Конспект урока литературы в 7 классе. Тургенев «Бирюк»
Тема: «Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны» (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
Цель: анализ рассказа И. С. Тургенева «Бирюк».
Задачи:
• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
• формировать навыки исследовательской работы с текстом;
• развивать логическое мышление, наблюдательность,
• развивать и обогащать речь обучающихся;
• создать условия для воспитания чувства любви к природе, к человеку.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, иллюстрации к произведению, портреты писателя.
Используемые технологии: личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.
Методические приемы: беседа, чтение, работа с учебником, просмотр презентации.
Основные понятия: герой, портрет, интерьер, описание.
Межпредметные связи: история.
Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
В. Г. Белинский
Структура урока
I. Организационный момент.
Цель этапа: создание эмоционального настроя урока.
— Здравствуйте. Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал вступительную статью в учебнике об И. С. Тургеневе.
— Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И. С. Тургенева.
-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку.
-Молодцы, спасибо. Слайд № 1
II. Работа по теме урока.
Цель этапа: анализ рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»
1. Беседа.
Цель этапа: Подготовка к восприятию.
— Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И. С. Тургенева, автора «Записок охотника»).
— Над «Записками охотника» И. С. Тургенев начинает работать в 1847 году, были опубликованы в 1852 . В сборник вошло 25 рассказов.
Во всех произведениях присутствует один и тот же герой — Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван «Записки охотника»
Создавая его, Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору.
Слайд № 2
Слайд № 3
2. Работа с учебником.
Цель этапа: расширение знаний о Тургеневе И. С.
— С творчеством И. С. Тургенева мы знакомились в предыдущих классах. Какие факты вы помните?
— Сейчас я предлагаю вам ещё раз обратиться к биографии писателя и восполнить пробелы. (Стр. 238 — 240)
3. Мотивация
— Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик?
4. Создание проблемной ситуации.
— Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем. (узнавать чью-то тайну)
-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева).
— На какие вопросы вы хотели бы ответить сегодня на уроке?
5. Целевая установка.
Цель этапа: постановка целей урока.
• попробуем разобраться в характере главного героя;
• обязательно найдём ответ на вопрос, чем же так заинтересовала Тургенева судьба Бирюка, что он отводит ему центральное место в своём произведении.
6. Беседа.
Цель этапа: подготовка к анализу.
— Вспомните, какие пункты традиционно включаются в характеристику (имя, портрет, семейное положение, отношение к работе, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к своему герою и проч.)
— Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.
— Имя
— Портрет
— Отношение Бирюка к работе
— Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
— Отношение самого Бирюка к мужику-вору
— Быт Бирюка, его семейное положение
— Итак, сейчас нам предстоит серьезная работа.
Слайд № 4
7. Анализ текста. Характеристика персонажа. Реализация воспитательной цели урока.
— Каково настоящее имя Бирюка? Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком.
— Что обозначает прозвище — Бирюк? Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Бирюком называют ВОЛКА.
— Кто прозвал лесника Бирюком? Лесника так прозвали мужики.
— Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу? (Стр. 242. «от моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…»).
— Какой вывод можно сделать? Ни с кем не общается, угрюм, его не любят, он одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя.
Портрет
Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза Суровый, мужественный, красивый
— Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу? Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», «смело глядели глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь. Не боится грозы, он сам «гроза» для воров.
В. Г. Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока. Слайд № 5
Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий, жестокий,
добросовестный работник
• Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе? Очень добросовестный, неподкупный.
— Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу? Он пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда».
Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему
• Почему мужики ненавидят Бирюка? Именно потому, что он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались».
— Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор? Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза).
Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
— Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.
— Жалеет ли вора Бирюк или нет? Жестокий, но жалеет,
— Кого накажут за срубленное дерево? Бирюк говорит в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут».
— Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Фома и сам так же бедно живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой Понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя.
Быт Бирюка, его семейное положение. Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей
очень беден, несчастен, автор его жалеет
— Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк? «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей. «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло».
-Счастлив ли Бирюк?
— Почему от него сбежала жена?
8. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».
— Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,
но с другой стороны,
__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО________________
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.
— Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).
— Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.
Слайд № 6
Слайд № 7
9. Поиск причины явления
— Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)
— А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк — КРЕПОСТНОЙ)
— Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина) Слайд № 7
10. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».
— Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)
— Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят
Слайд № 8 — 13
11. Авторская позиция
— Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?
— Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).
— Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.
…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.
Слайд № 14
12. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».
— Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.
-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)
Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, «Записки охотника» сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.
Слайд № 15
Слайд № 16
III. Итог урока. Реализация воспитательной цели урока.
Цель этапа: подведение итога урока.
1. Беседа
— Один из бывших крепостных Тургенева вспоминал спустя время: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
Все – таки добрый, мужественный, честный Бирюк погиб от рук своих же крестьян. И возникает вопрос: почему такой славный человек, одаренный от природы многими положительными качествами, жил в нищете, в условиях, вызывающих жалость? Бирюка ценил барин, доверял ему свой лес. Почему же Бирюк живет ничуть не лучше, чем остальные крестьяне? Почему погиб из-за того, что честно выполнял свою работу? Кто в этом виноват (или что)?
(ответ: Бирюк говорит: «Я человек подневольный». Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне – он крепостной. А барин, видимо, очень жадный, потому что обдирает своих крестьян до нитки, и они вынуждены воровать, чтобы прокормиться. И даже о Бирюке, которого барин ценит как работника, которому доверяет, он не заботится. И даже взыскивает с него недоимки. Виновато в ужасной жизни людей и в смерти Бирюка крепостное право. Из-за него крестьяне голодали и воровали. Из-за него Бирюк тщательно охранял лес, не позволял воровать крестьянам. Но крепостным очень тяжело жилось, у них не было другого выхода, кроме как воровать, а Бирюк был помехой, поэтому его и убили).
— Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?
(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком).
— Попробуйте ответить на вопрос, сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне – герои рассказа?
2. Рефлексия.
— Какие знания вы сегодня получили на уроке?
— Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
— Какое у вас настроение от урока?
— Ребята, я благодарю вас за урок и желаю каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое достоинство.
IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Прочитать стр. 250 – 253.
По желанию: нарисовать иллюстрацию к произведению.
Литература.
1. Диденко Инна Валерьевна, ГБОУ СОШ № 451 Колпинский район. Конспект урока по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
2. Зайцева Л. А. Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк» 7 класс.
3. Покровкова Наталья Николаевна, заместитель директора по УВР Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е. В. Камышева».
4. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
Разработка урока литературы 7 класс И.С. ТУРГЕНЕВ ««БИРЮК
Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью И. С. Тургенева, с историей создания сборника «Записки охотника», с рассказом Тургенева «Бирюк»
Задачи урока: развить интерес к творчеству Тургенева, учить анализировать текст, отвечать на вопросы, совершенствовать устную речь, развивать творческие способности.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа по теме урока.
1) Рассказ учителя о детстве и юности Тургенева
И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детские годы писателя прошли в имении матери Спасское – Лутовиново Орловской губернии. Взаимоотношения между родителями были сложными, и это отражалось на впечатлительном мальчике.
Отец Тургенева – Сергей Николаевич – женился с единственной целью: поправить своё материальное положение.
Мать – Варвара Петровна была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по Спасскому саду, общаться с людьми из народа. Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении.
В 1837 году И. С. Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета. Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский Университет. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году И. С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение – первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».
2) Анализ статьи учебника
Чтение статьи в учебнике и беседа по вопросам:
Что давали охотничьи походы Тургеневу как писателю? (охота сводила Тургенева с разными людьми, он изучал народную жизнь и народные души)
Что открыл Тургенев в мужике? (ум, богатый внутренний мир, с одной стороны. С другой стороны показал полное бесправие мужика)
В чём заключалось важное общественное значение книги «Записки охотника»? («настоящая летопись русского быта и русского люда»)
Как вы думаете, за что поблагодарили писателя два крестьянина?
3) Комментированное чтение рассказа «Бирюк»
— Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?
— Назовите главных героев рассказа. (рассказчик, Бирюк, мужик).
— Какую роль в произведении играет пейзаж? чтение отрывка (пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение главных героев).
— Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)
-Что хочет сказать автор о герое, который появляется при блеске молнии? (автор отмечает его звучный голос, высокую фигуру, хочет подчеркнуть силу героя, показывая его в контрасте с грозой).
-Как живёт Бирюк? чтение описания избы (очень бедно)
-Что хотел сказать автор, противопоставляя описание сильной, бушующей грозы убогой избе Бирюка? (описание избы лесника говорит о его социальном положении, а художественный портрет помогает увидеть индивидуальные черты: мужественное лицо, могучие мышцы, высокий рост. В восприятии читателя рассказ о леснике как о грозе мужиков связывается с картиной грозы)
-Почему крестьяне прозвали лесника Бирюком? (за нелюдимый характер)
обратимся к словарю
-Какой конфликт лежит в основе произведения?
Понятие конфликта. Определение в тетрадь.
Конфликт-столкновение, серьезное разногласие(С.И.Ожегов)
Участники конфликта — это Бирюк и мужик.
-Составьте небольшой рассказ об участниках конфликта. (I вариант – характеристика Бирюка, II вариант – характеристика мужика) Ребята зачитывают свой характеристики.
-Чем вызвана озлобленность, ненависть мужика по отношению к Бирюку? (отчаянием)
-Объясните смысл финала рассказа. Как вы думаете, почему Бирюк отпустил мужика? (пожалел мужика)
— Кто из героев, на ваш взгляд, стоит на более высокой нравственной позиции? Почему? (На более высокой нравственной позиции стоит Бирюк: несмотря на то, что он также беден, как и мужик, он не может пойти против своих принципов: воровать, брать взятки и т. д.)
4. Подведение итогов:
-Какова же основная идея этого произведения?
В рассказе Бирюк автор затрагивает вопрос о крестьянском протесте. Образ Бирюка – образ трагический: человек честный, суровый, проникся принципом служению долгу, но всё же он чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор очень точно передаёт душевный конфликт между долгом и чувством сострадания.
подготовить пересказ рассказа «Бирюк»