Крепление датчика эхолота на транец
Эхолот – приспособление, которое уже давно плотно вошло в обиход рыбаков, а для некоторых и вовсе стало неотъемлемой частью рыбацкой атрибутики. Однако, новички зачастую сталкиваются с множеством вопросов относительно этого предмета. Самый частый из них – крепление датчика (трансдьюсера).
Что может понадобиться?
Большинство стандартных эхолотов уже имеют в комплекте крепление для датчика, но часто случаются такие ситуации, когда его сложно совместить с конкретным плавательным средством. Это может происходить, если оно имеет нестандартную конфигурацию или параметры транца и держателя несовместимы. Кроме того, встречаются лодки, где транец и вовсе отсутствует. Выход из этих ситуаций – самостоятельное изготовление крепления.
В процессе изготовления крепления датчика эхолота на транец судна пригодится:
- 1 метр трубки из металлопластика (или обычной пластиковой) с внешним сечением 15 мм для изготовления кронштейна;
- 30 см металлической трубы с внутренним сечением большего размера, куда будет вставляться трубка из металлопластика;
- струбцина, которая будет служить держателем конструкции на транце;
- хомуты;
- готовые прокладки из резины или нарезанные самостоятельно;
- винт-барашек, который будет служить стопором для металлопластикового кронштейна при изменении глубины погружения датчика;
- крепеж (болты, шайбы, гайки).
Подготовив все необходимое, можно собирать. Процесс включает в себя несколько этапов.
- Двумя хомутами закрепить на струбцине отрезок металлической трубы, проложив между ними резиновую прокладку.
- Внутрь трубы из металла вставить металлопластиковую.
- Нижний конец металлопластиковой трубы слегка нагреть и хорошо расплющить.
- На образовавшейся площадке просверлить два отверстия для креплений датчика.
- В эти отверстия двумя болтами и гайками крепится водостойкий трансдьюсер.
- В металлической трубе делается отверстие для винта, который позволит установить датчик на нужную высоту.
- Провода датчика для эстетичности внешнего вида пропускаются внутрь трубы. Кроме того, провод можно закрепить с наружной стороны хомутами или с помощью изоленты.
- Получившуюся конструкцию закрепляют на транце лодки с помощью струбцины.
- Датчик опускается на нужную глубину, кронштейн фиксируется затягиванием винта.
- На верхней части трубы из металлопластика закрепляется корпус эхолота.
Такие устройства обычно делаются быстросъемными. Однако опытные рыболовы часто советуют их дорабатывать и делать стационарными, монтируя в корпус лодки, а не закрепляя на транец. Этот вариант крепления актуален лишь для тех рыбаков, которые всегда пользуются одним и тем же судном. Крепления-кронштейны имеют свои преимущества и недостатки. Из преимуществ можно выделить:
- возможность использования на нескольких лодках, так как он легко снимается и крепится;
- надежность и жесткость крепления к транцу;
- возможность регулировки глубины и угла наклона датчика;
- долгий срок службы из-за наличия металлических элементов;
- возможность крепления к транцу любой толщины, так как струбцина имеет возможность регулировки захвата.
Недостатками кронштейнов являются:
- невозможность «мертвого» крепления, так как его нужно устанавливать перед каждой рыбалкой и снимать по ее завершении;
- достаточно объемная конструкция.
Как правильно установить?
Есть несколько важных факторов, которые стоит учесть при установке держателя.
- Конструкция лодки. Закрепленный правильным образом датчик должен целиком погружаться под воду. Его расположение должно быть параллельно уровню жидкости. Если это условие не выполняется, то данные, получаемые с датчика, будут некорректными.
- Кавитация (поток воздуха под нижней частью лодки при движении). Пузырьки воздуха могут попадать на излучатель датчика, из-за чего сведения с описанием поверхности дна, передаваемые на прибор, будут некорректны.
Поэтому выбирать место монтажа нужно так, чтобы влияние воздушного потока на эхолот было минимальным.
Учитывая эти факторы, будет проще избежать ошибок, которые приводят к недостоверным данным прибора, что существенно снижает количество поклевок. Крепление датчика эхолота к транцу осуществляется по определенной схеме.
- Крепко прижать струбцину к плоскости транца. Покрутив винт струбцины, создать необходимый уровень зажатия.
- Закрепить трансдьюсер в нижней части крепления, определив угол погружения и глубину. Если глубину погружения необходимо скорректировать, нужно лишь ослабить винт и выставить необходимое погружение.
- После настройки строго горизонтального положения держатель датчика нужно дополнительно закрепить, чтобы избежать сбоев и отклонений.
- Экран эхолота часто устанавливается на верхней части кронштейна, но этот момент лучше обдумывать исходя из личных предпочтений – на дне лодки, сидении или в другом месте. В качестве креплений чаще всего используют присоски.
- Чтобы защитить экран от осадков, монтируется специальный пластмассовый или клеенчатый козырек.
Для бесперебойной работы эхолота используется аккумуляторная батарея, способная обеспечить устройство энергией на срок до трех дней.
Преимуществом крепления на транец является возможность использования этого метода на различных моделях лодок – от установки на резиновую или ПВХ-лодку небольших размеров до монтажа на катер внушительной длины. Основным недостатком установки датчика на фанерный или алюминиевый транец можно назвать зависимость от конструктивных особенностей лодок. Так, у моторных лодок транец обычно находится на корме, рядом с тем местом, где устанавливается гребной винт.
Это и создает процесс кавитации, который негативно влияет на передаваемую информацию. Чтобы информация, считываемая с датчика, была максимально правдоподобной, устанавливать его рекомендуется на лодки, длина которых не превышает 8 метров. Поставить его необходимо левее или правее двигателя.
Рекомендации
Чтобы рыбалка была успешной, а улов порадовал, есть несколько проверенных рекомендаций, которыми пользуются не только рыбаки со стажем, но и новички.
- Устанавливать держатель и датчик необходимо строго под прямым углом. Это обеспечит правильность получаемых данных об обстановке на глубине.
- Монтировать датчик стоит с укреплением, чтобы при ударе о воду или препятствие он лишь немного отклонился назад.
- Следует тщательно проанализировать место установки крепления, с точки зрения удобства последующего использования.
Если все рекомендации по установке и эксплуатации соблюдены, то на дисплее эхолота отразятся сведения о глубине в месте рыбалки, структуре дна, количестве рыбы, растительности и крупных предметах, скрывающихся под водой.
Самостоятельное изготовление крепления для датчика – процесс необязательный. Существует множество отличных заводских вариантов. Однако такое изобретение, сделанное своими руками, часто выручает – например, при установке на лодку ПВХ, которая славится своей нестандартностью.
В следующем видео вас ждет крепление датчика эхолота на транец.
Правильное крепление датчика эхолота на транце
Благодаря стремительному развитию микроэлектроники и постоянному совершенствованию технологий эхолоты перешли из разряда элитных устройств в разряд доступных для подавляющего большинства рыбаков даже с небольшим уровнем доходов.
Одной из важнейших функций эхолота, кроме прорисовки контура и рельефа дна водоема и предоставления сведений о наличии рыбы, необходимо назвать возможность определения глубины в определенный момент времени. Это особенно актуально при рыбной ловле на мелких водоемах с мутной водой. Для корректной работы датчика эхолота необходимо знать нюансы его установки.
После приобретения такого важного при ловле рыбы с лодки устройства, как эхолот, многие счастливые владельцы сталкиваются с проблемой закрепления его на транец собственной лодки.
В инструкции, прилагающейся к эхолоту, предусматривается постоянное крепление датчика эхолота на транец, что не может в полной мере удовлетворять многих рыболовов, особенно обладающих несколькими лодками. Тем не менее многим рыбакам известно, насколько важно точное крепление датчика эхолота на транец для обеспечения максимальной точности его работы. И в то же время постоянное крепление эхолота очень неудобно для владельцев надувных лодок ПВХ.
В таком случае незаменимым можно назвать установка съемного кронштейна-держателя на специальной струбцине, обеспечивающего сборно-разборное крепление датчика на транец.
Нюансы установки
Оптимальным местом для крепления датчика эхолота является транец лодки. При этом необходимо знать, что во время движения лодки образуется завихрение воды. Такое явление само по себе не представляет никакой серьезной опасности, но возникающие в этот момент пузырьки воздуха способны привести к таким неприятным последствиям, как:
- К некорректной работе датчика эхолота;
- К образованию помех;
- К отображению нечеткой картинки на экране эхолота.
Для того чтобы избежать появления таких помех необходимо предусмотреть регулируемое крепление для эхолота, позволяющее поднимать или опускать датчик устройства при необходимости. Возможность осуществления такого рода регулировки позволит опытным путем определить необходимую глубину погружения устройства относительно поверхности воды.
Варианты установки
Установку датчика эхолота на транец можно осуществить двумя способами:
- Приобрести крепление заводского производства;
- Сделать штангу крепления датчика своими руками из алюминиевой либо пластмассовой трубки.
Самым простым способ установки датчика является покупка уже готового держателя из нержавеющих материалов. Датчик устанавливается на транец лодки посредством особого рода струбцины.
Бюджетным вариантом следует считать изготовления держателя своими руками из подручных материалов, что не только позволит сэкономить некоторую сумму денег, но и получить удовольствие от созидательного труда.
Заводское крепление
Заводское крепление датчика эхолота имеет свои неоспоримые преимущества:
- Отсутствует необходимость в сверлении отверстий для крепежных деталей;
- Возможность быстрой установки и демонтажа;
- Удобная регулировка положения эхолота по высоте.
Единственным недостатком такого держателя следует признать достаточно высокую стоимость.
Держатель-кронштейн производится из нержавеющей стали с особой обработкой, препятствующей возникновению царапин и механических повреждений.
Держатель с закрепленным на нем датчиком эхолота крепится на транец надувной лодки посредством струбцины.
В большинстве продающихся моделей реализована возможность поворота крепления датчика эхолота на требующийся угол согласно нескольким фиксированным положениям, а также возможность регулировки положения датчика по высоте. В комплект также входит два вида соединений, обеспечивающих крепление различных типов эхолотов на транец.
Струбцина оснащена подложкой из резины, которая обеспечивает надежное сцепление с транцем лодки и предотвращает возможное прокручивание прижимного элемента.
Изготовление держателя своими руками
Для изготовления крепления для эхолота своими руками необходимо найти пластмассовую трубку, которая имеется в многолитровых бутылках с питьевой водой. Край трубки нужно нагреть до пластичного состояния и придать ему плоскую форму.
Плоская часть трубки размечается под отверстия для установки датчика. Такой материал, как пластик, удобен тем, что в разогретом состоянии может гнуться под любым нужным углом. Это значительно упрощает приведение материала под конфигурацию крепления.
Провода датчика необходимо пустить внутри трубы, для чего потребуется устройство разъема. Для более эстетичного вида всей конструкции провода также можно закрепить специальными прищепками-клипсами.
Кронштейн лучше всего сделать из металлической трубы, желательно с толстыми стенками. Диаметр внутри трубы должен быть немного большим, чем внешней трубки из пластика, которая должна без проблем перемещаться внутри трубы металлической.
В трубке из металла необходимо просверлить отверстие и нарезать в нем резьбу, на которую накручивается винт с барашком, устанавливающий стойку в нужном положении по высоте.
Установка держателя на лодку
Перед тем как установить эхолот, необходимо подобрать подходящее для его крепления место. Выбор места следует осуществлять с учетом того, что в креплениях заводского производства в качестве комплектующего может входить кронштейн, а также необходимо принять во внимание конструкцию и форму надувной лодки. Датчик эхолота должен быть обязательно полностью погружен в воду находясь на плоскости, параллельной поверхности воды. Если датчик расположит под каким-либо углом, то показания эхолота могут быть некорректными.
Также при установке датчика следует опираться на тот факт, что при движении лодки происходит подсос воздуха под ее дно. Образовавшиеся пузырьки воздуха при попадании на излучатель устройства могут создавать значительные помехи при считывании прибором поверхности дна и выводить на экран эхолота неверные данные. Потому для установки датчика следует выбирать такое место, в котором влияние пузырьков воздуха на снятие показаний будет минимальным.
В катерах и небольших по размерам лодках датчик, как правило, удобнее всего установить за кормой. Кронштейн для крепления эхолота заводского производства при таком расположении очень неудобен и столкновение с каким-либо препятствием по причине своей излишней прочности может привести к потере транца. В таком случае лучше заменить заводской кронштейн самодельным, сделанным своими руками из алюминиевой и пластмассовой трубок. Нелишним будет предусмотреть и возможность отбрасывания крепления при случайном столкновении с каким-либо препятствием.
Для того чтобы навсегда забыть о проблеме крепления датчика эхолота, необходимо рассмотреть возможность вклеивания его внутрь лодки, в ее корпус. Такой вариант крепления возможен для лодок, сделанных из следующих материалов:
Для вклейки необходимо подобрать тот участок днища, который обычно расположен рядом с килем, и обеспечивающим параллельное расположение датчика относительно водной глади. Для установки следует аккуратно снять все требующиеся слои внутри конструкции корпуса, оставив при этом только внешнюю оболочку.
Датчик вклеивается при помощи эпоксидной смолы, надежно прижимается к наружному слою корпуса лодки. После того как смола схватилась, необходимо заполнить ею все оставшееся вокруг датчика пространство. Внешняя оболочка лодки по причине своей малой толщины не будет создавать помех при работе эхолота.
При закреплении эхолота на резиновой лодке прочность не так уж и важна, потому кронштейн можно крепить даже к липучке. Но лучше все-таки выбрать место для установки устройства на более надежном основании, к примеру, на сиденье лодки. Для этого необходима трубка из алюминия диаметром 15-20 мм, у которой один конец сплющивается и в нем просверливается отверстие, предназначенное для крепления. Этот конец следует загнуть под прямым углом на расстоянии в 30-50 мм от края трубки. С помощью этого конца трубка закрепляется на сиденье, в котором также просверливается отверстие.
Вся трубка аккуратно сгибается таким образом, чтобы она обогнула баллон лодки и вертикально входила вниз. На высоте примерно в 10 см от уровня воды трубку необходимо обрезать. Конец сплющивается и в нем просверливается отверстие. Через получившееся отверстие посредством винтового зажима закрепляется пластина с датчиком эхолота через специальную резиновую прокладку. Таким образом, при подплытии к берегу или иному препятствию, датчик можно спокойно поднять.