Урок по теме тургенев записки охотника 6 класс

Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг». »
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse.docx 26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе.

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

Цели урока: знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».

Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев; воспитывать трепетное отношение к природе.

Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника», издание «Записок охотника».

Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста, презентация. Ход урока.

Вся моя биография в моих сочинениях…

1. Слово учителя. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. С каждым из вас мы проделали большую поисковую работу и сейчас пришло время удивить своими познаниями одноклассников. (слайд 2) Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире .(слайд 3) Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык ( родители слайд 4 ) . Давайте послушаем, как прошло его детство.

Доклад 1 (статья в учебнике настр.167)

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадле жал к старинному дворянскому роду — имена его предков встречались в описаниях историче ских событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергард ском полку и ко времени встречи с будущей же ной был в чине поручика. Мать — богатая поме щица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское было в ру ках матери Варвары Петровны. Мальчик рано стал заме чать, что все вокруг подчинено дикому произво лу, капризам властных родителей. Осознание это го омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в мо их произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями по стоянно происходили какие-нибудь недоразуме ния. Их часто меняли. Будущего писателя зани мала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

Доклад 2 (статья в учебнике на стр. 168)

Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский универси тет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребы ванием в Университете таких замечательных лю дей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Турге нев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философ ского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Пе тербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Гра новским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты слайд 6)

Доклад 3 ( на материалах, данных учителем)

Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от на чального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обра тился для их воплощения и выражения к расска зам-очеркам .( сост. из 25 рассказов слайд7 )

«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные за конченные произведения, разнообразные по со держанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отно шения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действую щих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специ ально расспрашивает их о жизни, попутно сооб щая читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом сборнике .(слайд8, 9, 10)

2. Беседа. ( Выявление читательского восприятия учеников.)

— С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

— Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»? (принести сборник «Зап.охотника»)

— Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».

— Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?

— С чего начинается рассказ? ( с описания природы ). Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) Всё это окрестности Бежина луга.

— Может быть , вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)

— Запишем определение в тетради: (слайд 15) Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. – А теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?

— Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями: «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…». Очень трудно было определить жанр произведений этого сборника. *** В этом направлении у нас работал Ямушев Федя.

– Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк?

(слайд 16) Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

Запись определения в тетради.

( Спокойная музыка) Выступление Житваевой Тани. Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони( рис. ночного слайд 17) Тихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят ? ( В рас. открыв.общ. гарм. 18, ногчное19)

( Активизация читательского восприятия)

Инсценировка Стр180-184. (Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника») – Что придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).

Всё совсем по-другому выглядит утром.

4. Работа с текстом. -Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило »…(слайд 20)

Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами »…(слайд21).

— Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) — Почему повествователь заблудился? Стр 172 . Кто он? (слайд 23)

— Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?

(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)

— Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд 25) Стр 175

— Кто же эти люди, которых встретил охотник ? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) ( 3 кадра слайд 26)

— Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

— Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

— Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) (слайд27) ( Стр 177)

— Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)

— Что такое природа для писателя? (природа — высшая сила)

Итоги урока: (слайд 28)

— Понравился ли вам рассказ Тургенева?

— Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

6. Домашнее задание (слайд 29)

1.Сделать презентацию одного из героев по плану (индивидуальное задание ) или Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок. Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.

конспект урока по литературе в 6 классе по теме:Тургенев «Бежин луг»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

конспект урока по литературе в 6 классе Тургенев»Бежин луг»

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока «Бежин луг» 25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе.

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».

Цели урока: знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».

Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев; воспитывать трепетное отношение к природе.

Оборудование урока: портрет писателя, презентация, аудиокнига «И.С. Тургенев «Записки охотника», издание «Записок охотника».

Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.

Методические приёмы: рассказ учителя, доклады учеников, беседа, выразительное чтение, анализ текста, презентация. Ход урока.

Вся моя биография в моих сочинениях…

1. Слово учителя. Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева. Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире . Мы увидим его как человека, тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык. Давайте послушаем, как прошло его детство.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду — имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать — богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в моих произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты слайд 6)

Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от начального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обратился для их воплощения и выражения к рассказам-очеркам .( сост. из 25 рассказов слайд7 )

«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом сборнике .(слайд8, 9, 10)

2. Беседа. ( Выявление читательского восприятия учеников.)

— С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

— Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»? (принести сборник «Зап.охотника»)

— Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».

— Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?

— С чего начинается рассказ? ( с описания природы ). Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) Всё это окрестности Бежина луга.

— Может быть , вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)

— Запишем определение в тетради: Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. – А теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?

— Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями: «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть не повесть, путешествие не путешествие…». Очень трудно было определить жанр произведений этого сборника. *** В этом направлении у нас работал Ямушев Федя.

– Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк?

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

Запись определения в тетради.

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кониТихо, уютно. У костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят ?

( Активизация читательского восприятия)

Инсценировка Стр180-184. (Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника») – Что придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).

Всё совсем по-другому выглядит утром.

4. Работа с текстом. -Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило »…(слайд 20)

Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения : «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами »

— Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный вопрос) — Почему повествователь заблудился? Стр 172 . Кто он?

— Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?

( Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую». Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать – и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)

— Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд 25) Стр 175

— Кто же эти люди, которых встретил охотник ? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) ( 3 кадра слайд 26)

— Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

— Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

— Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) (слайд27) ( Стр 177)

— Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?

(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)

— Что такое природа для писателя? (природа — высшая сила)

— Понравился ли вам рассказ Тургенева?

— Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

6. Домашнее з Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание его внешнего вида (цитаты из текста);

История, которую рассказал герой;

Ваше отношение к герою.

2. Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.

7. Подведение итогов урока и выставление оценок. Перед вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока, не забудьте индивидуальную подготовку дома.

Читайте также:  Море взлованно охотник взволнованно
Оцените статью
Adblock
detector