Урок цикл записки охотника

Конспект урока по литературе на тему «Записки охотника — пролог литературной деятельности И.С. Тургенева» (10 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя политехническая школа № 33»

«Записки охотника» — пролог литературной деятельности И.С. Тургенева

Тема урока: «Записки охотника» — пролог литературной деятельности И.С. Тургенева

— познакомить обучающихся с «Записками охотника» — обвинительным актом самодержавия;

— пробудить интерес к личности и творчеству И.С. Тургенева;

— воспитать внимательного и думающего читателя;

— выявить уровень знания учащимися текстов произведения.

портрет И.С. Тургенева, выставка книг писателя, эпиграф к уроку «Разве по капле дождя узнаешь, что делается в облаке?» (Д. Гранин), презентация, высказывания писателя:

«Нужно постоянное общение со средой, которую берёшься воспроизводить; нужна правдивость, правдивость неумолимая в отношении к собственным ощущениям; нужна свобода, наша свобода воззрений и понятий, и, наконец, нужна образованность, нужно знание!.

«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его симпатиями».

изучение нового материала

Вступительное слово учителя

На сегодняшнем уроке речь пойдет о человеке «большого и благородного сердца» — И.С. Тургеневе. Он тонок как писатель, его произведения порой сложны для понимания и, тем не менее, сразу, безоговорочно могут покорить сердце читателя. Давайте раскроем с вами «Записки охотника», которые являются прологом литературной деятельности писателя.

Начинает звучать музыка П.И. Чайковского

1-й концерт для фортепиано с оркестром, часть II

«Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Вам кажется, что небо широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень. »

Вам не кажется, что это написано о нас с вами. Ведь многие любят долго-долго глядеть в бездонное небо, следить, замирая, за трепетом листвы, за игрой солнечных бликов в густой зелени! Вот оно откровение, вот то, что мы чувствуем, но зачастую не умеем выразить словами.

«Оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака – и вот вдруг все это море, это лучезарный воздух заструится, задрожит беглым блеском, и поднимается свежее, трепещущее лепетанье…»

Не каждый подберет такие слова, такие образы, которые помогли бы так ярко и точно выразить то, что видим и чувствуем. А он смог! Обратите внимание на то. Как удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи. И.С. Тургенев начал писать в 40-е годы XIX века. Что это было за время?

Изучение нового материала

«В Западной Европе в середине XIX века господствовали буржуазно- экономические отношения. В это время государственную мощь России с каждым годом все больше разъедало крепостное право – экономическое и политическое бесправие большей части нации. Поэтому крестьянский вопрос занимал центральное место в общественно-политической жизни страны 40-50 годов.

Решительным завоеванием литературы критического реализма явилось изображение человека из народа. Тургенев продолжил лучшие традиции этого направления. Он размышлял о предоставлении прав и свободы народу, обрекая эту мысль в слова о «долге» высших классов перед народом. Формированию такого взгляда во многом способствовала дружба с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, М.А. Бакуниным, Н.В. Станкевичем.

Факты собственной биографии Тургенева, видевшего истязания крепостных, дали материал для ранних произведений писателя. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что ненавидел…»

В 1852 году отдельной книгой появились «Записки охотника».

Работа над текстами рассказов из «Записок охотника».

В начале урока были зачитаны отрывки из рассказов И.С. Тургенева. Они светлые, лиричные. А вот перед вами другие примеры.

Читайте также:  Тепловизионные гляделки для охоты американские

«Юдины выселки состояли из шести низеньких и маленьких избушек, уже успевших скоситься».

(«Касьян с Красивой мечи»)

«Жила она в дрянной, полуразвалившейся избенке, перебивалась кое-как и кое-чем, никогда не знала, будет ли сыта завтра, и вообще терпела участь горькую».

(«Ермолай и мельничиха»)

«В Колотовке, как и во многих других степных деревнях, мужики, за неимением ключей и колодцев, пьют какую-то жидкую грязцу из пруда… Но кто же назовет это отвратительное пойло водою?»

«Ей-богу, с голодухи детки пищат, сам знаешь круто, во как приходится».

Сравнив отрывки, ответьте: почему после выхода книги ее автор подвергся преследованиям, а цензор Львов был уволен без права поступления на службу. А ведь до этого рассказы в течение пяти лет появлялись в печати и цензура пропускала их. Свой ответ свяжите с эпиграфом урока.

Анализ рассказа «Бурмистр»

А) Прочитаем отрывок из рассказа от слов «… позавтракавши плотно и с видимым удовольствием, Аркадий Павлович налил себе рюмку красного вина…» до слов «…насчет Федора … распорядиться…»

Б) Почему лакей не сказал ни слова?

В) Что самое стращное в поведении помещика?

Г) Почему тревожное волнение распространилось по селу, когда крестьяне Шипиловки увидели приехавшего барина?

Д) Что же теперь будет с Антипом?

Е) Дает нам автор ответ?

Работа над картиной Н.В. Неврева «Торг»

Содержание картины предельно простое: помещики ведут за столом мирную беседу. Они, как видно, готовятся запить вином самую обычную сделку. И товар для них обычный – крепостные крестьяне. Действие происходит в доме просвещенного помещика: на полках и даже на полу – книги, а на стене барометр, картина, портреты Мирабо, деятеля буржуазной революции и Александра I , известного либеральными воззрениями на заре своего правления. Чтение книг и приверженность к либерализму не мешают этому помещику торговать людьми.

Вопросы для обсуждения:

Кто перед нами: изверги, преступники, хорошие хозяева и отцы семейств, почитаемые в округе?

Какие чувства мы испытываем, глядя на эту картину, — страх, жалость, недоумение, протест?

Знакомство с отрывком из «Письма Белинского Гоголю»:

«Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка».

Итак, зло узаконено государственной властью, торговля людьми, измывательства над ними возведены в норму общественной жизни. Поэтому и молчит Федор, герой тургеневского рассказа, которого через несколько минут будут «отечески учить» на конюшне, то есть сечь кнутом до крови; молчат, опустив глаза, крепостные, изображенные на картине, которых сейчас, как скот, поведут к другому хозяину. О том, что разбиваются судьбы, разъединяются семьи, унижается достоинство человека, мало кто думал из господ, считавших, что крестьяне не способны ни на какие чувства.

Итак, в чем же сила Тургенева как писателя? В поисках ответа не будем забывать, что автор «Записок охотника» — дворянин, помещик, семья которого владела 5000 крепостных. Отчего же писатель, выходец из среды крепостников, не только не обходит острых проблем русской действительности, но и обвиняет крепостничество, более того, раскрывает перед нами великую и прекрасную душу мужика – русского человека? Не найдем ли мы разгадку в воспоминаниях писателя?

«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право».

И будущий писатель дает аннибалову клятву: бороться против него.

Самостоятельная работа. Анализ рассказа (по выбору) по плану:

А) Каков сюжет рассказа (если прослеживается)?

Б) Как писатель рисует русского крестьянина?

Читайте также:  Билет охотника со скольки лет

В) Что поразило вас в этом произведении?

Г) Какова авторская позиция в рассказе?

Д) Как отразилось творческое кредо писателя в рассказе?

Опираясь на материал своего рассказа, ответьте на вопрос: «Каким образом автор «Записок охотника» утверждает право народа на освобождение»? Главный тезис своего ответа выразите одной фразой.

Обобщение материала по таблице.

«Записки охотника» (1847 — 1852)

Утверждение духовной красоты и величия простого человека, апофеоз народной России

Конспект урока по литературе И.С. Тургенев «Записки охотника»

Конспект урока литературы

«И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов.

Цели: а) образовательные:

— познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;

— раскрыть значение литературоведческих понятий — рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика;

— обучать анализу рассказа;

— развивать память, воображение;

— воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской технологии и интегрированных уроков.

Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с индивидуальными заданиями:

— Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).

— Назовите литературные направления, которые вы знаете.

-Дайте краткую характеристику каждому направлению.

— В каких литературных направлениях творили эти писатели?

— К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.

— Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)

-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический?

2. Изучение новой темы.

— Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).

— Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.

-И. С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.

— А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села Спасского и села Тургенева)

— В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».

-Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу. Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах?

— Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.

-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.

-Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение. Тема. Идея .Проблема. (тема счастья).

— Рассмотрите иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?

— Анализ рассказа «Бежин луг». Перескажите рассказ. Тема. Идея. Проблема.

— Рассмотрите мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом

-Анализ рассказа «Бирюк». Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе. Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином. Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

— Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера Бирюка отразил художник в портрете?

Читайте также:  Золотистый ретривер для охоты

— Анализ рассказа «Певцы». Перескажите произведение. Опишите пение героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа.

— Рассмотрите иллюстрации Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать? Используя устное словесное рисование создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам запомнился.

3. Выводы (записываются в тетради).

— Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).

— Почему же эти рассказы представляют собой цикл?

— Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).

— Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).

-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?

— Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)

-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)

— Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

— Какую роль играет пейзаж в рассказах?

— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).

-И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям». Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.

— Что такое рассказ?

-Что такое цикл рассказов?

— Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?

— Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?

— Какой мы видим Россию в рассказах писателя?

5. Домашнее задание.

Читать первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;

2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?

3) соотнесите время действия и пейзаж;

4) прочтите портреты героев романа, по портретам определите характеры этих героев.

Карточки с индивидуальными заданиями

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;

2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;

3)Как он относится к своей работе.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».

Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;

2) В чем смысл сцены с крестьянином;

3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Хоре.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Перескажите рассказ

2) Расскажите о Калиныче.

3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».

Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;

2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику Ермолаю;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».

Задание.1) Перескажите рассказ;

2) Определите тему, идею, проблему рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».

Задания. 1) Перескажите рассказ;

2)Дайте характеристику мельничихе.

3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите произведение;

2) Опишите пение героев;

3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.

И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».

Задание. 1) Перескажите описания природы;

2) сравните описание природы с пением героев;

Оцените статью
Adblock
detector