Удачная для дня была охота

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ВЯЗАНИЕ (346)
  • ВЫШИВКА (134)
  • Пэчворк (64)
  • *Времена Года (81)
  • Весна (6)
  • Зима (26)
  • Осень (50)
  • *Генераторы (76)
  • HTML (1)
  • Демотиваторы (3)
  • Кнопки и Баннеры (9)
  • Надписи (14)
  • Обрезка Анимации (4)
  • Обрезка Музыки (1)
  • Определение Цвета (8)
  • Поздравления (4)
  • Рамочки (4)
  • Таблицы (2)
  • Фоны (3)
  • Фотоэффекты (7)
  • *Для Блога (522)
  • Аватары (29)
  • Кнопки и Банеры (21)
  • Комментарии (47)
  • Разделители (40)
  • Фоны Анимированные (22)
  • Фоны Бесшовные (124)
  • Фоны Готовые (11)
  • Фоны Обводки (28)
  • Фоны Прозрачные (65)
  • Шрифт и всё о нём (32)
  • Эпиграфы и Часы (115)
  • *Духовность (10)
  • *Живопись (55)
  • *Закон и Право (13)
  • *Здоровье (264)
  • Психология (158)
  • *Интернет (98)
  • *Комнатные Растения (72)
  • *Красота (245)
  • Уход за кожей лица (64)
  • *Личное (92)
  • Под мой дизайн (25)
  • *Мои Схемы (58)
  • Весна (7)
  • Зима (14)
  • Лето (3)
  • Осень (2)
  • Праздничные (16)
  • Светлые (13)
  • Тёмные (8)
  • *Обои (18)
  • *Открытки (30)
  • *Поздравлялка (20)
  • *Политика (74)
  • Россия (30)
  • Украина (47)
  • *Праздники (63)
  • *Программы (116)
  • *Рамки (1155)
  • 8 Марта (11)
  • 9 мая и 23 февраля (23)
  • Весна (48)
  • День Влюблённых (15)
  • День Рождения (38)
  • Зима (90)
  • Классические (45)
  • Кулинарные (54)
  • Лето (51)
  • Масленица (11)
  • Новый Год (57)
  • Осень (105)
  • Праздничные (28)
  • Религиозные (74)
  • Рождество (14)
  • Романтические (118)
  • Текстовые (247)
  • Тематические (43)
  • Цветочные (107)
  • *Рецепты (526)
  • Выпечка (115)
  • Картофель (12)
  • Консервирование (4)
  • Курица (7)
  • Кухонные Хитрости (8)
  • Мясо (66)
  • Рыба (43)
  • Салаты (46)
  • Супы (7)
  • Творог (24)
  • *Советы По Дому (60)
  • *Стихи (157)
  • *Схемы Оформления (129)
  • Весна (8)
  • Зима (16)
  • Лето (19)
  • Осень (22)
  • Праздничные (23)
  • Светлые (31)
  • Тёмные (17)
  • *Флешки (5)
  • *Фотография (193)
  • Уроки Фотографии (161)
  • Фотоискусство (21)
  • *Фотошоп (395)
  • Надписи (21)
  • Уроки (289)
  • *Чайно-Кофейное (174)
  • *Шпаргалки для Блога (254)
  • *Юмор и Афоризмы (76)

Удачная на днях была охота

Пятница, 20 Февраля 2015 г. 14:26 + в цитатник


Удачная на днях была охота,
Легко нашел я логово волков.
Волчицу сразу пристрелил я дробью,
Загрыз мой пес, двоих ее щенков.

Уж хвастался жене своей добычей,
Как вдалеке раздался волчий вой,
Но в этот раз какой-то необычный.
Он был пропитан, горем и тоской.

А утром следующего дня,
Хоть я и сплю довольно крепко,
У дома грохот разбудил меня,
Я выбежал в чем был за дверку.

Картина дикая моим глазам предстала:
У дома моего, стоял огромный волк.
Пес на цепи, и цепь не доставала,
Да и наверное, он бы помочь не смог.

А рядом с ним, стояла моя дочь,
И весело его хвостом играла.
Ничем не мог я в этот миг помочь,
А что в опасности — она не понимала.

Мы встретились с во́лком глазами.
«Глава семьи той», сразу понял я,
И только прошептал губами:
«Не трогай дочь, убей лучше меня.»

Глаза мои наполнились слезами,
И дочь с вопросом: Папа, что с тобой?
Оставив волчий хвост, тотчас же подбежала,
Прижал ее к себе одной рукой.

А волк ушел, оставив нас в покое.
И не принес вреда ни дочери, ни мне,
За причиненные ему мной боль и горе,
За смерть его волчицы и детей.

Он отомстил. Но отомстил без крови.
Он показал, что он сильней людей.
Он передал, свое мне чувство боли.
И дал понять, что я убил детей.

Удачная на днях была охота

Удачная на днях была охота,
Легко нашел я логово волков.
Волчицу сразу пристрелил я дробью,
Загрыз мой пес, двоих ее щенков.

Уж хвастался жене своей добычей,
Как вдалеке раздался волчий вой,
Но в этот раз какой-то необычный.
Он был пропитан, горем и тоской.

А утром следующего дня,
Хоть я и сплю довольно крепко,
У дома грохот разбудил меня,
Я выбежал в чем был за дверку.

Картина дикая моим глазам предстала:
У дома моего, стоял огромный волк.
Пес на цепи, и цепь не доставала,
Да и наверно, он бы помочь не смог.

А рядом с ним, стояла моя дочь,
И весело его хвостом играла.
Ничем не мог я в этот миг помочь,
А что в опасности — она не понимала

Мы встретились с волком глазами.
« Глава семьи той», сразу понял я,
И только прошептал губами:
« Не трогай дочь, убей лучше меня.»

Глаза мои наполнились слезами,
И дочь с вопросом:»Папа, что с тобой?»
Оставив волчий хвост, тотчас же подбежала,
Прижал ее к себе одной рукой.

А волк ушел, оставив нас в покое.
И не принес вреда ни дочери, ни мне,
За причиненные ему мной боль и горе,
За смерть его волчицы и детей.

Он отомстил. Но отомстил без крови.
Он показал, что он сильней людей.
Он передал, свое мне чувство боли.
И дал понять, что я убил ДЕТЕЙ.

2012-09-13 17:27:28 — Наталья Сергеевна Сафонова
Душа плачет.
2012-09-13 17:28:41 — Марина Евгеньевна Вавилова
Спасибо, зацепило.
2012-09-13 17:32:14 — Елена Александровна Зеленина
Наталья Сергеевна и Марина Евгеньевна,спасибо!Меня это стихотворение очень потрясло.
2012-09-13 17:43:26 — Татьяна Владимировна Диденко
Наши отношения с волками очень древние.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
2012-09-13 18:44:00 — Елена Александровна Зеленина
Татьяна Владимировна,спасибо!Здесь на одном форуме прочитала забавную историю взаимоотношение волка и человека. У меня на этой неделю были неприятности, любимый пес заболел пелаплазмозом Не знаю верно ли (записала) это слово, так вот собака была в тяжелом состоянии, ее пришлось везти в ветлечебницу на машине, когда на второй день, слава Богу, мы дошли на процедуры ногами, пришлось ждать пациента, которого докапывали. Им оказался дратхар Алтай, больной тем же недугом. Пока ждала разговорились с хозяином, охотником. Его звал Артем. Выяснилось он меня знает-живем на соседних улицах, а у меня две борзые и волк, вообщем личность заметная. Он сказал, что в их семье волков почитают, сам чуть не выкупил волчонка в охотхозяйстве, но не в этом суть дела, а вот в чем. Вот какую историю Артем рассказал:
Его отец, жил по молодости в глухой деревне, от станции 5 км пешком через лес, однажды вечером он один возвращался домой и вдруг почувствовал чей то взгляд, обернулся волк. Огромный. Вечерело. А у него в руках ничего кроме трости, мужчина прихрамывал. Он тростью на волка, тот отскочил. Отец медленно пошел дальше, волк его сзади за брюки на уровне колен прихватил, отец оборачивается и вдруг видит волк хвостом виляет, не убегать, не нападать вроде не собирается. Отец как то понял, что волк не настроен его убивать. Отвернулся, да и пошел вперед, деваться то некуда. И вдруг бам, прочувствовал как зверь прыгнул и ударил его лапами в область лопаток, мужчина споткнулся и видит, волк начал вокруг бегать, как собака на последней стадии радости, от избытка чувств.
Отец стоял смотрел на зверя, смотрел и вдруг сам как засмеется. Волк еще пущи носиться стал, уши прижимает и носится. Так они до деревни и дошли. Волк на него то прыгал, то за брюки подкусывал, и радовался. Но самое интересное, что отец то же где то на полпути хохотать начал. Потом рассказывал, что никогда так в жизни не смеялся.
Больше он волка не видел, хотя долго мечтал о встрече.
2012-09-14 07:39:11 — Татьяна Владимировна Диденко
Елена Александровна, думаю все эти сказки про оборотней не на пустом месте возникли. В древности существовал культ воина-волка. Иван-царевич Серый Волк на Руси. Казаки-характерники в Новое время.Они зверели в бою, выходили один против 10-ти, 100, 1000 и двигались с такой скоростью, что рвалась одежда.

Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу . Казак Мамай один защищал деревню

Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Думаю, нужно в какой-то мере возвращаться к корням

2012-09-14 15:33:20 — Елена Александровна Зеленина
Татьяна Владимировна,всё верно,я думаю также. )Спасибо.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

«Удачная на днях была охота» (1 фото)

Удачная на днях была охота,
Легко нашел я логово волков.
Волчицу сразу пристрелил я дробью,
Загрыз мой пес двоих её щенков.

Уж хвастался жене своей добычей,
Как вдалеке раздался волчий вой,
Но в этот раз какой-то необычный –
Он был пропитан горем и тоской.

А утром следующего дня,
Хоть я и сплю довольно крепко,
У дома грохот разбудил меня,
Я выбежал в чём был за дверку.

Картина дикая моим глазам предстала:
У дома моего стоял огромный волк.
Пес на цепи – и цепь не доставала,
Да и, наверно, помочь бы он не смог.

А рядом с ним стояла моя дочь
И весело его хвостом играла.
Ничем не мог я в этот миг помочь,
А что в опасности — она не понимала.

Мы встретились с волком глазами.
«Глава семьи той» – сразу понял я
И только прошептал губами:
«Не трогай дочь, убей лучше меня».

Глаза мои наполнились слезами,
И дочь с вопросом: «Папа, что с тобой?»
Оставив волчий хвост, тотчас же подбежала,
Прижал её к себе одной рукой.

А волк ушел, оставив нас в покое.
И не принес вреда ни дочери, ни мне,
За причиненные ему мной боль и горе,
За смерть его волчицы и детей.

Он отомстил. Но отомстил без крови.
Он показал, что он сильней людей.
Он передал своё мне чувство боли.
И дал понять, что я убил детей.

Удачная на днях была охота

Удачная на днях была охота,
Легко нашел я логово волков.
Волчицу сразу пристрелил я дробью,
Загрыз мой пес, двоих ее щенков.

Уж хвастался жене своей добычей,
Как вдалеке раздался волчий вой,
Но в этот раз какой-то необычный.
Он был пропитан, горем и тоской.

А утром следующего дня,
Хоть я и сплю довольно крепко,
У дома грохот разбудил меня,
Я выбежал в чем был за дверку.

Картина дикая моим глазам предстала:
У дома моего, стоял огромный волк.
Пес на цепи, и цепь не доставала,
Да и наверное, он бы помочь не смог.

А рядом с ним, стояла моя дочь,
И весело его хвостом играла.
Ничем не мог я в этот миг помочь,
А что в опасности — она не понимала.

Мы встретились с во́лком глазами.
«Глава семьи той», сразу понял я,
И только прошептал губами:
«Не трогай дочь, убей лучше меня.»

Глаза мои наполнились слезами,
И дочь с вопросом: Папа, что с тобой?
Оставив волчий хвост, тотчас же подбежала,
Прижал ее к себе одной рукой.

А волк ушел, оставив нас в покое.
И не принес вреда ни дочери, ни мне,
За причиненные ему мной боль и горе,
За смерть его волчицы и детей.

Он отомстил. Но отомстил без крови.
Он показал, что он сильней людей.
Он передал, свое мне чувство боли.
И дал понять, что я убил детей.

Дубликаты не найдены

На пабликах пацанских завелось
Писать активно про волков свободных и угрюмых
Расул Газматов написаль небось
Для общества с девизм «брат за брата».

И ты, анон, поберегись
На пикабу не любят эти стаи
Скорее лучше в стаю молча возвратись,
И расскажи там это брата брату.

Блин. Перечитать надо было. Рифмы нет,
тафталогия сплошная.:(

Придется говорить, что это мой стиль, и что каждый может обидеть ранимое сердце поэта:)

Великий поэт России писал этот стих.

Самородок

Знаете, что самое интересное в истории Дениса Львовича Свердлова, хозяина производителя электробусов Arrival, который только что поднял на Nasdaq $13,6 млрд (Forbes оценил состояние самого Свердлова в $9,8 млрд)?
Нет, даже не деньги.

А то, что Свердлов — «человек без биографии». Из ниоткуда.

Вот если гуглить «Денис Свердлов», находим

Родился в Грузии в 1978 году
В 22 года — закончил в Петербурге ИНЖЭКОН и основал IT компанию
В 29 лет — генеральный директор ООО «Скартел» (торговая марка Yota). Инициатор создания «русской альтернативы айфону» смартфона с двумя экранами YotaPhone
В 34 года — замминистра связи и массовых коммуникаций. Через год ушел из министерства, из-за того что супруга владела домом во Франции, а новый закон запретил чиновникам иметь активы за границей (надо же!). Уехал в Люксембург.
В 37 лет- основал Arrival
Живет в Лондоне

И это все, что мы знаем о гении отечественного менеджмента, государственного управления и высокотехнологичного бизнеса

Почему так? Ведь перед нами «наш ответ Чемберлену», то есть Илону Маску. Это же наше национальное достояние.

Вот так — через 7 лет после института — топ-менеджер корпорации, через 12 лет после института — замминистра, в 42 года — легальный долларовый мультимиллиардер. У кого еще такая карьера?
Какой там Безос, какой там, прости господи, Цукерберг. Те известно, что за птицы, а Свердлов кто?

Нет ни слова о его родителях, а ведь им не должно быть больше семидесяти, что бы им не погордиться сыном? А сыну — погордиться отцом. Если сын сделал себя сам (ну, гениальный человек) — и об этом стоило бы и рассказать.

Мы же все должны восхищаться таким человеком, брать с него пример, перенимать опыт. Изучать историю успеха.
Кстати, а что в Лондон-то уехал? Или даже бывшему замминистра некомфортно в Москве? А как же Сколково, «территории опережающего развития», «иннограды», вот это вот все? Или в Лондоне лучше?

Денис Львович Свердлов родился 6 июня 1978 года в Санкт-Петербурге.

В 1995-2000 годах учился в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

В 1995 году работал системным администратором завода «Метиз», в 1997 году — консультантом по внедрению ERP систем компании «МКД» (Санкт-Петербург).

В 2000 году организовал собственную компанию по внедрению ERP систем IT Vison.

В 2003 году, после слияния компаний IT Vision и «Корус Консалтинг», стал управляющим партнером объединенной компании. Руководил проектами по оптимизации бизнес процессов и внедрению ИТ систем (документооборот, ERP, системы электронного обмена документами, аналитические системы BI, бюджетирование, системная интеграция) для крупнейших компаний в отраслях розничной торговли (Metro, ЦУМ), телеком («Связьинвест», Главный Радиочастотный Центр РФ), финансы, логистика, строительство, транспорт.

С 2007 по 2012 год возглавлял компанию YOTA (ООО «Скартел»).

В июле 2012 года был назначен заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, курировал вопросы в области связи и интернета.

В 2011 году Денис Свердлов вошел в рейтинг 40 самых успешных руководителей телеком-компаний мира младше 40 лет по версии Global Telecom Business.

Женат, воспитывает двух дочерей и сына.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сварочник для того, кто не очень умеет варить, но очень надо

Сварочник. Завершённый проект новейшего сварочного аппарата.

Просто нажимаешь кнопку и электрод зажигается. Ставишь электрод, где нужно приварить и нажимаешь кнопку на держателе.

Никаких усилий попасть точно, не надо ловить искру. Аппарат просто приваривает.

Аппарат надёжный, в нем СГОРЕТЬ МОЖЕТ только электрод ✌️

Искра зажигается при нажатии кнопки. Можно даже слепому варить. В очках, в маске, без маски. На вытянутой руке, хоть за спиной. Удобно при монтаже, когда нет времени на чирканье электродом и не качественное зачищенное место шва. Или когда собираешь изделия из арматуры или прутка. Допустим забор. Приварить лопату или лестницу на даче, болт или уголок в гараже, и т. д. Приварить сможет даже школьник. Размер аппарата 300х340х200 мм.

Спасибо за газ, побрацки, отдуши.

В феврале СМИ сообщали, что глава «Газпрома» Алексей Миллер попросил у правительства разрешения отказаться от сбыта газа и газораспределения в Дагестане, так как работа там убыточна.

За прошлый год долги российских потребителей перед «Газпромом» за поставленный газ выросли на 2,3 процента, до 178,4 миллиарда рублей. Об этом говорится в проекте доклада компании президиуму Госсовета, посвященного теме газификации. Статистику со ссылкой на документ приводят «Ведомости».

В структуре долга почти половина, 80,2 миллиарда, приходится на население. Теплоснабжающие организации задолжали 55,9 миллиарда рублей, а остальные промышленные предприятия — 26,2 миллиарда.

Большая часть долга связана с потребителями Северного Кавказа — 99,2 миллиарда рублей. По итогам года их задолженность увеличилась на 6,7 миллиарда рублей. Таким образом, общероссийский долг вырос именно за счет этого региона, все остальные в совокупности начали платить более ответственно Об этом сообщает «Рамблер».

Как из российской истории пропали две недели

Интересная история. Период с 1 по 13 февраля 1918 года в российском календаре отсутствует, и объясняется это очень просто. 24 января 1918 года, ровно 103 года назад, Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о переходе страны на григорианский календарь с 31 января 1918 года, поэтому после 31 января 1918 года в стране наступило 14 февраля 1918 года.

Как известно, до 1918 года в Российской империи использовался юлианский календарь. Это было связано в первую очередь с религиозной традицией: в Российской империи православие было государственной религией. Юлианский календарь был принят еще в Римской империи Юлием Цезарем, в честь которого и получил свое название. Вплоть до позднего средневековья по юлианскому календарю жила вся Европа, однако в 1582 году римский папа Григорий XIII издал указ о реформе календаря. Главной причиной принятия нового календаря являлось смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия.

Это обстоятельство создавало определенные трудности при вычислении даты Пасхи.

В октябре 1582 г. на григорианский календарь перешли наиболее консервативные католические страны, где Ватикан пользовался огромным влиянием – Испания, Португалия, Речь Посполитая и государства Италии. В декабре 1582 г. григорианский календарь приняла Франция, а в 1583 г. – Австрия, Бавария, Фландрия, Голландия и ряд немецких земель. Во многих других европейских государствах переход осуществлялся постепенно. В первую очередь, против григорианского календаря возражали протестантские государства Европы, для которых отказ от использования календаря, введенного римским папой, имел принципиальное значение. Но все равно от календарной реформы не смогли уклониться даже они. Так, в Великобритании григорианский календарь был принят только в 1752 году. Спустя год на григорианский календарь перешла Швеция. Постепенно на григорианский календарь переходили и страны Азии, например в 1873 г. он был введен в Японии, в 1911 г. – в Китае (впоследствии Китай вновь отказался от григорианского календаря, а затем к нему опять вернулся).

Надо отметить, что во многих странах переход к григорианскому календарю не был безболезненным. Например, в Англии, перешедшей на новый календарь в 1752 году, даже имели место бунты людей, недовольных произошедшими изменениями. В России, напротив, в 1700 году Петр I, проводя политику модернизации, ввел юлианский календарь. Очевидно, что при всем своем стремлении к кардинальному реформированию общественной и культурной жизни, Петр не был готов идти против православной церкви, относившейся к переходу на григорианский календарь резко негативно. В Российской империи переход на григорианский календарь так и не был осуществлен. Это влекло за собой многочисленные сложности в экономических, культурных и политических отношениях с Европой, но церковь настаивала на сохранении юлианского календаря, не возражали против ее позиции и российские монархи.

В первой половине XIX века поборники модернизации заговорили о желательности перехода на григорианский календарь, тем более, что к этому времени на него перешли и протестантские страны Европы, включая Великобританию. Однако, против календарной реформы выступил министр народного просвещения генерал Карл Ливен. Его, разумеется, поддержала и православная церковь. Когда уже во второй половине XIX века о необходимости перехода к новому календарю заговорил Дмитрий Менделеев, его быстро осекли представители Священного Синода, заявившие, что для такой масштабной реформы еще не наступило время. В церкви не видели причин для отказа от юлианского календаря, поскольку он, во-первых, многие столетия использовался в православной традиции, а во-вторых, в случае перехода на григорианский календарь неизбежно нарушался бы Богослужебный Устав, так как дата празднования Святой Пасхи высчитывается по особому лунно-солнечному календарю, который тоже тесно связан с юлианским календарем.

Февральская революция 1917 года, свергнувшая монархию в России, стала толчком к самым разнообразным масштабным изменениям в жизни страны. Именно в период, когда страной управляло Временное правительство, началась разработка проекта реформы календаря. Его авторы считали, что назрела необходимость перейти на григорианский календарь, поскольку и так давно применялось двойное написание дат в официальных документах и письмах, особенно если они были посвящены событиям в других государствах или направлялись адресатам, проживавшим в других странах. Однако в период с февраля по октябрь 1917 года произвести календарную реформу в стране так и не удалось – не до того было Временному правительству.

Окончательно привела Россию к изменению календаря Октябрьская революция 1917 года. Разумеется, атеистам – большевикам не было дела до религиозных противоречий между православной и католической церквями, не задумывались они и об истории создания григорианского календаря. Но поскольку «все передовое человечество», как любили говорить большевики, к этому времени перешло на григорианский календарь, Россию также хотели модернизировать. Если отрекаться от старого мира – то во всем, в том числе и в календаре. Поэтому вопрос о календарной реформе очень интересовал большевиков. Это подтверждается хотя бы тем, что уже 16 (29) ноября 1917 года, на одном из самых первых заседаний Совета народных комиссаров РСФСР, был поднят вопрос о необходимости перехода на григорианский календарь.

Определенную роль сыграл и «светский» характер григорианского календаря. Хотя сам календарь в Европе вводился по инициативе римского папы, Русская православная церковь переходить на григорианский календарь не собиралась. 23 января (5 февраля) 1918 года православная церковь была отделена от государства, что окончательно развязало руки новой власти в вопросе о разграничении светского и церковного календарей. Большевики решили нанести еще один удар по позициям православной церкви, отказавшись от юлианского календаря. На том же заседании Совнаркома, на котором церковь была отделена от государства, создали специальную комиссию по переходу на новый календарь. Она представила два возможных варианта развития событий. Первый вариант предполагал мягкий и постепенный переход к новому календарю – отбрасывать каждый год по 24 часа. В этом случае на осуществление календарной реформы потребовалось бы 13 лет, а самое важное – она вполне устраивала бы и Русскую православную церковь. Но Владимир Ленин склонился к более радикальному варианту, предполагавшему одномоментный и быстрый переход к григорианскому календарю.

24 января (6 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря, а через два дня, 26 января (8 февраля) 1918 года декрет был подписан председателем Совета народных комиссаров РСФСР Владимиром Лениным. Кроме Ленина свои подписи под документом поставили помощник народного комиссара по иностранным делам Георгий Чичерин, народный комиссар труда Александр Шляпников, народный комиссар внутренних дел РСФСР Григорий Петровский, председатель Высшего совета народного хозяйства РСФСР Валериан Оболенский. Причиной перехода на новый календарь называлась необходимость установления в России исчисления времени, одинакового «почти со всеми культурными народами».

Ввести новый календарь решили после истечения января 1918 года. С этой целью Совнарком постановил считать первым днем после 31 января 1918 года не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года. В декрете также подчеркивалось, что все обязательства по договорам и законам, наступавшие в период между 1 и 14 февраля, переносились на период с 14 по 27 февраля посредством прибавления к сроку выполнения обязательств тринадцати дней. С прибавлением тринадцати дней отсчитывались и все обязательства в период с 14 февраля по 1 июля 1918 года, а обязательства, наступающие с 1 июля 1918 года, считались наступившими уже по числам нового григорианского календаря. Также декрет регулировал вопросы выплаты жалованья и заработной платы гражданам республики. До 1 июля 1918 года нужно было во всех документах указывать в скобках число по старому календарю, а с 1 июля 1918 года – только число по григорианскому календарю.

Решение о переходе страны на григорианский календарь неизбежно вызвало споры в среде духовенства и богословов. Уже в конце января 1918 года календарная реформа стала предметом обсуждения Всероссийского Поместного собора. На этом обсуждении произошла любопытная дискуссия. Профессор Иван Алексеевич Карабинов заявил, что старообрядцы и другие автокефальные церкви не согласятся с предложением перехода на григорианский календарь и будут продолжать отмечать церковные праздники по старому календарю. Это обстоятельство, в свою очередь, будет нарушать единство православных церквей. С этой позицией согласился и другой докладчик, профессор Иван Иванович Соколов, который тоже обратил внимание на отсутствие у Русской православной церкви права самостоятельно решать вопрос о календарной реформе, не согласовывая свои действия с другими автокефальными церквями. Член Петроградского комитета по делам печати мирянин Митрофан Алексеевич Семенов, в свою очередь, предложил вообще не реагировать на декреты большевиков, что позволит избежать необходимости перехода на новый календарь.

Профессор Московской духовной академии и член Поместного собора Православной российской церкви от высших духовных школ Сергей Сергеевич Глаголев подчеркнул, что в изменившихся условиях церкви вряд ли получится оставаться на старом календаре, поскольку он все больше расходится с небом, однако делать поспешных шагов не стоит и лучше некоторое время оставаться на старом, юлианском календаре. Тем более, отмечал в своем докладе Глаголев, такой серьезный вопрос можно решать только при наличии согласия всех автокефальных православных церквей.

В конечном итоге, отдел о богослужении и отдел о правовом положении Церкви в государстве приняли решение в течение всего 1918 года руководствоваться старым стилем. 15 марта 1918 года отдел о богослужении, проповедничестве и храме Русской православной церкви постановил, что с церковно-канонической точки зрения решить вопрос о календарной реформе без согласования со всеми автокефальными церквями не представляется возможным. Поэтому было решено оставить Русскую православную церковь на юлианском календаре.

В 1923 году, когда Советский Союз уже пять лет жил по новому календарю, церковь вновь подняла вопрос о реформе календаря. Второй Поместный собор состоялся в Москве. Митрополит Антонин заявил, что перейти на григорианский календарь церковь и верующие могут быстро и безболезненно, а в самом переходе нет ничего греховного, более того реформа календаря необходима для церкви. В результате Поместным собором была принята резолюция, провозглашавшая переход церкви на григорианский календарь с 12 июня 1923 года. Интересно, что прений резолюция не вызвала, что свидетельствовало о полной готовности участников собора к переходу на новый стиль.

Патриарх Тихон в связи с сложившейся ситуацией осенью 1923 года опубликовал свое Послание, в котором осудил решение Второго Поместного собора как чересчур поспешное, но подчеркнул возможность перехода церкви к григорианскому календарю. Официально планировалось перевести Русскую православную церковь на григорианское исчисление с 2 октября 1923 года, но уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон от этой идее отказался. Интересно, что в календарях 1924-1929 годов выпуска церковные праздники отмечались так, будто переход церкви на григорианский календарь все же был осуществлен. Например, Рождество отмечалось 25 и 26 декабря. Повторно церковь подняла вопрос о переходе на григорианский календарь в 1948 году, однако он так и не был решен положительно. Несмотря на активное провластное лобби, большинство церковных иерархов все же не желали становиться «сепаратистами» и принимать григорианский календарь без согласования с другими автокефальными церквями.

Конечно, Советская Россия не была последней страной, перешедшей на григорианский календарь. В 1919 году григорианский календарь ввели Румыния и Югославия, в 1924 году – Греция. В 1926 г. на григорианский календарь с сохранением некоторой специфики перешла Турция, в 1928 году – Египет. В настоящее время по юлианскому календарю продолжают жить в Эфиопии – одном из древнейших христианских государств мира. Кроме того, летоисчисление по юлианскому календарю ведут Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская православные церкви, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, а также Украинская грекокатолическая и Российская грекокатолическая церкви. Интересно, что Польская православная церковь вернулась к юлианскому календарю только в 2014 году, до этого длительное время исчисляя время по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским.

Автор: Илья Полонский

Инвалид в метро

Реально ли инвалиду-колясочнику воспользоваться московским метро? И что для этого нужно?

Привет! Меня зовут Дмитрий Чешев. Я уже рассказывал про то как люди в инвалидной коляске передвигаются на поездах, электричках, самолётах. Сегодня я расскажу про метро.

Начну с 2010 года. В том году я был еще здоров и ходил на своих ногах. Мне был 21 год и я был активен, амбициозен и мало что понимал в жизни. Я оказался в Барселоне. В метро. И там увидел лифт. Меня это сильно удивило. В России я не видел лифтов в метро. И помню, что тогда подумал «А зачем лифт в метро»

Уже 10 лет я передвигаюсь на инвалидной коляске. И знаю зачем нужны лифты, пандусы, подъемники и не только в метро. Чем плохи подземные и надземные переходы. Бордюры, лестницы и т.д.

Как часто вы видите инвалидов-колясочников в метро. Думаю, не часто. Метро в российских городах строилось в основном еще в советское время, когда «инвалидов в стране не было». В итоге мы получили метро, в которое очень сложно попасть если ты не можешь это сделать по лестнице.

Я расскажу вам про свой опыт в московском метрополитене. Что в последнее время многое делается, чтобы люди на инвалидных коляска и другие «маломобильные пассажиры» могли воспользоватся метро. На новых станциях метро уже предусмотрены лифты и «доступная среда», но как быть со старыми станциями? Для этого в метро есть специальная служба для помощи маломобильным пассажирам и вот как она работает.

1. Необходимо заранее позвонить на горячую линию и сообщить в какое время с какой и на какую станцию вы будете совершать поездку. Да, это не удобно, но на данный момент это работает именно так.

2. В указанное время на улице у входа в метро вас будут ждать специальные люди в красном, которые вам помогут совершить поездку.

3. Эти люди достаточно грамотно, аккуратно и профессионально спустят вас по лестницу прямо на коляске. Помогут вам на эскалаторе. На самом деле в передвижении по эскалатору нет ничего сложного.

4.Эти же ребята помогут попасть в вагон метро, будут сопровождать всю поездку и помогут выбраться на поверхность в обратном порядке как и помогли попасть внутрь.

5. В целом в метро нет того множества препятствий как есть в поезде или самолете. Главная проблема — попасть внутрь. Современные станции уже строятся с лифтами.

Подробнее о том как выглядела моя поездка в метро можно посмотреть в видео

Круглые или продолговатые?

Существует легенда, что путешественник Степан Петрович Крашенинников какое-то время провел среди гиляков (нивхов), населявших низовья Амура. Рядом с ним жил сообразительный нивхский мальчик, которого Крашенинников учил читать и считать.

— Если к трем пуговицам прибавить две, сколько пуговиц получится? — спросил он ученика.

В ответ мальчик спросил, какой формы были пуговицы: круглые или продолговатые.

— Форма пуговиц для математики не имеет значения, — ответил путешественник.

Оказалось, что имеет: нивхи считают круглые предметы одними числительными, а продолговатые — другими.

Нивхи — самый древний коренной народ Сахалина. Сегодня их численность не превышает 5000 человек. Ученые до сих пор спорят о происхождении нивхов. По мнению некоторых археологов, предки нивхов появились в бассейне реки Амур 20 тысяч лет назад

Про инвалидов

На этой неделе я проводил вебинары на тему «Взаимодействие с инвалидами». Рассказывал о том, как лучше понимать людей с инвалидностью и как сделать так, чтобы взаимодействие с ними было комфортным и продуктивным. В том числе мы говорили и о чувствах, которые люди испытывают по отношению к инвалидам и как эти чувства влияют на коммуникацию.

Часто первым чувством по отношению к инвалидам является жалость. Даже по отношению к себе я это часто чувствую. Хотя я почти всегда улыбаюсь и точно не выгляжу несчастным. Совершенно нет смысла жалеть человека только по факту его инвалидности. Жалость чувство неконструктивное. А при взаимодействии с человеком вы оба хотите получить какой-то результат.

Достаточно часто встреча с человеком с инвалидностью вызывает у людей страх. Страх того, что что-то может случиться. Большинство ничего не знают и не понимают про инвалидов. А неизвестное всегда вызывает у чувство тревоги и напряжения. Как не бояться инвалидов? Больше узнавать про них, общаться и задавать интересующие вас вопросы. По себе скажу, на адекватный вопрос, всегда приятно дать ответы.

Многие люди воспринимают инвалидов как людей «больных» и «неполноценных». Им кажется, что если у них проблемы с ногами, зрением, слухом, восприятием, то они полностью недееспособны. Но это не так. Если человек не ходит, это не значит, что у него проблемы с головой. Если он вас не слышит, это значит только то, что он вас не слышит. Воспринимайте его как обычного человека, ведь каждый из нас человек с особенностями. У инвалидов просто свои особенности.

Из-за этих причин, часто бывают случаи, когда люди обращаются не к самим инвалидам, а к тем, кто их сопровождает.

Однажды, я был на свидание. Мы гуляли в парке. И одна пожилая женщина пристала к девушке, с которой я гулял, с рекомендациями о том, какую мазь мне нужно втирать в ноги чтобы я встал и пошёл. Девушка была в шоке. Какая мазь? Какие ноги? Она меня знала до этого 10 минут. Это было наше первое свидание. и последнее

Больше о жизни человека в инвалидной коляске вы можете узнать в моём Instagram

Как вам детский эстетический центр в якутском посёлке Хандыга? Возведён в 2014 году

Почему в розетках США 110 Вольт, а у нас 220?

В нынешний век глобализации весь мир стремится к единым стандартам, а США и не думает отказываться от собственного стандарта напряжения в домашних розетках в 110 Вольт (в реальности 120 Вольт).

С чем связан такой консерватизм?

Для начала немного истории. Хотя электрический генератор придумали еще в 1831 году, он долгое время был абсолютно не интересен простым людям-не было бытовых электрических приборов. В 1879 году изобретатель Томас Эдисон получил патент на электрическую лампочку накаливания с фантастическим сроком службы-40 часов!

В качестве спирали в них использовались карбонизированные бамбуковые нити, для свечения которых было оптимальным 90-100 Вольт. Добавив еще 10 Вольт на потери в проводах, Эдисон запатентовал систему энергоснабжения жилых домов постоянным напряжением 110 Вольт. Это и стало стандартом энергоснабжения в США.

Постоянное напряжение далеко передать невозможно-слишком большие потери в проводах, поэтому паровые электростанции постоянного тока строили в каждом районе города. Бизнес электрификации жилых районов компанией Эдисона процветал, пока Никола Тесла не запатентовал трехфазный генератор переменного тока и трехфазный трансформатор. Это позволяло передавать электричество на огромные расстояния с минимальными потерями.

Патенты Теслы выкупил промышленник Джордж Вестингауз и начал электрифицировать дома американцев переменным напряжением 110 Вольт.

Началась, как принято сейчас говорить «Война стандартов», в котором, как известно, все средства хороши. Более изощрённым в методах борьбы с конкурентом оказался Эдисон. Он распорядился проводить в городах показательные «шоу». Ловили бездомную собаку и подключали к постоянному напряжению. Собаку трясло, но он оставался жив. Затем подключали к переменному напряжению, где собака мгновенно умирала с отвратительным запахом паленной шерсти. От желающих посмотреть на это живодерство отбою не было. Секрет фокуса был прост- переменное напряжение на собачку подавали величиной около 1000 Вольт.

Эдисон убедил власти США использовать для казни преступников электрический стул. Как только приняли закон, стал первым поставщиком в тюрьмы.

Изготовленные Эдисоном электрические стулья для тюрем комплектовались. генераторами переменного тока производства Вестингауза. Компания Эдисона тут же запускает рекламную акцию под лозунгом «Не пустим убийцу в дом». Даже когда Вестингауз запретил продавать свои генераторы Эдисону, тот продолжал покупать через посредников.

Несмотря на все старания Эдисона, энергоснабжение переменным напряжением победило-слишком уж велики были технические преимущества.

Что касается величины напряжения в 110 Вольт-она был хороша, пока не было мощных бытовых электроприборов. Чтобы снизить потери в электросети, придумали оригинальное решение-электропроводку в домах сделали трехпроводным: один общий провод и два фазных. Относительно общего провода на каждой фазе 110 Вольт, а между фазными проводами 220-240 Вольт (линейное напряжение).

Мощные электроприборы (кондиционеры, электродуховки, стиральные машины) подключаются на линейное напряжение.

По сравнению с европейским стандартом в 220 Вольт, у электросети США одно преимущество: при случайном касании к проводу розетки намного ниже вероятность летального исхода, т.к. человек попадает под напряжение в 110-120 Вольт относительно «земли».

Начиная с 1962 года все новые электросети в США подключают только на напряжение 120 Вольт (с учетом допуска получается от 114 до 126 Вольт). Но люди, по привычке, так же говорят «розетка 110 Вольт». Кстати, у нас ведь тоже теперь розетки не 220, а 230 Вольт, согласно ГОСТ 29322-2014, но мы по привычке говорим «220».

Есть ошибочное утверждение, что США таким образом защищает свой рынок от иностранных производителей. Различие напряжения в розетке давно не проблема для производителей. Все приборы еще на конвейере изготавливаются под конкретную страну поставки. Так же в продаже есть адаптеры электропитания на любые напряжения и мощности, а импульсные блоки питания современной аппаратуры рассчитаны на питание от 100 до 240 Вольт

Люди старших поколений помнят, что до середины 60-х годов в Советском Союзе в электросетях было такое же напряжение. Переход на 220 В происходил бессистемно. Отслужившие свой срок трансформаторы на подстанциях заменяли на новые. И теперь в сетях только 220 В.

А увеличили его «для того, чтобы снизить расход материалов на провода. Ведь сила тока при увеличении напряжения и сохранении той же мощности уменьшается — значит, площадь сечения провода тоже можно уменьшить. Технико-экономические характеристики сетей с напряжением 220 вольт гораздо выше, но процедура перехода на них очень сложная и дорогостоящая. СССР на это решился, а США, видимо, нет.»

Пять пуль для бешеного девственника

Шведы под Полтавой, как известно, попали у нас в народный фольклор. А вот возглавлявший их Карл XII почему-то остался в тени.

Довольно долго в России о главном противнике нашего первого императора не было ни одной научной монографии, да и в художественной литературе можно вспомнить разве что Алексея Толстого да Валентина Пикуля.

Вполне возможно, что виноват, как обычно, Пушкин.

Шведского короля обыватель знает исключительно по изучаемой в школе «Полтаве», а там, антитезой молодому и яростному Петру, описан какой-то полуживой скандинавский тормоз на носилках: «Он в думу тихо погрузился. Смущенный взор изобразил необычайное волненье. Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье. Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки».

Сразу ясно, чем все закончится – Россия молодая лихо отлупит одряхлевшую Швецию, ввергнет ее в ничтожество, а сама в блеске победы триумфально выйдет на мировую арену.

Вполне возможно, что в подробности не вдавались для того чтобы не конфузить классика.

Потому как реальная картина была несколько сложнее.

Нет, формально все так и было. Только-только выглянувшая в Европу Россия была для тогдашнего «цивилизованного мира» какой-то неведомой зверушкой. Вот что писал о тогдашнем отношении к россиянам известный шведский историк Бенгтссон: «В то время русских еще не принимали за людей, не говоря уж за приличных солдат; в них видели нечто среднее между грабителями-убийцами и паразитами, и когда представлялся случай, с ними не без удовольствия расправлялись на месте, предпочитая не связывать себе руки подобной скудной и бесполезной добычей».

А Швеция именно после Карла потеряла статус мировой державы, навсегда став тихой провинциальной северной страной.

Не укладывается в шаблонную картину только одно – личность самого Карла.

Начать с того, заявленная дихотомия «молодость-старость» рушится с треском, стоит лишь заглянуть в биографический словарь. Там обнаружим, что зеленым пацаном в Полтавской битве был как раз Карл XII – ему едва сравнялось 27 лет, да и вообще он был младше Петра на десятилетие.

А по части целестремительной воли, неистовой ярости и бешеной энергии юный Карл не уступал никому. Той самой дури, которой и без водки хватает, он мог одолжить даже безбашенному Петру I.

Только один пример – Карл был последним европейским монархом, ходившим в сражениях в рукопашную.

И не по несчастливой случайности, а осознанно, целенаправленно, и раз за разом. Этот последний скандинавский берсерк взошел на престол 15-летним юношей, неистово жаждущим воинской славы и, утерпев лишь пару-тройку лет, при первой же возможности сорвался в войну. Причем «сорвался» во всех смыслах этого слова – вполне можно сказать, что этот 18-летний юноша убежал на фронт.

Однажды раним утром 24 апреля 1700 года Карл, простившись с сестрами и бабкой, тайно покинул Стокгольм, отправившись на войну с Саксонией, Данией и Россией.

Как оказалось, покинул навсегда.

В августе того же года король со своей армией впервые ступит на чужую землю.

Обратно в Швецию они вернутся только через 15 лет, но и там Карл, не заезжая в столицу, кинется воевать в Норвегию. Там, у соседей, неосторожно высунувшись из окопа, он и словил своей буйной головой пулю. Пятую и последнюю в своей короткой жизни.

В общем, русская литература еще ждет по-настоящему хорошей книги об этом, может быть, самом странном европейском монархе. О воине, так и оставшемся за недосугом девственником – война привлекала его куда сильнее женщин. О короле, который, как Моисей какой, пятнадцать лет водил свою армию по Европе, кочуя от Эстонии до Турции, и от Днепра до Рейна. О человеке, о котором в Швеции до сих пор спорят до хрипоты.

Оно и понятно – действительно, это из-за него Швеция ушла с авансцены мировой политики. Но как красиво она ушла…

Стихи уже, пожалуй, написаны. И я даже не про классическое «Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой, слава Богу, проиграно. «. Я про другого поэта.

А все-таки нация чтит короля —

безумца, распутника, авантюриста,

за то, что во имя бесцельного риска

он вышел к Полтаве, тщеславьем горя.

За то, что он жизнь понимал, как игру,

за то, что он уровень жизни понизил,

за то, что он уровень славы повысил,

как равный, бросая перчатку Петру.

А все-таки нация чтит короля

за то, что оставил страну разоренной,

за то, что рискуя фамильной короной,

привел гренадеров в чужие поля.

За то, что цвет нации он положил,

за то, что был в Швеции первою шпагой,

за то, что весь мир изумляя отвагой,

погиб легкомысленно, так же, как жил.

За то, что для родины он ничего

не сделал, а может быть, и не старался.

За то, что на родине после него

два века никто на войну не собрался.

И уровень славы упал до нуля,

и уровень жизни взлетел до предела.

Разумные люди. У каждого дело.

И все-таки нация чтит короля!

Это отрывок из моей книги «Жизнь примечательных людей».

Нет ответа

Дагестанские ополченцы помогавшие уничтожать боевиков ворвавшихся в Дагестан, 1999 год

Русский генерал о способах, которыми воевали кавказские горцы. Кавказская война. 1834 год

«Жестокие, мстительные, коварные по отношению к врагам, дома — они добры, гостеприимны, надежны в дружбе, воздержанны, почтительны к старикам и благодарны за благодеяния.»

Иван Фёдорович Бларамберг

«Как правило, нравы и обычаи народов зависят от климата той территории, которую они занимают, от образа жизни и воспитания; из этого следует, что нравы людей почти диких, населяющих земли, изобилующие скалами и покрытые вечными снегами, должны быть, видимо, грубыми. Их просвещение ограничивается следующим: как обороняться и нападать, где можно неожиданно атаковать врагов; как воспитать в себе ненависть к врагам, уметь отомстить в любом случае, и, в конце концов, дорожить свободой более, чем жизнью.

Все они — очень бедные, либо по лености, либо от того, что их бесплодная земля не дает им даже того, что необходимо для существования. Хотя они и видят внизу плодородные долины, они редко туда спускаются, зная, что это будет им стоить их независимости. Они могут терпеть всяческие лишения, особенно когда речь идет о том, чтобы защитить их свободу, которая, по их мнению, состоит в свободном выборе каждого заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, они обладают всеми добродетелями и пороками людей нецивилизованных. Жестокие, мстительные, коварные по отношению к врагам, дома — они добры, гостеприимны, надежны в дружбе, воздержанны, почтительны к старикам и благодарны за благодеяния.

Эта общая картина нравов применительна к людям, населяющим Кавказ в собственном смысле слова, в провинциях же по ту сторону Кавказского хребта смешение народов имело следствием смешение нравов и обычаев.

Примечание. В общем, горные хребты — это естественные крепости, каменистая почва которых дает мало средств к существованию, но которые взамен предоставляют все возможности для сокрытия добычи и спасают от преследователей, всегда были и будут пристанищем воинственных племен, так же как степи занимают пастушеские народы, а берега моря — народы торговые, берега рек — рыболовы и хлебопашцы.

Горцы Кавказа, таким образом, по природе вещей относятся к первой категории. Захват — их единственное занятие, единственный способ добыть одежду и оружие. Почва их гор обеспечивает их лишь скудной пищей, а их стада дают шерсть для грубых тканей, но горец хочет иметь: длинное ружье, украшенное серебром, платье, обшитое галуном, хочет купить красивую девушку, которая станет его женой, и хочет пить водку и бузу. А так как желает этого человек по натуре храбрый, привыкший с колыбели во всем себе отказывать, к тому же нищий и скупой, то он присваивает себе все то, что может захватить. Горец отправляется в поход, как на охоту, и добыча, которую он захватывает с риском для жизни, есть плата за его усилия и является предметом его гордости и стимулом к дальнейшим действиям. Намерение убедить горца, который наподобие орла видит в девственной природе лишь добычу и врагов, что разбой — это постыдный порок, равноценно желанию укусить луну.

До тех пор пока цивилизация не изменит их образа жизни и нынешние нравы, пока торговля не будет у них под защитой их потребностей, горцы всегда будут теми, кто они сейчас есть.

Так как почва давала им лишь скудное пропитание, они стали добывать необходимое набегами. Этот новый образ жизни был причиной того, что каждый род был настороже по отношению к соседним родам и не доверял им, следовательно, и торговля — источник богатства и процветания — была совершенно неведома этим племенам, и цивилизация там не смогла развиться.

Земля, которую они занимали, была пригодной лишь для пастбищ, и присмотр за скотиной стал, таким образом, их единственным занятием, в особенности же потому, что скотина не требует особых забот, и, таким образом, они могли предаваться праздности в свое удовольствие. Этот образ жизни сохранился на Кавказе до наших дней, за исключением племен, которые занимают долины и низины, и можно заключить, что именно в этих причинах — корень стольких недостатков, в которых упрекают горцев.

Нужда породила склонность к разбою и вследствие — взаимную подозрительность, за которой следуют коварство, вероломство, лицемерие, злоба и мстительность.

Так до наших дней у них нет стабильности во взаимоотношениях друг с другом, у них нет управления с установленными правилами, они предпочитают разрешать распри и кончать ссоры немедленно, это сделало их настолько нетерпимыми в этом отношении, что они даже согласны быть невинно наказанными, чем ожидать своего оправдания в результате длительного судебного разбирательства.

Горец использует малейшую сиюминутную возможность для взятия добычи, рискуя лишиться большей, но которой надо было бы ожидать со временем.

Они называют ремесло добывания военной профессией, и те из них, которые являются мастерами своего дела, пользуются наивысшим уважением и создают себе имя, особенно если это князь, дворянин или один из старейшин; даже простолюдины приобретают себе репутацию таким же способом. «

«Та война, которую горцы ведут между собой и против наших войск, отличается до такой степени от европейских войн, что мы считаем своим долгом дать разъяснения по этому поводу. Согласно тому, что мы сказали выше о характере, нравах, образе жизни горцев, можно будет заключить, что они не знают ни стратегии, ни тактики и что они не имеют средств к существованию их отрядов, чтобы выдерживать продолжительный поход. Зато они знают толк в малых войнах, о чем хорошо осведомлены русские; их войны — не что иное, как вереница засад и внезапных нападений.

Война против горцев требует большой осторожности, особенно тогда, когда речь идет о том, чтобы действовать против них в горах, где невозможно применить артиллерию. Однако нельзя слишком увлекаться осторожностью, чтобы они не приняли ее за нерешительность, осторожность должна сопровождаться отвагой в решительный момент. Дерзость в атаке приводит врагов в замешательство, делает их малодушными, тем более что они ее не ожидают, надеясь на трудности путей сообщения, которые характер местности выдвигает на каждом шагу нападающим. В общем, в победе над ними бывает уверенность лишь тогда, когда можешь предвидеть их нападение, даже если они превосходят в численности в четыре раза.

Они отлично стреляют и берегут патроны — вот почему не надо ввязываться в длительную перестрелку с ними, надо сразу переходить к штыковой атаке.

Обычно они прячутся в кустарниках, скалах, каждый выбирает определенную цель и берет на прицел именно этого человека. Они прекрасно стреляют с упора или лежа на земле, никогда не промахиваются, но они долго заряжают, тратя на это много времени. Если они верхом на лошади, то спешиваются, чтобы перезарядить ружье. Перед тем как выстрелить, как мы уже говорили, они тщательно выбирают небольшое убежище, используя его как укрытие.

Они очень экономно расходуют боеприпасы, терпеливо поджидая врага, чтобы точнее его поразить. Когда их много, они никогда не стреляют одновременно, чтобы иметь возможность перезарядить ружье. Чтобы обороняться, они располагаются в нескольких шагах друг от друга, и, когда отступают, тот, кто впереди, производит выстрел и прячется за последнего, чтобы спокойно перезарядить ружье. Располагаясь таким образом, они используют все преимущества рельефа. Трудные дороги и всевозможные препятствия, которые часто встречаются на Кавказе, не позволяют нам вовсе, или позволяют очень редко, действовать неожиданно, делают невозможным быстрые и неожиданные передвижения. В то же время горцы очень бдительны — при малейшем шуме приближающегося наступления они покидают свои жилища, которыми они не дорожат, укрывают свои семьи и стада, домашнюю утварь в лесу или в горных ущельях, где их очень трудно достать. Обычно в такой ситуации они сопротивляются менее стойко и не пытаются противостоять нападению, предпочитая отступить.

В последнем случае нужна большая осторожность, прекрасное знание местности, самообладание, чтобы выстоять и не понести больших потерь. Подобно пчелиному рою, который растревожили в улье, горцы окружают отступающего врага со всех сторон, стреляя из ружей, и, если не проявить стойкости, с шашками наголо они нападают не только на колонны, но даже бросаются на пушки.

В то же время они не дают врагу возможности отступать, перекрыв дорогу завалами или рвами, которые они успели вырыть, и не дают врагу передышки. Малейший успех их воодушевляет, тогда как от неудач они становятся малодушными; и только когда они видят, что окружены, они сражаются отчаянно, дорого отдавая свою жизнь, и никогда не сдаются в плен. Они остерегаются нападать на нас в долине, где у нас есть пушки, где мы можем выставить один или два батальона, завязать бой, но они умеют использовать малейшую нашу оплошность, неожиданно нападая на наши маленькие подразделения, пытаются выкрасть или убить фуражиров, которые едут без достаточного конвоя, а также — погонщиков лошадей, скота, маленькие группы, которые рубят лес и т. д. В итоге эти мелкие потери по четыре-шесть человек из каждой десятки составляют сотни людей, коих мы недосчитываемся к концу года.

Народности, которые населяют низменности и владеют тучными пастбищами, имеют прекрасную кавалерию, особенно кубанские черкесы. Их кавалеристы, полагаясь на превосходство своих коней, не боятся нашей кавалерии, если она не превосходит их числом. Они прекрасно стреляют на ходу, даже скача во весь опор. Неожиданные нападения — вот их излюбленная форма военных действий. Когда их неожиданная вылазка не удается, они стараются заманить часть наших войск, которая их преследует, в засаду. Тогда они неожиданно нападают на них, часто нанося значительные потери, прежде чем к нашим придет помощь.

Когда они намереваются вторгнуться на территорию соседей или на территорию русских, они хранят свои планы в секрете как можно дольше, чтобы нападение было неожиданным для врага; они всегда любят нападать превосходящими силами, чтобы быть уверенными в успехе. Обычно они отправляются ночью с той целью, чтобы застать врага врасплох на заре. Если экспедиция требует много времени, они назначают пункт сбора. Их предводитель должен быть человеком испытанным, выдающегося ума, который умел бы завоевать их доверие. Они плохо знакомы с [63] дисциплиной и почти никогда не составляют плана нападения, во время схватки каждый сражается отдельно, не смешиваясь с другими. Они бросают своего вождя, когда захотят, без малейших укоров совести. Таким образом, их отряды увеличиваются или уменьшаются в зависимости от обстоятельств и доброй воли каждого (Однако если они нанимаются на определенное время на службу к военачальнику, то они верно держат данное слово.). Их операции не могут быть длительными, ввиду малого количества провизии, которую они берут с собой. Запасы продуктов представляют собой обычно кожаный мешок с мукой, небольшое количество сыра, соли и кусок копченой или вяленой баранины. Этой провизии им хватает на 8—10 дней, по истечении которых они вынуждены возвращаться к себе, чтобы пополнить запасы, если им не удалось захватить добычу, которую они тут же увозят, чтобы спрятать в надежном месте.

Горцы не могут совершать крупные набеги на границы Грузии из-за основательных мер, которые наше правительство предприняло в этом отношении. Они лишь могут проникнуть через наши линии укрепления небольшими группами, ограничиваясь захватом отдельных людей или животных. На Линии им иногда удается, но очень редко, напасть на деревню и ограбить ее, отбить табун лошадей или стадо скота. Их кони просто неоценимы, т. к. они преодолевают по 60 верст в день иноходью, не уставая.

Чтобы удачно напасть, они в течение дня прячутся где-нибудь за холмами, в тростниках, в лесах, которые окружают реки Кубань, Терек, Сунжу; обычно они используют темноту ночи или туман, чтобы переправиться через эти реки вплавь или через брод (вброд). Затем они обходят наши секретные посты, убивая постовых прежде, чем те успевают поднять тревогу.

По всему течению рек Кубани и Терека расставлены посты казаков на определенном расстоянии друг от друга, чтобы охранять границы от нападения горцев.

Рано утром горцы нападают на деревню, убивают тех, кто сопротивляется, остальных берут в плен. Быстро разграбив всю деревню, нагруженные трофеями, они также быстро исчезают. Также они умеют ловко угнать табун: один из них появляется перед табуном, издавая крики, он мчится галопом в том направлении, куда он хочет заманить лошадей; испуганные криками, которые обрушиваются на них, все эти животные устремляются за ним, и тогда их угоняют вплоть до Кубани или Терека. Всадник бросается в воду, за ним следом устремляется весь табун. Кони, связанные веревкой таким образом, что на шее каждого из них накинута петля, во время переправы вынуждены держаться вместе, чтобы петля их не удушила.

Женщины и дети переправляются через реку на лошадях, а домашние животные вплавь. Когда горцев преследуют, часть из них останавливается и встречает врага или прячется в кустарниках и завязывает перестрелку, для того чтобы остановить врага и дать возможность другим спрятать добычу. Кроме того, они расставляют определенное количество засад на правом берегу Терека, Сунжи и Малки и на левом берегу Кубани, чтобы прикрывать отступление.

Военные действия горцев на Кавказе — это, скорее, внезапные набеги, чем регулярные наступления. Они неудержимы во время первой атаки, но затем их пыл слабеет. Малейший успех делает их дерзкими, неудача приводит в панику, тем не менее они защищаются храбро и упорно в своих укрытиях, в окружении же они сражаются отчаянно и никогда не сдаются. Неожиданно напасть на более слабого противника, причинить ему большой урон, не подвергая себя особому риску — вот в чем состоит их тактика.

Ловко отбить табун или стадо скота, прекрасно знать местность, находить тайную тропу и идти через густой лес даже глухой ночью, одним словом, быть ловким и смелым — вот в чем заключается честолюбие и слава горца.»

«Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа»

Читайте также:  Норфин арктик для охоты
Оцените статью
Adblock
detector