Урок записки охотника тургенева 10 класс

Две России в «Записках охотника» И.С. Тургенева. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10

  • воспитывать любовь к народу, чувство патриотизма; формировать интерес к русской литературе, к творчеству И.С.Тургенева;
  • познакомить учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева “Записки охотника”, обратить внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие данных рассказов на примере трех произведений (“Бурмистр”, “Бирюк”, “Певцы”); познакомить учащихся с художниками-оформителями “Записок охотника”;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать у учащихся логическое мышление, художественное видение, речь и внимание.
  • компьютер, мультимедиапроектор;
  • портрет И.С.Тургенева;
  • рассказы “Записки охотника”;
  • иллюстрации к рассказам “Записки охотника”.
  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.
  3. Беседа по прочитанным рассказам.
  4. Работа с текстом.
  5. Сообщение ученика о художниках-иллюстраторах “Записок охотника”.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

I. Слово учителя (записи в тетради).

1. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами И.С.Тургенева из цикла “Записки охотника”. В январе 1847 г. в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном номере журнала “Современник” был опубликован очерк “Хорь и Калиныч”. Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием “Записки охотника”. На причины популярности тургеневкого очерка впервые указал Белинский: “Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил”.

Публикацией “Хоря и Калиныча” Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыкина. Именно в крестьянстве нашел Тургенев “почву, хранящую жизненные соки всякого развития”, а значение личности “государственного человека”, Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был подход к мужику с “толстовской” меркой: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа-эпопеи.

В “Записках охотника” захватывается всероссийский социальный конфликт, сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая – с другой стороны.

В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею “Записок охотника”: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел…Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильней напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя; враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примириться”. Вот этой ярко сформулированной идее и посвящены “Записки охотника”.

2. Особенности жанра “Записок охотника”.

Цикл (от греч. “круг”) – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. (Запись в тетради.)

II. Эвристическая беседа.

Дома вы прочитали рассказы “Бурмистр”, “Бирюк” и “Певцы”. Давайте обратимся к содержанию этих рассказов.

“Бурмистр”, 1847 г.

1. Перескажите содержание рассказа, выделив основные события и образы.

2. Через какие поступки помещика Пеночкина мы узнаем о его истинном внутреннем мире?

− а) эпизод с лакеем, подавшем неподогретое вино; б) отношение к повару, которого придавило колесом; в) отношение к семье старика Антипа, к его просьбам.

3. Через какие характерные детали Тургенев показывает отношение Пеночкина к дворовым людям?

− Тургенев обращает внимание на жесты, мимику, слова, сказанные с пренебрежительным оттенком.

4. Каково отношение автора к Пеночкину?

− Оно носит отрицательный характер.

5. Видно ли настроение гнева и возмущение у крестьян?

− Проследить по тексу (−Батюшка, Аркадий Павлович, − с отчаяньем заговорил старик…Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и поплелись, не оглядываясь, восвояси.) Тургенев не идеализирует крестьян. В народной среде автор подметил настроения возмущения и гнева.

1. Перескажите содержание рассказа.

2. Столкнувшись с Бирюком, понимал ли обездоленный мужик, что перед ним тоже подневольный раб, или же он изливает на Бирюка свой гнев против барина?

− Мужик в данный момент забыл о подневольности Бирюка, он разорен барином до последней степени и вдруг словно пробуждается и ропщет на жизнь.

3. Какие типичные детали крестьянского быта мы находим в очерке? С какой целью их приводит автор?

− По тексту – лучина, детская люлька, еда…Он показывает крайнее обнищание крестьян.

1. Перескажите содержание рассказа, отметьте основные черты характеров главных героев.

2. Где происходит состязание?

3. Почему песня Якова Турка произвела более сильное впечатление на слушателей, чем песня его соперника – рядчика из Жиздры?

Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в песне Якова. И вот эта душевность и искренность привлекает в его песне. (Зачитать эпизод: “Не одна во поле дороженька пролегла”, – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко…Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль).

4. Какие черты русского народа ярко выступают в этом очерке?

− Тургенев подчеркивает талантливость, душевность русского народа.

5. Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?

Рассказчик Тургенева – носитель добра.

III. Работа с текстом по вариантам.

Найдите в рассказах пейзажные зарисовки. Зачитайте. Сделайте вывод о связи настроения рассказчика и восприятия им природы.

− Вывод: пейзаж у Тургенева психологичен, насыщен лиризмом. Лучшие герои “Записок охотника” не просто изображаются “на фоне природы”, а выступают как продолжение ее стихии: из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в “Записках охотника” скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

IV.Сообщение ученика “Художники-иллюстраторы “Записок охотника”.

1. Типы из “Записок охотника” в силуэтах Елизаветы Бем.

Альбом “Типы из “Записок охотника” И. С. Тургенева вышел в свет в 1914 году, хотя создан он был Елизаветой Бем еще в 1883 году. В этом издании листы иллюстраций чередуются с листами, на которых среди заставок и виньеток помещены фрагменты текста. А сами силуэты охотников, рыбаков, нищих, ребятишек выразительны и необыкновенно точны, ведь все они основаны на многочисленных натурных зарисовках. Редкое сочетание задушевности и познавательности сделало эти силуэты привлекательными для нескольких поколений зрителей. Текст в этом издании скорее вторичен, более важен и значим визуальный ряд.

Сборник “Записки охотника” не был написан специально для детей, но в некоторых рассказах дети являются главными героями, а природа изображена с таким глубоким чувством понимания и любви, что эти рассказы, конечно же, стали любимым детским чтением.

Читайте также:  Охота у лошадей что это

Бем Елизавета Меркурьевна (1843–1914) – русская художница, рисовальщица, силуэтист. Обучалась в Рисовальной школе Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге. В совершенстве владела техникой силуэта, одной из редчайших техник в области иллюстрирования детских книг. Созданный Бем творческий почерк и стиль отразили эпоху конца XIX – начала XX вв. Она рисовала открытки и иллюстрировала детские журналы, ее силуэты украшали не только открытки и альбомы, но и стеклянные и фарфоровые предметы. Альбомы “Силуэты”, “Силуэты из жизни детей”, “Из деревенских воспоминаний” были очень популярны, а “Азбука” очаровывает читателя и ныне своим замыслом и его воплощением. Бем проиллюстрировала сказку “Репка”, басни И. А. Крылова, “Записки охотника” И. С. Тургенева. За свои работы многократно была награждена на международных и российских выставках.

2. Б. А. Дехтерев родился 31 мая (13 июня) 1908 года в Калуге. В 1925–1926 годах учился в студии Д. Н. Кардовского, в 1926–1930 годах на живописном факультете ВХУТЕИНа. Работал в издательстве “Детская литература” (на протяжении 32 лет с 1945 года) главным художником. В 1935–1937 годах – ассистент профессора А. И. Кравченко в ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 1948 года заведующий кафедрой графики в МГХИ имени В. И. Сурикова. Можно сказать, “Школа Дехтерева” определила развитие книжной графики страны. Член-корреспондент АХ СССР. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели.

Б. А. Дехтерев умер в 1993 году.

3. Соколов Петр Петрович (1821–1899).

Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, считается общепризнанным, что на лебедянскую ярмарку по приглашению своего друга И.С. Тургенева приезжал известный художник Петр Петрович Соколов (1821–1899 гг.), первый оформитель “Записок охотника”, автор знаменитых иллюстраций к “Бежину лугу” и “Мертвым душам”.

Страстный охотник и талантливый художник Соколов великолепно знал анатомическое строение животных, их повадки. В своих работах он использовал различную технику: гуашь, уголь, карандаш и масло, но больше всего любил писать акварели. И хотя, считается, что произведения Соколова не отличаются точностью передачи движения лошади, один из вариантов “Конной ярмарки в Лебедяни”, родившийся во время работы над иллюстрациями к “Запискам охотника”, на Международной выставке в Париже получил золотую медаль.

Сын известного российского акварелиста П.Ф. Соколова Петр Петрович Соколов унаследовал талант и наклонности отца − он также стал художником-акварелистом. Правда, главная тема его работ не продолжала семейную традицию. П.П. Соколов не получил законченного систематического образования, хотя в Академию художеств поступил и даже проучился в ней три года (1840 − 1843 гг.).

Среди его учителей был и знаменитый Карл Брюллов. Но юного Соколова не увлекли ни учителя, ни мифологические сюжеты, ни каноны академической живописи. Он покидает Академию, много путешествует, становится даже свидетелем боевых действий на русско-турецкой войне. Повсюду делает много зарисовок бытовых сцен, пишет портреты и иллюстрирует книги. Правда, его все больше привлекают динамичные сюжеты − бег лошадей, охота на птиц и зверей, взаимоотношения человека и животных.

В этом увлечении П.П. Соколов достиг замечательного мастерства, которое было оценено по заслугам. В конце жизни художник удостаивается почетного звания академика, хотя дело не в академических регалиях − произведения П.П. Соколова при его жизни были желанными приобретениями художественных музеев и частных коллекций.

V. Итог урока (слово учителя, запись в тетрадях).

Антикрепостнический пафос “Записок охотника” заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в “Записках охотника” – крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.

В “Записках охотника” Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от “Записок охотника” идут не только к “Запискам из мертвого дома” Достоевского, “Губернским очеркам” Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу “Войны и мира” Толстого.

  1. Прочитать статью учебника стр. 215–222.
  2. Письменный ответ на вопрос “Как выражено в рассказах авторское отношение к крестьянам?”

Урок литературы «Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. Цикл рассказов «Записки охотника» (10 класс)

Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева (28.10.1818 – 22.08.1883).

Рассказы цикла «Записки охотника». (2 урока)

— познакомить учащихся с этапами жизни и творческой эволюции писателя;

— познакомится с жанровым понятием «цикл», циклом Тургенева «Записки охотника».

— развивать внимание, умение выделить главное;

— развивать способность формулировать и записывать выводы;

— развивать умение сопоставлять, анализировать характеры героев.

— воспитывать интерес к творчеству И. С. Тургенева;

— воспитывать любовь к родной природе;

Оборудование : портреты и фотографии И. С. Тургенева, родителей и друзей писателя, П. Виардо; карточки с индивидуальным заданием.

I . Проверочная работа по творчеству А. Н. Островского.

II . Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева.

Введение в тему. Слово учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева.

Всмотритесь в этот портрет (репродукция с портрета И. С. Тургенева художника Бондаря): писатель изображён в своём обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой, открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрённое морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым).

Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, новыми героями: тема «лишних людей», демократов-разночинцев, тема русской женщины.

А какие события детства, факты биографии оказали наибольшее влияние на творчество И. С. Тургенева? Как повлияли на произведения Тургенева особенности его личности? Об этом нам предстоит узнать сегодня на уроке.

Итак, тема нашего урока – Очерк жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ежели Пушкин имел полное основание сказать о

себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и

с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

III . Лекция учителя «Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева».

1. Семья писателя. Детство. Юность (1818 – 1833).

2. Учёба в университетах. Начало литературной деятельности (1833 – 1842).

3. Любовь в жизни И. С. Тургенева.

4. Сотрудничество в журнале «Современник». Литературная деятельность. Арест. Ссылка (1843 – 1853).

5. Вершина творчества (1854 – 1876).

6. Последние годы жизни (1877 – 1888).

Сегодня у нас урок-лекция. Лекцию будем записывать по плану:

1. Семья писателя. Детство. Юность (1818 – 1833).

Читайте также:  Ночной охотник корм для стерилизованных кошек обзор

2. Учёба в университетах. Начало литературной деятельности (1833 – 1842).

3. Любовь в жизни И. С. Тургенева.

4. Сотрудничество в журнале «Современник». Литературная деятельность. Арест. Ссылка (1843 – 1853).

5. Вершина творчества (1854 – 1876).

6. Последние годы жизни (1877 – 1888).

И. С. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле.

Семья, в которой родился Тургенев, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничество уродует характеры самих господ.

Мать (фотография) Тургенева, Варвара Петровна, принадлежала к старинному, но бедному роду Лутовиновых. В молодости ей пришлось испытать немало унижений (было время, когда она вынуждена была даже искать пристанища у чужих людей). Варвара Петровна долго не могла выйти замуж, а когда достигла возраста, в котором замуж уже не берут, неожиданно получила наследство от дяди.

Отец (фотография), Сергей Николаевич, принадлежал к роду Тургеневых, который имел татарские корни. В 1440 г. к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турин, который принял русское подданство и взял себе имя Иван, фамилию – Тургенев. Сергей Николаевич женился по расчёту, с целью поправить своё материальное положение. Именно поэтому он холодно относился к Варваре Петровне, не принимал участия в домашних делах и воспитании детей.

Детство писателя прошло в селе Спасское – Лутовиново Орловской губернии в родовом поместье матери. Детство Тургенева связано с красотами природы родного Спасского – Лутовиново. Именно в этот период формируется у писателя любовь к природе. Картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи с крестьянами впоследствии легли в основу «Записок охотника». «Свой оркестр, свои певчие, свой театр с крепостными актёрами – всё было в вековом Спасском,» — вспоминает В. Житова. В это же время у Тургенева возникает любовь к книгам, театру. Но жестокое правление Варвары Петровны затмило всё. Мать считала порку универсальным наказанием. Своих детей она секла за всё: за невыученный урок, за непонятую взрослыми шутку, за шалость, по подозрению. Ежедневно своим детям Варвара Петровна вручала маленькие билетики с указаниями занятий по часам (напр., от 10 до 12 ч. – рыбная ловля и т. д.). В некоторых произведениях есть сходство героинь с матерью (например, «Муму»).

«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, пинки, колотушки, пощёчины и пр., — вспоминал писатель. – Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне».

Хотя Тургенев и был дворянином по происхождению, он, тем не менее, стоял на пути неприятия крепостничества.

Письмо матери: «Ту почту, когда вы оба пропустите, я непременно Николашку высеку; жаль мне этого, прехорошенький и премиленький мальчик, и я им занимаюсь. Он здоров и хорошо учится. Что делать, бедный мальчик будет терпеть…»

Тургенев не принял деспотизма матери, а однажды даже выступил с открытым протестом.

Его мать продала соседней помещице, прозванной за жестокость Медведицей, крепостную девушку Лушу, сверстницу Тургенева, которую он научил читать и писать, будучи ещё совсем ребёнком. Иван Сергеевич заступился за девушку и спрятал её в крестьянской семье. Медведица отправила жалобу губернским властям. Но когда к месту «бунта» выехал капитан-исправник с дюжиной понятых, на крыльце избы появился Тургенев с ружьём в руках. Ему тогда шёл 16-й год. После этого эпизода будущий писатель дал свою знаменитую «аннибаловскую клятву», что будет всю жизнь бороться с крепостным правом.

Тургенев получил блестящее образование. В 1827 г. семья переехала в Москву, где будущий писатель продолжил своё образование в частных пансионах, а затем под руководством московских педагогов Погорельского, Дубровского и Клюшникова. К 14 годам Тургенев свободно говорил на 3 иностранных языках (немецком, французском, английском), много времени проводил в библиотеке и уже успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.

В 1833 г. совсем ещё юный Тургенев поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета.

К этому времени Московский университет стал центром передовой русской мысли. В его стенах в конце 1820-х – начале 1830-х гг. объединились юноши, считавшие себя наследниками декабристов. Настроение политического вольномыслия захватило и студента Тургенева. В Московском университете он испытал впервые благотворное влияние идей Белинского, Герцена и Огарёва. Тургенев не раз присутствовал на дружеских сходках студентов, ему прекрасно были известны и атмосфера товарищества, и чувства, сближавшие и роднившие их участников.

Но это была для него и тяжёлая пора – пора, как он сам определил, «болезни роста». Противоречивые чувства часто терзали его.

А когда в 1834 г. неожиданно умер отец Тургенева, это событие заставило юношу ещё глубже задуматься о жизни и смерти, о судьбе человека, о его месте в бесконечном круговороте природы.

Эти мысли и всё пережитое тогда Тургеневым нашло отражение в его ранних лирических стихотворениях, а также в его первом большом произведении – драматической поэме «Стено».

Переехав в 1834 г. из Москвы в Петербург, Тургенев перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, из которого вышел в 1837 г. со званием кандидата.

Впервые литературные сочинения Тургенева были опубликованы в 1838 г. в журнале «Современник». В № 1 появилось его стихотворение «Вечер», а в № 4 — стихотворение «К Венере Мидицейской»

В 1838 г. Тургенев отправился в Берлинский университет получать специальное философское образование. В 1841 г. вернулся в Россию, а в 1842 г. сдал экзамен на степень магистра философии. Но его мечтам о карьере профессора философии не суждено было сбыться: начальство Московского университета не желало восстанавливать кафедру философии, т. к. философский факультет ещё со времени восстания декабристов считался в официальных кругах весьма вольнолюбивым и опасным.

1843 г. – переломный год в личной и творческой судьбе писателя. В это время писатель встречается с Полиной Виардо, выдающейся певицей, человеком высокой культуры. Между Тургеневым и Виардо была дружба, но внутри – любовь. В 1845 г. он на время последовал за возлюбленной во Францию, а в начале 1847 г. уехал за границу надолго. Но Полина была замужем, у неё были дети. На отношения с Полиной Виардо «лёг какой-то печальный туман», а писатель, будучи уже убеждённым в том, что эти отношения не могут принести ему счастья, не находил в себе сил освободиться из-под власти большого чувства любви к знаменитой французской певице.

С Тургеневым в русскую литературу вошёл поэтический образ « тургеневской девушки » — поэтичная, романтичная девушка, воплощающая женственность и духовную красоту. Вместе с образом «тургеневской девушки» входит образ « тургеневской любви ». Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и общественных убеждениях. Любовь, по Тургеневу, трагична. И трагическая тень испытанных Тургеневым страданий из-за неудавшейся личной жизни ложится практически на все описания любви в его творчестве. Так в романе «Отцы и дети» от несчастной любви страдает не только Базаров, но и Павел Петрович пережил трагедию в личной жизни – он был безответно влюблён в княгиню Р.

Читайте также:  Поздравления с днем рождения другу охотник

С 1843 г. Тургенев служил в Министерстве внутренних дел, занимавшимся тогда изучением вопроса о возможности освобождения крестьян, но вскоре писатель разуверился в своих надеждах, потерял интерес к службе и через 2 года подал в отставку.

В 1843 г. Тургенев познакомился с Белинским, который высоко оценил его творчество. Знакомство переросло в искреннюю дружбу. Влияние Белинского во многом определило становление Тургенева как писателя, известный критик помог молодому писателю встать на путь реализма. Иван Сергеевич пробует себя в различных жанрах: лирические стихотворения, критические статьи, стихотворные поэмы, повести, рассказы, пьесы, вслед за поэмой «Параша» (сочувственный отзыв о которой В. Г. Белинского во многом решил судьбу Тургенева как писателя) появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «Помещик» (1845). Вслед за ними почти с такой же регулярностью пишутся повести и рассказы – «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1847). Кроме того, Тургенев пишет ещё и пьесы – драматический очерк «Неосторожность» (1843) и комедию «Безденежье» (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нём виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости.

В это же время Тургенев увлекался охотой (летом и осенью 1846 г. он исходил с ружьём Орловскую, Тульскую и Курскую губернии), много времени проводил с крестьянами в деревне, узнавал их жизнь. Так зарождались «Записки охотника».

С 1846 г. сотрудничает в журнале «Современник» (фотография). А в январе 1847 г. в «Современнике» был напечатан очерк Тургенева « Хорь и Калиныч ». Успех очерка навёл Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. На протяжении пяти лет они появляются на страницах «Современника», а в 1852 г . автор выпускает их отдельным изданием.

21.02.1852 г . умер Гоголь. Тургенев написал некролог, который был запрещён цензурой, и опубликовал его. Это стало предлогом для ареста Ивана Сергеевича на месяц, в это время (в апреле — мае 1852 г.) Тургенев пишет повесть « Муму », которая по своему идейному содержанию близка «Запискам охотника». Через месяц автора «Записок охотника» и «Муму» выслали в своё имение под надзор полиции без права покидать пределы Орловской губернии. В 1853 г . Тургеневу было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 г.

В разгар проигранной Крымской войны Тургенев пишет первый роман – «Рудин» (1856) . Тургенев пытается осмыслить завершившуюся эпоху, выделив самое важное в ней. В этом романе Тургенев освещает проблему «лишнего человека» – человека, «выломившегося» из социальной среды, к которой принадлежит по происхождению и воспитанию.

Круг философских проблем отразился в повести «Фауст» (1856) . Одной из главных примет времени для Тургенева является процесс внутреннего освобождения личности.

В 1858 г . Тургенев пишет повесть «Ася» и роман «Дворянское гнездо».

В конце 1850-х обстановка в России быстро изменялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы. Тургенев, будучи либералом (сторонником постепенных реформистских преобразований), принимал активное участие в этом процессе, становится негласным сотрудником Герцена, посылая в журнал «Колокол» обличительные статьи, сотрудничает и с «Современником», собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики.

Но в 1860 г. произошёл разрыв с журналом «Современник», причиной которого стала статья Н. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», посвящённая роману Тургенева «Накануне» (1860) . Критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова, и Тургенев ушёл из «Современника».

В феврале 1862 г. печатает роман « Отцы и дети ». Критика не приняла роман. Обиженный и разочарованный Тургенев уехал за границу и долго не писал.

С 1863 г . Тургенев поселился вместе с семьёй Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным «Вестником Европы», в котором были опубликованы все его последующие произведения, в том числе романы « Дым » (1867) и « Новь » (1876).

Тургенев продолжает жить во Франции (зимой – в Париже, летом – в Буживале), совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

В России в этот период начинается общественное оживление среди молодёжи. Популярность Тургенева, поколебленная разрывом с «Современником» снова быстро растёт. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

Но в моменты временного облегчения страданий писатель продолжил работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть « Стихотворений в прозе ». Этот цикл лирических миниатюр явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством.

Последняя книга Тургенева собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

22 августа 1883 г. Тургенев умер в Буживале. «22 августа 1883 года русская литература и русское общество понесли скорбную утрату: не стало Тургенева, – писал в некрологе Салтыков-Щедрин . – В современном русском обществе едва ли найдётся хоть одно крупное явление, к которому Тургенев не отнёсся с изумительной чуткостью, не пытался истолковать».

На проводах праха Тургенева из Парижа в Россию прозвучали слова: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы этого пожелали, но Вы всегда оставались верными России. «

9 октября 1883 г . прах Тургенева прибыл в Петербург. Вокруг Волкова кладбища были расположены казачьи сотни, в похоронной процессии находились агенты наблюдательной охраны. Публика допускалась на кладбище по специальным билетам.

Г. Лопатин (в письме к П. Лаврову от 22 октября 1883 года)

«. Правительство явно сделало все, чтобы отнять у похорон демонстративный характер и обесцветить их, несмотря на это, т.е. прямо назло ему демонстрация вышла грандиозно, т.е. щелчком ему по носу».

Он не увидел Родины, но родина поклонялась ему, его бессмертным творением.

IV . Итог первого урока.

Какие впечатления детства, факты биографии Тургенева повлияли на творчество писателя?

Оцените статью
Adblock
detector