урок литературы в 5 классе. Н Носов «Три охотника»
план-конспект урока (5 класс) по теме
Урок литературы в 5 классе по творчеству Н Носова. Рассказ «Три охотника».По программе Меркина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе по учебнику Г. С. Меркина.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.
Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного из самого весёлого писателя, а именно с творчеством Николая Николаевича Носова. С его рассказом «Три охотника».
Как правило, прежде чем говорить о рассказе, мы знакомимся с творчеством писателя.
Предлагаю вам посмотреть презентацию, посвященную творчеству писателя.
Просмотр презентации и чтение учащимися.
Вопросы по творчеству писателя.
Где родился Н. Носов?
О чём любил мечтать с детства?
Над чем работал в годы Великой Отечественной войны?
Как Носов стал писателем?
Когда был написан его первый рассказ?
Когда вышла первая книга? Как она называлась?
Какие произведения Носова вы уже читали? Чем они вам запомнились, чем понравились?
4.А теперь давайте поговорим о нашем рассказе. Вы дома прочитали его. Так о чём же идёт речь в данном рассказе? (Ответ можно зачитать из самого рассказа).
Так что же рассказывали, какие интересные случаи. У нас есть такая возможность послушать ещё эти истории.
5.Инсценировка. Рассказы охотников.
Да, хорошо посмеялись. А теперь давайте вспомним, что такое юмор.
6. Анализ рассказа.
Рассказы охотников – это правда или весёлый вымысел?
Можно ли считать данный рассказ – юмористическим?
С каким юмористическим рассказом мы уже с вами познакомились?
Какие просторечные слова и выражения использует писатель? Как вы думаете, с какой целью?
Какую картину известного русского художника можно использовать как иллюстрацию к этому рассказу? Назовите фамилию, имя художник (Показ слайда картины Перова «На привале»). Ребята, а если сопоставить рассказ и картину, какое несовпадение можно отметить?
Есть ли в данном произведении сказочные элементы? Как вы думаете, для чего использует его автор?
Какова же тема рассказа? О чём, кроме весёлых рассказов охотников, хотел сказать автор?
Ещё один рассказ Носова, ещё одна интересная история, рассказанная автором. Его рассказы с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Ведь в этих рассказах взрослые порой узнают себя, вспоминают о своём детстве, где также было немало интересных, забавных историй.
Произведения Носова поучительны. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми, говорят о бережном отношении, о любви к природе и к братьям нашим меньшим.
7.В рубрике «Живое слово» было задание: придумать и рассказать какую-нибудь забавную историю. Давайте послушаем, какие истории вам удалось сочинить.
8.Предлагаю вам викторину «Произведения Носова» (Слайд).
Домашнее задание: прочитать любое произведение Носова и подготовить пересказ или отзыв о прочитанном на следующий урок внеклассного чтения.
Урок по рассказу Н.Н. Носова «Три охотника»- тема, идея. система образов
Урок литературы в 5 классе по учебнику Г. С. Меркина
Тема: Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, идея, система образов.
познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.Н.Носова; актуализировать читательский опыт учащихся; выявить художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому;
формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.Н.Носова; воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм».
Оборудование: мультимедийная презентация, мультипликационный фильм.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Обращение к портрету писателя в учебнике.
Николая Николаевича Носова все называли «весёлым писателем». Однако в жизни его трудно было назвать весёлым. Иные называли его даже «хмурым ворчуном». Всё это шло скорее от какой-то особенной деликатности, ранимости, а порой и неуверенности в себе.
Николай Николаевич был всегда доброжелателен, точен в оценках работ других писателей.
Родился Николай Носов в Киеве 22 ноября 1908 года в семье эстрадного артиста. Маленький Николай часто бывал на выступлениях отца, любил смотреть концерты и спектакли. Одно время родители даже думали, что и мальчик захочет стать актёром. Однако Николай постоянно увлекался чем-то другим, например, хотел стать музыкантом. Школьные годы Николая Носова пришлись на Первую мировую, а затем и Гражданскую войну. Семье пришлось пережить сполна и нужду, и болезни (все переболели тифом).
Как Николай Носов сам рассказывал, в литературу он пришёл совершенно случайно. Будущий писатель рассказывал своему подрастающему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. В какой-то момент Николай Носов понял, что их нужно записать: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, нужно относиться к ним с самым большим и тёплым уважением».
Это ощущается в каждом его рассказе и повести. Первый рассказ Николая Носова – «Затейники» — был опубликован в 1938 году.
4.Обращение к выставке книг Н.Н.Носова.
Николай Носов стал писать рассказы для различных детских изданий, таких, как «Костёр», «Мурзилка», «Пионерская правда». Вот лишь некоторые из этих произведений: «Весёлая семейка», «Мишкина каша», «Телефон», повесть «Витя Малеев в школе и дома», «Живая шляпа», три книги о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965).
«Иронические юморески» публиковались в периодической печати в 50-е и 60-е гг. XX века. В книгу они были собраны в 1969 году. Темы фельетонов – самые разнообразные и злободневные: «Стоит ли называть своих родителей предками», «О детских игрушечках, глупых штучках и пр.», «Об употреблении спиртных напитков», «О литературном мастерстве»… Многие из них и сегодня не утратили актуальности.
«Тайна на дне колодца» (1974) – настоящее автобиографическое повествование. Николай Носов рассказывает о детских и подростковых годах – до момента поступления в художественный институт. «Герой моей новой повести – я сам, — говорил он, — но, когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моём герое не только меня, но и себя».
5. Обращение к выставке иллюстраций к произведениям Н.Н.Носова и рисунков учащихся.
Книги Н.Носова иллюстрировали самые разные художники: И.Семёнов, Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А.Лаптев, А.Каневский, В.Горяев. Первым иллюстратором «Незнайки», подарившим этому литературному герою хорошо знакомый образ, был А.Лаптев. По этим сказочным повестям было снято несколько популярных анимационных фильмов.
6. Проверка домашнего задания. Художественный пересказ рассказов Н.Н.Носова.
7.Выразительное чтение по ролям рассказа «Три охотника».
8. Анализ рассказа Н.Носова «Три охотника».
— Какой охотничий рассказ вам показался особенно занимательным?
— Какую картину известного русского художника можно использовать как иллюстрацию к этому рассказу? Назовите фамилию и имя художника.
Василий Григорьевич Перов в 1870-х годах создаёт серию картин, посвящённых охотникам и природе. Её иногда называют «охотничьей серией». В неё, кроме «Охотников на привале». Входят картины «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов», «Ботаник» и др. В них отобразились характерные типы московских обывателей того времени.
На картине «Охотники на привале» на фоне осенних полей изображена группа охотников. Видно, что они довольны собой, так ка могут похвастаться своими трофеями.
Картина интересна также сочетанием живописных жанров: бытовой сценки, пейзажа и даже натюрморта. Перов подробно выписывает охотничье снаряжение: ружья, рожок, подстреленного зайца, уток. Пейзаж полон поэзии русской осени.
— Чем отличаются охотники В.Перова от весёлых охотников Н.Носова?
— Найдите в тексте строчки, подтверждающие ваши суждения.
— Какие качества охотников проявляются в их рассказах.
Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
— Какие детали рассказа дяди Вани и дяди Феди говорят о том, что весёлые охотники преувеличивают?
— Кто из охотников оказался правдивее всех?
— Найдите в тексте просторечные слова и выражения. С какой целью их использует писатель?
10. Просмотр мультфильма «Случилось это зимой» по рассказу Н.Носова из серии «охотничьих рассказов». Сценарий Н.Носова. Режиссёры В.Пекарь, В.Попов, 1968 г.
III. Подведение итогов урока.
— Чему учит рассказ Н.Носова «Три охотника»?
Рассказ учит умению любить всё живое, не унывать ни при каких обстоятельствах, фантазировать.
1.Прочитать статью учебника о Е.И.Носове, с.119-120, ч.2.
2.Прочитать и пересказать рассказ Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас», с.120-126, ч.2.
3.Инд.задание: подготовить сообщение о детских годах Е.И.Носова.
Урок по литературе на тему»Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.» (5 класс)
Тема. Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.
познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Н.Н.Носова; актуализировать читательский опыт учащихся; выявить художественную идею рассказа «Три охотника», состоящую в утверждении любви и жалости ко всему живому;
формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.Н.Носова; воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления нравственной позиции весёлых охотников, лексического значения слова «оптимизм».
Оборудование: мультимедийная презентация, мультипликационный фильм.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Обращение к портрету писателя в учебнике.
Николая Николаевича Носова все называли «весёлым писателем». Однако в жизни его трудно было назвать весёлым. Иные называли его даже «хмурым ворчуном». Всё это шло скорее от какой-то особенной деликатности, ранимости, а порой и неуверенности в себе.
Николай Николаевич был всегда доброжелателен, точен в оценках работ других писателей.
Родился Николай Носов в Киеве 22 ноября 1908 года в семье эстрадного артиста. Маленький Николай часто бывал на выступлениях отца, любил смотреть концерты и спектакли. Одно время родители даже думали, что и мальчик захочет стать актёром. Однако Николай постоянно увлекался чем-то другим, например, хотел стать музыкантом. Школьные годы Николая Носова пришлись на Первую мировую, а затем и Гражданскую войну. Семье пришлось пережить сполна и нужду, и болезни (все переболели тифом).
Как Николай Носов сам рассказывал, в литературу он пришёл совершенно случайно. Будущий писатель рассказывал своему подрастающему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. В какой-то момент Николай Носов понял, что их нужно записать: «Постепенно я понял, что сочинять для детей – наилучшее занятие. Оно требует не только литературных знаний, но и знания психологии детей, а главное – любви к ним… Я понял, нужно относиться к ним с самым большим и тёплым уважением».
Это ощущается в каждом его рассказе и повести. Первый рассказ Николая Носова – «Затейники» — был опубликован в 1938 году.
4.Обращение к выставке книг Н.Н.Носова.
Николай Носов стал писать рассказы для различных детских изданий, таких, как «Костёр», «Мурзилка», «Пионерская правда». Вот лишь некоторые из этих произведений: «Весёлая семейка», «Мишкина каша», «Телефон», повесть «Витя Малеев в школе и дома», «Живая шляпа», три книги о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965).
«Иронические юморески» публиковались в периодической печати в 50-е и 60-е гг. XX века. В книгу они были собраны в 1969 году. Темы фельетонов – самые разнообразные и злободневные: «Стоит ли называть своих родителей предками», «О детских игрушечках, глупых штучках и пр.», «Об употреблении спиртных напитков», «О литературном мастерстве»… Многие из них и сегодня не утратили актуальности.
«Тайна на дне колодца» (1974) – настоящее автобиографическое повествование. Николай Носов рассказывает о детских и подростковых годах – до момента поступления в художественный институт. «Герой моей новой повести – я сам, — говорил он, — но, когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моём герое не только меня, но и себя».
5. Обращение к выставке иллюстраций к произведениям Н.Н.Носова и рисунков учащихся.
Книги Н.Носова иллюстрировали самые разные художники: И.Семёнов, Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А.Лаптев, А.Каневский, В.Горяев. Первым иллюстратором «Незнайки», подарившим этому литературному герою хорошо знакомый образ, был А.Лаптев. По этим сказочным повестям было снято несколько популярных анимационных фильмов.
6. Проверка домашнего задания. Художественный пересказ рассказов Н.Н.Носова.
7.Выразительное чтение по ролям рассказа «Три охотника».
8. Анализ рассказа Н.Носова «Три охотника».
— Какой охотничий рассказ вам показался особенно занимательным?
— Какую картину известного русского художника можно использовать как иллюстрацию к этому рассказу? Назовите фамилию и имя художника.
Василий Григорьевич Перов в 1870-х годах создаёт серию картин, посвящённых охотникам и природе. Её иногда называют «охотничьей серией». В неё, кроме «Охотников на привале». Входят картины «Рыболов», «Голубятник», «Птицелов», «Ботаник» и др. В них отобразились характерные типы московских обывателей того времени.
На картине «Охотники на привале» на фоне осенних полей изображена группа охотников. Видно, что они довольны собой, так ка могут похвастаться своими трофеями.
Картина интересна также сочетанием живописных жанров: бытовой сценки, пейзажа и даже натюрморта. Перов подробно выписывает охотничье снаряжение: ружья, рожок, подстреленного зайца, уток. Пейзаж полон поэзии русской осени.
— Чем отличаются охотники В.Перова от весёлых охотников Н.Носова?
— Найдите в тексте строчки, подтверждающие ваши суждения.
— Какие качества охотников проявляются в их рассказах.
Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро.
— Какие детали рассказа дяди Вани и дяди Феди говорят о том, что весёлые охотники преувеличивают?
— Кто из охотников оказался правдивее всех?
— Найдите в тексте просторечные слова и выражения. С какой целью их использует писатель?
10. Просмотр мультфильма «Случилось это зимой» по рассказу Н.Носова из серии «охотничьих рассказов». Сценарий Н.Носова. Режиссёры В.Пекарь, В.Попов, 1968 г.
III. Подведение итогов урока.
— Чему учит рассказ Н.Носова «Три охотника»?
Рассказ учит умению любить всё живое, не унывать ни при каких обстоятельствах, фантазировать.
1.Прочитать статью учебника о Е.И.Носове, с.1190120, ч.2.
2.Прочитать и пересказать рассказ Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас», с.120-126, ч.2.
3.Инд.задание: подготовить сообщение о детских годах Е.И.Носова.