Тургенев записки охотника обличительный пафос сборника

Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к

Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» — крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче своих жалких хозяев. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несопоставимое с нравственным достоинством русского человека. Дико и страшно выглядит тот официальный порядок, при котором сильными и одаренными людьми владеют жестокие, бесчеловечные и ограниченные самодуры-помещики. Вместе с тем в последующих повестях («Муму», «Постоялый двор») Тургенев отмечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином, что русский крестьянин готов смириться перед злом. И это еще одна из причин обличения крепостничества.

Слайд 17 из презентации «Иван Сергеевич Тургенев»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Иван Сергеевич Тургенев.ppt» можно в zip-архиве размером 138 КБ.

Похожие презентации

«Полина Виардо» — П. Соколова. 1843 – 1845 гг. Умерла П.Виардо 17 мая 1910г. в Париже. Имение П.Виардо в Буживале. В 1840 году Полина знакомится с известной французской писательницей Жордж Санд. Мадам Виардо, действительно, очаровательная женщина, с нею интересно и весело. Тема: С.Васильев. «Дом Полины Виардо». Тут я живу покойно и уютно».

«Тургенев писатель» — Связь с русскими революционерами. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. Жизнь за границей. До августа 1839 Тургенев живет в Берлине. Что нового вы узнали из биографии писателя? ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич 28 октября (9 ноября) 1818 г. Юные годы писателя. Цели урока:

«Иван Тургенев» — Любимый дуб тургенева. Братья николай и иван тургеневы. Иван тургенев в возрасте 12 лет. Перед фасадом были разбиты пышные цветники с фигурными клумбами. Р о д о с л о в н а я. В з р о с л е н и е. От дома к пруду тянулись многочисленные «службы». Дед Тургенева выведен в рассказе «Однодворец Овсянников».

«Тургенев как писатель» — Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Титульный лист рукописи романа «Накануне» Автограф. 1860. Санкт-Петербург, Волково кладбище, «Литераторские мостки». «Современник». Жорж Санд. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Рудин на баррикаде. Титульный лист рукописи романа «Дым».

«История жизни Тургенева» — Настоящий день. В дороге. Л. Толстой. Литературное наследие Тургенева. Полина Виардо. Журнал «Современник». Петр Первый русской литературы. Блестящее образование. Мы еще повоюем. Знания учащихся. Иван Сергеевич Тургенев. Тургеневу идет 5-й год. Аннибалова клятва. Тургенев. Тургенев умер. Родители И.С. Тургенева.

«Тургенев литература» — Краткая биография. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Любовь Тургенева. В студенческие годы Тургенев начал писать. Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника». После чего Тургенев вновь возвращается в Петербург. «Записки охотника». Полина Виардо. Начинающий писатель ищет свой путь.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Антикрепостнический пафос «Записок охотника» И. С. Тургенева

В отличие от писателей революционно-демократического направления: Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и других, — И. С. Тургенев никогда не отличался такими крайними взглядами. Дворянин и либерал, Тургенев всегда выражал более умеренные позиции по отношению к общественно-политическим вопросам. Многие проблемы интересовали его в первую очередь с точки зрения Нравственной, и такая позиция не менее важна и значима для писателя. Цикл рассказов «Записки охотника» объединен общим героем — рассказчиком, страстным охотником, гуляющим с ружьем по окрестностям.

Читайте также:  Что будет с охотой по новым билетам

Такое построение дает возможность автору показать множество героев, случайных знакомых, встреченных рассказчиком. И в результате этих встреч в представлении читателя складывается обобщенный собирательный образ русского народа, вызывающий сочувствие своей нелегкой долей. Образы крестьян, Как правило, оставляют в памяти читателя яркое Впечатление: это незаурядные, талантливые лич Ности. Хорь и Калиныч — герои, открывающие га Лерею образов крепостных (рассказ «Хорь и Кали Ныч»), — абсолютно противоположны по своим ха Рактерам, по взглядам на жизнь.

Хорь — прагматик И рационалист, зажиточный хозяин, отец большого Семейства. Он не выкупается из крепостной неволи, Отговариваясь нехваткой денег, но в действитель Ности его устраивает его независимое положение в Отдалении, «на болоте», когда с барином сложились Такие взаимоотношения, что тот Хорю не мешает. Калиныч, напротив, совершенно бескорыстная, поэти Ческая натура, любящая природу. Он многое знает, Лечит, разводит пчел и, будучи преданным своему Барину, готов ухаживать за ним, как за ребенком, Сопровождая в охотничьих блужданиях по лесу.

Несмотря на столь полярные их различия, Хорь и Калиныч — верные друзья, относящиеся друг к Другу с трогательной заботой. Так же ярки и талант Ливы в рассказах и другие крестьяне. Известен своей Неподкупностью и честностью Бирюк («Бирюк»), Которому, однако, несмотря на его суровость, не Чуждо и сострадание. В мире поэзии, народных суе Верий и jaOiibiu..

v. WJVLL :i’jH жизни живут Мальчики, 1′ерои рассказа «Ьежин луг». Они ьее равные — унеренный в себе Федя, смелый и решительный Павлуша, трусливый Илюша, но все ояв по-детски непосредственны и обаятельны. А певцы — герои одноименного рассказа — обладают таким незаурядным талантом исполнителей народной песни, что, слушая их, можно и пуститься в плясовую, и плакать искренними слезами. Такое высокое искусство живет в душе простых крестьян. Однако наряду с образами крестьян Тургенев рисует и помещиков.

Как правило, это люди ничем не замечательные. Господин Полутыкин, хозяин Хоря и Калиныча, мечтает выгодно жениться, обладает весьма поверхностным литературным вкусом и не обладает чувством юмора. Автор оправдывает необъективность рассказчика, для которого господин Полутыкин если охотник, то, «следовательно, отличный человек». Но из авторской характеристики видно, что это довольно заурядная личность. Таковы же герои рассказа «Два помещика» — генерал Хвалынский, считающийся выгодным женихом, и Мардарий Аполлоныч Стегунов, тоже холостяк, живущий «на старый лад». Вячеслав Илларионович Хвалынский — щеголь, любит производить эффект и очень явно различает, с высшим или низшим по положению человеком ему приходится общаться.

«Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует», а низших попросту презирает, однако любит играть с ними в карты: «Они-то ему: «Ваше превосходительство», а он-то их пушит и распекает, сколько его душе угодно». Такое чинопочитание и лакейство не являются в дворянской среде чем-то выдающимся, поэтому ироническая авторская оценка достаточно нейтральна. Мардарий Аполлоныч тоже обычен, таких, как он, «еще довольно много» на Руси: он гостеприимен и любезен до чрезвычайности, но по отношению к своим крепостным суров и скуп: «коли барин — так барин, а коли мужик — так мужик…». Ни одной из своих привилегий он не поступится, ему не нужны нововведения в хозяйстве, всякие там «размежевания». Зато с удовольствием он слушает, как наказывают провинившегося буфетчика: «любя и да наказует; вы сами знаете».

Читайте также:  Охота сибири счастливые люди

А барин из рассказа «Бурмистр», образованный помещик Аркадий Павлыч Пеночкин, не повышая голоса, держит в страхе своих дворовых, отдавая приказание «распорядиться» насчет провинившегося слуги и Напевая французский романс. Крестьяне идут к нему за защитой от жестокого бурмистра, прося помощи, но не находят понимания. Аркадий Павлыч целиком на стороне бурмистра, взявшего на себя все проблемы барина.

Он не замечает, что бурмистр потихоньку забрал в свои руки все барские владения, распоряжаясь ими «как своим добром», нарушая все законы и отдавая в рекруты неугодных. Еще более абсурдна ситуация в рассказе «Льгов»: крестьянин Сучок по воле барыни поставлен «господским рыболовом» в реке, где нет рыбы. Был он у барыни и поваром, и кофишенком, не зная, что это такое: «При буфете состоял и Антоном назывался, а не Кузьмой. Так барыня приказать изволила».

А у старого барина Сучок был и в казачках, и садовником, и доезжачим. Упав с лошади на охоте, зашиб лошадь, а за это был выпорот и отдан в Москву, в ученье к сапожнику. И когда рассказчик, слушая это, изумляется, какое же ученье в двадцать с лишком лет, ответ Сучка поражает: «Стало быть, ничего, можно, коли барин приказал». Такому помещичьему самодурству нет границ, как нет и малейшего понятия о достоинстве человека-крестьянина.

Барин Зверков («Ермолай и мельничиха») возмущается «неблагодарностью» гораичаоа Л^а=^, £^Т”у;т . □опросила у барыня позволения выйти замуж. Даже пличной жизни не могут распорядиться собой эти. тюди. И при сопоставлении крестьян в их помещиков вевольво напрашивается вывод: русский народ умен и талантлив, добр и честен, а кто им владеет? Тщеславные, жестокие люди, считающие себя вправе распоряжаться чужими судьбами, не неся за это никакой ответственности.

Тургенев не говорит, что крепостное право — зло, он лишь объективно показывает нравственное превосходство копирование запрещено © 2005 крестьян над своими хозяевами. Причем крепостное право развращает и крестьян, также воспитывая в них рабскую покорность и терпение. Наказанный буфетчик Вася («Два помещика») благодарит своего барина: «У нас по пустякам не наказывают». Крепостное право не может не уродовать личность нравственно, лишая ее внутренней свободы. Это наглядно видно из известного отрывка в самом начале рассказа «Хорь и Калиныч» — в сопоставлении орловского и калужского мужика превосходство на стороне последнего.

Он богаче, живет лучше, «глядит смело и весело» — почему? Оказывается, вся причина в том, что калужская губерния — это Нечерноземье, а следовательно, мужики сидят на оброке. Уже просто освобождение от барщины так изменило их жизнь, что же говорить о необходимости освобождения от крепостничества! И автор, не призывая к революции, без громких слов и лозунгов показывает нам, как необходимо, по его мнению, что-то сделать, чтобы легче жилось талантливому и щедрому душой русскому народу.

И.С. Тургенев «Записки охотника». Обличительный пафос сборника.

В отличие от писателей революционно-демократического направления И.С. Тургенев никогда не отличался такими крайними взглядами. Дворянин и либерал, Тургенев всегда выражал более умеренные позиции по отношению к общественно-политическим вопросам. Многие проблемы интересовали его в первую очередь с точки зрения нравственной, и такая позиция не менее важна и значима для писателя. Цикл рассказов «Записки охотника» объединен общим героем – рассказчиком, страстным охотником.

Такое построение дает возможность автору показать множество героев, случайных знакомых, встреченных рассказчиком. И в результате этих встреч в представлении читателя складывается обобщенный собирательный образ русского народа, вызывающий сочувствие своей нелегкой долей. Образы крестьян оставляют в памяти читателя яркое впечатление.

Читайте также:  Походы по тайге охота рыбалка

Хорь – прагматик и рационалист, зажиточный хозяин, отец большого семейства. Он не выкупается из крепостной неволи, отговариваясь нехваткой денег, но в действительности его устраивает его независимое положение в отдалении. Калиныч, напротив, совершенно бескорыстная, поэтическая натура, любящая природу. Он многое знает, лечит, разводит пчел и, будучи преданным своему Барину, готов ухаживать за ним, как за ребенком.

Несмотря на столь полярные их различия, Хорь и Калиныч – верные друзья, относящиеся друг к другу с трогательной заботой. Так же ярки и талантливы в рассказах и другие крестьяне. Известен своей неподкупностью и честностью Бирюк, которому не чуждо и сострадание. В мире поэзии, народных суеверий живут мальчики, герои рассказа «Бежин луг». Они все равные – уверенный в себе Федя, смелый и решительный Павлуша, трусливый Илюша. А певцы – герои одноименного рассказа – обладают таким незаурядным талантом исполнителей народной песни, что, слушая их, можно и пуститься в плясовую, и плакать искренними слезами. Однако наряду с образами крестьян Тургенев рисует и помещиков.

Господин Полутыкин, хозяин Хоря и Калиныча, мечтает выгодно жениться, обладает весьма поверхностным литературным вкусом и не обладает чувством юмора. Автор оправдывает необъективность рассказчика, для которого господин Полутыкин если охотник, то, «следовательно, отличный человек«. Но из авторской характеристики видно, что это довольно заурядная личность. Таковы же герои рассказа «Два помещика» – генерал Хвалынский, считающийся выгодным женихом, и Мардарий Аполлоныч Стегунов, тоже холостяк, живущий «на старый лад». Вячеслав Илларионович Хвалынский – щеголь, любит производить эффект и очень явно различает, с высшим или низшим по положению человеком ему приходится общаться.

«Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует», а низших попросту презирает, однако любит играть с ними в карты. Такое чинопочитание и лакейство не являются в дворянской среде чем-то выдающимся, поэтому ироническая авторская оценка достаточно нейтральна. Мардарий Аполлоныч тоже обычен, таких, как он, «ещё довольно много» на Руси: он гостеприимен и любезен до чрезвычайности, но по отношению к своим крепостным суров и скуп. Ни одной из своих привилегий он не поступится, ему не нужны нововведения в хозяйстве.

А барин из рассказа «Бурмистр», образованный помещик Аркадий Павлыч Пеночкин, не повышая голоса, держит в страхе своих дворовых, отдавая приказание «распорядиться» насчет провинившегося. Крестьяне идут к нему за защитой от жестокого бурмистра, прося помощи, но не находят понимания. Аркадий Павлыч целиком на стороне бурмистра.

Он не замечает, что бурмистр потихоньку забрал в свои руки все барские владения, распоряжаясь ими «как своим добром», нарушая все законы и отдавая в рекруты неугодных. Еще более абсурдна ситуация в рассказе «Льгов»: крестьянин Сучок по воле барыни поставлен «господским рыболовом» в реке, где нет рыбы. Упав с лошади на охоте, зашиб лошадь, а за это был выпорот и отдан в Москву, в ученье к сапожнику. И когда рассказчик, слушая это, изумляется, какое же ученье в двадцать с лишком лет, ответ Сучка поражает: «Стало быть, ничего, можно, коли барин приказал». Такому помещичьему самодурству нет границ.

Тургенев не говорит, что крепостное право – зло, он лишь объективно показывает нравственное превосходство крестьян над своими хозяевами. Причем крепостное право развращает и крестьян, также воспитывая в них рабскую покорность и терпение. Крепостное право не может не уродовать личность нравственно, лишая ее внутренней свободы.

Автор, не призывая к революции, без громких слов и лозунгов показывает нам, как необходимо, по его мнению, что-то сделать, чтобы легче жилось талантливому и щедрому душой русскому народу.

Оцените статью
Adblock
detector