Выполните тестовые задания по драме А. В. Вампилова «Утиная охота».
Для выполнения задания познакомьтесь с материалом по творчеству А.В. Вампилова в учебнике : Литература. 11 класс. Ч. 2 В.А. Чалмаев. С.А. Зинин.
ТЕСТ по творчеству А.В. Вампилова
(по драме «Утиная Охота»).
Кому из героев принадлежат данные портретные характеристики?
1) «…около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда».
2) «… мужчина солидный, лет около пятидесяти. В своем учреждении, на работе он лицо довольно внушительное: строг, решителен и деловит. Вне учреждения весьма неуверен в себе, нерешителен и суетлив. Будучи в гостях, постоянно выглядывает в окно, как, впрочем, почти все владельцы автомобилей».
3) «…около тридцати. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо. По этим причинам в обществе он обычно в тени, на втором плане. Переносит это обстоятельство с достоинством, но и не без некоторой досады, которую хорошо скрывает».
4) «…одного возраста с Зиловым, но уже лысеет и полноват. Вид у него весьма простодушный. Он любит посмеяться. Часто смеется некстати, иногда, даже себе во вред, не может удержаться от смеха».
5) «Это ровесник Зилова и Саяпина, высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным».
А) Кушак Б) Зилов В) Кузаков Г) Саяпин Д) Дима
2. Кому из героинь принадлежат данные портретные характеристики?
1) «…двадцать шесть. В ее облике важна хрупкость, а в ее поведении — изящество, которое различимо не сразу и ни в коем случае не выказывается ею нарочно. Это качество, несомненно, процветающее у нее в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд. На ее лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадями это нередко».
2) «…около двадцати пяти. В глаза бросается ее энергичность. Ее внешней привлекательности несколько противоречит резкая, почти мужская инициатива. Волосы у нее крашеные, коротко подстриженные. Одевается модно».
3) «… восемнадцать лет. В ее облике ни в коем случае нельзя путать непосредственность с наивностью, душу с простодушием, так же как ее доверчивость нельзя объяснять неосведомленностью и легкомыслием, потому главное в ней — это искренность. Но нельзя забывать и о том, что на наших глазах она делает в жизни свои самые первые самостоятельные шаги».
4) «Ей около двадцати пяти. Она явно привлекательна, несколько грубоватая, живая, всегда «в форме». Сейчас она в костюме продавца промтоварного магазина. А вообще она одевается красиво и носит неизменно роскошную прическу».
А) Вера Б) Ирина В) Галина Г) Валерия
Каков основной смысл названия драмы «Утиная охота»?
1)Утиная охота – это некий суррогат духовности и нравственного очищения, возможность для героя побыть наедине с природой самим собой, вырваться за границы той реальности, где нельзя быть искренним, где необходимо лгать и изворачиваться, лицедействовать.
2)Охота – это преследование и смерть жертвы, это образ жизни героя (и всего его окружения), в которой он, как охотник «бьет без промаха» по жене, любовнице, друзьям, отцу и неродившемуся ребенку.
3)Это любимое хобби героя, к которому он стремится.
4)Охота в пьесе – это характер взаимоотношений героев, при котором они сами из охотников превращаются в жертвы вернувшегося к ним сотворенного ими же зла.
4. Каков жанр пьесы А.В. Вампилова?
1) Бытовая драма 2) социально-нравственная драма 3) нравственно-психологическая трагедия.
Отметьте основные проблемы, поставленные в пьесе «Утиная охота».
1) Проблема духовного падения, цинизма, безверия, бесцельности существования.
2) Проблема нравственного возрождения человека.
3) Проблема подверженности обычного человека новым испытаниям: потребительством, вещизмом, благополучием, успешностью личного характера, сменой нравственных ориентиров.
4) Проблема нравственного краха личности в проверке на дружбу, любовь, сыновний долг, гражданскую ответственность и осмысленную деятельность.
Какую идейную нагрузку несут в себе слова официанта Димы, обращенные к Виктору Зилову?
«Витя, глаз у тебя на месте, и рука нормальная, и все ты понимаешь, но как дойдет до дела — ты не стрелок. А почему? Потому что в охоте главное — это как к ней подходить. Спокойно или нет. С нервами или без нервов… Ну вот сели на воду, ты что делаешь? Ты уже вскакиваешь, а зачем? Ведь это все как делается? Спокойно, ровненько, аккуратненько, не спеша. Влет бей быстро, но опять же полное равнодушие… Как сказать… Ну так, вроде бы они летят не в природе, а на картинке.
Живые они для того, кто мажет. А кто попадает, для того они уже мертвые. Соображаешь?»
1) Он, как опытный охотник, учит Зилова правилам поведения на охоте
2) Дима — крайнее проявления цинизма и бездушия, прообраз жестоких хищников 90-х.
3) Официант Дима – символ новых нравственных ориентиров, норм жизни, где нет места жалости, порядочности и совести, где цель оправдывает средства.
4) Дима уличает главного героя в некой слабости, неспособности до конца исповедовать новую мораль циника и эгоиста.
7. В чем смысл открытого финала пьесы ?
1) Главный герой пьесы, Виктор Зилов, готов к нравственному возрождению, благодаря честному и покаянному ретроспективному анализу своей жизни.
2) Главный герой давно духовно мертв, потому и смысла в его самоубийстве нет
3) Часть души главного героя есть в каждом, поэтому все зависит от личного
4) Открытый финал – это предупреждение о возможной нравственной деградации человека в условиях общества потребления и бездуховности.
«Утиная охота»
Список вопросов теста
Вопрос 1
К какому литературному жанру относится произведение «Утиная охота»?
Варианты ответов
Вопрос 2
Сколько действий в пьесе?
Варианты ответов
Вопрос 3
Кто является главным героем?
Варианты ответов
Вопрос 4
Где начинается действие первое?
Варианты ответов
- в поле
- в лесу
- в городской квартире
Вопрос 5
Как начинается первое действие?
Варианты ответов
- с песни
- с диалога
- с телефонного звонка
Вопрос 6
Сколько лет Зилову?
Варианты ответов
Вопрос 7
Как друзья подшутили над Зиловым?
Варианты ответов
- прислали венок
- позвонили в дверь
- перегнали машину
Вопрос 8
Как зовут жену Зилова?
Варианты ответов
Вопрос 9
Сколько прожили вместе Зилов с женой?
Варианты ответов
Вопрос 10
Любимое занятие Зилова
Варианты ответов
- рыбалка
- охота
- ремонт автомобилей
Вопрос 11
Как мы узнаем о прошлом Зилова?
Варианты ответов
- от жены
- от друзей
- из воспоминаний
Вопрос 12
В произведении «Утиная охота» поднимаются проблемы
Варианты ответов
- нравственности и морали
- бытовые
- философские
Вопрос 13
История Зилова- это
Варианты ответов
- история нравственного падения
- история о несбывшейся мечте героя
- история о семейных ссорах
Рекомендуем
Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.
Информация
Организация и проведение интернет олимпиад.
Урок-турнир по произведениям А.Вампилова «Старший сын» и «Утиная охота» в 11-м классе
Разделы: Литература
Подготовительная работа:
Класс заранее разделить на 2 команды, предложить придумать названия, выбрать капитана;
- глубоко проанализировать пьесы: “Старший сын”, “Утиная охота”;
- изучить биографию А.Вампилова, письменно ответить на вопрос конкурса “Домашнее задание”;
- поработать над “Толковым словарем” по пьесам А.Вампилова.
Ведущему подготовить карточки с вопросами, жетоны для болельщиков, 2 подноса с предметами и 2 салфетки, карты к конкурсу “Азартные игры”, протоколы для жюри, пригласить членов жюри, подготовить призы.
Оформление:
- Выставка книг с произведениями А. Вампилова, книг о Вампилове.
- Портрет А. Вампилова, иллюстрации к пьесам.
Цель турнира – урока:
- заинтересовать учащихся личностью А.Вампилова, более глубоко познакомить с его драматургией, активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;
- сделать изучение литературы увлекательным, интересным и глубоким;
- воспитывать умение думать в экстремальных условиях.
Вступление
Ведущий: Сегодня мы проводим турнир- урок по произведениям А.Вампилова: “Старший сын” и “Утиная охота”. Участвуют две команды, капитаны этих команд (называет их фамилии), члены жюри (представляет их), и я, ведущий (называет себя).
Болельщики, помните, что вы можете принести своей команде два дополнительных очка к итоговому результату в игре, если заработаете больше жетонов за свои ответы.
Жюри имеет право во всех конкурсах добавлять команде от 0,5 до 1,2 балла за особенно понравившийся ответ, а также оштрафовать команды или болельщиков за подсказки, некорректное поведение и т.п.
Команды, проводим жеребьевку, чьей команде первой начинать игру.
Капитаны получают напечатанные тесты. Команды пишут на листах с тестами своё название и подчеркивают правильный с их точки зрения, вариант ответа на каждый тест.
Команды по очереди отвечают на каждый тест. Ответ дает любой игрок, который читает
тест и вариант ответа.
По окончании конкурса команды передают листы с подчеркнутыми ответами в жюри.
Время обдумывания теста — 1 минута на вопрос. Максимальная оценка за все тесты равна их числу, умноженному на два.
Жюри объявляет правильный вариант после каждого ответа.
Ведущий в то время, когда команды готовят ответы на тесты, проводит конкурс болельщиков.
За каждый правильный ответ — 2 балла.
I. Кто придумал версию, что Андрей Григорьевич Сарафанов — отец Бусыгина?
- Бусыгин.
- Сильва.
- Сарафанов.
II. Кто предложил отправить Зилову венок?
- Саяпин.
- Кузаков.
- Кушак.
III. От чего Зилов чувствует себя одиноким?
- Из-за венка, присланного друзьями.
- Из-за воскрешённого в памяти прошлого;
- Из-за похмельного состояния,
IV. Сарафанов — это.
- Сохранивший детскую душу человек.
- Неудачник.
- Состоявшийся музыкант.
V. “Старший сын” — это по жанру
- Случай,
- Парадокс.
- Анекдот.
VI. Что больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?
- Осмысление роли человека в обществе.
- Процесс нравственного разрушения человека.
- Душевный идеализм героев.
VII. Для Зилова характерно
- Отчуждённость от реальной жизни и погруженность в себя.
- Откровенный цинизм.
- Раскаяние
Конкурс болельщиков
- Назовите дату рождения Александра Вампилова (1937г.)
- Какой день для А. Вампилова стал трагическим? (1 7августа 1972 г.)
- Какой сон отца Александра Вампилова стал вещим?
(Отец рассказывает жене свой сон: “Вероятно, будет сын разбойник, и боюсь, как бы он не был писателем, т.к. во сне вижу писателей. Видел Льва Толстого.) - В честь кого Вампилов назван Александром и почему?
(Год рождения Вампилова был годом 100–летия со дня смерти А.С.Пушкина, в честь которого он и назван.) - К кому из русских драматургов близок Вампилов? (А Л.Чехову>
- Назовите известные вам пьесы А. Вампилова (1жетон за пьесу.)
- Какие слова были для Вампилова путеводной звездой в творчестве? (Писать надо о том, от чего не спится по ночам).
- Какой театр стал Вампиловским после его смерти? (Московский драматический театр им. М.Н. Ермолова).
Толковый словарь (по творчеству А.Вампилова)
(Болельщики дают толкование слов – домашнее задание)
1. Пессимизм — мироощущение, исполненное уныния, безнадежности, склонность во всем видеть дурное, неприятное.
2. Интеллигентность – образованность, культурность.
3. Цинизм — грубая откровенность, бесстыдство, пренебрежительное отношение к нормам
нравственности, благопристойности, к чему-либо, пользующемуся всеобщим признанием,
уважением.
4. Сакраментальный вопрос –
1) достойный поклонения, почитания;
2) ставший обычаем, традицией, освященный традицией.
1) приверженность к высоким нравственным идеалам;
2) склонность к идеализации действительности.
Замечания к “Конкурсу болельщиков”
Ведущий читает вопрос. За правильный ответ болельщик, поднявший руку первым, получает жетон. В конце игры болельщики считают жетоны. Так определяются 3 первых победителя в личном зачете. Затем болельщики каждой команды суммируют свои жетоны.
Конкурс “Мир литературных вещей”
Ведущий: Капитаны, подойдите ко мне и выберите поднос, на котором находятся “литературные вещи”, накрытые салфетками.
Капитаны, выбрав поднос, снимают салфетки и по очереди показывают всем участникам турнира предметы, на своих подносах, называя их .
Команды обдумывают ответ и дают их по очереди: сначала одна, затем другая.
Время обдумывания 3 минуты.
Максимальная оценка конкурса по числу вещей.
Ведущий в это время проводит конкурс болельщиков (те вопросы, на которые ещё не ответили в “Конкурсе болельщиков”.)
Вещи I команды:
- Серебряная табакерка. (Сарафанов дает её Бусыгину, веря в то, что тот его старший сын. Табакерка, по обычаю семьи, передается в руки старшего сына.)
- Пепельница. (Зилов дарит Галине пепельницу – “цветы”, когда вспоминает прошлое.)
- Плюшевый кот. (Вера подарила его 3илову на новоселье.)
Вещи II команды:
- Пуговица. (Васенька обрывает её, пришитую Макарской).
- Ружьё. (Зилов хочет застрелиться из ружья)
- Гитара. (Сильва играет на гитаре)
Конкурс “Создаём литературный образ”
Ведущий. Капитаны, подойдите ко мне, выберите конверты.
Капитаны читают вслух задания, команды обдумывают задание 30 секунд.
Максимальная оценка конкурса по числу заданий.
Ведущий после каждого ответа объявляет правильный ответ.
I. Кто скрывается за этим портретом?
Первая команда: “Ему около 30 лет, он довольно крепкого сложения: в его походке, чертах, манере говорить мало свободы, приходящей от уверенности в своей физической полноценности”. (Зилов, “Утиная охота”)
Вторая команда: “Ему около 30. Яркой внешностью он не выделяется. Большей частью задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет слушать других, одет весьма неряшливо”. (Кузаков, “Утиная охота”)
II. Кто это говорит?
Первая команда: “У людей толстых кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить”. (Бусыгин, “Старший сын”)
Вторая команда: “Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере сил своих и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, оставалось после него. (Сарафанов, “Старший сын”)
III. Чья это квартира?
Первая команда: “Среди вещей и мебели старый диван и видавшее виды трюмо. Закрытое занавеской окно во двор. (Квартира Сарафанова).
Вторая команда: “Мебель обыкновенная. На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на шее. Беспорядок. На первом плане тахта. У изголовья столик с телефоном”. (Квартира Зилова).
Капитаны получают по два вопроса, обдумывают их 1 мин. и отвечают по очереди на один вопрос оба, затем на другой вопрос.
Найдите и исправьте смысловую ошибку.
1 капитан: “Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота! Так, так, так. а здесь? 18 квадратов?
Красота! Лоджия? Юг? Север? Красота! (Валерия. “Утиная охота” — неверно лоджия, нужно балкон.)
2 капитан: “У меня было звание майора, меня оставляли в армии. С грехом пополам я демобилизовался. Я служил в артиллерии, а это знаешь, плохо влияет на слух”. (Сарафанов “Старший сын”- неверно майор, нужно капитан).
Вспомните и ответьте.
1 капитан: Какую песню поет один из героев “Старшего сына”? (“Ехали на тройке — не
Догонишь” или “Когда фонарики качаются ночные” Сильва)
2 капитан: Что входило в предметы охотничьего снаряжения, подаренные Зилову? (Нож, патронташ. Несколько деревянных уток.)
Конкурс “Домашнее задание”
Задачи конкурса, его цель и условия сообщаются командам заранее, в период подготовки к турниру — уроку.
Тема домашнего задания объявляется командам за две недели до турнира, само задание выполняется в классе или дома.
Каждая команда читает письменную работу. Максимальная оценка 5 баллов.
Задание: Письменно ответить на вопрос: “Так кто же Зилов такой — герой или ничтожество, палач или жертва?”
Конкурс “Азартные игры”
Ведущий. На столе лежат рубашкой вниз два ряда карт двух мастей (черви и пики) от туза до четверки, Достоинство каждой карты обозначает и “стоимость” вопроса. Ещё две карты “джокер” и “пустышка” лежат отдельно. Они разыгрываются после основных восьми карт. В моих руках такие же восемь карт. Я сдаю капитанам по очереди по одной карте. Какая карта выпала, под такой капитан и берет вопрос, напечатанный на карточке. После розыгрыша восьми карт капитаны сами выбирают оставшиеся две карты. С “джокером” поступают так: либо отвечают сами, либо передают сопернику (те не имеют права отказаться), “пустышка” избавляет от вопроса.
Команды по очереди отвечают на вопросы. Время 30 секунд.
Жюри оценивает ответы и сразу сообщает каждой команде, сколько баллов она получает или теряет.
“Соль” конкурса заключается в том, что это единственное состязание, когда за правильный ответ команда получает баллы, а за неправильный — теряет.
Причем число баллов, которые команда может потерять, обратно пропорционально сложности вопроса.
За неправильный ответ, оценивающийся:
в 5 баллов, команда теряет 1 балл,
в 4 балла – 2 балла,
в 3 балла — 3 балла,
в 2 балла — 4 балла,
в 1 балл — 5 баллов.
“Стоимость” “джокера” первоначально неизвестна. Когда известно, кто будет отвечать, объявляется число баллов за него.
Кто называет Сарафанова “блаженным” (жена) — 2 балла.
Какова реакция Зилова на письмо отца? (грубо комментирует) — 2 балла.
Зилов говорит: “Как дождь – не представляю” О чем он говорит? (Об утиной охоте) — 3 балла.
“Городская квартира в типовом доме. Мебель обыкновенная. В окно видны последний этаж и крыша типового дома.” Какой знак подал здесь нам автор, повторяя одну и ту же деталь? (это срез нашей жизни) – 2 балла.
Завязка какой пьесы построена на разрыве между лозунгом “Человек человеку — брат” и обыденной жизнью? (“Старший сын”) – 3 балла.
К чему привёл дурацкий розыгрыш Сильвы Бусыгина? (Бусыгин побил Сарафанова как отца) — 5 баллов.
Что лежит в основе фабулы “Старшего сына”? (розыгрыш) – 2 балла.
В какой пьесе А. Вампилова погода влияет на настроение героя? (“Утиная охота”) – 1 балл.
Вопрос — джокер. Почему Зилов “теряет себя”, становится пошловатым потребителем? (он потерял смысл жизни, а, может, не успел найти) — 5 баллов.
Заключение.
Ведущий. Болельщики. Сколько баллов набрала ваша команда? Кто победил в личном зачёте? Жюри, подсчитайте очки и оцените игру команд в целом с учётом результатов болельщиков. Общий итог турнира объявляет председатель жюри.
Ведущий награждает команду и болельщиков призами и благодарит за участие в турнире — уроке.
Литература.
- Академия наук СССР. Институт русского языка. Словарь русского языка в 4-х томах. М.: “Русский язык”. 1985 г.
- А.Вампилов. Дом окнами в поле. Пьесы. Очерки и статьи. Фельетоны. Рассказы и сцены Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 г.
- Долинина С.Я., Литературный турнир. М.: “Флинта. Наука”, 2001 г.
- Гушанская Е.. Александр Вампилов. Очерк творчества., М.: 1990 г.
- Сушков Б., Александр Вампилов., М.: 1989 г.