять его можно, но посочувствовать уже сложно. Тем не менее, и в том, и другом случае читатель и зритель может легко ассоциировать себя с персонажем. Зилов Цыганова зрителю не льстит уже совсем: признать, что и ты живешь точно также, приторговывая потихоньку совестью ради «Райских кущ», – по силам далеко не каждому.

Дорогие друзья! Сейчас мы работаем по записи для групп не более 5 человек

Телефон для записи (3952) 20-39-74

В Центре А.Вампилова действует масочный режим

Оцените статью
Adblock
detector