Уход за мультипликаторной катушкой после рыбалки

Нюансы мультипликаторных катушек для спиннинга

Нюансы мультипликаторных катушек для спиннинговой ловли

Любая рыболовная снасть предназначена для определенного места и способа ловли. Все составляющие, в том числе и мультипликаторные катушки, должны соответствовать общей цели. Мультипликаторная катушка для спиннинга отличается огромным количеством технологических узлов, безотказная работа которых зависит от точности исполнения и взаимодействия деталей, но именно поэтому она удобна при различных способах рыболовной ловли.

Минусы и плюсы мультипликаторной катушки

К сожалению, не существует на сегодня идеальной рыболовной снасти. Каждая обладает и достоинствами и недостатками.

Преимущества мультипликаторной катушки:
+ дальность заброса не зависит от диаметра лески;
+ леска при сматывании на катушку не перекручивается;
+ возможность ловли с приманками любого веса, хотя преимущественно используется для массивных приманок;
+ возможность использования толстых шнуров без потери дальности заброса;
+ способность выдержать нагрузку до шестидесяти килограмм;
+ повышенная чувствительность к поклевке и контроль проводки;
+ небольшая масса и габариты по сравнению с безынерционными катушками такой же мощности.

Недостатки мультипликаторной катушки:
— настройка тормозной системы после смены приманок;
— специальное удилище с верхним расположением колец;
— постоянный уход при эксплуатации;
— удилище при забросе держать сложнее из-за верхнего расположения катушки;
— значительно более высокая цена по сравнению с безынерционными катушками такой же мощности.

Для спиннинговой ловли в заброс предназначены «бочонки» и «мыльницы».

1) Классические бросковые (их еще называют бочонки) мощные габаритные и тяжелые (около 300 г) мультипликаторные катушки предназначены для ловли крупными приманками от 20 до 80 г весом, а некоторые модели и более 100 г. Форма катушки напоминает бочонок — отсюда и название — с большим пространством для укладки толстого шнура.

2) Низкопрофильные катушки-мультипликаторы весом не более 200 г предназначены для ловли более легкими приманками и леской. Конструкция «мыльниц», которые получили название из-за обтекаемого легкого корпуса из карбона, позволяет свободное прохождение сквозь кольца и меньший угол перегиба лески, увеличивая тем самым дальность заброса. Специальные магниевые сплавы, из которых изготавливают «мыльницы», облегчают работу всех механизмов, разгон и вращение шпули при ловле на легкие приманки. Низкопрофильной катушкой, предназначенной для приманок до 30 г , вполне можно иногда ловить крупными приманками до 50 г потому, что ее механизм долговечен и надежен.

Такие катушки дороги, но попробовать их, приверженцам спининговой ловли, все равно хочется. Как же правильно выбрать мультипликаторную катушку?

1) Нельзя экономить на цене. Высокая цена изделия обусловлена высокой технологичностью и точностью изготовления, наличием металлического корпуса и фрикциона. Бюджетные модели изготавливаются из пластика, что, естественно, влияет на длительность срока эксплуатации.
2) Нужно ознакомиться с паспортом на изделие. В нем указаны параметры, которыми пренебрегать не стоит. Например, использование лески меньшего диаметра, чем оговоренный в паспорте, приведет к застреванию лески в зазоре между корпусом и шпулей.
3) Для ловли в отечественных водоемах в ограниченном пространстве, когда нужна максимальная точность заброса, лучше выбирать мультипликатор с малым размером и низкопрофильной настройкой. Шпуля с низкой инерцией и лескоукладыватель с неподвижным отверстием для лески позволяет сматывать леску без «бороды». Лескоукладыватель должен быть с керамическим глазком (отверстием), чтобы плетеный шнур не перетирался, хотя для монолески материал глазка значения не имеет.
4) Если необходима большая дальность заброса приманки, стоит выбрать «мыльницу». Меньший перегиб лески из-за низкого профиля облегчает ее трение о кольца.
5) Важным моментом при выборе мультипликатора является система тормозов. Для легких приманок подходит катушка с магнитным тормозом. Он даже при небольшом размахе спиннинга при облегченной шпуле с малым моментом инерции позволит обеспечить быстрый разгон.
6) Если размеры водоема позволяют выполнять дальние забросы, то выбор лучше остановить на «бочонке» с отключаемым лескоукладывателем, ведь лескоукладыватель процентов на десять-пятнадцать уменьшает дальность.
7) Катушки могут быть левосторонними и правосторонними. Левосторонние катушки подойдут спиннингистам, привыкшим к безынерционной катушке. Удилище с правосторонней катушкой после заброса перекладывается в левую руку, чтобы можно было правой вращать ручку катушки. Но это вопрос только предпочтений конкретного рыболова, технических отличий эти катушки не имеют.

Регулировка тормоза мультипликаторной катушки.

Большинство мультипликаторов имеет два тормоза:

* осевой более грубый механический тормоз нужно регулировать каждый раз при переходе с приманки на приманку, если они заметно отличаются не только по массе, но и по габаритам. Не удобная ручка, находящаяся под пятилепестковой звездочкой для регулировки находится сбоку катушки. В процессе освоения катушки тормоз лучше перетянуть, пожертвовав немного дальностью заброса во избежание «бород». При правильной настройке осевого тормоза при горизонтальном положении удилища после касания приманки поверхности воды шпуля перестает вращаться, и при аккуратном рывке вершинкой приманка достает до воды, а не зависает на полпути;

* магнитный или центробежный тормоз отвечает за торможение лески в конечной стадии заброса. Его нужно регулировать гораздо реже, но для настройки в некоторых моделях приходится снимать крышку. Общим для двух типов тормоза является наличие элементов, магнитиков или грузиков, от количества которых зависит скорость подтормаживания. Шесть тормозящих элементов в катушке позволит эффективно отрегулировать тормоз.

Технику заброса удобнее всего посмотреть на видео в You Tube, запомнив для начала несколько моментов:

— начинать лучше с бокового заброса, а ни в коем случае не из-за головы;
— палец на шпуле нужно научиться держать так, чтобы леска выходила при минимальном трении, но под полным контролем;
— начинать тренировки лучше в штиль, чтобы удилище располагалось точно в сторону заброса, а леска шла по прямой линии;
— заброс не терпит резких движений.

Обслуживание и уход мультипликаторной катушки.

Специалисты рекомендуют после каждых пяти-семи рыбалок обслуживать мультипликаторные катушки для надежной работы устройства. Но опытные рыболовы считают эту рекомендацию надуманной и сами разбирают катушку не более двух раз за сезон. Если, конечно, она не падала в воду или песок. Обслуживать мультипликаторы можно в сервисных центрах (им-то выгодно большое количество осмотров) или самостоятельно. Главное – смазать все трущиеся части, где жидкой, а где и вязкой смазкой.

После покупки нужно снять лишнюю смазку с внутренностей катушки. Подшипники, торцы шпули и места ее вращения протираются фланелью с керосином. В «мыльнице» нужно протереть и магниты. После возвращения с рыбалки особо нужно осматривать червячную передачу под лескоукладывателем, чтобы в ней не было песка. Существуют фирменные смазочные средства, но вполне подойдет и технический вазелин.

Еще одна особенность в мультипликаторах – наличие фрикциона из нескольких металлических и фторопластовых прокладок. На время хранения между сезонами фрикцион нужно ослаблять, чтобы фторопласт не терял упругость.

Наличие дорогостоящей высококачественной снасти – важное, но отнюдь не главное условие успешной рыбалки. Удачливость, свои маленькие хитрости, знание повадок рыбы и умение их использовать всегда приводят к отличным результатам вне зависимости от класса оснастки.

Как пользоваться мультипликаторной катушкой, советы по применению

Прикупив мультипликаторную катушку, первым делом нужно убрать лишнюю смазку, которой изначально в большом количестве покрываются все внутренние детали. В стандартном мультипликаторе это можно сделать, открутив пару винтов и сняв шпулю. При помощи увлажнённого в керосине куска фланельной ткани нужно хорошо протереть подшипники, а также торцы шпули и места её вращения.

В зависимости от типа мультипликатора, может понадобиться и удаление излишней смазки с магнитов, служащих для торможения. Только после этого можно смело идти на рыбалку.

Но по возвращении домой такие процедуры повторяются снова. Кроме того, следует проверять и лесоукладыватель . Под ним находится червячная передача, которая отвечает за намотку лески, и зачастую в неё попадает песок. С помощью тряпки данную передачу нужно тщательно очистить, а затем снова смазать фирменным средством.

Читайте также:  Спиннинг g loomis salmon

При отсутствии последнего можно использовать технический вазелин.

Важной деталью катушки является и фрикцион , о нормальном состоянии которого также нужно позаботиться. Дабы фторопластовые прокладки фрикциона оставались упругими, в период пассивного хранения фрикцион следует ослаблять до следующей рыбалки.

Как забрасывать мультипликаторной катушкой

При использовании мультипликаторной катушки заброс делается плавным движением . Заброс методом сильного рывка руки не допускается, в отличие от ловли с применением безынерционной катушки. Связано это с вероятностью перепутать леску и придать шпуле слишком большое ускорение.

Мультипликаторы позволяют использовать приманки практически любого веса, от совсем легких до массивных и тяжелых. Удилище держат прямо перед собой . Перед забросом нажимаем на рычаг и держим большой палец на шпуле, дабы не случился сход лески. При замахе не следует придавать чрезмерного ускорения приманке. Когда удилище уже будет находиться в 60° над водной гладью, нажим пальца нужно ослабить, чтобы освободить леску.

Непосредственно в ходе заброса большим пальцем нужно немного притормаживать, чтобы свести до минимума шанс возникновения «бороды». Для повышения дальности заброса можно опустить приманку на 35-40 см от вершины удилища, обеспечив тем самым натянутость лески.

Если вас интересует еще и тема безынерционных катушек, рекомендуем наш обзор катушек для спиннинга .

Техника заброса мультипликаторной катушкой

Советы для новичков по выбору мультипликатора

При применении мультипликаторной катушки использование лески с диаметром меньше 0,3 мм позволено только при условии, что вес приманки не превышает показатель в 15 г. В иных случаях велик шанс разрыва лески при забросе.

Леска с диаметром 0,3 мм способна выдержать приманку с весом до 30 г, с 0,4 мм – до 40 г. Выбирая леску для мультипликатора, советуем отдать предпочтение мягким видам, так как они позволяют лучше чувствовать поклёвку и меньше парусят при забросе.

Плетёный шнур может конфликтовать с хромированной проволокой лесоукладывателя, а также с поверхностью пропускных колец, вставки которых зачастую тоже подвергаются негативному воздействию плетёнки.

Если в планах преимущественно ловля с применением джиговых приманок на небольшой реке или озере, лучше ограничиться низкопрофильными мультипликаторами. Для джиговой ловли на глубоких озерах или больших реках уместно использование мультипликаторных катушек типа «бочонок».

Тем, кто любит рыбную ловлю способом троллинга , также не помешает для начала определить места ловли и вес приманок, которые будут использоваться наверняка. Это позволит подобрать оптимальную модель катушки. Лучше взять мультипликатор со специальным счетчиком лески, который очень пригодится в случае троллинговой ловли на всяческие воблеры.

Как правильно наматывать шнур на мультипликатор

Эксплуатация мультипликаторной катушки (видео)

Все для джеркинга!

Прилепленные

Прямой эфир

ian_bozhe 10 декабря 2019, 16:08

ian_bozhe 31 октября 2019, 03:59

Jerkman 28 февраля 2019, 20:19

DmitriyD71 17 декабря 2018, 03:12

Jerkman 28 октября 2018, 17:24

Jerkman 14 октября 2018, 10:18

Блоги

  • Отчеты4.53
  • Обзор снастей2.41
  • Вопросы и ответы2.40
  • Новинки приманок2.40
  • Фотосеты2.40
  • Выставки и Expo Show1.72
  • Custom Master1.72
  • Pro Staff Jerkmania Team1.38
  • Объявления и мероприятия1.27
  • Курилка1.27

Смазки и масла для мультипликаторных катушек. Часть I/II

Тема выбора смазок и масел для обслуживания мультипликаторных катушек не нова, но тем не менее является весьма злободневной… Нет необходимости доказывать что от правильного подбора смазок и масел зависят и качество работы катушек и сроки их эксплуатации. На эту тему Сергей Леденёв (saled) любезно предоставил материал где достаточно подробно изложил суть вопроса. Сергей… Попытаюсь в статье обобщить наработки коллег занимающихся техническим обслуживанием рыболовных катушек и своё видение решения данной проблемы. К смазкам и маслам предъявляются следующие основные требования. Во первых они должны обеспечивать создание на металлических поверхностях достаточно тонкой и прочной плёнки предотвращающей контакт и трение между металлическими деталями. Во вторых. Срок службы смазок и масел должен быть максимально большим. И в третьих. Это водостойкость и смазок и масел. Очень часто бывает что смазка или масло обладающее хорошими эксплуатационными характеристиками, имеет весьма низкую водостойкость, и в результате совершенно непригодно для использования в мультипликаторных катушках. Позволю себе напомнить коллегам что из за особенностей конструкции мультипликаторные катушки значительно хуже защищены от попадания воды во внутренние части механизма в сравнении с обычными безинерционными катушками. Особенно этой напасти подвержены круглые катушки ABU GARCIA. Круглые катушки фирм DAIWA, SHIMANO и низкопрофильные в том числе ABU GARCIA гораздо лучше защищены от попадания воды в механизм. Но тем не менее эта досадная неприятность происходит постоянно. При использовании смазок с низкой водостойкостью при попадании на них воды образуется эмульсия, смазка теряет свои свойств и в итоге происходит достаточно сильный износ в первую очередь шестерней главной передачи. Последствия износа шестерёнок ГП — их выход из строя и в целом невозможность использования катушки по своему прямому предназначению.
Далее рассмотрим смазки пригодные для проведения обслуживания катушек. О маслах речь пойдёт ниже, т.к.это отдельная тема. Но прежде всего акцентирую внимание на следующем моменте. На мой взгляд существует две концепции проведения ТО катушек.
Первая – применение любых подходящих смазок, но в этом случае ТО проводится два и более раз в сезон.
Вторая – применение высококачественных водостойких смазок что предполагает проведение ТО один раз в сезон или один раз в два сезона. В принципе обе эти концепции верны, но я всё же считаю более правильным придерживаться второй.
И теперь конкретно о смазках. К первой группе смазок, которую чаще всего используют рыбаки, относятся специализированные смазки выпускаемые под рыболовными брендами ABU GARCIA, DAIWA, SHIMANO, PENN, QUANTUM и некоторыми менее известными брендами. Ни одна из перечисленных фирм смазки не изготавливает. Производят их по заказу различные предприятия специализирующиеся на производстве смазочных материалов. В подавляющей массе эти смазки изготавливаются на литиевой основе. Что касается качества рыболовных смазок, которые я использовал в те или иные годы, а перепробовать довелось смазки всех вышеперечисленных брендов, то оно далеко от желаемого. Прежде всего у большинства смазок этой группы очень низкая водостойкость. Единственным приятным исключением из них является смазка PENN PRECISION REEL GREASE. Ранее она выпускалась под названием PENN X 1RREEL GREASE, но от переименования, на удивление, качество её не изменилось. Смазка синего цвета, водостойкая, очень липкая и прекрасно размазывается кисточкой очень тонким слоем по зубьям и поверхности шестерёнок. При её использовании полное ТО катушек достаточно проводить один раз в сезон. Впервые эту смазку я случайно купил в 1996 году. Вначале я использовал при ТО безинерционных катушек, а в дальнейшем после увлечения ловлей на джерки стал использовать её для смазки мультипликаторных катушек.


Возможно помимо смазки PENN в настоящее время на рынке появились качественные водостойкие смазки под другими рыболовными брендами, но информации по данному вопросу у меня пока нет.
К следующей группе смазок относятся многоцелевые смазки в частности автомобильные и для использования в подвесных лодочных моторах. Рынок этих смазок весьма велик. Из всего этого многообразия смазок можно выбрать подходящие по констинтенции, водостойкости и использовать их при проведении ТО катушек. Из автомобильных смазок очень хорошо себя зарекомендовала смазка MOBIL XHP 222. Ярко синего цвета, очень хорошая водостойкость и достаточно большой срок службы, гуманная цена около 200 рублей за картридж 397 грамм, но имеет один не достаток – довольно сильный неприятный запах. По этой причине использовал её только один сезон, но в принципе при отсутствии качественных смазок без запаха, могу смело рекомендовать её для проведения ТО катушек.
Из смазок применяемых для обслуживания подвесных лодочных заслуживает внимания смазка YAMALU BEMARINE GREASE. Разработана по заказу компании YAMAHA MOTOR CO. и производится в США и Германии. Как и большинство смазок изготовлена на литиевой основе.

Читайте также:  Зимняя удочка лаки джон мормакс

Выпускается в тюбиках весом 284 грамма и картриджах весом 397 грамм. Пользоваться этой смазкой мне не доводилось, но тем не менее в руках держал и пробовал на ощупь. Синего цвета, очень липкая и также как и смазка PENN очень хорошо размазывается по металлическим поверхностям тончайшим слоем. Пользуется большой популярностью среди рыболовов США. В отличии смазки PENN имеет чуть меньшую водостойкость (http://alantani.com/index.php?topic=6615.0 ), но по соотношению цена/качество значительно её превосходит. Из наших российских коллег YAMALUBE применяет известный джерковик Дмитрий Лучин. Надеюсь что от него поступит подробная информация об эксплуатационных характеристиках данной смазки.
Особое место в группе смазок общего применения занимают так называемые молибденовые смазки. В этих смазках используются специальные загустители базового масла и в качестве основной добавки дисульфид молибдена. Именно благодаря дисульфиду молибдена молибденовые смазки обладают прекрасными эксплуатационными свойствами, которыми не обладает ни одна из смазок ни с литиевыми, ни с кальциевыми или иными загустителями. По противозадирным и противоизносным свойствам с молибденовыми смазками достойно могут конкурировать только смазки с PTFE или чаще их называют тефлоновыми смазками. О этих смазках речь пойдёт далее. Практически все молибденовые смазки предназначены для работы в условиях больших механических нагрузок. Существует мнение что молибденовые смазки вызывают коррозию металла, т.к. дисульфид молибдена (MoS2) превращается в трисульфид молибдена (MoS3) который является одним из сильнейших окислителей. Всё это верно, но лишь отчасти. Этот процесс происходит при температурах более 150 градусов, при наличии большого количества кислорода и присутствии паров воды.
Молибденовые смазки присутствуют в ассортименте продукции большинства производителей смазочных материалов. Типичным представителем группы молибденовых смазок является смазка HTS-2 американского концерна HUSKEY ITT.Выпускается в основном в картриджах весом 397 грамм. Цвет её грязно-серый ближе к чёрному, водостойкость довольно высокая. Смазка пластичная, эксплуатационные характеристики на высоком уровне. Сезон эксплуатации легко выдерживает. Недостатком смазки является невозможность из-за грязно-серого цвета определить реальную степень износа материала шестерней ГП и прочих деталей механизма катушки. В этом плане смазки синего, бежево-кремовых цветов или полупрозрачные более предпочтительны, т.к. даже незначительное изменение первоначального цвета смазки является первым признаком начала износа деталей и соответственно необходимости проведения нового ТО.
И последняя группа смазок общего применения появившаяся на свет примерно около сорока лет назад – это смазки с PTFE(политетрафторэтилен) или тефлоновые смазки. В отличии от всех других типов смазок в которых в качестве загустителей в основном используются соединения лития, кальция и реже ряд других соединений, в тефлоновых смазках загустителем базового масла является ультрадисперсный порошок тефлона. Тефлон (фторопласт) — конструкционный материал обладающий на настоящее время самым низким коэффициентом трения, устойчив к низким и высоким температурам. Тефлоновые смазки в зависимости от свойств базового масла прекрасно работают в диапазоне температур от -50 до +260 градусов по Цельсию. Срок их эксплуатации, особенно при температурах выше +150 градусов, в 10 -15 раз превышает срок эксплуатации практически всех остальных типов смазок. Образующаяся на поверхности пар трения тефлоновая плёнка толщиной несколько микрон резко снижает коэффициент трения, предотвращает контакт деталей между собой и защищает металлические поверхности от коррозии.
Всё выше перечисленное делает PTFE смазки, по мнению специалистов Национального института пластичных смазок (США), смазками XXI века. Сегодня тефлоновые смазки есть в номенклатуре практически всех ведущих производителей смазочных материалов. Например, корпорация SHELL производит такие PTFE смазки как AeroShell 15, AeroShell 15A, Shell Grease 1499 ½, компания Castrol – Braycote 600EF, Castrol Microcote®196, Castrol Inertox Greases, фирма Dow Corning – Molykote BG87, Molykote FS3451, Molykote HP300, компания Kluber – Barrierta EL, Barrierta L55/2, Barrierta IMI/V, концерн Exxon Mobil – Unirex PF500 и т. д. Кроме этих гигантов, в Европе и США десятки относительно небольших фирм специализируются на производстве исключительно PTFE смазок.
Из довольно большой номенклатуры смазок с PTFE в течении последних четырёх лет использовал смазки американской фирмы HUSKEY ITT LVI-50 и в течении двух лет смазку также американской фирмы SYNCO CHEMICAL CORPORATION SUPER LUBE. Выбраны эти смазки были не случайно, в основном по причине их свободного приобретения в некоторых торговых сетях и небольшой цены. Приобретение смазок других производителей вызывает определённые сложности, да и времени для их тестирования потребуется полжизни. Обе смазки относятся к классу Н-1 и могут использоваться в пищевой промышленности где возможен их случайный контакт с продуктами питания.
Смазка LVI-50 выпускется в картриджах весом 397 грамм, тюбиках по 85 грамм и пластиковых пакетиках по 3 грамма.Цвет белый полупозрачный, очень липкая, сверх водостойкая. Широко применяется в качестве дополнительного уплотнителя различных сальников в инженерных системах горячего и холодного водоснабжения. Диапазон рабочих температур от -24 до +163 градусов по Цельсию.


Смазка прекрасно работает в тёплое время года. Но при температурах ниже + 12 градусов ручка катушки вначале вращается с неким подтормаживанием, но после нескольких оборотов эффект подтормаживания исчезает. Вероятнее всего происходит небольшой нагрев смазки и уменьшается её вязкость. Но тем не менее применение LVI-50 при эксплуатации катушки при температурах ниже +5 градусов считаю нецелесообразным.
Смазка SUPER LUBE по внешнему виду очень похожа на LVI-50, чуть менее липкая и более пластичная. Также относится к категории сверхводостойких смазок. Диапазон рабочих температур от -43 до +232 градусов.

Очень легко кисточкой размазывается тонким слоем по металлическим поверхностям. Две катушки при ТО которых была использована SUPERLUBE, интенсивно использовались два сезона и соответственно в этот период времени не обслуживались. После рыбалок катушки не вскрывались для просушки механизма. Рыбачить иногда приходилось и при температурах около -3 градусов. При таких температурах загустевания смазки отмечено не было что свидетельствует о том, что катушки обслуженные с использованием этой смазки можно эксплуатировать и при температурах ниже 0 градусов.
Выше уже говорилось что катушки эксплуатировались два сезона без проведения ТО.
На фото видно что произошло небольшое изменение цвета смазки. Процесс вполне закономерный, т.к. в июле 2013 года после обильных дождей вода в реках и речках Подмосковья и Рязанской области была очень мутной а на речке Пахра имела насыщенный жёлто-коричневый цвет из-за растворённой в ней частиц глины. В результате попадания капель такой воды на некоторые детали механизма катушек и произошло изменение цвета смазки.

Отмечу два важных момента.
Во первых. При взаимодействии воды и смазок LVI-50 и SUPER LUBE не происходит образование эмульсии.
Во вторых. В следствии очень высокой водостойкости этих смазок не отмечено следов вымывания смазок каплями попадающей на них воды.
Из-за ограниченного объёма статьи на этом обзор смазок заканчиваю. О маслах речь пойдёт в следующей части статьи. Продолжение следует…

Часть II

С выбором смазок для проведения ТО мультипликаторных катушек ситуация более или менее ясная. С выбором масел предназначенных в первую очередь для обслуживания подшипников установленных на оси шпули ситуация не такая радужная как выглядит на первый взгляд. Акцентирую внимание именно на шпульных подшиниках по следующим причинам. Во первых. Нагрузки на эти подшипники в момент заброса увесистых джеркбейтов очень большие. Вес забрасываемых приманок колеблется в диапазоне от 30 до 200 и более грамм. Во вторых. Скорость вращения шпули при забросе составляет около 10000 оборотов в минуту. В связи с этим требования предъявляемые к маслам довольно жёсткие. Это и низкая вязкость, возможность работы при высоких скоростях вращения и максимально большой срок эксплуатации. Подшипники установленные в других узлах катушек хотя и работают при достаточно больших нагрузках, но при малых скоростях вращения и по этой причине при проведении ТО их можно обслуживать используя смазки или густые масла срок службы которых намного больше срока службы жидких масел используемых при ТО шпульных подшипников. А теперь перейду непосредственно к рассмотрению данной группы этих масел. Выпускаются они в основном под рыболовными брендами ABU GARCIA, DAIWA, SHIMANO, PENN, QUANTUM и некоторыми другими менее известными брендами. К данной группе также можно отнести известное большинству коллег веретённое масло советского и российского производства и масла для смазки швейных машинок. Все эти масла имеют очень низкую вязкость позволяющую работать шпульным подшипникам при высоких скоростях вращения. Но к сожалению по причине их довольно высокой испаряемости и быстрого износа тончайшей масляной плёнки на трущихся металлических поверхностях срок их службы мал и в зависимости от качества и вязкости составляет от двух недель до одного месяца. Именно по этой причине специалисты и авторы различых статей и пособий по ТО рыболовных катушек настоятельно рекомендуют после трёх-четырёх рыбалок обязательно промазывать шпульные подшипники. Хотя эта операция и не является технически сложной, но тем не менее требует определённого времени и зачастую у большиства коллег вызывает только лишь отрицательные эмоции. Исходя из собственного опыта все эти вышеперечисленные масла можно использовать для смазки шпульных подшипников лишь в случае отсутствия более качественных масел.

Читайте также:  Воск для стыков удилищ rod ferrule wax

За рубежом, в частности в США, разработкой и производством масел для обслуживания высокоскоростных подшипников занимаются не только гиганты нефтехимии, но и небольшие но не менее известные производители. Например американская фирма Corrosion Technologies Corporation производит два очень интересных для рыбаков продукта. Первый из них масло ReelX конкретно предназначенное для обслуживания подшипников рыболовных катушек. Производитель гарантирует срок его эксплуатации примерно 6 месяцев, что в сравнении с маслами выпускаемыми под рыболовными брендами является просто прекрасным результатом. Для наших российских условий средней полосы достаточно подшипники обслужить перед началом сезона и забыть о их ТО до окончания сезона.

Второй продукт СorrosionX изначально разрабатывался как средство защиты охотничего оружия от коррозии. Достаточно глубоко проникает в микропоры металла. В процессе эксплуатации однако было установлено что помимо прекраснейших антикоррозионных свойств СorrosionX обладает очень хорошими смазывающими свойствами, большим сроком эксплуатации чуть больше одного года. Используя СorrosionX достаточно проводить ТО подшипников один раз в два сезона.

И ReelX и СorrosionX пользуются большой популярностью у наших коллег в США, но к сожалению об этих замечательных продуктах практически ничего неизвестно у нас в России.

Хочу уделить немного внимания маслам с PTFE (тефлоном). У данной группы масел в качестве загустителя базового масла используется ультрадисперсный порошок тефлона что является большим преимуществом в сравнении с обычными маслами. Даже при испарении или высыхании базового масла на металлических поверхностях остаётся тончайшая плёнка из микрочастиц тефлона которая предотвращает трение между металлическими поверхностями. В течении двух сезонов использовал и буду в будущем использовать масло с PTFE (тефлон) Super Lube американской фирмы SYNCO CHEMICAL CORPORATION.

Данное масло несмотря на то что оно достаточно густое можно считать универсальным. Т.е. я использую его для смазки шпульных подшипников, обгонных муфт и валов привода лескоукладывателя в катушках с неотключаемым лескоукладыватем. Чтобы избежать в будущем при обсуждении статьи бурных дискуссий о недопустимости использования достаточно густого масла для обслуживания шпульных подшипников особо отмечу следующий момент. Полностью соглашусь с тем что такое масло (масла) действительно нельзя использовать для ТО шпульных подшипников мультипликаторных катушек используемых для заброса и проводки очень лёгких приманок весом от 3 до 15-20 грамм. Реальная дальность заброса действительно будет значительно меньше чем при использовании для ТО шпульных подшипников очень жидких масел. Но позволю себе заметить что в этой части статьи речь идёт о маслах используемых при ТО мультипликаторных катушек предназначенных для заброса и проводки приманок имеющих веса от 26 грамм (например Stick Shadd 114F) и заканчивая весами за 100 и более грамм. При забросе увесистой приманки сила инерции такова, что летящий джерк или другая приманка очень легко раскручивают шпулю с намотанным на неё шнуром. О силе инерции приманки в полёте говорит следующий нюанс с которым сталкивались практически все джерковики и я в том числе. При образовании бороды на шпуле даже такая относительно лёгкая приманка как Slider F весом всего лишь в 37-38 граммов зачастую легко рвёт качественный шнур с тестом 80 lb. Так что все споры о возможности или невозможности использования масла Super Lube для ТО всех типов подшипников используемых в мультипликаторных катушках считаю пустой тратой времени. Теория говорит одно, а практический опыт показывает другое. Теперь о потребительских свойствах масла. Как уже говорилось выше масло имеет достаточно густую конститенцию сопоставимую с конститенцией обычного подсолнечного масла. Цвет полупрозрачный. Водостойкость масла очень высокая. Точный срок службы указать не могу, но катушка AG 5601JB не обслуживалась два сезона и эксплуатировалась достаточно интенсивно.

Масла на валу стало заметно меньше чем после ТО и цвет изменился с полупозрачного на полупрозрачно серый. Скорее всего это не частицы износа деталей, а пыль после рыбалок в Астраханской области. Могу сделать предварительный вывод — на валах масло легко выдерживает два сезона (год) эксплуатации при постоянном попадании капель воды и пыли. В закрытых (экранированных) подшипниках срок эксплуатации масла будет составлять не менее 3 сезонов.

В заключение статьи речь пойдёт об уникальнейшем масле TSI-301 разработанным и выпускаемым американской фирмой AMERICAN GAS&CHEMICAL CO. LTD для нужд NASA и министерства обороны США.

По истечении определённого времени масло появилось в свободной продаже на территории США. Собственно говоря TSI-301 не является продуктом нефтепереработки, а представляет из себя смесь сложных полиэфиров растворённых в растворителе на основе бутанола. Бутанол является смывкой ранее используемых масел, а полиэфиры очень глубоко проникают в микропоры металла и одновременно защищают металл от коррозии и выполняют функцию смазки. Ещё одним достоинством этих полиэфиров является их крайне низкая испаряемость в отличии от жидких масел выпускаемых под рыболовными брендами. Американские коллеги используют этот продукт с 2008 года. По их отзывам срок службы масла не менее двух лет. Основатель и идейный вдохновитель форума alantani.com/ Алан Тани и многие его сподвижники считают что TSI-301 на сегодяшний является лучшим маслом для обслуживания шпульных подшипников. Весной прошлого года выпало мне счастье приобрести фляжку этого масла. С его использованием обслужены шпульные подшипники примерно на трёх десятках катушек. Для чистоты эксперимента на одну из своих катушек AG 5601С4 вместо штатных шарикоподшипников установил бронзовые втулки от 5601JB смазанные TSI-301. Заодно на всякий случай этим же маслом промазал и ось шпули. Время вращения шпули на оси с использованием втулок (шпуля и ось вне механизма катушки) значительно больше времени вращения шпули на шарикоподшипниках при тех же условиях. Странно, но против фактов не попрёшь. Весь прошлый сезон эта катушка эксплуатировалась на износ. Действительно масло имеет большой срок эксплутации. Не могу с полной уверенностью утверждать что срок службы масла составит два года (четыре сезона), но скорее всего выводы американских коллег близки к истине.

Чуть не забыл упомянуть о водостойкости TSI-301. Следует отметить что водостойкость на весьма высоком уровне в чём я имел честь убедиться на открытии сезона 12 апреля сего года. Под воздействием определенных факторов и при большом скоплении почтенных и уважаемых форумчан и гостей данного мероприятия палка вместе с катушкой была утоплена и благополучно извлечена с помощью тонущего джерка. После удаления из катушки воды рыбалка продолжилась без всяких последствий для втулок и катушки в целом, что свидетельствует о реально высокой водостойкости и масла и естественно смазок использованных мною при поведении ТО катушек. В завершение статьи позволю себе напомнить всем уважаемым коллегам — катушка это оружие рыболова. А оружие любит чистку, ласку, уход и смазку. И не следует экономить на смазках и маслах. От их качества зависит и надёжность работы катушки и в конечном итоге срок её эксплуатации

Оцените статью
Adblock
detector