- Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?
- Неозвученные возможности ударного БПЛА С-70 «Охотник-Б» позволят перехватить инициативу у проекта F/A-XX
- Русские обогнали американцев?
- Оперативно-тактический тандем «Су-57 ꟷ С-70 «Охотник-Б» делает очередной рывок
- Техноскачок России: журналисты проморгали сенсацию
- В чем отличия российского «Охотника» от БПЛА США, Турции и Израиля
- Убийственное сравнение
- Выше верхнего предела
Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?
Недавно в сеть выложили первое фото перспективного российского БПЛА, известного под обозначением С-70 «Охотник». Несмотря на первые сомнения в его подлинности, эксперты со временем сошлись во мнении, что это и вправду он. Тем более что уже вскоре нас порадовали новой порцией теперь уже качественных фото, где аппарат можно разглядеть во всей красе.
«Охотник» и его добыча
Сразу стоит оговориться, что материал не претендует на истину в последней инстанции и является попыткой понять, чем же на самом деле является пресловутый БПЛА. Осторожность в данном вопросе не помешает, так как сколь-нибудь детальной информации про новую разработку «Сухого» просто не встретить. Проект крайне секретный, даже по меркам российского ВПК, не привыкшего делиться подробностями с широкой публикой.
Достаточно вспомнить, как долго внешность аппарата оставалась в тайне. Кстати, новые фотографии некоторые пользователи Сети уже назвали «утечкой». Правда это или нет — мы не знаем.
Согласно данным из открытых источников, «Охотник» представляет собой тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат. Его разрабатывают с 2012 года. Первую выкатку произвели в июне 2018 года, а в ноябре БПЛА совершил первые пробежки по ВПП в преддверии первого полета. Напомним, что испытания пробежками дают возможность оценить работу двигателей, систем управления и бортового оборудования. Инженеры получают важную информацию о том, как работают элероны, рули высоты и направления. Стоит также отметить, что, согласно данным из разных источников, сейчас часть бортовых систем БПЛА проверяют на Т-50-3 — одном из прототипов истребителя пятого поколения Су-57. В настоящий момент эту машину можно легко отличить от других прототипов по новой окраске: на ней можно различить силуэт «Охотника».
Вообще, про унификацию бортового оборудования Су-57 и «Охотника» говорят часто. Это даже несколько странно в силу концептуальных различий между двумя комплексами. «Охотник», несмотря на то, что его иногда относят к шестому поколению, истребителем не является. В то же время, насколько можно судить, конкретных планов по созданию на базе Су-57 беспилотника тоже нет. По крайней мере, пока.
Какова же концепция самого БПЛА? В его основе, как можно судить по внешнему виду, лежит технология стелс. Масса аппарата составляет предположительно 20 000 килограммов. Предположительно, скорость «Охотника» будет достигать 1000 километров в час, а его дальность составит до шести тысяч километров.
По имеющимся данным, в концерне «Радиоэлектронные технологии» уже создали для нового БПЛА следующие системы:
— информационно-управляющий комплекс;
— систему автоматического управления;
— аппаратуру сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
— систему контроля и диагностики бортового оборудования;
— инерциально-спутниковую навигационную систему.
Удивительней всего, что целый ряд источников называет в качестве даты принятия «Охотника» на вооружение 2020-й год или даже раньше. В то же время каждый знакомый с историей современной авиации человек знает, что с момента первого полета авиационного комплекса (который «Охотник» еще не выполнил) и до принятия на вооружение может пройти десять или более лет. К этому стоит прибавить еще, как минимум, пять лет доведения до действительно боеспособного состояния и еще лет десять, пока в состав комплекса интегрируют все первоначально намеченные авиационные средства поражения. В этой связи невольно вспоминаются репортажи центральных российских СМИ в день первого полета Т-50, когда ведущие заявляли о «полной боеготовности» самолета. Стоит также отметить, что перед программой Т-50 и программой «Охотник» могут стоять разные задачи. Если последний изначально позиционировали как прототип истребителя будущего, то новый БПЛА является, скорее, стендом для отработки технологий, с которыми у России очень непростые отношения (речь конкретно про БПЛА).
Прообразы и аналоги
Если при виде «Охотника» вы испытали чувство дежавю, не удивляйтесь. Создание таких комплексов — один из главных авиационных трендов последних лет. Не стоит путать новый БПЛА и старый российский «Скат», который разрабатывала (разрабатывает?) компания «МиГ» и который ранее был представлен в качестве макета. Он имеет внешние отличия, хотя, например, предполагаемая масса «Ската» также составляет до 20 000 килограммов.
Самый известный «родственник» аппарата «Охотник» — это американский БПЛА Northrop Grumman X-47B, совершивший первый полет еще в 2011 году. Напомним, что этот проект уже закрыли после постройки двух образцов. А ведь за спиной у X-47B были вполне реальные достижения. Еще в июле 2013 года беспилотник впервые совершил посадку на палубу авианосца. А в апреле 2015 года X-47B выполнил первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме. Причиной же сворачивания испытаний стала дороговизна. Может быть, были и какие-то критические конструктивные недостатки, но о них ничего не известно.
Из европейских собратьев «Охотника» можно вспомнить французский Dassault nEUROn, выполнивший первый полет в 2012 году, а также британский Taranis, способный автономно взлетать и садиться, а также выполнять автономный полет по маршруту. Однако еще удивительней выглядит китайский скачок в этой сфере. Напомним, что за последнее время КНР явила миру целое семейство крупных малозаметных БПЛА. Напомним, что в январе этого года китайское телевидение представило летный образец новейшего беспилотного аппарата Sky Hawk. Похожий на российский БПЛА, но меньший по размеру.
Кто-то видит в таких аппаратах прообраз боевых самолетов будущего: беспилотных, малозаметных, многофункциональных. С другой стороны, разработчикам из разных стран только предстоит решить основные задачи. Во-первых, любой (или почти любой БПЛА) можно нейтрализовать без прямого физического воздействия путем перехвата управления. Задача в большинстве случаев очень сложная, но не невозможная. Напомним, что 9 декабря 2011 года по иранскому телевидению показали кадры с захваченным американским RQ-170 Sentinel без видимых повреждений — одним из самых секретных, дорогих и сложных БПЛА в мире.
Выходом из ситуации может стать автономизация беспилотников путем широкого применения нейронных сетей. Однако это ставит уже вопросы морально-этического плана. Ведь в этом случае только робот будет решать, кому жить, а кому — нет. Поэтому в качестве возможного сценария эксперты все чаще называют концепцию, при которой один управляемый человеком истребитель сможет контролировать и наводить на цель группу БПЛА. Возможно, Россия тоже решила пойти по этому пути. В этом случае понятны и слухи о максимальной унификации радиоэлектронного оборудования «Охотника» и Су-57. Однако стоит повториться, что пока что все это лишь планы на будущее.
Неозвученные возможности ударного БПЛА С-70 «Охотник-Б» позволят перехватить инициативу у проекта F/A-XX
Русские обогнали американцев?
Спектр информации, полученной специалистами ОКБ Сухого в ходе недавно завершившегося уникального этапа натурных испытаний перспективного многоцелевого ударно-разведывательного БПЛА С-70 «Охотник», уже в обозримом будущем раскроет перед Воздушно-космическими силами России недостижимые ранее горизонты в области выполнения задач по завоеванию превосходства в воздухе и перехвату приоритетных воздушных целей на тех участках театров военных действий XXI века, где обилие современных средств ПВО вероятного противника (ЗРК «Patriot PAC-3MSE», SAMP-T, «Land Сeptor» и т.д.) ставит под вопрос безопасность лётного состава оперативно-тактической авиации ВКС России.
Оперативно-тактический тандем «Су-57 ꟷ С-70 «Охотник-Б» делает очередной рывок
Речь об успешно осуществлённом «цифровом» (без фактических пусков и поражений) перехвате теплоконтрастных и радиоконтрастных целей условного противника посредством учебно-лётных ракет ближнего воздушного боя и средней дальности УЗР-73/74 и РВВ-СД-УЛ (имитаторы Р-73РМД-2/РВВ-МД и РВВ-СД), размещённых и виртуально запущенных из внутрифюзеляжного отсека БПЛА С-70 «Охотник» на межвидовом полигоне Ашулук в Астраханской области.
Невзирая на тот факт, что вышеуказанные учебно-лётные макеты ракет не «сходили» с внутрифюзеляжных узлов подвески «Охотника-Б» на протяжении всего периода испытания, открытая архитектура БРЭО в целом и системы управления вооружением в частности (в совокупности с несколькими асинхронными линиями обмена данными по защищённым радиоканалам связи и программно-аппаратными диагностическими надстройками) предоставила специалистам ОКБ Сухого (а также представителям ВКС России) массу критически важных параметров синхронизации и обмена данными между системами управления вооружением «Охотника-Б» и многофункционального истребителя 5-го поколения Су-57. Су-57 выступает в качестве ведущего компонента в данном оперативно-тактическом тандеме. Очевидно, что последний также принимал участие в натурных испытаниях.
Техноскачок России: журналисты проморгали сенсацию
Журналисты РИА Новости, ссылающиеся на компетентные источники в ПАО «Компания «Сухой», ограничились крайне поверхностным освещением данного события. Между тем, речь идёт о значительном технологическом скачке, воплощенном «в железе» специалистами ОКБ Сухого.
В частности, координаты обнаруженных в боевых условиях бортовой АФАР-РЛС Н036 «Белка» или квантовым оптико-электронным прицельно-навигационным комплексом ОЛС-50М истребителя Су-57 воздушных целей могут быть переданы в систему управления вооружением (СУВ) ведомого «Охотника-Б» посредством специализированного «файла сопровождения», отправленного в зашифрованных (с помощью кода Рида-Соломона) пакетах данных бортовым комплексом связи С-111-Н.
В ту же очередь, располагая гораздо большим радиусом действия (около 2900 км против 2000 км у Су-57), ударно-разведывательный дрон С-70 «Охотник-Б» способен выйти на рубежи пуска дальнобойных ракет воздушного боя «Изделие 180» (либо РВВ-БД; соответствуют геометрическим параметров отсеков вооружения С-70) по гораздо более оптимальным и безопасным траекториям, обходя зоны поражения ЗРК противника в режиме огибания рельефа местности.
В момент выхода «Охотника-Б» на рубежи пуска (непрерывно обновляемые в «файле сопровождения») координаты целей будут мгновенно загружены в накопители инерциально-навигационных систем и активных радиолокационных ГСН семейства «Шайба» ракет «Изделие 180» и/или РВВ-БД посредством мультиплексного канала информационного обмена типа MIL-STD-1760 (синхронизирует систему управления вооружением «Охотника» с БРЭО ракет-перехватчиков).
В то время как пуск может быть осуществлён в скрытном режиме (без задействования бортовой РЛС «Охотника») и без необходимости сохранения прямой видимости между С-70 и перехватываемыми объектами. В последнем случае речь идёт о пуске либо из-за пределов радиогоризонта, либо из-за «экрана» рельефа местности. Что справедливо применительно к удалённым целям, оперирующим в низковысотном режиме.
В чем отличия российского «Охотника» от БПЛА США, Турции и Израиля
На условном Олимпе тяжелых разведывательно-ударных беспилотников планеты российский «Охотник» превосходит конкурентов по всему спектру летных и боевых характеристик, оттачивает интеллект, и в ближайшие годы будет принят на вооружение.
Новосибирский авиазавод (НАЗ) имени Чкалова строит еще три опытных образца тяжелого ударного беспилотника С-70 «Охотник». Машины последовательно совершенствуются, и будут планово подключены к летным испытаниям в течение 2022-2023 годов. Значительные изменения коснулись уже второго «Охотника», с учетом всех испытаний первого (летные испытания начались в августе 2019 года).
Дорабатываются конструкция планера, системы бортового радиоэлектронного оборудования и двигатель (турбореактивный АЛ-41Ф без форсажной камеры – для снижения тепловой и радиолокационной заметности). По информации источника РИА Новости в оборонно-промышленном комплексе РФ, третий и четвертый беспилотники будут фактически соответствовать серийной версии.
В ходе летных испытаний на полигоне Ашулук в начале января первый «Охотник» успешно поразил наземные цели 500-килограммовыми бомбами. По мнению специалистов, новейший прицельно-навигационный комплекс позволяет применять свободнопадающие (из внутрифюзеляжного отсека) боеприпасы с эффективностью высокоточного управляемого оружия. «Охотник» способен автономно поражать наземные стационарные и ограниченно подвижные цели с заранее известными координатами, внешние коррекции (целеуказания в воздухе) позволяют наносить удары еще точнее. Специально для российского тяжелого беспилотника разрабатываются внутрифюзеляжные управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Боевое предназначение малозаметного «Охотника» с огромным арсеналом вооружения на борту – дальние разведывательные полеты и высокоточные удары в глубине обороны (территории) противника. Аналогов в мире не существует. Ранее американский журнал Forbes сообщил: в отличие от «рабочей лошадки» MQ-9 Reaper ВВС США, российский разведывательно-ударный дрон предназначен не для борьбы с повстанцами (без средств ПВО), а для полномасштабных военных конфликтов. Может нести средства разведки и более 6 тонн бомб или ракет «воздух-поверхность» и «воздух-воздух» на расстояние около 5000 километров. «Охотник» обладает «беспрецедентными возможностями» с точки зрения дальности и разнообразия вооружений.
Убийственное сравнение
Законодателями военно-воздушных беспилотных мод и технологий в начале 21 века считались Израиль и США. Недавно их попыталась догнать и перегнать Турция, об этом свидетельствуют эффективные действия ударных Bayraktar ТВ2 в ходе Карабахского конфликта. Россия начала развивать беспилотную тематику в интересах Воздушно-космических сил относительно недавно, и весьма убедительно. Первым успешным проектом стал разведывательно-ударный БПЛА «Орион-3», принятый на вооружение в 2020 году (размах крыла – 8 метров, взлетная масса – 1 тонна, полезная нагрузка – до 250 кг, крейсерская скорость – 120 км/час, время в воздухе – 24 часа). Однако настоящим технологическим прорывом и серьезной заявкой на мировое лидерство стал С-70 «Охотник». Для сравнения с ним надо ставить в один ряд современные иностранные машины в классе самых тяжелых разведывательно-ударных беспилотников, а это – израильский IAI Eitan, турецкий Bayraktar Akinci, американский MQ-9А Reaper. По основным характеристикам – дальности, скорости и ударным возможностям – сравнение убийственно для конкурентов.
Имея наименьший размах крыла (19 метров) «Охотник» способен нести во внутренних отсеках (для малозаметности) арсенал массой до 6 тонн. Ближайший по грузоподъемности IAI Eitan «осилит» лишь 2 тонны боеприпасов (на подвеске, что обеспечит засветку на радарах противника). Следовательно, один российский «Охотник» в боевых условиях заменит как минимум три аналогичных по классу машины производства Израиля, США или Турции.
Известно, что крейсерская (дозвуковая) скорость «Охотника» – 1000 км/час – в два с лишним раза превышает максимальные возможности ближайшего конкурента MQ-9А Reaper (480 км/час). Вместе с тем беспилотник планируют использовать в качестве ведомого с истребителем пятого поколения Су-57, сверхзвуковая крейсерская скорость которого (2100 км/час) подсказывает: 1000 км/час – для «Охотника» не предел. И, вероятно, практический потолок БПЛА – 20 км.
Выше верхнего предела
Можно заметить, что российский беспилотник значительно тяжелее зарубежных аналогов, оснащен турбореактивным (а не турбовинтовым) двигателем, имеет искусственный интеллект и форму «летающего крыла». В целом напоминает инопланетный космический корабль из фантастического фильма, и этим лишь подчеркивается феноменальный технологический отрыв России.
Узок круг стран, способных создавать тяжелые разведывательно-ударные беспилотники-невидимки. Каждое заметное движение «Охотника» внимательно и пристрастно анализируют за океаном, и все же что-то мешает западным «партнерам» достичь близких технических характеристик.
К примеру, аналогичный американский проект тяжелого беспилотника X-47B (Northrop Grumman) буксует, хотя первый полет состоялся в 2011 году, когда корпорация «Сухой» начала разрабатывать «Охотник». Дорогостоящую программу адаптации перспективного беспилотника для военно-морских сил UCLASS Пентагон запустил в 2013 году. Планировалось достичь оперативной готовности машины к 2020 году, но специалисты ВМС США почему-то сомневались в эффективности и безопасности палубного ударного дрона.
Поэтому в рамках программы UCLASS статус ударного беспилотника поэтапно понижался до разведывательного, а затем – летающего топливозаправщика. С другой стороны, ВВС США пытались адаптировать в качестве ударного ведомого относительно небольшой беспилотник XQ-28 Valkyrie (450 кг полезной нагрузки, качествами «стелс» не обладает), но это уже совсем другая история.
Беспилотный «Охотник» способен переписать стратегию и тактику ударной авиации. Впрочем, на Евразийском континенте Воздушно-космические силы РФ решают задачи преимущественно оборонительные. Возможности ударной авиации дополняют средства и системы ПВО-ПРО, расположенные по периметру российских границ. Когда серийные «Охотники» займут свое место в боевом строю (в 2025 году), мир станет прочнее.