Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Каждый Охотник Желает Знать…»
Галина Кирсанова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Каждый Охотник Желает Знать…»
Интегрированная НОД по ФМП
«Каждый Охотник Желает Знать…»
Обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности.
Создать условия для упражнения в отгадывании сказок.
Создать условия для закрепления счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке и сравнения 2 рядом стоящих чисел.
Создать условия для упражнения в подборе к существительному несколько прилагательных.
Создать условия для упражнения слышать определенный звук и находить первую букву своего имени.
Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, расширения кругозора.
Способствовать развитию связной и диалогической речи, и расширению словарного объема детей.
Способствовать развитию моторики рук.
Приобщать к любознательности, взаимовыручке, самостоятельности.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Мультимедиа, презентация, цветные конверты с заданиями (7 шт., числовые капельки (от 1 до 10, счетные палочки (по 7 шт. на каждого ребенка, мяч, 10 кругов красного цвета, по одному на каждого ребенка, карточка с изображением фигурок из счетных палочек на каждого ребенка, емкость с водой, зеркало, фонарик, белый лист А4.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста, а вы сказки знаете? Назовите свою любимую сказку. Молодцы много сказок знаете! А сейчас….
Все расселись по местам
Никому не тесно
По секрету скажу вам:
Послушайте сказку-загадку, и попробуйте догадаться о чем она.
Жил на свете дождик. И был он очень грустный. Чуть что сразу плачет.
Пожалело его солнышко,выглянуло из за туч и сказало: «Эй дождик хватит тебе плакать». А дождик опять знай себе плачет. Солнышко еще больше из за тучки выглянуло. А дождик будто его и не заметил. Вышло тогда солнышко совсем из за туч, протянуло к дождику свои лучики, а лучики сквозь капельки прошли и стали разноцветными. И встал над землей огромный мост.А цвета в нем были: красный, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ровно семь. Дождик увидел эту красоту и сразу плакать перестал. Что это за мост такой?
Воспитатель: «Что за чудо-чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла. Все дорожки не простые, а волшебные такие! По дорожке тот пройдёт — кто играет, много знает, всегда красиво говорит, в подготовительную группу перейти спешит.
-Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу?
Радуга на экране гаснет.
Воспитатель: «Ой, что-то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Придется, наверное, остаться в старшей группе, я не смогу нарисовать дорожки радуги, не помню порядок расположения цветов. Что же делать? Ребята, может, вы мне поможете, вспомнить расположение цветов радуги.
Воспитатель: «Хорошо, а сколько цветов у радуги?»
Дети: «У радуги 7 цветов»
Воспитатель находит семь цветных конвертов.
Воспитатель: «Ребята, смотрите, это цветные конверты. Давайте посчитаем, сколько?»
Воспитатель: «Интересно. Что это значит? Кто догадался?»
Дети: «Это цвета радуги»
Воспитатель: «Правильно. В каждом конверте задания, которые необходимо выполнить, но сначала нужно выбрать конверт в определенной последовательности, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы, пройти непростой путь по дорожкам радуги, проверить себя, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу?»
Воспитатель: «Прежде, чем мы приступим к выполнению заданий. Давайте вспомним все цвета радуги. Открываем первый конверт с заданием. Какой цвет конверта выбрать первым? (красный)
Игра «Капельки перепутались»
Воспитатель: «Для того чтобы выполнить задание, нам нужно пройти к столу. Посмотрите, все капельки-числа перепутались. Помогите каждому числу встать на
своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему. (Дети считают прямым и обратным счетом до 10.)
Воспитатель: «Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5, 7 и 9, 1 и 3, 4и 6,. Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9. Назовите число, которое больше числа 3 на 1, 5 на 1, 7 на 1.
Воспитатель: «Молодцы ребята. Вот появилась первая дорожка радуги».
Воспитатель: «А теперь какой конверт нам нужно выбрать?»
Воспитатель: «Следующее задание из конверта. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на две равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края). Как можно назвать каждую из частей?
Воспитатель: «Теперь сложите еще раз пополам. Как теперь называется полученная часть круга?»
Воспитатель: «Молодцы. И с этим заданием вы справились. Вот и вторая оранжевая полоска радуги появилась. Ребята, а каким будет следующим цветом дорожка радуги?»
Воспитатель: «Следующее задание из конверта хитрые вопросы».
— Сколько ушей у двух мышей?
— Сколько хвостов у трех котов?
— Сколько животиков у пяти бегемотиков?
— Сколько дней в неделе?
— Сколько цветных дорожек в радуге?
— Сколько козлят в сказке «Волк и семеро козлят»?
— Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
— Кто громче замычит петух или корова?
— Назовите зимние месяцы?
— Назовите времена года?
Воспитатель: «Молодцы ребята, справились. Русская народная пословица гласит «Делу время – потехе час».
Физминутка «Любопытная Варвара».
Смотрит влево, смотрит вправо
А потом вперед, тут немного отдохнет
Смотрит вверх, смотрит вниз и присела на карниз.
Воспитатель: «Чтобы появилась следующая дорожка радуги, нам необходимо правильно выполнить задания из следующего конверта. Каким цветом будет следующий конверт?»
Воспитатель: «Первое задание: скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Воспитатель: «Сейчас я буду называть вам один предмет, а вы скажете как будет много. Например, одно дерево – много деревьев».
Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель: «Молодцы ребята справились. И вот появилась зеленная дорожка радуги. Выбираем следующую дорожку. Какого цвета возмем конверт?
Воспитатель: «Следующее задание, сосчитай и построй».
Воспитатель показывает карточки с изображением фигурок из счетных палочек. Дети рассматривают каждую карточку, считают, сколько потребуется палочек, чтобы составить такую же фигурку. Затем рисунок убирается, дети по памяти с помощью счетных палочек воспроизводят фигурку.
Воспитатель: «Молодцы ребята. И с этим заданием успешно справились. Появилась следующая, голубая дорожка радуги. И так, нам осталось выполнить лишь два задания. Открываем мы с вами уже какой конверт?
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Дети классифицируют группы предметов по общему признаку и называют одним словом.
Кукла, мяч, пирамидка, машина – игрушки
Куртка, шапка, свитер, платье – одежда
Шкаф, стол, стул, кровать – мебель
Гаечный ключ, молоток, пила, отвертка – инструменты
Чашка, стакан, кастрюля, сковорода – посуда
Воспитатель: «Молодцы, справились. Ребята следующее задание из голубого конверта. Кто услышит первый звук своего имени, тот садится на стульчик. Ребята какие вы звуки знаете?»
Дети: «Согласные и гласные»
Воспитатель: «Как мы определяем гласные звуки? А согласные?»
Дети: «Гласные поются, а согласные нет»
Воспитатель: «Как же хорошо вы справляетесь с заданиями. Вот и появилась синяя дорожка. Нам предстоит открыть последний конверт. Какого цвета конверт?»
Воспитатель: «А вот и следующее задание».
Игра «Живые слова»
Воспитатель: «Ребята вы все помните, что предложения бывают длинные и короткие, а состоит предложение из слов. Сейчас каждый из вас станет словом. Первый звук в этом слове будет обозначать цвет радуги»
Каждый – красный, Охотник – оранжевый, Желает – желтый, Знать – зеленый, Где – голубой, Сидит – синий, Фазан – фиолетовый.
Дети выстраиваются в словесную цепочку и все вместе прочитывают поговорку о радуге.
Воспитатель: «Молодцы ребята. А сейчас мы вместе с вами попробует сделать и увидеть свою радугу».
Опыт и эксперимент «Радуга»
В емкость наполненную водой положить на дно зеркало. И направить на зеркало свет фонарика под углом 45 градусов. Отраженный свет поймать на лист белой бумаги. На листе появится цветовой спектр – радуга.
Воспитатель: «Молодцы ребята. Вот появилась последняя фиолетовая дорожка радуги. Нет больше конвертов, а это значит, что мы собрали нашу радугу. Теперь, со своими знаниями мы можем смело перейти в подготовительную группу».
Заключительная часть НОД
Воспитатель: «А что случилось сегодня с радугой? Как мы собирали радугу? Что было самым интересным? Что показалось сложным? А я за ваши знания хочу вас похвалить и подарить вам книгу которая будет напоминать о нашей встрече».
Каждый охотник желает знать.
КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ
ИЛИ
МОЯ ИСТОРИЯ РАССКАЗАННАЯ СЕМИЖДЫ
КОРОТКИЙ ПРОЛОГ К КОРОТКОМУ РАССКАЗУ
Ох уж это мне число семь!
И у «семи нянек», и «за семью горами», и «семь пятниц». И эти бешенные цвета спектра — (каждый охотник желает знать. ) которые переплелись тесно: красный, оранжевый, желтый.
И эта музыка — семь нот — которые рождают непостижимые звуки. Помните, «Гранатовый браслет» Куприна в исполнении Алисы Коонен : « Да святится имя твое. » и, в унисон — «Largo Appassionato» Бетховена.
И семь планет, сопутствующие земле , начиная с Солнца и завершающие магическое семичесло Сатурном.
Семь дней недели и каждый имеет свой цвет, свой звук, свою планету.
Итак: моя история, рассказанная семижды.
КРАСНАЯ « ДО»
или
ПОНЕДЕЛЬНИК начинался багровыми тонами на низком звуке. ДО- до- довольно спать! Не хочется вставать. Не хочется на работу. ДОма хочется побыть . Но трещит надоеда будильник: «Довольно спать, вставай!». Он поднимает меня с постели. Я, обжигаясь, пью горячий липовый чай, натягиваю красный свитер и становлюсь похожа на маленький костерок, потому-то волосы у меня медно-красные, огненно-рыжие, и губная помада цвета крови.
Ну, пока!
Видите? Я иду по улице! Знак тревоги: лучше не подходи! Красный цвет — подхода нет!
Ярко-красное Солнце поднимается над кирпичными ДОмами. Как гармонично! Мир преуспел в гармонии. Все кругом красно: и тюльпаны на клумбах, и машины все сплошь — красного, с сотнями оттенков.
А ты в белой рубашке и джинсах. Ах! Боже мой! Какая дисгармония. Потому что, посмотри, у каждого прохожего есть элемент красного в облике.
— Привет!
— Good morning.
— Вечером зайду.
— Good bay .
И я бегу, бегу на работу, потому что, (сколько там на часах?) — скоро вечер.
День проходит в бешенном темпе, под красным ударным флагом.
А вечером. красные тюльпаны и рубиновое вино. И красный свет ночника. И звуки Домры (передача по радио) , и мы вдвоем. И ты слизываешь остатки красных капелек с моих губ.
— Моя преКРАСНАЯ. — шепчешь ты и, красный вечер, полыхая, Догорает в красную ночь, которая светится бликами огня в камине.
ОРАНЖЕВАЯ «до»
или
ВТОРНИК будит меня запахом апельсина. Иначе и быть не может.
— Я чувствую себя апельсином — сонно бормочу я. Раздели меня на дольки и съешь скоРЕе.
— Фантазерка! — смеешься ты.
— Нет! Ты не понял. Сегодня Резиновый вторник. Длинный. Он будет тянуться вечно, как авиационная Резинка и никогда не кончится.
— Нет Решительно говоришь ты. — Сегодня я должен быть в фирме.
— Ой-ой-ой! — капризничаю я, нехотя выползая из-под одеяла.
А ты на подносе уже несешь два бокала с оранжадом — напитком спортсменов и бизнесменов.
Морковное солнце заглядывает в окно. Сегодня я в оранжевом платье.
Мы расстаемся на остановке и тебя увозит автобус цвета апельсина.
— Good , bay. — шепчу я, и мир вокруг похож на один сплошной апельсин.
Вечер тоже пахнет апельсином. Ты ловко сРЕзаешь кожуру ножом, длинными пальцами отламываешь дольки и кладешь мне в рот, а я , жмурясь от удовольствия, пытаюсь петь:
— Оранжевое солнце,
Оранжевое небо,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
— Это кто верблюд?
— Никто не верблюд, просто ОРАНЖЕВЫЙ, — мурлычу я, да так и засыпаю, вся вымазанная апельсиновым соком, и сны мне мнятся оранжево-апельсино-морковные.
ЖЕЛТАЯ «МИ»
или
СРЕДА будит меня очень рано. Я долго смотрю на тебя.
— МИ-лый.
— м-м-м.
— МИ-лы-й, просыпайся скорее, сегодня желтый день. Солнышко уже встало.
— Желтый. — сонно бормочешь ты желтый — это к измене.
— Даже и не мечтай! — Сурово говорю я и стаскиваю с тебя одеяло.
Ох! Уж лучше бы я этого не делала.
— Конечно, сладил — я пытаюсь вырваться из твоих рук.
Как бы не так!
— Я на работу опозда.
Желтая среда вступает в свои права.
Я жарю яичницу. Огромную, шикарную глазунью из шести яиц с одуванчиково-желтыми глазками. Они вкусно шкворчат на сковороде, оплывая белыМИ облачкаМИ. Шесть солнышек, шесть ромашковых сердцевинок.
— МИ-лы-й — пою я и мы молча завтракаем, стоя прямо у плиты, капая желтыми каплями на сковородку.
— Сегодня я у своих должен показаться. Ты извини. Наверное не приду.
— А?- с трудом застегиваю на спине молнию желтого платья.
— Ну, цыпленок, пойми, я сыну обещал компьютер починить.
— А-а.
— Ну, не сердись. Не сердишься?
— Не-а!
— Я так и думал, что будешь сердиться.
— Ну-у.
— Я постараюсь вырваться, просто приду попозже, а ?
— Ага.
— Ну, договорились?!
— м-м-м.
Мы расстаемся на остановке. Желтое солнце уже высоко, и я, бросив тебе :
— Good bay! — мчусь на работу.
Желтый вечер печален, тих и пушист. Я смотрю на тюльпаны, на апельсин в вазе, на желтое платье, брошенное мною небрежно на спинку кресла, и чувствую как во мне просыпается радуга.
Ты приходишь поздно, запыхавшийся и улыбающийся. Я,конечно, стараюсь не замечать следов помады у тебя на щеке. Жена — есть жена, даже если она бывшая.
Желтый вечер кончается неожиданно весело,потому что, включив магнитофон, мы танцуем рок, как сумасшедшие и, свалившись на диван — засыпаем, уже и не помню как.
ЧЕТВЕРГ врывается в мое сознание острой болью внизу живота.
— Что с тобой?
Меня тошнит и говорить не хочется. Ты роешься в пакетике с таблетками, а я пытаюсь не стонать.
— Ну-ну, выпей анальгин. Где больно?
Я невнятно мычу в ответ.
— Ну, я побежал.
Хлоп входной двери и. тихо.
Лепестки тюльпанов облетели и в вазе стоят одни зеленые стебли. «Ко-кое все зе-ле-ное. ». Зеленые обои начинают разрастаться джунглевым лесом. Хрупкие веточки увеличиваются до размеров лиан. Где-то журчит вода. « А-а. это зловонно-зеленая река Лим-по-по, в которой живут зеленые крокодилы. »
Врач в белом халате ощупывает мой живот и говорит:
— Собирайтесь в больницу.
— Не хочу в больницу.
— Надо ,милочка, вы потеряете ребенка.
Из-за спины доктора выглядываешь ты и лицо твое начинает приобретать Фантастически -зеленый оттенок.
— Ре-бен-ка. — тянешь ты.
— Да!- гордо шепчу я и, согнувшись, иду к двери. В больницу, так в больницу.
А в больнице грязно-зеленые стены, горькие таблетки и тоска.
Долго тянется день и вечер приползает скушный и долгий. И никакой музыки. И только одно слово почему-то звучит: «Фанатичка».
ГОЛУБАЯ «СОЛЬ»
или
ПЯТНИЦА — пятый день недели. СОЛЬ-соль- соленый.
Ты пришел с утра. В своей всегдашней белой рубашке, выбритый, пахнущий одеколоном. Без цветов.Без апельсинов. Как будто больница съела все цвета, кроме голубого цвета моего халата.
— Ну, — бодро говоришь ты. — Что мы решили?
— ?
— Ну, — бодро продолжаешь ты, — ребенок НАМ не нужен! Я — так думаю. — И глаза голубые-голубые, не мигая. Очень внимательно.
— Ага. — сипло бормочу я.
— Значит договорились!
— Ага.
— Ну и умничка. Так я побежал?
— Ага.
Ты наклоняешься , чмокаешь меня в щечку и, бодро:
— Пока! — Уходишь, как будто убегаешь.
СИНЯЯ «ЛЯ»
или
СУББОТА. Синий свет кварцевой лампы.
Синее — это когда грустно.
Синее — это твои джинсы.
Синее — это холодно.
Я натягиваю одеяло до подбородка и не иду завтракать. И обедать не иду. «Не родись мой сын, не родись. »
Синий — это плохо.
Ты приезжаешь в синей тайоте и я , в голубом халате спускаюсь к тебе, и молча сажусь в машину. Снова гармония — все кругом сине-голубое.
— Больно было ?
«Вот интересно, все мужики такие дураки?»
— Поехали! — бурчу я.
— Куда это ?
— Сегодня синяя суббота. Мне надо домой .
— Ну, пошла плясать.
— Поехали.
— Смотри.
И мы плавно трогаемся с места. Ах, какая хорошая машина. Жалко — синяя.
Ты помогаешь мне подняться на четвертый этаж, открываешь своим ключом дверь.
В вазе букет сирени. Фиолетово нахальный.
— Сегодня синяя суббота. Ты поспешил. — говорю я.
— Ну ничего, завтра будет фиолетовое воскресенье и я куплю тебе виноград «изабеллу»на рынке, хочешь?
— Нет До свидания.
— Хочешь одиночества? Ладно.
Ты наклоняешься. Целуешь мне руку. И я остаюсь одна. Синим вечером в пустой квартире. Без музыки. Потому что ее нет.
ФИОЛЕТОВОЕ «СИ»
или
ВОСКРЕСЕНЬЕ просыпается от воя Сирены за окном. «Где-то пожар» — равнодушно думаю я, «Или это скорая. или милиция. »
Фиолетовое — это у меня под глазами. Я тащусь на кухню. В хлебнице лежит батон, покрытый фиолетовой плесенью. Ну ладно. Все равно есть не хочется. Я включаю радио и слышу звуки Симфонического оркестра. Ну вот. Музыка вернулась. Беру в руки голубой халат — зачем он здесь? Это из вчера. А сегодня. Я одеваю фиолетовое бархатное платье и долго курю у окна. Симфоническая музыка кончается и ее сменяет джаз. Какое тягучее фиолетовое воскресенье. И небо в лиловых тучах. И вообще, все цвета , кажется, грозят размыться в серый. Звонок телефона пугает меня.
— Привет! — радостно кричишь ты в трубку.
— Good morning .
— Я купил виноград. Фиолетовый. И еще — ты не поверишь — купил баклажаны у грузина!
— .
— Так я еду ?
— Не сегодня.
— Ну что такое? Я еду!
— Нет, нет! Я не могу. Может завтра.
— Да.. — ты разочарован и не можешь этого скрыть. — А может.
— Завтра ! — кричу я и бросаю трубку.
Потом я аккуратно снимаю с себя фиолетовое бархатное платье и убираю его. И хожу по квартире просто в длинной футболке. Потом я распахиваю окно и выбрасываю сирень в начинающуюся грозу.
«Тьма. окутала ненавидимый прокуратором город. »
Где — то плачет скрипка. Как ребенок.
У меня нет фиолетового винограда с красивым названием « Изабелла».
И баклажанов у меня нет.
И сирени.
Зачем они мне, если умерла радуга?
Хотя, впрочем, завтра КРАСНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК.
Посмотрим.