Тема 27. Лексические и фразеологические нормы
1. Укажите ряд омонимов:
1) холодный дождь, теплый воздух;
2) волноваться за маму, беспокоиться за друга;
3) зеленый лук, тугой лук;
4) кнопка звонка, канцелярская кнопка;
5) солнечный свет, объехал весь свет.
2. Найдите ряд, в котором есть синонимы:
1) изречение, афоризм;
2) интеллигентный, интеллигентский;
3) отрывок, фрагмент;
4) продолжаться, длиться;
5) лестно, льстиво.
3. Укажите ряд многозначных слов:
1) вестибюль, доверие, каталог;
2) кнопка, кисть, хлеб;
3) циновка, жюри, изморозь;
4) конкурс, космос, обаяние;
5) дорога, лист, стол.
4. Отметьте предложения с речевыми ошибками:
1) писатель подробно описывает о жизни;
2) эта истина очевидна для всех;
3) мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей;
4) в турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и др.;
5) все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
5. Отметьте предложения с речевыми ошибками:
1) комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность;
2) море глаз устремились на знаменитого актёра;
3) кротким характером девушка выдалась в отца;
4) в первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо;
5) банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
6. Отметьте предложения с речевыми ошибками:
1) бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши;
2) в своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ;
3) думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к истине;
4) Витя – ужасный невежда в музыке;
5) девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.
7. Укажите, в каких вариантах слова устаревшие:
1) коксохимия, шихта, шамот;
2) акванавт, луноход, прилуниться;
3) аквариум, вентилятор, фонтан;
4) уезд, волость, губерния;
5) кафтан, ендова, светец.
8. Укажите, в каком варианте указаны диалектизмы:
1) компьютер, космонавт, менеджер;
2) засека, ракита, площадя;
4) пила, фуганок, долото;
5) скальпель, премьера, эксперт.
9. Укажите, в каких рядах допущена орфографическая ошибка:
1) аббревиатура, компиляция, кунсткамера, легитимный, разевать;
2) диллема, префектура, миссия, проволока, фиаско;
3) брандспойт, галлюцинация, колледж, как раз, труженик;
4) исподтишка, интеллект, лепрозорий, регрес, фуникулёр;
5) палисадник, попурри, цейтнот, эквилибристика, юннат.
10. Укажите, в каком варианте дано неверное лексическое значение:
1) эквивалент – нечто равнозначное чему-либо, способное полностью заменить его;
2) Фарисей – добродушный человек;
3) какофония – лишённое всяко благозвучия, сумбурное сочетание звуков (в музыке, стихах);
4) гильотина – орудие смертной казни – машина, отсекающая голову;
5) импресарио – лицо или организация, импортирующее что-нибудь.
11. Укажите ряд антонимов:
1) неслучайный, намеренный;
2) знание, невежество;
5) любовь, ненависть.
12. Укажите, в каком варианте указаны профессионализмы, относящиеся к музыкальному искусству:
1) увертюра, октава, аккорд, вокализм;
2) нотариус, презумпция невиновности, иск;
3) яхта, парусник, бриг;
4) ложа, партер, амфитеатр;
5) солист, ария, концерт.
13. Установите соответствие между фразеологизмами, характеризующими человека, и их значение:
3. кисейная барышня;
4. святая простота;
5. змея подколодная.
а) женщина, лишенная обаяния и поглощенная книжными, учеными интересами;
б) человек, играющий незначительную, жалкую роль в жизни;
в) излишне доверчивый, наивный, простоватый человек;
г) изнеженный, неприспособленный к жизни человек;
д) злой, коварный подлый человек.
Ответ:1б 2а 3г 4в 5д
14. Укажите, значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно:
1) верста коломенская – человек очень высокого роста;
2) прикусить язык – испугаться;
3) без царя в голове – не иметь ума;
4) поставить с ног на голову – исказить факты;
5) белая ворона – человек в белом.
15. Укажите, в каких предложениях допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота:
1) он был бойцом не робкого десятка;
2) сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай;
3) Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес;
4) по этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы;
5) жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.
16. Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность:
1) тропинка шла вдоль прибрежного обрыва;
2) речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя;
3) взошло солнце и осветило всё вокруг;
4) я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды;
5) много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.
17. Укажите, в каком предложении нарушена лексическая сочетаемость:
1) всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение;
2) во время жизни в Париже поэт тосковал по родине;
3) жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно;
4) И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый»;
5) у охотников самым осторожным зверем считается шакал.
18. Укажите, в каком предложении нарушены лексические нормы:
1) в зимнем лесу есть своя неповторимая красота;
2) туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции;
3) Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе;
4) живописный лес тянется вдоль реки;
5) багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.
19. Укажите, в каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения:
1) в ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви;
2) окна моей комнаты выходят в сад;
3) снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах;
4) незнакомец показался ему человеком добрым;
5) отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.
20. Укажите предложение, в котором есть диалектное слово:
1) я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им;
2) пожухла трава на полях;
3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге;
4) я долго смотрел вслед уезжающей карете;
5) буряки-то нынче народились.
21. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм:
1) бригада работала засучив рукава;
2) рыба в воде чувствовала себя великолепно;
3) Борис Петрович пожелал нам ни пуха ни пера;
4) и деревья умирают стоя;
5) засучив рукава, мама мыла посуду.
22. Укажите предложение, в котором есть профессионализм:
1) за баранкой я лет уж пятнадцать;
2) фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи;
3) все встали молча и удалились;
4) вечером выпал снег;
5) ветром сорвало последние листья с берёзки.
23. Выберите варианты ответов, в которых допущены лексические ошибки.
1) Митрофан — человек неразвитой, настоящий тупяк;
2) слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык;
3) Онегину грозило разорительство;
4) на космодром летело несколько космонавтов;
5) госпожа Простакова грубо обходилась со своими крепостниками.
24. Выберите варианты ответов, в которых правильно приведено значение фразеологизмов:
1) разделать под орех ‒ сильно бранить кого-либо, одержать полную победу;
2) подливать масло в огонь ‒ что-либо поджигать с помощью горючей смеси;
3) со щитом или на щите ‒ победить или умереть;
4) попасть впросак ‒ застрять в автомобильной пробке;
5) кричать (орать) во всю ивановскую ‒ кричать очень громко
25. Выберите варианты ответов, в которых нет лексических ошибок:
1) руководили борьбой партизан во время наполеоновского нашествия Денисов, Долохов и другие товарищи;
2) Яков Лукич, взалкав одиночества, ушёл на гумно и часа два сидел, думал;
3) советская космическая ракета успешно совершила прилунение;
4) помещики заставляли дворовых работать и по выходным дням;
5) от ударных бригад к ударным цехам, от цехов к ударным заводам.
26. Выберите варианты ответов, в которых допущены ошибки в толковании фразеологизмов:
1) заморить червячка ‒ произвести обработку почвы химикатами с целью уничтожения насекомых;
2) хранить как зеницу ока ‒ очень бережно относиться к чему-либо;
3) дать зелёную улицу ‒ это насадить зелёные деревья вокруг дороги;
4) отложить дело в долгий ящик ‒ отложить дело на продолжительный срок;
5) бить ключом ‒ драться с применением слесарных инструментов.
27. Выберите варианты ответов, в которых правильно употреблены фразеологизмы:
1) в этом деле даже муха носа не подточит;
2) жизнь в поселке била ключом;
3) у Плюшкина крестьяне помирают, как мухи;
4) сильно бросалась в глаза жёлтая краска на стенах домов;
5) Макар отложил дело в длинный ящик.
28. Выберите варианты ответов, в которых неудачно употреблены диалектные и просторечные слова:
1) когда в городе узнали о поступках Чичикова, то среди чиновников поднялся большой сполох;
2) ленинградские шахматисты заняли первое место в командном зачёте;
3) Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врёт;
4) в следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию;
5) влияние товарищей оказало на него хорошее действие.
29. Укажите фразеологизм – антоним выражению «бить баклуши»:
1) гонять лодыря;
2) убить двух зайцев;
3) работать до седьмого пота;
4) вбить в голову;
5) не покладая рук.
30. Укажите, в каком варианте дан фразеологический оборот со значением «обманывать»:
1) высунуть язык;
3) вводить в заблуждение;
5) морочить голову.
31. Укажите, значение какого слова определено неверно:
1) галера – старинное гребное военное судно;
2) химера – порода собак;
3) сациви- блюдо грузинской кухни;
4) фаэтон – легкий экипаж с откидным верхом.
32. Укажите, значение какого слова определено неверно:
1) пассат – сухой тропический ветер;
2) пассы – броски мяча в футболе, хоккее;
3) левретка – служанка императрицы;
4) фуэте – танцевальная фигура: многократные повороты на одной ноге.
33. Значение «человек с узким кругозором и ханжеским поведением» имеет слово:
34. Укажите предложение, в котором есть слово, употребленное в несвойственном ему значении:
1) это была весьма одиозная юная леди, любимица всего света;
2) многие из нас увлеклись элитарными занятиями, такими, как дартс и бильярд;
3) старое отмирает, но его ментальность продолжает существовать;
4) принятый Государственной Думой мораторий регулирует порядок проведения выборов.
35. Укажите словосочетания с речевой избыточностью:
1) свободная вакансия;
2) креативное воплощение;
3) ледяной айсберг;
4) льготное кредитование.
36. Укажите словосочетания с речевой избыточностью:
1) промышленная индустрия;
2) идеологическая диверсия;
3) политические дивиденды;
4) прейскурант цен.
37.Укажите словосочетания с речевой избыточностью:
1) бранная инвектива;
2) идеологический прессинг;
3) предполагаемая гипотеза;
4) самое оптимальное решение.
37. Укажите словосочетания с речевой избыточностью:
1) равный паритет;
2) период времени;
3) харизматическая личность;
4) гигантский исполин
38. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:
1) демагогия – намеренное искажение фактов, лесть, лживые обещания, используемые для достижения своих целей;
2) импровизатор – тот, кто исполняет произведение сразу, без подготовки, сочиняя его «на ходу»;
3) номенклатура – перечень, упорядочение по номерам;
4) парапет – невысокая стенка, ограда.
39. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:
1) анклав – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства;
2) конклав – плотно закрывающийся сосуд для нагревания при высоком давлении или высокой температуре;
3) бенефис – юбилейный спектакль в театре;
4) паритет – равноправие сторон.
40. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:
1) пакгауз – причал;
2) ментор – учитель, воспитатель в богатых дворянских или помещичьих семьях;
3) катарсис – нравственные страдания;
41. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:
1) лейтмотив – основная идея литературного произведения;
2) мимикрия – способность человека менять свои взгляды, образ жизни в зависимости от обстоятельств;
3) саботаж – проведение массовых акций в знак протеста;
4) эгоцентрист – политик, примыкающий к центристским партиям.
42. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:
1) эпитафия – стихотворение, написанное по поводу чьей-либо смерти;
2) пиар – система информационных связей с общественностью;
3) персонификация – олицетворение, наделение животного, предмета, явления, абстрактного понятия чертами человека;
4) резонёр – грубый, невыдержанный человек.
43. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:
1) канделябр – картина в резной, фигурной рамке;
2) каннибал – людоед;
3) канонизировать – причислять к лику святых;
4) ксилофон – музыкальный ударный инструмент из дерева
44. Укажите, Значение каких слов (или слова) определено неверно:
1) куафёр – парикмахер;
2) синус – пазуха, полость, углубление;
3) сиртаки – духовой музыкальный инструмент, разновидность флейты;
4) эспаньолка – треугольная шляпа.
45. Укажите, значение каких слов (или слова) определено неверно:
1) авеню – широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями;
2) куратор – студент-медик, следящий за ходом болезни лежащего в клинике больного;
3) буколика – жанр литературы, в котором идеализированно описан сельский быт;
4) миллениум – наступление нового века.
47. Укажите, значение какого слова определено неверно:
1) компиляция – соединение результатов чужих исследований, мыслей без самостоятельной обработки источников;
2) бонны – кредитные документы или деньги;
3) конформизм – приспособленчество, пассивное принятие мнений, существующего порядка вещей;
4) аутодафе – публичное сожжение еретиков по приговору инквизиции.
48. Укажите, значение какого слова определено неверно:
1) майолика – один из Карибских островов;
2) корифей – выдающийся на каком-либо поприще деятель;
3) альманах – непериодический литературный сборник произведений разных авторов;
4) валторна – духовой музыкальный инструмент в виде изогнутой трубы с широким раструбом.
49. Значение изъятие имущества в пользу государства имеет слово:
50. Укажите предложение, в котором есть слово, употребленное в несвойственном ему значении:
1) для лучшего подъема теста нужно добавить в него квинтэссенцию;
2) инаугурация президента намечена на пятнадцатое декабря;
3) он выражался на странном идиолекте – смеси нижегородского с какими-то зауральскими говорами;
4) специфику когнитивного развития детей изучает возрастная психология.