- Тургенев 7 класс история создания записки охотника
- Урок литературы по произведению И. С. Тургенева «Бирюк» (2ч) для 7 класса методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Литература
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Краткое сообщение о биографии И.С. Тургенева
- История написания сборника «Записки охотника»
- Картины жизни, нравов и быта русского крестьянства в рассказе «Бирюк»
- Краткое содержание рассказа. Поступки главного героя, его взаимоотношения с крестьянами. Описание жилища и портретная характеристика как средство раскрытия характера героя
- Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»
- Роль образов-символов
- Изображение крестьянских детей в рассказе «Бежин луг»
- Портретные и сравнительные характеристики мальчиков. Суть историй, рассказанных мальчиками
- Значение рассказов сборника «Записки охотника»
- Словарь
Тургенев 7 класс история создания записки охотника
Доклад 7 класс.
В январе 1847 года в культурной жизни России и в творческой судьбе Тургенева произошло значительное событие. В обновленном журнале «Современник», который перешел в руки Н.А. Некрасова и И.И. Панаева, был опубликован очерк «Хорь и Капиныч». Успех его превзошел все ожидания и побудил Тургенева к созданию целой книги под названием «Записки охотника». На причины популярности тургеневского очерка впервые указал Белинский: «Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил».
Предложения интернет-магазинов
Публикацией «Хоря и Калиныча» Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Перед лицом практичного Хоря и поэтичного Калиныча потускнел образ их господина, помещика Полутыки на. Именно в крестьянстве нашел Тургенев «почву, хранящую жизненные соки всякого развития», а значение личности «государственного человека», Петра I, он поставил в прямую зависимость от связи с ней. «Из наших разговоров с Хорем я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели,— убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях». С такой стороны к крестьянству в конце 40-х годов не заходил даже Некрасов. Условно говоря, это был новый подход к мужику: Тургенев нашел в жизни народа ту значительность, тот общенациональный смысл, который Толстой положил потом в основу художественного мира романа- эпопеи «Война и мир».
Наблюдения над характерами Хоря и Капиныча у Тургенева не самоцель: «мыслью народной» выверяется здесь жизнеспособность или никчемность «верхов». От Хоря и Капиныча эта мысль устремляется к русскому человеку, к русской государственности. «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай. » А далее Тургенев выводит своих героев к природе: от Хоря и Ка- линыча — к Лесу и Степи. Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности: его усадьба располагалась посреди леса на расчищенной поляне. А Капиныч своей бездомностью и душевной широтой сродни степным просторам, мягким очертаниям пологих холмов, кроткому и ясному вечернему небу.
В «Записках охотника» сталкиваются и спорят друг с другом две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая — с другой. И все герои, эту книгу населяющие, так или иначе тяготеют к этим двум полюсам — «мертвому» или «живому». Характер помещика Полутыкина изображен в «Хоре и Капиныче» легкими штрихами: упоминается о его французской кухне, о конторе, которая им упразднена.
Изображая народных героев, Тургенев тоже выходит за пределы «частных» индивидуальностей к общенациональным силам и стихиям жизни. Характеры Хоря и Капиныча, как два полюса магнита, начинают притягивать к себе всех последующих героев сборника «Записки охотника». Одни из них тяготеют к поэтичному, душевно-мягкому Калинычу, другие — к деловому и практичному Хорю.
Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются «на фоне» природы, а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи. Живая Россия в «Записках охотника» движется, дышит, развивается и растет. О близости Калиныча к природе говорится немного. В тургеневском сборнике поэтизируется готовность к самопожертвованию, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду. Эта черта русского характера достигает кульминации в рассказе «Смерть»: русские люди «умирают удивительно», ибо в час последнего испытания они думают не о себе, а о других, о ближних. Это помогает им стойко и мужественно принимать смерть.
Нарастает в книге тема музыкальной одаренности русского народа. Многие тургеневские герои: Капиныч, Яков Турка и другие — не просто поют, а чувствуют музыку, песню. Вот как поет Яков из рассказа «Певцы»: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».
В «Записках охотника» Тургенев впервые ощутил Россию как единство, как живое художественное целое. Его книга открывает 60-е годы в истории русской литературы, предвосхищает их. Прямые дороги от «Записок охотника» идут не только к «Запискам из Мертвого дома» Достоевского, «Губернским очеркам» Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу «Войны и мира» Толстого.
В 1852 году «Записки охотника» И.С. Тургенева вышли отдельным изданием и сразу же обратили на себя внимание. Существенное значение и достоинство «Записок охотника» прежде всего в том, что Тургенев «сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны», в том, что он находил в русском народе «больше доброго, чем дурного». Да, Тургенев умел видеть красоту души мужика, и именно эта красота была главным аргументом писателя против безобразия крепостничества.
Можно сказать, что «Записки охотника» открыли перед русским читателем новый мир — мир крестьянский. Иван Сергеевич с большой теплотой описывает крестьян, придерживаясь своего главного принципа, — достоверности изображения. Он часто рисовал с натуры, его образы имели реальные прототипы. И этот подчеркнутый натурализм делает рассказы Тургенева особенно ценными и интересными для нас.
Вопросы по докладу:
1) Какой рассказ был впервые опубликован в журнале «Современник» в 1847 году?
2) Какие два типа народных характеров вывел И.С. Тургенев в своем рассказе «Хорь и Калиныч»?
3) В каком году «Записки охотника» вышли отдельным изданием?
4) Какой мир открывают читателю рассказы И.С. Тургенева из сборника «Записки охотника»?
5) Почему сборник И.С. Тургенева «Записки охотника» был очень популярен среди читателей?
Урок литературы по произведению И. С. Тургенева «Бирюк» (2ч) для 7 класса
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
В разработке представлены два урока плитературы по творчеству И. С. Тургенева. Первый знакомит нас с биографией писателя, с его сборником «Записки охотника». Второй урок посвящён анализу рассказа «Бирюк».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature2.doc | 988.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе
(изучение произведений Тургенева) (2ч)
Тема урока : детство и юность Тургенева, история создания сборника «Записки охотника»
Тип урока: урок – презентация
Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью И. С. Тургенева, с историей создания сборника «Записки охотника», с рассказом Тургенева «Бирюк»
Задачи урока: развить интерес к творчеству Тургенева, учить анализировать текст, отвечать на вопросы, совершенствовать устную речь, развивать творческие способности.
Оборудование: портрет Тургенева, компьютер, интерактивная доска
1) Организационный момент. Приветствие, настрой на урок
2) Рассказ учителя о детстве и юности Тургенева
И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье. Детские годы писателя прошли в имении матери Спасское – Лутовиново Орловской губернии. Взаимоотношения между родителями были сложными, и это отражалось на впечатлительном мальчике.
Отец Тургенева – Сергей Николаевич – женился с единственной целью: поправить своё материальное положение.
Мать – Варвара Петровна была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих. Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по Спасскому саду, общаться с людьми из народа. Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении.
В 1837 году И. С. Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета. Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский Университет. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году И. С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение – первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».
3) Анализ статьи учебника
Чтение статьи в учебнике и беседа по вопросам:
- Что давали охотничьи походы Тургеневу как писателю? (охота сводила Тургенева с разными людьми, он изучал народную жизнь и народные души)
- Что открыл Тургенев в мужике? (ум, богатый внутренний мир, с одной стороны. С другой стороны показал полное бесправие мужика)
- В чём заключалось важное общественное значение книги «Записки охотника»? («настоящая летопись русского быта и русского люда»)
- Как вы думаете, за что поблагодарили писателя два крестьянина?
4) Комментированное чтение рассказа «Бирюк»
5) Домашнее задание: прочитать рассказ «Бирюк», подготовить рассказ об истории создания записок охотники
Тип урока: Урок изучения нового.
Тема урока: И. С. Тургенев «Бирюк»
Цель урока: познакомить учащихся с проблематикой рассказа Тургенева «Бирюк», познакомить с понятием конфликта.
Задачи урока: научить анализировать текст, давать характеристику персонажу, делать выводы, обобщения, способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию творческих способностей.
Организационный момент. Приветствие, настрой на урок
1) Проверка домашнего задания, рассказ учащихся о творчестве И.С.Тургенева и об истории создания «Записок охотника»
2) Вопросы на повторение:
— Какую цель преследовал Тургенев, создавая «Записки охотника»? (показать незаурядность, одарённость крестьянина)
— Что объединяет все рассказы сборника? (образ рассказчика, общая цель)
-Кто является главным действующим лицом «Записок охотника»? (люди из народной среды, не утратившие чувства собственного достоинства)
3) Знакомство учащихся с рассказом «Бирюк», беседа по вопросам.
— Какое чувство вызвал у вас этот рассказ?
— Назовите главных героев рассказа. (рассказчик, Бирюк, мужик).
— Какую роль в произведении играет пейзаж? чтение отрывка (пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение главных героев).
— Какой герой появляется неожиданно при блеске молнии? (Бирюк)
-Что хочет сказать автор о герое, который появляется при блеске молнии? (автор отмечает его звучный голос, высокую фигуру, хочет подчеркнуть силу героя, показывая его в контрасте с грозой).
-Как живёт Бирюк? чтение описания избы (очень бедно)
-Что хотел сказать автор, противопоставляя описание сильной, бушующей грозы убогой избе Бирюка? (описание избы лесника говорит о его социальном положении, а художественный портрет помогает увидеть индивидуальные черты: мужественное лицо, могучие мышцы, высокий рост. В восприятии читателя рассказ о леснике как о грозе мужиков связывается с картиной грозы)
-Почему крестьяне прозвали лесника Бирюком? (за нелюдимый характер)
обратимся к словарю
-Какой конфликт лежит в основе произведения?
Понятие конфликта. Определение в тетрадь.
Конфликт-столкновение, серьезное разногласие(С.И.Ожегов)
Участники конфликта — это Бирюк и мужик.
-Составьте небольшой рассказ об участниках конфликта. (I вариант – характеристика Бирюка, II вариант – характеристика мужика) Ребята зачитывают свой характеристики.
-Чем вызвана озлобленность, ненависть мужика по отношению к Бирюку? (отчаянием)
-Объясните смысл финала рассказа. Как вы думаете, почему Бирюк отпустил мужика? (пожалел мужика)
— Кто из героев, на ваш взгляд, стоит на более высокой нравственной позиции? Почему? (На более высокой нравственной позиции стоит Бирюк: несмотря на то, что он также беден, как и мужик, он не может пойти против своих принципов: воровать, брать взятки и т. д.)
4) Подведение итогов:
-Какова же основная идея этого произведения?
В рассказе Бирюк автор затрагивает вопрос о крестьянском протесте. Образ Бирюка – образ трагический: человек честный, суровый, проникся принципом служению долгу, но всё же он чувствует и правоту крестьянина, которого в лес привело нищенское существование. Автор очень точно передаёт душевный конфликт между долгом и чувством сострадания.
5) Домашнее задание: Прочитать стихотворения в прозе И. С. Тургенева .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления).
Урок с использованием электронной презентации. Данный урок является уроком внеклассного чтения в 5 классе. Это урок-игра, который позволяет в интересной форме — в виде соревнования между т.
Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина «Алые паруса». Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол.
Проектная деятельность на уроках литературы-одна из продуктивных педагогических технологий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся.
Основной задачей урока является развитие умения «увидеть»героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам.
Основной задачей урока является развитие умения «увидеть»героя художественного произведения, выявить авторскую позицию и сформировать собственную точку зрения на основе прочитанного. Работа с терминам.
Конспект по теме «Повесть И.С. Тургенева «Муму» для 5 класса.
Литература
И.С. Тургенев «Записки охотника»
Обложка урока взята с источника .
План урока:
Краткое сообщение о биографии И.С. Тургенева
История написания сборника «Записки охотника»
Иван Сергеевич Тургенев появился на свет в семье дворян в 1818 г. Детство он провел в усадьбе Спасское-Лутовиново. С 9 лет обучался в различных пансионах Москвы. После получал образование в Московском, Петербургском и в Берлинском университетах. Первыми шагами Тургенева на литературном пути были романтические поэмы, стихотворения и небольшие повести.
В 1846 г. Тургенев лето провел в своем имении Спасское-Лутовиново, где большую часть времени посвящал охоте. Писатель с ружьем бродил по охотничьим угодьям Орловской, Курской и Тульской губернии, делал записи о русской природе, о встречах и разговорах с разными людьми. Вернувшись осенью в Петербург, он узнал, что поэт Н. Некрасов и литератор И. Панаев решили основать новый журнал для прогрессивных молодых литераторов. Им удалось перекупить права на издание журнала «Современник», который основал в 1836 г. А. Пушкин. После гибели поэта журнал издавал П. Плетнев, но издание уже не имело уже былой популярности.
Тургенев стал оказывать Некрасову активное содействие в выпуске обновленного журнала, первый номер которого вышел в начале 1847 г. «Современнику» предстояло стать ведущим журналом России. Благодаря этому изданию стали известны имена Н.П. Огарева, Д.В. Григоровича, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.
Источник
С первым же выпуском журнала на Тургенева обрушилась настоящая слава, которая для него самого стала неожиданностью. Тургенев представил для публикации в журнале свои стихотворения и литературную рецензию. Но Некрасову не хватило материалов, и он обратился к Тургеневу с просьбой найти для печати еще какое-нибудь небольшое произведение. Тургенев отослал в журнал этнографический [1] очерк, который ранее не думал публиковать. Его напечатали в разделе «Смесь», в котором были размещены всевозможные статьи и заметки на хозяйственные темы. Издатели и автор недооценили значение очерка, которому Панаев предложил дописать подзаголовок: «Из записок охотника». У Тургенева никаких других «записок» тогда еще не было.
Очерк «Хорь и Калиныч» был замечен читателями и нежданно стал литературным открытием, вызвав интерес непривычной, свежей точкой зрения на русское крестьянство. В редакцию стали присылать письма с просьбой продолжить публикацию«Записок охотника». В течение трех лет Тургенев написал для журнала еще 21 очерк.«Записки охотника» сочли очерками, но при всей своей достоверности и документальности, они были лишены публицистической страстной риторики, наполнены глубокой художественностью. Всего было написано 25 очерков, которые композиционно объединены образом рассказчика. Повествование в «Записках охотника» ведется от лица Петра Петровича, дворянина и заядлого охотника из села Спасского, описавшего свои наблюдения во время охоты. Между рассказчиком и автором много общего: при создании произведений Тургенев использовал свои личные впечатления. Он сам писал, что вся его биография написана в его произведениях.
В 1852 г. «Записки охотника» были изданы отдельной книгой. Рассказы, написанные в годы жесточайшей цензуры, по отдельности не привлекали к себе внимания цензоров. Само название сборника наводило на мысль, что очерки написаны про охоту. Собранные в отдельное издание, они стали представлять собой произведение предосудительное для того времени. Цензор, давший разрешение на издание книги, был строго наказан и уволен.
Главное историко-литературное значение «Записок охотника» заключается в том, что Тургенев продолжил тему, затронутую Н. Карамзиным в повести «Бедная Лиза», в которой впервые была высказана мысль, что «крестьяне чувствовать умеют», а героиней стала крестьянка. Во времена крепостного права дворянство воспринимало крестьян как людей с низким уровнем сознания, невежественных, бесчувственных и грубых. Тургеневу удалось рассказать не только о жизни русского крестьянина, но и о глубине его души, в которой немало сложных и разнообразных чувств.Впервые полноправными персонажами произведений стали крестьяне. В. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» писал, что в «грубом, необразованном» человеке, как и в образованном, так же интересны «душа, ум, сердце, страсти, склонности». Подтверждением этой мысли стали «Записки охотника» Тургенева, в которых автор выразил веру в неистощимые силы народа. Писатель создал образ народа с живой душой, чувством собственного достоинства, жаждой воли, верой в лучшую жизнь, достойную человека.
Тургенев на охоте Источник
Образы крестьян написаны неоднозначно. Тургенев отметил ряд высоких качеств, порывов и чувств в душе простого русского человека: христианское смирение, человеколюбие, религиозность, чувство долга, чуткость, простоту. Вместе с тем указал на целый ряд отрицательных явлений в народной жизни: невежество, злоупотребления «разных кулаков» и «мироедов», раболепие,суровое отношение к женщинам, развращенность дворни [2] , подражавшей привычкам своих господ. Но все же, как совершенно верно отмечал Л. Толстой, Тургенев искал в русском простонародье «больше доброго, чем дурного».
Тургенев не только описал картины крестьянской жизни и быта, ни и поднял вопрос о крепостном праве. В очерках немало трагических и комических сцен, характеризующих крепостных крестьян и помещиков, их взаимоотношения. Нередко по своим личностным качествам, чертам характера, уровню духовности образы крестьян намного превосходят образы помещиков. Впервые в литературе предстала во всей своей неприглядности «деятельность» крепостников, показано оскудение духовности и нравственности дворянства.С пониманием описывает Тургенев черты пробуждающегося самосознания крестьян, их недовольство своим бедственным положением. Тургенев создал необычайной силы произведение,обличающее крепостничество, он писал, что считает крепостное право своим главным врагом, с которым «не мог дышать одним воздухом», не мог «оставаться рядом с тем, что возненавидел». Это стало одной из причин, по которой Тургенев уехал за границу, где было создано большинство рассказов для «Записок охотника». Этот цикл рассказов открыл новую страницу в русской литературе, с него началась мировая известность Тургенева.
Картины жизни, нравов и быта русского крестьянства в рассказе «Бирюк»
Краткое содержание рассказа. Поступки главного героя, его взаимоотношения с крестьянами. Описание жилища и портретная характеристика как средство раскрытия характера героя
У многих героев рассказов «Записок охотника» были прототипы – это люди, которых знал Тургенев лично. Историю лесника из имения его матери, убитого крестьянами, он описал в рассказе «Бирюк», напечатанном в 1847 г. Словом «бирюк»св Орловской губернии называли мрачного и нелюдимого человека.
В незамысловатом содержании рассказа «Бирюк»описывается всего несколько часов из жизни Фомы Кузьмича, лесника. Однажды рассказчика, возвращающегося с охоты, застал ливень. Случайно встреченный лесник, прозванный Бирюком, предложил барину убежище в своей избе. Во время разговора с барином Бирюк заметил, что в лесу кто-то рубит дерево. Отправившись на стук топора, они поймали крестьянина-воришку, у которого Бирюк отобрал лошадь, а самого связал. Нарушитель стал оправдываться, что на кражу его толкнула нищета, дома голодные дети «пищат», умолял отпустить. Барину стало жалко крестьянина, он пообещал заплатить за срубленное дерево, если лесник отпустит виновника. Но лесник был непреклонен. Доведенный до отчаяния мужик стал оскорблять Бирюка и угрожать ему. Лесник, сжалившись, вытолкнул за дверь мужика, пообещав в следующий раз непременно наказать.
Бирюк – крепостной крестьянин, поставленный помещиком следить за лесом. На этой должности «даром господский хлеб» ему не достается. Он, честно следуя своему долгу,оберегает господский лес от пожаров, браконьерства, вырубки. Бирюка местные мужики боятся и недолюбливают, пытались «не раз добрые люди сжить его со свету», но не удавалось, потому что он был «силен и ловок, как бес». Несмотря на такое отношение к нему окружающих, Бирюк твердо следует моральным принципам, у него для воровства нет оправданий. Он и сам живет крайне бедно, но не позволяет ни себе, ни другим расхищать чужое.
Рассказчику довелось стать свидетелем того, как однажды поколебалась суровая натура Бирюка, пожалевшего и отпустившего несчастного мужика, доведенного до крайней степени бедности и срубившего дерево в барском лесу. Несмотря на суровый характер Бирюка, у него благородная душа, которой не чуждо милосердие.За внешним конфликтом в рассказе «Бирюк» проступает внутренний конфликт: в душе героя идет борьба между долгом и сочувствием. Бирюк переступил через исполнение своего долга и пожалел несчастного вора.
Внешности Бирюк был выдающейся. Высокорослый, плечистый, крепкого телосложения, сквозь промокшую полотняную рубаху выступали мощные мышцы. У него суровые и мужественные черты лица, обрамленные черной бородой. Взгляд карих глаз из-под густых бровей был смелым. Разговаривая, он упирается руками в бока, видимо, чувствуя себя в лесу как дома, по-хозяйски.
Фома Кузьмич живет вдали от людей, в лесу, один с двумя маленькими детьми. Жена сбежала от него к проезжему мещанину, и он замкнулся в себе. Он крайне беден, хотя его не раз пытались подкупить деньгами и вином, но он «ни на какую приманку не идет». В его избушке всего одна закопченная комната, освещаемая лучиной [3] , с низким потолком, без полатей [4] и перегородок. Лишь стол в углу и лавка, посередине избы была колыбель с младенцем, которую покачивала Улита, двенадцатилетняя дочка лесника. На стене висел разодранный тулуп, у печки стояли горшки, в углу свалены какие-то тряпки. Помимо бедности, в этом запустении чувствовалось отсутствие хозяйки. Рассказчик с болью в сердце заметил про себя, что «не весело войти ночью в мужицкую избу».
Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»
Роль образов-символов
Описание природы в рассказе «Бирюк» не является просто красочным фоном для повествования, а способствует раскрытию образа главного героя. Не случайно рассказ начинается изображением грозы в «залитом мраком» лесу. Гроза, как непреодолимая сила, внезапно встала преградой на пути рассказчика, перед которым в темноте на фоне вспышек молний появляется Бирюк, его «фигура словно выросла из земли». Усиливающийся ливень заставил принять предложение лесника, по велению природы рассказчик отправился к нему в избу. Образ-символ грозы в этой пейзажной зарисовке является ключевым для понимания образа Бирюка. Он,сурово выполняющий свою карающую миссию, тоже «гроза» в этом мрачном лесу для окрестных крестьян. Крестьянин-воришка посчитал, что в темную дождливую ночь под раскаты грома он сможет срубить незаметно дерево и вывезти его. Но недремлющий Бирюк все-таки услышал удары топора и молниеносно настиг вора. Автор подчеркивает близость к природе главного героя, его родство со стихией.
Источник
Изображение крестьянских детей в рассказе «Бежин луг»
Портретные и сравнительные характеристики мальчиков. Суть историй, рассказанных мальчиками
О богатстве внутреннего мира крестьянских детей повествуется в рассказе «Бежин луг», который был опубликован в 1851 г. в журнале «Современник». Бежин луг, описанный в рассказе, находится неподалеку от деревни Тургенево в Тульской области на берегу речки Снежить.
Рассказчик после охоты вечером решил возвратиться домой. В сумерках он заблудился и вышел к лугу, увидел костер, около которого сидели дети. Они следили за табуном лошадей, который вечером пригоняли пастись до рассвета. Рассказчик решил заночевать недалеко от костра, а утром отправиться домой. Ночью он стал невольным свидетелем общения ребят.
Источник
Главные герои рассказа «Бежин луг» – пять крестьянских мальчишек.Деревенские ребятишки, следя за табуном, рассказывали друг другу занимательные и страшные истории про нечистую силу. Эти истории, рассказываемые ночью у трепещущего пламени костра, полны завораживающей мистики. Чувство страха, возбуждающее фантазии детей, заставляет их верить в таинственные образы своих рассказов. Делились мальчики историями о леших, домовых, русалках, водяных, оборотнях, о таинственных голосах и привидениях. Мистические суеверия и предчувствия, вера в приметы в их рассказах берут истоки в языческих представлениях об окружающем мире.
Образы мальчиков-рассказчиков нарисованы с тонким психологизмом. По характеру и внешности все мальчики весьма отличны друг от друга. Они из семей с разным достатком, выпас лошадей ночью не для всех рабочая обязанность. В их детских лицах угадываются черты характера, которые разовьются со временем в зрелом возрасте.
Самым старшим из мальчиков был Федя. Он, судя по внешнему виду, был выходцем из богатой семьи, в ночное поехал не по принуждению, а ради потехи. Он был одет в пеструю рубаху и новый армячок [5] , обут в собственные сапоги, гребешок, привязанный к поясу, показывает, что он следит за своим внешним видом. Федя, хотя и старается общаться с товарищами на равных, иногда все-таки подчеркивает свое положение «значительной» немногословностью, покровительственной манерой говорить, снисходительной улыбкой. Если Федя – лидер по возрасту и достатку, то Павлуша – лидер идейный, у него в голосе «звучала сила».
Федя Источник
Павлуша из небогатой крестьянской семьи, одет бедно: в простую рубаху и заплатанные порты. У него широкоскулое бледное рябое лицо с большим ртом,всклоченные волосы на «огромной» голове, приземистая и неуклюжая фигура. Павлуша умен и деловит, у него натура рассудительная и уравновешенная, он умет успокоить испуганных мальчишек. Он способен с лукавым здравомыслием ко многому отнестись критически, а в страшном подметить смешное.Павлуша внимателен к другим: заметил, что Ваня не ест картошку. Он следил за костром, сходил за водой к речке, понимая, что младшие страшатся ходить в темноте. А когда залаяли собаки, первым бросился проверить, не волк ли подкрался к лошадям.В нем намечаются черты мужичка-работника, не впадающего в панику, оценивающего спокойно и без страха житейские обстоятельства. Это спокойствие сродни «фатализму [6] », засевшему в его сознании верой вто, что «своей судьбы не минуешь». Павлуша не чужд простонародных суеверий, верит в предсказания, но стремление всему найти естественное объяснение – характерная черта его ума. Не суждено было Павлуше вырасти, в конце рассказа автор упомянул о гибели мальчика, который спустя год разбился, упав с лошади.
Павлуша Источник
Внешность Ильюши невзрачна, как и у Павла, но одет он аккуратнее: в новую черную свитку [7] , подвязанную веревкой, новые лапти и онучи [8] . Он был подслеповат, с продолговатым лицом, горбоносый. Светлые волосы торчали из-под шапочки из войлока. Ильюша безоговорочно верил самым нелепым байкам. У него хорошая память, он знает множество фантастических поверий, верит в сны и приметы, уверен, что мир полон добрых и злых духов. Мальчику нравится рассказывать страшные истории. Пошедшего за водой Павлушу он серьезно предупреждает о водяном, который может вцепиться в руку и утащить на дно.
Ильюша Источник
Костя выделяется в компании мальчиков. Во внешности мальчика рассказчика особенно привлекли огромные, черные, блестевшие глаза, смотревшие печально и задумчиво. Он верит всем рассказам, может искренне признаться, что боится. Вера Кости в фантастические образы несколько иная: он может прочувствовать красоту народных представлений, как поэт. Костя – задумчивый мечтатель. Услышав, что птицы летят в страны, где зимы никогда не бывает, он, вздыхая, задумчиво закрыл глаза. Видимо, он мечтал сам побывать в иных странах.
Костя Источник
Самый маленький из всех – Ваня. Рассказчик не сразу обратил на него внимание, потому что «смирнехонько» лежащий под рогожей мальчик почти ничего не говорил, изредка высовывая из укрытия русую курчавую головку. Отчего молчалив Ваня, неизвестно. Может, от робости или потому, что младше всех. Но он обратил внимание ребят на красоту ночного неба, на котором «божьи звездочки, что пчелки роятся». Еще проявилась такая черта характера Вани, как бескорыстие. Предложенные ему гостинцы он предлагает отдать сестренке.
Ваня Источник
При всех различиях, мальчики во многом похожи. Они любознательны, хотя малограмотны и суеверны, верят в невероятные истории, страшатся ночных непонятных звуков. Их истории вторят рассказам взрослых, они передают услышанное от старших. Так, в их рассказах раскрылись красочные народные поверья. Костя поведал историю о русалке, которая пыталась заманить плотника Гаврилу. Илья рассказал несколько историй. Одна из них была про шумного домового на местной фабрике, который пугал работников. Другая – о нечистой силе у местной плотины, которая приняла облик белого барашка, напугав проезжавшего подвыпившего крестьянина своим страшным оскалом. У той же плотины встречался призрак покойного барина, который бродит в поисках разрыв-травы. Призраки появляются и у церкви в определенный день, предсказывая, кто скоро умрет. Поведали Ильюша с Павлом о неуязвимом и загадочном Тришке, существе, которое появится перед концом света. Павлуша рассказал о солнечном затмении – «небесном предвиденье», которое в деревне всех напугало. Вспомнили еще мальчики в своих рассказах истории про лешего, водяного, оживших утопленников.
В рассказе «Бежин луг» даны красочные описания прекрасного июльского дня и великолепной «торжественной» и «царственной» ночи. Тургенев, человек с прекрасным образованием, тонко сумел передать красоту окружающего мира,особенно причудливые состояния ночной природы, таинственность безлунного ночного неба с мерцающими «бесчисленными золотыми звездами».Тургенев также показал, что понимать и видеть красоту природы могут даже простые крестьянские ребятишки.
Значение рассказов сборника «Записки охотника»
Велико художественное значение рассказов Тургенева.Помимо прекрасных описаний природы средней полосы России, Тургенев создал целый ряд русских общенародных типов с общечеловеческими чертами. Причем настроение и характер пейзажей рассказов соответствует натуре героя или определенной сцене из его жизни. Кроме художественного значения, эти правдивые очерки о жизни русского простонародья в свое время имели и большое общественное значение. Они оказали значительное влияние на взгляды современников, обратив их внимание на бедственное положение русского крестьянства. Сборник «Записки охотника» сыграл определенную роль в истории. Он произвел сильное впечатление на наследника русского престола, будущего императора Александра II, впоследствии отменившего в 1861 г. многовековое рабство крестьян в России.
Словарь
1. Этнографический – изучающий культурно-бытовые особенности какого-либо народа
2. Дворня – крепостные крестьяне, прислуживавшие в доме помещика
3. Лучина – продолговатая щепка, которую поджигали для освещения в избе
4. Полати – деревянная лежанка у печи
5. Армячок – верхняя долгополая одежда из грубой ткани
6. Фатализм – слепая вера в предначертания судьбы
7. Свитка – верхняя одежда из домотканой грубой ткани, куртка
8. Онучи – кусок ткани, которой обматывали ноги, портянки