План урока. Тема: Нравственность есть правда. (По рассказу В. М. Шукшина «Охота жить».)
Тема: Нравственность есть правда. (По рассказу В.М. Шукшина
Цели: 1) Углубить знания учащихся о В.М. Шукшине;
2) на основе рассказа «Охота жить» раскрыть проблемы добра и зла,
совести и хамства, духовности, которые так волновали писателя;
3) помочь учащимся извлечь нравственные уроки из рассказа «Охота
Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, книг о нем, грампластинка.
Кержак (обл.) – старообрядец (от Эпиграф к уроку
названия притока Вояки реки Керженца, Не было бы добрых людей,
где был один из центров старообрядчества). жизнь бы давно остановилась…
I. Слово учителя о Шукшине.
Василий Макарович Шукшин остался в памяти современников и в литературе как писатель высоких нравственных принципов. Жизнь его оборвалась рано – в 45 лет. Но остались его рассказы, повести, романы, в которых ведется разговор об истинных нравственных ценностях. Разговор этот был необходим, ибо великое неблагополучие в обществе накапливалось десятилетиями. В книгах Шукшина, которые критики называли бытовой прозой, можно найти искреннего и доброжелательного собеседника, которому небезразлична судьба каждого его современника. Главное для Шукшина – серьезное исследование народного характера, народного миросозерцания, глубокое постижение действительности. Мой рассказ продолжит….
II. Сообщение о Шукшине.
III. Анализ рассказа.
1. Кратко передать содержание рассказа «Охота жить».
2. Кто такой Никитич?
(Охотник. С малых лет таскался он по тайге – промышлял. Белковал, а случалось, медведя – шатуна укладывал).
3. Кто нарушил одиночество Никитича?
(Высокий парень в подпоясанной стеганке, в ватных штанах, в старой солдатской шапке).
4. Опишите пришельца.
(красивое бледное лицо с пушистыми ресницами…).
5. Кем представился парень? О чем он постоянно спрашивает?
6. Почему парень понравился Никитичу?
(Он был городским, а Никитич любил поговорить с городскими людьми).
7. Что ищет парень?
8. Что он сказал о жизни?
(Охота жить, отец).
9. Каков ответ Никитича?
(Жить всем охота).
10. Куда влечет парня. Что он сказал о себе?
(Город. Бежит из тюрьмы).
11. Что отрезвило Никитича?
12. Какой спор возник между героями?
13. Какой вывод делает Никитич?
(Не было бы добрых людей, жись бы давно остановилась).
14. Кем работал Колька – профессор?
(Агент по снабжению).
15. Кого винит Никитич в судьбе Кольки.
16. Почему Никитич не выдал Кольку начальнику районной милиции Протокину?
17. Чем отблагодарил Колька Никитича?
18. Что было обидно старику?
19. Зачем он пошел вдогонку парню?
20. О чем они говорят, встретившись?
21. Как заканчивается рассказ?
Перед нами две разные личности, каждая из них имеет свой неповторимый характер. Но радость и полноту жизни испытывают не оба героя, а лишь лесник. Это человек сердечной отзывчивости и доброты.
IV. Письменная работа.
I вариант II вариант
1. Характеристика Никитича 1. Характеристика «Кольки-профессора»
V. Чтение характеристик.
VI. Вопросы к классу?
1. Какие нравственные уроки вы извлекли из рассказа «Охота жить»?
2. Можно ли обвинить автора в излишней жестокости?
(Он не один пишет об этом?
3. Почему рассказ называется «Охота жить». Чем актуален рассказ сегодня?
— Чему учит рассказ? Урок мне хочется закончить словами Василия Шукшина:
— Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее.
VII. Домашнее задание. Написать отзыв на рассказ Шукшина «Охота жить».
Нравственная проблематика рассказа В. М. Шукшина «Охота жить». (Школьные сочинения)
«Нравственность есть Правда» — так называется статья известного русского писателя Василия Макаровича Шукшина. В своих небольших по объёму рассказах автор исследует нравственные проблемы добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности. Жить по правде – это значит следовать нравственным законам, веками выработанным народом. Чтобы быть настоящим человеком, нужно жить народными радостями и горестями, думать, как народ, потому что народ всегда знает правду.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Этот нравственный критерий народной жизни и является основой творчества писателя.
В. М. Шукшин убеждён в том, что главной темой искусства является «необходимость добра». Он исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, совестливость.
В рассказе «Охота жить» изображено столкновение двух людей, противоположных во всём: в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на труд, на нравственные ценности.
В начале повествования мы знакомимся со старым охотником Никитичем. Это простой человек, близкий к природе, живущий вдали от городской цивилизации, в глухой тайге. Быт его неприхотлив и скромен, лишён комфорта. Его дом – избушка на взгорке «в одно оконце» и тайга, в которой он чувствует себя как дома. Холодной зимой уют создаёт камелёк с разгоревшимися дровами. В морозные вечера Никитичу хорошо думается в одиночестве. На душе у него легко, очевидно, потому, что никогда и никому он не делал зла. Прошлое старика небогато событиями. «С малых лет таскался он по тайге – промышлял», — сообщает о нём автор.
Но вот в избушке появляется незнакомый человек, которого Никитич принимает за отставшего от своей партии геолога. Парень понравился охотнику красивым лицом, прямым и смелым взглядом. Одно насторожило: взгляд какой-то «стылый», которому не хватает доброты и человечности.
Постепенно из беседы героев выясняется, что у них разное отношение к жизни, к людям, разные нравственные ценности. «Охота жить!» — это нравственное правило незнакомого парня. «Жить всем охота», — возражает старик. Парень руководствуется в своих поступках только страстным желанием жить самому, «жить красиво», не считаясь с другими людьми. Охотник признаёт право на жизнь за каждым человеком. Испытывая доверие к Никитичу, молодой человек признаётся, что сбежал из тюрьмы. Старик не одобряет поступка «Коли – профессора», но жалеет молодого человека.
Между героями разгорается спор о добре. Озлобленный на весь мир лагерник убеждён: «Добрых людей нет!» Но старик твёрдо стоит на своём: «Не было бы добрых людей, жись ба давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались».
Ситуация обостряется, когда в избушку приходят охотники, один из которых – начальник районной милиции. Парень притворяется спящим, а ночью, захватив ружьё Никитича, уходит. Старик не держит зла на беглеца, но ему обидно, что на добро лагерник отвечает злом. «Последнее ружьишко у старика взять» — это «ни стыда, ни совести» не иметь. Опытный художник, хорошо знающий тайгу, преграждает путь вору. Жалея парня, который без ружья в тайге может погибнуть, он оставляет ему ружьё с уговором, что тот оставит его в деревне у знакомого. За свою доброту старик получает выстрел в спину. Парню так «охота жить», что он решает убрать лишнего свидетеля: «Так лучше, отец. Надёжней».
Добро и зло в рассказе разграничены. Человек из народа Никитич отличается высокой нравственностью, порядочностью, совестливостью, он верит в силу добра, не предполагает, что на добро можно ответить злом. За эту веру в добро старик поплатился жизнью. Лагерник живёт по волчьим законам, не верит в добро. Им руководит животное желание жить. Он не способен понять право другого человека на жизнь.
Рассказ заставляет задуматься над многими нравственными проблемами. Почему зло одерживает победу над добром? Почему в наше время остро ощущается дефицит добра? Что нужно делать, чтобы в мире было больше честности, порядочности? Тревога за будущее страны вызвала к жизни этот рассказ. Он и является доказательством того, что «искусство стремится непременно к добру». Свой долг писатель видел в том, чтобы утверждать высокие нравственные ценности, убеждать людей в необходимости добра.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19997
Урок шукшин охота жить
Автор конспекта:
Автор(ы): — Лаптева Елена Егоровна
Место работы, должность: —
МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная питомник №1 имя Героя Советского Союза А.М.Яналова»
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее просвещение
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
расширить стриптиз обучающихся о творчестве Василия Шукшина. Совершенствовать агроформирование читательской компетенции насквозь умение отбирать направления поиска анализа произведения.
Тип урока: — Комбинированный урок
компьютер, башковитый словарь
Краткое описание: — 1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности; 2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения; 3) способствовать формированию у обучающихся ответственности после судьбы других людей.
«…Жизнь – она диковинный предмет…»
(урок внеклассного чтения вдоль рассказу В.М.Шукшина «Охота жить» в 7 классе)
Вид урока: урок художественного восприятия.
Форма урока: урок-беседа.
Методы обучения: словесные (эвристическая беседа)
Оборудование: компьютер,
Цель урока: расширить стриптиз обучающихся о творчестве Василия Шукшина. Совершенствовать агроформирование читательской компетенции насквозь умение отбирать направления поиска анализа произведения.
Задачи:
1) На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности;
2) содействовать развитию самостоятельного мышления и оценивать художественные произведения;
3) способствовать формированию у обучающихся ответственности после судьбы других людей.
Ход урока:
I.Слово учителя.
1) Из всех учебных предметов мы, взрослея, исподволь вырастаем, коль они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет, который-нибудь «впору» нам всегда, который-нибудь мы изучаем постоянно, необусловленно от возраста. Название ему – жизнь. Постигая нынешний предмет, мы ищем ответы на многие вопросы: включая от математического «сколько» и кончая нравственным «как».
(звучит фрагмент песни «Двести лет кукушка нота жить накуковала..» в исполнении В. Малежика)
Только ли количественную сторону учитываем мы, говоря «много» или «мало». Может, значительнее все-таки не сколько, однако как? Сколько жить – возможно прокуковать аж птица, однако кто «прокукует» нам, «как жить на земле»?
2) Откроем тетради, запишем число, тему урока и эпиграф
3) Самые разные ответы на материя «как жить на земле» мы пытались найти в произведениях, изученных нами ранее. Вот одну эклога из жизни, увиденная глазами поэта и запечатленная М.Ю.Лермонтовым в стихотворении «Нищий» ( декламирование наизусть накануне подготовленным учащимся стихотворения)
У врат обители святой
Стоял испрашивающий подаянья
Бедняк иссохший, слегка живой
От глада, жажды и страданья.
Куска только хлеба он просил,
И взгляд являл живую муку,
И неизвестно кто камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навсегда тобою!
1830
— А после каким дьяволом неизвестно кто столь поступил (люди стали равнодушными к чужому горю)
4) При выполнении домашнего задания вы должны были обратиться к словарям и найти значения слов мораль, нравственность, равнодушие.
Равнодушие – это самая странная болезнь на свете. А.П.Чехов говорил: «Спешите делать добро». Может быть, вы подумаете словно будто подобные сцены были запечатлены писателями и поэтами встарь и в нашей сегодняшней жизни пусто похожего не происходит. К сожалению, предпочтительно неотлагательно итак надлежит наичаще задумываться по-над проблемами добра и зла, смысла жизни, слушать, чувствовать души других, не проходить мимоездом людей, зовущих на помощь.
5) Послушаем георгика современного поэта Василия Федорова «Слепой»
Людей не видя до собой, Не замечая в сквере лавочки, По улице к лицу слепой, Потрагивая землю палочкой. Его толкнут, Пройдут вперед, И тотчас, торопясь вмешаться, Какой-то зрячий призовет Быть чуткими И не толкаться. Но слышу принципал я его, Негромкий в человечьем гуде: — Толкайтесь… Это ничего… Я буду знать, Что поближе — люди.
— Как вы понимаете последние строки стихотворения
— Только ли таким способом можно дать человеку почувствовать, словно будто поближе с ним люди? (многие, стремясь к собственному благополучию, забывают, словно будто живут они в этом мире не одни, словно будто кругом также люди)
— Как вы считаете, содержится ли в услышанных произведениях реввоенсовет «как жить на земле»?
-Жить на земле – это строить свою бытие на основах человеколюбия, упражняя в доброте свою душу и сердце. После потери доброты произойдет неминуемая вред нравственности, таков усач поуже хватит способен на все.
II. Обратимся к рассказу В.М.Шукшина «Охота жить».
— Около тридцати лет вспять не итак человека, который-нибудь воспел бытие С всеми ее звуками, красками, запахами. Это — Василий Макарович Шукшин. Шукшин снял 5 фильмов, выпустил 7 книг, сыграл неудовлетворительно десятирублевка ролей — в общем, достаточно, для того чтоб войти в историю русской культуры. Но он не знал этого. Он знал одну — труд. О немой говорили словно о «деревенском» писателе, критики искали истоки силы его таланта и забывали о Шукшине-человеке, о его ретивое — нервном, наполненном кровью и реально страдающем, которое не выдержало своей ноши…
Ни на минуту Шукшин не прекращал борьбу С злом — ни в литературе, ни в кино. «Нам бы для душу не забыть», — говорил он. Герои его книг часами говорят о душе. Что такое душенка в понимании Шукшина? Доброта, человечность, милосердие, мерекание ближнего, совесть, раздумья о смысле жизни. Анализируя традиционные конфликты — сирость и богатство, пожитки и зло, Шукшин решает их, опираясь на законы нравственности: он отвергает беда необусловленно от того, кто является его носителем. Писатель видит, словно будто главное тестирование сегодняшнее не бедность, однако плутос и сытость.
1) Выступление накануне подготовленного учащегося с презентацией о жизни и творчестве В.Шукшина
2) «Вечные» вопросы о жизни и смерти, о смысле жизни полиграф задает в небольшом рассказе «Охота жить» (1866-1867гг.)
3) Аналитическая щебетание вдоль рассказу.
Вопросы к рассказу:
- Почему история назван “Охота жить”;
- О чем повествует автор;
- Как писатель передает пребывание парня? Каким оно было, словно будто он испытывал;
- Почему он испытывал страх;
- На словно будто и на кого был обозлен парень;
- Что говорит о доброте, добрых людях Никитич;
- Согласен ли он с утверждением парня, словно будто добра нет;
- Как вы оценивает шаг парня, когда-либо он забрал у деда ружье;
- Догадывался ли Никитич, словно будто пред ним свободный заключенный;
- Почему Никитич не разглядел в парне беглого заключенного;
- Был ли благодарен парубок после оказанную помощь? Как он поступил с дедом;
- Осуждаете ли вы шаг парня;
- Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ;
- На вашем счету чесо пуще – добрых или злых дел;
- Как вы считаете, на чем держится подсолнечная – на договорились или зле;
- Нужно ли делать добро?
III. Вывод:
1) Итак, в основе морали Никитича – такие народные ценности, словно совестливость, трудолюбие, хотение добра людям.
В основе морали незнакомца – привлекательно жить после чей-то счет, не трудиться, не задумываться о людях, живущих рядом; нынешний усач не верит в добрые начала, он способен на все.
Нет с нами большого писателя – В.М.Шукшина, конечно остались его книги, его мысли… И каждый его история заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о поведении и поступках человека, о смысле жизни.
2) Вся наша бытие – выбор: чему посвятить ее, словно жить на земле. Чтение накануне подготовленным учащимся стихотворения Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя…»
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает вдоль себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает вдоль себе.
Каждый выбирает вдоль себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает вдоль себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю также — словно умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Домашнее задание: напишите марание – построение «Как я хотел бы прожить свою жизнь.»
Файлы: Урок литературы в 9 классе.doc
Размер файла: 48128 байт.