Фразы для гравировки на оружии
Идеи фраз для гравировки на оружии
Оружие гравировали различными надписями, символами и узорами ещё много столетий назад. Воины были уверены, что какой-либо рисунок на пистолете или ноже имеет мистический характер, поможет одолеть врага или позволит вернуться с охоты с богатой добычей.
В современном мире различные фразы для гравировки на оружии также имеют большую популярность, устанавливают двухстороннюю тесную связь между человеком и его оружием. Какую именно выбрать надпись? Мы подобрали несколько идей для гравировки ружей. Какая из них больше всего подойдёт — решать вам.
- Без надобности не вынимать, без чести на применять;
- сердце богу, жизнь родине, честь никому;
- острый, как твой ум, твёрдый, как твой характер (о ноже или кинжале);
- командуешь? Не унижай. Подчиняешься? Не унижайся;
- Нож в руках дурака — зло, в руках мудреца — добро;
- храбрость и мужество;
- друг, пусть тебе всегда улыбается фортуна!
- Настоящему индейцу что угодно нипочём;
- сила, честь, храбрость, благородство;
- победа любит сильных духом;
- ты способен ковать своё счастье;
- смысл жизни — быть свободным, как птица в мыслях и делах;
- любви, счастья, здоровья;
- искренне, от всего сердца;
- оружие — почётная ноша;
- упорство, храбрость, благородство — доблести победителей;
- сильный телом, сильный духом, мудрый и чистый в помыслах;
- бери от жизни всё, что можешь взять;
- поступай, как тебе велит твоё сердце;
- ставь цели, добивайся исполнения.
Виды гравировок охотничьего оружия
Для чего нужна гравировка охотничьего ружья? Исключительно ради любви к искусству. Благодаря мастерской гравировке даже серийное оружие приобретает индивидуальность. Отдельные экземпляры облагороженных ружей превышают стоимость крутого внедорожника. Но даже незамысловатая гравюра на ружье словно вдыхает в него душу.
Как ни странно, ценность гравировки можно измерить понятными
цифрами. На типовую гравировку
специализированная мастерская или отдел на оружейном заводе приблизительно
затрачивают 150 часов. Такая гравировка украшает оружие, но художественной
ценности не имеет. Улучшенная гравировка требует 400-500 часов работы гравёров.
Это уже добротный рисунок с очень точной проработкой отдельных элементов. Для создания
гравировки высшего качества приходится затратить 600-1000 часов работы. Это уже
самостоятельное произведение искусства. Однако иногда мастерские получают заказ
на создание настоящих шедевров с трудозатратами в несколько тысяч
человеко-часов. Естественно, речь идёт не о механизированном массовом
производстве с простенькими гравировками, а о ручном труде художников-гравёров.
При выполнении индивидуального заказа хороший мастер должен
понять характер заказчика, чтобы не просто предложить определённый сюжет
гравировки, а сделать ружьё продолжением хозяина. Сочетание современных и
традиционных технических методов позволяют воплотить на металле и дереве
сложнейшие орнаменты, узоры, детализированные сценки. Диапазон применений также
широк: гравировка на крышках замков, ствольных коробках, на вылете и основании
стволов, на курках и рычагах, резьба на деревянных элементах и т.д. Гравировка
может для дополнительной глубины покрываться специальными красками, полироваться,
хромироваться, обрабатываться до идеальной черноты или матовости, доводиться до
радужных разводов.
На данный момент самая распространённая и дешёвая техника
украшения серийного охотничьего оружия — промышленная гравировка. Определённые элементы
оружия декорируются на этапе цехового производства. Данный вид гравировки
конечно лучше, чем ничего, но художественную ценность приобретёт лет через 500
благодаря своей древности. Промышленная инкрустация даже несмотря на лазерные
технологии не в состоянии по качеству, художественному рисунку, общему впечатлению
сравниться с работой профессиональных гравировщиков.
Со времён Ноя основным инструментом гравировщика остаются
молотки, гравировальные иглы и долота различных размеров и форм. Острые
принадлежности благодаря различиям в заточке позволяют оставлять на металле
точки и царапины различной структуры. Как результат – рисунок получается
многослойным, объёмным, дышащим жизнью.
Ручной процесс не только невероятно кропотлив и
трудозатратен. Требуются большие знания по металловедению. Для нанесения
оттенков фона требуются одни инструменты, а для вырезания арабесковых кривых
линий совсем другие. А ведь техник, рисунков, сочетаний просто невероятное множество. Часто
необходимыми инструментами являются лупы, увеличительные стёкла и даже
микроскопы.
Основными инструментами большинства гравировщиков являются
молотки и долота. С их помощью опытный мастер способен выгравировать большинство
видов рисунков. Мастер в прямом смысле выковывает сюжетную линию.
Более трудоёмким способом является вырезание линий без
молотка — силой рук с использованием гравировальных игл и долота. Для этого способа
требуется навык чувствовать давление, а также равномерно распределять усилие
при вырезании длинных линий. Данной техникой особенно трудно пользоваться при вырезании арабесок и других кривых линий, когда
металл должен поддаваться непосредственно под остриё гравировальной иглы. Представьте,
одно неаккуратное движение иглой может привести насмарку многие часы работы. Применение
этой гравировальной техники требует богатого опыта и таланта.
Конечно, не для каждого рисунка требуется такая тонкая
техника гравировки. Во многих мастерских используют «современные» достижения
техники: пневмоинструменты, насадки со сменными наконечниками гравировальных
игл и долот. Преимуществом этой техники можно считать возможность регулировки числа
ударов (от 3 до 30000 ударов в минуту) ударной силы, лучше контролировать
рабочий участок благодаря освобождению одной из рук. Виды гравировок оружия
зависит от пожеланий заказчика и особенностей проекта.
Самой эффектной техникой гравировки многие считают «булино».
От мастера требуется безукоризненный художественный вкус и ангельское терпение,
знание законов оптики, владение приёмами графики и колдовство со светотенью. С этой
техникой можно из переплетения теней и полутеней создавать картины с
фотографической точностью и эффектом движения.
Булино славится невероятной контрастностью. Для точной
детализации приходится выбивать миллионы микроточек. Они на поверхности металла
абсорбируют и модифицируют отражённый свет, создавая объёмный рисунок из оттенков
серого. К примеру, для распечатки чёрно-белой фотографии используется 16 оттенков
серого. Правда, наши глаза более менее уверенно различают 8-12 ступеней серого.
Нормальным считается создание в мастерской гравировки с 4-мя степенями серого
цвета. А вершина мастерства – рисунок с 8-мью оттенками серого цвета.
Техника булино, пожалуй, самая сложная для исполнения. Особенно
если учесть, что обрабатывать придётся не удобную ровную пластинку, а детали
охотничьего оружия, имеющего немалые размеры, изгибы, выпуклости. Для каждого
конкретного участка приходится прорабатывать пропорции, перспективу, подгонять
масштаб, рассчитывать преломление света и т.д. То есть, даже типовой популярный
рисунок требует подгонки и переработки. Скажем, что во всей Европе технику
булино выполняют не более двух десятков мастерских. О стоимости лучше умолчать.
Зато ценность гравировок охотничьего оружия в технике булино превращает «пушку»
в произведение искусства.
Линейный метод является одной из разновидностей техники
булино. Однако вместо точек в этом случае вычерчиваются тончайшие линии. Их взаимное
наложение и интенсивность определяется рисунком и желаемыми световыми эффектами.
По ассоциации с графикой, это особая разновидность штриховки. Линейный метод
позволяет передавать цвета или оттенки серого при помощи тонких, перекрёстных
или параллельных чёрточек.
Оружейный боди-арт
В дизайне и декоре оружия отражается характер культуры и стилистические предпочтения гравера-художника
«Как искусство, так и охота принадлежат к старейшим занятиям человека; корни их лежат в началах его бытия и в обеих сферах проникают до мистических и магических глубин. …Можно считать, что охота и искусство так же, как Слово и Дело, всегда шли параллельно, рука об руку».
(Вальтер Кошатцкий)
Оружие украшали во все времена. Художественное оформление превращает оружие в произведение искусства. С течением времени роль декора претерпевала изменения. Только в XVII столетии начали обращать внимание на текстуру дерева ложи и использовать ее в качестве элемента украшения оружия, хотя даже во второй половине 19-го столетия известный английский оружейник В.В. Гринер писал: «Гравировка должна скрывать все сочленения и смычки, для чего подходит всякий хорошо исполненный рисунок». То есть он рассматривал гравировку как служебный элемент. В это же время большое внимание начинают уделять форме спусковых крючков и скоб. По его же замечанию, «… их значимость для оценки художественной стоимости ружья стала столь же важна, как и форма, и отделка ложи». Бесспорно, в дизайне и декоре ружья отражается тип культуры и личность оружейника. В художественном оформлении охотничьего оружия выделяют три мировые граверные школы: английская, германо-австрийская и итальянская.
Безукоризненно выделанное ружье и без гравировки (на языке оружейников — в белом виде) прекрасно, как юная Венера. Задача гравера подчеркнуть это совершенство.
АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА
К 80-м годам 19-го столетия фирмами Holland & Holland, Воss & Со, Watson Brothers сформировался и английский стиль оружейного декора, корни которого следует искать в национальных традициях охоты и применявшихся в то время материалах и технологиях. Английские мастера создали легкое ружье, отличающееся особой элегантностью.
Традиционные английские букеты из мелких роз и «скрол» требуют очень тонкой и тщательной работы.
Лучшим ствольным материалом для дорогих ружей в то время был дамаск, дававший при травлении поверхности мелкие узоры. Именно как поддержка узору дамаска возник классический английский стиль: гравировка арабесками и букетами роз на замочной доске.
Растительный орнамент, выполненный двойной линией по краю замочных досок, часто встречается на английских ружьях. Его рисунок перекликается с элементами декора древнеримской архитектуры.
Ружья фирмы Watson Brothers гравируют в лондонском стиле мелкими арабесками или арабесками и букетами роз. Отличительной чертой фирменного стиля Watson Brothers является стилизованный растительный орнамент с длинными широкими лианами, причем все свободное пространство между ними заполнено мелкими простыми цветами.
Традиционным для английских ружей элементом декора является цветная калка с плавными переходами цветов побежалости, которые гармонично сочетаются с текстурой дерева приклада. Рисунок насечки на шейке ложи и цевье согласуется с рисунком гравировки. Мастера старались, чтобы на шейке ложи были прямые слои дерева, расположенные параллельно оси ружья.
Особенное значение имеет насечка на шейке ложи и цевье: шаг насечки, угол пересечения линий, схождение линий на верхнем и нижнем гребне ложи.
Колодка ружья, украшенная в стиле, характерном для фирмы Watson Brothers.
Английский стиль основывается на тщательной работе со всеми деталями, на скульптурности наружных и внутренних деталей. Отличительной чертой дизайна классических английских ружей является целостность. Плотный граверный орнамент расположен так, что красота линий и форм металлических и деревянных частей ружья становится более выразительной.
ГЕРМАНО-АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА
Корни центральноевропейского стиля уходят в эпоху Ренессанса. В.В. Гринер относит распространение и развитие искусства украшения огнестрельного оружия ко времени появления колесцового замка (начало XVI века), когда огнестрельное оружие начинает шире использоваться знатью как охотничье. В искусстве это совпало с рассветом эпохи Ренессанса. На протяжении XVI — начала XVII столетий (время господства колесцового замка) основной тенденцией оружейного декора было придание элементам оружия: куркам (чаще всего — в форме головы дракона), ложам необычных пластических форм, широкое использование инкрустации костью, перламутром, всечки драгоценных металлов. Своей вершины пластический декор колесцовых замков достиг во второй половине 16-го — первой половине 18-го столетия. В это же время начинается интенсивное использование резьбы в декоре ложи, для изготовления которой чаще всего использовали вишневую древесину, орех, иногда — эбеновое дерево. В качестве сюжетов для гравировки и резьбы по дереву использовались символы и образы античности, религиозные аллегории, охотничьи сцены, орнаменты.
Чтобы животные на гравюре выглядели «как живые», художник изображает их в движении. При этом важно не ошибиться в анатомии.
Характерная черта немецких оружейников, начиная с XVII века, — чистота работы и прочность ружей.
По оценке В.В. Гринера, они «…не только основательно понимали начала устройства огнестрельного оружия, но, кроме того, обращали внимание на симметрию и художественную отделку». Характер декора определялся господствовавшим в то время в искусстве стилем барокко.
До настоящего времени мастерами центральноевропейской школы широко используется орнамент из листьев дуба. Классическими элементами орнамента считаются старонемецкий лист репейника и винограда. Характерными особенностями немецкого стиля являются высокий рельеф, сложность композиций, точность изображения, использование филигранных работ на выступающих частях ружья. Работы немецких граверов несколько декоративны, но при этом всегда узнаваемы. Для немецкого стиля характерно также использование резьбы в декоре ложи.
Штуцер, украшенный в типичном австро-германском стиле.
На облик охотничьего оружия определяющее влияние оказал наиболее распространенный в Центральной Европе вид охоты — охота на крупного зверя. Дробовые ружья и экспрессы австрийского и германского производства отличают мощные колодки, угловатые, жесткие линии. Все это подчеркивает их надежность и прочность. Приклад с пистолетной шейкой и баварской щекой, гребень в форме «кабаньей спинки» оптимально соответствуют условиям стрельбы с предварительной изготовкой. Использование мощных пулевых патронов определило контур колодки, с которым гармонирует рельефный декоративный орнамент, делающий движение более тяжелым, но и более выразительным по сравнению с английским орнаментом. Современное искусство мастеров центральноевропейской школы представляет дифференцированный подход к конструктивным и качественным особенностям ружья в сочетании с декором. Особенности немецко-австрийского стиля отчетливо прослеживаются на ружьях ведущих фирм Германии: «Хейм», «Меркель», «Зауэр» и «Кригхоф».
Замочная доска, выполненная австрийским гравером Францем Маком.
Ветвью центральноевропейской школы можно считать «чешский стиль» гравирования, основоположником которой был пражский мастер Антонин-Винценц Лебеда (1795–1857).
Характерными чертами художественной гравировки классических образцов ружей центральноевропейского стиля являются:
— многофигурные охотничьи и бытовые сюжеты, выполненные в высоком рельефе;
— использование растительных и классических видов орнаментов;
— комбинации различных граверных техник при выполнении орнаментов и сюжетов.
Граверы Италии используют комбинированную технику. Основной сюжет выполняется в технике «булино», а его обрамление — глубокой гравировкой с использованием всечки золота.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА
Изделия итальянских оружейников всегда выделялись высоким качеством работы. По оценке В.В. Гринера, «… гравировка, чеканка, насечка и филигранная работа отличают итальянские изделия от немецких; быть может, они страдали излишком украшений, но не бросаются в глаза неправильностями рисунка или перспективы, замечаемыми на лучших вещах наиболее знаменитых немецких мастеров». В этом, несомненно, сказывалось влияние итальянской школы живописи, длительное время занимавшей ведущее положение в Европе.
В отличие от австро-германского стиля, в итальянском поверхность стволов гравировкой практически никогда не украшается.
Для современной итальянской оружейной гравировки характерно использование техники «булино», выделившей искусство итальянских граверов в отдельную школу. Техника «булино» создает на плоскости светотеневые эффекты. Для их получения используют либо короткие штрихи различной глубины, либо точки различной интенсивности и глубины. К родоначальникам этой техники можно отнести Анджело Галеацци и Фирмо Фракасси. Это самая сложная и трудоемкая техника, но она позволяет получить великолепную градацию тонов, большую точность деталей и реалистичность изображения. Оно получается теплым и объемным. Мастер может изобразить как светотеневые эффекты в целом, так и отдельные элементы, например волоски на шкуре зверя.
Большую роль в развитии и популяризации итальянской школы оружейной гравировки сыграл Марио Аббиатико. Высокий художественный уровень его работ привлек внимание иностранных коллекционеров. Это послужило хорошим примером для молодых граверов.
Фото: Владимир Тихомиров
Многие итальянские граверы объединяют в своих работах несколько техник: прорезку, глубокую гравировку молоточным резцом, тонкую работу штихелем, «булино», инкрустацию драгоценных металлов. С 60-х годов и по настоящее время они проявляются в творческом поиске, который выражается как в большей реалистичности и точности деталей, так и в новых композиционных находках. Традиционным композиционным решением является сочетание орнамента, выполненного штихелем и молоточным резцом, с великолепно исполненным сюжетом техникой «булино». Нередко в качестве композиционных акцентов применяются фигурки животных и птиц, выполненных всечкой золота и последующей светотеневой проработкой в технике «булино».
Деликатное включение золотых цветков в орнамент обогащает общую композицию оформления.
Слово «гравер» не имеет женского рода, однако половину штучного оружия украшают женщины. Катрин Грайнер-Хааз — красота во всем. Фото: Владимир Тихомиров
Фото: Владимир Тихомиров
Характерной чертой итальянских ружей является применение цветочных орнаментов и орнаментов в стиле барокко, розеток и стилизованных аллегорических элементов.
Исторические, мифологические и религиозные сюжеты во многом напоминают живописные картины великих итальянских мастеров. Совершенно новым течением в оформлении оружия явилось воспевание красоты тела человека и животных. По своим композиционным находкам и художественным достоинствам можно выделить работы Манрико Торколи. Переплетение прекрасных женских тел, птиц и змей с элементами орнамента создают ассоциативные композиции.
Современная гравировка по технологии и трудозатратам ушла далеко вперед, техника «булино» становится предпочтительной, хотя традиционные граверные приемы по-прежнему популярны. Новые стили и новая техника гравировки привели к большому разнообразию сюжетов, изображаемых на оружии.
Работы итальянских граверов гармонично вписываются в общий ансамбль ружья благодаря легкости и мягкости изображения. Искусство современных итальянских художников-граверов выполняет в большей степени художественную функцию, часто поднимая оружие на уровень произведений мирового художественного искусства. Ружья такого уровня изготавливаются для дорогих коллекционных и выставочных собраний.