- Традиционное мировоззрение охотников Таймыра : (На материалах нганасан XIX — нач. XX в.) / Г.Н. Грачева ; Отв. ред. Ч.М. Таксами
- О произведении
- Другие книги автора
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- Традиционное мировоззрение охотников Таймыра
- О произведении
- Другие книги автора
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- Традиционное мировоззрение охотников Таймыра
- О произведении
- Другие книги автора
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (На материалах нганасан XIX — нач. XX в.)
- О произведении
- Другие книги автора
- Пожалуйста, авторизуйтесь
- Ссылка скопирована в буфер обмена
- Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
- Традиционное мировоззрение охотников таймыра
- Палеонтология, этнография, минералогия Норильского района
Традиционное мировоззрение охотников Таймыра : (На материалах нганасан XIX — нач. XX в.) / Г.Н. Грачева ; Отв. ред. Ч.М. Таксами
О произведении
Другие книги автора
Способ получения поливинилхлоридного пластиката Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Способ получения резиновой смеси Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Погребальные сооружения ненцев устья Оби Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Ранние представления нганасан о человеке Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
К методике изучения ранних представлений о человеке Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Человек, смерть и земля мертвых у нганасан Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Возрастные категории и погребальный обряд у нганасан Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Традиционное мировоззрение охотников Таймыра
О произведении
Другие книги автора
Способ получения поливинилхлоридного пластиката Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Способ получения резиновой смеси Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Погребальные сооружения ненцев устья Оби Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Ранние представления нганасан о человеке Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
К методике изучения ранних представлений о человеке Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Человек, смерть и земля мертвых у нганасан Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Возрастные категории и погребальный обряд у нганасан Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Традиционное мировоззрение охотников Таймыра
О произведении
Другие книги автора
Способ получения поливинилхлоридного пластиката Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Способ получения резиновой смеси Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Погребальные сооружения ненцев устья Оби Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Ранние представления нганасан о человеке Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
К методике изучения ранних представлений о человеке Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Человек, смерть и земля мертвых у нганасан Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Возрастные категории и погребальный обряд у нганасан Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (На материалах нганасан XIX — нач. XX в.)
О произведении
Другие книги автора
Способ получения поливинилхлоридного пластиката Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Способ получения резиновой смеси Федеральный институт промышленной собственности, отделение ВПТБ
Погребальные сооружения ненцев устья Оби Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Ранние представления нганасан о человеке Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
К методике изучения ранних представлений о человеке Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Человек, смерть и земля мертвых у нганасан Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Возрастные категории и погребальный обряд у нганасан Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
Пожалуйста, авторизуйтесь
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Традиционное мировоззрение охотников таймыра
Палеонтология, этнография, минералогия Норильского района
Палеонтология
Давно человечество мечтает заглянуть в далекое прошлое Земли, воочию увидеть обитателей планеты, живших миллионы лет назад.
Норильский музей – единственное учреждение на Таймыре, которое имеет богатую по разнообразию и представленности коллекцию окаменелостей, воссоздающую историю геологического развития полуострова. За последние пять лет фонды музея пополнились уникальными образцами, которые представлены в экспозиции выставки новых поступлений в соответствии с геохронологической шкалой – от палеозоя до кайнозоя.
Из истории палеонтологической коллекции музея…
В первом собрании основные фонды музея располагали уникальными коллекциями – “Палеонтология окрестностей Норильска” и “Палеонтология Дудинского района”, которые собрали, определили и передали музею ученый палеонтолог Н. И. Соколов и проф. В.А. Фролов. Образцы древней растительности Норильского района в окаменелостях собрал, определил и передал музею профессор В.А. Хахлов, научные работы которого были на уровне мировой науки того времени.
А в 1965 году, к годовщине 30-летия комбината, Историко-производственный музей Норильского комбината был ликвидирован.
“…часть фондов разошлась по рукам, а кое-что было выброшено к мусоросборнику. Последние экспонаты, – осадочные минералы с отпечатками и окаменелостями древнейших растений Таймыра, – были выброшены в 1969 году” (из докладной записки директору Норильского комбината Б. И. Колесникову, составленной директором Дома Техники Н. К. Неклюдовой и зав. картотекой истории комбината Т. Я. Гармашом, 1977 г.)
На выставке демонстрируется большая группа ископаемых животных – брахиоподы, аммоноидеи, кишечнополостные, пелециподы, гастроподы.
Среди экспонирующихся образцов представлены интересные образцы ископаемых растений.
Это и отпечатки, и пласты угля, образованные отмершими растениями, и окаменевшие стволы, древесина которых замещена различными минералами.
Этнография
Таймыр – край суровый и удивительный. Разнообразна, причудлива и величава его природа, но еще более разнообразна и богата культура народов, ее населяющих: долган, ненцев, энцев, нганасан, эвенков.
Несмотря на развивающийся в последние десятилетия кризис культуры северных народов, за 1992-97 годы коллекция МИНПР по разделу “Этнография народов Таймыра” значительно пополнилась. И если подавляющее большинство материалов, поступивших до 1990 года, было либо найдено в тундре мигрантами, либо попало в музей неизвестным путем и не имело легенды, то в этот период нам удавалось приобретать отдельные вещи и целые коллекции или непосредственно от их создателей и хозяев, или от людей, которым авторы вещей были известны, и нам предоставлялась о них полная информация.
Нганасаны проживают только на Таймыре. Когда-то это был самый северный народ, отлично приспособившийся к суровым климатическим условиям. По последней переписи населения в 1989 году их насчитывали всего 849 человек. Сами нганасаны считали, что они произошли от шерсти шкуры дикого оленя.
Нганасанская женская одежда – праздничная парка “тосодя лу” из белых шкурок оленя.
Кроме “тосодя лу”существовали повседневные парки “лу” и погребальные парки “тангака лу”. Основная особенность этого вида одежды состоит в том, что ее оформление мозаичным орнаментом и радужной бахромой показывало половозрастное и семейное положение ее владелицы. (По материалам книг А. А. Попова “Нганасаны”, изд. АН СССР, М.-Л., 1948 г, и Г. Н. Грачевой “Традиционное мировоззрение охотников Таймыра”, Ленинград, “Наука”, 1983 г, стр. 79-80).
Одежда бытовала в поселке Волочанка Авамского района в 1925-30 г.г. XX века и была приобретена в 1949 году для музея НГМК начальником фотолаборатории комбината А. М.Сорокиным. После закрытия музея в 60-х годах экспонаты были переданы в школу-интернат № 2. В 1993 году коллекция была возвращена МИНПР. Вещи находились в плачевном состоянии и были отреставрированы М. С. Турдагиным в 1994 г. с использованием подлинных материалов: ровдуги, оленьих сухожилий, меха, сукна. В процессе реставрации была проведена чистка одежды, зашивание дыр, восстановление орнамента, замена подмышечных деталей, манжет, нижней опушки, обновление кистей на спинке, прикрепление полос хендю.
Нганасанский шаманский бубен с колотушкой.
Деревянный идол, изображающий щуку.
В традиционном миропонимании нганасан отсутствует деление на сверхъестественное и естественное: естественному приписываются сверхъестественные свойства, сверхъестественное проявляется во вполне “вещных” предметах. Все естественно и все вплетено в действие, в практику. Весь окружающий мир, каждое растение, животное, событие, явление природы являются вместилищами или проявлениями деятельности духов – нго. Жизнь каждого нганасанина проходит в общении с нго, зависит от помощи добрых нго и защиты от злых. Для этого и существуют идолы – койка. Каждый койка – ребенок своего нго. Почитая, подкармливая, украшая койка, человек получает от их родителей необходимую помощь. Хранят и возят койка в специальных маленьких нартах. В свою очередь, шаманство – это способность обладающих особыми свойствам и людей получать информацию из мира духов, влиять на их отношение к людям. Шаманы, также как и койка, являются детьми нго, и даже обращаются к ним за помощью одинаково постукивая их. Путешествие шамана в мир духов и общение с ними осуществляется во время камлания, необходимым атрибутом которого являются бубен с колотушкой – средство разбудить мир нго, привлечь их внимание. (По книге Г. Н. Грачевой “Традиционное мировоззрение охотников Таймыра”).
Центральный Таймыр, начало ХХ века.
Экспонаты возвращены музею школой- интернатом № 2 в 1993 г.
Центральный Таймыр, первая половина ХХ века. Экспонат передан музею О. Р. Крашевским в 1993 г.
Долганы – основное население из коренных народностей Таймыра. Это самая молодая народность, и самая многочисленная из проживающих на Таймыре. В XVII веке этой народности еще не существовало, она сложилась из групп различного происхождения. Ядро долган составили четыре группы тунгусского происхождения: долган, эдян, каранто, донгот.
Парка долганская женская осенне-весенняя парадная
Такая парка носится в теплую погоду с шалью, а в более прохладную может быть одета поверх “хон” (песцовой шубы мехом внутрь).
Орнамент выдержан в строгой долганской традиции.
Экспонат передан музею А. З. Бетту в феврале 1994 г.,
Парка долганская зимняя “г’ялама” (или “сакъян”).
Сшита из меха оленя, оторочена мехом росомахи и волка, орнаментирована бисером и сукном. Бытовала в станке Часовня Дудинского района. Мелкий бисер датируется 1910-20 гг. XX века, более крупный дошивался на месте утерянного в 50е гг. Парка была реставрирована Е.А.Сотниковой в 1996 году (в частности, на рукавах восстановлен традиционный орнамент “сырбаньях”). Экспонат из коллекции музея Норильского комбината 50-х гг.
Шапка долганская женская.
Была изготовлена в поселке Камень Дудинского района У. Д. Катыгинской в 1955 г. Экспонат передан музею М. А. Молчановой в декабре 1996 г.
Мужские осенне-весенние парки.
Долганские мужские осенне-весенние парки для повседневной работы “оюлак танас”. Они сшиты из сукна, отделаны сатином. В холодную погоду под такие парки одевается душегрейка из меха песца. Рисунок на цветной кайме “ою” одной из парок имитирует северное сияние. Бытовали в поселке Катырык Хатангского района в начале 30-х и в 40-х г.г. XX века.
Шапка долганская мужская зимняя.
Шапка долганская мужская зимняя для работы и дальних поездок “чукураа”. Сукно, меха оленя, мех песца, бисер. Бытовала в поселке Катырык Хатангского района, сшита Е. К. Бетту для сына, родившегося в 1948 г. Шапка выполнена в строгой народной традиции, для украшения в основном использован старинный бисер, отлично подобранный по тонам. Экспонат передан музею А. З. Бетту в феврале 1994 г.
Лучки долганских женских седел и остов седла.
Домашнее оленеводство долган сочетало в себе традиции тунгусского верхового оленеводства с приемами и техникой, заимствованными у оленеводов самодийской группы. Так, долганы употребляли оленей под седло и вьюк (летом), и вместе с тем ишроко применяли упряжку оленей в нарты (зимой). Предметы бытовали в Хатангском районе, в частности, парные лучки (в центре композиции) – в поселке Кресты в 40х гг. XX в. и переданы музею Е. А. Сотниковой в январе 1997 г. Оленьи наголовники бытовали в 30х гг. XX в. в поселке Катырык Хатангского района в семье Бетту и переданы музею А. З. Бетту в 1994 г.
Фрагменты долганской мужской и женской оленьей упряжи: наголовники пристяжных оленей с костяными налобниками “хели” и “мос” и нащечниками “хыгак”, а также цепи, которыми соединялись наголовники пристяжных оленей. Бытовали в 30х гг. ХХ в. в поселке Катырык Хатагского района в семье Бетту. Экспонаты переданы музею А. З. Бетту в 1994 г.
Нганасанская костяная курительная трубка с деревянным мундштуком.
Экспонат передан музею И. Б. Паншиным в 1992 г.
Мехи для раздувания огня.
Экспонат возвращен в школу-интернат №2 в 1993 г.
Центральный Таймыр, середина XX века.
Долганский лоток для еды.
Центральный Таймыр, середина XX века.
Экспонат возвращен школу-интернат №2 в 1993 г.
Лопатка бытовая нганасанская из кости.
Экспонат передан В.К. Евдокимовым в 1992 г.
1. Малое лучковое сверло, стамеска. Использовались для обработки дерева.
2. Скребки “утэр” (двуручный) и “кыхыак” (с лезвием в виде кольца) использовались для выделки оленьих шкур. Бытовали у нганасан и долган в Авамском и Хатангском районах во второй половине XX в.
Костяная игла для вязания сетей. “С”-образный нож-секач.
Переданы музею Е. А. Сотниковой в январе 1997 г.
Фрагменты копий. Наконечник копья “фонка”. Металлические ножны. Наконечник “фонка” передан музею О. Р. Крашевским в 1993 г.
Остальные экспонаты переданы музею Е. А. Сотниковой в январе 1997 г.
Пулелейка. Предметы бытовали у долган Хатангского района в 80-х гг XX века.
Большое внимание уделяли долганы воспитанию детей. Их не изолировали от взрослых, они постоянно находились под наблюдением кого-то из взрослых. От детей ничего не скрывали, по возможности ничем не ограничивали. Жесткое и грубое обращение с детьми осуждалось обычаями. Их игры были связаны с занятиями и образом жизни народа.
Долганские детские игрушки из косточек оленей. Бытовали в Хатангском районе до 50-х гг. XX века.
Ненецкая куколка. Гусиный клюв, цветное сукно.
Экспонаты переданы музею Е. А. Сотниковой в январе 1997 г.
В последнем разделе, посвященном этнографии народов Таймыра, уделяется внимание явлениям сохранения и развития этнокультурных традиций и национально-окрашенным явлениям в культуре этноса, характерным для современности.
Сувенирные пуговицы.
Статуэтки “Нганасанка”, “Идол”, “Заяц”, изготовлено О. В. Вишленковым в Норильске в 1991 году.
Коллекция сувениров из кости, изготовленная народным мастером Российской Федерации Л. Е. Налтановым в 1995 году.
Минералогия
Геолого-минералогическая коллекция музея сформирована в основном из минералов, пород и руд месторождений НПР.
С 1992 по 1997 гг. ее пополняли коллекционеры, дарившие музею редкие и интересные образцы минералов. Среди них Р.Г. Пермяков (ПГП “Норильскгеология”), Г.Б. Сафонова (горный инженер-геолог, научный сотрудник музея), Б.С.Ковычко (горный инженер НГМК), Л.Н. Коваленко (зав. лабораторией ГМОИЦ, кандидат геолого-минералогических наук).
На выставке представлены природные минеральные ассоциации, формирующиеся в разнообразных геологических условиях.