- Особенности национальной охоты (1995)
- Регистрация >>
- информация о фильме
- Фильму «Особенности национальной охоты» — 25 лет: вспоминаем интересные факты
- Особенности национальной охоты (фильм)
- Содержание
- Сюжет
- Неоднозначное отношение к фильму
- Особенности национальной охоты (1995)
- Регистрация >>
- информация о фильме
- Почему «Особенности национальной охоты в зимний период» менее популярен предыдущих частей
Особенности национальной охоты (1995)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
последнее обновление информации: 05.05.20
Гран-при, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков ОРКФ «Кинотавр-95» (Сочи);
Специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах-95;
Приз КФ «Окно в Европу-95» (Выборг);
Приз Кинопрессы за лучший фильм 1995 года (поровну с фильмами «Мусульманин» и «Прибытие поезда»);
Приз «Золотой Остап» лучшему фильму 1995 года;
Лучший фильм года, премия имени Козинцева за лучшую режиссуру Профессиональные премии киностудии «Ленфильм» за 1995 год;
Призы Киноакадемии «Ника» за 1995 год в категориях: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая мужская роль (А.Булдаков);
Номинация на приз «Ника» за 1995 год в категории «лучшая сценарная работа» (А.Рогожкин);
Приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1995—1996 гг. в категории «лучшая операторская работа» (А.Жегалов);
Приз дирекции ФФ в С.-Петербурге-95;
Специальный приз (актер В.Бычков), приз кинопрессы КФ «Виват кино России!-95» (С.-Петербург);
Вошел в пятерку претендентов на «победителя» номинации «Гамбургский счет» Кинофорум «Серебряный гвоздь-97» (Сочи).
Фильму «Особенности национальной охоты» — 25 лет: вспоминаем интересные факты
Летом 1995 года на экраны вышла комедия ученика великого Сергея Герасимова — Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». Фильм, как ругали, так и хвалили, но он быстро стал народным и был разобран на цитаты и тосты.
Хвалили за настоящий, а не искусственный юмор, за интересный сюжет и за качество игры актеров. Ругали за обилие сцен с алкоголем и за сам образ генерала Иволгина, который успевает развлекаться, когда армия находится в жутком запустении.
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
До выхода истории про охоту, режиссер никогда не снимал комедий, а часто его фильмы отличались сценами жестокости. Например, фильмы «Чекист» и «Караул».
Сюжет Александр Рогожкин взял из жизни: он съездил на охоту, а потом просто описал то, что с ним происходило, немного приукрасив сюжет. Исполнители главных ролей Алексей Булдаков и Виктор Бычков были найдены сразу – эти актеры уже играли у режиссера в фильме «Ради нескольких строчек».
Директор картины намеревался посотрудничать над ее созданием с финнами, поэтому вместо немца, изначально прописанного в сценарии, появился финн в исполнении Вилле Хаапасало. Это был единственный актер этой национальности, знакомый Рогожкину, который хорошо говорил по-русски.
Кстати, финны согласились поработать над проектом совместно с российской стороной. Но ответ пришел, когда съемочный процесс был окончен.
АКТЕР С ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ НОСОМ
Следователя Леву Соловейчика должен был сыграть актер с выразительным носом. Рогожкин хотел отдать роль Александру Лыкову, но тот был занят в других проектах и на съемки вырваться не мог.
Поэтому режиссер присмотрел актера театра имени Ленсовета по имени Семен Стругачев, который до этого практически не снимался в кино. Правда, сразу сыграть правильно не получилось. От избытка эмоций, Стругачев сильно переигрывал, его подача образа была театральной.
Тогда Рогожкин позвал актера посмотреть черновой материл со сценами с участием актера. Стругачев быстро понял, что сильно переигрывает. И изменил манеру подачи образа.
ЛЕБЕДЬ БЫЛ ДОВОЛЕН
Генерал Иволгин и бизнесмен Савенко — это два образа, созданных на основе реальных прототипов – генерала Александра Лебедя и писателя Эдуарда Лимонова. Лебедь после знакомства с Будлаковым, признался, что ему игра актера понравилась. О реакции Лимонова ничего не известно, публично он никогда не высказывался по этому поводу.
Доярок сыграли Зоя Буряк и молодая супруга Хасаапало Саара Хедлунд. Позже пара развелась, сегодня актриса трудится психотерапевтом.
Большая часть сцен снята на берегу озера Приточное на границе Карелии и Ленинградской области. Снимали в октябре, потому что денег летом найти не успели.
Актерам пришлось нелегко: в бане температура была всего 10 градусов, чтобы герои выглядели потными, их обмазывали маслом. После этого они прыгали в ледяную воду. Понятно, что после каждой сцены согреваться приходилось известным русским способом.
МЕДВЕДЬ С ХАРАКТЕРОМ
Фильм «Особенности национальной охоты» подразумевал наличие в кадре зверя. Выбор пал на медведя. Медвежонок Боря был взят в аренду у уличных фотографов, он отличался своенравным характером.
Работать мирно медведь мог только после приема небольшой дозы снотворного. Но и в таком состоянии он мог себя показать с разных сторон. Так, к примеру, зверь невзлюбил Семена Стругачева и часто пытался его укусить. А вот Виктора Бычкова, наоборот, полюбил. Актер кормил его грибами и пряниками, поэтому в кадре вместо того, чтобы просто сидеть рядом, медведь часто пытался облизнуть Бычкова.
Большую часть сцены с участием подвешенной коровы сняли при помощи монтажа, хотя бедному животному и в правду пришлось немного повисеть в бомболюке самолета. Всего же было три коровы, которых подкрасили, чтобы не отличались друг от друга. Однако корова на съемках пострадала. Пришлось ее раньше времени пустить на мясо.
ГЕРОИ ВЫШЛИ В ТИРАЖ
Александр Рогожкин не хотел тиражировать народные образы в других фильмах. После успеха первой части продюсеры сразу предложили режиссеру работой над второй и третьей частями фильма.
Сначала Рогожкин просто отказался, а потом заявил, что будет снимать только на дорогую пленку 35 мм со звуком «Долби». Он был уверен, что кинокомпания не согласится на такие условия. Но начальство сразу согласилось. Так появились «Особенности национальной рыбалки» и «Особенности национальной охоты в зимний период».
Когда же продюсеры задумать четвертую часть под названием «Особенности национальной политики», то Рогожкин категорически отказался принимать участие в проекте. Его сняли Дмитрий Месхиев и Юрий Конопкин.
До сих пор режиссер жалеет, что не остановился на первой части. Качество продолжений его не устроило.
Особенности национальной охоты (фильм)
Особенности национальной охоты (фильм)
Особенности национальной охоты | |
Жанр | |
---|---|
Особенности национальной охоты (полное название — Особенности национальной охоты в осенний период) — художественный комедийный фильм Александра Рогожкина.
Содержание
Сюжет
Молодой финский парень Райво (Вилле Хаапасало), изучающий охоту, уговаривает своего русского друга Женю (Сергей Куприянов) помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте, дабы познакомиться с нравами и привычками русских охотников. Сугубо мужская компания во главе с армейским генералом (Алексей Булдаков) отправляется на дальний лесной кордон на охоту, прихватив с собой несколько ящиков водки…
На дальнем кордоне их поджидает чудаковатый егерь Кузьмич (Виктор Бычков), который имеет сад камней для медитации.
Вместо охоты идут попойки и приключения. А финна Райво все чаще посещают грёзы о традиционной русской охоте…
Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных устных историй (байками) о забавных случаях, которые могли произойти в реальности на настоящей охоте. Поведение героев фильма и те забавные ситуации, в которые они попадают легко узнаваемы в реальной жизни.
Фрагментарно фильм можно поделить на эти байки – случай в бане, фейерверк, отношение к сельскому милиционеру, который, несмотря на то, что является представителем власти, тем не менее «свой парень», которого знают с детства, случай на ферме, перевозка коровы в бомболюке современного бомбардировщика за бутылку водки и т.д.
Все взаимоотношения героев в гротескной форме повторяют отношения в определенной социальной группе. Даже подбор персонажей более представляется неким срезом в обществе – генерал, сержант милиции, студент, егерь, бизнесмен, следователь, военные с аэродрома и т.д.
А вместе с персонажами авторы, по доброму, заставляют улыбнуться зрителя от их легко узнаваемых взаимоотношений. «Сходить на охоту на дальний кордон, потому что там потерялась корова», весело посмеяться, над тем, что дробь «кучно пошла» и никого не задела.
Следует отметить, что авторы без малейшей тени нравоучения ставят зрителя в положение наблюдателя нисколько не морализируя поведение героев.
Отдельно можно отметить, что фильм необычно для своего жанра изобилует парадоксальными, анекдотическими, моментами которые, хотя и не возможны в реальности тем не менее в контексте фильма воспринимаются как достоверные – у лесного егеря Кузьмича на огороде сад камней; у него же на огороде растет ананас (действие фильма происходит предположительно в Карелии). Финн Райво и Кузьмич общаются каждый на своем языке, но отлично понимают друг друга. Вечером на небосводе вместо Луны видна Земля и т.д.
Неоднозначное отношение к фильму
Следует отметить, что несмотря на то, что фильм получил множество самых положительных откликов, как в среде кинокритики, так и на различных кинофестивалях, и что неофициально его называли лучшей комедией российского кинематографа 1995 года, а затем и всех 90-х годов прошлого века, в начале проката у широкой публики фильм вызвал крайне неоднозначные отзывы.
Вероятно, из-за большого количества выпиваемой водки и, часто неадекватного, гротескного, поведения героев, женская аудитория фильма была настроена к нему резко отрицательно. Такое же отношение во многом вызвал фильм и у мужской части аудитории, которая никакаким образом не могла ассоциировать себя с главными героями, в основном, в среде т.н. трудовой интеллигенции, для которой сюжет фильма далек и непонятен.
В то же время в российской глубинке фильм прошел с невероятным успехом, и в течение пары лет непонимание было преодолено, и фильм повсеместно был принят в обществе.
Позже, на волне успеха, авторы сняли и другие фильмы по мотивам «Особенностей национальной охоты» — такие как «Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной охоты в зимний период», «Операция С новым годом» и др. Однако ни один из них не смог повторить успех первого фильма.
Особенности национальной охоты (1995)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
последнее обновление информации: 05.05.20
Гран-при, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков ОРКФ «Кинотавр-95» (Сочи);
Специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах-95;
Приз КФ «Окно в Европу-95» (Выборг);
Приз Кинопрессы за лучший фильм 1995 года (поровну с фильмами «Мусульманин» и «Прибытие поезда»);
Приз «Золотой Остап» лучшему фильму 1995 года;
Лучший фильм года, премия имени Козинцева за лучшую режиссуру Профессиональные премии киностудии «Ленфильм» за 1995 год;
Призы Киноакадемии «Ника» за 1995 год в категориях: лучший фильм, лучшая режиссура, лучшая мужская роль (А.Булдаков);
Номинация на приз «Ника» за 1995 год в категории «лучшая сценарная работа» (А.Рогожкин);
Приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1995—1996 гг. в категории «лучшая операторская работа» (А.Жегалов);
Приз дирекции ФФ в С.-Петербурге-95;
Специальный приз (актер В.Бычков), приз кинопрессы КФ «Виват кино России!-95» (С.-Петербург);
Вошел в пятерку претендентов на «победителя» номинации «Гамбургский счет» Кинофорум «Серебряный гвоздь-97» (Сочи).
Почему «Особенности национальной охоты в зимний период» менее популярен предыдущих частей
В 2000 году на экраны выходит продолжение истории про «Особенности всего национального». Первые две картины режиссёра Александра Рогожкина получили ошеломляющий успех и вызвали бурю восторженных отзывов зрителей. На волне такой популярности было решено продолжать съемки с некоторыми из полюбившихся зрителю героев. Основной костяк актёров был сохранён лишь частично, к нему добавили новых персонажей. И зрителю представили третью серию приключений Кузьмича и компании под названием «Особенности национальной охоты в зимний период» .
Нельзя сказать, что продолжение получилось каким-то плохим или не интересным. Но при просмотре присутствует стойкое ощущение, что фильму чего-то не хватает. Вроде действующие лица все те же, да и юмор сильно не изменился. Однако, кажется, что фильм уже не тот, что был раньше. Попробуем найти этому объяснение.
- Мне сразу бросилось бросилось в глаза другое место съемок. На экране всё кажется каким-то не родным. И присутствует некая ностальгия или даже тоска по старым добрым пейзажам Карелии.
- Новые персонажи не дотягивают до «старожил». И если экологи в исполнении Андрея Федорцова и Марии Основиной ещё как-то подогревают интерес зрителя к фильму, то инспекторы ( Юрий Кузнецов и Андрей Зибиров ) совершенно не вписываются в эту историю. Они теряются, и их присутствие никак не влияет на ход событий. В «Особенностях рыбалки», например, появляется новый герой прокурор, и он очень запоминается, вызывая положительные эмоции. Даже командир катера, снявшийся в небольшом эпизоде, помнится до сих пор. Здесь же, что были инспектора, что не были – всем «по барабану».
- В продолжении истории нет персонажа Райво, которого играл Вилле Хаапасало . Возможно, финн и не был ключевой фигурой, но его отсутствие бросается в глаза и без него как-то грустно. Он очень органично дополнял актёрский состав, а теперь создается ощущение, что тебя лишили чего-то важного, отняли частичку единого целого. По-моему мнению, предыдущие два фильма были сильны, в том числе, и свои постоянным актёрским составом, к которому привык зритель.
- Яркий персонаж милиционера Семёнова в исполнении Сергея Гусинского совершенно отошёл на второй план. Если раньше с ним были связаны многие смешные моменты, то теперь его не видно и не слышно. Я даже не сразу вспомнил, был он в фильме или нет. Настолько не запоминающимся получился Семёнов в новой картине Рогожкина. Я бы сказал, что он выглядит своей бледной тенью.
- Зачем-то притянутая к фильму восточная философия. Вставки с путешествующим мыслителем совершенно лишние. И основной «удар» восточной составляющей в фильме принимает на себя персонаж Кузьмича. Теперь он не весёлый пьяница, а философствующий егерь. Все эти разговоры про единение людей, мужскую дружбу выглядят сильно притянутыми и совершенно ненужными в фильме. Ведь он был когда-то силён совсем не этим! Рогожкин из развесёлой истории про гуляющих и пьющих мужиков, которая так нравилась зрителю, решил создать никому не интересную философскую притчу. Ведь есть огромное количество других фильмов, в стиле «чтобы подумать». Не стоило вставлять эти моменты в совершенно другую историю.
Все эти нюансы делают «Особенности в зимний период» проходным фильмом. Не сильно плохим, но и не дотягивающим до своих более ранних «собратьев». Есть ощущение, что режиссёр попытался внести какой-то смысл в регулярные попойки героев, но не стоит искать то, чего нет. Также, мне кажется, что история исчерпала себя ещё после «Рыбалки» и Рогожкину стоило вовремя остановиться.
Есть информация, что изначально продолжение задумывалось, как сериал, но потом было принято решение снять полнометражный фильм. Возможно, в виде сериала происходящее на экране выглядело бы более привлекательно.
В статье автор высказал своё личное мнение, которое может сильно отличаться от мнения читателей. Просьба учитывать это в комментариях. Спасибо, что заглянули на канал и да пребудет с нами хорошее кино!