Задание 6 ВПР по русскому языку 5 класс. Обращение.
ВПР по русскому языку 5 класс. Задание 6. Обращение. Обоснование постановки запятой.
1. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Подумайте над разными способами решения этой задачи.
2) Пусть ребята решат эту задачу двумя способами.
3) Найдите-ка вы ещё один способ решения этой задачи.
4) Найдите ребята ещё один способ решения этой задачи.
2. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Мальчики любили играть в футбол после уроков.
2) Пусть мальчики сыграют в футбол с девочками.
3) Давай ты не будешь сегодня гонять мяч после уроков.
4) Давайте мальчики сыграем в футбол после уроков.
3. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Алёша с ранних лет увлекается рыбной ловлей.
2) Мальчик снял рубашку и положил в неё рыбу.
3) Он поймал одну щуку и десять небольших карасей.
4) Удобнее Алёша ловить рыбу с лодки удочкой.
4. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Чук и Гек не сказали маме о пропавшем письме.
2) Пусть лучше Чук расскажет маме о письме.
3) Сначала Гек расскажи мне о ваших секретах.
4) Расскажи-ка ты лучше о пропавшем письме.
5. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Мы с Катей часто печём торты и готовим фруктовые десерты.
2) А вы растопите шоколад и покройте торт тёплой глазурью!
3) Пусть подруги занимаются по субботам в школе кулинаров!
4) Катя положи сливочное масло и ваниль в миску.
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Пусть Маша споёт нам старинный романс.
2) Спой нам Маша старинный романс!
3) Ты так проникновенно исполняешь романсы!
4) Давай-ка разучим с тобой новую песню.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Мы с Катей часто печём торты и готовим фруктовые десерты.
2) А вы растопите шоколад и покройте торт тёплой глазурью!
3) Пусть подруги занимаются по субботам в школе кулинаров!
4) Катя положи сливочное масло и ваниль в миску.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Для нового выпуска школьной газеты мы берём интервью у учителей и старшеклассников.
2) Таня помогает редактировать заметку о победителях конкурса.
3) Этот выпуск газеты дорогие ребята посвящается юбилею нашей школы.
4) Помоги-ка выбрать цвет и размер шрифта для первой полосы газеты.
9. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Пусть ребята украсят актовый зал сами
2) Возьмите-ка вы лучше воздушные шары и гирлянды!
3) Девочки с увлечением украшали актовый зал.
4) Подумайте ребята о костюмах для последней сценки.
10. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Маша научилась вышивать крестом и гладью цветы и птиц.
2) Сначала Маша выбирает необходимые нитки и схемы вышивок.
3) Подбери Маша нужную цветовую гамму для вышивки сирени.
4) Научи-ка ты Машу вышивать разными приёмами.
11. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
Удобнее алеша ловить рыбу с лодки удочкой знаки препинания схема
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Я приш..л на рыбалку. (За)кинул удочки у ивы. Со..нце сп..койно плыло над лесом. Вдруг (из)за бугра выкат..лась туча. Небо пот..мнело началась гроза (1) . Тут ле(с/з)ка натянулась и медный я(c/з)ь зас..ял в глубине. Я подвёл рыбу к берегу и выбр..сил в траву. З..рница пронеслась по небу грохнуло над головой а я(c/з)ь по(д/т)прыгнул (2) в траве. Дож..ь с силой ударил по воде. Река зак..пела заш..велилась (3) . Молнии св..ркали над водой (4) . Стало страшно. Вн..запно дож..ь кончился.
Приведём верное написание.
Я пришёл на рыбалку. Закинул удочки у ивы. Солнце спокойно плыло над лесом. Вдруг из-за бугра выкатилась туча. Небо потемнело, началась гроза. Тут леска натянулась, и медный язь засиял в глубине. Я подвёл рыбу к берегу и выбросил в траву. Зарница пронеслась по небу, грохнуло над головой, а язь подпрыгнул в траве. Дождь с силой ударил по воде. Река закипела, зашевелилась. Молнии сверкали над водой. Стало страшно. Внезапно дождь кончился.
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Я приш..л на рыбалку. (За)кинул удочки у ивы. Со..нце сп..койно плыло над лесом. Вдруг (из)за бугра выкат..лась туча. Небо пот..мнело началась гроза (1) . Тут ле(с/з)ка натянулась и медный я(c/з)ь зас..ял в глубине. Я подвёл рыбу к берегу и выбр..сил в траву. З..рница пронеслась по небу грохнуло над головой а я(c/з)ь по(д/т)прыгнул (2) в траве. Дож..ь с силой ударил по воде. Река зак..пела заш..велилась (3) . Молнии св..ркали над водой (4) . Стало страшно. Вн..запно дож..ь кончился.
1. Фонетический разбор
гроза — 2 слога [граза́]
г [г] — согласный, звонкий, твёрдый;
р [р] — согласный, звонкий, твёрдый;
о [а] — гласный, безударный;
з [з] — согласный, звонкий, твёрдый;
а [а́] — гласный, ударный
5 букв, 5 звуков
2. Морфемный и словообразовательный разборы
Подпрыгнул образовано от слова прыгнуть приставочным способом.
3. Морфологический разбор
I. (что сделала?) зашевелилась
II. Начальная форма — зашевелиться; совершенный вид, II спряжение, возвратный; непереходный; в изъявительном наклонении, единственном числе, в прошедшем времени, женского рода.
4. Синтаксический разбор
сущ. Молнии глаг. сверкали предл. над сущ. водой
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено).
Поставьте знак ударения в следующих словах:
Начали, повторит, торты, фарфор.
На́чали, повтори́т, тóрты, фарфóр.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Мы с сестрой любили долгие прогулки по осеннему саду.
Обозначение частей речи в предложении:
мест Мы пр. с се сущ. строй глаг. любили прил. долгие сущ. прогулки пр. по осе прил. ннему сущ. саду .
Отсутствуют союз и частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.
ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания
ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания.
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам охотников Подмосковье славится своими лесами
2) Охотники сказали что Подмосковье славится своими лесами
3) Много ли в Подмосковье охотничьих и рыболовных мест
4) Охотники утверждают Подмосковье славится своими лесами
Охотники утверждают: «Подмосковье славится своими лесами».
Схема предложения: А: «П».
ИЛИ Ответ неправильный
ИЛИ Ответ неправильный
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Алёша с ранних лет увлекается рыбной ловлей.
2) Мальчик снял рубашку и положил в неё рыбу.
3) Он поймал одну щуку и десять небольших карасей.
4) Удобнее Алёша ловить рыбу с лодки удочкой.
Удобнее, Алёша, ловить рыбу с лодки удочкой. Это предложение с обращением.
ИЛИ Ответ неправильный
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Тёплый дождик пошёл ночью и моросил до самого утра.
2) Зимой под снежной шубой земля отдыхает и набирает силу.
3) Мороз постукивает по стволам деревьев и осыпается с них серебряный иней.
4) За ветреную и долгую ночь осенний сад сбросил на землю сухую листву.
Мороз постукивает по стволам деревьев, и осыпается с них серебряный иней. Это сложное предложение. Запятая между основами в сложном предложении.
ИЛИ Ответ неправильный
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Забавные у птиц встречаются имена! (2)Например, птица поганка. (3)Поганка, да ещё и рогатая! (4)Или птичка завирушка, или юла. (5)А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица! (6)А разве плохое название чиж или чечётка, зеленушка, синехвостка или сизоворонка! (7)Названия-прозвища лучше всего: в них и внимание, и радость от встречи, и счастье открытия. (8)Зарянка — это та, что поёт на заре. (9)Кукушка «ку-ку» да «ку-ку», и чем дольше кукует, тем ты больше доволен. (10)Бывают названия и скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная, звонкоголосую и белощёкую нашу синицу тоже называют обыкновенной.
(11)С этим я не могу согласиться: она поразила меня с первой же встречи. (12)А было это давным-давно. (13)Попалась однажды синица в охотничью ловушку. (14)Я взял её в руку, освободил, а она. умерла! (15)Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. (16)Я растерянно разжал руку: синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками. (17)Я подержал, подержал и положил её на пенёк, и только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела! (18)Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица: захочет — умрёт, захочет — воскреснет.
(19)Не могут птицы быть «обыкновенными»! (20)Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. (21)Живое не бывает обыкновенным.
Основная мысль текста:
К природе надо присматриваться и прислушиваться, и тогда ты поймёшь, что живое не бывает обыкновенным.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/ отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что всем знакомую синицу нельзя считать обыкновенной птицей? Запишите ответ.
(1)Забавные у птиц встречаются имена! (2)Например, птица поганка. (3)Поганка, да ещё и рогатая! (4)Или птичка завирушка, или юла. (5)А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица! (6)А разве плохое название чиж или чечётка, зеленушка, синехвостка или сизоворонка! (7)Названия-прозвища лучше всего: в них и внимание, и радость от встречи, и счастье открытия. (8)Зарянка — это та, что поёт на заре. (9)Кукушка «ку-ку» да «ку-ку», и чем дольше кукует, тем ты больше доволен. (10)Бывают названия и скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная, звонкоголосую и белощёкую нашу синицу тоже называют обыкновенной.
(11)С этим я не могу согласиться: она поразила меня с первой же встречи. (12)А было это давным-давно. (13)Попалась однажды синица в охотничью ловушку. (14)Я взял её в руку, освободил, а она. умерла! (15)Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. (16)Я растерянно разжал руку: синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками. (17)Я подержал, подержал и положил её на пенёк, и только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела! (18)Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица: захочет — умрёт, захочет — воскреснет.
(19)Не могут птицы быть «обыкновенными»! (20)Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. (21)Живое не бывает обыкновенным.
Ответ может быть сформулирован так:
Синичка — необыкновенная обманщица: чтобы выжить, она умеет притворяться неживой.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе — только один речевой недочёт) | 1 |
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Максимальный балл | 2 |
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 5−7 текста. Запишите ответ.
(1)Забавные у птиц встречаются имена! (2)Например, птица поганка. (3)Поганка, да ещё и рогатая! (4)Или птичка завирушка, или юла. (5)А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица! (6)А разве плохое название чиж или чечётка, зеленушка, синехвостка или сизоворонка! (7)Названия-прозвища лучше всего: в них и внимание, и радость от встречи, и счастье открытия. (8)Зарянка — это та, что поёт на заре. (9)Кукушка «ку-ку» да «ку-ку», и чем дольше кукует, тем ты больше доволен. (10)Бывают названия и скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная, звонкоголосую и белощёкую нашу синицу тоже называют обыкновенной.
(11)С этим я не могу согласиться: она поразила меня с первой же встречи. (12)А было это давным-давно. (13)Попалась однажды синица в охотничью ловушку. (14)Я взял её в руку, освободил, а она. умерла! (15)Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. (16)Я растерянно разжал руку: синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками. (17)Я подержал, подержал и положил её на пенёк, и только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела! (18)Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица: захочет — умрёт, захочет — воскреснет.
(19)Не могут птицы быть «обыкновенными»! (20)Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. (21)Живое не бывает обыкновенным.
В предложениях 5−7 представлено рассуждение.
В предложениях 10−12 найдите слово со значением «произвести сильное впечатление, сильно удивить, изумить». Выпишите это слово.
(1)Забавные у птиц встречаются имена! (2)Например, птица поганка. (3)Поганка, да ещё и рогатая! (4)Или птичка завирушка, или юла. (5)А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица! (6)А разве плохое название чиж или чечётка, зеленушка, синехвостка или сизоворонка! (7)Названия-прозвища лучше всего: в них и внимание, и радость от встречи, и счастье открытия. (8)Зарянка — это та, что поёт на заре. (9)Кукушка «ку-ку» да «ку-ку», и чем дольше кукует, тем ты больше доволен. (10)Бывают названия и скучные: каменка обыкновенная, горлица обыкновенная, звонкоголосую и белощёкую нашу синицу тоже называют обыкновенной.
(11)С этим я не могу согласиться: она поразила меня с первой же встречи. (12)А было это давным-давно. (13)Попалась однажды синица в охотничью ловушку. (14)Я взял её в руку, освободил, а она. умерла! (15)Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. (16)Я растерянно разжал руку: синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками. (17)Я подержал, подержал и положил её на пенёк, и только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела! (18)Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица: захочет — умрёт, захочет — воскреснет.
(19)Не могут птицы быть «обыкновенными»! (20)Вы только к ним присмотритесь, прислушайтесь. (21)Живое не бывает обыкновенным.
В предложении 11 есть слово «поразила», которое имеет значение «произвести сильное впечатление, сильно удивить, изумить».