Урок обучения грамоте бианки первая охота

Урок обучения грамоте по теме «В.В. Бианки «Первая охота». 1-й класс

Класс: 1

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки;
  • совершенствовать навыки чтения (работать над правильным плавным слоговым чтением и чтением целыми словами);
  • расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;
  • развивать интерес к животному миру;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать внимание, память, речь.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация (Приложение 1).
  • выставка книг В.В.Бианки.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы работы:

Формы работы:

Принципы обучения:

  • принцип доступности
  • принцип наглядности

Педагогические технологии:

  • элементы мультимедийных технологий
  • элементы здоровьесберегающих технологий
  • элементы игровых технологий

Интегрирование: окружающий мир.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Включение в учебную деятельность.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка целей и определение темы урока.
  5. Работа по теме урока.
  6. Проверка первичного восприятия и словарная работа.
  7. Физкультминутка.
  8. Вторичное восприятие и анализ текста.
  9. Подведение итогов и рефлексия.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.

2. Включение в учебную деятельность.

Ребята, давайте с вами вспомним, с творчеством какого автора мы познакомились с вами на прошлом уроке?

3. Актуализация знаний.

Назовите автора и произведение.

1. «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
(К.И.Чуковский) (слайд 1) (Приложение 1)

2. «Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд».
(К.И.Чуковский) (слайд 2)

3. «Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня».
(К.И.Чуковский) (слайд 3)

4. Постановка целей и определение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением ещё одного замечательного писателя, Виталия Валентиновича Бианки. Будем продолжать учиться плавному слоговому чтению, будем стремиться к чтению целыми словами.

5. Работа над новым материалом.

1) Вступительное слово учителя.

Посмотрите, на выставке книги, автором которых является В.В.Бианки. (слайд 4)

В.В.Бианки (слайд 5) писал книги о природе. Что же привлекало его к ней?

Семья Бианки жила в Петербурге. Отец был учёным, работал в Зоологическом музее. Квартира была как у всех, но отличалась тем, что кругом стояли клетки с птицами, в аквариуме – рыбы, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. В детстве, когда будущему писателю ещё не было 7-8 лет, он очень любил наблюдать за птицами, насекомыми, зверями. А когда стал взрослым, то признался, что очень не любил употреблять слово « природа», а любил говорить «лес» и даже написал книгу «Отчего я пишу про лес?»

В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы и накопил огромный запас наблюдений.

Как вы думаете, как можно одним словом определить тему, которой посвящено творчество В.В.Бианки? Ответы (природа)

Так вот, ребята, свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Почему? Спросите вы.

Герои Бианки живут своей обычной природной жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает нам лучше понять жизнь природы.

Сегодня мы познакомимся с замечательным рассказом «Первая охота».

(Чтение текста учителем, сопровождаемое презентацией (слайды 6-22)).

6. Проверка первичного восприятия и словарная работа.

Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? (Ответы детей.)

Назовите главного героя произведения. (Щенок)

Щенок – это взрослое животное? (Детёныш собаки)

А теперь отгадайте загадку:

«Она, как змейка,
В траве мелькнёт, хвостом виляет,
Хвост оторвёт – другой наживёт».
(Ящерица)

Кто из вас видел ящериц?

Читайте также:  Водку холодную пейте с охотою

Что вы о них знаете? (Ответы детей.)

Ящерица – небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост. Тело покрыто мелкой чешуёй. Ящерицы имеют одну особенность. А какую? Вы мне попозже скажите сами, самостоятельно прочитав рассказ.

А сейчас немножко отдохнём.

7. Физкультминутка.

8. Вторичное восприятие и анализ текста.

1) Чтение текста «Первая охота» полностью. (Дети читают вслух по цепочке по небольшому отрывку)

2) Анализ рассказа.

Какая же особенность есть у ящериц? (Если её настигает враг и хватает её за хвост, она обламывает его конец, который ещё некоторое время продолжает извиваться и отвлекать внимание. Сама же ящерица тем временем успевает убежать. Затем хвост отрастает, но короче.)

Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отломился хвост.)

А ещё? (Щенок охотился первый раз и не всё сделал правильно.)

Какие действия щенка были правильными? (тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)

А какое действие было неправильным? (то, что он ухватился за хвост)

С кем ещё встретился щенок на охоте? (выпь, удод, вертишейка, жук-бомбардир)

Удалось ему кого-нибудь поймать? (Нет)

Почему? (У щенка было мало опыта. Каждое животное умеет за себя постоять.)

3) Работа в группах.

Выбрать из предложенных вариантов: (детям раздаются разрезные карточки)

1 группа: слова, которые указывают на действия ящерки. (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила.)

2 группа: слова, которые указывают на действия щенка. (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)

9. Итоги урока и рефлексия.

Понравился ли вам рассказ?

А как бы вы сами его назвали?

Щенок был хорошим охотником? (у него было мало опыта)

Ребята, и в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать многих ошибок и неправильных решений.

Кто из героев вам понравился? Почему?

Понравился ли вам урок? (дети прикрепляют разноцветные смайлы на магнитную доску)

Что нового узнали?

Что вас удивило?

Как нужно относиться к окружающей природе?

10. Домашнее задание.

Придумать загадки о тех, кто живёт в лесу, нарисовать рисунок к произведению.

конспект урока и презентация В.Бианки «Первая охота»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока в 1 классе (послебукварный период)

Скачать:

Вложение Размер
v_bianki_pervaya_ohota.doc 63.5 КБ
v._bianki_pervaya_ohota.ppt 2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения «В.В. Бианки «Первая охота».

Учебник: Азбука. 1 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М. : Просвещение, 2011. (Школа России)

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

1) образовательные: познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим;

2) развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия

Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Личностные: адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, терпимость.

1. Портрет В.В. Бианки.

2. Выставка В.Бианки «Лесная газета, » Мышонок Пик», » Чей нос лучше» и др.

3. Компьютерная презентация.

4. Карточки красного, зеленого и синего цвета.

Урок новых знаний.

По источнику познаний:

По степени взаимодействия учителя и учащихся:

  • самостоятельная, творческая работа в микрогруппах, работа в паре.

По характеру познавательной деятельности:

Форма организации обучения:

  • фронтальная
  • работа в микрогруппах (дифференцированные задания), работа в парах.
  • Принцип доступности — материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
  • Принцип наглядности — наглядный и демонстративный материал.
  • Принципы дифференцированного подхода — микрогруппы создаются по уровням обучения.

Педагогическая технология: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесбережение

Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.

  1. Организационный момент.
  2. Включение в учебную деятельность.
  3. Актуализация знаний.
  4. Развитие речевого аппарата.
  5. Определение учащимися темы и цели урока.
  6. Работа над новым материалом.
  7. Физкультминутка.
  8. Продолжение работы по теме урока.
  9. Физкультминутка.
  10. Рефлексия.
  11. Итог урока.
  12. Рекомендации для занятий дома.

1. Организационный момент (Слайд 1)

Начинаем наш урок.

Посмотрите друг на друга,

Пожелайте всем удачи

И тихонечко садитесь.

II. Включение в учебную деятельность.

— Творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?

Какие жанры встречаются в творчестве К. И. Чуковского? (веселые сказки, стихотворения для детей)

III. Актуализация знаний.

— Назовите автора и произведение (Слайд 2)

1. «Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!» (К. И. Чуковский «Путаница»)

2. «Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед» (К. И. Чуковский «Тараканище»)

3. Одеяло убежало,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня. (К. И. Чуковский «Мойдодыр»)

IV. Развитие речевого аппарата.

Проведем дыхательную гимнастику

«Свеча» — сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи (2 р.)

«Колесо спустило» — плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с] (2 р.)

V. Определение учащимися темы и цели урока.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину! (М.И. Пришвин) (Слайд 3)

— Как вы понимаете это высказывание? Что значит охранять природу?

На слайде : А. Пушкин, В. Бианки, Ф. Тютчев. (Слайд 4)

— Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив её из числа тех, которые написаны на экране. ( Из них можно выделить фамилию Бианки, это современный автор, а Пушкин и Тютчев — не современные)

— По каким признакам можно выделить фамилию Бианки?

(В слове Бианки три слога, а в словах Пушкин, Тютчев — по два).

(В слове Бианки ударение падает на второй слог, а в слове Пушкин, Тютчев на первый.)

Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Используйте запись на доске.

(Виталий Валентинович Бианки).

— Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова . (Слайд 5)

(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)

— Распределите их на равные четыре группы.

(В первую группу можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза — это названия цветов.)

— Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?

(Можно объединить названия зверей и птиц — это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов — это растения. Значит, В.В. Бианки писал о животных и растениях.)

— Скажите одним словом: о чём писал В. Бианки? (о природе).

— Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (Слайд 6)

(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)

— Как называется это произведение? (Первая охота).

Какова же тема урока?

(В.В. Бианки » Первая охота») ( Слайд 7)

— В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись. (Слайд 8)

1. Познакомиться с творчеством: и его произведением:

2. Учиться правильно, выразительно:

VI. Работа над новым материалом

1) Подготовительная работа

— Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки.

— С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться? («Лесная газета»)

Биография В.Бианки (Слайд 9)

Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.

Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два таких героя изображены В. Бианки в рассказе » Первая охота».

2) Словарная работа (Слайд 10)

(Ящерица) (Слайд 11)

— Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете? (Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост).

— Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

— Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

3) Работа над текстом

Учитель: Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ. (Чтение учителем)

4) Проверка первичного восприятия

— Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?

— Назовите ещё одного героя рассказа » Первая охота». (Это маленький щенок). (Слайд 12)

— Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

— Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

— А как бы вы назвали этот рассказ?

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь! (Зайчиков, белочек, медвежат). (Слайд 13)

VIII. Продолжение работы по теме урока

1) Вторичное воспроизведение и анализ текста.

— Прочитайте текст ещё раз . (Дети читают вслух произведение «по цепочке»).

— Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

— Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).

— Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

— Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).

2)Поисковая деятельность в микрогруппах. (Слайд 14)

Работа организуется по уровням.

Группа » Красные» — учащиеся с высоким уровнем обучаемости.

1 гр. Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)

Проверка работы — хорошая зарисовка у вас получилась.

Группа «Синие» — учащиеся со средним уровнем обучаемости.

2 гр. Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту.

Группа » Зелёные» — учащиеся с низким уровнем обучаемости.

3 гр. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки «Первая охота»

Оцените статью
Adblock
detector