Уход за катушками для спиннинга

Уход за катушкой для спиннинга. Как смазать и очистить катушку

Уход за спиннинговой безынерционной катушкой. Смазка, очистка ролика Я – заядлый спиннингист. Естественно, уже многие годы имею дело со спиннинговой снастью, и одним из ее основных элементов – безынерционными катушками. Катушка – это высокотехнологичный, сложный механизм. Это значит, что она требует особого ухода, чтобы катушка прослужила своему владельцу как можно дольше. Сегодня я хочу поговорить о профилактическом уходе за спиннинговой катушкой.

Скажу сразу. Если у вас новая катушка высокого класса, то при аккуратном пользовании, первый сезон вообще нет смысла лезть в нее. Разве что вы уронили снасть в песок или грязь. Тогда придется произвести частичную или полную разборку катушки, смазку.

Итак, самый простой профилактический осмотр и очистка. Нужно ослабить и полностью открутить винт фрикционного тормоза и извлечь шпулю.

Открутить винт фрикциона

Производим осмотр катушки. Удаляем пыль, песок, грязь с поверхностей катушки и шпули, при помощи мягкой тряпочки.

Тщательно удаляем песок со шпули Протираем шпулю изнутри

В первые сезон-два лучше не вмешиваться в смазочную систему катушки. Если ход затрудняется, то можно капнуть на ось шпули 1-2 капли жидкого машинного масла и прокрутить катушку несколько раз, чтобы смазка пошла в механизм.

Часто возникают проблемы с роликом лесоукладывателя безынерционной катушки. Нельзя допускать сбоев в его работе. Ролик должен исправно вращаться, иначе, он будет просто пропилен шнуром. Так что, периодически надо откручивать винт, который держит ролик.

Откручиваем винт ролика лесоукладователя

Аккуратно снимаем ролик. Протираем все от грязи и песка. Смазываем, если надо, и собираем обратно.

Также можно снять ручку катушки, чтобы очистить это соединение от грязи и песка.

Снимаем ручку катушки

Тут же можно произвести смазку двух подшипников, на которых установлена рукоять катушки.

В целом, я не рекомендую производить более глубокую разборку катушки, без крайней необходимости. В случае с качественными, дорогими катушками, необходимость в полной разборке и смазке непосредственно механизма возникает не ранее 3 сезона или не возникает вовсе… Вот есть у меня старая катушка Абу Гарсия. Так ей уже лет 7 и я ее ни разу не разбирал – ход идеальный! Так что, лишь бы лезть – лучше не лезьте. 🙂

Чисто технически, чтобы добраться до механизма, надо снять вращающуюся основу лесоукладователя.

Отсоединяем лесоукладчик и затем откручиваем все винты на корпусе. Вот и механизм.

После 2-3 лет эксплуатации можно полностью сменить смазку катушки. Тогда уже не проходят полумеры. Нужно полностью разобрать катушку. Стереть остатки старой смазки с деталей, протереть металлические элементы механизма катушки в бензине или керосине. И смазать механизм специальными смазками, предоставляемыми производителями катушек.

Понятно, что сколько производителей и моделей катушек – столько и нюансов в разборке. Я отразил в данном обзоре общие моменты, единые для большинства катушек. Где-то может быть какой-то другой крепеж, винт, зажим и.т.п. Если пути разборки механизма не очевидны при первом взгляде на катушку, то смотрите схему разборки в инструкции или на сайте производителя катушки…

З.Ы. Если сезон закончился и катушку отправляете в чехол на зимовку, желательно полностью ослабить винт регулятора фрикциона. Это продлит срок службы фрикционного тормоза!

Уход за рыболовными катушками

Современная катушка – это достаточно сложное устройство. Катушка не только помогает ловить рыбу проще и легче, но и требует свою обязательную порцию заботы, выражающуюся в постоянном и правильном уходе за ней. В настоящее время самой популярной разновидностью катушки является безынерционная как самая демократичная во всех отношениях – и ценовом, и эксплуатационном.

Для того, чтобы катушка служила долго и при этом не теряла своих эксплуатационных свойств, за ней нужно правильно ухаживать. Конечно, если это катушка для спиннинга, то она волей или неволей постоянно находится в работе, главное при этом – как следует зафиксировать ее катушкодержателе, чтобы не было даже намека на люфт. Если же катушка используется на обычной удочке, не важно, донной или поплавочной, то, кроме отсутствия люфтов, нужно следить и за тем, чтобы в катушку не попадал разный мусор, песок, влага, и чтобы не происходило ее соприкосновение с землей. Для этого используются самые разные подставки под удилища, ведь чем дальше от земли и воды располагается катушка, тем меньше вероятность попадания в нее разных посторонних частиц.

Такая подставка может быть как самой простой самодельной рогулькой, так и специализированным фирменным держателем, род-подом, подставкой или стойкой. Если все-таки катушка не убереглась от падения в воду или, того хуже, в прибрежную грязь, отчаиваться не стоит. Если катушка упала в воду, то нужно просто дать воде вытечь, просто отложив ее в сторону. Вращать ее не нужно. Дома ее нужно аккуратно разобрать, тщательно удалить оставшуюся влагу, просушить малодоступные места феном и заново смазать все подшипники. Ели же при падении в катушку попала не только вода, но и набился мусор, катушку нужно отложить, чтобы вытекла вода, при этом вращать ее нельзя, чтобы не повредить механизм. Дома пострадавшую катушку нужно разобрать, удалить влагу и посторонние частицы, при необходимости – промыть детали в бензине, собрать и смазать ее заново.

Читайте также:  Спиннинг major craft vierra vrs 802mh

Даже если катушка эксплуатируется в идеальных условиях, техобслуживание ее все равно нужно проводить регулярно. Регулярность зависит от условий и частоты использования. Хорошая фирменная катушка без проблем прослужит лет пять, а то и больше. Если же в ее работе появились посторонние шумы вроде скрипа или ее ход стал тяжелым и неравномерным, то пришла пора делать ТО.

Для проведения ТО понадобится набор крестовых отверток, смазка, плоскогубцы, пинцет, бензин, тряпка и кисточка. Первым делом с катушки нужно снять ручку, затем шпулю. Затем со штыря нужно снять все звездочки и шайбочки, открутить гайку и винт, снять ротор. Для обслуживания внутреннего механизма катушки нужно снять крышку. Перед разборкой внутреннего механизма нужно не забыть сделать пометку в том месте, где пальчиковая шестеренка своими зубцами касается главной, чтобы потом правильно собрать все обратно. Дальше в катушке выкручивается винт, снимается шток и вынимается основная шестерня. Если катушка в хорошем состоянии, смазка не почернела и не набилась грязь, то дальше можно не разбирать, а аккуратно протереть тряпочкой, смазать и собрать обратно. Если смазка черная и грязная, то придется разобрать катушку до конца, промыть все детали бензином, просушить их, вычистить как следует корпус, собрать все обратно, предварительно как следует смазав каждую деталь. Сборка проводится в обратном порядке. Вычищенная и смазанная катушка должна иметь легкий ход без посторонних шумов.

Для того, чтобы катушка служила как можно дольше, а ТО требовалось как можно реже, после каждой рыбалки катушку нужно снять с удилища, насухо вытереть, уложить в специальный чехол. Хранить катушку нужно при постоянной температуре, поэтому балкон для этой цели использовать не рекомендуется. Если же катушка фирменная у или есть сомнения в собственных силах, то разумнее будет отнести ее в специализированную мастерскую, где ей сделают полноценное ТО профессионалы.

Уход за безынерционной катушкой

Владельцы безынерционных катушек зачастую не имеют представления о том, каким должен быть хотя бы минимальный уход за катушкой, чтобы она не подвела на рыбалке, радовала своим мягким ходом и по возможности дольше прослужила. Между тем даже новая, недавно приобретенная катушка нуждается в подготовке ее к эксплуатации.

Перед рыбалкой

Прежде всего нужно установить катушку на спиннинговое удилище и намотать немного лески на шпулю. Желательно сымитировать нагрузку, возникающую при поимке рыбы, -для этого следует натянуть леску, одновременно подкручивая катушку. Таким образом вы сможете оценить реальные тяговые и скоростные характеристики вашей катушки, определить оптимальный режим ее эксплуатации. Катушка должна иметь «бархатный» ход и мягкий сброс дужки лесоукладывателя.

Затем вы наматываете на шпулю необходимое количество лески, выбранной вами для предстоящей рыбалки. Она должна заполнять шпулю целиком, не доходя 1-2 миллиметра до верхней кромки, тогда леска будет легко сходить при выполнении дальних забросов. Если лески не хватает, привяжите к ее концу отрезок более толстой лески (еще лучше — бэкинг) и дважды перемотайте ее на другие шпули, а в третий раз — на шпулю, которая будет стоять на вашей катушке во время рыбалки. При этом привязанный конец окажется внизу, а основная леска — сверху.

Другой способ приподнять леску — установить внутри шпули специальный вкладыш, изготовленный из твердого пенопласта, пробки, пластмассы или дерева. Смастерить их нетрудно (рис.1).

Еще одно важное для безупречного схода лески условие — борт шпули должен быть абсолютно гладким, без малейших заусенцев. Исследуйте его самым тщательным образом и при необходимости отполируйте мелкой наждачной бумагой, а затем пастой ГОИ на кусочке фетра, войлока и т.п. (рис.2).

1. Шпули и вкладыши. 2. Справа шпуля со специально
отполированным бортом, слева —
без дополнительной обработки.

На рыбалке вам может понадобиться леска разных диаметров. Хорошо, если в комплект вашей катушки входит одна или несколько запасных шпуль — на них наматывают резервную леску. Если же вы их не купили, можно выточить на токарном станке или заказать нашпульники из фторопласта или нержавеющей стали — на рыбалке они дадут вам дополнительную свободу маневра (рис.3).

Читайте также:  Прикормка для кормушки для рыбалки своими руками

В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог «слипнуться», поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать.

Если катушка издает нехарактерные звуки — пищит, визжит, шипит или вращается с усилием, попробуйте разобрать ее и найти причину. Для этого вам понадобится ремонтный набор: ключи, отвертки, пинцеты, а также чистая хлопчатобумажная вата или ветошь, смазки, очищенный бензин,спирт.

3. Фторопластовые нашпульники. 4. Снята шпуля.

Осматривайте катушку только на хорошо освещенном столе, покрытом плотной бумагой, и по возможности заглядывая в сборочный чертеж, если он был приложен к паспорту катушки. Сначала вы снимаете шпулю (рис.4) и рукоятку (рис.5).

Раньше катушки разбирались со стороны рукоятки — там располагалась крышка, сняв которую вы получали доступ к внутреннему механизму. Теперь большинство моделей сконструировано таким образом, что сразу крышку снять нельзя — сначала надо с помощью ключа отвинтить гайку ротора и передвинуть ротор вперед. Тогда появится возможность отвинтить внутренние винты и снять крышку корпуса.

Некоторые фирмы покрывают внешние винты темным декоративным лаком под цвет катушки, а внутренние остаются светлыми — тогда их легко отличить (рис.6).

5. Снята рукоятка. 6. Сдвинут ротор и снята крышка корпуса.

Удалив крышку, вы можете снять и главную шестерню, что открывает доступ к другим шестерням ротора и узлу раскладки лески. Если при осмотре внутреннего механизма вы заметили, что смазка в каком-то месте потемнела, это должно вас насторожить. Черный налет — продукт износа; кроме того, в узел могла попасть грязь извне либо грязной была сама прежняя смазка.

Надо плотно обернуть пинцет кусочком хлопчатобумажной ваты и аккуратно удалить всю старую смазку, провернуть ротор — откроется доступ к еще не очищенным местам (рис.7-10). После работы не забудьте маленьким пинцетом снять с механизма все волоски от ваты. Сухая вата лучше впитывает отработанную смазку, но если грязь застарела или слишком обильная, можно смочить вату в спирте.

7. Удаляется смазка с деталей
главной передачи.
8. Удаляется смазка
с главной шестерни.

Какую смазку предпочесть? Каждая фирма — производитель катушек выпускает также и смазку, и для каждой катушки лучше пользоваться «родным» маслом.

9. Удаляется грязь
из труднодоступных мест.
10. Чистый внутренний
механизм катушки.

Можно взять, конечно, и другое, но предварительно следует навести справки о его свойствах. В современных катушках много пластмассовых деталей, и даже очень хорошее масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл, может разрушить эту катушку в два счета. Кроме того, возьмите себе за правило не пользоваться маслами, в которых вы лично не уверены. Масло с неизвестными присадками, грязные смазки или полученные в результате подозрительных химических опытов могут навсегда лишить вас любимой и весьма дорогостоящей катушки.

Прежде чем залить в катушку новую смазку (рис.11-12), надо тщательно удалить всю старую — иногда они бывают несовместимы.

11. Наружное смазывание катушки.
12. Смазывание внутреннего механизма.

Если в катушке зашипели подшипники, ее эксплуатацию надо немедленно прекратить. Наиболее уязвим подшипник узла лесоукладывателя — через его ролик проходит мокрая леска, которая несет с собой грязь, песок и т.д. Можно протереть подшипник сухой ваткой, но иногда требуется снять его с катушки (рис.13) и опустить пинцетом (или надев на коническую палочку) в чистую банку, куда налит очищенный бензин (для зажигалок или «Калоша»; автомобильный не годится — он содержит взвеси). Там подшипник надо слегка повращать (чтобы вся грязь и старая смазка растворились в бензине), протереть и поставить на место.

Смазка для катушек обычно выпускается двух видов — густая и жидкая. Тихоходные подшипники (на ручках) и внутренний механизм катушки требуют густой смазки, например Mitchell X3. Быстроходные подшипники (на дужке при подмотке, например, вращаются со скоростью около 1000 оборотов в минуту) нуждаются в жидкой смазке — типа Mitchell X7.

Для поездок на рыбалку рекомендуется сшить легкий капроновый чехол на синтепоне для катушки и пришить к нему специальный карман для походного ремонтного набора: инструментов, запчастей и тюбиков со смазкой (рис.14). Такой чехол удобен при хранении и транспортировке, а если и намокнет, то быстро высохнет.

13. Разобранный узел
лесоукладывателя.
14. Чехол, катушка, запасные
подшипники, инструменты
для ремонта, тюбики со
смазкой, спирт.
Читайте также:  Снасти для поплавочной рыбалки снасти для поплавочной рыбалки

Если вы купили смазку не в тюбиках, а во флаконах, перелейте часть ее в использованный одноразовый шприц и наденьте на него иголку — с помощью такой масленки проще будет при необходимости «оживлять» подшипники или внутренний механизм.

На рыбалке

Чтобы рыбалка не превращалась в нервотрепку, советую, помимо основной, брать с собой еще и запасную катушку.

Перед самым началом эксплуатации погоняйте катушку на холостом ходу, отрегулируйте, подтяните где надо, чтобы она не подвела вас при первом же забросе. Если вы услышите хруст, визг, катушку заклинило или подшипник шипит, уберите ее в чехол и ловите запасной. Если же такой возможности нет, расстелите на земле тряпку или газету (главное, чтобы было чисто — ни песка, ни грязи) и проведите простейший техосмотр.

Причины «нештатного поведения» катушки могут быть разными. Если погода слишком холодная, смазка загустела и ход становится чересчур тугим, достаточно капнуть из тюбика или шприца свежей смазки. То же самое можно сделать с чуть попискивающим подшипником узла лесоукладывателя, если в него попала вода от мокрой лески, но предварительно надо, сняв шпулю, быстро повращать катушку вперед, тогда вода веером вылетит наружу вместе со старой смазкой.

Другое дело, если вы уронили катушку в воду. Ни в коем случае не вращайте рукоятку, иначе грязь из воды попадет в подшипник. Попытка проверить, все ли с катушкой в этом случае в порядке, — едва ли не самая распространенная ошибка спиннингистов. Ловите другой катушкой, а эту по приезде домой разберите, вытряхните воду, удалите смазку, просушите ветошью или феном, подшипник промойте в очищенном бензине, все соберите и заложите новую смазку.

Катушки высокого класса дороги, и столь тщательный уход себя окупит, потому что так вы продлеваете ее работоспособное состояние.

Если вы уронили катушку в песок, постарайтесь поднять ее не переворачивая, чтобы он не насыпался внутрь, и обмахните ее метелкой из травы. Снимите шпулю и проверьте, налип ли песок вокруг штока ротора. Если да, эксплуатацию катушки лучше прекратить, иначе песок затянется внутрь ротора и попадет на шестерни. Дома ее следует, разобрав, тщательно протереть. Но вероятность того, что песок попадет внутрь, не так велика, как у воды, — конструкция катушек по возможности предохраняет их механизм от этой неприятности.

Ролик лесоукладывателя иногда издает при работе катушки нехарактерные звуки. В этом случае в зазоры надо капнуть смазку (рис.15).

Возвратная пружина механизма лесоукладывателя часто выходит из строя. Купить ее нельзя, но нетрудно сделать самому с помощью плоскогубцев, круглогубцев и бокорезов из стальной нержавеющей каленой проволоки, только диаметр рекомендую на 0,1 миллиметра меньше — тогда и пружина будет работать мягче (рис.16). В крайнем случае на рыбалке можно сделать пружину из английской булавки.

15. Смазывание ролика
лесоукладывателя.
16. Запасная возвратная пружина
дужки лесоукладывателя.

Ручка в месте ее крепления к корпусу разбалтывается, появляется люфт, который лучше устранить сразу. Для этого надо иметь набор регулировочных шайб, с помощью которых и «выбираются» люфты. В хороших катушках с торца подшипника всегда стоят шайбы — для точной регулировки зубчатого зацепления.

Пластмассовые втулки под главной шестерней обычно устанавливаются в относительно недорогих катушках (в дорогих — стоит подшипник). Они быстро изнашиваются, поэтому рекомендуется запастись более износостойкими втулками (рис.17), например тефлоновыми.

17. Запасные втулки-опоры главной шестерни.

Бывают ситуации, когда лучше ловить катушкой со втулками, нежели с подшипниками, — например в мутной воде, где много песка, который может быстро вывести катушку из строя. Втулки же песка не боятся, поскольку плотно охватывают опорные шейки.

После рыбалки

Приехав с рыбалки, тщательно протрите катушку. Она может быть в рыбьей слизи, земле, песке. Если в ней нет подшипников, то можно протереть влажным тампоном, а затем сухим полотенцем или быстро просушить феном.

Если катушка нормально работает, вы с ней аккуратно обращаетесь, то ее лучше лишний раз не разбирать. Открытые, доступные места можно протереть спиртом (он быстро улетучивается), капнуть смазки на ролик лесоукладывателя.

Но следует помнить, что чем ниже класс катушки, тем чаще в нее нужно заглядывать. Катушки с одним подшипником надо проверять дважды за сезон, катушки высокого класса могут уверенно проработать без «техухода» и два года. Как только «бархатный» ход пропал — пора ее проверить.

В конце рыболовного сезона проведите консервацию вашей катушки: удалите грязь, старую смазку, промойте подшипник в бензине (закрытые подшипники в удалении смазки не нуждаются), заправьте катушку свежей смазкой, погоняйте на холостом ходу и заложите на хранение.

Оцените статью
Adblock
detector