Снасти судового стоячего такелажа
Последняя бука буква «ы»
Ответ на вопрос «Снасти судового стоячего такелажа «, 5 (пять) букв:
ванты
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ванты
Определение слова ванты в словарях
Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(голл. want), снасти судового стоячего такелажа , раскрепляющие к бортам мачты и стеньги (см. Рангоут ). Гибкий растянутый элемент (растяжка), обычно в виде стального троса, для крепления висячих конструкций , радиомачт, антенн и др.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
мн. Канатные растяжки между мачтами и бортом парусного судна, служащие для придания мачтам устойчивого вертикального положения. Стальные тросы, служащие для подвешивания висячих конструкций (например, висячих мостов), а также для придания антеннам, радиомачтам.
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ванты — снасти стоячего такелажа , которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги с бортов судна. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов . Помимо своего основного назначения, ванты служат также для подъёма матросов на мачты и стеньги.
Примеры употребления слова ванты в литературе.
Высокий ахтерштевень в форме арфы играл роль пружины с мощной струной, которая держала свободно качающуюся корму точно так же, как ванты и штаги держали остальную часть лодки.
А чтобы не перепутать ванты со штагами и бакштагами, достаточно небольшого рисунка одномачтовой яхты.
Он перевернулся в воздухе, еще раз ударился о ванты, ухватился сразу обеими руками за выбленку, секунду передохнул, приходя в себя, и снова ринулся наверх, на марса-рею.
Взобраться по выбленкам вант фок-мачты, достигнуть марса, добраться до рея — для Дика было сущей игрой.
А драться, сказывали, не дерется и не порет, но только наказывает по-своему: на ванты босыми ногами ставит, на ноки на высидку посылает.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Бегучий такелаж
- Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.
Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.
Связанные понятия
Парус любого парусного судна — это сложное техническое сооружение. Все части и элементы паруса носят свои названия.
Косы́е паруса́ — паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса.
Тип парусного судна — комплексная характеристика, определяющая собой — уровень технического совершенства, главные размерения, число корпусов, особенности обводов и конструкции корпуса, вид парусного вооружения, наличие и тип вспомогательной двигательной установки, основное функциональное назначение судна, условное обозначение проекта в серии.
Такелажные работы на судне
Вся совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи и т.д.) для крепления рангоута, управлению парусами, грузоподъемных работ, подъема» спуска флага, сигналов и т.д. называется такелажем.
Принято деление такелажа на стоячий (крепление неподвижных частей рангоута — мачт, стеньг — ванты, штаги, фордуны) и бегучий (перемещение подвижных частей рангоута и парусов — фалы, брасы, шкоты, топенанты). Отсюда — все работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на судах, носят название такелажных работ .
Они включают в себя изготовление огонов, сплеснем и матов, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов и т.п. Выполняются указанные работы с помощью такелажного инструмента — сваек, драйков, лопаток, мушкелей, полумушкелей ( рис. 1.7.1 ).
К предметам такелажного снабжения на маломерных судах относятся:
- блок ( рис. 1.7.2 ) — часть простейшего подъемного приспособления (само приспособление) в виде шкива с желобом по окружности для троса, каната, цепи. Бывают различных размеров, металлические и деревянные, одно, двух и многошкивные, с откидной щекой (канифас-блок);
- гак ( рис. 1.7.4, 1.7.5 ) -стальной крюк, используемый на судах для различных целей (подъема и крепления груза, в леерных и других устройствах и т.д.);
- скоба ( рис. 1.7.3 ) — металлический стержень, изогнутый в форме подковы, концы (лапки) которого соединяются штырем (болтом), имеющим с одной стороны головку, с другой — резьбу, чеку или шплинт, служит для соединения частей тросов такелажных цепей и их крепления к корпусным конструкциям и рангоуту, наращивания буксирных тросов, присоединения якорей к цепям;
- обух — болт, имеющий головку с проушиной или неподвижным кольцом, в которое иногда заделывается рым, служит для крепления оснастки грузовых устройств и парусного вооружения, крепления грузов или различных предметов к палубе или переборкам;
- рым — металлическое кольцо круглой или овальной формы, продетое в обух, закрепленный на прочной судовой или береговой конструкции и служащий для закладывания в него судовых снастей;
- коуш — круглая, каплевидная или треугольная оправка из пластмассы или металла с желобом на наружной стороне, служит для обводки вокруг нее петли троса (каната) с целью уменьшения его истирания, применяется для крепления тросов (канатов) к конструкциям или такелажу судна; такелажная цепь — цепь, изготовленная из мягкого сварочного железа без распорок, делятся на короткоэвенные (длина звена не более 5,5 калибров) и длиннозвенные (длина звена более 5,5 калибров);
- талреп ( рис. 1.7.6 ) — приспособление для натягивания стоячего такелажа, разделяются на тросовые и винтовые;
- трос ( рис. 1.7.7 ) — общее наименование канатно — веревочных изделий из растительных и искусственных волокнистых материалов, а также из стальной проволоки. Растительные тросы делают из волокон конопли (пеньковые), бананового дерева (ма-нильские). оболочки кокосовых орехов (кокосовые), агавы (сизальские).
Каждый трос состоит из каболок, которые свиваются в пряди, пряди свиваются в стренди, к уже из них свивается сам трос. По способу изготовления тросы бывают прямого и обратного спуска или. соответственно, тросовой ипи кабельной работы. Если волокна свиваются справа налево, каболки — слева направо, пряди — справа налево, а стренди — снова слева направо — такой трос называют тросом прямого спуска. Если свивка волокон, каболок, прядей и стрендей ведут в обратной последовательности, то это будет трос обратного спуска. Такой порядок свивки придает тросу округлую форму и препятствует раскручиванию. Основной характеристикой троса служит его разрывная крепость.
Разрывная крепость — это минимальная нагрузка (усилие) при которой трос разрывается, рабочая крепость — максимальная нагрузка (усилие) при которой трос может долго и безопасно работать без нарушения его структуры. Для обеспечения достаточного запасе прочности принято считать рабочую крепость равной 1/6 разрывной, а если трос подвержен различным переменным напряжениям, рывкам — то 1/10 разрывной. Для расчетов разрывной и рабочей прочности тросов с точностью, достаточной для целей судовождения, можно пользоваться приближенными формулами, составленными на основе опытных данных.
Судоводителю при использовании различных тросов при такелажных работах рекомендуется помнить, что:
- четырехпрядный трос слабее трехпрядного на 20%;
- смоленый трос слабее бельного на 25%;
- кокосовый трос слабее смоленых пеньковых в 4 раза;
- сизальский трос слабее манильского на 20-25%;
- любой, даже хорошо сделанный сплесень, уменьшает крепость на 10%.
- мокрый трос во всех случаях слабее сухого
Такелажная цепь примерно в 3 раза прочнее стального троса и в 8 раз — пенькового (при одинаковой толщине). Диаметры шкивов, через которые пропускаются такелажные цепи, должны быть не менее 30 калибров цепи, а диаметр шкивов для цепей у кранов — 40 калибров цепи. Для приближенного определения рабочей крепости такелажной цепи можно пользоваться формулой:
Р = 10 d2, где d — калибр такелажной цепи.
Рабочая крепость цепи — 25% от разрывной. Для цепей, испытывающих динамические нагрузки, рабочая крепость уменьшается на 50%.
Рабочую крепость рымов и обухов приближенно определяют по формулам :
для рымов Р = 4d2 , для обухов Р — 10d2,
где d — диаметр рыма (обуха).
Различные способы соединения концов растительных или иных тросов между собой, а также различные петли и другие способы крепления людей, инструмента, различных предметов и т.п., принятые на судах, называют морскими узлами. Наиболее применяемые в практике морские узлы приведены на рис. 1.7.8 ( Морские узлы) и особых пояснений не требуют. Навыки завязывания и использования узлов приобретаются только в результате тренировки.