Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты изложение сжатое

Сжатое изложение «Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты».

Сжатое изложение «Паустовский назвал Оку «самой русской» рекой».

Текст для сжатого изложения:

Паустовский назвал Оку «самой русской» рекой. Весь путь от истока до Волги Ока проходит по серединной России. Бусинки городов на синей нитке реки — старинные города Орел, Калуга, Алексин, Таруса, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром. Река роднит города. Спокойное ее течение, долгий путь от истока до Волги, богатство рыбой, лесными промыслами на одних берегах и хлебом на степной стороне связывало города на Оке единой судьбой.

Есть у реки примечательность — знаменитые окские овраги. Они поросли пахучими травами, кустами шиповника, боярышника, дикими грушами, тёрном. Продираясь сквозь заросли в таких оврагах, чувствуешь, что попал в особенный мир. У этих спусков к Оке прошло детство Сергея Есенина.

Ока, как и тысячи лет назад, течет в Волгу. Она пока все еще хороша. К сожалению, Ока мелеет, как и множество других рек на Земле. Природа умирает безмолвно, но мстить она может. Мы уже видим начало возмездий: озоновые дыры, потепление климата, появление где-то засух. где-то потопов. При этом повсюду уже не хватает воды для питья, истощаются плодородные земли, исчезают животные. Что будет завтра?

Микротемы:

1. Оку, переходящую по серединной России и объединяющую старинные русские города, стоящие на ее берегах, Паустовский назвал «самой русской» рекой.

2. Поросшие деревьями и пахучими травами окские овраги являются примечательностью реки, составляют ее особый мир; у спуска к Оке прошло детство Сергея Есенина.

3. Хотя Ока еще хороша, она мелеет, как и множество других рек на Земле, но возмездие умирающей природы уже начинает настигать людей, и у человечества нет уверенности в завтрашнем дне.

Готовое сжатое изложение:

Паустовский назвал Оку «самой русской» рекой. Она проходит по серединной России и объединяет множество старинных русских городов. Их единой судьбой на Оке связывало ее спокойное течение, богатство рыбой, лесным промыслом и хлебом на берегах.

Окские овраги — примечательность этой реки. Они поросли пахучими травами и различными кустарниками, составляющими особый мир Оки. У спусков к ней прошло детство Сергея Есенина.

Ока все еще хороша, но она мелеет, как и множество других рек на Земле. Природа умирает безмолвно, но уже начинает мстить человечеству: озоновые дыры, засухи, потопы… Что будет завтра? (87 слов)

Сжатое изложение «Что заставляет людей заводить животных под городской крышей?»

Текст для сжатого изложения:

Что заставляет людей заводить животных под городской крышей? Причина серьёзная. Все мы — дети природы. Живя в деревнях, мы постоянно соприкасались с животными. У дома — корова, лошадь, поросята, куры, гуси, собака, кошка. По утрам будил нас скворец, в кустах щёлкали соловьи, а далеко в лугах кричал коростель. Соседями у нас были ласточки, сороки, чибисы, жаворонки. В берёзах летом слышалась флейта иволги, а в бору бормотали глухари.

Перебираясь в город, человек все это сразу теряет. Нынешний телевизор прямо к мягкому креслу приносит нам все чудеса и тайны природы. Их важно знать, понимать, но телеящик не может заменить человеку близость живых существ. Важно и в городе иметь рядом хоть что-то живое.

Желание это естественное и здоровое, если оно, конечно, связано с уходом за домашними животными. Появление в доме медвежонка, львенка, волчонка, змеи, лисицы, орла — это почти всегда не любовь к природе, а стремление отличиться, выделиться. Ничем хорошим пленение этих животных, как правило, не кончается, не говоря уже о том, что уход за ними нужен немаленький и существует опасность такого соседства для обеих сторон — для животных и для людей.

Микротемы:

1. Люди, будучи «детьми природы», проживая в деревнях, постоянно соприкасались с животными.

2. В городе человек отгорожен от мира природы, а телевидение, открывая ее чудеса и тайны, не может заменить близость живых существ, поэтому важно и городским жителям иметь рядом с собой животное.

3. Ухаживать за домашними животными — желание естественное и здоровое, стремление же иметь в доме диких зверей и птиц объясняется не любовью к природе, а намерением выделиться, и, кроме того, такое соседство опасно как для диких животных, так и для человека.

Готовое сжатое изложение:

Что заставляет людей заводить животных под городской крышей? Причина в том, что все мы — дети природы, и, живя в деревнях, мы постоянно соприкасались с животными.

В городе человек все это теряет. Телевидение приносит нам все чудеса и тайны природы, но не может заменить близость живых существ, поэтому важно городским жителям иметь рядом с собой животное.

Желание это естественное и здоровое, если оно связано с уходом за домашними животными. Появление же в доме диких зверей и птиц — это не любовь к природе, а стремление выделиться, и, кроме того, такое соседство опасно как для животных, так и для людей. (97 слов)

Сжатое изложение «Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты».

Текст для сжатого изложения:

Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты. И всё живое человека смертельно боится. Облик и запах его заставляют животных насторожиться или сразу же прятаться, убегать.

Но людям, в отличие от животных, присуще милосердие. Вовсе не странно, что тот же охотник приходит на помощь попавшим в беду животным. Примеров сколько угодно. Лет пятнадцать назад на Оке попали в беду косули. Ночью они перешли реку благополучно, а когда возвращались в лес днем, лед не выдержал, и животные провалились в полынью. Лесник сломя голову побежал к дому, вынес надувную лодку, весло, веревку. Операция была опасная. Человек, толкая перед собой лодку, полз по льду. И трех косуль лесник спас. На солнце, прикрытые полушубком, они отогрелись и, ковыляя, скрылись в лесу.

Чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, терпящих бедствие. Любопытно, что животные это знают и в критических ситуациях ищут спасения у человека. Помню солнечное утро на реке. Мы стояли возле палатки, и вдруг сверху на грудь мне упала, вцепившись в рубашку, ласточка. Оказалось, летунью атаковал соколок. И это не единственный случай поиска спасения у людей.

Микротемы:

1. Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты, и дикие животные человека смертельно боятся.

2. В отличие от животных, людям присуще милосердие, и часто охотники приходят на помощь попавшим в беду животным.

3. Животные в критических ситуациях ищут спасения у человека, и чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, нуждающихся в его помощи.

Готовое сжатое изложение:

Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты. И всё живое человека смертельно боится.

Но людям, в отличие от животных, присуще милосердие. Охотники часто приходят на помощь попавшим в беду животным. Примеров сколько угодно. Однажды лесник спас трех косуль, провалившихся в полынью, хотя операция эта была опасная.

Чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, терпящих бедствие. Животные это знают и в критических ситуациях ищут спасения у человека. Таких случаев поиска спасения у людей огромное множество. (76 слов)

Сжатое изложение “Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты”.

Текст для сжатого изложения:

Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты. И всё живое человека смертельно боится. Облик и запах его заставляют животных насторожиться или сразу же прятаться, убегать.

Читайте также:  Подводная охота это охота или рыбалка

Но людям, в отличие от животных, присуще милосердие. Вовсе не странно, что тот же охотник приходит на помощь попавшим в беду животным. Примеров сколько угодно. Лет пятнадцать назад на Оке попали в беду косули. Ночью они перешли реку благополучно, а когда возвращались в лес днем, лед не выдержал, и животные провалились в полынью. Лесник сломя голову побежал к дому, вынес надувную лодку, весло, веревку. Операция была опасная. Человек, толкая перед собой лодку, полз по льду. И трех косуль лесник спас. На солнце, прикрытые полушубком, они отогрелись и, ковыляя, скрылись в лесу.

Чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, терпящих бедствие. Любопытно, что животные это знают и в критических ситуациях ищут спасения у человека. Помню солнечное утро на реке. Мы стояли возле палатки, и вдруг сверху на грудь мне упала, вцепившись в рубашку, ласточка. Оказалось, летунью атаковал соколок. И это не единственный случай поиска спасения у людей.

Микротемы:

  1. Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты, и дикие животные человека смертельно боятся.
  2. В отличие от животных, людям присуще милосердие, и часто охотники приходят на помощь попавшим в беду животным.
  3. Животные в критических ситуациях ищут спасения у человека, и чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, нуждающихся в его помощи.

Пример сжатого изложения:

Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты. И всё живое человека смертельно боится.

Но людям, в отличие от животных, присуще милосердие. Охотники часто приходят на помощь попавшим в беду животным. Примеров сколько угодно. Однажды лесник спас трех косуль, провалившихся в полынью, хотя операция эта была опасная.

Чувство сострадания не позволяет человеку пройти мимо животных, терпящих бедствие. Животные это знают и в критических ситуациях ищут спасения у человека. Таких случаев поиска спасения у людей огромное множество. (76 слов)

Тексты для обучения написанию сжатого изложения.
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ.

Скачать:

Вложение Размер
teksty_dlya_obucheniya_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya.sergeenko_l.v..doc 186 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты для обучения учащихся написанию сжатого изложения.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г.Томмот

Сергеенко Людмила Вячеславовна.

1. Назначение: данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ.

2. Документы, определяющие содержание материала:

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету.

2. Образовательная программа основного общего образования МОУ-СОШ №8.

3. Структура материала.

22 текста содержат задания, проверяющие:

— умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

— умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно и логично излагать свои мысли,

— умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

— умение обрабатывать информацию звучащего текста.

— умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Солнце с белыми лучами.

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

— Мама, мы нашли странный цветок!

— Он растет за домом, около клена с красными листьями.

— Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колесико с желтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

— Значит, не ты посадила этот цветок? – сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

— Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок – инопланетянин, а семечко занесло на землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

-Это ромашка, — тихо сказала бабушка. – Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с желтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их безжалостно срывали.

-Зачем? – спросили дети.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно:

— Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

  1. Определить тему текста, основную мысль;
  2. Выделить микротемы;
  3. Определить, какие фрагменты текста необходимо сжать, а какие писать подробно (сжатию должны подвергнуться преимущественно повествовательные фрагменты; основной способ сжатия – обобщенное изложение мысли с исключением деталей);
  4. Определить способ сжатия;
  5. Запишите сжатый вариант изложения первых двух частей.

Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные законы во всем, что его окружало. Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки.

Коля научился подмечать неожиданные сходства. Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда крохотные фарфоровые ролики на зеленом столбике.

— Будто табунок молоденьких зебр пасется! – показывал он на рощицу молодых белоногих березок.

Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставляя лучам солнца. Он видел в нем палочку горящего бенгальского огня.

Внимательный глаз Коли распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

  1. Определить тему и основную мысль текста;
  2. Выявить ход развития основной мысли;
  3. Подчеркнуть ключевые слова;
  4. Выделить микротемы;
  5. Напишите сжатое изложение, сохранив основную мысль и стилевые особенности. Решите, какая часть текста при этих условиях допускает сжатие, а какие – нет. Целесообразно ли убрать всю первую часть текста? Почему? Что в ней обязательно должно быть сохранено?

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну — за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег? Я подошёл к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.

Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:

— Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К. Паустовский.)

Определите тему и основную мысль текста.

Закончите составление плана:

1. Странные ощущения.

2. «Мёртвая» тишина.

3. За стёклами всё было снежно и безмолвно.

Что вы мысленно слышите, видите, читая текст? Отметьте в каждой части текста слова или обороты, которые вам бы хотелось сохранить в изложении.

1. Прочитайте первый абзац. Какие слова в первом и втором предложениях произносятся с логическим ударением? Почему? Какие слова в первом абзаце употреблены в переносном значении? Что достигается употреблением этих слов в пере носном значении? (Сравните: необыкновенная, необычная, особенная, особая — «мёртвая» тишина; перестал дождь — умер дождь, прекратился ветер — умер ветер; затих шум ливый, беспокойный сад — умер сад.)

Подчеркните ключевые слова.

2. Прочитайте второй абзац. Подумайте, почему свет в нём назван белым и ровным. Как автор избегает повторения слова окно? Подчеркните ключевые слова.

3. Выделите ключевые слова в 3-4 абзацах.

4. Прочитайте пятый абзац. С чем сравнивается в нём снег? Почему?

5. Определите микротемы.

6. Объясните написание выделенных букв: показалось, закача лось. Запомните написание глагольных суффиксов: прислушивал ся, посапывает, показывали, увидев.

Запомните написание прилагательных: необыкновенная, стеклян ный, застенчивая.

7. . Напишите сжатое изложение.

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

  1. Определите тему и основную мысль текста;
  2. Разбейте текст на абзацы;
  3. Определите тип текста;
  4. Подчеркните ключевые слова в каждом абзаце;
  5. Определите микротемы;
  6. Напишите сжатое изложение, используя прием обобщения.

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках – о собственных родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдерживаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения. Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижать на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.(по И.Медведеовй)

  1. Определить тему и основную мысль текста;
  2. Определи стиль текста;
  3. К чему призывает автор?
  4. Разбей текст на абзацы;
  5. Определи ключевые слова в каждом из них;
  6. Запиши микротемы;
  7. Определи, что в каждом абзаце главное, а что – второстепенное;
  8. Какой прием сжатия можно использовать?
  9. Напиши сжатое изложение

В одном из центральных залов столицы открылась выставка работ ученика Московской Художественной школы Коли Дмитриева. В этот день выставку посетила большая группа ребят.

Профессор Гайбуров подвел всех к большой, массивной белой двери, которая вела в зал.

— Милые мои друзья,- начал он.- Мы сейчас с вами увидим замечательные работы одного из талантливейших младших сыновей нашей великой Родины, совсем еще юного художника – Коли Дмитриева. Прежде чем раскроется эта дверь, я хотел бы сказать вам несколько слов…

Три года назад с ним произошло несчастье. Коля пошел на охоту с одним из своих товарищей в деревне, где он отдыхал. Товарищ шел впереди с заряженным ружьем в руке. Шли по краю глубокого, обрывистого оврага, на дне которого торчали острые сучья бурелома. Товарищ поскользнулся на мокром листе и упал бы вниз прямо на эти острые деревянные клыки. Коля бросился вперед, чтобы подхватить его. Но тот сам, пытаясь удержаться, инстинктивно рывком уперся на ружье, схватившись за его ствол. Ружье со взведенным курком ударилось ложем в пень. Раздался выстрел. Коля, даже не вскрикнув, упал лицом на землю. Заряд попал ему прямо в висок…

Когда в Москву были доставлены папки с его работами, все были потрясены их количеством. Трудно поверить, что мальчик сделал все это за два месяца. Почти полтораста работ! И каких! В них уже были и зрелость, и редкое мастерство.

Я хорошо знал Колю Дмитриева. Мы с ним дружили. Мне, старому человеку, всегда было интересно с ним. Как он умел слушать, как вкусно хохотал! И всегда было приятно рассказывать ему что-нибудь. Он был необыкновенно волевым, трудолюбивым в учении, настойчивым в работе. Он умел чутко уловить отблески света, который исходит из труда, мыслей простых людей. Он завидовал тем ребятам, которые уже приносили какую-то реальную пользу нашему народу. По скромности своей он считал, что ничего еще толкового не сделал. Он отказывался верить, что сам совершает настоящий, подлинный подвиг труда.

А теперь, друзья, пойдем и посмотрим его работы. (по Л.Кассилю)

  1. Определить тему, основную мысль, стиль и тип текста. Аргументируйте свой ответ.
  2. Определите микротемы абзацев, ключевые слова.
  3. Запишите первые четыре предложения в виде двух, сохранив при этом суть всех предложений.
  4. Воспроизведите речь профессора в сжатой форме. Для этого ответьте на вопросы: о чем необходимо сказать, чтобы объяснить причину смерти мальчика, а что относится к подробностям, деталям, которые можно опустить.

Чистые пруды… Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня – средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись:»Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья. Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика на зеленом океане пруда! Мы ловили тут рыбу. И это было чудом – поймать рыбу в центре города. А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой – это было несметным богатством для городских мальчишек. Не менее щедра и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. Мы набирали огромные охапки павшей листвы и несли домой, пропитываясь их горьким запахом. Чистые пруды – это исток нашей юности, начало начал. (по Ю.Нагибину)

  1. Определите основную мысль текста. Запишите ее одним предложением.
  2. Разделите текст на абзацы.
  3. Выделите ключевые слова в каждом абзаце.
  4. Составьте план текста.

5. Перескажите текст сжато.

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек. Если о вас скажут такое, считайте что удостоились высокой похвалы. Что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощ. щ. ли себя в его пр. сутствии. умными и очень нужными. Однажды поз. но вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это ок. зались сл. пые, которые з. блудились. Качалов немедленно предл. жил свои услуги, пр. в. дил их до трамвая и п. мог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знани. хорошего тона, а в сердечности, и доброт. к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только п. м. гает пр.. .явлению внутренней доброты и человечност. Как(то) я прочла такой рассказ. В Лувр по утрам пр. х. дили бездомные и нищие. Они становились к от. плению отогревались. Ст. яла так ст. рушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала пр. несла стул и предложила его ст. рушк. Та ни. ко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что(то) шепнула сынишк. Он подошел к художниц. и сказал Мерси мадам и со счас. ливым лицом вернулся к матер.

— Вставить пропущенные буквы, сгруппировать слова орфограммам, объяснить правописание;

— Расставить и объяснить знаки препинания;

— разбейте текст на абзацы;

— сформулируйте содержание микротем и выделите самые важные ключевые слова;

— определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения, какие — с помощью исключения;

— Напишите варианты сжатых фрагментов.

Нередко зрение обманывает нас, и мы видим то, чего в действительности не существует. Объясняется это оптическими иллюзиями — ошибками зрительного восприятия, связанными с выбором точки наблюдения, особенностями окружающего фона или освещённостью. Люди с давних пор учились их преодолевать. Ошибки, свойственные человеческому глазу, умели исправлять ещё древние зодчие, когда создавали разные архитектурные формы. Считается, что более всех преуспели в этом искусстве греки. Греческие мастера прибегали к оптическим поправкам ещё на стадии проектирования сооружения. Они сознательно нарушали геометрию строения: изменяли пропорции, отклоняли элементы от вертикали или горизонтали, искривляли их контуры. С помощью таких приёмов зодчим удавалось «перехитрить» зрение. Давно подмечено, что светлые предметы на тёмном фоне кажутся больше, чем есть на самом деле, а тёмные на светлом, наоборот, меньше. Действительно, в белой одежде человек выглядит полнее, нежели в чёрной, а ветви деревьев в лучах солнца заметно «истончаются». Знакомые с этой иллюзией архитекторы Древней Греции шли на хитрость — они делали колонны своих построек разной толщины. Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447—438 годах до н.э. Его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма. Поэтому они сделали угловые колонны более широкими. Благодаря этой «поправке» издалека все колонны кажутся совершенно одинаковыми, хотя диаметр угловых существенно больше. Древнегреческие зодчие знали и о том, что вертикальные и горизонтальные прямые при значительной длине не кажутся параллельными. Чтобы колонны здания визуально не расходились, их слегка наклоняли внутрь, а чтобы они не казались вогнутыми, немного утолщали на уровне трети высоты. Иногда греки использовали оптические иллюзии не для сглаживания, а, наоборот, для усиления того или иного эффекта. Например, внутреннюю колоннаду в храмах они нередко возводили двухэтажной. На таком фоне статуи богов казались крупнее, чем были на самом деле, выглядели более торжественными и величественными.

(По Н. Карпушиной)

— прочитаете текст и разбейте его на абзацы;

— сформулируйте содержание микротем;

— выделите ключевые слова;

— определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения, какие – с помощью исключения;

— запишите краткий пересказ этих фрагментов.

Оцените статью
Adblock
detector