Урок тургенев записки охотника певцы

Содержание
  1. План-конспект урока литературы. Тургенев. Певцы методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. И. С. Тургенев «Певцы». Тема искусства. план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
  6. Чарующий мир искусства.
  7. Многие юноши и девушки в наше время, к глубокому сожалению, не разбираются в искусстве. Они не знают, перу какого художника принадлежит та или иная картина, а также не знают композиторов, которые писали классическую музыку.
  8. В произведении великого русского писателя И. Тургенева «Певцы» раскрывается любовь к истинному и прекрасному музыкальному искусству. На уроке дети, разделённые на команды, не только углублялись в мир писателя, такой таинственный и в то же время спокойный, но и окунались в мир музыки, составляли «литературные пазлы», синквейны к образам главных героев.
  9. Главная задача моего урока – влить в маленькие и хрупкие души учеников любовь к прекрасному и вечному…
  10. Скачать:
  11. Предварительный просмотр:
  12. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  13. Литература. 8 класс
  14. «Рассказ «Певцы» И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе»
  15. Просмотр содержимого документа «»Рассказ «Певцы» И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе»»

План-конспект урока литературы. Тургенев. Певцы
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Цели:

— выявить художественную идею рассказа;

— выделить два типа искусства: завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя и призванного вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам;

— развить навыки выразительного чтения, работы с текстом, лексической работы;

— способствовать формированию нравственно-эстетических представлений учащихся;

— воспитывать чувство гордости за талантливость и глубину души русского народа.

Скачать:

Вложение Размер
plan-konspekt_uroka_literatury._turgenev._pevtsy.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема . И.С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Певцы». Тема талантливости русского народа.

  • выявить художественную идею рассказа;
  • выделить два типа искусства: завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя и призванного вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам;
  • развить навыки выразительного чтения, работы с текстом, лексической работы;
  • способствовать формированию нравственно-эстетических представлений учащихся;
  • воспитывать чувство гордости за талантливость и глубину души русского народа.
  1. Организационный момент:

Встают, приветствуют учителя.

Записывают в рабочих тетрадях число, «Классная работа», тему урока.

  1. Постановка темы и целей урока:

Обращает внимание обучающихся на эпиграф к уроку, записанный на доске: «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!» (И.С. Тургенев)

Вступительное слово учителя:

С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений Тургенева. В письмах к Аксакову он писал (еще раз зачитывает эпиграф). Дома вы прочитали рассказ «Певцы». Давайте подумаем, как слова эпиграфа находят отражение в произведении, которое мы сегодня будем изучать?

Где происходит действие?

Что мы узнаём об этой деревне? Давайте вспомним из материалов прошлого урока, какой прием здесь использует автор?

Через всю книгу «Записок охотника» Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа.

Переписывают эпиграф к себе в тетрадь.

Говорят о том, что главными действующими лицами являются певцы и сюжет построен на их состязании в таланте.

В деревне Колотовке.

Зачитывают описание деревни, говорят о « страшном овраге», «бедной деревушке», «невеселом виде». Вспоминают, что в рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев также описывает этот овраг. Предполагают, что автор пользуется приемом контраста в описании угнетающего вида деревушки и широты таланта его жителей.

  1. Проверка домашнего задания:

Я просила вас поработать к уроку со словарем или интернетом и найти значение неизвестных вам слов из текста.

А сейчас вспомним сюжет рассказа. (Обращение к слайдам презентации – иллюстрации к рассказу.)

Проводят словарную работу со словами рядчик, целовальник, лотошить, фофан, осьмуха и др., если они вызвали у учащихся трудности. Недостающие толкования записывают в тетрадь, расставляя ударения.

Кратко объясняют, какой фрагмент текста или персонаж изображен на той или иной иллюстрации.

  1. Изучение нового материала:

С кем встречается рассказчик в кабачке «Притынном»?

Каковы первые впечатления о героях?

На каких уже известных героев похожи Николай Иванович, Дикий Барин, Моргач?

А чья внешность имеет общие черты с описанием Калиныча?

Как во внешности героя, в его поведении перед состязанием проявляется незаурядность талантливой натуры Яшки Турка?

Найдите описание внешности рядчика. Можно ли по внешним приметам героев судить о том, каким будет итог состязания?

Давайте сравним выступления рядчика и Яшки Турка с разных сторон. Первый ряд ищет в тексте описание манеры исполнения певцов, второй ряд – реакцию слушателей, третий – оценку самого рассказчика.

Песня «Не одна во поле дороженька пролегала», которую исполнял Яшка Турок, — это протяжная любовная песня, которая была очень популярна в 30-40-х гг. 19 века. Сейчас мы послушаем запись песни в исполнении выдающегося русского певца Сергея Лемешева, и вы поделись своим впечатлением.

А почему слушатели не выражают эмоции так бурно, как после исполнения рядчика?

Как характеризует Яшку замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас»?

Чтение фрагмента от слов «За стойкой, как водится…» до «…и чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я переступил порог».

Герои очень разные, у каждого свои характер и судьба. (Рассказывают с опорой на текст о Николае Ивановиче, Обалдуе, Диком Барине, Моргаче.)

В характере героев есть твердое, деловое начало, как и у Хоря. У них есть и внешнее сходство.

Яшка Турок, «худой и стройный человек».

Чтение фрагмента «Всё его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного…»

Рядчик не испытывает глубокого волнения перед выступлением, он относится к предстоящему состязанию, как к привычному занятию. Учащиеся предполагают, что такая уверенность в себе может быть залогом победы.

Работа с текстом.

Особое внимание уделяется оценке рассказчика: ёмкости выражения «просто лез из кожи» в случае с рядчиком и словам «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны» о Яшке.

Слушают песню. Затем отмечают, что и у них она вызывает чувства, похожие на те, которые испытывают слушатели в кабачке.

Душа их очень сильно тронута, внутри всё перевернулось, и они испытывают целую гамму чувств, которые трудно выразить словами. В таких случаях, когда человек взволнован до глубины души, люди предпочитают молчать.

Он, как настоящий человек искусства, не думает о награде. Высшая награда для него – возможность творить, создавать прекрасное.

  1. Закрепление изученного (первичное закрепление):

Каков смысл противопоставления образов рядчика и Якова Турка?

В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя (рядчик), и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам (Яков Турок).

Почему рассказ завершает «пьяная сцена»?

Показать разное отношение к искусству.

Записывают этот вывод в тетрадь.

Тургенев не хочет идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние оказывает на русский народ, со всей его широкой душой и талантами, власть «страшного оврага».

  1. Подведение итогов урока:

Оценивание деятельности обучающихся.

  1. Информация о домашнем задании:

Учитель задает домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения в прозе «Нищий», вопросы и задания после текста (1 и 2 – в тетради письменно, остальные устно).

Слушают учителя, записывают задание в дневник.

Литература: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература. 7 класс. М., «Русское слово».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие — кл.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т.

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т.

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино.

Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ.

Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна.

Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел.

И. С. Тургенев «Певцы». Тема искусства.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Чарующий мир искусства.

Многие юноши и девушки в наше время, к глубокому сожалению, не разбираются в искусстве. Они не знают, перу какого художника принадлежит та или иная картина, а также не знают композиторов, которые писали классическую музыку.

В произведении великого русского писателя И. Тургенева «Певцы» раскрывается любовь к истинному и прекрасному музыкальному искусству. На уроке дети, разделённые на команды, не только углублялись в мир писателя, такой таинственный и в то же время спокойный, но и окунались в мир музыки, составляли «литературные пазлы», синквейны к образам главных героев.

Главная задача моего урока – влить в маленькие и хрупкие души учеников любовь к прекрасному и вечному…

Скачать:

Вложение Размер
turgenev_pevtsy.docx 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к теме: Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения.Цель :Познакомить с произведениями искусства , предвосхищавшие историческ.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСКУССТВУ В 8 КЛАССЕ.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ЯРЧЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА.

Тест по рассказу И.С.Тургенева «Певцы»proshkolu.ru/user/cherepkina64/file/37949581.Действие рассказа происходитА. в сельце КолотовкаБ. в .

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства.

Цели:- выявить художественную идею рассказа;- выделить два типа искусства: завораживающего причудливостью формы, темпераментом и.

Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r.

Литература. 8 класс

Конспект
Ключевые слова: рассказчик, народная песня, завязка, кульминация, пейзаж, развязка, портрет.

Основные понятия:
• Рассказчик – персонаж, от лица которого ведется повествование, являющийся участником событий.
• Народная песня – поэтический жанр фольклора.
• Портрет – описание внешности героя в художественном произведении.
• Пейзаж – описание природы.

Пояснения:
1) В «Записках охотника» повествование ведется от лица рассказчика — барина-охотника, в то же время являющегося непосредственным свидетелем описываемых событий.
2) В рассказе «Певцы» создается поэтичный образ певца из народа Якова-Турка, трогающего своей песней самые затаенные струны души русского человека.
3) Сюжет рассказа строится на состязании двух певцов. Отношение к их пению автор выражает через портреты героев, реакцию слушателей на исполнение, а также через отношение к ним рассказчика.
4) Мы можем выделить в рассказе завязку (завсегдатаи собираются в Притынном кабачке послушать состязание в пении), кульминацию (пение Якова-Турка), развязку (попойка в кабачке).

Литература:
Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
Н. В. Беляева. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017

Какие художественные средства служат для выражения авторской позиции в рассказе?

«Рассказ «Певцы» И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе»

План -конспект урока в 7 классе по литературе «Рассказ «Певцы» И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе» Данный урок является центральным в изучении творчества И. Тургенева в рамках курса по литературе за 7 класс. Урок содержит разные задания для индивидуальной и групповой работы. По типу является комбинированным

Просмотр содержимого документа
«»Рассказ «Певцы» И.С. Тургенева из цикла Записки охотника. Тема искусства в рассказе»»

Тема: «Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Певцы» из цикла «Записки охотника». Тема искусства в рассказе.

на материале тургеневского рассказа раскрыть тему искусства в рассказе;

развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову;

развитие умения создавать сравнительную характеристику, вести диалог на уроке;

развитие устной и письменной речи.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: ПК, экран, презентация, раздаточный материал, карточки с заданием, аудиозапись «Утро туманное, утро седое», видеофильм «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова».

Сообщение темы, целей урока.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами изучать творчество великого русского писателя И.С. Тургенева. На прошлом уроке мы говорили о биографии Тургенева и анализировали рассказ «Хорь и Калиныч». Сегодня мы продолжим работу в этом ключе. Но прежде, чем приступим к новому материалу, проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков.

Слайд 2-3. Тестирование (4 минуты)

Беседа с классом:

-С творчеством Тургенева мы знакомились в 5-х, 6-х классах. Какие произведения, принадлежащие перу писателя вы можете вспомнить? («Бежин луг», «Муму», стихотворение в прозе о русском языке)

А кто может прочесть стихотворение в прозе о русском языке?

Слайд 4( ученик читает стихотворение)

Мы не просто так вспомнили это стихотворение. Сегодня мы убедимся, как автор с помощью «великого и могучего языка» создает талантливых персонажей в рассказе «Певцы», который вы должны были дома прочесть. Но для начала ответьте мне на вопрос:

Вопрос 1. Что, на ваш взгляд, представляет собой искусство? (это форма творчество, способ духовного самовыражения человека)

Вопрос 2. Какие виды искусства вы знаете? (живопись, графика, архитектура, скульптура, театр, кино танец и т.д.)

Вопрос 3. Ребята, а как вы думаете какова же тема нашего урока? (ученики формулируют тему урока).

Ребята, открываем тетради и оформляем записи. Запишите тему урока.

(Пока ученики записывают тему, включаем аудиозапись романса «Утро туманное, утро седое» на стихи И.Тургенева)

С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.

Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, № 11). В письмах к К.С. Аксакову (1852-1853) Тургенев замечал: «. по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»

Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок» Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, и слушателей: «Оно было поэзией их жизни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».

Учитель: Откроем рассказ. его начало

“Небольшое село Колотовка. (до конца абзаца) Что вам слышится в этих строках?

(Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”. Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)

Учитель: Какую роль в повествовании играет описание июльского дня?

На сером фоне ничем не выделяется небольшое строение кабака, куда зайдет автор-охотник, спасаясь от жары и жажды. Солнце, заливающее всю деревню, только подчёркивает нищенское существование деревни. Перед охотником открывается сборище людей, резко несхожих между собой, с очень разными судьбами.

Учитель: При помощи какого необычного события писателю удается подчеркнуть эту несхожесть, даже контрастность? Состязания певцов.

Учитель: Понаблюдаем вместе с автором за посетителями кабака – будущими слушателями. Кто составит круг слушателей? Назовите их.

Кабак – питейное заведение (синоним: трактир, харчевня).

Целовальник — продавец в питейном заведении (синонимы: кабатчик, продавец).

Рядчик – тот кто рядит, подряжает. Так называли второстепенных подрядчиков, берущих на себя не работу, а лишь вербовку рабочих.

Осьмуха — здесь восьмая доля ведра.

Лотошил — бойко молол языком, болтал.

Жребий – решение вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад предмета из ряда подобных (синонимы: судьба, участь, доля)

Учитель: Ваша задача составить пазлы и назвать героя по его описанию. Какое впечатление произвели они на вас? Какие средства изобразительности использует автор для описания их внешности?

I группа. Целовальник Николай Иванович — человек “расторопный и сметливый”, хорошо знающий жизнь и во многом разбирающийся:”в лошадях и скотине, в лесе, кирпичах и посуде, в красном товаре и в кожевенном…” Чем-то он напоминает крестьянина Хоря из рассказа “Хорь и Калиныч”. Так же обстоятелен, немногословен и себе на уме.

II группа. Приказчик Моргач. “Это человек опытный, сам себе на уме”, “тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться”. Поэтому автор и акцентирует наше внимание на его глазах: “…я никогда не видел более проницательных и умных глаз…” И все же есть в этом человеке какая-то тайна (в жизни его остались “темные пятна”). Не все гладко в его жизни, когда-то бежал он от своей барыни. Именно потому, что это человек расчетливый, ему после неудавшегося побега и возвращения все же удается встать на ноги и даже зажить припеваючи.

III группа. Дикий Барин. Что-то богатырское чувствуется в нем. Это характер во многом загадочный. Какая-то необъяснимая сила исходит от него. Рассказчик замечает: “…какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся…” Есть в Диком Барине и какая-то противоречивость: “смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства”.

IV группа.Обалдуй — выбившийся из жизни крепостной гуляка, от которого отказались даже собственные господа. Поэтому и прозвище его далеко не случайно: от глагола обалдеть прост. — одуреть, потерять всякое соображение, ошалеть. Не прочь покутить за чужой счет. “Отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все “лотошил” да врал, что ни попало — прямо Обалдуй”.

Учитель: А где находятся певцы? Как изначально автор вводит их в текст? Что вам особенно запомнилось в образе певцов?

Главные действующие лица находятся тут же, в кабачке. Автор вводит певцов в текст с помощью диалога между Оболдуем и Моргачем.

Все противоположно в двух этих людях, и социальные судьбы их тоже разные. Рядчик — благополучный мещанин, имеет что-то за душой, не случайно он чувствует себя уверенно. Не столь живописен и благополучен второй певец – Яков Турок. Но заметьте, – здесь, лишь мельком упомянув об одежде, рассказчик акцентирует внимание на другом: «Его впалые щеки, большие беспокойные глаза, прямой нос с тонкими подвижными ноздрями, белый покатый лоб – все изобличало человека впечатлительного и страстного». Напряженная и нелегкая жизнь у него за плечами.

Исследовательская работа с текстом

Учитель: Давайте сравним наших соперников. Я раздаю таблицы каждой группе. Ваша задача – заполнить вторую и третью часть таблицы. Нужно выписать средства художественной выразительности, с помощью которых автор создает образы рядника и Якова Турка.

Фрагмент из кинофильма «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова».

Учитель. Художественный фильм режиссёра Виктора Турова. По мотивам рассказов И. С. Тургенева «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова» и «Певцы» (из цикла «Записки охотника»).

Учитель: Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения ряд­чика?

Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.

— Как характеризует героя замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас. »?

Яшка Турок — настоящий художник, который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.

— Каков смысл противопоставления образов Якова Турка и рядчика?

В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам.

— Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?

И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».

Что же мы увидели в русском человеке сегодня на уроке?

Ум, проницательность, талант, потребность творить, способность глубоко чувствовать, удаль, душевный размах, потребность в высоком, скрытую силу. А еще бесшабашность, растрачивание жизни, беспечность;упоение в разгуле,

Заключительное слово учителя. Наш урок подходит к концу. И я думаю, что мы все согласимся с мыслью И.С. Тургенева о том, что великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные устремления его к добру, красоте, свету. И мне очень хочется, чтобы вы помнили слова французского писателя Вольтера о том, что «истинное и прекрасное одинаково во все времена». А великий русский художник Н. Рерих, как будто подхватывая его мысль, утверждал, что «искусство едино и нераздельно. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты. Искусство объединит человечество». И если мы научимся понимать, ценить и беречь искусство, значит, мы сумеем жить по законам добра и красоты, и наша жизнь будет заполнена «поэзией».

Что нового вы узнали на уроке?

Довольны ли вы своей работой?

Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

Читайте также:  Radmir crmp машины для охоты
Оцените статью
Adblock
detector