- Самостоятельное ТО безынерционной рыболовной катушки
- Когда проводить ТО
- Для чего проводится обслуживание
- Обслуживание и смазка безынерционных катушек
- Подготовка к обслуживанию
- Инструменты для обслуживания
- Разборка
- Очистка и промывка деталей
- Смазка механизмов и сборка катушки
- Факторы, влияющие на износ
- Как обслужить катушку для рыбалки своими руками?
- Смазка для катушки спиннинга. Основные функции.
- Разновидности смазок для рыболовных катушек
- Если вы решили обслужить катушку самостоятельно. Несколько советов.
- Техническое обслуживание рыболовных катушек. Мелкий ремонт катушек и других снастей. (Просматривает: 1)
- Айкинс
Самостоятельное ТО безынерционной рыболовной катушки
Рыболовная катушка это сложное устройство, которое состоит из большого количества взаимодействующих запчастей. Поэтому снасть нуждается в периодическом обслуживании, будь то шимано, купленная за дорогую цену, или дешевый китай. Далее будет описано, как правильно производится обслуживание спиннинговых катушек в домашних условиях.
Техобслуживание рыболовной катушки
Когда проводить ТО
Условия эксплуатации, длительность рыболовного сезона, место, где хранится снасть, все это влияет на частоту проведения обслуживания. Поэтому назвать точную периодичность нельзя. Однако если снасть стала странно работать, в нее попала грязь или вода, обслужить нужно немедленно. В остальных случаях ТО проводится перед началом сезона, либо раз в 3-4 месяца
Для чего проводится обслуживание
Как уже и было сказано, в рыболовной катушке много трущихся друг о друга запчастей. Со временем внутрь попадает грязь, смазка выбивается, и механизм начинает быстро приходить в негодность. Обслуживание проводится, чтобы продлить срок службы и быть уверенным в надежности.
Обслуживание и смазка безынерционных катушек
ТО катушки — процесс не сложный, но требующий внимания и усидчивости. Первое обслуживание может занять до 3 часов. Главное в этом деле не спешить, иначе это может плохо обернуться на рыбалке, и механизм подведет в важный момент.
Подготовка к обслуживанию
Перед тем, как приступать к работе, нужно как следует подготовиться. Прежде, это касается подготовки рабочего места. Со стола нужно убрать лишнее, освободив место. Так как при проведении техобслуживания используется смазка, то чтобы не испачкать стол, на рабочую поверхность кладется тряпка или листы бумаги.
Также желательно поставить настольную лампу для освещения. Ну и, конечно, быть готовым к тому, что этот процесс займет больше времени и сил, чем ожидалось.
Инструменты для обслуживания
Для техобслуживания используется совсем немного приспособлений. Основными инструментами являются:
- Отвертка с несколькими насадками. Просто взять одну плоскую отвертку и одну крестовую нельзя, потому, что для каждого болта насадка должна как можно точнее подходить по размерам. Крепления сделаны из мягких материалов, поэтому неправильный инструмент может «слизать» головку.
- гаечные ключи. Чаще требуются на 8, 10 или 12. Желательно использовать ключи накидного типа, чтобы уменьшить шансы повредить гайку;
- пинцет для тонкой работы с мелкими деталями;
- игла. Она понадобится, чтобы вскрывать и чистить некоторые подшипники;
- кисточки с твердой упругой щетиной. Нужны для очистки механизма от грязи и старого масла.
В процессе также понадобится тряпочка, ватные палочки, емкость, в которой будет проводиться чистка подшипников и деревянная палочка. Из расходных материалов нужны будут:
- Жидкость для чистки. Лучше всего подойдет бензин «Калоша», бензин для зажигалок или изопропиловый спирт. Также для чистки можно взять специальный баллон для обслуживания тормозных систем автомобиля. Благодаря высокому давлению, грязь легче выбивается из труднодоступных мест. Такие составы, как уайт спирит или WD-40 использовать не рекомендуется, так как они оставляют после себя следы или масляную пленку.
- Несколько видов смазки разной густоты. В идеале — три, но и двумя. Самая густая смазка используется для зубьев шестерней. Для основной оси катушки нужна смазка средней густоты, а для обгонной муфты и подшипников нужно жидкое масло. Желательно покупать только специальные составы для обслуживания рыболовных катушек.
Готовый набор для ТО рыболовной катушки
Разборка
После того, как все необходимое подготовлено, можно приступать к обслуживанию. Начинается все с разборки:
- Снимается шпуля и рукоятка
- С оси шпули снимается стопорное кольцо и шестерня
- Гаечным ключом откручивается гайка для зажима
- С ротора снимается дужка и ее механизм, после этого снимается сам ротор
- Разборку корпуса нужно начинать со снятия «флажка» для отключения обратного хода.
- Снимаются декоративные накладки
- Сам корпус делится на две половины при снятии крышки, держите катушку левой стороной вверх, чтобы из нее не вывалились внутренности.
При разборке можно выкладывать крепления на столе в том порядке, в котором снасть и разбиралась, чтобы не запутаться. После этих действии открывается доступ к основному механизму.
Очистка и промывка деталей
Все трущиеся детали достаются из корпуса. Шестерни достаточно очистить с помощью жесткой кисти и бензина. Для очистки подшипников сначала снимаются пыльники, после этого их можно опускать в емкость и наливать в нее жидкость для очистки. Если есть ультразвуковая ванна, то подшипники можно очистить в ней. После этого детали насухо вытираются тряпкой.
Смазка механизмов и сборка катушки
Перед тем, как поставить детали на место, их необходимо смазать. Со смазкой лучше не переборщить, все равно большее количество слетит с шестерней при работе, останется лишь тонкий рабочий слой. Смазанные детали устанавливаются на место, и катушка собирается в обратном разборке порядке.
Не все рыболовы любят делать эту работу
Факторы, влияющие на износ
Иногда возникают ситуации, когда нужно провести внеплановое обслуживание. Например, попадание воды внутрь механизма. Вроде ничего страшного, но, когда вода попадает внутрь, образуется эмульсия, которая может убить механизм за короткий промежуток времени.
Если в катушку попала вода, нужно сразу прекратить ей пользоваться. Также не стоит класть на песок или грязь. Если инородные тела попадут внутрь снасти, это значительно сократит срок службы механизма.
Но самым главным фактором, ускоряющим износ, являются экстремальные нагрузки. Помните, что не стоит пользоваться ей как лебедкой. При вываживании рыбы нужно, чтобы основная нагрузка ложилась на спиннинг. Если использовать снасть в нещадных условиях, в скором времени может потребоваться ремонт, произвести который самостоятельно уже не выйдет.
Как обслужить катушку для рыбалки своими руками?
Скрипящие, шелестящие катушки, обладающие тугим, неравномерным ходом – такое явление встречается на рыбалке достаточно часто. В большинстве своем рыболовы не уделяют достаточное внимание своим катушкам, и вскрывают корпус только тогда, когда та безвозвратно испорчена. А ведь катушка – это единственный механический элемент снасти, испытывающий колоссальные нагрузки во время вываживания рыбы! Именно по этой причине техническое обслуживание и смазка важны для спиннинговых катушек ничуть не меньше, чем регулярная замена масла в двигателе автомобиля!
Смазка для катушки спиннинга. Основные функции.
Многие рыболовы, столкнувшиеся с необходимостью смазки своей рыболовной катушки, крайне безответственно подходят к выбору материала для смазывания. Автомобильное и трансмиссионное масло, солидол, литол – чего только не закладываю рыболовы в механизм спиннинговой катушки! Подход этот в корне неверен, поскольку правильная смазка для рыболовных катушек должна отвечать следующим требованиям:
· Снижение трения между механическими элементами;
· Защита от коррозии и окисления;
· Предотвращение попадания воды ко трущимся поверхностям;
· Минимальная степень гигроскопичности (смазка не должна впитывать воду).
Разумеется, что обеспечить весь комплекс защитных мероприятий могут только специальные смазки, предназначенные для рыболовных катушек. И если раньше они были достаточно большим дефицитом, то сейчас купить смазку для катушки спиннинга не составляет никаких проблем.
Разновидности смазок для рыболовных катушек
Все смазки для рыболовных катушек можно разделить на две группы, каждая из которых несет определенные цели и обладает своим функционалом:
· Жидкие смазки для катушек. Выпускаются они,как правило, в виде спрея и служат для обработки подшипников, втулок и иных вращающихся элементов.
· Густые смазки. Предназначены для смазывания главной пары шестерен и прочих крупных узлов, испытывающих максимальные нагрузки во время работы снасти.
· Смазки в виде спреев. Яркий представитель — смазка для катушек Shimano «Reel grease spray» обладает жидкой консистенцией и поставляется в аэрозольном баллоне. Она гарантирует максимальную защиту всех узлов катушки после обработки и подходит для смазывания как подшипников, так и элементов главной пары шестерен.
На сегодняшний день на рынке существует огромное количество смазочных материалов, предназначенных для рыболовных катушек, начиная безымянными производителями и заканчивая такими «монстрами» рыболовной индустрии, как Shimano и Daiwa. Естественно, к применению рекомендуются смазки известных брендов, многократно проверенные в ходе полевых испытаний и большого количества рыбалок. Многие рыболовы для обслуживания своих катушек практикуют подход выбора одноименной смазки : если используются катушки Daiwa, то применяется смазка для катушек Daiwa. Подход этот не лишен здравого смысла и гарантирует 100% работоспособность механизма после обработки.
Если вы решили обслужить катушку самостоятельно. Несколько советов.
· Разбирайте катушку в строгой последовательности, укладывайте детали на видном месте в строгой последовательности. Так вы исключите вероятность «лишних деталей» после сборки катушки.
· Перед смазкой тщательно очистите элементы катушки от старой смазки. Используйте для этих целей горячую воду, а в особо запущенных случаях – специальную химию.
· Перед разборкой помечайте положение, в котором находились механические элементы катушки. Все детали прирабатываются друг к другу, и собирать их нужно также, как они были установлены до разборки.
· Большое количество смазки не только не полезно, но даже вредно для катушки. Тонкий, равномерный слой – наилучшее решение.
· Игольчатые подшипники обгонной муфты тщательно очищаются от старой смазки и смазываются минимальным количеством жидкой смазки для катушек. Стоит переборщить – и рыболов будет наблюдать периодическое отключение механизма стопора обратного хода. Многие специалисты рекомендуют вообще не смазывать игольчатый подшипник, довольствуясь его тщательной очисткой и промывкой.
Ну, и напоследок. После рыбалки максимально ослабляйте фрикционный тормоз и храните катушку в таком положении. Этим вы исключаете залегание шайб фрикциона, а, значит, работать его не нарушится.
Техническое обслуживание рыболовных катушек. Мелкий ремонт катушек и других снастей. (Просматривает: 1)
Айкинс
Много лет занимался ремонтом и обслуживанием рыболовных снастей – наверняка здесь есть немало рыболовов, которые обращались ко мне на Сухаревке / Пролетарке / Киевской. Ну эт так. Лирика.
И хотя некоторое время почти не работал по этому профилю – делал катушки только себе, друзьям и знакомым, а так же постоянным клиентам, сейчас опять появилась возможность для рыболовов качественно подготовить катушку к сезону.
Коротко, что делаю:
— Техническое обслуживание ЛЮБЫХ рыболовных катушек: передний, задний фрикцион, мультипликаторы (классика, мыльницы), карповые (с байтраннером), морские. ЛЮБОЙ фирмы (Шимано, Дайва, Риоби и т.д.)
— Полное ТО. В полное ТО входит полная разборка катушки, очистка от грязи, промывка от грязи /старой смазки, очистка /промывка подшипников (открытых) и муфты обратного хода («мгновенный тормоз»). Смазка катушки согласно карте смазки (используется смазка Шимано 4-х типов – от масла до густой для главной пары). Обязательно – регулировка зацепления главной пары (ведущая – ведомая шестерни). Все винты, требующие фиксации – обязательно сажаются на резьбовой герметик. При необходимости возможна разборка и промывка закрытых подшипников.
— Сезонное ТО. Для долговечной работы катушки – весьма желательно проводить после сезонной обкатки новой катушки. Сюда входит замена смазки в главной паре, ролике лесоукладывателя (обязательно в его подшипнике!), и по необходимости – обновление смазки в других узлах. Подшипники (кроме ролика л/у) не трогаются. Обязательная регулировка зацепления в главной паре. (Обычно после такого ТО в катушку можно не лазить 2 – 4 года, в зависимости от условий и интенсивности эксплуатации). Оно – же (сезонное ТО) имеет смысл проводить катушкам, которые использовались в течении сезона (при неинтенсивном использовании – нескольких), но без «криминала» — падений в воду/песок.
— Попутно с проведением ТО возможен (при необходимости) мелкий ремонт. (Небольшой запас запчастулек для такого ремонта имеется).
— Восстановление «утопленников» и сильно загрязненных катушек.
— По опыту – достаточно востребованная услуга (особенно для байтраннеров!) – «собери катушку» (без опыта, собрать байтраннер после разборки действительно непросто…) – тоже делаю, главное, чтобы все детальки были!
— Подготовка катушки к ловле зимой. Актуальна для рыболовов, кто ловит спиннингом в морозы (ловил, знаю, есть свои заморочки…).
— Срочное ТО катушки (иногда о необходимости привести катушку в порядок вспоминают только накануне выезда…) – по возможности (если сам не на рыбалке ).
— Для мультипликаторов – только полное ТО. (С частичным каждый рыболов легко справится самостоятельно – ничего хитрого в нем нет).
Попутно (только с катушками, отдельно он попросту нерентабелен!) возможен мелкий ремонт других снастей (спиннингов, удочек), например, перепрессовка вставок колец, кроме графитного (сейчас нет возможности, увы…).
Сразу должен предупредить – цена работы чуть выше, чем в среднем по рынку подобных услуг. За это даю годовую (наверное, все же точнее, сезонную – на сезон ловли, но пусть, для ровного счета будет годовая!) гарантию на выполненную работу!
Несколько моих статей по техобслуживанию катушек и других снастей несложно найти в сети. Наиболее полезные рекомендации подготовлю для этого сайта.
По договоренности возможна курьерская доставка, прорабатываю возможность работы с транспортными компаниями.
Территориально – Люберцы, ЮВАО.
Телефон для связи Восемь — девять два шесть – семь ноль пять — шесть два – 11. Андрей.