- Упражнение охотник ходит по болоту
- Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Л][Л`]) презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Игра-упражнение «Охотник»
- Молчанова Ольга Александровна учитель логопед
Упражнение охотник ходит по болоту
Поскольку артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л’ мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты л многообразны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:
— укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;
— слабость мышц языка;
— нарушения фонематического слуха.
Отсутствие звуков л, л’
Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».
Подготовительный этап. Для правильного произношения звука л надо выработать: подъем кончика языка вверх (см. упражнения на с. 105); подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки о, у, а также ы; умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Воспитатель говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук.
Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.
Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Л][Л`])
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_zvuki_l_l.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика ( звуки [ Л ][ Л ` ] ) Выполнила учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 217» Журавская О. В.
«Наказать непослушный язычок»
«Охотник идёт по болоту»
«Загнать мяч в ворота»
Спасибо за внимание.
Описание артикуляционных упражнений на звуки [Л][Л `] « Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек . «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та ). « Качели» Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз . «Пароход гудит» Приоткрыть рот, улыбнуться и длительно произносить звук «Ы ». «Почистим зубы» Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх . «Вкусное варенье» Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз . «Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз . «Лошадка» Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывать при этом язык к нёбу . «Охотник идёт по болоту» Зажав широкий кончик языка передними зубами выдыхать воздух через щёки, во время выдоха указательными пальцами слегка ударять себя по щекам, в результате слышится хлюпающий звук . «Маляр» Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад . «Часики» Высунуть узкий язык. Двигать языком попеременно то вправо, то влево, от одного угла рта к другому. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз . «Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками В помощь логопеду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На данном занятии продолжается работа по автоматизации шипящего звука Ш в словах и фразах. С целью развития грамматического строя речи детям предлагаются игры на употребление предлогов.
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [К] [К`] [Г] [Г`] [Х] [Х`]*«Лопаточка»*Ши.
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [С] [С`] [З] [З`] [Ц]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы в.
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Ш][Щ][Ж][Ч]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы видны были.
На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Р][Р`]*«Лопаточка»*Широкий язык высунуть, расслабит.
В презентации представлены основные артикуляционные упражнения, а так же даны рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома.
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе.
Игра-упражнение «Охотник»
Жанна Калимулина
Игра-упражнение «Охотник»
Предлагаю вашему вниманию игру-упражнение, которую мы придумали вместе с детьми. Сюжет может меняться в зависимости от фантазии и настроения в группе. Нам очень нравиться.
Охотник.
В маленькой деревушке, у самого леса жил-был охотник с собакой (делаем собаку из пальцев одной руки, гав-гав.
У охотника была шляпа с большими полями (Показываем размер полей, руками вокруг головы)
И огромное ружьё (показываем размер ружья, руки вверх и вниз)
Пошёл (идем двумя пальцами по коленям) как-то охотник в шляпе с большими полями и огромным ружьём в лес за зайцами (делаем мордочку зайца из пальцев одной руки, а за ним бежит (двумя пальцами делаем ноги и бежим по коленям) собака… гав гав
По дорожке топ-топ (ногами по полу,
По болоту шлёп-шлёп (стучим ладошками по коленям,
По травке шур-шур (трём ладошки друг о друга).
Пришёл он в лес, посмотрел по сторонам (прикладываем руку ко лбу и смотрим в разные стороны) не видно зайца.
Вдруг собака (делаем собаку) побежала (двумя пальцами делаем ноги и бежим по коленям,
Видно зайца услыхала.
Заяц тоже побежал,
Лай собаки услыхал.
Прыг да прыг, скок по скок (прыгаем руками по коленям)
И в избушку (делаем крышу над головой) под замок (из рук).
И охотник без добычи
Путь домой с собакой ищет.
По травке шур-шур (трём ладошки друг о друга,
По болоту шлёп-шлёп (стучим ладошками по коленям,
По дорожке топ-топ (ногами по полу).
Везде, где речь идет об охотнике, мы показываем его шляпу и ружьё.
Буду очень рада, если вам пригодится наша игра.
Дидактические игры Лото «Цвет», «Цветные картинки», «Подбери бокальчик к блюдцу», «Цветик-семицветик» Существует несколько видов дидактических игр. Я предлагаю Вашему вниманию игры на сравнение предметов по 1 признаку- цвету. 1 Лото «Цвет».
Дидактическое пособие «Цветик — семицветик». Цель: закреплять знание детьми названий цветов радужного спектра (Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан, развивать память, произвольное.
Молчанова Ольга Александровна учитель логопед
Название | Молчанова Ольга Александровна учитель логопед |
страница | 4/5 |
Дата публикации | 20.02.2014 |
Размер | 470 Kb. |
Тип | Конкурс |
shkolnie.ru > Культура > Конкурс
^ Упражнение «Горка» |
Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя (или задняя) часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
^ Упражнение «Идет охотник по болоту»
Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси кончик языка. Подуй». Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щеки расслаблены.
^ Упражнение «Пускание корабликов»
• Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики. Можно дуть, вытягивая губы трубочкой. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблики».
• Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п. » — дует ребенок. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблик».Педагог предлагает детям и другой вариант прикрепить кораблик на куб и сдувать его легко и плавно.
Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя ненадутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу педагога «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражая выходящему воздуху. Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала «лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»).
^ Упражнение «Сдуй снежинки»
Вот снежинки посмотри, т
ы их вместе собери.
Трубочкой им помогай
И в кружок их собирай.
Учить глубокому и спокойному выдоху, согласовывать ритм дыхания с движением рук.
Дети берут трубочки для коктейля и с помощью этих трубочек сдувают, вырезанные их бумаги, снежинки в картонный кружок, лежащий на столе.
Упражнение «Чудо лесенка»
— Мы идем по лесенке,
Формировать длительность речевого выдоха и высоту голоса. Дети произносят сочетание слогов. «Ма – мо – му – мы — ми» на повышение голоса.
^ Приложение №4.
Консультации для родителей.
«Артикуляционная гимнастика для родителей».
Уважаемые родители! Мы предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, щек, губ, неба)
- Если у ребенка вялая артикуляция, речь не внятная, хотя он может произнести звуки четко…
- Если ребенку предстоят занятия с логопедом…
- Если речь ребенка в процессе формирования…
то артикуляционная гимнастика поможет сделать речь более четкой, подготовит и укрепит речевые мышцы для дальнейших занятий, поможет формированию правильного произношения.
Дети 4-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Как выполнять артикуляционную гимнастику?
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Все упражнения выполняются естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
Обязательно надо следить за правильностью выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Упражнения проводятся:
— систематически (желательно проводиться 2-3 раза в день.)
— непродолжительно ( От 2-3 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем.)
— перед зеркалом. На первых этапах работы, чтобы кроме тактильных ощущений был ещё и зрительный контроль.
— в начале использовать 2-3 упражнения. Новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
— каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз.
— статические упражнения надо удерживать 10-15 секунд. Сразу это время задерживать артикуляционную позу очень сложно, поэтому надо постепенно увеличивать время, начиная от 2-3секунд.
— динамические упражнения выполняются плавно и максимально точно. Темп постепенно можно увеличивать, но следить, чтобы правильность выполнения соблюдалась.
Важно помнить, что необходимым условием для эффективного усвоения упражнений является эмоционально-положительный настрой как ребенка, так и взрослого! Для этого мы предлагаем занимательные стихи к каждому упражнению, которые не только помогут легче запомнить упражнения, но и создадут веселое легкое настроение!
^ Желаем Вам успехов в развитии ваших детей!
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.
ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.
СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.
ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.
ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.
ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.
СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
О. Хинн
положении до счёта пять, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки —
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем — перестанем
И нисколько не устанем
зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта
≪пять≫ (до счёта десять), затем вернуть губы в исходное
положение. Повторить 3-4 раза.
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
и удерживать в таком положении до счёта пять (потом
до счёта десять), вернуться в исходное положение.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
О. Хинн
широкий язык на нижнюю губу и удерживать его
неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска.
А зовут меня. (расчёска).
зубами. Протаскивать язык между зубами вперёд-назад,
как бы причёсывая его.
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
спрятать. Повторить 3-4 раза.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока
язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился).
Стараться не поддерживать язык нижней губой.
Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом
до десяти. Повторить 3-4 раза.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то
к правому. Повторить 5-10 раз.
Я надул воздушный шарик
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда
Новый шар надую я.
Надувать попеременно 4-5 раз.
Во дворе народ толпится,
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустит не должен мяч…
Н. Тегипко
с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так,
чтобы под щекой надувались мячики.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
рот, на счёт раз- опустить кончик языка за нижние зубы,
на счёт два — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Я — индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была.
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три , четыре, пять —
Не пора ли вынимать?
язык зубами — та-та-та. ; пошлёпать язык губами —
пя-пя-пя. ; закусить язык зубами и протаскивать его
сквозь зубы с усилием.
Блин мы ели с наслажденьем
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней
губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз
Я — весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко —
Стук копыт услышишь звонкий.
энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и прыгал только язык.
Приложение №6.
Консультация для воспитателей:
КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ».
Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
Артикуляционная гимнастика может проводиться:
- Фронтально (с группой), общеразвивающие упражнения;
- Индивидуально;
- Подгруппой (3-4 человека), упражнения на определённый звук.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
К статическим относятся:
— «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.