Тургенев история создания записок охотника 7 класс

Урок литературы в 7 классе.
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Урок литературы в 7 классе. «Хорь и Калиныч». По программме Г. С. Меркина.

Скачать:

Вложение Размер
urok._hor_i_kalinych.pptx 1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч ». Многообразие и сложность характеров крестьян в рассказе

По отцу Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова , — богатая помещица. В её имении Спасское-Лутовиново ( Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. Происхождение писателя Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя. Сергей Николаевич Варвара Петровна 2

«Записки охотника» Почти всю жизнь Иван Сергеевич Тургенев провёл в Европе, лишь ненадолго приезжая в Россию. Однако лучшие свои произведения он посвятил русским людям и русской природе. В 40-50е годы XIX века писатель создал несколько произведений, объединённых в один сборник « Записки охотника ». Темы рассказов сборника многообразны: здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа, и, конечно же, прекрасные картины природы средней полосы России. Во всех рассказах присутствует один и тот же герой — Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, происходивших с ним во время охоты. Тургенев наделил своего рассказчика тонкой наблюдательностью, особым чувством прекрасного, что помогает точнее и колоритнее передать читателю различные ситуации. Сборник принёс автору широкую известность. 3

Краткая историко-литературная справка 1818 год 28 октября – день рождения И.С. Тургенева. 1847 год январь – опубликован первый рассказ из цикла «Записки охотника» «Хорь и Калиныч ». 1852 год – вышли «Записки охотника» отдельной книгой, в которой насчитывается 25 рассказов и очерков. 4

«Хорь и Калиныч » « Ермолай и мельничиха» «Малиновая вода» «Уездный лекарь» «Мой сосед Радилов» «Однодворец Овсянников» «Льгов» « Бежин луг» «Касьян с Красивой Мечи» «Бурмистр» «Контора» «Бирюк» «Два помещика» «Лебедянь» «Смерть» «Певцы» «Пётр Петрович Каратаев» «Свидание» «Татьяна Борисовна и её племянник» «Гамлет Щигровского уезда» « Чертопханов и Недопюскин » «Конец Чекртопханова » «Живые мощи» «Стучит» «Лес и степь» «Записки охотника» 5

Основная тема и идея «Записок охотника» Тема: изображение простого русского народа, крепостных крестьян, оценка их высоких духовных и нравственных качеств, показ нравственного оскудения русского дворянства Идея: протест против крепостного права 6

Попечитель Санкт-Петербургского учебного округа М.Н. Мусин-Пушкин сжигает «Записки охотника» И.С. Тургенева. Карикатура Л. Вакселя . 1852 7

8 Жанр – р ассказ

Историческая справка К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк. Барщина — даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина могла включать полевые работы, извозную повинность, строительные и ремесленные работы, рубку леса. Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. 9

10 Вопросы для обсуждения: Каким изображен помещик Полутыкин в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора — « отличный человек »? В финале рассказа звучит фраза: «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще». Какую оценку, по вашему, дает помещику Тургенев устами крепостного мужика? Каким изображен Хорь в рассказе? Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение Хоря с Сократом? Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

11 Вопросы для обсуждения: Какой смысл в контексте рассказа приобретает фраза: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет — ему все равно»? Какое начало преобладает в образе Хоря — рациональное или чувственное? Найдите в тексте ответ на вопрос. Какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации П.П. Соколова? Какие черты характера Хоря проявляются в отношениях с Калинычем ?

12 Вопросы для обсуждения: Каков Калиныч в рассказе И.С. Тургенева? Как отзывается о нем помещик Полутыкин ? В противоположность Хорю Калиныч символизирует поэтическую сторону русского национального характера. В чем она проявляется ?

 Тургенев показывает в книге социальный конфликт , сталкивает друг с другом два национальных образа , две России — официальную, крепостническую , мертвящую жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянскую, живую и поэтическую, — с другой.  Все герои тяготеют к одному из двух полюсов — «мертвому» или «живому». 13

В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала. Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Два героя – поэтичный и разумный, представляющие различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного. Выводы: «Записки охотника». «Хорь и Калиныч ». Художник П. Соколов. 1890-е 14

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче »?  Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается до сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, т.е. «исследует» интересующую его жизнь. 15 Н.Д.Дмитриев-Оренбургский . Этюд «И.С.Тургенев на охоте». 1879

16 Домашняя работа: 1. Сравнительная таблица «Хорь и Калиныч » (критерии определить самостоятельно. ) 2. Прочитать рассказ «Певцы» 3. Ответить на вопросы на стр. 258 4. Пересказ стр. 259-260, вопросы на стр. 260-261.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме «Русская литература конца XIX — начала XX века». Материал содержит основные тезисы, фотографии.

лекция с элементами беседы. анализ стих.

Конспект урока может быть использован при изучении романа «Герой нашего времени» в 9 — 10 классах.

Презентация к уроку.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор.

Урок литературы по произведению И. С. Тургенева «Бирюк» (2ч) для 7 класса
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

В разработке представлены два урока плитературы по творчеству И. С. Тургенева. Первый знакомит нас с биографией писателя, с его сборником «Записки охотника». Второй урок посвящён анализу рассказа «Бирюк».

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_literature2.doc 988.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе

(изучение произведений Тургенева) (2ч)

Тема урока : детство и юность Тургенева, история создания сборника «Записки охотника»

Тип урока: урок – презентация

Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью И. С. Тургенева, с историей создания сборника «Записки охотника», с рассказом Тургенева «Бирюк»

Задачи урока: развить интерес к творчеству Тургенева, учить анализировать текст, отвечать на вопросы, совершенствовать устную речь, развивать творческие способности.

Оборудование: портрет Тургенева, компьютер, интерактивная доска

1) Организационный момент. Приветствие, настрой на урок

2) Рассказ учителя о детстве и юности Тургенева

И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детские годы писателя прошли в имении матери Спасское – Лутовиново Орловской губернии. Взаимоотношения между родителями были сложными, и это отражалось на впечатлительном мальчике.

Отец Тургенева – Сергей Николаевич – женился с единственной целью: поправить своё материальное положение.

Мать – Варвара Петровна была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по Спасскому саду, общаться с людьми из народа. Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении.

В 1837 году И. С. Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета. Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский Университет. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году И. С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение – первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».

3) Анализ статьи учебника

Чтение статьи в учебнике и беседа по вопросам:

  1. Что давали охотничьи походы Тургеневу как писателю? (охота сводила Тургенева с разными людьми, он изучал народную жизнь и народные души)
  2. Что открыл Тургенев в мужике? (ум, богатый внутренний мир, с одной стороны. С другой стороны показал полное бесправие мужика)
  3. В чём заключалось важное общественное значение книги «Записки охотника»? («настоящая летопись русского быта и русского люда»)
  4. Как вы думаете, за что поблагодарили писателя два крестьянина?

4) Комментированное чтение рассказа «Бирюк»

5) Домашнее задание: прочитать рассказ «Бирюк», подготовить рассказ об истории создания записок охотники

Тип урока: Урок изучения нового.

Тема урока: И. С. Тургенев «Бирюк»

Цель урока: познакомить учащихся с проблематикой рассказа Тургенева «Бирюк», познакомить с понятием конфликта.

Задачи урока: научить анализировать текст, давать характеристику персонажу, делать выводы, обобщения, способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию творческих способностей.

Организационный момент. Приветствие, настрой на урок

1) Проверка домашнего задания, рассказ учащихся о творчестве И.С.Тургенева и об истории создания «Записок охотника»

2) Вопросы на повторение:

— Какую цель преследовал Тургенев, создавая «Записки охотника»? (показать незаурядность, одарённость крестьянина)

— Что объединяет все рассказы сборника? (образ рассказчика, общая цель)

-Кто является главным действующим лицом «Записок охотника»? (люди из народной среды, не утратившие чувства собственного достоинства)

3) Знакомство учащихся с рассказом «Бирюк», беседа по вопросам.

— Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

— Назовите главных героев рассказа. (рассказчик, Бирюк, мужик).

— Какую роль в произведении играет пейзаж? чтение отрывка (пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение главных героев).

— Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)

-Что хочет сказать автор о герое, который появляется при блеске молнии? (автор отмечает его звучный голос, высокую фигуру, хочет подчеркнуть силу героя, показывая его в контрасте с грозой).

-Как живёт Бирюк? чтение описания избы (очень бедно)

-Что хотел сказать автор, противопоставляя описание сильной, бушующей грозы убогой избе Бирюка? (описание избы лесника говорит о его социальном положении, а художественный портрет помогает увидеть индивидуальные черты: мужественное лицо, могучие мышцы, высокий рост. В восприятии читателя рассказ о леснике как о грозе мужиков связывается с картиной грозы)

-Почему крестьяне прозвали лесника Бирюком? (за нелюдимый характер)

обратимся к словарю

-Какой конфликт лежит в основе произведения?

Понятие конфликта. Определение в тетрадь.

Конфликт-столкновение, серьезное разногласие(С.И.Ожегов)

Участники конфликта — это Бирюк и мужик.

-Составьте небольшой рассказ об участниках конфликта. (I вариант – характеристика Бирюка, II вариант – характеристика мужика) Ребята зачитывают свой характеристики.

-Чем вызвана озлобленность, ненависть мужика по отношению к Бирюку? (отчаянием)

-Объясните смысл финала рассказа. Как вы думаете, почему Бирюк отпустил мужика? (пожалел мужика)

— Кто из героев, на ваш взгляд, стоит на более высокой нравственной позиции? Почему? (На более высокой нравственной позиции стоит Бирюк: несмотря на то, что он также беден, как и мужик, он не может пойти против своих принципов: воровать, брать взятки и т. д.)

4) Подведение итогов:

-Какова же основная идея этого произведения?

В рассказе Бирюк автор затрагивает вопрос о крестьянском протесте. Образ Бирюка – образ трагический: человек честный, суровый, проникся принципом служению долгу, но всё же он чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор очень точно передаёт душевный конфликт между долгом и чувством сострадания.

5) Домашнее задание: Прочитать стихотворения в прозе И. С. Тургенева .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления).

Урок с использованием электронной презентации. Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе. Это урок-игра, который позволяет в интересной форме — в виде соревнования между т.

Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина «Алые паруса». Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол.

Проектная деятельность на уроках литературы-одна из продуктивных педагогических технологий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся.

Основной задачей урока является развитие умения «увидеть»героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам.

Основной задачей урока является развитие умения «увидеть»героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам.

Конспект по теме «Повесть И.С. Тургенева «Муму» для 5 класса.

Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы

Рассказы сборника «Записки охотника» Тургенева были написаны в период с 1847 по 1851 гг. и печатались по очереди в журнале «Современник». Единым сборником «Записки охотника» вышли в 1852 году.

Исторический контекст

Середина XIX века – время назревания в российском обществе значительных перемен. И одновременно время реакции властей на эти приближающиеся перемены, судорожные попытки цензуры запретить и спрятать от людских глаз и умов любые намеки на удручающее положение вещей в России.

Крепостное право, как социальное явление, разделило российское общество того времени на два лагеря: одни считали его обыденным и естественным явлением, другие же не могли мириться с тем, что человек угнетает человека. И особенно удивительным было то, что за судьбу крепостных вступались люди состоятельные, имевшие дворянское звание, во владении которых была не одна сотня крестьян. Иван Тургенев был одним из таких людей.

Взгляды Тургенева

Иван Сергеевич родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах.

Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который выдел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права.

История создания сборника «Записки охотника»

Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.

  • Титульный лист первого издания. 1852

В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.

Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.

Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».

Заголовок

Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».

Собственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»

Цензура

Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом.

Цикл «Записки охотника» — состав сборника

Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».

«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Влияние на литературу и историю

По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.

Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.

«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Природа и язык

Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.

«Записки охотника» были переведены на всей европейские языки.

Читайте также:  Штраф за отсутствие путевки при охоте
Оцените статью
Adblock
detector