- Анализ Записок охотника
- Сюжет и композиция
- Русская природа в Записках охотника
- Образ русского человека
- Образ России в Записках охотника
- Анализ произведения Тургенева Записки охотника
- Вариант 2
- Также читают:
- Картинка к сочинению Анализ произведения Записки охотника
- Популярные сегодня темы
- Голубков В. В.: Идейно-художественное единство «Записок охотника»
Анализ Записок охотника
Нестерова И.А. Анализ Записок охотника // Энциклопедия Нестеровых
Записки Охотника написанные великим русским писателем И.С. Тургеневым. В воем цикле рассказов он от лица охотника описывает настоящую, невыдуманную жизнь в России.
Сюжет и композиция
Портрет И.С. Тургенева кисти Ильи Ефимовича Репина
Записки Охотника И.С. Тургенева были созданы им в период с 1847 г. по 1851 год. Сборник рассказов состоит из двадцати пяти небольших произведений. Связаны они между собой личностью рассказчика. Первый рассказ «Хорь и Калиныч» вышел в свет в 1847 году в журнале современник, который в том же году купили Некрасов и Иван Панаев. Новая редакция попросила Тургенева «наполнить отдел смеси в первом номере»[1]. В 1852 году Записки охотника вышли отдельной книгой.
Особенностью Записок Охотника является то, что они отражают крестьянскую жизнь и быт. Именно по этой причине выход сборника вызвал неоднозначную реакцию как у правящих кругов, так и в творческой среде. Дело в том, что в ряде рассказов можно увидеть недовольства писателя крепостным правом. Это особенно бросается в глаза в следующих рассказах:
- «Ермолай и Мельничиха»,
- «Бурмистр»,
- «Льгов»,
- «Два Помещика»,
- «Петр Петрович Каратаев»,
- «Свидание».
Тема цикла рассказов » Записки охотника» – это жизнь и судьба русского крестьянства.
Титульный лист первого издания. 1852
Русская природа в Записках охотника
Тургенев любил русскую природу во всех своих произведениях он уделял ей значимое место. Записки охотника не стали исключением. Живописные пейзажи наполняют каждый рассказ особой реалистичной атмосферой. Они заставляют читателя переместиться в место действия, помогают прочувствовать красоты русской природы и проникнуться судьбами тургеневских персонажей. Вот например отрывок из рассказа «Ермолай и мельничиха», в котором природа и человек сочетаются: «Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно спустилось на реку недалеко от нас. Уже совсем стемнело и начинало холодать; в роще звучно щелкал соловей. Мы зарылись в сено и заснули [2].»
В этом же рассказе закат жизни и закат солнца сплетаются, чтобы подчеркнуть печальную судьбу жены мельника Арины, женщины с «большими и грустными » глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.
Записки Охотника И.С. Тургенева насыщены описаниями природы и диалогами. Пейзажи и диалоги переплетаются, создавая единую композицию. Природа дополняет сюжет диалогов, а в ряде случаев, диалоги оттеняют природу. Отдельно следует выделить рассказ «Лес и степь». Он отличается от всех других произведений цикла тем, что в нем автор ведет незримый диалог с читателем, нет прямого обращения к какому-либо лицу, нет формального выделения прямой речи, диалог не несет в себе особой смысловой нагрузки.
Образ русского человека
Тургенев создает в своем цикле рассказов галерею образов как положительных, так и отрицательных. При этом на страницах рассказов также есть место для нейтральных персонажей. При этом читатель не может остаться равнодушным ни к кому, так как каждый образ полноценен. Тургенев создает описание героев с точки зрения рассказчика, тем самым внося нотки авторского отношения к каждому персонажу.
Записки Охотника удивительно реалистичные рассказы. Это целая палитра из человеческих трагедий, глупости, невежества и в тоже время красоты.
В Записках охотника И.С, Тургенев стремиться не только правдиво описать быт русского крестьянства, но передать все своеобразие местных наречий. Это позволяет писателю лучше передать образы персонажей.
Помимо образов крестьян в цикле присутствуют образы помещиков. В отличии от крестьян Тургенев отражает все самодурство и беспринципность крепостной России на антитезе: помещик-крестьянин. В ряде рассказов писатель подчеркивает равенство между крепостной и раб для помещика. Так самодурство помещицы сгубило жизнь Арины и Петра в рассказе «Ермолай и мельничиха». Тяжела судьба человека по прозвищу Сучок в рассказе «Льгов». Он не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом. Но в реке рыбы нет и Сучок вынужден в пустую тратить свою жизнь из-за прихоти хозяев.
В цикле рассказов «Записки охотника» отсутствует прямое осуждение крепостного права. Тургенев как художник отображает то, что видит.
Образ России в Записках охотника
Большое внимание в Записках охотника уделено образу России. Однако писатель не говорит, что ждет Россию. Он передает свое видение через персонажей рассказов. Перспективы дальнейшего роста и развития русской цивилизации Тургенев показывает в фоне, оттеняемом событиями произведения. Именно в крестьянстве Тургенев нашел ту самую «почву, хранящую жизненные соки всякого развития». Тургенев нашел в жизни русского народа ту значительность и значимость на национально-государственном уровне, тот общенациональный смысл, который Толстой положил в основу художественного мира.
В «Записках охотника» сталкиваются и спорят две России: официальная крепостническая и народная крестьянская. Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности. Калиныч своей бездомностью и душевной широтой сродни степным просторам. При этом можно отметить, что таким способом Тургенев показывает неоднородность Российского государства, которое существует не вопреки внутренним противоречиям, а в соответствии с синтезирующим взаимным влиянием разносторонних народных общностей. Живой образ России в книге Тургенева – природа. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе общенациональным врагом должна принять участие вся Россия, не только крестьянство, но и дворянство.
Учитывая сегодняшние события на Украине, которая оказалась не способной к национальному единству, что вылилось в 2014 году в раскол общества, Россия оказывается снова в ситуации, когда ей угрожает внешний враг. Пусть основные угрозы этого врага носят политический и дипломатический характер, население России как самостоятельная цивилизация отвергает попытки врагов диктовать русским, как им жить, как разговаривать и как вести себя на международной арене. В этой связи концепция и мысли Тургенева оказываются актуальными и для сегодняшней России.
- Богословский Н.. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1961.
- Тургенев И.С. Записки охотника – М.: Издательство «Азбука», 2015
Анализ произведения Тургенева Записки охотника
И.С. Тургенев с большой любовью писал о природе и жизни людей, их взаимотношениях. Писатель любил побродить с ружьишком, побеседовать как с простым народом так и с представителями дворянства. Так путешествуя по Орловской области сделал несколько записок о жизни людей. Из нескольких рассказов получилось целое произведение, которое Иван Сергеевич так и назвал «Записки охотника».
Писатель точно дает характеристики тех людям о которых рассказывает. В повествовании нет острых, захватывающих сюжетов, но он так ведет рассказ, что по неволе проникаешься любовью и жалостью к девочке, которая осталось без матери. Чувствуешь неприязнь к барину у которого вроде все чинно и благородно, но вот какая-то червоточинка есть. Прослеживается это в отношении к людям, которые на него работают. Крепостническое право описано во всей красе.
«Записки охотника» состоят из цикла рассказов. Первые три повествуют о народном характере, следующие про угасающее дворянство, потом писатель возвращается к теме народа, чтобы после этого опять писать о дворянстве и так чередуются рассказы. Вот и получилось целое произведение о провинциальной России. Умирающем дворянстве и тяжелой судьбе простого народа.
Каждый рассказ повествует о каком-нибудь человеке со своим характером, привычками. Умение жить среди людей, ладить с ними, понимать их относится с душой или наоборот стараться показать свое превосходство. Тургенев, на примере крестьян, показывает нам, что можно быть не обученным грамоте, а иметь и здравый ум, и быть душевным человеком и наоборот. При этом уметь ладить друг с другом. Деваться не куда и прихидится приспосабливаться чтобы выжить.
Ладно мужики неграмотные и не всегда сытые, но что происходит с помещиками? Управлять не могут, все хотят сделать на французский лад, стремятся к непомерной наживе и тем самым разоряют не только себя, но и крестьян. Чтобы навести порядок нумеруют своих работников. Крепостническое право, когда-то его обвиняли во всех смертных грехах. Не столько крепостничесво, а недалекость и не умение управлять хозяйством ведет к разорению и упадку. На протяжении всего произведения писатель старается показать в чем проблема русского народа.
На фоне природы протекает жизнь русского народа. Большой любовью пропитаны строчки повествующие о тяжелой жизни трудового народа, а так же умении выживать в любой ситуации.
Вариант 2
Тургенев написал сборник рассказов «Записки охотника», где рассказывается вся жизнь не только крепостного народа, но и помещиков.
При помощи анализа данного произведения можно понять, что автор проделал просто колоссальную и большую работу, в которой подчеркивается не только жизнь, но еще и настоящее и прошлое каждого человека. Как над ними издевалось правительство, а они просто не могли ничего сделать, чтобы противостоять этому.
Сначала он много раз начинал писать данное произведение, но потом наступал такой момент, когда ему надоедало, и он бросал его писать, а потом все возвращалось снова.
Именно литература помогала людям шагать вперед и думать на несколько шагов вперед. Они учились не только думать, но и размышлять на разные темы и примерять их к своей жизни, а потом менять свою жизнь в лучшую сторону и делать все для того чтобы с ними не произошло так как с героями того или иного произведения. Для многих одиноких людей именно книга становилась лучшим другом, которому можно доверить все свои тайны и секреты. Она дает силы сражаться дальше и ни в коем случае не опускать руки, хотя уже давно кажется, что ничего нельзя поменять. При помощи некоторых книг можно взглянуть на многие вещи с другой стороны.
Многие думают, что в нем рассказывается про охоту или как поймать того или иного зверя. Но на самом деле это совсем не так и в этом можно убедиться, когда начнете читать роман.
Здесь рассказывается про Россию, которую такой еще никто не видел, но многие могли представлять. У каждого из людей имеется своя биография и своя судьба, а также свой характер, при помощи которого он достигает того или иного для себя.
Конечно же, автор старается затронуть всех героев и описывает их только с положительной стороны. Но, не смотря на это, он затрагивает и другие моменты, которые очень сильно бросаются в глаза и о них нельзя не сказать. Они воруют друг у друга, а потом пропивают вместе со своими друзьями и из всего этого появляется разруха. Кроме этого ему нравится и природа, которую он описывает во всей красе и до мельчайших подробностей. Многие слуги стараются постоянно хвалить своего хозяина и за это все равно получают плетью, но от этого отношение к нему у них не поменялась и они все равно его продолжают любить и уважать. И все что он им прикажет или скажет, они будут выполнять, и не будут противиться. И во всем в этом виновато, то самое крепостное право, которое так ненавидит автор произведения. Ему было противно на это все смотреть, и поэтому все это он решил вылить в своем произведении и рассказать всем.
Больше всего на свете автору полюбилась Россия, и поэтому практически во всех своих произведениях он старался расхвалить ее и возвысить. Также он любил и людей, которые жили здесь, и старался как можно тщательнее и подробнее описать их жизнь.
Тургенев знал, что на земле существует и живет огромное количество людей. Каждый из них имеет свой талант, при помощи которого можно не только прославиться, но и продвинуться. Вот только многие им не пользуются, а используют только для себя.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Записки охотника
Популярные сегодня темы
Искусство было всегда, с этим никто не будет спорить. Оно проходит красной нитью через все развитие человечества. Еще люди древности пытались выразить свои чувства путем живописи, построек старинных, красивейших храмов, созданием непревзойденных скульптур
Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения.
Зима – это очень красивое время года. Осенью трава и листва деревьев вянет, идут дожди, дороги покрыты слякотью и грязью. Когда приходит зима, то белый снег, словно белое большое пушистое одеяло
Эта картина отвечает своему названию. Тут изображен парень, а не ребёнок. Он не как на старинных портретах – не в камерной обстановке, он не надел свой лучший костюм, он не смотрит в «камеру».
В повести Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка», главным героем повести является Берестов Алексей Иванович. Его отцом был знатный дворянин древнего рода Берестов Иван Петрович.
Голубков В. В.: Идейно-художественное единство «Записок охотника»
Идейно-художественное единство «Записок охотника»
Когда читатель обращается к рассказам «Записок охотника», у него создается впечатление, что он входит в своеобразный замкнутый в себе мир. Это не единое произведение, отдельные главы которого скреплены между собой сюжетом, временнопричинными связями, но это отнюдь и не конгломерат разрозненных рассказов. О «Записках охотника» можно повторить то, что Тургенев сказал о своих «Литературных и житейских воспоминаниях»: в них нет «наружного единства» в смысле «последовательности рассказов», но есть «внутреннее единство». В силу своего «внутреннего единства» «Записки охотника» и вошли в историю литературы, как особого рода художественный организм.
Индивидуально-стилевое своеобразие жанра было вообще очень характерно для Тургенева. Как ни различны по содержанию его романы, но всех их объединяют общие черты, по которым сразу можно определить, что они принадлежат не кому-либо другому, а именно Тургеневу. Как ни различны по содержанию «стихотворения в прозе», или повести Тургенева, или его пьесы, или стихи раннего периода творчества, у каждого из этих жанров есть свое, «тургеневское» лицо, и все они существенно отличаются от аналогичных жанров других писателей и поэтов. Но в «Записках охотника» это «внутреннее единство» проявляется особенно наглядно. Несмотря на то, что каждый из рассказов сборника отличается от всех других, в каждом поставлена своя идейно-художественная задача и разрешается она своими художественными средствами, читатель всегда чувствует, что между всеми рассказами «Записок охотника» — много общего, придающего всем им единство и цельность.
Что же объединяет рассказы, входящие в «Записки охотника»?
1.
Первое, что бросается в глаза при чтении этих рассказов, — общность их тематики, сходство явлений, на которых останавливается внимание писателя, и реалистическая манера изображения.
Содержание «Записок охотника» взято из обыденной действительности. В рассказах Тургенева нет никаких загадочных, «фатальных» героев, никаких необычайных событий, какие читатель привык видеть у романтиков 30-х годов, вроде Марлинского, не описывается никаких величественных или грозных явлений природы. В «Записках охотника» во всей реалистической правдивости рисуется крестьянский и помещичий быт и природа средней полосы России, то, что обычно можно было наблюдать в Орловской и прилегающих к ней Тульской, Калужской и Курской губерниях. Место действия в рассказах — помещичья усадьба, деревня, крестьянская изба, нередко лес, луг или река. Герои «Записок охотника» — дворовые люди, крепостные крестьяне и помещики «средней руки», та наиболее многочисленная группа рабовладельцев, в руках которой по преимуществу находилась крестьянская масса. Уже одна эта общность изображаемой обстановки и быта придаёт «Запискам охотника» художественное единство.
Более существенное значение имеет вторая особенность «Записок охотника» — ясная идейная целеустремленность рассказов, придававшая им в глазах читателей 40—50-х годов XIX в. характер чрезвычайной своевременности, острой злободневности. «Записки охотника» прямо и непосредственно отвечали на два основных вопроса, которые волновали каждого русского читателя того времени в период все усиливающегося кризиса дворянско-крепостнической системы: а) Что представляет собой русский народ и особенно подавляющее большинство его — крестьянство, каковы его духовные ресурсы, обеспечивающие дальнейшее развитие страны? и б) Как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право?
«Записки охотника» давали читателю ясный ответ на тот и на другой вопрос. Тургенев, проникнутый любовью к родной стране и верой в духовную мощь русского народа, настойчиво и последовательно проводит через все рассказы мысль, которую он высказал еще в 1846 г. в статье, посвященной рассказам Даля: «В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития».
А выясняя причины тяжелой, безотрадной жизни народа, Тургенев приводит читателя к выводу, что корень зла следует видеть в социальных условиях, в крепостничестве, определяющем и экономику, и быт, и культурный уровень общества, и господствующие в нем взгляды и предрассудки.
Это противоречие между тем, чего достоин русский народ по богатству его духовных сил, и тем нищенским, рабским положением, в котором он находился, и является тем центральным конфликтом, который лежит в основе «Записок охотника».
В стремлении раскрыть этот общественный конфликт, показать в русском народе «зародыш будущих великих дел» и вместе с тем разоблачить правящее дворянство, как силу, тормозящую народное развитие, Тургенев продолжал дело, начатое Пушкиным и Гоголем. Новое слово, сказанное в этом смысле Тургеневым и имеющее своим источником подъем освободительного движения в конце 40-х годов, состояло в том, что Тургенев имел возможность полнее выяснить положительные качества русского крестьянина и конкретнее показать сущность крепостнических отношений. Если, читая произведения «Дубровский» или «Мертвые души», читатель мог только догадываться о том, как должны были жить крепостные, принадлежавшие Троекурову, Верейскому, Собакевичу или Манилову, то в «Записках охотника», если брать этот сборник как художественное целое, — помещики и крестьяне были поставлены лицом к лицу, были показаны в их каждодневном быту, вследствие чего крепостнический гнет, его гибельное и развращающее воздействие на народ предстали перед читателем с исчерпывающей наглядностью.
Антикрепостническая направленность «Записок охотника» проявляется прежде всего в тех рассказах, в которых непосредственно сопоставлены помещики и крестьяне. Таких рассказов немало, и в них основной общественный конфликт эпохи показан с особой силой. Это — «Хорь и Калиныч» (крестьяне и Полутыкин), «Ермолай и мельничиха» (Арина и Зверков), «Малиновая вода» (Степушка и шумихинский барин, Влас и молодой граф), «Льгов» (Сучок и его господа), «Бурмистр» (крестьяне и Пеночкин), «Контора» (Павел и госпожа Лоснякова с ее главным конторщиком), «Два помещика» (буфетчик Вася и Стегунов), «Петр Петрович Каратаев» (Матрена и ее барыня).
Другие рассказы построены иначе: центральное место занимают или крестьяне («Касьян с Красивой Мечи», «Бежин луг», «Бирюк», «Свидание», «Живые мощи»), или простые люди из народа («Певцы»), образы же помещиков даны или на периферии, или совсем отсутствуют; тем не менее читателю совершенно ясна крепостническая обстановка, в которой развертывается действие, и эта крепостническая обстановка и придает развитию действия характер того или иного драматического конфликта. В самом деле, читателю необходимо представить себе условия крепостного права, чтобы в полной мере понять жажду справедливости, поиски правды у Касьяна, темноту и суеверия мальчиков «Бежина луга», ложное положение Бирюка, трагическую судьбу Акулины в рассказе «Свидание» и Лукерьи в рассказе «Живые мощи», гибель талантливых людей из народа в «Певцах».
Не следует думать, что антикрепостническая направленность «Записок охотника» проявляется только в тех рассказах, где идет речь о крестьянах и дворовых, где показана их талантливость или губительное влияние на них помещиков-крепостников.
В «Записках охотника» есть целый ряд рассказов, которые на первый взгляд стоят в стороне от общей идейной направленности сборника, в которых нет крестьян, а фигурируют лишь помещики, причем автор ставит вопросы психологические, касающиеся личной, интимной жизни героев. Таковы, например, рассказы «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин».
Но при более внимательном анализе и эти рассказы не выпадают из общего антикрепостнического плана «Записок охотника»: вопросы, в них поставленные, также находят свое коренное объяснение в условиях помещичьего быта той эпохи.
Только дворянско-крепостническая среда могла порождать таких людей, как выходец из разорившейся дворянской семьи Чертопханов, в котором самым причудливым образом сочетались душевное благородство, доброта и великодушие с дворянским гонором, заносчивостью и сумасбродством, или таких, как Василий Васильевич («Гамлет Щигровского уезда»), также разорившийся мелкопоместный дворянин, человек высокой культуры, оказавшийся совершенно неприспособленным к жизни, лишним в кругу богатых помещиков и сановников, которых он презирал, но от которых не мог оторваться в силу своего происхождения, воспитания и слабохарактерности.
Необходимо перенестись в обстановку жизни стародворянского крепостнического общества, с его предрассудками, лицемерием в области морали, чтобы понять семейную драму Радилова, решившегося после смерти жены вступить в брак с ее сестрой и тем нарушившего традиционные приличия.
И даже «поздняя любовь» умирающей девушки (в рассказе «Уездный лекарь») показана Тургеневым в рамках крепостнического быта. Семья, к которой принадлежала героиня рассказа, и на этот раз была семья разорившихся помещиков (первоначальное название рассказа «Уездный лекарь» — «Бедное семейство»): «отец был. ученый, сочинитель, умер в бедности», «жили в маленьком домике, крытом соломой», «с соседями мало водились оттого, что мелкие им не подстать приходились, а с богатыми гордость запрещала знаться». Этим социальным одиночеством разоренной дворянской семьи в значительной степени можно объяснить то, что когда у героини в последние, предсмертные часы проснулась страстная жажда жизни и любви, выбор ее пал на социально чуждого ей человека, на разночинца, уездного лекаря.
Так, за какую бы тему ни брался Тургенев в «Записках охотника», всюду последним, наиболее глубоким источником житейсих коллизий и тяжелых человеческих переживаний героев были условия современной общественной жизни, противоречия, создаваемые дворянско-крепостническим строем.
Все это придавало «Запискам охотника» яркую и выдержанную идейную направленность, делало рассказы Тургенева подлинным орудием общественно-политической борьбы, а вместе с тем скрепляло все рассказы при всей их разнородной тематике в единое художественное целое.
2.
Наряду с общностью идейно-тематического содержания, следующая особенность «Записок охотника», содействующая их идейно-художественной стройности, — образ рассказчика (охотника), от лица которого неизменно идет повествование во всех рассказах.
Рассказчик в «Записках охотника» — не посторонний наблюдатель событий, происходящих на его глазах: обычно он живой участник этих событий, не скрывающий своего отношения (положительного или отрицательного) к тем или иным героям. А вместе с тем он — посредник между действующими лицами и читателем, он постоянно имеет в виду этого читателя, то и дело вступает с ним в беседу и как бы вовлекает его в изображаемые в рассказах события.
Рассказчик по-разному участвует в ходе повествования. То он по преимуществу слушает, а иногда, как в «Конторе» или в «Свидании», подслушивает разговоры действующих лиц и лишь частично принимает участие в беседе, то специально расспрашивает действующих лиц и для поддержания беседы сам сообщает им те или иные сведения (например, в рассказах «Хорь и Калиныч» или «Касьян с Красивой Мечи»), а в некоторых рассказах принимает самое активное участие в развитии действия. Так, в рассказе «Бирюк» он просит отпустить мужика, уличенного в порубке леса, предлагает уплатить штраф за срубленное дерево, а в решительный момент бросается к мужику на помощь. Однако, как ни различно проявляется роль рассказчика в ходе событий, он никогда не остается безучастным к жизни и поведению своих героев.
В чем значение этого художественного приема?
Вводя образ рассказчика и тем самым связывая между собой отдельные эпизоды, отдельные рассказы, Тургенев усиливает реалистичность, правдоподобие повествования, вызывает у читателя иллюзию предельного соответствия художественного вымысла реальной действительности.
Вот, например, рассказ «Татьяна Борисовна и ее племянник». Вначале описывается весенний пейзаж, барская усадьба и владелица усадьбы Татьяна Борисовна. Автор мог бы, конечно, дать эти описания и характеристику непосредственно от себя, но он предпочитает передать эту роль рассказчику. «Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. Погода прекрасная, кротко синеет майское небо. » и т. д.
Такой художественный прием рассчитан на то, чтобы вызвать активность творческого воображения читателя. Читатель как бы вовлекается в переживания рассказчика и яснее видит и «гладкие молодые листья ракит», которые ранней весной «блестят словно вымытые», и «зеленую рожь», которая «тихо зыблется» «по длинным скатам пологих холмов», и т. д.
Тот же динамизм описания проявляется и дальше. Рассказчик, обращаясь к читателю, приглашает его принять участие в поездке: «Мы въезжаем в березовую рощу: крепкий, свежий запах приятно стесняет дыханье. Вот околица. с скрипом отворяется воротище. Трогай! перед нами деревня. »
И дальше, когда рассказчик вместе с читателем оказывается наконец «перед крылечком темного домика с светлыми окнами», рассказчик говорит:
«Мы у Татьяны Борисовны. Да вот и она сама отворяет форточку и кивает нам головой. Здравствуйте, матушка!»
Прием живой беседы с читателем с целью стимулирования его внимания и воображения и создания иллюзии самой подлинной действительности применяется и в других рассказах.
Как начинается рассказ «Ермолай и мельничиха»?
«Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тягу». Но, может быть, не все мои читатели знают, что такое тяга. Слушайте же, господа.
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу. » и т. д.
Эти обращения к читателю в рассказе «Ермолай и мельничиха» неоднократно повторяются в ходе дальнейшего повествования.
«Итак, мы с Ермолаем отправились на тягу; но извините, господа: я должен вас сперва познакомить с Ермолаем. Вообразите себе человека лет сорока пяти. »
Тот же прием применяется в рассказе «Однодворец Овсяников»: «Представьте себе, любезные читатели, человека полного, высокого. » Или в рассказе «Два помещика»: «Я уже имел честь представить вам, благосклонные читатели, некоторых моих господ соседей; позвольте же мне теперь кстати (для нашего брата, писателя, все кстати) познакомить вас еще с двумя помещиками. »
Непринужденная беседа с читателем не только способствует живости его воображения, но одновременно действует и на его чувства, вызывает эмоциональное отношение к людям и природе и придает рассказу Тургенева лирический характер, теплую задушевность.
С особенной отчетливостью лиризм «Записок охотника» выступает в описаниях природы. Известно, что Тургенев был непревзойденным мастером пейзажа: мало кто из русских писателей любил родную природу такой глубокой и нежной любовью и проявлял по отношению к ней такую проникновенную наблюдательность. Понятны поэтому, например, в рассказе «Лес и степь», то обилие и та яркость эмоциональных слов и выражений, какими пользуется рассказчик, желающий передать читателю свое восторженное отношение к природе.
«Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе. но, положим, вы не родились охотником: вы все-таки любите природу и свободу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату. Слушайте!
— Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. »
И во всем дальнейшем описании, наряду с подбором слов, рассчитанных на работу воображения читателя («Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега. Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину. »), рассказчик то и дело вставляет эмоциональные эпитеты, сравнения, метафоры, восклицательные предложения и т. п. «Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед. Вы взобрались на гору. Какой вид. Как вольно дышит грудь, как быстро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!
А летнее, июльское утро. » и т. д.
Весь рассказ «Лес и степь» выдержан в этом тоне задушевной беседы с читателем и заканчивается он (а надо сказать, что это последний, заключительный рассказ «Записок охотника») таким же теплым, дружеским прощальным словом: «Однако — пора кончать. Кстати — заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль. Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия».
3.
И, наконец, есть еще одна особенность «Записок охотника», содействующая тому, что у читателя создается о рассказах впечатление цельности и завершенности,— это единство жанра.
У исследователей творчества Тургенева, как дореволюционных, так и советских, нет по вопросу о жанре «Записок охотника» какой-либо одной точки зрения. Одни (и таких большинство) называют произведения, вошедшие в «Записки охотника», безоговорочно рассказами, другие, как, например, редакторы издания сочинений Тургенева в «Библиотеке «Огонька», говорят так же безоговорочно об этих произведениях, как об очерках.
Вопрос о жанровом характере «Записок охотника» имеет значение не только терминологическое: выясняя его, мы тем самым определяем художественные особенности творчества Тургенева в конце 40-х — начале 50-х годов, существенные для понимания его мастерства. Выяснять же этот вопрос следует в историко-литературном плане, в свете тех задач, какие стояли перед русской литературой той эпохи.
В художественной практике «натуральной школы» 40-х годов XIX в. очерк сыграл полезную роль, так как в противовес романтизму А. Марлинского и «ложно-величавой школе» Булгарина и Кукольника он звал к тщательному изучению и критической оценке реальной действительности, но он был переходной формой реалистического творчества и скоро сменился другими жанрами, дававшими больший простор художественному вымыслу и типическим обобщениям и в большей степени отвечавшими задачам реалистического искусства. Белинский в средине 40-х годов уделил значительное внимание очеркам Даля, Григоровича, Буткова и отзывался о них с большой похвалой.
У Григоровича он отмечал «замечательный талант для тех очерков общественного быта, которые теперь получили в литературе название «физиологических», а об очерке Даля (Луганского) «Русский мужик» писал, что этот очерк исполнен «глубокого значения», «отличается необыкновенным мастерством изложения», «принадлежит к лучшим физиологическим очеркам этого писателя, которого необыкновенный талант не имеет себе соперников в этом роде литературы».
В. Г. Белинский приветствовал «физиологические очерки», так как, сравнивая их с повестями модных в то время писателей, видел в очерках законную, здоровую реакцию против изображения, как он говорил, «ложных характеров, исполненных не силы страстей, а кривляний поддельного байронизма», против «изысканных фраз» и «высокопарных монологов».
Но тот же Белинский отнюдь не переоценивал идейно-художественной ценности очерков: рассказы, повести, романы в его глазах имели значительно большее общественное значение.
Так же относился к этому вопросу и Тургенев. В статье «Повести, сказки и рассказы казака Луганского» (СПБ, 1846) он сопоставлял различные жанры произведений, помещенных в сборнике Даля, в частности повести и очерки, и пришел к следующему выводу: «Далю не всегда удаются его большие повести; связать и распутать узел, представить игру страстей, развить последовательно целый характер — не его дело, по крайней мере, тут он не из первых мастеров; но где рассказ не переходит за черту «физиологии», где автор пишет с натуры, ставит перед вами или брюхача-купца, или русского мужичка на завалинке, дворника, денщика, помещика-угостителя, чиновника средней руки — вы не можете не прийти в упоение. »
Из этого отзыва видно, что Тургенев отдает должное бытовому очерку, высоко ценит снимки с натуры, но и он видит ограниченность этой литературной формы и предпочел бы очерку другой жанр, дающий большую возможность «представить игру страстей, развить последовательно целый характер».
С такими взглядами на очерк подошел Тургенев и к созданию «Записок охотника».
Из всех рассказов, вошедших в сборник, больше всего приближаются к очеркам «Хорь и Калиныч» и «Лебедянь», но и к этим произведениям название «очерк» может подойти с большими оговорками. Что же касается большинства других произведений, то и по стремлению автора к художественным обобщениям, и по значительному участию в них творческого вымысла, и по языку их следует назвать скорее рассказами, чем очерками, хотя некоторый характер очеркизма в них сохранился.
Так же по существу смотрел на жанр «Записок охотника» и Белинский. Хотя Белинский и говорил, что у автора «рассказов охотника» «нет таланта чистого творчества», что он «может изображать действительность, виденную и изученную им», но к этому Белинский добавлял очень существенную оговорку: рассказы Тургенева, говорил Белинский, «не простое списывание с действительности», Тургенев «перерабатывает взятое им готовое содержание по своему идеалу, и от этого у него выходит картина, более живая, говорящая и полная мысли, нежели действительный случай, подавший ему повод написать эту картину» («Взгляд на русскую литературу 1847 года»). Все это дает нам право называть произведения, вошедшие в «Записки охотника», не очерками, а рассказами (хотя и близкими к очерку). Но для нас в целях уяснения художественного мастерства Тургенева в «Записках охотника» существеннее указать другое. Как бы ни именовать рассказы Тургенева, важно то, что это рассказы совершенно особого рода и что это своеобразие, присущее всему сборнику в целом, выдержанное автором с начала до конца, придает всем рассказам Тургенева специфическое, характерное лицо, то особенное, что присуще «Запискам охотника» Тургенева. Это — широкая типизация, соединенная с относительной слабостью развития действия, с преобладанием описаний (пейзажа, портрета), характеристики, диалога, это стремление придать рассказу единство путем композиционно правильной расстановки персонажей, это — эмоциональный тон рассказчика, умелое соединение эпического с лирическим, это изумительное мастерство языка.
Повторяемость этих приемов, выдержанность жанрового своеобразия, наряду с другими особенностями рассказов, указанными выше (общность содержания, идейной направленности, наличие рассказчика), придает «Запискам охотника» характер целостного художественного организма.
Выясняя своеобразие жанра в «Записках охотника», целесообразно поставить вопрос о соотношении сюжета и других компонентов в этих рассказах и сравнить их в этом смысле с другими произведениями Тургенева. В романах, повестях и драматических произведениях Тургенева основная, организующая роль принадлежит сюжету, т. е. такой системе событий, в которой, по выражению М. Горького, проявляются «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и организации того или иного характера, типа» 1* .
После экспозиции (обычно краткой), знакомящей читателя с местом, временем действия и с бытовым, общественным «окружением», появляются на сцене главные герои, и начинает развертываться цепь событий, завязывается тот или иной конфликт или несколько конфликтов, герои вступают между собой в разнообразные дружеские, враждебные и тому подобные связи, противоречия между ними нарастают и достигают кульминации, после чего вскоре наступает развязка, и вот во всех этих столкновениях человеческих стремлений, поступков, взглядов, высказываний и выясняются характеры с их типическими и индивидуально-конкретными чертами и идейный смысл произведения.
Такую цепь, систему событий представляет собой, например, повесть Тургенева «Затишье». Молодой дворянин Владимир Сергеевич Астахов, приехавший из главного имения в свою деревню для ревизии хозяйства, знакомится с помещиком Ипатовым, владельцем «Затишья». В «Затишье» Астахов попадает в общество приятелей Ипатова и молодежи: свояченицы Ипатова, Марьи Павловны, и соседей-помещиков—Веретьева и его сестры. Выясняется, что Веретьев и Марья Павловна любят друг друга, описывается сцена их свидания, имевшая пагубное влияние на их дальнейшую судьбу. Вскоре происходит бал у некоего помещика Акилина. Во время танцев возникает ссора между Астаховым и чиновником губернатора Стельчинским, считающим себя женихом Веретьевой. Стельчинский вызывает Астахова на дуэль, но благодаря вмешательству Веретьева дуэль не состоялась. Астахов поспешно уезжает домой, в главное имение. Через три с лишком месяца Астахов вновь появляется в «Затишье». Он узнает, что Веретьев покинул Марью Павловну, уехав куда-то с цыганским табором, а Веретьева вышла замуж за Стельчинского и живет с ним в Петербурге. Появление Астахова в «Затишье» напомнило Марье Павловне об ушедшем счастье. Ночью она бросается в пруд и гибнет. Проходит несколько лет. Астахов в Петербурге встречается с Веретьевым: Астахов женился, разбогател и преуспевает, а Веретьев прожил состояние, стал трактирным завсегдатаем, постарел и опустился.
Таков событийный сюжет повести, раскрывающий характеры главных и второстепенных героев. Попутно Тургенев описывает обстановку (дом Ипатова в «Затишье», флигель в деревне Астахова, именье Акилина), пейзаж (описание пруда, летнего утра в березовой роще), рисует портреты героев и т. п., но все это органически входит в повествовательную, событийную основу повести как дополнительные детали.
В таком же плане строится и любой роман Тургенева. Сюжет, как система событий, играет в них главную роль. Иное дело — рассказы в «Записках охотника».
В них также есть сюжет, но он очень несложен, имеет внешний характер и часто сводится к тому, что автор-рассказчик появляется (в качестве охотника) в том или ином месте, наблюдает людей, быт, природу, рассказывает о своих встречах, передает разговоры и через некоторое время уезжает. Так построены рассказы «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Два помещика», «Лебедянь», «Живые мощи» и др.
Сюжет в этих рассказах — не система событий, а внешняя рамка для передачи наблюдений, впечатлений рассказчика, всегда очень содержательных, интересных и взаимно связанных. Пример — «Хорь и Калиныч» — основной рассказ «Записок охотника», неизменно открывающий сборник во всех изданиях.
«В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с. помещиком Полутыкиным. В первый же день моего знакомства с г. Полутыкиным он пригласил меня. к себе».
«На другой день я покинул гостеприимный кров г. Полутыкина».
Это — начало и конец сюжетной схемы рассказа «Хорь и Калиныч», рамка, в которую включен ряд картин и сцен: усадьба и изба Хоря, Полутыкин о Хоре, Калиныч, его портрет и характеристика, Хорь, его портрет, семья Хоря, беседа его с рассказчиком, Хорь и Калиныч (их сопоставление), быт деревни в освещении Хоря, дружба Хоря и Калиныча.
Все эти части рассказа между собой тесно связаны, но связаны по преимуществу логически: каждая часть в той или иной степени, прямо или косвенно раскрывает идейный смысл рассказа, его народно-патриотическую и антикрепостническую тенденцию. Этой цели служит и экспозиция рассказа, рассуждение о тяжести и вреде барщины и сравнительной выгоде для крестьян оброчной системы.
Логическая связь частей составляет основу композиции в очень многих рассказах «Записок охотника». Логически, а не событийно связаны, например, три основные части рассказа «Малиновая вода»: история Степушки, воспоминания Тумана и судьба Власа; логически связаны в рассказе «Бурмистр» сцены в доме Пеночкина и сцены в деревне, управляемой Софроном, главные и второстепенные действующие лица этого рассказа, их портреты и характеристики; логически связаны в рассказе «Бежин луг» пейзажи, беседа детей у костра и переживания рассказчика.
Среди рассказов «Записок охотника» есть и такие, в которых значительную роль играет сюжет событийный, но он в редких случаях («Уездный лекарь», «Свидание») является основным средством раскрытия характеров, чаще этот событийный сюжет — только один из компонентов в ряду других компонентов, связанных в логическом плане. Так, например, следует рассматривать композицию рассказа «Льгов». Читатель, привыкший видеть основу рассказа в постепенном развертывании событий, может прийти к выводу, что главная часть «Льгова» — комическое событие, приключение с охотниками на пруду, — событие, развивающееся по принципу нарастания действия: в нем есть завязка (решение воспользоваться лодкой Сучка), развитие действия (охота на уток), кульминация (авария с лодкой) и развязка (благополучное возвращение охотников на берег). Все же, что в рассказе предшествует этому событию (описание Льгова, характеристика охотника Владимира, беседа рассказчика с дворовым Сучком), является экспозицией, подготавливающей читателя к пониманию главной части рассказа.
Такой взгляд на композицию рассказа «Льгов» явно ошибочен, так как он противоречит общим идейным установкам Тургенева в рассказах конца 40-х годов («Льгов» впервые был напечатан в 1847 г.), противоречит и жанровым особенностям рассказов этого типа. Если исходить из антикрепостнической направленности «Записок охотника», то центральной частью рассказа следует считать разговор рассказчика с Сучком, рисующий типичную картину крепостнического быта и влияния его на характер дворовых. Именно здесь, в этом разговоре, а частью и в характеристике Владимира по преимуществу раскрывается идейное содержание рассказа. Что же касается комического приключения с охотниками на пруду, то это лишь окончательный (хотя и очень яркий, существенный) штрих, дорисовывающий характеры Сучка, Владимира и Ермолая.
В заключение необходимо добавить, что хотя в жанре рассказов «Записок охотника» и есть общие черты, в композиции рассказов совершенно нет шаблона, трафаретности. Еще в 1849 г. Анненков, под свежим впечатлением только что прочитанных рассказов Тургенева, писал: «Любопытно наблюдать, как меняет он для каждого нового представления краски и самый способ изложения, как верно рассчитаны для них свет и воздух и в каких нежных оттенках и умно рассеянных подробностях выражаются у него люди и события».
И действительно, перечитывая рассказы Тургенева, поражаешься мастерством великого писателя: не только темы и образы, но и жанровые признаки у него всегда варьируются, вступают в различные сочетания в зависимости от идейного замысла, определяющего содержание того или другого рассказа.
Примечания
1* ( «М. Горький о литературе», изд. «Советский писатель», М., 1937, стр. 315.)