Утиная охота мхат 1979 год

«Утиная охота» в МХТ

Рецензии на спектакли >>

Проснувшись с похмелья, инженер Зилов находит рядом с собой «подарок» — венок. Позвонив одному из своих друзей, он понимает, что те подшутили над ним. Но эта шутка оказалась ко времени — Зилов возвращается в свои воспоминания, безрадостные, наполненные горькой иронией закончившейся жизни.

Для «Утиной охоты» тема смерти центральная. Заживо погребенный своими друзьями, Зилов, на первый взгляд — Печорин своего, застойного времени. Но в отличие от теряющего интерес, затухающего лермонтовского героя, вампиловский — уже разлагается. В нем нет гордости, а есть игра в гордость — расчет поведения: со своим начальником он носится, скорее, как Чичиков — истошно и прибито продолжая следовать своей цели. Зилов должен отблагодарить пробившего ему квартиру начальника (Жолобов): он зовет того к себе на новоселье, где Вера, бывшая возлюбленная Зилова (неочевидная параллель с лермонтовским произведением), начинает играться с почтенным гостем. Сцена новоселья самая понятная по ощущениям — это сцена всеобщего разложения, все сидящие за столом люди — мертвецы, средний класс, застрявший в постоянной игре. И в таком мире лучший — это Зилов, самый опытный игрок, лучше других осознающий, во что и с кем можно и нужно играть. Поэтому, когда его пьяный начальник жалуется на Веру, уезжающую в последний момент, Зилов не скрывает своего пренебрежения, он радуется — в этих отношениях грань «невозврата» перейдена.

В каждой новой сцене, новом воспоминании, Зилов раз за разом переходит эту грань. Вместе с этим, он постоянно меняет свои ориентиры — новая цель перечеркивает все прошлое. После новоселья следует сцена на работе, где сначала загоревшись идеей фальсифицировать документ, он забывает обо всем, увидев входящую Иру (Ольга Литвинова) — случайно зашедшую на работу к Зилову и Саяпину (очередная хорошая роль Семчева) провинциалку. Эмоционально оставив работу, Зилов отправляется в двухдневный загул с Ирой. Следующая сцена — разговор с женой (Елена Панова) — свидетельство угасания любви. Зилов вновь находит подходящую модель поведения, несмотря на то, что обман раскрыт женой, — он разыгрывает их первое свидание, но забывает текст. Даже в формальном Зилову уже не удается быть на коне — и отношения с женой потеряны.

Из следующих сцен особо следует выделить признание в любви жене — мелодраматический ход, ясно отражающий само строение вампиловской драматургии. Зилов в истошных, конвульсивных попытках вернуть жену «выдает» монолог любви. Но жена уходит в середине, не дослушав, и окончание слышит уже Ира. Осознав всю иронию происходящего, Зилов смеется, понимая, что это конец решительно всему человеческому в его жизни.

Большая история спектакля никак не давит на актеров. Они играют в по-хорошему старомодный советский театр, не пытаясь изменить основу вампиловского театра. Хабенский какими-то секундами и вовсе напоминает Олега Даля — лучшего исполнителя роли Зилова. Сочетая в своей игре холодное спокойствие (обычная «белогвардейская» черта мхатовского Хабенского) и гиперактивность, он подчеркивает мистику «утиной охоты». Мистику гоголевскую — мрачную и потустороннюю в том смысле слова, что советский мир похож на чистилище, где происходит трагический выбор. Самый явный пример этого мира – венок — всего лишь шутка, но текст, написанный на нем, пугает — «сгоревший на работе». Вся жизнь Зилова как будто работа — необходимость не обидеть жену, завести любовницу, сходить на охоту — все это обязательно, но никак не вознаграждается. Из всего своего окружения Зилов, в конечном итоге, остается с официантом Димой, сдержанным стройным молодым человеком, появившимся как будто из другого мира, но так понятно и просто вошедшим в советскую действительность. Пореченков справляется с этой ролью одной своей фактурой: то, как он стоит в начале спектакля и принимает заказ – лишь одной такой точной и характерной сцены достаточно, чтобы прочувствовать героя.

Читайте также:  Гостиница охотник станция метро

Недавно «Утиную охоту» перестали играть, но, возможно, со временем он вернется на сцену МХТ. Не хватая звезд с неба, эта постановка воплощает сам созерцательный принцип театра — каждое движение актера, каждая его интонация — это описание одновременно и характера и ситуации — все в спектакле подчинено одному движению. Для тех, кому интересно, существует качественная запись спектакля.

«Утиная охота»: 8 прочтений пьесы Александра Вампилова в театре и кино

22 октября на сцене Театре им. М. Н. Ермоловой — главная осенняя премьера: спектакль «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. HELLO! собрал 7 самых известных прочтений этого произведения.

Лучшая пьеса Вампилова (и вообще одна из самых знаменитых советских пьес) до сих пор считается неоткрытой, неразгаданной. Написанная в 1967 году, впервые поставленная в 1976-м, она прозвучала тогда как история о потерянном поколении, чьи зрелые годы выпали на эпоху застоя с ее ложью и лицемерием. С тех пор все вглядываются в главного героя, пытаясь понять, чего же все-таки больше в Зилове — пустоты или скрытой драмы, цинизма или восприимчивости, честности или конформизма. Ведь грехов за ним числится более чем достаточно: изменяет жене, морочит голову случайной подруге, работу воспринимает как пустую трату времени и даже смерть отца превратил в какой-то фарс. И все же есть в этом сомнительном типе что-то неотразимо привлекательное.

2017 год, Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Евгений Марчелли, в роли Зилова — Иван Янковский, его друг Дима — Сергей Кемпо, подружка Ирина — Дарья Мельникова, жена Галина — Кристина Асмус

Сергей Кемпо, Иван Янковский и Дарья Мельникова, сцена из спектакля Лау­реат премии «Золотая Маска», художественный руководитель ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли, который на днях представит новую «Утиную охоту» в Театре Ермоловой, решил буквально следовать ремарке Вампилова, на которую раньше, кажется, никто не обращал внимания: «Зилову около 30 лет». Примерно столько же и его жене Галине, и приятелям. Марчелли поставил спектакль об этом особом возрасте, когда человек все еще, как и в 20, живет под властью инстинк­тов, но уже многое успел натворить. К 30 годам за его плечами — измены, разводы, предательства. Он не нравится самому себе, но так и не понимает почему. Зрелость придет позже. А пока ему просто все надоело. В соответствии с замыслом в спектакле играют молодые актеры: Зилов — 26-летний Янковский.

Эту роль играли Даль, Ефремов, Хабенский, Цыганов и отчасти дедушка (Олег Янковский. — Ред.) — в фильме «Полеты во сне и наяву». Этими работами я и вдохновлялся. Волновало меня и то, что этот герой всегда актуален, он вечен. Ведь то, что происходит в пьесе, сегодня очень узнаваемо, — рассказал HELLO! Иван Янковский

1979 год, Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Владимир Андреев, он же сыграл Зилова, в роли Ирины — Татьяна Аргунова

Владимир Андреев и Татьяна Аргунова, сцена из спектакля Владимир Андреев открывал Москве произведения Вампилова: еще в первой половине 70-х в Театре им. М. Н. Ермоловой, которым он руководил, вышли «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске», а позже появилась и «Утиная охота». В Зилове, каким его играл Андреев, было много от героев Достоевского: ему тоже было «все позволено». Вместе с тем в нем ощущалось глубокое одиночество. Как говорил режиссер в интервью в связи с драматургией Вампилова, «у каждого из нас есть отсеки одиночества, от которых никуда не убежишь». Зилова Андреев играл долго: он выходил на сцену в этой роли 300 раз.

Читайте также:  Что стало с пивом охота

1979 год, МХАТ, режиссер Олег Ефремов, он же сыграл Зилова, в роли Галины — Ия Саввина.

Ия Саввина и Олег Ефремов, сцена из спектакля Когда вышел этот спектакль, художественному руководителю МХАТа было уже 50, поэтому его герой не переживал кризис среднего возраста, а подводил итоги всей своей жизни. Ре­жис­сер Анатолий Эфрос так писал об Олеге Ефре­мо­ве в этой роли: «Ефремов до предела бесстрашно играет Зилова. Он его выворачивает перед нами со всеми потрохами. Без­жа­лостно. Играя в традициях великой театральной школы, он не просто обличает своего героя. Он играет человека в общем неплохого, еще способного понять, что он заблудился, но уже неспособного выбраться. В «Утиной охоте» он как бы втягивает вас в трагизм своей роли».

2002 год, МХАТ им. А. П. Чехова, режиссер Александр Марин, в роли Зилова — Константин Хабенский, в роли Ирины — Ольга Красько.

Константин Хабенский и Ольга Красько, сцена из спектакля Эту роль Хабенский сыграл на волне своей только возникшей всенародной популярности — после того, как его старшего лейтенанта Плахова из сериала «Убойная сила» полюбила вся страна. Зилов стал первой его ролью во МХАТе и напоминал многих героев Хабенского тех лет: был обалдуем, который постоянно очаровывался новыми жизненными впечатлениями, но на которого совершенно невозможно было положиться. Сердиться на обаятельного Зилова не хотелось: казалось — ну подумаешь, он много пьет (немалую часть сценического времени актер изображал похмелье), путается с женщинами, но кто из нас без греха?

2010 год, «Другой театр», режиссер Павел Сафонов, в роли Зилова — Владимир Епифанцев, в роли Галины — Ольга Ломоносова

Владимир Епифанцев и Ольга Ломоносова, сцена из спектакля Один из самых брутальных актеров нового поколения, Владимир Епифанцев (в юности в своих режиссерских опытах по Шекспиру он заливал сцену реками бутафорской крови и рычал как дикий зверь) и в роли Зилова остался харизматичным и подчеркнуто мужественным. Его герой был настоящим мачо. Этого Зилова легко было представить тягающим «железо» в спортзале или с оружием в руках, а в том, как он вел себя с женщинами, виделось что-то животное. Сам актер говорил про Зилова: «Сейчас на сцене полно милых обаяшек, их полюбить легко. А вот такого человека полюбить трудно».

1979 год, фильм Виталия Мель­никова «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли

Образ Зилова — шедевр Олега Даля, роль, сыгранная так, будто он угадал мельчайшие нюансы характера своего героя Экра­ни­зация «Утиной охоты» была снята в 1979 году, но пролежала на полке восемь лет — и вышла на экраны только после смерти Олега Даля. Зилов стал одной из лучших ролей Даля, артиста, который, как никто другой, умел создать образ «плохого хорошего человека».

1982 год, фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли

Олег Янковский в образе героя — вариации на тему Зилова Стоит отметить, что пьеса Вампилова оказала огромное влияние на искусство: тип неприкаянного, рефлексирующего героя стал знаком времени. Главный герой картины Балаяна, 40-летний Сергей Макаров, был парафразом Зи­ло­ва. Он тоже болтался меж­ду небом и землей, между старой любовью и новой и тоже никак не мог понять себя.

2015 год, фильм «Рай­ские кущи» Александра Прошкина с Евгением Цы­га­но­вым в главной роли

Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова в фильме «Райские кущи» Еще одна киновариация на тему «Утиной охоты». В этой истории Зилов стал дизайнером, проживающим в элитном комплексе «Рай­ские кущи». Герой цинично обслуживал интересы местного олигарха и мучительно выяснял отношения с женой, которую действительно очень любил (ее сыграла Чулпан Хаматова). В финале Зилов Цыганова все-таки отправляется на охоту, но погибает точно так же, как сам Александр Вам­пи­лов: от разрыва сердца, едва доплыв до берега после того, как перевернулась лодка.

Читайте также:  Костюмы для охоты north way

Справка: Александр Вампилов родился в 1937 году в семье педагогов. Отец был репресси­рован и расстрелян. Детство Александра прошло в поселке Кутулик Иркутской области. В 1955-1960 годах учился на филфаке Иркутского университета, в 1964-м закончил свою первую большую пьесу — «Прощание в июне». 17 августа 1972 года, в возрасте 34 года, погиб во время рыбалки на озере Байкал.

Утиная охота

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова

И з статьи Марины Давыдовой «Утка и свисток» в газете «Время новостей» (2002 г.):

«Александр Марин поставил в МХТ «Утиную охоту» Вампилова – на мой взгляд, лучшее из того, что было создано в отечественной «застойной» драматургии. Театралы наверняка помнят другой мхатовский спектакль, поставленный в конце 70-х Олегом Ефремовым с самим собой в главной роли, кинозрители – снятый в 1979 году фильм Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем и Ириной Купченко. И хотя пьеса была написана Вампиловым в конце 60-х, в историю театра и кино она вошла как произведение, созданное в самом зените «застоя».

Из статьи Марины Зайонц «В отсутствие любви и смерти» в журнале «Итоги» (2002 г.):

«Марин отказался от быта (что абсолютно правильно) и сделал резкий крен в сторону театрального символизма (с чем немедленно хочется поспорить). Вместе с художником Валентиной Камоловой он отлично придумал сценическое пространство, выстроив на сцене садовую карусель. Там-то, среди лошадок, машинок и прочей утвари, и уместилась вся жизнь Виктора Зилова – убогая квартирка, постылая работа и в качестве отдохновения – кафе «Незабудка» с другом-официантом. Крутится-вертится громоздкое сооружение, летят-порхают сцены, воспоминания мешаются с явью – вот он, ключ к решению, бери и открывай».

Из статьи Марины Шимадиной «Менты» вышли на «Утиную охоту» в газете «Коммерсантъ» (2002 г.):

«Главное приобретение мхатовского спектакля и театральной Москвы в целом – это Константин Хабенский в роли лишнего человека Зилова. Для подавляющего числа москвичей, знакомых с актером по сериалам «Агент национальной безопасности» и «Убойная сила», он образцовый «мент» Игорь Плахов, которым может гордиться страна, но не театральные подмостки. Между тем Константин Хабенский – один из ведущих петербургских театральных актеров. В театре Ленсовета он играет Калигулу, Дурачка Карла в награжденном местным «Золотым софитом» «Войцеке» Бюхнера и Эстрагона в спектакле по Беккету «В ожидании Годо», получившем всероссийскую «Золотую маску». И тем, кто видел «всероссийского мента» в этих ролях, не покажется странным его дебют на сцене главного драматического театра страны в роли, которую когда-то здесь играл сам Олег Ефремов».

Зилов в исполнении Константина Хабенского – нервный и экспрессивный, саркастичный и развязный, нежный и грубый, запутавшийся в женщинах и разочаровавшийся в друзьях, в чем-то автобиографический персонаж.

Прима «Табакерки» Марина Зудина играет обаятельную и домашнюю Галину, студентка Школы-студии МХАТ Ольга Красько – ребячливую, наивную Ирину, лицо пива «Толстяк» Александр Семчев – непутевого подкаблучника Саяпина. Хороши Екатерина Семенова в роли его боевой подруги Веры, Александра Скачкова – шикарная кукла Валерия, Вячеслав Жолобов – Кушак, Валерий Трошин – Кузаков, не говоря уже о другой звезде «ментовских» сериалов Михаиле Пореченкове – невозмутимом официанте Диме. Все они, вместе с главным героем Константина Хабенского, составили чудный актерский ансамбль».

Оцените статью
Adblock
detector