— Здравствуйте. Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал вступительную статью в учебнике.
— Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С. Тургенева.
-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку.
Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.
— Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева, автора «Записок охотника»)
Актуализация знаний
-Что это за «Записки охотника»? Почему они так называются? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском — Лутовинове, это цикл лирических очерков и рассказов. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел)
— Кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне)
Мотивация
— Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? Дома вы прочитали критическую статью в учебнике и должны были найти ключевое слово (в крестьянах он видел таинственность,)
Создание проблемной ситуации
— Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем. (узнавать чью-то тайну)
-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева)
Постановка проблемы и темы исследования
— Кто обычно раскрывает тайны? (следователь)
— Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок (УРОК — исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Определение структуры урока-исследования.
-Как следователь проводит свое расследование? На доске и у вас на партах помещены структурные элементы расследования. Задание: расположить их в правильном порядке:
Выдвижение версий
Поиск деталей, поясняющих ход дела
Сопоставление и оценивание деталей
Нахождение причины явления
Раскрытие тайны
— В таком порядке мы и будем раскрывать тайну Бирюка.
Выдвижение гипотез
— У любого следователя в начале следствия обязательно должна быть или одна или несколько ВЕРСИЙ.
— Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом. (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает)
— Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут… (детали)
Постановка цели исследования
— Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.
Имя
Портрет
Отношение Бирюка к работе
Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
Отношение самого Бирюка к мужику-вору
Быт Бирюка, его семейное положение
— Итак, сейчас нам предстоит (по группам) заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное — обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание качеств характера Бирюка.
Работа в группах.
-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками .
Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою
Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА
ни с кем не общается, угрюм, его не любят
одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя
Каково настоящее имя Бирюка?
Что обозначает прозвище — Бирюк?
Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?
Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза
Суровый, мужественный, красивый
Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?
В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.
Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест
Очень строгий, жестокий,
Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?
Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?
Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)
Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему
Почему мужики ненавидят Бирюка?
Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?
Отношение самого Бирюка к мужику-вору
Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы
Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?
Жалеет ли вора Бирюк или нет?
Кого накажут за срубленное дерево?
Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?
Быт Бирюка, его семейное положение
Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая
жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей
очень беден, несчастен, автор его жалеет
Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?
— Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:
С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,
но с другой стороны,
__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
— Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).
— Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.
12. Поиск причины явления
— Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)
— А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк — КРЕПОСТНОЙ)
— Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина )
13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».
— Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)
— Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят
14. Авторская позиция
— Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?
— Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).
— Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.
…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.
15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».
— Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.
-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)
Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, «Записки охотника» сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю .
— Какие знания вы сегодня получили на уроке?
— Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
Какое у вас настроение от урока?
17. Домашнее задание
— Продолжить наблюдение над языком и стилем Тургенева при чтении его «Стихотворений в прозе», выучить одно наизусть.
Урок литературы в 7 классе по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»
Урок литературы в 7 В классе «Бирюк….славный малый» (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк» )
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 3 г. Ершова Саратовской области» Турилова В.А.
цели обучающие: знакомство с произведением И. С. Тургенева «Бирюк», выявление художественных особенностей произведения, его основной идеи (это цели для достижения предметного результата);
цели развивающие: осознание учащимися важности исследовательских навыков, умение систематизировать информацию (это цель для достижения метапредметных результатов);
цели воспитывающие: развитие навыков работы в группе, умение принимать решение, оценивать собственные результаты работы (это цели для достижения личностных результатов)
-познакомить учащихся с произведением И. С. Тургенева «Бирюк»;
-выявить художественные особенности произведения;
-определить основную идею произведения;
-развивать исследовательские навыки учащихся;
-развивать умение систематизировать информацию;
-развивать навыки работы в группе;
-развивать умение принимать решение и оценивать свой собственный результат работы;
-формировать коммуникативные навыки;
-воспитывать интерес к творчеству И. С. Тургенева, любовь к Родине.
регулятивные – определение последовательности своих действий при работе в группах;
познавательные – работа с текстом, выполнение логических операций (обобщение, систематизация, классификация);
коммуникативные – умение выражать свои мысли и идеи, умение обосновывать свое мнение, участвовать в обсуждении вопросов, умение работать с различными источниками информации.
личностные — установление связи между целью деятельности и ее результатом, осознание границы собственного знания и незнания, стремление к знанию, стремление к речевому самосовершенствованию.
Учитель: Давайте выделим ключевые слова в эпиграфе (интересного) А какая же тема сегодняшнего урока?
Бирюк …интересный человек (рассказчик называет его «славный малый» ) (слайд 3)
— А какие цели урока? (Должны доказать, что, действительно, Бирюк.. «славный малый»
А как мы это сможем сделать? (Обратившись к тексту)
4. Словарная работа.
Учитель: Ребята, а кто такой Бирюк? Что за слово такое – Бирюк? Давайте посмотрим в словари, определим значение этого слова? Что нового узнали о слове? (слайд 4)
(Словарь С. И. Ожегова: 1) волк-одиночка (обл.) 2) перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разгов.) Смотреть бирюком.
Словарь В. И. Даля : м. татарск., оренб., сиб., астрахан., ворон.-зверь, серый, волк. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться… Бирючий, волчий. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.
Сам И. С. Тургенев : «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»
Учитель: Бирюк. Ребята, а как в действительности звали этого человека? Кто и как его называет в произведении?
(сам представляется охотнику – Фома; мужики называют в глаза – Фома Кузьмич, а за глаза – Бирюк. Бирюк – это прозвище. А прозвище многое говорит о человеке.
5. Актуализация знаний учащихся. Беседа по вопросам:
Учитель : Давайте внимательно прислушаемся к героям рассказа и выясним, почему прозвали Фому Кузьмича Бирюком. Найдите в тексте объяснение этому, посовещайтесь и дайте ответ.
(ответы: живет в лесу с двумя детьми, нелюдимый, ведёт замкнутый образ жизни, окрестные мужики боятся его как огня, силен и ловок как бес, появился словно привидение, вырос как из-под земли, видит в темноте, слух отличный, слышит то, что другие не слышат, хорошо ориентируется в лесу, в любую пору не даст утащить и вязанки хворосту, ни на какую приманку не идет, неподкупен и никому спуску не дает)
Учитель: Большинство этих характеристик дают мужики, обычно крестьяне. Как вы думаете, почему они так лесника воспринимают?
(им непонятно его поведение, не могут объяснить его поступки, ведь Бирюк не такой, как все: не пользуется своим положением, не наживается за чужой счет, живет честно и исполняет свои обязанности лесничего достойно. Сам Фома говорит: «Даром господский хлеб есть не приходится». Он ответственный, строгий, неподкупный. Должность, которую он занимает, обязывает его к этому. Фому не любят за его добросовестность, за то, что не позволяет воровать, за это сжить со свету хотят. Поэтому он одинок, ни с кем не общается)
Учитель: Как же Фома стал Бирюком? Почему хорошего человека назвали злым прозвищем? Почему он стал суровым, нелюдимым? Наша задача найти в тексте ответы на эти вопросы. Как думаете, что о человеке следует узнать, чтобы ответить на эти вопросы?
(как и где живет, как выглядит, какой характер, с кем общается, как относится к работе…)
Если перейти на язык литературы, то получается, что нас интересуют литературный портрет героя. А как он создаётся? (С помощью деталей)
6. Учитель: Предлагаю поработать в группах и найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, а потом зачитать. Задание:
1 группа — Имя, портрет героя, 2 группа –Описание избы лесника, 3 группа – Отношение Бирюка к работе, 4 группа – Отношение Бирюка к мужику-вору. (Слайд 5)
-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками.
Раздаточный материал – листочки с вопросами:
1 группа .Имя, портрет – это изображение внешности героя, художественное изображение, образ литературного героя.
1. Выпишите слова, характеризующие Фому Кузьмича.
2. Какое впечатление производит его внешность?
3. Как одним словом можно назвать такого человека?
5. С каким чувством рисует автор портрет героя?
6. Сопоставьте портрет Бирюка с портретом пойманного им крестьянина.
Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА
ни с кем не общается, угрюм, его не любят
одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя
· Каково настоящее имя Бирюка?
· Что обозначает прозвище — Бирюк?
· Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
· Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?
Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза
1 группа. Портрет . Презентация (слайд 6) Фома богатырского сложения. Автор это подчеркивает эпитетами «высокого росту», плечист, у него «могучие мышцы», «суровое мужественное лицо», глаза глядели смело, черная борода. Автор любуется этим богатырем, говорит: «Редко мне случалось видеть такого молодца». Оценивает сложение Фомы: «сложен на славу». Фома сродни грозе. Он появляется перед охотником как из-под земли во время грозы, не боится непогоды. Он так силен, что без труда «сдергивает с места» испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого трудного пути по грозовому лесу говорит спокойным голосом. Он не устал. Особенно ярко видно, как могуч Фома, если мы сопоставим его портрет с портретом другого крестьянина, которого Фома поймал в лесу. Воришка вызывает острую жалость: «испитое морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены». Автор пишет о нем: «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила, дышал неровно». Видимо, крестьянин очень испугался, когда Бирюк застал его в лесу за рубкой дерева. Рассказчику так жалко стало бедняка, что он дал себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».
На листочке ( примерный ответ): Фома Кузьмич, Бирюк. Суровый, мужественный, как богатырь
Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?
2 группа. Описание избы . Интерьер – это изображение внутреннего пространства помещения, здания, его устройства, убранства. В художественном произведении показывает условия жизни персонажей, и тем самым используется в основном для характеристики героев, их социальной среды.
1. Какое впечатление производит интерьер избы лесника?
2. Выпишите слова, описывающие интерьер избы.
3. Чем угощал Бирюк гостя?
4. Расскажите о детях Бирюка.
5. Что говорит нам изба о хозяине?
6. Разделяете ли вы чувства рассказчика, который с горечью отмечает: «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло»?
Изба лесника производит тягостное впечатление. Эпитеты подчеркивают бедность и неуют: «закоптелая, низкая и пустая» комната, «изорванный» тулуп, даже лучина светила «печально вспыхивая и погасая». Презентация (слайд 6 ).
У лесника двое детей – девочка 12 лет и грудной ребенок. Маленький часто плачет, наверное, от голода. Девочка не играет, не смеется, даже не улыбается. У нее тяжелая жизнь. Кроме хлеба, в доме лесника нет ничего съестного. «Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет». Вся обстановка говорит о том, что хозяин избы (а интерьер – это средство создания образа) очень беден, мало заботится о быте, жизнь его не устроена и безрадостна. Автор прямо говорит о своих чувствах, вызываемых у него этим интерьером: «сердце во мне заныло, невесело ночью войти в крестьянскую избу». С автором все, безусловно, согласны. Сердце сжимается, когда читаешь описание избы.
Ответ на листочке: Нищета, бедность справедливй,. заботливый отец (жена сбежала)
« Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло; не весело войти ночью в мужицкую избу»
Во второй раз, когда охотник снова зашёл в избу «…Изба показалась мне ещё печальнее прежнего»
3 группаОтношение Бирюка к работе
· Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?
· Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест
(Ответ на листочке: Мастер своего дела, Очень строгий, порой жестокий; добросовестный работник)
4 группа – Отношение Бирюка к мужику-вору.
1.Как ведёт себя пойманный крестьянин-вор?
2.Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?
3.Жалеет ли вора Бирюк или нет?
4.Кого накажут за срубленное дерево?
5.Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?
· Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы
· Жестокий, но жалеет,
· понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
Ответ на листочке: жестокий, но жалеет, умеет сострадать , умеет сопереживать, добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь».
Мужик «молчал и только головой потряхивал, его подергивало, словно лихорадка его колотила». Когда мужик пришел в себя, он начал уговаривать Бирюка отпустить его: «заговорил голосом глухим и разбитым», просил, уговаривал, твердил, повторял с унылым отчаянием (это в начале разговора). Что же все время твердил крестьянин? Он пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда». Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать. И когда крестьянин понимает, что Бирюк его не отпустит, сдаст барину, мужик приходит в отчаяние (ведь он пошел на воровство от безысходности). Презентация (слайд 6). От отчаяния у крестьянина «глаза загорелись и на лице вступила краска». Он стал кричать, оскорбляя Фому: «На, душегубец окаянный, пей христианскую кровь… кровопийца… А мне что? Все едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропади все: жена, дети – околевай все… А до тебя, погоди, доберемся! Все едино околевать-то». Озлобленность вызвана отчаянным и безвыходным положением, в котором мужик оказался. Эта сцена – кульминационная в рассказе).
Итог работы в группах: Зачитывают, прикрепляют на доску
Учитель: Так почему же всё-таки Фома Кузьмич стал Бирюком?
(Его ненавидят крестьяне, которым из-за безысходности приходится воровать, чтобы как- то прожить и прокормить семью) .
Учитель: А почему же так не поступает Бирюк, не ворует, ведь он живёт нисколько не лучше их?
( Он намного выше их нравственно, он справедливый, умеет сопереживать и сочувствовать). Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой.
(Отрывок из фильма «Бирюк» режиссёра Романа Балаяна)
— Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении
С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,
но с другой стороны,_________________________________________________________________,
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).
8. Авторская позиция
— Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).
— А теперь ,.ребята, попробуем ответить на вопрос, заданный Белинским. Закончите предложение.
…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
Учитель — Да, действительно, И.С. Тургенев был одним из первых русских писателей, который понял душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказал об этом миру.
Учитель: Цели, которые мы ставили перед собой, мы выполнили?
— Какие знания вы сегодня получили на уроке?
Ребята, я благодарю вас за урок и желаю каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое достоинство.
Домашнее задание: Стр. 250-252 , наизусть одно «стихотворение в прозе» (на выбор)