Вечная машина в 21 веке: стоит ли покупать Toyota Land Cruiser 70 за 4 миллиона рублей
Странный вопрос и странный ответ – уже в заголовке, не правда ли? Семидесятая серия Land Cruiser появилась в середине восьмидесятых – и за такого динозавра предлагается заплатить сумму, за которую можно взять «двухсотку»? Конечно, почти все знают, что Land Cruiser 70 выпускается по сей день, и потому легко догадаться, что мы будем вести речь о почти новых машинах. И все же, в чем смысл такой покупки, и почему за неприглядные квадратные внедорожники с механической коробкой передач просят 4 миллиона рублей, а то и более?
О говоримся сразу: обозначенный нами бюджет в 4 миллиона предполагает покупку практически нового автомобиля с пробегом от нескольких сотен до нескольких тысяч километров. И конечно же, присматриваться к «семидесятке» можно и имея гораздо меньший запас денег – но мы поговорим не о «настоящих» экземплярах родом из восьмидесятых, а о «рестайлинговых» машинах, которые отсчитывают возраст с 2007 года. Впрочем, и их нельзя назвать «бюджетными» или «народными»: предложение здесь начинается с двух миллионов рублей, а за ухоженные варианты с небольшим пробегом и/или набором дополнительного оборудования все равно просят под три. Так что четыре миллиона за машину без пробега – это не то чтобы удивительно – это логично. Ну, по крайней мере, в отрыве от автомобильного прогресса и рыночной реальности. Ведь суть Land Cruiser 70 в 2019 году – как раз в максимальном отказе от прогресса и уходе от этой самой реальности. И сейчас мы вкратце разберемся, почему.
Toyota Land Cruiser (J76) ‘2007–н.в.
Выбор машины мы традиционно начинаем с кузова, а в случае рамного внедорожника – еще и с рамы. Свежие «семидесятки» не очень типичны с точки зрения выбора подержанной машины: в подавляющем большинстве случаев их приобретают как рекреационные автомобили, а не машину на каждый день. Из этого следует то, что многие более-менее регулярно бывают на серьезном бездорожье или ездят в экспедиции туда, куда Макар телят не гонял, но при этом неплохо обслуживаются и качественно моются. О новых и двух-трехлетних машинах и говорить нечего, но даже образцы возрастом в семь-десять лет выглядят очень хорошо, во многом именно благодаря хорошему уходу.
Кузову он, кстати, весьма пригодится: ведь всем известно, что «раньше было лучше», и современное ЛКП мягче, а потому сдается под напором легче: достаточно вспомнить нынешние «крузаки», владельцы которых жалуются, что машину можно поцарапать ногтем. Тем не менее, масштабную коррозию найти вряд ли удастся, но вот точечные повреждения на машинах возрастом от трех лет будут почти наверняка. Важно своевременно обрабатывать и подкрашивать сколы, чтобы машина не выглядела слишком уж брутально, а заодно не теряла репутацию «вечной» в глазах окружающих. То же самое актуально и для рамы и днища: наверняка, потратив два-три миллиона на свежий внедорожник, владелец озаботится вопросом антикора и качественной мойки, но осмотреть низ машины, чтобы оценить, так ли это, стоит обязательно. Если же речь идет о «старой» машине года этак 2012, то осмотр должен быть более придирчивым: нарекания и на качество окраски, и на коррозионную стойкость рамы встречаются чаще, чем можно было бы ожидать.
Сюда же стоит отнести и осмотр подвески, которая у «семидесятки» ожидаемо простейшая. Два неразрезных моста, передний подвешен на пружинах, а задний – на рессорах, так что в мелочах ломаться тут просто нечему. Встречаются отдельные недовольства тем, что рессоры имеют нижнее крепление, проходя под мостом, что несколько ухудшает проходимость, но с точки зрения ремонта и содержания здесь все просто и надежно. При покупке машины с пробегом убедиться стоит разве что в целостности креплений и в том, что коррозия исключительно поверхностная, а также проверить любовь к машине предыдущих владельцев, послушав мосты и проверив масло в них. Забитые сапуны и водомасляная эмульсия – явный признак того, что владелец считал машину действительно «необслуживаемой» и «неубиваемой», на самом деле планомерно ее убивая.
Было бы странно, если бы японцы ставили под капот такого утилитарного внедорожника проблемные или капризные моторы, так что здесь не только есть возможность выбора, но и практически нет шанса ошибиться. Бензиновый мотор в свежем Land Cruiser 70 – это безальтернативный V6 с индексом 1GR-FE: здесь 4 литра объема и около 230 л.с. мощности. Мотор этот родом из начала двухтысячных и знаком чуть ли не по всем внедорожникам и пикапам марки от популярных у нас Land Cruiser Prado 120 до FJ Cruiser и американских Tacoma и Tundra. Пробег в 300 тысяч для него практически гарантирован, а при условии хорошего обслуживания с должным вниманием к смазке и охлаждению можно без особых проблем намотать и полмиллиона.
Toyota Land Cruiser (J76) ‘2007–н.в.
Если вы выбираете машину не из салона, а со вторичного рынка, под капотом можно встретить рядную «шестерку» 1FZ-FE. Она еще проще и еще надежнее: мотор появился еще в девяностые, и его запас прочности позволяет даже причислить его к «миллионникам». Разумеется, его тоже нужно обслуживать: как минимум цепной ГРМ и привод клапанов без гидрокомпенсаторов намекают на то, что не стоит переоценивать ресурс «железа». Однако если вам хочется получить именно простой и надежный бензиновый мотор, это лучший вариант – вот только беспробежных машин с ним не найти.
Схожая ситуация – и с «ископаемым» дизелем 1HZ: от него японцы не отказывались, но новая «семидесятка» с таким мотором на момент написания в продаже была всего одна. Тем не менее, если Land Cruiser 70 для вас – это способ по-настоящему смачно плюнуть в лицо техническому прогрессу, то вы просто обязаны купить внедорожник именно с рядным 4,2-литровым 6-цилиндровым дизелем 1HZ. Этот цельночугунный мотор появился с девяностые и с тех пор не изменил себе ни на йоту. Никакого наддува, никакого непосредственного впрыска и никакой электроники – только два клапана на цилиндр, один распредвал в ГБЦ, механический ТНВД с приводом шестерней от коленвала и вихрекамеры на впуске. Привод распредвала – ременной, и этот ремень лучше менять регулярно, хотя бы раз в сто тысяч, ну а в остальном конструкция столь же надежна, сколь и стара. Заправляться в крайнем случае можно тем, что удалось выменять на деньги в ближайшей деревне – правда, если делать так регулярно, ресурс ТНВД порадует чуть меньше. Помимо недешевого, но редкого ремонта ТНВД огорчить может только мощность: 130 сил – это запас «по нижнему пределу» для двухтонной машины, хотя почти 300 Нм момента вполне хватает, если не увлекаться большими колесами.
Toyota Land Cruiser (J76) ‘2007–н.в.
Однако большая часть новых дизельных машин на рынке оснащается современным четырехлитровым дизелем 1VD-FTV – почти таким же, какой стоит в нынешних Land Cruiser 200. На «двухсотках» он имеет двойной наддув, а на «семидесятки» ставится версия с одной турбиной: здесь около 200 сил против 250-280, и момента ощутимо поменьше, около 430 Нм против 650. Впрыск, конечно, уже непосредственный, а турбина имеет изменяемую геометрию. Тем не менее, мотор вполне проверенный, а с учетом меньшей форсировки ресурс обещает быть очень приличным. Правда, грядущие вложения в топливную систему, а также в турбину никто не отменял – но до этого пройдет не один год.
Почти все машины, предлагаемые сейчас с минимальными пробегами, оснащены пятиступенчатой механической коробкой передач. Естественно, их ресурс не вызывает сомнений – но и имеющиеся в продаже «пробежные» варианты с четырехступенчатыми автоматами Aisin тоже не разочаруют: коробки простые и ресурсные, и при условии замены масла раз в 40-50 тысяч легко пройдут более 200.
Toyota Land Cruiser (J76) ‘2007–н.в.
Подытоживая разницу между выбором новой машины за 4 миллиона и слегка подержанной за 2-3, стоит отметить необходимость проверки документов и прошлого. У нас, несмотря на все планы и раздумья японцев, «семидесятки» официально не продавались – то есть, они все приехали с зарубежных рынков в частном порядке. На практике это означает не только вариативность выбора кузова от пикапа с однорядной кабиной до 13-местных машин «автобусной» категории, а также разные особенности вроде дополнительного отопителя, штатных блокировок в мостах или ступичных хабов, но и возможность выяснить, в каком состоянии и когда автомобиль прибыл в страну, и сколько он по ней проехал. Для новых машин стоит проверить аукционный лист и прочие ввозные документы, а для тех, что имеют пробег по России, можно добавить к этому стандартные проверки по базам данных, таким как Автотека, чтобы выяснить историю ДТП и пробега. Вероятность того, что машину ввозили битой, невелика, а вот смотанный пробег у «экспедиционника» – вариант вполне возможный. И пусть ресурс у машины огромен, знать настоящий пробег стоит.
С учетом всего того, о чем мы говорили выше, логичным выбором при покупке Land Cruiser 70 можно считать вот такой: пятидверный дизельный внедорожник с механической коробкой передач и без пробега. Но помимо таких вариантов для обеспеченного энтузиаста на рынке есть и более дешевые предложения, да еще и с более простым дизелем вместо современного V8 или бензиновым V6 – в общем, те, кто располагает достаточной суммой и желанием, наверняка найдут вариант по душе. Пусть даже найти понимание у окружающих им вряд ли удастся.
Вечные ценности. Toyota LC 76
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что Toyota Land Cruiser тяжёлой семидесятой серии – непреходящая ценность. Но, как ни крути, в этом циничном мире у всего есть цена — культовый внедорожник без пробега стоит в Москве около четырёх миллионов рублей. Только это не затраты, а вложения. При регулярном уходе он прослужит не один десяток лет, и ваши дети наверняка смогут передать его по наследству внукам. Причём, в очень приличном состоянии.
Начнём с очевидного – пластмассовый Кибертрон победил. Современные автомобили превращаются в безликую бытовую технику с ограниченным трёхлетней гарантией сроком эксплуатации. Под натиском экологических требований и заботы о безопасности пешеходов одна за другой уходят в небытие внедорожные легенды. И то, что Toyota Land Cruiser 70, пришедший в 1984 году на смену прославленной сороковой серии, уже тридцать пятый год держится на конвейере почти в первозданном виде – настоящее чудо.
Им хочется восторгаться, не вдаваясь в поиски разумных объяснений. Впрочем, никакого чуда в долгожительстве «семидесятки» на самом деле нет, просто это единственный внедорожник, сумевший выжить в безумном вихре реформ авторынка начала XXI века. Руководство Toyota не позволило своим маркетологам слить Land Cruiser 70 или превратить его в посмешище вроде нового Nissan Patrol или Mercedes-Benz Gelandewagen. Ведь там, где настоящая, а не рекламная надёжность всё ещё в цене, «семидесятке», по сути, нет альтернатив.
Штатный шноркель отлично защищает мотор от пыли, но для бродов его соединения необходимо герметизировать
Делают их не в Эмиратах, а в Японии
Казалось бы, такому автомобилю в России должно быть уготовано светлое будущее, ведь «Тойота» в целом и Land Cruiser в частности вызывают у наших соотечественников мистический трепет, а за Уралом логотипом компании, привязанным к шесту, шаманы изгоняют злых духов. «Семидесяткой» грезят тысячи охотников, рыболовов и любителей дальних странствий, но японцы почему-то так и не решились поставлять её официально. Впрочем, свято место пусто не бывает, и эту почётную миссию взяли на себя так называемые независимые дилеры. В продаже есть любые варианты: двухдверные и четырёхдверные пикапы TLC 79, короткие трёхдверки TLC 71, весьма востребованные трёхдверные TLC 78 с самым длинным кузовом в линейке и высокой крышей, а также наиболее распространённый в России классический пятидверный внедорожник Toyota Land Cruiser 76.
К примеру, новые «семидесятки» 2018–2019 годов выпуска с нулевым или минимальным (до 20 км) пробегом, привезённые из Арабских Эмиратов, в «Клубе 4х4» продаются по цене от 4 200 до 4 600 млн рублей. Кстати, распространённое мнение о том, что в «арабских» машинах зимой холодно, совершенно не соответствует действительности. Делают их не в Эмиратах, а в Японии, и у всех есть не только кондиционер, но и полноценная печка, просто термостат атмосферного дизеля 1HZ открывается при 75℃. Тем не менее зимой в салоне прогретой машины тепло. Если сомнения всё же остаются, можно установить в систему охлаждения европейский термостат с точкой открытия 90℃. А турбодизели от TLC 200, которые стали устанавливать на машины не так давно, изначально считаются тёплыми моторами.
Последний раз «семидесятку» серьёзно обновляли в 2007 году. Рестайловые машины можно узнать по оформлению передка в стиле TLC 100 – большие фары с интегрированными поворотниками и широкий бампер с противотуманками, в котором может скрываться очень надёжная штатная электролебёдка. Огромный капот не без труда поднимает двумя руками взрослый мужчина – металла на тяжёлую серию не жалеют. У новых «семидесяток» под ним обычно скрывается хорошо известный по TLC 200 восьмицилиндровый V-образный турбодизель 1VD-FTV с топливной рампой и электронным мозгом. Правда, здесь он с одной, а не двумя турбинами, дефорсированный до 205 лошадей, с крутящим моментом 430 Нм уже при 1 200 об/мин. Двигатель по современным меркам очень надёжный. Он наверняка понравится любителям быстрой езды, но плохого топлива не переносит, нуждается в серьёзной влагозащите (чтобы электронику не заливало в бродах) и требует качественного, своевременного обслуживания.
Никакой электроники
Совсем недавно у нас на тесте побывал выпущенный в 2012 году Toyota Land Cruiser 76 с шестицилиндровым рядным атмосферным дизелем 1HZ объёмом 4.2 литра. Его мощность – 131 лошадиная сила (значит, на налогах не разоришься), а крутящий момент – 284 Нм при 2 200 об/мин. Этот неубиваемый чугунный мотор переварит даже солярку, слитую с трактора. Никакой электроники и Common Rail – только простейший механический ТНВД с приводом шестернёй от коленвала, всего два клапана на цилиндр и один распредвал с ременным приводом.
Двигатель низовой, а с учётом короткой первой передачи в пятиступенчатой МКП понижайку приходится включать только на бездорожье. Неразрезные мосты очень прочные, передняя подвеска на пружинах, сзади – рессоры. Полный привод типа Part Time. Передний мост подключается обычным рычагом, имеющим прямую связь с раздаткой. Справа у рулевой колонки – шайба включения блокировок переднего и заднего межколёсных дифференциалов, есть штатный шноркель – уже с завода наша «семидесятка» имеет серьёзную внедорожную подготовку.
Вы не поверите, но при всей своей внедорожности TLC 76 на удивление хорош в ежедневной эксплуатации. Удобное водительское кресло, информативная приборная панель, есть даже указатель давления масла и амперметр. Опций немного – кондиционер, радио с проигрывателем CD/МР3, электрические стеклоподъёмники (водительский с авторежимом), кнопка центрального замка, рукоятки на всех стойках, подстаканник и бардачок. Правда, в версии с двухместным пассажирским сиденьем в первом ряду нет ящика с подлокотником, и места для мелочей не хватает.
В отличие от классического LR Defender на водительском месте «семидесятки» просторно и не нужно скрючиваться – есть настройки руля и по углу наклона, и по вылету. Руль находится ровно напротив водителя, и левый локоть не упирается в стекло. Сцепление лёгкое, все три педали на своих местах, воздух из печки дует именно в ноги, а не в правую коленку, и уплотнитель не выпадает из дверного проёма. Вот только радиус разворота мостового внедорожника настолько велик, что часто приходится крутиться в два приёма. Впрочем, благодаря огромной по современным меркам площади остекления, тонким стойкам и рубленым формам габариты читаются хорошо. Места во втором ряду хватает, а со сложенным диваном багажник превращается в большой грузовой отсек с ровным полом. К тому же диван можно открутить и снять целиком, тогда сзади появится почти двуспальная кровать.
При переходе на большие колеса, сзади лучше установить силовой бампер с «калиткой» для запаски, чтобы снять нагрузку с двери
Тяговитый дизель позволяет стартовать со второй и почти сразу переходить на четвёртую, а затем и на пятую передачу. В пробках не приходится постоянно дергать рычаг – ползёшь себе как с автоматом. Но вот с обгонами проблема – большой атмосферник тяжеловато крутится. Комфортная скорость – 90–100 км/ч, на 120 км/ч на приборной панели загорается оповещение – мол, дальше разгоняться не стоит. На самом деле «семидесятка» может двигаться быстрее – курсовая устойчивость хорошая, крены не пугают, нет склонности к раскачке на волнах, рулится вполне прилично, но системы стабилизации нет, поэтому на любой скорости автомобилем управляете только вы, без помощи электроники. Однако главный ограничитель – пятискоростная коробка. Уже к 90 км/ч хочется включить шестую передачу. Кажется, что вот сейчас она волшебным образом появится, и со скоростью 120 км/ч можно будет ехать не на 2 300 об/мин, а на оборотах холостого хода, да и расход топлива тогда опустится ниже 12–14 литров на сотню. Хорошо ещё, что в топливный бак влезает 90 литров, и на одной заправке можно уехать довольно далеко.
Программа тюнинга
Однако чаще всего такие машины приобретают не для гонок по шоссе или поездок на работу, а для специализированных хобби – охоты, рыбалки, путешествий. Поэтому большинство покупателей сразу отправляются в тюнинг-мастерские, ведь кое-что можно подправить даже в этом, почти идеальном, внедорожнике. В Москве больше всего «семидесяток» проходит через тюнинг-центр «Клуба 4х4». Программа минимум – тщательная герметизация шноркеля и вывод сапунов мостов и трансмиссии под капот. Это нужно сделать обязательно и сразу, ведь для арабов герметичность шноркеля не так важна, главное – защита от песка и пыли, да и сапуны на заводе выведены низковато.
Следующий этап – усиление подвески. Замена пружин, рессор, амортизаторов и рулевого демпфера на комплекты ARB-OME или TJM с двухдюймовым лифтом даёт возможность перейти с диаметра 31 дюйм, на колёса размерностью 285/75 R16, то есть 33 дюйма, а заодно подготовить машину к тяжёлой загрузке и возможной установке силового обвеса. Хотя «семидесятка» спокойно лифтуется на 4–5 дюймов и легко выдерживает тридцать пятые колёса, специалисты рекомендуют ограничиться двухдюймовым лифтом, чтобы узкий автомобиль не терял устойчивость в поворотах. К тому же слишком большой диаметр покрышек усложняет легализацию изменений в ГИБДД.
В некоторых комплектациях TLC 76 уже на заводе оснащают шноркелем, передней лебедкой, фаркопом и блокипровками обоих мостов
Штатная электролебёдка Denso с тяговым усилием около четырёх тонн отличается исключительным качеством, но при глубокой посадке гружёного автомобиля её может не хватить, и придётся медленно лебедиться через блок. Поэтому любителям забираться подальше в глушь рекомендуется установить более мощный вариант, такой как WARN 12.5 с тяговым усилием 5,5 тонн или качественный китайский аналог типа T-Max или RockWinch (главное – чтобы он был от проверенного производителя).
Стандартные бамперы надёжны, однако для поездок по лесам лучше поставить силовые, приспособленные для работы с хайджеком, установки лебёдок, фаркопов и дополнительного освещения. А на «калитках» заднего силового бампера закрепить тяжёлую запаску, канистры и другое снаряжение. Не будет лишней и комплексная защита днища. В том же «4×4» её делают из авиационного алюминия АМГ3М. Листы толщиной 6 мм позволяют делать фигурные гибы, но при этом отлично поглощают удар и сохраняют форму.
Из удобств водителю предлагается регулировка руля по углу наклона и вылету, кондиционер, радио/MP3 и электрические стеклоподъемники
Стандартные блокировки переднего и заднего межколёсных дифференциалов – образец качества и не требуют вмешательства, нужно лишь время от времени их включать, чтобы не закисали электромеханические приводы. Правда, в некоторых комплектациях блокировок нет, но поставить комплект от ARB – не проблема. Пневмопривод австралийских блокировок даже надёжнее.
Колея передних колёс у «семидесятки» – 1 515 мм, задних – 1 420 мм. Откуда взялась разница в целых 95 мм, знают, наверное, только японцы. В Интернете гуляет версия, что благодаря суженной задней колее внедорожник не цепляет колёсами бордюры, поворачивая на тесных улицах японских городов. Но в наших условиях эта особенность скорее мешает – LC разбивает колею и за ним трудно ехать по бездорожью. Чтобы поправить дело, достаточно 30 мм проставок на задней оси. Можно установить проставки и толщиной 45 мм, но они дороже, реже встречаются и создают повышенную нагрузку на подшипники полуосей. Задние рессоры, расположенные под мостом – ещё один повод для упрёков, однако на мягком среднерусском бездорожье это не такая уж проблема, с которой мирится большинство владельцев. Для эксплуатации в каменистых регионах самое проверенное решение – перенос рессор на мост. Можно перейти и на пружины, но это тема отдельного разговора.
В целом Toyota Land Cruiser семидесятой серии не требует глобальной перестройки с глубоким вмешательством в конструкцию. Перечисленных доработок более чем достаточно для эксплуатации на самом тяжёлом бездорожье, всё остальное – чистое творчество. Можно установить экспедиционный багажник, дополнительное освещение, автономные обогреватели, современные мультимедийные системы, сделать полную вибро- и шумоизоляцию салона и покрыть кузов защитным составом на основе полимочевины. Короче, всё, чтобы сделать эксплуатацию этого классического внедорожника максимально удобной и приблизить срок службы к бесконечности. В общем, перефразируя библейскую цитату: «Род приходит, и род уходит, а Toyota LC 70 пребывает во веки».
Технические характеристики Toyota Land Cruiser HZJ76 4.2 LX
Длина/ширина/высота 4720/1770/1960 мм
Колея передняя/задняя 1515/1420 мм
Колёсная база 2 730 мм
Полная масса 3 000 кг
Снаряженная масса 2 180 кг
Объём топливного бака 90 л
Тип привода Подключаемый полный
Трансмиссия Механическая, 5 ступеней
Двигатель Дизельный, атмосферный, рядный, 6 цилиндров
Объём двигателя 4 164 см 3
Мощность 131 л.с. (3800 об/мин)
Крутящий момент 284 Нм (2200 об/мин)
Передняя подвеска Зависимая, пружинная
Задняя подвеска Зависимая, рессорная
Тормоза передние/задние Дисковые/барабанные
Текст: Григорий Алёшин, фото: Максим Кузнецов