Ресурсный центр Музыка
С.Прокофьев Симфоническая сказка для детей Петя и волк
Знакомство с инструментами симфонического оркестра
«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в ее Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом и оркестром. Литературный текст написан самим композитором.
Сюжет
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку.
На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз.
В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать.
Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупрежденная Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остается ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк.
Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает.
Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю.
Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.
Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком.
Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.
Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.
Музыка
Состав оркестра:
Флейтa; Гобой; Кларнет (in A); Фагот; Три валторны; Труба; Тромбон; Литавры; Треугольник; Бубен; Кастаньеты; Большой и Малый барабаны; Тарелки; Первые и вторые скрипки; Альты; Виолончели; Контрабасы.
Каждый персонаж представлен определенным инструментом и отдельным мотивом:
Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в g-moll;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
По материалам из Википедии
С.Прокофьев Симфоническая сказка Петя и Волк — мультфильм
Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»
Татьяна Мартынова
Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»
(1 слайд) Вашему вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей «Петя и волк».
Замечательный русский композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку, в которой он знакомит детей с инструментами симфонического оркестра. Каждый музыкальный инструмент в сказке характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов, которые похожи на голоса его героев. В сказке музыка передает не только тембр голоса, но и изображает движение, манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш, но характеры этих маршей разные.
Показывать это интерактивное пособие рекомендуется после знакомства с сюжетом и музыкой симфонической сказки, для закрепления полученной информации.
(2 слайд) Вы видите мальчика-это пионер Петя. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. С этой мелодии начинается сказка. Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты.
Тема Пети веселая, его походка подпрыгивающая, легкая, быстрая.
(3 слайд) Птичка – хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.
(4 слайд) Утка – ее мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает эту походку неторопливо, важно, мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит всегда, когда о ней упоминается в сказке. Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный размер подчеркивает неуклюжесть, изображает припадание в походке утки то на одну, то на другую ногу.
(5 слайд) Кошка, мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно крадется на своих бархатных лапках и всегда на — чеку. Остановки в мелодии (шагнет-осмотрится) подчеркивает ее осторожный характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.
(6 слайд) Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная, передает его тяжелую поступь, голос у дедушки низкий.Мелодию его играет фагот: самый низкий деревянный духовой инструмент. Тема дедушки — это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.
(7 слайд) Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная, но волк дал поймать себя, да как — за хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке не таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волкатоже немного похожа на марш: она передает его грозные шаги.
(8 слайд) У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка.
(9 слайд) А теперь прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички, характер мелодии меняется в связи с сюжетом сказки, но он всегда узнаваем.
(10 слайд) Охотники изображаются в сказке глуповатыми (они шли по следам волка и палили почем зря из ружей, их изображают ударные инструменты – литавры, барабаны. Охотники тоже появляются в сказке под марш, но марш этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.
(11 слайд) Заканчивается сказка торжественным шествием всех героев.
(12 слайд) Волк в зоопарке не такой страшный, а скорее неудачливый и смешной.
(13 слайд) Таким образом, в игровой форме с помощью музыкальной сказки можно познакомить детей с инструментами симфонического оркестра.
Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»
Разделы: Музыка
Тип урока: Изучение нового материала.
Задачи урока:
- Обучающие: научить различать музыкальные инструменты зрительно и на слух.
- Развивающие: развивать музыкальный слух и память учащихся.
- Воспитательные: воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель: С музыкой какого композитора мы познакомились на прошлом уроке?
Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.
На экране — портрет С.С.Прокофьева.
У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?
Д: «Вальс» из балета «Золушка», песня «Болтунья». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.
Проверка домашних заданий. Рисунки к балету «Золушка» (оформляется выставка на доске).
3. Содержание и организация учебного занятия
У: Найдите на слайде название нового произведения С.С.Прокофьева.
Слайд 3 (На экране — название сказки)
У: Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять симфоническую музыку. Даже взрослым людям симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».
У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.
Чему будем учиться на уроке?
Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по голосу, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.
У: Петя — главный герой сказки. Это мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.
Полина Б.: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (Исполняет мелодию).
Данил М.: «Мне кажется Петя — озорной мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю таким:» (Поет мелодию).
Никита Б.: «Я сочинил бы для него серьезную мелодию» (Исполняет мелодию).
У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
Дети: Петя веселый, радостный, мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть танцует.
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).
У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).
У: Вы показали скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране — Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети исполняют свои мелодии.
У: Какой инструмент вы подобрали бы для дедушки, если бы были композиторами? (Ответы детей)
У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю.
У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «:Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки — фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Д: Сердитый, ворчливый, низкий
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На экране — Кошка, Утка, Птичка.
У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Д: Это — птичка. Мелодия звучала быстро, весело. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крыльями.
У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на инструменте).
У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)
У: Инструмент, исполняющий тему птички — флейта. Как играют на флейте?
У: Флейта — деревянный духовой инструмент.
У: Какое настроение у Птички?
Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
На экране — Петя, Кошка, Дедушка, Волк.
У: Кому из героев сказки принадлежит эта музыка? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется.
У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой «голос» у кларнета?
Д: Низкий, мягкий, спокойный.
У: Кларнет — деревянный духовой инструмент. Послушайте музыку и посмотрите, как играют на кларнете.
На экране — Кошка, Охотники, Волк, Уточка.
У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.
У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой «голос» у гобоя?
Д: Спокойный, тихий, крякающий.
У: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. Посмотрите и послушайте тему Утки
(гиперссылка — Игра «Узнай инструмент»)
У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.
5. Закрепление. (Объяснение порядка практической работы).
У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Пришло время проверить себя. Выполните тест «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк» (Работа в парах за компьютерами).
На экране появляются все герои сказки.
У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
На экране остаются Волк, Охотники.
У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.
У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились на уроке?
7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).
Подпишите свои приглашения и выполните задание.