Тест по изобразительному искусству на тему «Связь времен в народном искусстве» (5 класс)
ЭОР «Тест по теме « Связь времен в народном искусстве »
по изобразительному искусству для 5 класса
1. В какой росписи присутствуют розаны и купавки?
2. В каком народном промысле роспись выполняется по дереву.
3. О каком промысле идёт речь?
Это самый знаменитый русский промысел. Когда смотришь на посуду этого промысла, то кажется, что она сделана из чистого золота и есть из нее можно только по большим праздникам. На самом деле эта посуда сделана из обычного дерева и покрыта толстым слоем лака.
4. Из какого материала выполняется дымковская игрушка?
6. Игрушка, сделанная из дерева
7. Керамика – это изделие из …
8. Создание произведений народного искусства в определённых традициях на продажу называется…
9. Назовите город в Московской губернии, где зародилось фаянсовое и фарфоровое производство.
10. Как называется село, где в конце XVIII в. Возник художественный промысел, для которого характерна миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше?
11. Самый первый приём в жостовской и городецкой росписи.
12. Как называется травка в хохломской росписи?
13. Название гжельского сосуда, имеющего круглое тулово с отверстием посередине.
14. Какие изделия характерны для промысла «Жостово»?
15. Какой материал использовали для изготовления туесов?
16. Для какого центра народной росписи характерно изображение сюжетных сцен «Чаепитие», «Свидание» и другие?
17. В каком промысле народной игрушки большая часть изделий -свистульки?
18. Какому народному промыслу принадлежат голубые цветы на белоснежном фоне?
19. Что такое лубок?
а) печатная картинка
20. Что мастерят умельцы из тонкой щепы?
б) сказочных птиц
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-1083953
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект урока «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
Педагог (ФИО): Сарыгина Татьяна Константиновна
Город , район : Курьинский
Образовательное учреждение : МКБОУ «Усть-Таловская средняя общеобразовательная школа»
Предмет (или должность): учитель изобразительного искусства, технологии
Тема урока : Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Характеристика класса : В классе 10 учащихся: 5 мальчиков и 5 девочек
Дети подобраны примерно одного возраста: 10-11лет.
Ребята общительны, вежливы со всеми детьми и взрослыми. Ребята охотно беседуют на различные темы. Почти все выбирают уроки изобразительного искусства – «любимым предметом».
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
1.Глина, кусочки ткани, салфетки, стеки.
2. Методические пособия по цвету. Цветовой круг.
3. Репродукции: народных промыслов; Гжель, Хохлома, Городец.
4. Музыкальные произведения: русские народные песни.
5. Литературные произведения: стихи.
6. Компьютер со звуковыми колонками, видеопроектор, экран.
7. Коллекция цветных глин, гончарных изделий.
Цель. Определение места художественного промысла через проживание образа.
Задачи — расширить знания учащихся о промыслах;
— способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности ;
— развить у детей способности художественного восприятия образа и создания своего собственного;
— формировать культуру выбора и ответственность за него.
Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
формирование художественных знаний, умений и навыков через искусство народных промыслов ( Гжель, Городец, Хохлома)
Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся
Воспитание интереса к предмету, аккуратности, внимательности, дисциплинированности.
-создать условия для выполнения собственных творческих работ
-развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе
-формировать умения правильно, грамотно выражать свои мысли
Оборудование для учителя: Репродукции с изображением народных промыслов, изделия народных промыслов, русская народная музыка.
Для учащихся: альбом, краски, кисти, баночки с водой.
Тип урока: урок искусство.
2.Развитие событий (встреча всех народных промыслов)
3.Кульминация (выставка работ учащихся)
4.Развязка (закрепление, итог урока).
1.Сообщение темы урока
? Что такое промыслы? (определение)
Урок проходит на фоне предметов народных промыслов и работ, выполненных детьми в течение четверти, среди них много предметов гончарного искусства.
В класс под музыку входят дети в руках предметы народных промыслов весело друг за другом говорят слова:
Деревня в Подмосковье
Известно всем в народе
Её названье Гжель.
Привезли вам поклон
Со сторонки родной
Где живут журавли
Посмотрите на роспись –
Сочность красок манит
Душу нам веселит.
Кто смел, раскинуть на подносе
Такие дивные цветы
В своем бесчисленном вопросе
Едва ль ответ отыщешь ты,
Смел смелый, смелая сумела,
Из под руки как ветерки
Как стаи бабочек взлетело
Ей не налюбуются,
И в Париже и в Нью-Йорке
Презентация-1: Народные промыслы.
В презентацию включены вопросы по народным промыслам и фотографии промыслов Гжель, Хохлома, Городец.
Презентация-2: «Турина гора»
Недалеко от Барнаула есть местечко, которое называется «Турина гора». При раскопках в 70-х годах там были обнаружены орудия труда и остатки гончарных изделий. Оказалось, что еще в раннем железном веке здесь было поселение древнего человека. Ещё здесь были обнаружены залежи глины пригодные для изготовления керамики. Так возник промысел в городе Барнауле, которому уже около 30 лет. Работы художников этого промысла завоевали признание не только у нас в стране, но и далеко за рубежом. Они имели большой успех в салонах Швейцарии, Лондона, Испании, Израиля.
Презентация-3: Местные глины, возможности их использования.
Идёт показ глин, рассказывается о происхождении, и о пригодности для керамики.
— В земле родилась,
В руках находилась,
В печи обжигалась,
В посуду превращалась.
-Да ребята, это тот художественный материал, с которым мы будем сегодня работать. Глина.
Как вы поняли из сегодня беседы, это доступный для нас материал?
-Задание для практической работы.
В технике ручного формования, приёмом «вокруг пальца» вылепить вазу, кринку и.т.д.
-защитить свой проект, отвечая на вопросы:
-Как назвали своё изделие?
-Что за образ вы в него вы вселили? (мужской, женский что он олицетворяет)
Благодарю вас за активную работу на уроке. Желаю вам новых творческих успехов!
Урок окончен, до свидания!
Народных промыслов очень много. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся на уроке. Я вам про промыслы рассказывать не буду. Вы сами про них расскажите. Вашим домашним заданием было выучить слова, которые я раздала заранее.
Давайте проведем с вами игру: «В гостях у мастеров». Хохломчане – хозяева. Все остальные – гости, прибыли на праздник. Да не с пустыми руками, с подарками.
– Добро пожаловать, гости дорогие.
— Веселья вам да радости желаем!
— Давно мы вас ждем, поджидаем, праздника без вас не начинаем.
— У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
— Расскажите гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?
СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙДЫ 2 -7
Слово вам, мастера Гжели.
Недалеко от Москвы в деревне Гжель богаты залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовлении посуды.
200 лет назад мастера создавали изделия из белой глины с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами, птицами и городами. Назвали такую роспись по названию села Гжель.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а праздничная полива приобретала блеск.
ГОСТИ (держат в руках изделия из Гжели)
Животные и птицы
Деревня в Подмосковье
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Не встретите на свете вы
Что сердцу так мила
Кисть мастера на чашку
У каждого художника
Есть свой узор любимый
И в каждом отражается
Ее трава шелковая,
Ее цветы весенние –
И мастерство волшебное
Из этих чашек с розами
Ты выпей чудный чай
Гостей на праздник радостный
Исполняется песня «По малину в сад пойдем»
Слова Т. Волгиной, музыка А.Фелиппенко)
Подарки ваши принимаем с радостью.
Спасибо вам за них.
А теперь наступает черед новых гостей.
Мастера из Городца
Искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае недалеко от Нижнего Новгорода.С давних времен местные жители украшали чудесной росписью ставни, прялки, люльки,сани, игрушки. Мастера предпочитали желтый фон украшать диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками. Часто цветочную композицию дополняли сюжетные сцены: чаепитие, охота, изображения барышень и кавалеров, всадников, коней, чудо-птиц.
ГОСТИ ( с Городецкими игрушками)
Привезли вам поклон
Со сторонки родной
Где живут журавли
С мест что Волгой омыты,
Где рассвет золотой,
Где умыты ракиты
Как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони,
Здесь такие букеты,
Что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты,
Что не в сказке сказать.
Посмотрите на роспись-
Сочность красок манит
Душу нам веселит.
Исполняется русская народная песня «Во горнице, во новой»
Много интересного узнали мы от вас гости дорогие. Теперь и наш черед о себе рассказать, свои навыки показать.
А начнем мы с легенды.
Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавку, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева вырезал он себе чашку, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему Жар – птица он и ее накормил пшеном. Когда Жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды – и она стала золотой.
Никто Жар – птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по — своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братани. И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калину.
Наш промысел очень известный — «Золотая Хохлома». Эта роспись по дереву золотым, красным и черным цветом появилась близ Городца в поселке Хохлома. Деревянную посуду из липы грунтовали глиной — вапили, потом натирали серебристым порошком – лудили и по этой блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в горячую печь – так появлялся золотой цвет.
Простые по форме
Богат и наряден
Орнамент здесь вьется
А где-то Кудрины
По черному полю
Мерцают, как звезды,
В небесном раздолье.
Еще характерен для всей Хохломы
Вот и закончили мы свой рассказ о Хохломе. Смотрю на ваши подарки. Налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я и выбирать не буду – все ремесла хороши!
Народная мудрость гласит: «Где труд там и счастье». А вы выбирайте сами, какое изделие, какого промысла хотели бы изобразить.
Прежде чем приступить к рисованию, давайте поговорим об элементах росписи различных промыслов, какой цвет использовали разные умельцы.
СЛАЙДЫ 25-41 ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ
Приступайте к рисованию. Самостоятельно выберите композицию в листе. Всем удачи.
Во время практической работы веду индивидуальную работу с учащимися.
Цель: — расширение знаний учащихся о народных промыслах;
— создать условия для развития познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности
— развить у детей способности художественного восприятия образа и создания своего собственного;
— формировать культуру выбора и ответственность за него.
Основная часть учащихся находятся на местах.
-Вбегает в класс ученик с балалайкой (завлекает)
-Проходи честной народ,
Выставляй товар вперёд
Не стесняйся, восхваляй,
Предлагай и продавай!
Звучит музыка и в класс входят учащиеся в народных рубахах представители разных промыслов. Представляют себя четверостишиями.
Гжель, Гордец, Хохлома, Жостово.
Входит продавец глиняных игрушек с лотком. Ставят работы на выставку, импровизированный прилавок.
Занимают свои места за партой.
1.Организация класса на работу.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
После выступления ребят, задаю вопросы:
1. Ребята скажите, кого на Руси называли умельцами?
2.Скажите, а как благодаря народным умельцам, возникали теперь известные на весь мир, народные промыслы?
3.Что же влияло на формирование промысла?
Слайды с вопросами.
Развитие событий (встреча всех народных промыслов)