Дюгони, которых дает море
13 декабря 2006 года
Торресов пролив называют иной раз в географических книгах «морскими задворками Австралии». Он и вправду омывает малонаселенное северное побережье. И хотя пролив буквально усеян маленькими островами и островками, люди живут только на семнадцати из них. Тысячи три человек больше половины всего населения проживают на острове Четверга.
Островитяне темнокожие бородатые люди морские охотники. Лодка и гарпун орудия их труда. Теперь на многих лодках стоят моторы, а на гарпунах укреплены стальные наконечники, которые покупают на острове Четверга. Там же находится и отделение департамента по делам аборигенов штата Квинсленд, которому подчинены острова Торресова пролива. Здесь, купив все необходимое, островитяне решают споры об угодьях, узнают цены на рыбу и мясо и самое главное получают разрешение на морскую охоту. Квинслендское законодательство разрешает охоту только коренному населению. Аборигены, правда, охотились веками, ни у кого позволения не спрашивая. Торресов пролив одно из немногих мест на земном шаре, где еще водятся сирены. Да, именно те сирены, которые породили множество легенд о морских девах с рыбьим хвостом. Волшебными звуками песен они якобы зачаровывали кормчих, завлекали корабли на подводные скалы, губили мореходов в глубинах.
С мифическими девами настоящие сирены схожи мало. Толстокожие и неповоротливые, до трех метров в длину, целыми стадами они вяло передвигаются с одного подводного пастбища на другое. Чем не коровы на лужайке?
В Торресовом проливе местный вид сирен, дюгони, совсем недавно водились в огромных количествах. И охотились на них все, кому не лень. Моряки с проходящих судов ловили их сетями, вырезали самые лучшие куски мяса (на вкус почти телятина), а тушу выбрасывали за борт акулам. Много лет назад дюгоней занесли в Красную книгу Международного союза охраны природы и охотиться на них с сетями строго запретили. Но островитянам без морской охоты не прожить: другого промысла здесь нет. Надо сказать, что мясо дюгоней едва ли не единственный источник белка для островных жителей.
Даже очень опытный охотник, выходя в море, не уверен, вернется ли он с добычей. Все зависит от удачи, а удачу, считают здесь, надо готовить на берегу. Не ловится дюгонь, значит, кто-то плохо говорил об охотнике на берегу. Островитяне не забудут осыпать солью гарпун, поклониться могилам предков, попросить их помочь загарпунить большого и жирного дюгоня, килограммов на триста. Из такого великана можно вытопить до пятидесяти литров сала. Пригодятся и слезы дюгоня жировая смазка, стекающая в углы глаз, когда пойманного дюгоня вытащат на берег. Островитяне считают эти слезы лучшим лекарством чуть ли не от всех болезней. Лучшие куски обязательно отдадут «ауди» дяде со стороны матери в залог успеха будущих охот.
Удачливый охотник окружен всеобщим почетом: нет большей чести, чем накормить мясом всю деревню. Его почтительно называют «буаи гарка», что приблизительно означает «голова». Буаи гарка почетный титул, и добывают его тяжким трудом.
Опытный охотник выслеживает добычу по едва заметным признакам. Зашевелятся заросли морской травы, значит, где-то среди них пасется дюгонь. Плавают в воде клочки водорослей с песком, значит, дюгонь вырывает траву на дне. Сирены очень прожорливы: за день они поедают килограммов по сорок морской травы. Застыв в лодке, охотники ждут, пока на поверхности воды не появятся воронки и пузыри: дюгонь всплывает подышать. Это происходит через каждые десять-пятнадцать минут. Вот над водой поднимается округлая морда с раздутыми ноздрями, приоткрываются и захлопываются клапаны ноздрей: вдох-выдох, вдох-выдох. Секунда промедления и животное уйдет в прохладную глубину. Тут буаи гарка и мечет гарпун. Даже ночью нужно уметь отличать темный силуэт всплывающего животного от скалы или кормящейся черепахи. Бить надо наверняка промахнись охотник, и раненое животное закричит, распугает остальных.
Учить охотника начинают с детства. Мальчишки-островитяне поначалу лишь помогают взрослым грести и втаскивать убитых дюгоней в лодку. Год за годом учат их бросать гарпун сначала на берегу. Занимается этим лично ауди.
Лучшие охотничьи угодья (раньше из-за них воевали) располагаются между островами Мабуаг, Моа и Баду. Здесь море мельче, а коралловые рифы и песчаные отмели богаты морской травой и водорослями. На передвижения животных влияют приливы и отливы, замутненность воды, сила ветра, его направление. Во время высокого прилива дюгони предпочитают прибрежные пастбища и места, закрытые от ветра верхушками рифов. При низкой воде уходят в открытые глубокие воды. Привередливы дюгони и к чистоте воды, но все же предпочитают именно мутную воду в быстрых течениях в ней они чувствуют себя увереннее, безопаснее.
Подводный мир вокруг островов знаком островитянам будто поле, лес, пустыня жителям суши. Они называют буквально по именам большие и малые рифы, песчаные отмели и узенькие проливы между рифами, морские пастбища и подводные течения.
«Все движется вместе с течением рыба, черепахи, дюгони. Все. Не знаешь течения не быть тебе охотником», говорят на островах. Знать нужно почти восемьдесят течений и потоков. Ведь дюгони-то умело пользуются ими.
С дневным северо-западным течением «кукиау ги иабагар» дюгони переплывают с пастбища на пастбище, а с сильным, чистой воды течением «муги батайнга ура», проходящим мимо островов с запада на восток ранним утром, возвращаются обратно. В водах мутного сильного послеполуденного течения «кутай узалай» они любят отдыхать перед вечерней кормежкой. Все течения островитяне делят на хорошие и плохие для охоты. Как бы ни нуждались охотники в мясе, они не выходят на ловлю дюгоней при совпадении плохих примет и течений.
Прежде чем быть допущенным к промыслу, мальчишки запомнят двадцать семь названий животных различного возраста, цвета и размеров: «пупу» самка-детеныш, «мупу» самка-подросток, «ну або» взрослая самка-одиночка, «мулла або» кормящая самка.
Не обойтись и без знания голосов дюгоней, поднимающихся на поверхность, чтобы глотнуть воздуха. Звуки эти, если верить мифам, могли зачаровать мореходов. Но они скорее похожи на отрывистый пронзительный писк. И новички путают крики дюгоней с криками дельфинов или всплывающих черепах. Но долго еще все дюгони на слух начинающего кричат одинаково. Лишь после долгих тренировок молодые охотники различают крики дюгоня-самца, дюгоня-самки и дюгоня-детеныша.
Опытный охотник и в самой мутной воде безошибочно определит размеры, пол, возраст дюгоня по его движениям и по месту в стаде. Начинающему же добытчику пока не по силам, особенно ночью, различить, где голова, а где хвост животного, направление его движения, всплывает оно или уходит в глубину.
. Возвращения охотников с моря ждет вся деревня. Пока туши вытаскивают из лодок и раскладывают на песке, люди громко обсуждают размеры животных и качество их мяса. Разделывать тушу берутся четверо: гарпунщик, которому посчастливилось добыть дюгоня, двое его помощников и обязательно его ауди. Распределение мяса происходит также при народе.
Лучшие куски отдают всегда гарпунщику и его ауди. Потом тем, кто участвовал в охоте. Остальными кусками оделяют по порядку все семьи в деревне. Если же мяса маловато, гарпунщик, посоветовавшись с ауди, решает, кому отдать оставшееся мясо. В первую очередь его получают те, кому не досталось в прошлую охоту.
Казалось бы, жизнь на островах идет, как шла испокон веку: и дюгони целы, и островитяне сыты. Но в том-то и дело, что не зря дюгони занесены в Красную книгу, да и жители островов не так уж сыты.
Далекие предки аборигенов Торресова пролива не ведали, что такое деньги. Нынешним без них не обойтись. Чтобы выйти в море, нужен лодочный мотор. Ведь угодья, где сохранились дюгони, находятся в километрах друг от друга. И у того, кто быстрее их объедет и найдет стадо кормящихся животных, больше шансов на добычу.
Охота требует денег, а где их взять? То единственное, что охотник добывает своим трудом, мясо дюгоня, он обязан отдать односельчанам бесплатно. Таков обычай это продукт не привозной, его дает море. Другое дело соль, спички, бензин. За всем этим нужно плыть на остров Четверга. Подрабатывают островитяне по-разному, но скудно: устраиваются матросами, подторговывают сувенирами. Сама же морская охота дело не прибыльное, но по-прежнему самое почетное на островах. И потом: за какие деньги приобретешь титул «буаи гарка»? Не приносящее дохода почетное звание, которым так гордятся охотники и даже самые отдаленные их потомки.
Итоговая контрольная работа по русскому языку для 10 класса в формате ЕГЭ
тест по русскому языку (10 класс) на тему
Контрольная работа для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_kontrolnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_dlya_10_klassa_v_formate_ege.docx | 45.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа по русскому языку для 10 класса в формате ЕГЭ
Предмет: русский язык
Объект проверки в задании
Основная мысль и тема текста
Умение правильно определять основную мысль и тему текста
Средства связи предложений в тексте
Умение правильно определять средства связи предложений в тексте
Лексическое значение слова
Умение правильно определять лексическое значение слова
Умение правильно ставить ударение
Умение различать паронимы
(образование форм слова)
Умение находить ошибку в образовании формы слова.
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Умение находить предложения (с нарушением синтаксической нормы)
Правописание корней ( чередование)
Умение различать орфограммы в корне
Правописание корней( безударная гласная в корне)
Умение различать орфограммы в корне
Умение правильно писать приставки
Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)
Умение правильно писать суффиксы
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Умение правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий
Правописание не с различными частями речи
Умение правильно писать не с различными частями речи
Слитное, дефисное, раздельное
Умение правильно писать наречия
Правописание -Н- и -НН-
в различных частях речи
Умение правильно писать одну и две н в различных частях речи
Пунктуация в сложносочинённом
предложении и простом
предложении с однородными
Умение правильно расставлять запятые в сложносочинённых предложениях и предложениях с однородными членами
с обособленными членами
Умение расставлять запятые при причастном и деепричастном оборотах
Умение выделять запятыми вводные слова
Умение выделять запятыми границы придаточных предложений
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Умение расставлять запятые в сложном предложении с разными видами связи
Умение исправлять лексические ошибки, исключив лишнее слово.
Умение находить фразеологические обороты
Средства связи предложений в тексте
Умение находить средства связи предложений в тексте
Перевод в пятибалльную систему оценивания:
7. А:6; Б:3; В:2; Г:9; Д:8
7. А:4; Б:5; В: 2; Г:6; Д: 9
8. сжимать загораться
8. озарение равнина
10. расчёт, исцелить
10. взыскал, безымянный
14. поначалу затем
14. вперёд, полуострову
21. растёт увеличивается
22. в конце концов
22. кровь из носу
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Диалекты, или народные говоры, формировались под влиянием многих факторов, например, переселения, торговых или культурных связей с соседями, особенностей природного ландшафта. (2)В зависимости от диалектных особенностей территорию России можно разделить на три большие части: северную (Архангельская, Вологодская, Костромская области и др.), южную (Рязанская, Курская, Тульская, Смоленская, Брянская области и др.) и среднерусскую (Московская, Ярославская, Нижегородская, Псковская, Владимирская и др.). (3)Изучение диалектов имеет теоретическое и практическое значение: многие языковые особенности диалектов сложились в глубокой древности, изучение подобных явлений позволяет лучше понять отдельные факты современного литературного языка.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
1) Народные говоры формировались под влиянием многих факторов, и территорию России можно разделить на три большие части: северную, южную и среднерусскую.
2) Сформировавшиеся в глубокой древности под влиянием многих факторов диалекты, особенности которых позволяют разделить территорию России на северную, южную и среднерусскую части, способствуют лучшему пониманию отдельных фактов современного литературного языка, с этим и связана важность их изучения.
3) Многие факторы: переселение, торговые и культурные связи с соседями, особенности природного ландшафта — оказали серьёзное влияние на формирование диалектов, или народных говоров, распространённых на всей территории России.
4) Изучение сложившихся в глубокой древности под влиянием многих факторов диалектов, особенности которых обусловливают деление территории России на северную, южную и среднерусскую части, помогает лучше понять отдельные факты современного литературного языка.
5) Диалекты — это народные говоры, которые сформировались под влиянием многих факторов, например, переселения, торговых или культурных связей с соседями, особенностей природного ландшафта.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
Или И Так как Если Ибо
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛОЖИТЬСЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЛОЖИТЬСЯ , сложусь, сложишься; сов.
1) Составиться, образоваться из отдельных элементов, частей; сформироваться. Постепенно сложилась коллекция живописи. Дворцовопарковый ансамбль окончательно сложился к концу XVIII в. Сложились взгляды.
2) Организоваться, создаться (о коллективе, группе людей). В театре сложилась сильная труппа.
3) Создаться в процессе творчества, умственной деятельности. Сложилась песня. Сложился рассказ. Сложилась фраза.
4) Принять тот или иной оборот, течение. Так сложились обстоятельства.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.
отдАв зАтемно загнУтый создалА красИвее
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Как известно, в определённый период развития естественно-научного знания его ГУМАНИТАРНАЯ составляющая стремительно сокращалась.
2) Словом «рубуша» в местных говорах называют корзину, сработанную на скорую руку из ЦЕЛЬНОГО листа бересты.
3) У ХИЩНИЧЕСКОГО водного растения пузырчатки, растущей в наших водоёмах и болотах, подводные части усеяны ловчими пузырьками.
4) Русской физиологической наукой накоплен огромный ФАКТИЧЕСКИЙ материал, основанный на экспериментальном изучении функций центральной нервной системы человека и животных.
5) УДАЧЛИВЫЙ охотник окружён всеобщим почётом: нет большей чести, чем накормить мясом всю деревню.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
модные ВЕЕРА вокруг НИХ пара НОСКОВ
СЫПАЕТ снегом около ПОЛУТОРА часов алых ВИШЕН
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены цифрами, предложения — буквами.
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) ошибка в образовании предложно- падежной формы имени существительного
1) Благодаря устойчивости и удобству веломобиля им могут пользоваться люди всех возрастов и самой различной физической подготовки.
2) Страсть к исследованию окружающего мира свойственна не только человеку, а также многим животным.
3) Живший Гераклит Эфесский на рубеже VI и V веков до н. э. писал, что мир полон противоречий и изменчивости, но время течёт неизменно.
4) В IV веке до н. э. Аристотель писал, что «расставить знаки в творениях Гераклита — великий труд, потому что неясно, что к чему относится».
5) Как будто осмелев и становясь всё решительнее, ветер беспощадно рвёт древесную листву, безжалостно мнёт и приклоняет к земле полевые злаки.
6) Вытерев пыль, фотография была снята матерью со стены, и, гордо улыбаясь, женщина протянула её нам.
7) Напомним, что одно из первых астрономических открытий Галилео Галилея было связано именно с Луной.
8) Благодаря своих речей и риторических и философских произведений Цицерон стал создателем классической латинской художественной прозы.
9) Исследователи предполагают то, что способность распознавать крахмалистый вкус может объяснить, почему люди так любят употреблять в пищу богатые углеводами продукты.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: