- Как сделать тубус для спиннинга своими руками
- Из каких элементов состоит
- Покупные виды изделий
- Как создать тубус для спиннингового удилища самому
- Подготовка материалов, инструментов
- Сборка
- Крепим ремень
- Шьем тканевый чехол
- Отличие тубуса для фидерных, обычных удочек с катушками от спиннинговых
- Изготавливаем дополнительный отсек для поплавков и катушки
- Делаем тубус для зимней рыбалки своими руками
- Самодельный тубус для спиннинговых удилищ
Как сделать тубус для спиннинга своими руками
Сегодня многие рыболовы пробуют делать тубус для спиннинга своими руками в домашних условиях. Это связано с тем, что купить его в рыболовном магазине может позволить не каждый, да и по размеру не всегда его можно подобрать. К тому же зачастую заводские варианты имеют довольно внушительный вес, из-за чего поиск удачного места ловли становится испытанием.
В этой статье мы подробно разберем бюджетные варианты изготовления тубусов, дадим полезные рекомендации начинающим рыболовам.
Из каких элементов состоит
Тубус – удобное и компактное хранилище рыбацких снастей. Выполняет защитную функцию при их транспортировке.
Состоит из следующих деталей:
- Корпус в виде цилиндра. Зачастую им служит легкая, но прочная пластиковая труба. Диаметр различен. Зависит от того, на какое количество бланков рассчитан тубус.
- Оболочка. Оформляется из крепкой ткани. Аккуратно закрывает всю поверхность изделия. В дорогих покупных моделях материя оболочки водонепроницаема. Имеет широкую цветовую гамму.
- Дно. Нижняя часть корпуса. Оснащается мягким материалом (полоном) для дополнительной защиты снастей при перевозке.
- Крышка. Ее диаметр одинаковый с корпусом. Другими словами заглушка. Пришита к оболочке либо вплотную вставляется в цилиндр для закрытия. Для удобства оснащается замком, змейкой.
- Короткая ручка, длинный ремень. Предназначены для переноски тубуса.
- Дополнительные отсеки. Это пришитые карманы, что понадобятся для отдельной укладки катушки, рыбацких приманок.
Чтобы тубус не был слишком жестким, его внутреннюю поверхность отделывают мягким материалом, который исключает появление царапин на снасти во время трения о стенки.
Покупные виды изделий
Моделей таких рыбацких принадлежностей целое множество. Все они отличаются длиной, количеством дополнительных отсеков, диаметром и внешним дизайном. Исходя из этих факторов, формируется цена на эти товары.
Изделия с маленьким диаметром используются для транспортировки одного спиннинга либо же 2-3 маховых удочек. Большой диаметр стоит выбирать в случае, когда перевозиться одновременно будут несколько фидеров, спиннингов.
Длина магазинного тубуса может колебаться от 1,1 м до 1,8 м. В связи с этим их делят на 3 типа:
- короткие (1,1–1,2 м) – для маленьких спиннингов, удочек,
- средние (1,2–1,3 м) подойдут для болонских удилищ, пикеров,
- длинные (от 1,45 м и выше) применяют для перевозки карповых удочек, трехчастных фидеров.
По жесткости делятся на 3 класса:
Но, несмотря на разнообразие покупных вариантов, подобрать хороший тубус по доступной цене довольно сложно. Гораздо проще и практичнее изготовить его своими руками. Для этого не потребуется много затрат. Процесс изготовления не сложен. Так что, здесь справится даже новичок.
Как создать тубус для спиннингового удилища самому
Плюс самостоятельной сборки в том, что рыбак может добавить отдел для катушки, дополнительных снастей любого размера, закрепить ручку в том месте, где ему хочется. Учитывая тот факт, что спиннингисты привыкли транспортировать снасти отдельно от катушек, тубус будет собираться без карманов, а катушки уже складываются отдельно.
На фото наглядно показана обыкновенная сборка простого тубуса. Причем диаметры подбираются разные, чтобы можно было сложить туда один или более спиннингов.
Не спешите покупать материалы. Лучше сначала проведите тщательную ревизию в гараже либо хозблоке. Многие ненужные подручные средства могут стать незаменимой деталью будущего изделия.
Кроме того, перед началом работ рекомендуем несколько раз перепроверить размеры вашей снасти, чтобы тубус не оказался мал или слишком широким. Для наглядности стоит составить подробный чертеж со всеми размерами.
Подготовка материалов, инструментов
- канализационная труба диаметром 100 мм, 50 мм,
- редукция с 100 на 50,
- 2 заготовки для крышки на тубус (корки, кусок толстой кожи),
- тонкий гибкий утеплитель (подойдет теплоотражатель для батарей),
- ремень от старой сумки, рюкзака либо плотная ткань в виде ленты,
- строительная рулетка,
- материал для декорирования,
- болгарка с диском по металлу (альтернатива – ножовка),
- маркер,
- карандаш,
- монтажная пена, эпоксидная смола (на выбор),
- шурупы.
Измеряется размер всех спиннингов, чтобы найти самую длинную составную половину. Сверху того размера лучше взять еще запас в 5 – 10 см. Полученная цифра – длина будущего тубуса.
Сборка
Измеряется размер всех спиннингов, чтобы найти самую длинную составную половину. Сверху того размера лучше взять еще запас в 5 – 10 см. Полученная цифра – длина будущего тубуса.
Последовательность работ такова:
Берется труба длиной 1,5м или 2 м. Замеряется рулеткой. Отмечается маркером нужный размер.
- Труба режется болгаркой по кругу.
- Теперь нужно с наружной стороны трубы сделать кантик с той стороны, где был прорез по кругу. Для этого необходимо пройтись по ней гладкой стороной диска болгарки и медленно прокручивать трубу.
- После среза трубы с одной стороны крышка садиться на монтажную пену или на эпоксидный клей. Это дно.
- Важно, чтобы крышки тубуса были с внутренней стороны мягкие. Для этого следует посадить на клей губку, поролон, кусок пенопласта (на выбор).
- С другой стороны крышка делается съемная. Так как заводской сальник на трубе идет очень толстый, можно сделать самодельный.
- Наклеить внутрь трубы по кругу изоленту или скотч для плотного закрывания крышки, но легкого снимания.
Крепим ремень
Для расположения ремня маркером отмечаем две симметричные, параллельные точки на трубе.
Способов крепежа несколько:
- Вкрутить шурупы через ремень и посадить их на эпоксидную смолу для более долгой службы.
- Зафиксировать ремень на суперклей в местах, где отмечено маркером, для удобства работы с ним. Затем вокруг трубы с захватом ремня наматывается нитка или веревка не толще 0,6 мм. Пропитывается суперклеем либо эпоксидным (какой есть в наличии).
- Третий способ еще проще. Сам ремень обматывается вокруг тубуса. Скрепляется между собой, можно заклепками либо сделать шов. Главное, чтобы ремень был очень затянут, иначе будет ездить по тубусу.
На фото наглядно изображена фиксация ремня на тубусе третьим способом
Далее тубус можно дополнять, оформлять:
- красить,
- обшивать тканевым чехлом,
- вставлять внутрь мягкий утеплитель не только по цилиндру, но и под низ, сверху двух крышек,
- сделать нашивки из ярких ниток.
Вот таким бюджетным способом получилось создать удобное хранилище для спиннингов и их транспортировки.
Точно такой же тубус можно собрать из вентиляционной квадрат трубы, из чехла рулона дорогих обоев, что остался после ремонта. Последний вариант обойдется дешевле всего, но его придется гидроизолировать.
Шьем тканевый чехол
В качестве материала рекомендуется брать прочную, но в то же время эластичную ткань, которая сможет вплотную обтянуть корпус и легко сняться при необходимости (для стирки).
Лучше, чтобы чехол был на 2–3 мм меньше длины тубуса – так ткань хорошо сядет, растянется по всей длине тубуса.
После снятия замеров готовится выкройка будущего чехла. По ткани мелом отмечаются нужные места разрезов, швов.
Сначала сшивается нижняя часть уплотненными нитками вдоль отмеченной прямой линии. После чего наносится боковой шов – он идет под прямым углом ко дну.
По желанию готовый чехол оснащается карманами для приманок. Их пришивают сверху либо делают съемными и крепят на липучки. Для закрытия вшивают змейку, кнопки (на выбор).
Отличие тубуса для фидерных, обычных удочек с катушками от спиннинговых
Заключается в том, что у него есть вставка для катушек и поплавков, дабы рыболову было удобно не снимать каждый раз ее с удилища. А значит, не теряя времени, просто вставлять или положить оснастку целиком.
Рассмотрим подробнее, как вырезать в тубусе вставку, сделать закрытую часть катушки.
Изготавливаем дополнительный отсек для поплавков и катушки
Жерлица из пластиковой бутылки
У простых удилищ с катушкой от 1000 до 2000 по классификации, если отсек и необходим, то небольшой. А вот у фидера катушки за 2500 по кл-дайва или шимано места для так называемых мясорубок нужно не мало.
Работы проводим в таком порядке:
- Вырезаем штробу в тубусе.
- Здесь сборка идет наоборот. Мягкий поролон фиксируется на крышке со стороны, куда упирается кончик спиннинга. Эта же крышка фиксируется на монтажную пену намертво.
- А со стороны открывающейся крышки в трубе вырезается полоска, заранее отмеченная маркером, по размеру от начала комеля до конца держателя катушки. Таким образом, катушка остается открытой за пределы тубуса.
Закрыть катушку получится в два способа:
- С помощью заклепок специальной фурнитуры закрыть катушку частью трубы, заранее отдельно вырезанной. Ее куски разрезаются напополам, что будет как крышка сверху катушки.
- Второй вариант – сверху катушки одевается тканевый чехол, что закрывает ее от пыли, грязи, царапин, однако не защищает от ударов. Для удобства эксплуатации его можно оснастить змейкой.
Первый способ более трудоемкий и дорогостоящий, но катушка в этом случае надежно защищена. Ей не страшны падения, удары.
Делаем тубус для зимней рыбалки своими руками
Зимние снасти небольшие, в отличие от летних удилищ. Поэтому тубус под них делается такими же способами, как было перечислено ранее, но в уменьшенных размерах.
Кроме того, есть и более простой метод создания тубуса для зимних снастей.
Порядок работ следующий:
- Берется две бутылки. Подойдут объемом 1,2,3 л. Все зависит от размеров удочек.
- Делаем отметки маркером по кругу на подходящем расстоянии со стороны дна бутылки. Отрезаем.
- Далее на одной из бутылок делается два разреза от края вдоль бутылки по 5 см. Этого достаточно, чтобы при входе одна сторона напротив другой сужалась, формируя тубус для зимних удочек.
Преимущество пластикового материала заключается в его легкости, устойчивости к влаге, удобстве эксплуатации и транспортировки.
Дешевизна сырья позволяет создать такие пеналы под удочки в неограниченном количестве без каких-либо финансовых вложений.
Собрать тубус в домашних условиях очень легко и не составляет много времени и труда. Поэтому все, что нужно знать рыболову, – это дизайн будущего изделия, иметь подходящий инструмент, материалы и фантазию.
Самодельный тубус для спиннинговых удилищ
В магазинах транспортировочные тубусы для спиннинговых удилищ мне встречались только двух диаметров — в 50 и 110 мм. В тубус с меньшим диаметром не всякий спиннинг помещается — из-за его большого первого пропускного кольца. А использовать в пеших рыбалках тубус диаметром 110 мм неудобно, особенно когда берешь один спиннинг – лишний вес за спиной.
Тогда для своего 2,7-метрового рабочего спиннинга я сам сделал тубус из двух картонных гильз-шпуль под бумагу для оргтехники составной тубус — состыковал их с помощью жестяного хомута, вырезанного из консервной банки и спаянного, зафиксировал «эпоксидкой» (фото 1). Внутренний диаметр тубуса оказался 75 мм, толщина картонной стенки – 3 мм, общая длина 1,4 м — подходяще. Нижний торец заглушил фанерным диском толщиной 10 мм с наклеенным на него с внутренней стороны кружком пористого полиуретана. По всей длине тубуса плотно накатал полиэтиленовую пленку в три слоя, закрепив края первого и верхнего слоя полосой скотча. На нижнем торце горячим утюгом (можно и паяльником, и банальной свечой) сплавил — подобно обычному пакету — концы пленки, уголки подогнул и тоже закрепил скотчем. Торцы слоев полиэтилена со стороны верхней части тубуса плотно примотал изолентой по самой кромке гильзы. На тубус плотно натянул сшитый чехол. На верхнем торце закрепил посредством «молнии» такую же фанерную крышку в матерчатом чехле и с полиуретановой прокладкой (фото 2). Тубус получился легким и прочным. Влезало в него и 3 спиннинга, размещенных «валетом». Попадал тубус и под дождь, и рюкзаки на него падали, и сам с обрыва кувыркался — спиннинги оставались в полной сохранности.
Однако раз на лодочной рыбалке тубус долгое время пролежал в воде, собравшейся на дне лодки — я и не заметил, уж больно клев был хорош. В результате картон за несколько часов этой ванны подмок, а при выходе из лодки на берег я «поскользнулся, упал, очнулся» — тубус всмятку, благо был пустой — спиннинги еще лежали в лодке. Досадно. И возникла необходимость в новом тубусе. Точнее, уже в двух — для однодневных поездок и длительных, требующих большего числа снастей.
Учитывая случившийся неприятный казус, при изготовлении тубуса для спиннинга для коротких вылазок я использовал более прочную и, главное, не раскисающую в воде капроновую водопроводную трубу диаметром 50 мм. Сделал в ней вырез (фото 3), прикрыл его дюралевой крышкой большего размера (фото 4), закрепил ту посредством болтиков М4. На торце крышки со стороны трубы закрепил наклонно алюминиевую пластинку, используя винты с резьбой М3, с приклеенной внутри полиуретановой накладкой толщиной 12 — 15 мм (фото 5, 6), на которую должны опираться или кольцо обычного спиннинга, или триггер «мультового» спиннингового удилища. На внутреннюю боковую поверхность крышки (с целью предохранения бланка и колец от контакта с металлом) наклеил полиуретановую прокладку толщиной 2 мм, закрывающую головки крепежных болтиков. Вырез паза на трубе производил ножовкой по металлу и резаком (фото 7), изготовленным на наждачном круге из сломанного ножовочного полотна. Кстати, подобным резаком можно резать многие пластики, в том числе и оргстекло.
На нижний торец трубы установил заглушку с вклеенным диском полиуретана, пришнуровав ее медной проволокой через отверстия, после чего наклеил на стык бандаж из кожзаменителя (фото 8), выполняющий одновременно и роль петельки для подвешивания на гвоздь или сучок. На выступающие гайки наклеил «пятачки» кожи с той целью предохранить истирание чехла (см. фото 4), который сшил лишь на участок с накладкой, где требовалось поместить крышку с «молнией» (фото 9). В тубусе размещается только один спиннинг, будь то двусоставной спиннинг с максимальной длиной одной части 1,35 м. Масса этого тубуса без спиннинга составила 800 г.
Для многодневных поездок требовался тубус, как минимум, для пары спиннингов, у меня это зачастую тандем обычного и «мультового». Можно было бы, конечно, использовать трубу диаметром 110 мм, но удерживать кистью такой тубус при перемещении по кустам и траве довольно дискомфортно, а из опыта моих поездок с «картонкой» внутренний диаметр 70 — 80 мм меня вполне удовлетворил, поэтому уменьшить габариты футляра я счел целесообразным.
Исходя из этого, в трубе я выбрал резаком полосу шириной 100 мм, затем свел ее и скрепил кромки дюралевыми планками и болтиками резьбой М4. При установке накладок использовал винтовые автомобильные хомуты, стягивая трубу в нужном месте до соприкосновения кромок (фото 10), после чего хомуты перемещал на следующую позицию. Болтики предварительно устанавливаются в отверстия с резьбой изнутри трубы, а после сжатия ее хомутом на них снаружи насаживаются планки, далее — гайки. После сборки следует выступающие над гайками части болтиков зашлифовать наждаком, далее изнутри на шов и их головки наклеиваются полоску утеплителя, то же самое — и снаружи. Правда, установка предохранительных полосок несколько затруднительна: приходится на деревянную рейку длиной больше тубуса прикреплять полоску, смазанную клеем, а затем вводить ее внутрь тубуса и прижимать к стыку, закрывая головки болтиков. И при наличии на спиннинге своих чехлов предохранительными полосками можно, пожалуй, пренебречь.
Расстояние между планками составило около 200 мм, и кромки разреза в этих местах в силу жесткости трубы имели зазор до 1,5 — 2 мм, который я решил устранить с помощью капронового шнура, просверлив несколько отверстий вдоль кромок и зашнуровав трубу как ботинок. Торец тубуса заглушил по аналогии с первым «картонным» вариантом, использовав старый, но вполне сохранившийся чехол (фото 11).
Закончив этот вариант, я предположил, что можно было бы попробовать еще один вариант — со швом внахлест, т.е. после разреза и удаления ножовочным «зубом» полосы шириной около 80 мм, соединить кромки трубы болтиками, обеспечивая эллипсовидное поперечное сечение. Тогда больший габарит внутри составил бы примерно 80 мм, но на размещении звеньев спиннингов это не сказывается. В этом случае нахлесточный шов шириной 15 — 20 мм придаст дополнительную жесткость футляру, количество деталей сократится, упростится сборка, но зато масса тубуса будет чуть больше, чем у предыдущей модели.
Да, следует добавить, что все чехлы на тубусы я шил из водоотталкивающих тканей, располагая в средней части матерчатые ручки для переноса в руке, а концы плечевого ремня — по концам тубуса.
Ну, а теперь — о фантастике. Представьте себе некое пластиковое полотно толщиной 1 — 1,2 мм, которое мы можем использовать для изготовления компактного тубуса для спиннинга при однодневных поездках на автобусе или электричках с дальнейшим пешим передвижением.
Приемлемый внутренний диаметр тубуса, как мы уже выяснили – 70 мм. Опять же из опыта, достаточная толщина его стенок будет 3 мм, т.е. три слоя пластикового полотна. И хотя, разумеется, тубус из этих трех слоев нельзя сравнивать по прочности с монолитной трехмиллиметровой конструкцией, тем не менее, этого должно быть достаточно для сохранности спиннинга в автобусе и при хождении по кустам.
Определим размер полотна для трехслойного варианта. Ширина получится 3πD = 3 х 3,14 х 70, т.е. не менее 660 мм, длины же достаточно 1400 мм — спиннинг 2,7 м разместится без проблем. А при ловле на малых речках спиннингами длиной до 2,4 м — и 1250 мм вполне устроит. В случае двух обкруток, что может быть обусловлено толщиной и прочностью полотна, ширина сворачиваемой части составит 3,14 x 70 x 2 = 440 мм.
На полотно пришивается застежка-«молния» на всю длину полотна с запасом и зубчиками наружу с шириной между ветвями замка 660 мм (развертка одного оборота пластика при рабочем диаметре 70 мм составит 220 мм). В транспортно-рабочем положении полотно со свободной от замка стороны сворачивается в три слоя, а затем снаружи застегивается «молнией» по всей длине, а на торцы надеваются заглушки. Заглушки имеют двойную стенку, в которой располагаются торцы свернутого полотна — для предотвращения самопроизвольного «сжатия-скручивания» при внешнем воздействии. В нерабочем положении полотно сворачивается по ширине, т.е. по стороне 660 мм, с последующей фиксацией теми же заглушками, либо убирается в короткий чехол, поскольку «молния» не даст свернуть полотно достаточно плотно. Концы замка в обеих ситуациях при этом прячутся внутри тубуса под заглушками, далее – в рюкзак (фото 12 и рис. 1). Как считаете, реально?