- Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов». план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- План-конспект урока » И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»
Конспект урока литературы «И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapiski_okhotnika.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
«И. С. Тургенев «Записки охотника». Россия в цикле рассказов».
Цели: а) образовательные:
— познакомить с содержанием рассказов И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника»;
— раскрыть значение литературоведческих понятий — рассказ, цикл рассказов, образ рассказчика;
— обучать анализу рассказа;
— развивать память, воображение;
— воспитывать интерес к литературе, любовь к родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические технологии: проблемное обучение, элементы исследовательской технологии и интегрированных уроков.
Оборудование: сборник рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», презентация , карточки с индивидуальными заданиями:
— Назовите имена писателей, творчество которых мы изучили (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров).
— Назовите литературные направления, которые вы знаете.
-Дайте краткую характеристику каждому направлению.
— В каких литературных направлениях творили эти писатели?
— К каким литературным жанрам мы обращались? (стихотворение, поэма, повесть- сборник повестей, драма (трагедия), роман.
— Романы тоже делятся на жанры. Роман «Обломов» — социально-психологический роман. Попробуйте объяснить значение этих слов (работа со словарем)
-Объясните, почему роман «Обломов» Гончарова – социально-психологический?
2. Изучение новой темы.
— Итак, что же такое рассказ? (работа со словарем).
— Что такое цикл рассказов? К какому литературному направлению относятся «Записки охотника» И. С. Тургенева? Почему сборник называется «Записки охотника»? Какой предстает Россия в рассказах И. С. Тургенева? На эти вопросы мы должны будем ответить в конце урока.
-И. С. Тургенев приходит в литературу как поэт, автор поэмы и стихотворений. Но В. Г. Белинский, друг Тургенева, его литературный учитель, увидел гигантский талант молодого автора, посоветовал писать о том, что хорошо знает.
— А что хорошо знал Тургенев? (жизнь крестьян, деревню, природу его родных мест –села Спасского и села Тургенева)
— В январе 1847 года в первом номере журнала «Современник» был напечатан очерк из крестьянской жизни «Хорь и Калиныч». Это произведение стало украшением этого номера «Современника».
-Анализ рассказа «Хорь и Калиныч». Перескажите рассказ. Дайте характеристику Хорю. Дайте характеристику Калинычу. Определите тему рассказа. Проблему. Идею. Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах?
— Рассмотрите героев на иллюстрациях художника Н. Устинова. расскажите о героях по иллюстрации.
-Что можете сказать о барине Полутыкине? Как к нему относится Федя? Что общего между Полутыкиным и Пеночкиным? Приведите примеры образов крестьян близких Калинычу? (Степушка, Сучок, Ермолай). Чем они похожи? К каким героям литературы они близки? (Обломов). Докажите это.
-Анализ рассказа «Ермолай и мельничиха». Перескажите. Расскажите о Ермолае. О мельничихе. Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение. Тема. Идея .Проблема. (тема счастья).
— Рассмотрите иллюстрации художника Н. Устинова. К каким эпизодам эти иллюстрации? Какой вы видите мельничиху?
— Анализ рассказа «Бежин луг». Перескажите рассказ. Тема. Идея. Проблема.
— Рассмотрите мальчиков на иллюстрациях художника Н. Устинова. Как вы думаете, кто из них Федя, Костя, Илюша, Павлуша, Ваня? Докажите текстом
-Анализ рассказа «Бирюк». Кратко перескажите рассказ. Дайте характеристику социальному положению Бирюка. Как он относится к своей работе. Определите тему, проблему и идею рассказа. В чем смысл сцены с крестьянином. Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.
— Рассмотрите иллюстрацию Н. Устинова к рассказу «Бирюк»? Какие качества характера Бирюка отразил художник в портрете?
— Анализ рассказа «Певцы». Перескажите произведение. Опишите пение героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа. Перескажите описания природы. Сравните описание природы с пением героев. Назовите тему, проблему, идею рассказа.
— Рассмотрите иллюстрации Н. Устинова к рассказу «Певцы». К каким эпизодам эти иллюстрации? Какие эпизоды вы хотели бы проиллюстрировать? Используя устное словесное рисование создайте иллюстрацию к рассказу того эпизода, который вам запомнился.
3. Выводы (записываются в тетради).
— Что и кто объединяет эти рассказы? (образ охотника-повествователя, образы крестьян, которые переходят из рассказа в рассказ, образ природы).
— Почему же эти рассказы представляют собой цикл?
— Сравните с циклом «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя (объединяет образ петербурга).
— Что вы узнали о рассказчике?(умный, имеет тонкий взгляд на мир, чувствует народ).
-Зачем И. С. Тургеневу понадобился образ рассказчика-охотника?
— Каким вы видите русское крестьянство в цикле рассказов И. С. Тургенева? (бедное, задавлено помещиками, бурмистрами, но очень талантливое, поэтичное)
-Во всех рассказах есть еще один герой. Назовите его. (природа)
— Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)
— Какую роль играет пейзаж в рассказах?
— Какой мы видим Россию в «Записках охотника» И. С. Тургенева? (народную, крестьянскую, с достоинствами и с недостатками).
-И. А. Гончаров скажет, что в русской природе явился «истинный трубадур, странствующий с ружьем и лирой по селам и полям». Прокомментируйте слова И. А. Гончарова.
— Что такое рассказ?
-Что такое цикл рассказов?
— Почему этот цикл рассказов писатель назвал «Записки охотника»?
— Назовите литературное направление, к которому относится творчество И. С. Тургенева?
— Какой мы видим Россию в рассказах писателя?
5. Домашнее задание.
Читать первые пять глав романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Задания: 1) прочитайте пейзаж в 3 главе, дайте ему характеристику;
2) почему И. С. Тургенев указывает точное время действия в романе?
3) соотнесите время действия и пейзаж;
4) прочтите портреты героев романа, по портретам определите характеры этих героев.
Карточки с индивидуальными заданиями
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».
Задание. 1) Кратко перескажите рассказ;
2) Дайте характеристику социальному положению Бирюка;
3)Как он относится к своей работе.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бирюк».
Задание. 1) Определите тему, проблему и идею рассказа;
2) В чем смысл сцены с крестьянином;
3) Дайте нравственную оценку поступку Бирюка.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».
Задание. 1) Перескажите рассказ
2) Расскажите о Хоре.
3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».
Задание. 1) Перескажите рассказ
2) Расскажите о Калиныче.
3) Зачем И. С. Тургенев нам рассказывает о таком крестьянине.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч».
Задание. 1) Определите тему, проблему, идею рассказа;
2) Зачем И. С. Тургенев нам говорит об этих крестьянах.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».
Задания. 1) Перескажите рассказ;
2)Дайте характеристику Ермолаю;
3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг».
Задание.1) Перескажите рассказ;
2) Определите тему, идею, проблему рассказа.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Ермолай и мельничиха».
Задания. 1) Перескажите рассказ;
2)Дайте характеристику мельничихе.
3) Зачем И. С. Тургенев включил этот образ в своё произведение.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».
Задание. 1) Перескажите произведение;
2) Опишите пение героев;
3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.
И. С. Тургенев «Записки охотника». Рассказ «Певцы».
Задание. 1) Перескажите описания природы;
2) сравните описание природы с пением героев;
3) Назовите тему, проблему, идею рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова «Анна на шее».
Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом.
Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит.
Цель: 1. Развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героя и создания и его портрета.
Материал может пригодиться для проведения урока литературы (6 класс).
Конспект урока литературы «А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов», 10 класс.
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс.
План-конспект урока » И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»
Учитель: Остапчук Лилия Павловна
Тема урока: И.С. ТУРГЕНЕВ . Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»
Цели: обучающая: расширить знания учащихся о личности и взглядах И.С.Тургенева; углубить понятие о русском национальном характере; совершенствовать навыки характеристики героя, навыки выразительного чтения; умение определять позицию автора, формулировать собственную точку зрения, аргументировать её.
Развивающая: развивать навыки монологической речи.
Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству писателя.
Познавательные : уметь делать выводы на основе наблюдений.
Регулятивные : понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку.
Коммуникативные : слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные : дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Средства обучения: портрет писателя, учебник, презентация.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы с вами вновь отправимся в чудесный мир классической литературы, ещё раз перелистаем страницы биографии писателя, который когда-то сказал о себе: «Вся моя биография в моих сочинениях…»
Работа с иллюстрациями
К каким произведениям эти иллюстрации?
О ком пойдёт речь?
Речь пойдёт об И.С. Тургеневе . Но прежде я хочу предложить вам выполнить задание, которое, в некоторой степени, определит задачи нашего сегодняшнего урока.
Что вы знаете о И. С. Тургеневе?
Какова тема нашего урока?
Объявление темы урока .Мотивация учебной деятельности.
Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
1. Знакомство с биографией. Работа с презентацией.
2. Работа с учебником
Выборочное чтение статьи учебника
3. Слово учителя. История создания.
Рассказ «Бирюк» был написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
Как вы понимаете значение слова «бирюк»? Нам поможет «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.
2. 1.Волк-одиночка (обл.).
2. перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.) Смотреть
бирюком. исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться.
-Каким вы представляете себе героя?
-Это наше с вами представление о герое, а как нам показывает Тургенев своего героя, мы проследим с вами по тексту.
Работа с текстом
Чтение рассказа цепочкой
Беседа по прочитанному.
— Ребята, какое впечатление произвел на вас рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»? Что удивило, а может быть, даже и поразило?
( Ответ: «Удивил финал рассказа. Не ожидали, что Бирюк отпустит вора»)
— Давайте ещё раз перелистаем страницы рассказа и постараемся понять мотивы такого неожиданного для нас поступка.
Вопрос. В каком жанре написано произведение, которое мы с вами сегодня будем рассматривать?
( Ответ. «Это рассказ. Рассказ – небольшое эпическое произведение, в котором повествуется только об одном поступке героя, об одном событии. В рассказе минимальное количество героев: один, два, реже три.)
Вопрос. Почему книга, в которую включён рассказ, называется «Записки охотника»? С
( Ответ. «Во-первых, в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, близкий самому писателю. Во-вторых, мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту, и образ охотника, скитающегося с ружьём по Орловской губернии, позволяет ему наблюдать жизнь этого уголка России. В своих героях-крестьянах писатель разглядел личности с глубоким внутренним содержанием и смыслом.»)
-А благодаря каким деталям можно раскрыть характер героя рассказа «Бирюк?» (Благодаря портретному описанию, описанию природы, описанию помещения, отношению к людям, к своему делу, отношению людей к герою).
Работа с текстом. Выборочное чтение.
Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?
Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы лесника. Устно нарисуйте картину, которая вам представилась во время чтения.(Художественный пересказ)
Как это описание помогает понять характер главного героя? С каким чувством охотник-рассказчик описывает место жительства Бирюка?
Какие слова в описании являются ключевыми?
Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы?
Разделяете ли вы чувства рассказчика, который с горечью отмечает: «Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло»?
6. Что такое пейзаж? Какое значение он имеет в художественном произведении?
7. Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя?
8. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа? Какие чувства и как передаёт И.С.Тургенев через описание природы?
— Какая сцена в рассказе является самой острой, кульминационной?
(Дождь в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика. Гроза и дождь показывают не только явление природы, но и внутреннее состояние героев. Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей).
Чтение по ролям диалога Бирюка с пойманным в лесу мужиком. Обращаем внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: «заговорил …голосом глухим и разбитым», «твердил», «повторял с унылым отчаянием».
— Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу «бедняк потупился», а некоторое время спустя «внезапно выпрямился», «глаза загорелись, и на лице выступила краска»? Почему меняется не только тон, но и лексика: «душегубец окаянный», «азиат, кровопийца», «зверь»? Конфликт достигает своей остроты.
(Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался).
— Ожидали ли вы такой развязки?
— Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели?
(Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. «Пришиби — один конец; что с голоду, что так – все едино». К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора).
— Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?
(Исправно несущий свою службу (» Я тоже человек подневольный; с меня взыщут «), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика).
Вот такой неоднозначный получился у нас персонаж, так как в образе этого героя можно отметить черты , вызывающие симпатию , а также качества , за которые его можно осудить .
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник .
Но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
Рефлексия. Тестирование с последующей взаимопроверкой.
Ученики выполняют тест на выявление уровня знания текста (взаимоконтроль).
1. Тема произведения: а) жизнь Бирюка; б) взаимоотношения отца и дочери; в) тяжелая жизнь русских крепостных людей.
2. Главным героем произведения является: а) сам автор; Б) лесник; в) пойманный крестьянин.
3. Что висело на стене в избе лесника? А) ружье; б ) икона; в) сухие грибы;
г) изорванный тулуп.
4 . Как звали дочь лесника? А) Ася, б) Улита, в) Анфиса, г) Агафья.
5. По какой причине мужик стал рубить дерево?
А) на дрова; б) чтобы продать; в) мешало расти другим деревьям.
6. Что попросил забрать мужик после того, как связал Бирюк?
А) вилы, б) топор, в) сумку, г) грабли.
7 . Как во время сцены в лесу обращается к главному герою провинившийся мужик?
а)Бирюк; б) кровопийца; в) Фома; г) Фома Кузьмич.
8. Кульминационная сцена произведения: а) описание избы лесника;
б) рассказ пойманного мужика о своей жизни; в) неожиданный гнев крестьянина.
9 . Суровый и нелюдимый характер Бирюка объясняется: а) отношением к нему окружающих; б) обманом жены; в) пониманием истинных мотивов, заставляющих мужиков воровать.
10 . Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как: а) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела; б) испугался мести крестьян; в) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость.
Ключ к тесту. 1 — в, 2 — б, 3 — г, 4 — б, 5 — б, 6 — б, 7 — г, 8 — в, 9 — в, 10 — а.
— Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ «Бирюк» в деле отмены крепостного права?
Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика.
И.С. Тургенев посвятил свой рассказ простому крестьянину. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В.Г. Белинский и сам же отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, склонности, – словом, всё то же, что и в образованном человеке».
Слова великого русского критика подсказывали прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути шёл и И.С.Тургенев.