НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ «ОДНАЖДЫ, В СТУДЁНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ. »
(из стихотворения «Крестьянские дети»)
Мужичок с ноготок
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. » —
«Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом». —
«А кой тебе годик?» — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы, —
Те честные мысли, которым нет доли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Полное стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» 1861 года
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко,
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то. а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье.
Чу! шепот опять!
Первый голос
Борода!
Второй
А барин, сказали.
Третий
Потише вы, черти!
Второй
У бар бороды не бывает — усы.
Первый
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Четвертый
А вона на шапке, гляди-тко — часы!
Пятый
Ай, важная штука!
Шестой
И цепь золотая.
Седьмой
Чай, дорого стоит?
Восьмой
Как солнце горит!
Девятый
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
Пятый
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные.
Третий (с испугом)
Глядит!
Четвертый
Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!
Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
«Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И, видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой. » — Услышит, молчи! —
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали,
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав — вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет!
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На господа бога во всем потрафлять.
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на бога роптать, —
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли. »
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им всё покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали —
Что новый прохожий, то новый рассказ.
Ух, жарко. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра.
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка. у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились.
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок, —
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился. ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством.
«Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!»
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем.
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды.
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
— Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал.
Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.
Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей,
«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу. —
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! «Фингалка, умри!» —
«Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!»
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей.
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.
«Жертва» 2 часть
«Жертва общения»
18.06.17
Ильченко Ю.Н.
План:
I. Вступление.
Бог учит нас быть жертвенными. И самая лучшая жертва – это жертва послушания. Нам надо смотреть на людей в Библии, которых Бог отметил, о которых засвидетельствовал. Это Авель, Енох, Гедеон, Моисей и многие другие. Но были и такие, чья жертва была не угодна Богу: Каин, Саул и другие. Бог хочет, чтобы мы учились на этих примерах тому, какая жертва угождает Богу, а какая – нет. Когда в нас нет послушания, смирения, сокрушения сердца, мы не можем получить от Бога ответ. Но когда мы жертвуем своим «я», мы укрепляемся в вере, в силе, в победе. Бог начинает действовать через нас. Бог даст лучшее во 100 крат тем, кто послушен Ему и смирен.
II. Жертва общительности
1. Авраам. Быт.12:1,4 Авраам вырос в земле халдейской. Его хождение с Богом началось с послушания. У него в жизни было много ошибок, но всегда оставался в вере и любви к Господу. Где бы он ни шел, он строил жертвенники Богу и общался с Ним (Быт.12:7). Их отношения были проверены. В итоге, Авраам был назван другом Божьим (Иак.2:23). Отношения требуют жертвы – нужна взаимность.
Луки 11:5 -6 Мы ожидаем от друга помощи, но и мы должны помогать, если нужно.
1Ин.1:3 Бог ожидает от нас жертвы общения. Дружба должна быть двусторонней.
Ин.15:13, 15 Иисус. пожертвовал ради нас Своей жизнью. И Он называл нас друзьями
Пр.18:25 Мы должны быть дружелюбными, идти на контакт, открывать свое сердце.
Когда мы говорим: «Почему я?», это значит, нет жертвенности. Насколько мы готовы пожертвовать собой, чтобы что-то изменилось в нас самих, в нашей жизни, в семье. Жертва – это цена, которую нам надо заплатить. Христос там, где есть жертва. Односторонние отношения, когда мы приходим: «дай, дай, дай», не устраивают Бога.
Деян.2:42 Богу нужны мы, наше сердце. Бог ждет нас для общения. Служение, ячейка – это жертва общения, жертва времени.
Быт.22:2-8 Взаимоотношения с Богом дают нам понимание – Он говорит или нет. Авраам не сомневался, не спорил, он был уверен в том, что это – Бог. Авраам не рассуждает, а идет и делает. Он больше доверял Богу, чем себе и здравому смыслу. Если бы он остановился и не послушался, не было бы продолжения народа Божьего. Мы должны знать Бога, в Которого уверовали.
Иак.2:21-22 Через жертву послушания его вера достигла совершенства. Послушание – это испытание. Авраам не пожалел для Бога то, что любил больше всего – своего сына, и Бог не пожалел Своего Сына для нас. Авраам увидел то, что хотел сделать Бог. Мориа – это место, где был распят Иисус. Он думал, что Бог способен воскресить, он думал о Иисусе Христе – Искупителе. Он получил это откровение в свое сердце. Авраам строил жертвенники Богу и каждая встреча с Богом меняла его. Бог открывался по-новому. Авраам назвал это место Иегова Ире – Бог усмотрит. Когда ты согласен с Богом, исполняешь Его слово, волю, Бог отвечает тебе и дает откровение о Себе: Бог мое знамя, мой мир, моя победа. Герои веры получали откровения в отношениях с Богом. Если мы боимся что-то потерять, значит, мы не знаем Бога. Наша жертвенность говорит о нашей вере.
2. Марк.12:41-44 Это была радикальная жертва. Радикальная жертва сразу привлекла внимание Иисуса. Иисус засвидетельствовал о радикальной жертве бедной вдовы перед учениками. Жертва веры, любви не пройдет незамеченной. Наши радикальные жертвы тоже привлекают Иисуса и не остаются незамеченными.
Бог ожидает от нас жертвенности. Жертва послушания, жертва общительности делают нашу жизнь другой – угодной Богу. Бог действует в нашей жизни через жертву.
Проповедь:
Я буду продолжать говорить о жертве. Жертва – это язык Бога. Бог говорит на языке жертв, и мы говорили о том, что весь Ветхий завет люди приносили жертвы, которые покрывали их грехи, но это было временно, и все это указывало на совершенную жертву Иисуса Христа. Слава Богу за Его жертву и за то, что Иисус сделал, отдав Свою жизнь, чтобы мы могли быть свободными, спасенными, счастливыми, преобразованными, воскрешенными к Его новой жизни.
Мы говорили о том, что Бог ожидает от нас жертв, но не коров и тельцов, как было в Ветхом завете. Даже тогда Он не ожидал этого. Он говорил: «Я ожидаю, что самая лучшая жертва Богу – это послушание». Богу важно, какое наше сердце, какое состояние нашего сердца. Что мы делаем для Бога, как мы это делаем, с каким сердцем, с каким отношением – это очень важно. Не нужно просто что-то делать. Своеволие Богом не принимается. Саул, который приносил жертвы так, как считал нужным, оказался неугоден Богу. Мы можем что-то делать сами по себе, по своему желанию, но Бог говорит, что лучшая жертва – это исполнять то, что нам сказал Бог, то, что Он ожидает от нас, что Он хочет от нас. Мы должны знать, что Он хочет от нас. Что Он хочет от меня лично. Когда ты знаешь это, когда ты это делаешь – это лучшая жертва.
Мы говорили о том, что Адам с Евой в Едемском саду не «распяли» себя, не отдали в жертву свое непослушание, пошли по пути своеволия. Бог им сказал, как нужно делать, но они сделали по-своему, и, в результате, потеряли все. Человечество впало в грех. Бог не оставил нас. Он сказал, что пошлет Искупителя, и исполнил Свой план.
Мы вспоминали о жертвах.
Евреям 11:4 «Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство».
Мне очень нравится, что Бог свидетельствует о людях, которые приносят жертву веры. Он называет это лучшей жертвой. Богу не безразлично, как мы это делаем. Когда мы это делаем с верой, Он говорит: «Это лучшая жертва», и мы получаем свидетельство от Самого Бога. Не думай, что твои жертвы напрасны. Бог говорит: «У Меня есть дипломы, сертификаты за лучшие жертвы». Ты придешь на небо, и Бог покажет их тебе.
Противоположностью Авелю был Каин. Он делал так, как ему хотелось. Это не значит, что он ничего не делал. Он тоже принес жертву, но Бог не призрел на его жертву. Бог не принимает нашего своеволия. Ему не нужно, чтобы мы просто что-то делали. Богу важно, чтобы мы делаем то, что Он просит нас делать. Это есть лучшая жертва. То, что мы делаем в послушании, это всегда лучшее. Давайте, будем понимать, чего ожидает от нас Господь, какой жертвы Он ожидает от нас.
Мы также говорили, что когда мы делаем для Бога всегда с верою и послушанием, это приносит нам радость. Такие жертвы угодны Богу, Он дает нам радость. Мы получаем радость, удовлетворение, потому что Бог одобряет нас, дает нам свидетельство. Но когда мы исполняем что-то по-своему, проявляя своеволие, тогда у нас нет радости. Бог заметил, что в сердце Каина происходит что-то неправильное.
Быт. 4:6,7«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Каждый из нас проходит искушения. Бог не сказал, что искушений в вашей жизни не будет. Сам Иисус был во всем искушаем, кроме греха. Он был искушаем, но не поддался искушению. Каин поддался, поступил по-своему, проявил своеволие. Этот грех, этот зверь, который лежал возле дверей его сердца, прыгнул в его жизнь, и он совершил убийство. Это страшная ситуация, но мы должны понимать, что наше послушание дает нам радость, благословение, силу, победу, а непослушание приносит проблемы, разочарование, проклятие. Важно посмотреть на свое сердце: кто притаился возле твоих дверей. Кого надо выгнать, а кого – позвать. Кого надо пригласить, а для кого закрыть дверь.
Мы также говорили, что жертва приносит защиту. Когда Бог выводил Свой народ из Египта, и должен был пойти Ангел-губитель, Господь сказал, чтобы в каждом доме были агнцы в качестве жертвы. Кровь агнца была на косяках дверей, и Ангел-губитель, проходя, не мог войти туда. Думаю, что он вошел к тем, кто не послушались. Те, кто послушались, были под защитой. Бог хочет, чтобы мы были под защитой. Послушание несет нам защиту – защиту для тебя, для твоего дома, для твоих детей. Мы любим, когда наши дети послушны. Нам не нравится, когда они не послушны, потому что своим непослушанием они вызывают в нас нехорошие мысли и чувства.
Отношения – зеркальны. Отношения Бога с человеком, отношения человека с человеком. Мы понимаем, почему Бог говорит, что послушание – это лучшее, что Он ожидает, лучшая жертва. Бог смотрит, как ты реагируешь, как ты себя ведешь, как ты поступаешь. Как взрослые смотрят на своих детей? Если дети послушны, мы очень довольны, рады, готовы им сделать все за это. Точно также Господь. Он говорит: «Я ожидаю от вас этой удивительной жертвы, которая называется послушанием». Это защищает нас и благословляет.
Апостол Павел говорит: «Я не хочу, чтобы вы приносили жертвы бесам». Жертва показывает, кому ты подчиняешься, послушаешься, кто владеет твоим сердцем. Когда апостол Павел говорил, что «не можете быть в общении с бесами», он напоминал, что именно жертва показывает, кому ты служишь. Важно понимать слова Иисуса Христа, Который сказал: «Никакой слуга не может служить двум господам» (Лк. 16:13). Ни у кого это не получится. Не бывает так: 50% я в церкви, 50% я в мире, половина на половину – это не работает ни у кого. Жертва приносилась целиком.
Павел напоминает нам в послании к Римлянам 12:1 «представьте тела ваши в жертву живую», то есть целиком отдайте себя Богу, целиком посвятите себя. Слава Богу, когда мы это делаем. Как можно приносить жертвы бесам в наше современное время? Искушения в современном мире другие, чем во времена Ветхого завета, но суть одна: увести тебя от Бога. Интернет, телевизор, деньги, власть, секс и все, что в этом мире происходит – это все для того, чтобы твое сердце было похищено, занято чем-то другим. Но сердце поклонника, любящего Бога человека, принадлежит Ему полностью.
Во все времена происходит одно и то же. Когда Моисей ушел на 40 дней на гору Господню, тут же появился диавол и начал искушать. Люди сделали себе идола в виде тельца из золотых украшений. Отдали их сразу же с радостью. Это показало их сердце. Жертва говорит о нашем сердце, о вере, об отношении. Когда Моисей вернулся, он стер тельца в порошок. Так Бог хочет стереть всякое идолопоклонство в нашей жизни, чтобы только Он был на первом месте. Только Он – Возлюбленный нашей души, а остальное сотри в порошок, выкинь; это тебе не поможет. Жертвы бесам всегда приносят проклятия. Кому ты поклоняешься, тот тебе и господин, и награда – от него. Поклоняешься Богу, благословения приходят. Ты делаешь неправильные вещи, и, по сути, ты поклоняешься бесам, и приходят проклятия. Три тысячи человек погибло в тот день! Если бы они подумали своей головой, на что они хотят променять Бога, почему так легко отдавать жертвы бесам, какие последствия приходят, они бы не сделали этого.
Я молился, чтобы Бог нас вразумлял, чтобы это было внутри. Закон не тот, который был записан на скрижалях, которые принес Моисей, и со злостью разбил их. В Новом завете сказано, чтобы закон был в сердце записан, внутри у тебя. Ты просыпаешься, живешь обычной жизнью, а внутри у тебя, в твоем сердце записан закон Божий. Бог благой, и когда мы делаем благо для Бога, послушны Ему, то приходят совершенно другие ситуации.
Мы вспоминали Гедеона. Ситуация в стране была очень плохая, потому что израильтяне отступили от Бога, пришли медианитяне, ограбили их. Все жили в страхе, в том числе и Гедеон. Бог увидел его и призвал к освобождению страны. Гедеон не сразу согласился, потому что надо было из состояния неверия и страха переключиться в состояние веры и победы. Когда он переключился, он сделал жертвенник Богу. Этот жертвенник показал, что в его сердце что-то поменялось.
Многим трудно быть жертвенными. Если мы читаем о людях веры, героях веры, то видим, что они всегда делали жертвенники, когда встречались с Богом. Встреча с Богом меняет тебя. Если нет жертвенника, значит, нет встречи с Богом, ты не делаешь жертвы; тебе это трудно, тяжело. Есть встреча с Богом – и нет проблем! Авраам постоянно делал жертвенники. Только встретился с Богом, тут же реакция – делает Богу жертвенник, поклоняется Ему, прославляет. Встретился с Богом, опять перемена в его жизни. Встреча с Богом говорит, что твое сердце становится похожим на Бога – Он Самый жертвенный, Он Самый щедрый, это Его язык. В людях, которые встречаются с Богом, происходят эти перемены. Нам надо задуматься, почему мы перестали быть жертвенными, остановились, не делаем того, что делали раньше. Может быть, потому что мы не встречаемся с Богом?
Гедеон, встретившись с Богом, делает Ему жертвенник и называет его Иегова Шалом – Господь-Мир. От встречи с Богом приходит не страх, а мир. У Гедеона было полно страхов, неуверенности, низкой самооценки. Он встретился с Богом и пришел прорыв, поднялась вера, произошли перемены. Я не боюсь того, что говорит мне враг, не боюсь окружающего мнения, потому что Бог меняет меня, показывает мою судьбу, мое призвание.
Далее Бог говорит: «Иди, разрушь жертвенник Ваалу, который сделал твой отец». У нас много старого наследия наших отцов и дедов. Бог говорит: «Пока ты не уничтожишь старое, новое не придет». Мы часто держимся за старое, и поэтому новое не приходит. Бог говорит: «Убери это старое, разрушь этот жертвенник и на его месте построй жертвенник Мне». Гедеон это делает, и Дух Господень сходит на него.
Судей 6:34 «Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою»,
став совершенно другим человеком. Мы меняемся, когда встречаемся с Богом, когда послушны Ему, когда начинаем верить. Гедеон не просто вострубил трубой, он освободил свою страну. Казалось бы, невероятно, невозможно для человека, но все возможно Богу. Гедеон разрушил жертвенник Ваалу и поставил жертвенник Господу.
Судей 6: 23-26 «Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой. В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, и поставь жертвенник Господу Богу твоему».
Мы говорили также о жертве поклонения, о жертве хвалы. Мы вспоминали, что жертва Богу – дух сокрушенный. Бог хочет сокрушения, потому что не сокрушенный человек уповает на себя, на свои силы. Мы часто приходим к Богу самодостаточными. Мы не привыкли общаться с Богом, верить, доверять Ему. Бог говорит: «Пока это старое не сокрушится в вас, ничего нового не произойдет».
Мы вспоминали женщину-язычницу, у которой была одержимая дочь. Она пришла к Иисусу, чтобы Он помолился за ее освобождение. Но Иисус сказал ей: «дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Марка 7:27). Это должно было обидеть ее, огорчить. Но Бог гордым противится, и это не просто для красного словца; это – откровение, которое Бог хочет дать каждому человеку. Если в сердце есть гордость, там нет Бога. Если там нет Бога, там нет ответа от Бога, нет благословения, нет исцеления и всего того, что приходит от Бога. Когда Иисус дал женщине этот проверочный тест, Он испытывал ее.
Иисус сказал: «Я не могу взять хлеб у детей и бросить его псам». Она же сказала Ему в ответ: «так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей». Эта женщина распяла свою гордость, свой эгоизм. Она принесла в жертву свою гордыню. Если мы не принесем в жертву свою гордость, мы не можем получить от Бога то, что мы хотим. А мы много чего хотим от Него. Она хотела исцеления дочери, и она ответила так, как Иисус ожидал от нее. Это была жертва послушания. Ей нужно было отвергнуть себя, как Иисус говорил: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Лк. 9:23). Она отвергла свое «Я». Она сказала: «Да, Господи!».
Марка 7:29 «И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери».
Это жертва послушания, жертва смирения. Она принесла в жертву свое «Я», которое у нас бывает очень большое и закрывает Бога и Его ответы. Она это сделала, и пришел ответ – дочь исцелилась.
Мы вспоминали богатого юношу, который имел, написано, большое имение, и хотел быть с Иисусом, идти за Ним. Пришел к Нему, но Иисус сразу увидел, что помешает ему в дальнейшем идти за Богом. Он говорит: «Я вижу проблемы в твоем сердце. Иди, продай свое имение и раздай нищим, и тогда пойдешь за Мной». Чистое, ясное, пророческое слово. Но юноша опечалился.
Всякий раз, когда мы непослушны Богу, мы печалимся. Юноша опечалился, но так ничего и не изменил. Он ушел опечаленный, обиженный. Если бы он послушался, как эта женщина, он бы получил ответ и благословения. Иисус говорит: «Если ты не отвергнешь себя, ты не сможешь идти за Мной». Это похоже на то, как будто ты на поводке у врага. У кого короткий поводок, он только пошел за Богом и сразу остановился. Другой больше прошел, но тоже остановился. Причина одна: они не отвергли себя, что-то держит. Мы хотим идти в свободе, быть здоровыми, благословенными, но чтобы это было, нам надо отдать старое, отпустить это, выйти из него. Иисус сказал юноше: «Ты не сможешь идти за Мной. До какого-то момента ты будешь идти, но потом богатство, то, что тебя держит, твоя причина, не даст тебе идти за Мной». Юноша не захотел сделать то, что ему сказал Иисус. Иисус смотрит на учеников, а они тоже все какие-то печальные: «Кто же может войти в царство Божие?».
Марка 10:28-30 «И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».
Ваша жизнь с Богом будет в сто раз лучше. Не бойтесь, как ученики Иисуса, которые испугались и, написано, ужаснулись. Иисус говорит, что все, которые пойдут и которые послушаются, в сто раз больше получат.
Сегодня мы вспомним Авраама. Авраам начал с того же, что и мы начинали. Он был язычником, неверующим, но Бог его позвал, и он оставил то, что у него было. Если ты не оставил старое, ты не можешь идти в новое. Авраам вышел из Ура Халдейского и пошел в землю, о которой Бог сказал: «Я тебе скажу, туда ты пойдешь». Жертва всегда требует смелости. Надо было жертвовать. У него был хороший дом, в Уре была высокая цивилизация, у них был водопровод на то время. У нас до сих пор не у всех есть водопровод в деревнях, а там был. Ему нужно было оставить свои комфортные условия, но он откликнулся и пошел. Вся его жизнь – это образец для людей, которые согласились и пошли за Богом дальше.
Иак. 2:23 «И исполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим “.
Бог назвал его Своим другом. Друг Божий – это высший титул. Не любого человека можно назвать другом. Есть много знакомых, приятелей. Есть выражение: «Друзья познаются в беде». Может быть, ты думал, что это – твой настоящий друг, ты для него все делал, и ожидал, что он тоже тебе поможет, откликнется. Но пришла трудная ситуация, а он говорит: «Извини, я не могу это сделать». Ты понимаешь, что это, оказывается, был не друг тебе. Бог говорил про Авраама, что он Его проверенный друг. Господь испытывал его всю жизнь, и мог с уверенностью назвать его Своим настоящим другом. Это стало возможным, потому что общение с Богом изменило его, сделало его другом Божьим.
Поговорим о жертве общения. Оказывается, чтобы было общение, тоже нужна жертва. Без жертвы никуда не деться. Если нет жертвы, нет общения. Нет общения, нет жертвы. Все взаимоотношения людей строятся на каких-то жертвах. Эгоистичные люди не хотят ни с кем общаться, потом говорят, что их никто не любит, у них нет друзей.
Прит.18:25 «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным».
Для того, чтобы иметь друзей, надо быть дружелюбным. А чтобы быть дружелюбным, надо приносить жертву общения. Потому что между людьми взаимоотношения должны быть не в одностороннем порядке. Нам не нравится, если мы кому-то помогали, служили, а потом попросили что-то для себя сделать и получили отказ. Люди не готовы жертвовать ради кого-то своим временем. Мы готовы ради себя, но Бог говорит, что это отношение должно измениться. Когда это изменится, ты будешь другом Божиим. У людей нет взаимоотношений, потому что у них ни на что нет времени: нет времени молиться, Библию читать, и т.д.
У нас нет времени на то, что мы не ценим. Поэтому это и называется жертва общения. Нет жертвы – нет времени. Нет ценности – мы не будем ничего объяснять, просто скажем: нет времени. Когда надо, мы и время найдем, и деньги найдем. Мы все найдем, что надо, когда нам надо. Когда мы говорим Богу: «У меня нет времени», то мы развиваем односторонние отношения, чтобы только мы получали. Жертва общения – это зеркальные отношения со всеми: с Богом, с людьми, в семье. Если нет жертвы общения – нет общения. Когда нет общения – ничего нет. Ничего не получается, и ничего не складывается.
1 Ин. 1:3 «А наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом».
Иисус вспоминает историю о том, как один человек пришел к своему другу в полночь (Лк. 11:5). Ради кого бы ты пошел куда-нибудь ночью? У него были взаимоотношения, потому что к нему приехал другой друг, и он пошел к своему другу, попросить еды, потому что к нему приехал друг.
Бог говорит: «Я называю вас друзьями». Жертва общения – это то, что Бог ожидает от каждого из нас. Хочешь иметь друзей, должна быть жертва общения, не односторонняя. Нам не нравится, когда ты говоришь с человеком, а он рассказывает только про себя. Ты только хочешь что-то сказать, а он продолжает о себе. Так мы иногда приходим к Богу и только про себя говорим. Мы не даем Ему ничего нам сказать. А потом спрашиваем: «Господи! Ну что же мне делать?». Что Он может тебе ответить, если ты Ему говорил только про себя и все твои молитвы были только о тебе? Мы разве дружили бы с таким человеком? Только встретился с ним, а он о себе, да о себе. Сколько ты вытерпишь такого одностороннего общения? Ты для него просто «уши».
Господь хочет, чтобы у нас была жертва общения с Ним и с людьми. Кто-то говорит: «Я десятину даю», и думает, что откупился. Так же, как иногда родители, чтобы не общаться с детьми, предлагают им купить что-то. Так иногда взрослые откупаются от общения с женами или мужьями. Но Бог говорит: «Мне нужна жертва общения». У нас могут быть поверхностные отношения, меркантильные, бизнес-отношения, или глубокие, настоящие, искренние. Бог ожидает жертвы общения с глубокими, настоящими, искренними отношениями. В церкви у тебя есть возможность быть в общении.
Деяния 2:42 «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».
Они пребывали в общении. Это ячейки, это служение, где у тебя может быть общение. Не на собрании же – вы сидите и друг с другом разговариваете. Сплетни – это тоже не общение. Есть люди, любители пообщаться таким образом.
Вспоминаем жизнь Авраама. Он хотел получить сына. Получил сына, все хорошо, и тут Бог говорит: «Отдай сына, которого ты любишь, единственного» (Быт.22:2). Что делает Авраам? Спорит ли он с Богом, что-то доказывает, не доверяет? Авраам понимал, что это говорит Бог. Когда Иисус говорил, что Ему нужно пойти умереть, быть жертвой, Петр стал прекословить Ему. Он стал спорить с Иисусом. Иисус ему сказал: «Сатана, Я знаю, кто ты. Ты против жертвы».
Но как вырос Авраам, когда ему Бог сказал: «Иди и сделай это», и он не спорит, но встает и идет без возражений. Авраам жертвует своим собственным главным желанием всей его жизни, даже если ему казалось это каким-то противоестественным, несправедливым. Когда люди не знают друг друга, то легко верят всяким слухам. Ты знал какого-то человека и думал, что он хороший. Но тебе сказали про него плохое, и ты сразу поверил и изменил свое мнение о нем. Люди очень легко верят всякой лжи. На Бога тоже идут поклепы. Ты верил, верил, и вдруг: «Истинно ли сказал Бог?». И все поменялось.
У Авраама сердце менялось от встреч с Богом. Он знал, что даже если он не понимает, если видит что-то странное для него, он будет доверять Богу больше, чем себе. В этом выразился поступок Авраама, когда он это сделал. Это говорило о том, что Богу он верил больше, чем себе. Богу он верил больше обстоятельств, больше, чем мыслям в его разуме. Можно понять, что переживал Авраам. Исаак для него был не просто сыном. Это было связующее звено между прошлым и будущим. Что ждало Израиль в будущем. Где его вера, наследие, будущее, если не будет Исаака? Казалось, что на этом история остановится, прекратится, если убрать Исаака. Мы читаем в Новом завете, о чем думал Авраам, когда шел.
Евреям 11:19 «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить».
Бог ему показал картину будущего, то, что произойдет потом, когда Иисус будет воскрешен Отцем. Это было прообразом того, что хотел сделать Бог, прообразом жертвы Его Сына. Когда Авраам шел, он думал не о плохом и не о коварстве Бога, а о том, что он доверяет Богу. То, что Бог просит для Него сделать, в любом случае, это самый лучший вариант. Авраам думал, что даже если сын его умрет, Бог его воскресит из мертвых.
Аврааму нужно было пожертвовать своими мыслями, убрать из своей головы все злое, плохое, что диавол обычно навивает человеку, убрать страхи, неправильные рассуждения. Адам с Евой стали не о том думать. Но Авраам шел и думал правильно. Это тоже жертва, потому что многим нравится неправильно думать. Они могут часами думать о неправильном: о каких-то проблемах, каких-то грехах, страхах, рисовать себе фильмы ужасов. Авраам не думал про это. Убрать все это из своей головы – это тоже жертва.
Когда Авраам пришел, и все приготовил, Бог сказал ему: «Я знаю, что ты боишься Меня и не пожалел сына твоего единственного для Меня» (Быт.22:16-18). Не пожалел! А нам так жалко порой для Бога времени, денег, еще чего-то. Но Авраам не пожалел сына единственного! Бог пожалел Сына Своего? Не пожалел. И Авраам не пожалел, потому что Бог ему показал, научил его и открыл картину будущего, что произойдет через наследие, через Исаака, Кто родится через эту жертву, что получится, какой великий план Бога в этом.
Жертвы – они разные. Как мы жертвуем, что мы жертвуем. Очень хорошо плохие мысли жертвовать. Есть еще одни жертвы, которые испытываются в нашей жизни. Это финансовые жертвы. Наши родственники иногда говорит нам: «Зачем вы туда ходите? У вас все деньги заберут, квартиру заберут». Как будто бы, если бы не это, они бы ходили в церковь. Диавол всегда пугает людей жертвенностью. Он сам боится жертв, потому что жертва Иисуса победила его. Всякая жертва для него – напряг, и он пугает людей. Но Бог говорит, что жертва – это не страшно, жертва необходима для благословения. Бог зовет нас и через жертву говорит, что нам нужно делать и как.
Писание говорит, что придут на нас скорби и гонения. Мы не любим этого, нам это не надо. Мы были раньше в гонениях из-за своих неправильных дел, но теперь мы другие. Иисус говорит: «Сейчас за слово приходят гонения». Посмотри, какое противостояние есть слову. Дело в том, что когда ты исполняешь слово, приходит радость. Гонения приходят, но они как проверка того, как ты отреагируешь, как ты себя поведешь, что ты скажешь, как ты поступишь. Отреагируешь правильно, у тебя придет радость. Отреагируешь неправильно, твое лицо будет печальное и угрюмое, и ты отойдешь от Бога. Давайте делать правильно!
Хочется вспомнить известную женщину-вдову (Марк.12:41-44). Иисус сидел против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. За чем наблюдал Иисус? Что Ему было интересно? Он сидел и смотрел. Почему так важна была для Иисуса эта картина – картина жертвоприношения.
Марк. 12:41 «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много».
Богатые клали много. Иисус же обратил внимание на вдову. Он сказал: «Положила все, что имела, все пропитание свое». Для Бога это было очень важно. Это – радикальная жертва. Радикальная жертва сразу привлекла внимание Иисуса. Наши радикальные жертвы тоже привлекают Иисуса. Она не просто привлекла Его внимание, но Он засвидетельствовал о ней перед учениками. Он позвал учеников и показал им, что она сделала.
Бог говорит о людях, которые изменились, стали свободными, чтобы делать такие радикальные жертвы. Сегодня в нашей жизни, может быть, кто-то уже поостыл, подустал, давно не делал никаких радикальных жертв. Но именно радикальные жертвы приносят радикальные перемены. Эти жертвы говорят о радикальном свидетельстве. Иисус сказал то, что сказал об Авеле Господь – свидетельство. Он засвидетельствовал о его дарах, вере и жертве. Здесь Иисус так же засвидетельствовал не только перед людьми, перед учениками, но и перед всем духовным миром. Бог ожидает, что Его народ, Его церковь будет жертвенной. Не потому что ее заставляют, мотивируют, манипулируют, вымогают, но потому, что она будет встречаться с Богом. Люди, которые встречаются с Богом, меняются. Люди, которые встречаются с Богом, делают это от всего сердца, по вере, с радостью.
Бог сегодня нам напоминает об этих вещах для того, чтобы церковь взбодрилась. Возможно, ты даешь пожертвования, и для тебя это стало традицией, ты делаешь это механически. Богу не нравится, когда мы делаем это без любви, без веры, когда наше сердце в этом не участвует. Люди кидали в сокровищницу, но это не привлекало Иисуса. Как только Он увидел радикальную жертву, Он сразу же воспрял. Он позвал Своих учеников и показал им, что сделала женщина.
Я хочу, чтобы мы помолились, чтобы в вашей и в моей жизни проснулся этот дух радикальной жертвы. Не просто жертвы, а радикальной жертвы, настоящей, сильной, потому что такие сильные вещи приносят сильные перемены. Они приносят сильное влияние, сильные победы, сильный прорыв. Давайте, встанем и будем молиться. Жертва – это не только финансы. Это жертва общения, это время. Когда мы не хотим сдавать свои позиции, не хотим делать чего-то меньше для Бога, не хотим делать это формально, машинально, но хотим делать это от всего сердца – это пробуждение. Когда твоя вера пробуждается, твои духовные чувства пробуждаются, когда ты выходишь из духовной спячки. Если ты не делал что-то долгое время, заснул, где-то остановился, именно радикальная жертва принесет радикальный огонь.
Мы вспоминали об Илии. Народ давно не делал жертвенников, алтарь был в запустении, жертвенник был в запустении, но Илия понимал, когда придет сила, победа, когда будет радикальная жертва. Это было не просто сделать, но он это сделал, и Божий ответ пришел. Бог хочет дать нам ответы. Многие люди ожидают ответы в разных сферах своей жизни. Я верю, что Бог хочет поднять дух веры, потому что все люди веры, герои веры, все, что они ни делали, все их жертвы были по вере. Поэтому происходили удивительные вещи.
Я хочу помолиться, чтобы вы сделали сегодня радикальную жертву. Это добровольно. Никто никого не заставляет, не чувствуйте никакого осуждения. Но если это было сказано для вас, то делайте это. Я хочу сказать о том, что Бог принимает то, что Он нам говорит. Это Он нам говорит, Он нас вдохновляет, Он нас касается в какой-то сфере. Он ожидает, как мы на это отреагируем, что мы с этим сделаем. Или мы откажемся это делать, или мы скажем: «Да, Господь! Я хочу радикальных ответов, радикального прорыва, радикальных изменений в своей жизни, поэтому я приношу радикальную жертву».
Жертва Иисуса – это была радикальная жертва для Отца. Он отдал самое лучшее, что у Него было. Бог хочет, чтобы в нашей жизни были такие радикальные действия. Может, для кого-то будет жертвой сделать то, что он давно не делал. Бог ему говорил: сделай это, пойди в служении, помоги кому-то, но он все время откладывал это, не мог найти время для этого. Для кого-то, может быть, радикальная жертва – это пойти в служение. Он ушел оттуда когда-то, потому что там были какие-то проблемы, и для того, чтобы вернуться в служение, надо сделать радикальный шаг. Радикальная жертва требует радикальной смелости. Жертвы – они очень большие, они всеобъемлющие. Я не знаю, какие ситуации в твоей жизни были. Может быть, тебе с кем-то надо помириться, или примириться, и для этого тоже требуется радикальная жертва – отвергнуть себя, свое «Я», простить обиду. Бог говорит, что если ты переступишь через себя, то увидишь благословения, потому что огонь приходит на радикальную жертву, ответ приходит туда, прорыв приходит.
Я молюсь, чтобы Дух Святой вам показал, подсказал – какой радикальной жертвы от вас требует Господь, чего Он от вас ожидает, что Он вам говорил. Как написано: чтобы я исполнил сей обет, обещание Богу. Может быть, эта радикальная жертва тебя касается? Ты что-то говорил, что-то хотел начать делать: заниматься спортом, худеть, еще что-то – это твоя радикальная жертва. Ты ее все откладываешь и откладываешь до лучших времен. Что-то ты обещал сделать даже себе, но ты этого не делаешь, и поэтому не приходит туда то, что ты ожидаешь, что должно прийти. Давайте, какое-то время мы помолимся сейчас, чтобы мы могли понять, могли увидеть, могли услышать, что от вас ожидает Господь, что вы от него ожидаете.
Молитва
Боже, мы поклоняемся Тебе. Мы благодарим Тебя, Дух Святой, потому что, сказано: «Где Дух Господень, там свобода». Ты хочешь дать нам свободу, наставить нас на истину. Ты хочешь принести, Господь, то, что Ты приготовил для нас. То, что Ты приготовил, приходит через жертву. Без жертвы ничего не получается. Ты любил людей, Ты хотел их спасти, но если бы Ты не отдал Своего Сына, никто бы не спасся. Если бы не было этой радикальной жертвы, никто бы не стоял здесь. Все происходит, если есть жертва, и ничего не происходит, если нет жертвы – это Твой язык, Господь. Ты учишь нас этому языку. Мы благодарим Тебя, что это пришло от Тебя в нашу жизнь, в наше сердце, чтобы мы могли меняться. Наши жертвы говорят, насколько мы меняемся, что происходит в нашем сердце, какие процессы там происходят: что мы делаем, чего мы не делаем.
Мы поклоняемся Тебе, великий Бог. Мы славим Твое имя, Господь. Мы знаем, что Ты приготовил лучшее. Так же, как Авель приготовил лучшую жертву, так и Ты приготовил лучшее, Господь. Написано: «но они стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11:16). В нашем сердце должно быть это стремление не останавливаться, не успокаиваться, не зарывать свой талант, но стремиться к лучшему. То, что есть на небесах и то, что от небес приходит в наше сердце. То, что Бог говорит нам делать. Они стремились к тому, что Бог им говорил, к небесному. То, что Бог им показывал, то, куда их влек Господь. То призвание, та судьба, та жизнь, то служение. Они к этому стремились. Жертва не придет, если нет стремления, желания, понимания.
Мы благодарим Тебя, Иисус! Ты для нас – наглядный пример того, что сделала жертва на кресте: победила диавола, разбила оковы смерти, греха, проклятий, болезни. Она освободила пленников из тюрем, и они вышли на свободу. В жертве есть великая сила, прорыв и победа, поэтому диавол так боится жертвы. Он шепчет тебе: «Будь милостив к себе! Не делай этого, не делай того!». Но Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана!».
Мы поклоняемся Тебе, Иисус! Мы благодарим Тебя, Небесный Отец, за то, что Ты учишь нас языку жертвы, языку веры, языку сверхъестественного. За то, что мы благословлены всяким духовным благословением в небесах. Ты открываешь для нас Свой мир и мы входим в него через жертву Иисуса Христа и приходим к престолу благодати, написано, для своевременной помощи. Слава Тебе, Господь! Аминь!