Царская охота барельеф дворца ашшурбанапала vii век до н э ирак
Охота царя на львов — очень важный сюжет в искусстве Ассирии, связанный с древнейшими магическими представлениями, согласно которым важной задачей правителя являлась защита страны от диких зверей. Прекрасные и мощные повелители пустыни издревле считались достойными противниками царственных владык. Охота на львов была исключительно царской привилегией, она разрешалась один раз в году — в день праздника в честь бога мудрости и письма Набу. Ассирийцы верили, что в это время само божество выходит в пустыню в окрестностях Нимруда, чтобы драться с хищниками. Царь — воплощение и потомок богов — в религиозных ритуалах выступал в роли Набу, а сама охота превращалась в священнодействие, символизирующее извечное противостояние добра и зла, непременно заканчивающееся победой первого. Хроники рассказывают об охотничьих подвигах царей столь же красочно и подробно, как об их военных походах. Если верить им, то один только Тигратпаласар (XI век до н. э.) убил более ста львов. Ашшурбанапал также отличался большой охотничьей ловкостью, которая особенно ценилась в его эпоху, когда львы настолько расплодились на разоренных войной территориях, что свирепствовали, по словам современника, «хуже моровой язвы и даже нападали на людей».
Рельефы библиотеки царского дворца в Кальху (Древней Ниневии) подробно изображали все стадии ритуальной охоты: подготовку, торжественный выезд, сватки с хищниками, гибель зверей. Наиболее интересна сцена, где показано, как правитель поражает своих грозных противников стрелами, стоя на влекомой несущимися во весь опор лошадьми колеснице. Церемониальная охота шла не на равных: заранее пойманных львов выпускали из клеток по одному навстречу вооруженному луком царю, в чьем распоряжении были два телохранителя с длинными копьями (их можно видеть на повозке) и быстроногие кони, уносившие в минуту наибольшей опасности повелителя от разъяренного зверя. Большая львиная охота Ашшурбанапала предстает перед зрителем как динамичное, исполненное глубоко драматизма действие, в котором естественность поз и движений сочетается с точным и внимательным воспроизведением мельчайших деталей. Великолепная композиция и мастерский рисунок рельефа позволяют скульптору объединить в рамках одного сюжета множество разных мотивов и составить эмоционально насыщенный и подробный рассказ легко читаемым и понятным.
Британский музей извлек из закромов все сокровища Ашшурбанапала
Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке
«Ашшурбанапал на охоте». Фрагмент барельефа. Ниневия, Ассирия, 645–635 гг. до н.э. Фото: The Trustees of the British Museum
Ассирийский царь Ашшурбанапал (669–631 гг. до н. э.) был, без преувеличения, самым могущественным человеком древности. Из своей столицы Ниневии (современный Ирак) он управлял обширнейшей империей от восточного Средиземноморья до западного Ирана. Славился он не только военными победами и талантами (был отличным наездником и стрелком из лука), но и редкой образованностью. Владел клинописью и «иностранными языками», о чем гласит одна из глиняных табличек собранной им огромной библиотеки: «Для меня было отрадой повторять на память дивные творения на шумерском и аккадском».
Его дворцы в Ниневии, утопающие в экзотических садах, которые орошались сложной ирригационной системой, поражали современников невиданной роскошью.
После смерти Ашшурбанапала (около 631 г. до н. э.) империя просущеcтвовала чуть меньше 20 лет, пав под натиском соседей, Мидии и Вавилона, и уже в древности обросла легендами. Самая известная из них, про последнего ассирийского царя Сарданапала, сжегшего себя с наложницами и слугами, чтобы не попасть в руки врага, вдохновила Байрона на написание поэмы «Смерть Сарданапала» (1821) и создание одноименного знаменитого полотна Эжена Делакруа (1827). О самой же Ассирии и ее самом знаменитом царе Ашшурбанапале забыли до середины XIX века, когда молодой британский дипломат Остин Генри Лейард инициировал раскопки сначала в одной из столиц Ассирии Нимруде (современный Ирак), а затем и в Ниневии. Находки оказались столь поразительными, что к раскопкам подключился Британский музей. Были обнаружены тысячи глиняных табличек из библиотеки Ашшурбанапала, рельефы со сценами царской охоты на львов, победы над которыми символизировали силу царя, изысканные изделия из слоновой кости и золота. Самой же потрясающей находкой стали колоссальные крылатые быки с человеческими головами, охранявшие от злых духов дворец в Нимруде. Их на плотах по Тигру переправили в Басру на юге Ирака, затем на пароходе в Бомбей и оттуда уже в Лондон.
Выставка 200 экспонатов из знаменитой коллекции Британского музея с добавлением редких артефактов из других музеев мира впервые рассказывает полную историю империи, исчезнувшей более 2 тыс. лет назад, и ее самого могущественного владыки.
Британский музей
Я, Ашшурбанапал, владыка мира и царь Ассирии
8 ноября – 24 февраля 2019
Царский спорт
Царская охота на львов была очень древней традицией в Ассирии, расположенной в Месопотамии. Самое раннее изображение правителя, охотящегося на львов, было вырезано в базальте ещё 5 тысяч лет назад. На нем изображены две бородатые фигуры в диадемах верховных жрецов. Один убивает льва копьем, а другой поражает его стрелами из лука. Охота на львов в Ассирии была важным символом верховной власти, а на ассирийской царской печати изображался правитель, убивающий стоящего на задних лапах льва.
Царская охота на львов изображалась на бронзовых плитах, украшающих ворота, на каменных обелисках с записями деяний царя, и на резных стеновых панелях во внутренних помещениях ассирийских дворцов.
Наиболее впечатляющие изображения были найдены во дворце короля Ашшурнацирапала II (883–859 до н.э.) в городе Нимруд, находившегося на севере современного Ирака. На них изображен царь, охотящийся на колеснице на львов и диких быков, с последующей ритуальной сценой, где царь окропляет вином мертвых животных. Более 200 лет спустя царь Ашшурбанапал возродил королевскую охоту на львов и украсил свой Северный дворец в городе Ниневия (на севере современного Ирака) блестящими резными рельефами, рассказывающими о нем, как о доблестном охотнике.
Ашшурбанапал утверждал, что боги дали ему необыкновенные силы и мужество. С детства молодого наследника учили управлять колесницей, ездить верхом и метко стрелять из лука. Однако, в отличие от своих предшественников, Ашшурбанапал редко возглавлял свои войска в походе. И достоверно неизвестно, возглавлял ли он их вообще.
Свои смелость и мужество он предпочел запечатлеть в Северном дворце, многочисленные панно которого являли миру изображения охотничьих сцен, где царь побеждал свирепых львов, показывая богам и подданным свое величие и героизм.
В одном из ассирийских текстов рассказывается о том, как нашествие львов сделало опасным передвижение по дорогам, о преследовании ими пастухов и нападении на скот. Ашшурбанапал, который должен был избавить свою страну от опасных животных, отправился на равнину в своей царской колеснице, чтобы противостоять свирепым львам горной породы. Однажды, он был окружен статей и атакован хищниками. Ашшурбанапал хвастается, как он рассеял стаю и убил каждого льва одной стрелой.
«На широкой равнине, свирепые горные львы окружили колесницу моего царского величества и напали на меня. По повелению бога Ашура и богини Иштар, этих великих богов… я рассеял стаю львов» .
Богом назначенный, как было объявлено, быть защитником Ассирии, долг царя заключался в поддержании порядка в мире, победе над враждебными силами в лице чужеземных захватчиков и опасных диких животных, таких как лев. Ассирийцы считали, что их цивилизованный мир противостоит недружелюбному и дикому окружению. Там, где правил царь, мира и процветания было в изобилии, тогда как в чужих землях царил хаос. Охотясь на львов, Ашшурбанапал демонстрировал свои возможности контролировать всю страну. Обремененная ритуальной символикой и героической драмой, охота на львов была особенно эффективным средством явить способности царя как вождя, способного защитить свой народ.
Но сцены охоты на дикой природе существовали только на некоторых панно в дворце Ашшурбанапала. На самом деле, охота царя проводилась в парках в пределах города.
По сути, это были публичные спектакли, подобные римским играм на арене. Одно из изображений на стене показывает, как мальчик выпускает из клетки пойманного для охоты льва. Сам мальчик защищен от льва клеткой меньшего размера.
На другой панели охотничья арена окружена воинами с копьями, за которыми находятся лучники. Другие воины держат на поводках свирепых мастифов, чтобы львы не могли покинуть арену.
Взволнованные зрители бегут к холмам близ места проведения охоты, чтобы лучше видеть происходящее. Некоторые несут бурдюки из шкуры животного, возможно, для продажи воды зрителям.
Сами львы были не такие уж и дикими. Скорее, почти ручными. Ассирийцы держали их вместе с другими животными, такими как олени и газели, в своих парках и садах развлечений. В настенном панно из дворца Ашшурбанапала львица и лев с великолепной гривой отдыхают в идиллическом саду, а в другой сцене прирученный лев гуляет рядом с музыкантами.
Но какой бы не была реальность, Ашшурбанапал непременно одерживал победу! В одной из сцен ассирийский всадник, отвлекает припавшего к земле льва, а царь Ашшурбанапал стоит у другого животного, схватив его за хвост, готовясь нанести удар булавой. Надпись гласит:
«Я, Ашшурбанапал, царь мира, царь Ассирийский, творя царское дело свое, схватил льва, родившегося в степи, за хвост, и по повелению богов . разбил его череп булавой, бывшей в руке моей».
На следующей настенной панели показана кульминация охоты на хищника. Лев, смертельно раненый стрелой, сидит, напрягая каждую мышцу, пытаясь удержаться на ногах. Из его пасти течет кровь. Художник запечатлел страдания животного и его смертельные муки. Такой натурализм редко встречается в ассирийском искусстве. Но охота имела глубокое религиозное значение и, поэтому, вполне вероятно, что художник показал агонию льва не из жалости, а для того, чтобы продемонстрировать божественное предназначение царя и символизировать его триумф над опасными и безжалостными силами в образе льва.
На одной из панелей можно видеть, как Ашшурбанапал приносит жертву богине Иштар, орошая вином убитых им львов. Надпись гласит:
Я, Ашшурбанапал, царь мира, царь Ассирии, которому бог Ашур и богиня Иштар даровали выдающуюся силу, приношу в жертву богине войны Иштар львов, убитых мною. Я сделал это подношение и оросил его вином.
Царь Ашшурбанапал в глазах своего народа мог быть грозным воином, но, кроме всего прочего, он был увлеченным создателем садов.
Столица Ашшурбанапала в Ниневии была огромной метрополией, а дворцы были символом богатства и власти царя. Однако не только архитектура сделала царские резиденции впечатляющими своей роскошью. Вокруг дворцов росли фруктовые сады, были созданы игровые парки и цвели пышные экзотические растения, напоминавшие рай на земле.
Царственный садовник: сады Ашшурбанапала
Царь Ашшурбанапал, правивший Ассирией в 7 веке до нашей эры, никогда не принимал личного участия в военных походах в силу слабости своего здоровья. Тем не менее, он всеми силами старался создать у народа образ грозного правителя, долг которого заключался в поддержании порядка в мире, победе над враждебными силами в лице чужеземных захватчиков и опасных диких животных, таких как львы.
Именно поэтому он возродил традицию проведения королевских охот на львов и украсил свой Северный дворец в городе Ниневия (на севере современного Ирака) блестящими резными рельефами, рассказывающими о нем, как о доблестном охотнике. Охота на львов, имеющая ритуальную символику, была особенно эффективным средством явить способности царя как вождя, способного защитить свой народ.
Ашшурбанапал мог казаться грозным воином в глазах своего народа, но, кроме всего прочего, он был еще и увлеченным создателем садов.
Столица Ашшурбанапала в Ниневии была огромной метрополией, но не только дворцы были символом богатства и власти царя. И не только архитектура сделала царские резиденции впечатляющими своей роскошью. Вокруг дворцов росли фруктовые сады, были созданы игровые парки и цвели пышные экзотические растения, напоминающие рай на земле.
Ассирийские цари умели поразить своим размахом. В надписях на многочисленных панно во дворце Ашшурбанапал рассказывал о сборе растений и животных со всей империи для своих садов.
Он хвалился : «Я посадил рядом с дворцом ботанический сад, в котором есть все виды деревьев и все фрукты и овощи».
Сады в Ниневии орошались водой из оросительных каналов, огромную сеть которых построил ещё дед Ашшурбанапала, Синаххериб. Благодаря созданию этой сети удалось провести воду в столицу из горных источников, удаленных от города на 50 километров. Были проведены грандиозные инженерно-строительные работы по созданию каналов и акведуков, позволивших круглогодично орошать сады, создав рукотворный оазис.
Синаххериб по праву гордился своим детищем и технологиями, которые он использовал. Монументальный акведук, пересекавший долину в Джуане, остатки которого сохранились до нашего времени, был построен из более чем 2 млн. каменных блоков, скрепленных водостойким раствором. Это произошло за 500 лет до строительства подобных сооружений римлянами!
На камнях осталась надпись гордого царя:
« Синаххериб, царь мира, царь Ассирии. Я направил воду из дальних источников в Ниневию. От крутых склонов гор я перекрыл долину акведуком из белого камня и заставил воды течь по нему»
На одном из сохранившемся рельефов во дворце можно увидеть изображение акведуков в пышно заросшей парковой зоне рядом с городом. Фруктовые сады и парки орошаются водой нескольких пересекающих их каналов.
В своих игровых парках и садах развлечений ассирийские цари держали животных: оленей, газелей и даже львов. Для ассирийцев львы символизировали все опасности мира, поэтому изображения на рельефах спокойно отдыхающих львов в идиллическом саду демонстрировали способность великих царей укрощать дикие силы природы и управлять миром.
На территории парков Ашшурбанапал устраивал охоты на львов. Это были парадные церемониальные мероприятия, на которых царь показывал подданным, что он достоин и способен защищать империю.
Сады ассирийских царей были не просто красивым обрамлением дворцов, они также символизировали способность правителя поддерживать мир и процветание империи.
На одном из сохранившихся рельефов изображена сцена, на которой Ашшурбанапал лежит на ложе в саду, у его ног сидит царица, слуги подают еду, а музыканты развлекают своей игрой державную пару. Их окружают пышные сосны, финиковые пальмы и виноград. Безмятежная картинка перестает быть таковой, если присмотреться внимательно к одному из деревьев. На нем висит голова одного из врагов Ашшурбанапала как напоминание о том, что этот рай был создан в результате долгой и кровопролитной войны.
Некоторые ученые выдвигают гипотезу, что легендарные висячие сады Вавилона – одно из семи чудес древнего мира – на самом деле были в Ниневии.
Ими утверждается, что более поздние авторы перепутали Ниневию и Вавилон, ведь раскопки на месте древнего Вавилона никогда не давали никаких доказательств присутствия архитектурных садов. И наоборот, на одном из рисунков ныне утраченного рельефа Ниневии изображены деревья, растущие на крытой колоннаде, похожие на те, что имеются в классических описаниях висячих садов.
Но всё же правильнее было бы предположить, что пример висячих садов Ниневии мог вдохновить более поздних последователей. И не только в Вавилоне, но и других местах мира.
Ашшурбанапал прославился в истории не только как правитель Ассирии в период ее расцвета и создатель садов Ниневии, но и своей страстью к собиранию древних письменных памятников.
По приказу царя многочисленные исторические, магические и научные тексты были собраны в его библиотеке в Ниневии.