Урок обучения грамоте по теме «В.В. Бианки «Первая охота». 1-й класс
Класс: 1
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В. Бианки;
- совершенствовать навыки чтения (работать над правильным плавным слоговым чтением и чтением целыми словами);
- расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;
- развивать интерес к животному миру;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать внимание, память, речь.
Оборудование:
- мультимедийная презентация (Приложение 1).
- выставка книг В.В.Бианки.
Тип урока: урок новых знаний.
Методы работы:
Формы работы:
Принципы обучения:
- принцип доступности
- принцип наглядности
Педагогические технологии:
- элементы мультимедийных технологий
- элементы здоровьесберегающих технологий
- элементы игровых технологий
Интегрирование: окружающий мир.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Включение в учебную деятельность.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей и определение темы урока.
- Работа по теме урока.
- Проверка первичного восприятия и словарная работа.
- Физкультминутка.
- Вторичное восприятие и анализ текста.
- Подведение итогов и рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
2. Включение в учебную деятельность.
Ребята, давайте с вами вспомним, с творчеством какого автора мы познакомились с вами на прошлом уроке?
3. Актуализация знаний.
Назовите автора и произведение.
1. «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
(К.И.Чуковский) (слайд 1) (Приложение 1)
2. «Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд».
(К.И.Чуковский) (слайд 2)
3. «Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня».
(К.И.Чуковский) (слайд 3)
4. Постановка целей и определение темы урока.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением ещё одного замечательного писателя, Виталия Валентиновича Бианки. Будем продолжать учиться плавному слоговому чтению, будем стремиться к чтению целыми словами.
5. Работа над новым материалом.
1) Вступительное слово учителя.
Посмотрите, на выставке книги, автором которых является В.В.Бианки. (слайд 4)
В.В.Бианки (слайд 5) писал книги о природе. Что же привлекало его к ней?
Семья Бианки жила в Петербурге. Отец был учёным, работал в Зоологическом музее. Квартира была как у всех, но отличалась тем, что кругом стояли клетки с птицами, в аквариуме – рыбы, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. В детстве, когда будущему писателю ещё не было 7-8 лет, он очень любил наблюдать за птицами, насекомыми, зверями. А когда стал взрослым, то признался, что очень не любил употреблять слово « природа», а любил говорить «лес» и даже написал книгу «Отчего я пишу про лес?»
В путешествиях, экспедициях, на охоте Бианки изучал жизнь природы и накопил огромный запас наблюдений.
Как вы думаете, как можно одним словом определить тему, которой посвящено творчество В.В.Бианки? Ответы (природа)
Так вот, ребята, свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Почему? Спросите вы.
Герои Бианки живут своей обычной природной жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает нам лучше понять жизнь природы.
Сегодня мы познакомимся с замечательным рассказом «Первая охота».
(Чтение текста учителем, сопровождаемое презентацией (слайды 6-22)).
6. Проверка первичного восприятия и словарная работа.
Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ? (Ответы детей.)
Назовите главного героя произведения. (Щенок)
Щенок – это взрослое животное? (Детёныш собаки)
А теперь отгадайте загадку:
«Она, как змейка,
В траве мелькнёт, хвостом виляет,
Хвост оторвёт – другой наживёт».
(Ящерица)
Кто из вас видел ящериц?
Что вы о них знаете? (Ответы детей.)
Ящерица – небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост. Тело покрыто мелкой чешуёй. Ящерицы имеют одну особенность. А какую? Вы мне попозже скажите сами, самостоятельно прочитав рассказ.
А сейчас немножко отдохнём.
7. Физкультминутка.
8. Вторичное восприятие и анализ текста.
1) Чтение текста «Первая охота» полностью. (Дети читают вслух по цепочке по небольшому отрывку)
2) Анализ рассказа.
Какая же особенность есть у ящериц? (Если её настигает враг и хватает её за хвост, она обламывает его конец, который ещё некоторое время продолжает извиваться и отвлекать внимание. Сама же ящерица тем временем успевает убежать. Затем хвост отрастает, но короче.)
Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отломился хвост.)
А ещё? (Щенок охотился первый раз и не всё сделал правильно.)
Какие действия щенка были правильными? (тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)
А какое действие было неправильным? (то, что он ухватился за хвост)
С кем ещё встретился щенок на охоте? (выпь, удод, вертишейка, жук-бомбардир)
Удалось ему кого-нибудь поймать? (Нет)
Почему? (У щенка было мало опыта. Каждое животное умеет за себя постоять.)
3) Работа в группах.
Выбрать из предложенных вариантов: (детям раздаются разрезные карточки)
1 группа: слова, которые указывают на действия ящерки. (Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила.)
2 группа: слова, которые указывают на действия щенка. (Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.)
9. Итоги урока и рефлексия.
Понравился ли вам рассказ?
А как бы вы сами его назвали?
Щенок был хорошим охотником? (у него было мало опыта)
Ребята, и в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избежать многих ошибок и неправильных решений.
Кто из героев вам понравился? Почему?
Понравился ли вам урок? (дети прикрепляют разноцветные смайлы на магнитную доску)
Что нового узнали?
Что вас удивило?
Как нужно относиться к окружающей природе?
10. Домашнее задание.
Придумать загадки о тех, кто живёт в лесу, нарисовать рисунок к произведению.
конспект урока и презентация В.Бианки «Первая охота»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока в 1 классе (послебукварный период)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_bianki_pervaya_ohota.doc | 63.5 КБ |
v._bianki_pervaya_ohota.ppt | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения «В.В. Бианки «Первая охота».
Учебник: Азбука. 1 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. – М. : Просвещение, 2011. (Школа России)
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.
1) образовательные: познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим;
2) развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.
3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, пересказывать текст на основе опорных слов.
Универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия
Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Личностные: адекватная мотивация: уважительное отношение к иному мнению, терпимость.
1. Портрет В.В. Бианки.
2. Выставка В.Бианки «Лесная газета, » Мышонок Пик», » Чей нос лучше» и др.
3. Компьютерная презентация.
4. Карточки красного, зеленого и синего цвета.
Урок новых знаний.
По источнику познаний:
По степени взаимодействия учителя и учащихся:
- самостоятельная, творческая работа в микрогруппах, работа в паре.
По характеру познавательной деятельности:
Форма организации обучения:
- фронтальная
- работа в микрогруппах (дифференцированные задания), работа в парах.
- Принцип доступности — материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
- Принцип наглядности — наглядный и демонстративный материал.
- Принципы дифференцированного подхода — микрогруппы создаются по уровням обучения.
Педагогическая технология: элементы мультимедиа-технологии, здоровьесбережение
Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.
- Организационный момент.
- Включение в учебную деятельность.
- Актуализация знаний.
- Развитие речевого аппарата.
- Определение учащимися темы и цели урока.
- Работа над новым материалом.
- Физкультминутка.
- Продолжение работы по теме урока.
- Физкультминутка.
- Рефлексия.
- Итог урока.
- Рекомендации для занятий дома.
1. Организационный момент (Слайд 1)
Начинаем наш урок.
Посмотрите друг на друга,
Пожелайте всем удачи
И тихонечко садитесь.
II. Включение в учебную деятельность.
— Творчество какого писателя мы изучали на предыдущем уроке?
Какие жанры встречаются в творчестве К. И. Чуковского? (веселые сказки, стихотворения для детей)
III. Актуализация знаний.
— Назовите автора и произведение (Слайд 2)
1. «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!» (К. И. Чуковский «Путаница»)
2. «Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед» (К. И. Чуковский «Тараканище»)
3. Одеяло убежало,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К. И. Чуковский «Мойдодыр»)
IV. Развитие речевого аппарата.
Проведем дыхательную гимнастику
«Свеча» — сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи (2 р.)
«Колесо спустило» — плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом; на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [с] (2 р.)
V. Определение учащимися темы и цели урока.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину! (М.И. Пришвин) (Слайд 3)
— Как вы понимаете это высказывание? Что значит охранять природу?
На слайде : А. Пушкин, В. Бианки, Ф. Тютчев. (Слайд 4)
— Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора. Назовите его фамилию, выделив её из числа тех, которые написаны на экране. ( Из них можно выделить фамилию Бианки, это современный автор, а Пушкин и Тютчев — не современные)
— По каким признакам можно выделить фамилию Бианки?
(В слове Бианки три слога, а в словах Пушкин, Тютчев — по два).
(В слове Бианки ударение падает на второй слог, а в слове Пушкин, Тютчев на первый.)
Назовите имя, отчество, фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Используйте запись на доске.
(Виталий Валентинович Бианки).
— Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова . (Слайд 5)
(На слайде: медведь, сорока, берёза, ромашка, осина, ястреб, волк, роза.)
— Распределите их на равные четыре группы.
(В первую группу можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза — это названия цветов.)
— Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?
(Можно объединить названия зверей и птиц — это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов — это растения. Значит, В.В. Бианки писал о животных и растениях.)
— Скажите одним словом: о чём писал В. Бианки? (о природе).
— Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на слайде слов. (Слайд 6)
(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)
— Как называется это произведение? (Первая охота).
Какова же тема урока?
(В.В. Бианки » Первая охота») ( Слайд 7)
— В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись. (Слайд 8)
1. Познакомиться с творчеством: и его произведением:
2. Учиться правильно, выразительно:
VI. Работа над новым материалом
1) Подготовительная работа
— Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки.
— С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться? («Лесная газета»)
Биография В.Бианки (Слайд 9)
Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.
Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведения. Два таких героя изображены В. Бианки в рассказе » Первая охота».
2) Словарная работа (Слайд 10)
(Ящерица) (Слайд 11)
— Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как они выглядят? Что вы о них знаете? (Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост).
— Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).
— Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).
3) Работа над текстом
Учитель: Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ. (Чтение учителем)
4) Проверка первичного восприятия
— Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?
— Назовите ещё одного героя рассказа » Первая охота». (Это маленький щенок). (Слайд 12)
— Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).
— Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).
— А как бы вы назвали этот рассказ?
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь! (Зайчиков, белочек, медвежат). (Слайд 13)
VIII. Продолжение работы по теме урока
1) Вторичное воспроизведение и анализ текста.
— Прочитайте текст ещё раз . (Дети читают вслух произведение «по цепочке»).
— Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).
— Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки? (Выборочное чтение).
— Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).
— Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделался и остался в зубах у щенка).
2)Поисковая деятельность в микрогруппах. (Слайд 14)
Работа организуется по уровням.
Группа » Красные» — учащиеся с высоким уровнем обучаемости.
1 гр. Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.
В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)
Проверка работы — хорошая зарисовка у вас получилась.
Группа «Синие» — учащиеся со средним уровнем обучаемости.
2 гр. Вам даны вопросы как, зачем, почему, кто? Придумайте вопросы к тексту.
Группа » Зелёные» — учащиеся с низким уровнем обучаемости.
3 гр. Расшифруйте названия животных, которые встречаются в произведении В.В.Бианки «Первая охота»