Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
материал по теме
Упражнения, с помощью которых, можно развивать внимание и наблюдательность обучающихся в рамках любого предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya.doc | 713.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения.
Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения.
В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.
Развитие наблюдательности в начальной школе происходит в рамках любого предмета. Формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит урокам окружающего мира.
Целенаправленно побуждать детей на уроках к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения можно с помощью упражнений.
Упражнение №1 «Запоминай — ка»
Поставьте перед детьми какую-нибудь игрушку. Рассмотрите вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предложите детям закрыть глаза. Уберите предмет и попросите детей вспомнить и назвать все его детали.
Затем вновь предъявите детям этот же предмет и коллективно побеседуйте о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали.
Следующий этап упражнения – нарисуйте изученную вещь по памяти.
Упражнение № 2 «Найди отличие».
Рассмотри картинки и найди, чем они отличаются друг от друга.
Упражнение № 3 «Путаница»
Разберись в хитросплетениях линий и найди, к какой стрекозе привязан шарик .
Упражнение № 4 «Найди ошибки художника»
Внимательно рассмотри картинку и найди, какие ошибки допустил художник.
Упражнение № 5 «Тень»
Найди тень от картинки и проведи линию.
Упражнение № 6 «Простое в сложном»
Понаблюдай, определи и нарисуй, на какие простые геометрические фигуры похожи деревья:
Упражнение № 7 «Определи последовательность»
Расставь цифры, в какой последовательности строился домик.
Упражнение № 8 «Аквариум»
Понаблюдай, определи, в каких 3 квадратах рыбки ни разу не повторяются.
Упражнение № 9 «Красное — чёрное».
Покажите по 5 изображений предметов с красными и чёрными фрагментами, уберите и попросите записать названия предметов в 2 столбика. Предварительно проведите над первым столбиком красную черту, над вторым — чёрную.
Усложните условия игры. Покажите ребёнку в течение 5 минут как можно больше предметов и предложите сгруппировать их по общему признаку:
1) только чёрного цвета;
2) только красного цвета;
3) любого цвета, название должно начинаться со звука А;
4) относящихся только к деревьям;
5) только круглых;
6) только прямоугольных;
7) относящихся только к мебели;
8) относящихся только к посуде и т. д.
Упражнение № 10 «Учимся наблюдать»
Помоги кукле Маше собрать все конфетки. Посчитай их. Понаблюдай, чем они похожи и чем отличаются.
Ответь на вопросы:
Все ли конфеты одинакового размера?
Все ли конфеты имеют одинаковые фантики!
Все ли конфеты имеют одинаковую форму?
Все ли конфеты имеют одинаковый вкус?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная статья представляет собой практическое пособие для родителей по развитию внимания детей в домашних условиях. Также прилагается памятка для родителей в виде рекомендаций по развитию внимания мл.
Примеры упражнений на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Упражнения для развития внимания младших школьников.
Собраны упражнения для развития внимания младших школьников на уроках русского языка. Позволит учителю совмещать данные упражнения с некоторыми темами уроков русского языка и одновре.
Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для.
Разработка элементов урока из целостной системы уроков математического воображения. Элементы этого урока могут использоваться на каждом уроке математики, а так же во внеурочной предметной деятельности.
Упражнение охота за предметами
Краткий обзор
Это упражнение может использоваться на любой стадии обучения, чтобы «расшевелить» группу.
Цели
1. «Расшевелить» группу.
2. Увидеть, какими находчивыми могут быть члены команды.
Необходимое время
Размер группы
Неограничен, но должно быть достаточно предметов для охоты для всех участников.
Необходимый материал
Напечатанный список предметов, которые необходимо найти, для каждой группы, приз (например, коробку леденцов на палочке) для победившей команды.
Процедура
1. Поделите группу на команды по 5-7 человек.
2. Сообщить участникам, что им предстоит «охота» за предметами. Победившая команда получит приз.
3. Дайте список «охоты» за предметами командам. Сообщите им, что они должны использовать свою находчивость, чтобы достать все предметы.
4. Остановите упражнение, когда первая команда соберет все требуемые предметы. Затем группа собирается на вручение награды.
Вопросы для обсуждения
1. Близко ли были другие команды к завершению?
2. Что Вы чувствуете по отношению к победившей команде?
3. Был ли кто-нибудь в Вашей команде находчивее или хитрее других?
4. Был ли кто-нибудь в Вашей команде ведущим? Кто? Почему?
Предлагаемые предметы для «охоты»
1. Женская расческа
3. Сегодняшняя газета
4. Горстка земли
5. Железнодорожный билет
6. Число входов в здание
7. Число людей, работающих на этом этаже
8. Чашка холодного кофе
10. Список имен членов команды (полностью).
Обратите внимание: помощник должен составить список, который подходил бы каждой группе. Если позволяет время, можно также включить в список предметы, которые труднее всего найти.
Варианты
Установите время прекращения упражнения, тогда победителем станет команда с наибольшим количеством собранных предметов.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.
Копилка для тренера. Сборник разминок (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ
493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.
Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напряжения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемлемой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют оживить тренинг в любой момент.
Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.
© А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
© , иллюстрации, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN -8 © , обложка, 2006
1. Здравствуй, уважаемый. 10
3. Перекличка. 14
4. Передай предмет. 16
6. Делай раз. . 20
7. Дальнее плаванье. 22
8. Все как один. 24
10. Построение. 28
12. До десяти. 34
14. Сделай другу подарок. 38
15. Поменяйтесь. 40
16. Землетрясение. 42
17. Тыр-тыр, пулемет. 44
18. Угадай мелодию. 46
20. Однажды в автобусе. 50
22. Гражданская оборона
23. Четыре стихии
24. Рыбы, звери, птицы
26. Персей и медуза Горгона
27. Спящий пират
31. Карибский кризис
32. Охота на тигра
34. Однажды в Америке
37. Собери квадрат
38. Паутина и паук
43. Роза? Гвоздика?
45. Виртуальная прогулка
50. Нравится — не нравится.
53. Гонки паровозиков.
55. Королевская битва.
59. Красавица и чудовище.
62. Кошка, собака.
63. Передай движение.
65. Охота на лис.
67. Веселые шарики.
68. Последний стул.
69. Невидимый предмет.
70. Лиса и зайцы.
71. Ловись, рыбка.
74. Пожелание себе.
77. Порадуй соседей.
78. Я тебя люблю.
79. Ты меня уважаешь.
80. Передай дальше.
82. Аплодисменты, аплодисменты.
83. В тылу врага.
85. Что нас объединяет.
86. Уникальная походка.
Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров
Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а совершенно необходимы.
Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное психогимнастическое упражнение, каждая функция которого способствует успешному проведению тренинга.
Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабочий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя свободнее и, как следствие, способствует более продуктивному усвоению учебного материала. Но, самое главное, разминка — это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, динамичным и веселым занятием.
Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, помогающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодическая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.
Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-
лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Бывает, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же разминки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.
Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литературе и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авторов, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей информации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет поиск необходимого.
Авторы «Копилки для тренера» сами прошли через подобные трудности, поэтому решили подарить своим коллегам копилку разминок, готовую к применению, мобильную и легкую.
Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсенале тренера опытного, с большим стажем работы.
В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не требующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть книгу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет новую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с собой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергичного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.
1. Здравствуй, уважаемый
Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.
Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.
Упражнение выполняется по кругу.
Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.
Упражнение помогает сконцентрировать внимание, получить положительные эмоции, сближает участников тренинга.
Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.
Далее тренер произносит:
и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же — еще одну, правой рукой против часовой стрелки.
Отличное упражнение для тренинга по командообразованию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает сплоченность участников тренинга.
Участники садятся или встают в круг.
Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотрели друг друга; б) называть по порядку числа, стараясь добраться до самого большого без ошибок.
4. Передай предмет
Эта веселая разминка помогает участникам реализовать творческие наклонности, поднимает настроение, повышает групповую динамику.
Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу.
Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику.
Самого оригинального можно наградить аплодисментами.
Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее активных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тренера.
Участники сидят на стульях.
Тренер показывает различные комбинации пальцев: пять, семь, девять и т. д.
Также это упражнение можно применять на тренингах командообразования.
Благодаря этому упражнению можно узнать, насколько члены коллектива понимают друг друга, кто пользуется авторитетом.
Тренер просит участников стать за свои стулья и дает команду:
Как правило, первый из участников, скомандовавший: «Делай два» («три-четыре» или «опустили»), является лидером-организатором. Если стулья опускаются хаотично и неорганизованно, без команды, тренер должен снова скомандовать: «Делай раз!»
7. Дальнее плаванье
Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.
Для проведения разминки требуется мячик.
Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.
Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.
Разминка направлена на сплочение группы, на развитие внимания, интуиции.
Тренер выполняет роль ведущего.
Выполняется разминка до тех пор, пока все участники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.
Разминка направлена на взаимодействие с партнером, развивает концентрацию внимания.
Для проведения разминки потребуется достаточное количество маркеров.
Тренер делит участников на пары и выстраивает в ряд У стены. Перед каждой парой на пол кладет маркер.
Можно пустить пары наперегонки или по очереди. При любом подходе тренер берет на себя роль арбитра.
Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.
Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.
Далее тренер может импровизировать: предложить участникам построиться по цвету глаз, по дате рождения, по месту жительства, с запада на восток и т. п.
Разминка направлена на развитие внимания, чувства ритма, дает мотивацию на командный стиль в работе.
Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль ведущего. Для начала тренер предлагает группе рассчитаться по порядку.
Тренер задает темп разминки, постепенно ускоряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока участники не станут передавать «сигнал» без ошибок.
Разминка направлена на развитие скорости реакции и концентрации внимания.
Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он останавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.
Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя участников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.
Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и внимание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тренингов.
Для проведения требуются 3—5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).
Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.
Далее следует второй этап разминки (до момента, когда мячики будут перебрасываться без падений).
Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже запомнили, кому они перебрасывают и от кого получают мячики.
14. Сделай другу подарок
Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.
Убедитесь, что все участники определились с подарками.
Тренер должен сам задать «формат» ответной реакции: либо это эмоциональный возглас, либо какое-то физическое движение.
Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.
Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) убирает свой стул.
Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.