Тест по мамину сибиряку емеля охотник с ответами

Урок внеклассного чтения в 3 классе по рассказу Д.Н.Мамина — Сибиряка «Емеля — охотник»

Лист проверки навыков сформированности читательской грамотности на основе чтения рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля -охотник»

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 3 классе по рассказу Д.Н.Мамина — Сибиряка «Емеля — охотник»»

Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка

1. О ком так говорится?

А) Весело гулял по лесу со своей матерью. О_____________

Б) Упал в траву и не шевелился. О_______________________

В) Осторожно перебежал несколько сажень далее и опять остановился. О_______________________________________

Г) Долго стоял на одном месте и всё улыбался. О__________

Д) Уснул и всю ночь видел маленького жёлтого оленёнка.

2. Соедини композицию рассказа с содержанием

Охотник прицелился в голову

маленькому животному. Ещё

мгновение — и оленёнок покатится

по траве. Емеля увидел ещё раз

лосиху, которая не уходила.

Вспомнил мать Гришутки и не стал

Три дня старик плутал в лесу, пока не встретил олениху с оленёнком.

Старик долго рассказывал мальчику о поисках, тот слушал и весело смеялся. Вместе со старым дедом.

В той избушке, которая стоит у самого леса, живёт старый охотник Емеля со своим внуком

Гришук попросил деда добыть теленочка. Емеля отправляется на охоту.

Ответы: 1 — ___; 2 — ___; 3 — ___; 4 — __; 5 — ___.

3. Составьте литературный портрет Емели.

(Возраст, внешность, лицо, одежда, характер)

Главный герой рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка – ___________________________________________________.

(Занятие) Емеля был ________________________________.

(Взаимоотношение с окружающими):

А) (Емеля и внук). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) (Емеля и природа) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чему учит эта книга

6. Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился рассказ Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля – охотник» про _______________________________, потому что _________________________________________

Тестовая работа по литературному чтению для 4 классов по произведению Д. Н. Мамина — Сибиряка Емеля — охотник 2 часть. подготовка к МЦКО.

Тестовая работа по литературному чтению
4 класс
по произведению
Д. Н. Мамина — Сибиряка «Емеля-охотник»
II часть

г. Москва 2014 г.

Д. Н. Мамин — Сибиряк «Емеля-охотник» II часть.
Прочитай текст.

Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома оставались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой.
— Видно, Емеля на охоту собрался, — говорили в деревне бабы.
Это была правда. Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нем были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и теплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично защищала его лысую голову от зимнего холода и от летнего зноя.
— Ну, Гришук, поправляйся без меня. — говорил Емеля внуку на прощанье. — За тобой приглядит старуха Маланья, пока я за теленком схожу.
— А принесешь теленка-то, дедко?
— Принесу, сказал.
— Желтенького?
— Желтенького.
— Ну, я буду тебя ждать. Смотри не промахнись, когда стрелять будешь.
Емеля давно собирался за оленями, да все жалел бросить внука одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик решился попытать счастья. Да и старая Маланья поглядит за мальчонком, — все же лучше, чем лежать одному в избушке.
В лесу Емеля был как дома. Да и как ему не знать этого леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьем да с собакой. Все тропы, все приметы все знал старик на сто верст кругом.
А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшие ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы.
Да, чудно и хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад.
Тропинка, по которой он шел, змейкой взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости, и зеленым шатром раскидывалась рябина. Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника, который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями. В одном месте, с половины горы, открывался широкий вид на далекие горы и на Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и крестьянские избы казались отсюда черными точками. Емеля, заслонив глаза от солнца, долго глядел на свою избушку и думал о внучке.
— Ну, Лыско, ищи. — говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий ельник.
Лыску не нужно было повторять приказание. Он отлично знал свое дело и, уткнув свою острую морду в землю, исчез в густой зеленой чаще. Только на время мелькнула его спина с желтыми пятнами.
Охота началась.
Громадные ели поднимались высоко к небу своими острыми вершинами. Мохнатые ветви переплетались между собой, образуя над головой охотника непроницаемый темный свод, сквозь который только кое-где весело глянет солнечный луч и золотым пятном обожжет желтоватый мох или широкий лист папоротника. Трава в таком лесу не растет, и Емеля шел по мягкому желтоватому мху, как по ковру.
Несколько часов брел охотник по этому лесу. Лыско точно в воду канул. Только изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел. Емеля внимательно осматривал все кругом: нет ли где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на кочках. Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Нужно было думать о ночлеге.
«Вероятно, оленей распугали другие охотники», — думал Емеля.
Но вот послышался слабый визг Лыска, и впереди затрещали ветви. Емеля прислонился к стволу ели и ждал.
Это был олень. Настоящий десятирогий красавец олень, самое благородное из лесных животных. Вот он приложил свои ветвистые рога к самой спине и внимательно слушает, обнюхивая воздух, чтобы в следующую минуту молнией пропасть в зеленой чаще.
Старый Емеля завидел оленя, но он слишком далеко от него: не достать его пулей. Лыско лежит в чаще и не смеет дохнуть в ожидании выстрела; он слышит оленя, чувствует его запах. Вот грянул выстрел, и олень, как стрела, понесся вперед. Емеля промахнулся, а Лыско взвыл от забиравшего его голода. Бедная собака уже чувствовала запах жареной оленины, видела аппетитную кость, которую ей бросит хозяин, а вместо этого приходится ложиться спать с голодным брюхом. Очень скверная история.
— Ну, пусть его погуляет, — рассуждал вслух Емеля, когда вечером сидел у огонька под густой столетней елью. — Нам надо теленочка добывать, Лыско. Слышишь?
Собака только жалобно виляла хвостом, положив острую морду между передними лапами. На ее долю сегодня едва выпала одна сухая корочка, которую Емеля бросил ей.
Текст взят: http://knigi-chitaty.ru/

Читайте также:  Перечень товаров для охоты

Тест.
А 1. Ты прочитал текст, в котором говорится в основном о том, что
Собака — самый лучший помощник охотника.
Емеля пытается выполнить просьбу внука.
Собака идёт по следу оленя.
А 2. Теперь, после прочтения текста, ты знаешь, что
Емеля отправился на охоту в конце лета.
Емеля пошёл на охоту с кремневой винтовкой, взяв за поводок Лыска.
Емеля всю жизнь бродил по лесу с ружьём и с собакой.
А 3. Выбери из перечня все предложения, соответствующие содержанию текста.
А. С тропы он повернул в сплошной дремучий ельник.
Б. Мохнатые ветви переплетались между собой, мешая охотнику идти.
В. Трава в лесу выросла по пояс, и Емеля с трудом пробирался сквозь заросли.
Г. Несколько часов охотник бродил по этому лесу.
Укажи верный ответ:
АБ 2) АВ 3) АГ 4) БВ 5) БГ 6) ВГ
А 4. Чтобы пересказать текст и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.
А. Беседа у костра.
Б. Сборы на охоту.
В. Знакомый лес.
Г. Встреча с оленем.
Д. Потеря собаки.
1) АДГВБ 2) АГВБД 3) БАДГВ 4) БВДГА 5) ВАДГБ 6) ВДСАГ
А 5. Какими словами можно заменить в тексте сочетание слов «точно в воду канул»?
Утонул
Пропал из виду
Нырнул в воду
А 6. Какими словами можно заменить в тексте сочетание слов « сидел у огонька»?
Сидел у костра.
Сидел с фонариком в руках.
Сидел, держа в руках светлячка.
А 7. После чтения текста несложно сделать вывод:
Олень, почуяв охотника, медленно и торжественно проходит мимо.
Все олени — десятирогие красавцы.
Олень – самое благородное лесное животное.
А 8. Как ты думаешь, почему собака жалобно виляла хвостом?
Устала за время охоты.
Собака благодарила Емелю за спасение.
Она была голодна.
А 9. Какая пословица наиболее точно отражает главную мысль текста?
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познаётся в беде.
За дружбу дружбой платят.
Расстояние дружбе не мешает.
В 1. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения в тексте из второго столбца, обозначенного цифрой.
СЛОВО ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА
А) кафтан 1) мужская долгополая одежда
Б) котомка 2) мужской пиджак
3) сумка, носимая за плечами
4) высокая шапка
5) широкий пояс
Запиши в таблицу выбранные цифры.
А Б
Ответы в виде двух цифр перенеси в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

Читайте также:  Кхз рекорд сигнал охотника

В 2. Укажи название книги, в которой мог быть помещён текст:
Орфографический словарь.
Сказки народов мира.
Энциклопедия.
Рассказы советских и русских писателей.
Толковый словарь.
Ответы:
А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 В1 В2
2 3 3 4 2 1 3 3 2 А -1
Б — 3 4

  • 96975-emelya-ohotnik-2-chast
    Размер файла: 25 kB Загрузок: 19

Урок-исследование. Чтение 4 кл. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Емеля-охотник».

«Технология конструирования исследовательского урока».
Д.Н. Мамин – Сибиряк «Емеля-охотник».

Тема: «Художественный текст, его образная природа.
Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия».
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Учитель: Бурдуковская А. Е.
Раздел программы: Природа и мы.
Тема урока: «Художественный текст, его образная природа. Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия».
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, таблички со скрытыми определениями
Список литературы:
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Емеля — охотник»
Персидская И.В. Литературное чтение. Волгоград, 2003 год.
Русская литература (Учебная хрестоматия для национальных школ).
Примечание:
Заранее было дано домашнее задание: найти произведение Д.Н. Мамина — Сибиряка
«Емеля — охотник», прочитать текст самостоятельно.
Всё, что написано другим шрифтом и взято в скобки — это информация для учителя,
на что нужно обратить внимание при исследовательской работе.

Цель урока: показать особый язык автора, его художественный «почерк».
Задачи:
донести идею произведения до каждого ребёнка через глубокий поэтапный разбор произведения и эмоциональное восприятие его содержания;
показать мастерство писателя в передаче эмоционального состояния главных героев через средства выразительности и изобразительности художественного слова;
учить выразительному чтению прозаического произведения;
развивать монологическую речь учащихся;
воспитывать любовь к ближнему;
воспитывать любовь к чтению – сопереживанию прочитанного.
Ответить на вопрос: «Как самое обыкновенное слово становится особенным, превращаясь в искусство?»
Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного – прочитанного; пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения.
План урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение нового материала.
Проверка домашнего задания.
Цель: выявить уровень понимания сюжета произведения после первичного прочтения.
Игра «Блиц — турнир».
(Учитель вызывает 8 – 10 человек к доске, задаёт вопросы детям, по – порядку. Не ответивший, выбывает из игры, а вопрос переходит следующему игроку.)

· С творчеством, какого писателя мы знакомимся?

· Какое произведение изучаем?

· Какое значение имеет автор и его произведение для нас с вами?

· Где происходят события?

· Если смотреть с вершины горы, чем казались крестьянские избы?

· Кто главный герой произведения?

· Любимое занятие деревенских мужиков?

· Верный помощник деда на охоте и дома?

· Почему собаку не кормят перед охотой?

· Какой работой Емеля был занят зимой?

· Почему Емеля в последнее время охотился редко?

· Какое оружие было у деда для охоты?

· Хорошо ли знал Емеля окрестные леса?

· Какую просьбу внука непременно должен был выполнить старый Емеля?

· Почему в еловом лесу не растёт трава, а землю устилает только мох, да папоротник?

· С чем сравнил автор бег оленя?

· Сколько дней бродил по лесу Емеля в поисках оленёнка?

· Что делала олениха, почувствовав охотника?

· Почему Емеля не убил оленёнка?

· Как выглядел оленёнок?

· Что вместо оленёнка добыл старый охотник?

· Почему рассказ деда развеселил Гришутку?

Актуализация знаний.
* Повторение изученного материала.

· С помощью чего автор создаёт художественный образ действительности в произведении, образ главных героев, как ему удаётся пробудить в воображении читателя картины описываемых событий, получить эмоциональный отклик на происходящее?

· Давайте вспомним, что это за способы и приёмы, зная которые и обыкновенный человек, не обладающий особым талантом к искусству слова, может создать художественный образ увиденного?
(На доску вывешиваются таблички со скрытыми определениями.)

Повторы и восклицания —

В литературе существуют разные средства для построения художественного
текста. Это сравнение, эпитет, метафора, олицетворение и т.д.
Выражения, в которых они предметы или явления сравниваются с другими называются СРАВНЕНИЕМ.
ЭПИТЕТ – слова, которые определяют и подчёркивают какие – либо непостоянные качества, признаки предмета и создают определённое настроение.
МЕТАФОРА – скрытое сравнение. Перенесение свойств предмета по принципу сходства.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – очеловечивание неживого.

Сообщение темы и цели урока.

· Сегодня на уроке мы заглянем между строк, написанных автором. Попробуем найти те приёмы и средства, которые использовал Д. Н. Мамин – Сибиряк для построения художественного текста.
Цель нашего исследования – особый язык автора, его художественный «почерк».

4. Работа с текстом.
(Дети разделены на группы. Каждой группе предложено задание.)
1 группа.
Перечитайте абзацы, в которых описывается пейзаж месторасположения деревни Тычки.
Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие понять манеру повествования произведения. Составьте картинный план.

Читайте также:  Охота самая последняя версия

(Через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность хорошо знакомая автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка.
В тексте встречаются слова с безударным О: Охотник, Оленёнок, Оглянулся, Отпустил; окончания — ЕГО, — ОГО: спрятавшЕГОся
· от нЕГО, маленькОГО, малОГО, жёлтОГО.
Рассказ начинается со слов „ далеко – далёко. у самого леса, в маленькой избушке жил охотник Емеля со своим внуком Гришуткой.
Манера повествования и структура произведения похожи на сказку).

2 группа.
Перечитайте абзацы, в которых описывается образ главных героев. Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие понять, как выглядят дед Емеля, Гришутка, Лыско; каков их внутренний мир, какие ценности имеются в их характерах. Составьте картинный план.

(Любимое занятие деревенских мужиков – охота.
Емеля хорошо знал окрестные леса. Но в последнее время охотился редко. Потому что „едва таскал ноги“.
Гришутка, маленький мальчик, у которого не было ни отца, ни матери. Он простудился и больной лежал в постели. Гришутка попросил дедушку принести ему из леса маленького жёлтенького оленёнка.
Лыско – маленькая собачка, верный помощник деда на охоте и дома.)

3 группа.
Перечитайте абзацы, в которых описывается момент выслеживания оленёнка. Какие чувства побуждают в вас слова автора. Составьте партитуру чувств. Как удаётся автору передать кульминацию событий.

(Несколько дней выслеживал Емеля оленя с телёнком. Но олень всё время отводил его от оленёнка и запутывал следы. Охотник и собака совсем выбились из сил. Наконец Емеля увидел в кустах жёлтого телёнка, который спокойно обрывал в кустах листочки с веточек).
Здесь опять мы видим манеру повествования похожую на сказку: „ три дня ходил. три ночи ночевал. “.
В тексте присутствуют эпитеты:
запутанный след, знойный день, с высунутым языком, знакомый треск, жёлтый телёнок, тоненькие ножки, красивая головка.

Охотник взвёл курок винтовки, прицелился в голову маленькому беззащитному животному и в эту минуту вспомнил, с каким геройством защищала телёнка мать. Спасая телёнка мать рисковала своей жизнью. И опустил ружьё.
Здесь присутствует чувство жалости, нежности.
Емеля быстро поднялся, свистнул, и маленькое животное скрылось в кустах с
быстротой молнии.
Здесь мы видим сравнение: „Ишь, какой бегун! Только его и видели: как стрела“.
4 группа.
Перечитайте абзацы в заключительной части. Какие чувства в вас пробуждает этот отрывок? Составьте партитуру чувств. Как автору удалось достичь пробуждения в вас этих чувств? Почему автор, завершая рассказ, не сообщает читателю судьбу мальчика и деда. Но, что в его словах даёт надежду на благополучный исход?

(Этот отрывок пробуждает чувство радости, гордости.
„Старик долго рассказывал мальчику, как он искал телёнка по лесу, и как тот от него убежал. Они весело смеялись. Мальчик так и уснул и всю ночь видел маленького жёлтенького оленёнка, который весело гулял с матерью, а старик спал на печке и тоже улыбался.“
Мы видим, что вместо оленёнка, старый старик добыл счастье).

Итог.
(выступление детей + комментарии учителя.)
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк — известный русский писатель, автор многих книг о людях, о природе. Для произведений Мамина – Сибиряка характерны большое уважение и любовь к людям, к мастерству рабочих. В творчестве писателя преобладает уральская тема. Он любит всё яркое, сильное в жизни: образы уральской природы, герои, исполненные удали и силы, — об этом он пишет с симпатией, используя сочные и свежие краски. Были в его произведениях и лирические струны, сочувствие к несчастным существам. Часто безрадостные сюжеты писатель скрашивает грустным юмором и трогательным изображением персонажей – людей и животных.

ІІІ. Итог урока.
Обобщение по уроку.
Какие особенности языка автора мы могли бы выделить после проведённого нам
исследования произведения?

· автор использует всю совокупность средств художественной изобразительности и
выразительности;

· произведение наполнено эмоциональной окрашенностью; добротой, нежностью, чувством прекрасного, живописно и лирично по содержанию;

· через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность, хорошо знакомая
автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка.

· Манера повествования и структура произведения (зачин или завязка, кульминация, развязка) похожи на сказку: «далеко – далекоу самого леса», «одиннадцатая избушка», «три дня ходил, три ночи ночевал», «олень десятирогий, сказочный».

· прослеживается глубоко философский смысл произведения; добро побеждает
Сможем ли мы теперь ответить на вопрос «Как самое обыкновенное слово становится особенным, превращаясь в искусство?»

(В арсенале писателя имеются особенные способы и средства художественной выразительности и изобразительности и тонкое восприятие окружающего мира, данное как талант, от природы.)
Домашнее задание.
Написать мини – сочинение – рассуждение: «Какое значение имеет для деда Емели и Гришутки природа?»

Оцените статью
Adblock
detector