Зачем нужны стрингера ПВХ лодке?
Любому заядлому рыбаку, очень часто приходится интенсивно перемещаться по водоёму, покрывая при этом большие расстояния в поисках рыбы. А потому, скорость перемещения при рыбалке на крупных водоёмах, становится не такой уж и тривиальной задачей. Это в начале, покупается лодка для рыбалки и для души, а потом. Потом начинается «гонка вооружений», в надежде выжать из комплекта всего, на что он способен. Так что, знаменитая поговорка — «Какой русский не любит быстрой езды?», становится актуальной не только для пилотов формулы №1, но и для любого состоявшегося водномоторника.
Известно множество приёмов, позволяющих повысить скорость обычной надувной ПВХ лодки, путём усовершенствования её конструктивных особенностей, закладываемых ещё на самом раннем этапе строительства — проектировании. Это и придание корпусу правильных обводов повышающих её ходовые качества на волне (например — килеватости за счёт вклейки накачиваемого кильсона), и угол наклона вклеиваемого транца, и наклейка дополнительных реданов, брызгоотбойников, и специфическая конструкция концевиков у баллонов ПВХ лодки, и множество иных.
Но как не крути и не старайся, первопричиной проигрыша корпуса обычной ПВХ-шки (в плане скорости) в сравнении с «кастрюлями», остаётся — его недостаточная «жёсткость корпуса».
Величина в принципе мизерная, но заметно влияющая на скоростные качества любого комплекта. Так что не советую сбрасывать её со счетов..
Конструкций корпусов ПВХ лодок — превеликое множество. Но основными их элементами, остаются баллоны и днище. От их состояния и будет зависеть такой показатель, как жёсткость корпуса. В погоне за малым весом и мобильностью (быстрота сворачиваемости и разворачиваемости), придумано различное конструктивное разнообразие и устройство полов в ПВХ лодке.
Различные «аирдеки» (мягкий пол из специального материала накачиваемый высоким давлением) и НДНД (Надувное Дно Низкого Давления), справляются с решением именно этих проблем.
Но одновременно пагубно сказываются на таком показателе, как жёсткость корпуса.
Ещё одна из разновидностей устройства полов в ПВХ лодке — пайолы (секции пола, выполненные из фанеры или из сотового алюминия). Они несомненно позволяют повысить жёсткость корпуса, но при этом, пайольные ПВХ лодки сразу начинают проигрывать в весе и мобильности, первым двум вариантам. Пол пайольной лодки, невозможно сделать цельнокроенным, поэтому его приходится разбивать на несколько секций (пайол). При этом, естественно нарушается «абсолютная» жёсткость цельнокроенного пайола.
Как повысить жёсткость «корпуса» ПВХ лодки?
С баллонами всё понятно. Чтобы придать корпусу максимальную жёсткость, нужно накачать баллоны до допустимого максимального давления установленного производителем. То же самое правило актуально и для полов ПВХ лодок — аирдек и НДНД.
Но что делать с пайольным полом порезанным на секции?
Первое что приходит на ум производителю — придать каким то образом жёсткость всему комплекту пайол. И именно для этих целей, в пайольных лодках предусмотрены так называемые стрингера. Именно стрингера призваны ликвидировать смещение пайол в пакете относительно друг друга как поперёк корпуса, так и вдоль. Поэтому их можно разделить на так называемые поперечные и продольные.
Все стрингера выполняются из алюминиевого профиля, который в свою очередь, может иметь самое различное сечение. Поэтому и устройство поперечных и продольных стрингеров у разных производителей лодок может кардинально различаться.
Для обустройства поперечных стрингеров, «начинающие» производители, чаще всего используют так называемый Н профиль
позволяющий быстро соединить две секции пайол. Достаточно подобрать его по толщине фанеры которая будет применяться при производстве пайол. К тому же стоит он значительно меньше, нежели профиль с более сложной геометрией.
Такой профиль как правило используется на моделях лодок эконом класса. Но такая «экономия» может в последствии, привести к плачевным результатам.
На моей лодке, через пару лет её эксплуатации так и случилось.
От давления накачиваемого кильсона в месте наибольшего его изгиба, стали выпирать во внутрь кокпита пайолы в районе клапана. Н-образный профиль стрингера, явно не справился с возникающими в этом месте нагрузками на пайольный пол. Увы.
Более надёжнее для продольных стрингеров алюминиевый профиль, соединяемый по так называемому принципу шип/паз. В паре, два таких профиля одетые на края смежных пайол, выглядят куда более надёжным узлом, способным выдерживать нагрузки на изгиб.
Поэтому я и задумался о смене продольных стрингеров на своей лодке. Благо к этому моменту, производитель уже освоил выпуск лодок со стрингерами именно по системе шип/паз. К тому же начал продажи отдельных комплектов, позволяющих сделать самостоятельную замену стрингеров.
Поперечные стрингера устанавливаются на пайольных лодках практически всех производителей. А вот продольные. не всегда. Так что мой Вам совет, при покупке лодки обязательно обращайте внимание на этот момент. Лодка с установленными продольными стрингерами — вариант гораздо предпочтительнее.
Продольные стрингера установленные на Вашей лодке, не дадут пайолам изгибаться под действием набегающего потока. При их отсутствии, у лодки часто возникает эффект «переваливания через бревно» на скоростях от 30 и выше км/час. К тому же, отсутствие продольных стрингеров, может влиять на появление прохватов у используемого на лодке двигателя. Связано это с тем, что во время такого изгиба корпуса, под днищем образуется воздушный пузырь — который заметно тормозит ход лодки, а на выходе струи из под транца — создаёт проблемы вращающемуся винту.
Поэтому, если на Вашей лодке продольных стрингеров изначально нет, задайте вопрос производителю или его официальному дилеру (часто — он же и продавец в одном лице) — возможно ли установить дополнительно продольные стрингера силами производителя или сервисного центра. Часто такая услуга идёт как опция, естественно — за отдельную плату.
Ну, а если нет такой услуги у производителя, тогда уж устанавливайте сами. Благо, это не так уж и сложно, как Вам кажется.
О том как самостоятельно установить продольные стрингера, рассказано в следующей статье блога.
А пока, я с Вами прощаюсь! Надеюсь что ненадолго!
Стрингер для рыбалки что это такое
Термин «Стрингер» произошел от английского названия ПВА-нити — PVA String. Бойлы нанизываются на нить с помощью тонкой стрингерной иглы на определенном расстоянии друг от друга, после чего готовая конструкция «Стрингер» крепится к рыболовному крючку. Достигнув дна, ПВА-нить растворяется, а вокруг основного насадочного бойла оказывается несколько прикормочных, что помогает карпу быстрее обнаружить насадку.
Стрингер идеально подходит для дистанционной ловли, во время которой бывает довольно проблематично равномерно распределить прикормку на дне, а также в зимние месяцы, когда наиболее продуктивно применение дополнительной прикормки помимо основного насадочного бойла. Кроме того, использование коротких стрингеров (включающих не более двух-трех бойлов) помогает предотвратить запутывание длинных поводков при забросе.
Нанизывая бойлы на ПВА-нить необходимо оставлять между ними промежутки не менее 10 миллиметров, так как при попадании в воду ПВА сжимается, что может привести к стягиванию всех прикормочных шариков вместе, перекрыванию доступа воды к нити и, как следствие, прекращению растворения.
Время растворения ПВА-нити зависит от ее толщины: чем толще нить, тем медленнее она будет растворяться в воде, и наоборот. Другим определяющим фактором является температура воды: если на растворение ПВА-нити средней толщины летом уходит около одной минуты, зимой этот процесс может длиться целых 10 минут.
Стингер своими руками
После последней рыбалки с массой сходов зачетной рыбы я решил усилить свой арсенал крупной «резины» дополнительным вооружением. Известный и эффективный вариант — это стингеры, дополнительные крючки на теле приманки (двойники или тройники) на коротком поводке. Они крепятся на ушко . Конечно, рассматривал и другие, более простые варианты (например, дополнительный тройник, накинутый на изгиб крючка ), но от всех отказался в пользу более совершенной конструкции. Ничего сверхъестественного в устройстве стингеров нет, поэтому решил изготовить их сам.
Изначально встал вопрос: из чего сделать поводок? Первое, что приходит на ум, — «полевка» (тонкая стальная жила из «полевого» кабеля), которая давно применяется для самостоятельного изготовления поводков. Ее минус — это сталистость, которая в данном случае нежелательна, так как жесткий поводок на теле приманки будет мешать ее движению, а значит, самому главному — игре. Но если делать поводок из эластичного поводкового материала, то тогда и сам стингер будет сложнее в изготовлении: выбор и покупка хорошего поводкового материала, возня с обжимными трубочками
После недолгих размышлений я решил сделать пробный стингер из «полевки», и это оказалось вполне приемлемым решением. Дополнительный двойник двигается свободно за счет шарнирного соединения с поводком и не мешает игре виброхвоста.
Далее у меня возникли сомнения по поводу крепления поводка на ушке . Если закрепить поводок непосредственно в само ушко, то будет надежно. Но я хотел сделать вариант со съемным стингером, который можно убрать с приманки, если потребуется (при ловле в закоряженных местах). Просто накидывать петлю стингера на ушко мне показалось ненадежным, особенно если применять небольшие застежки на поводках, через которые соединена с основным шнуром, — петелька стингера может соскочить на застежку и расстегнуть ее в процессе вываживания. В итоге я наскоро сделал поводочек, накинул его на ушко и стал всячески тестировать, изображая вываживание рыбы. Результат меня вполне удовлетворил. , петелька поводка поджата застежкой в перпендикулярном направлении и блокирует перемещение, а , даже если петелька поводка соскакивает с ушка , то при натяжении снова стягивается. В общем пришел к заключению, что соединение вполне надежное. А при использовании крупных застежек вопросов вообще не возникает.
Теперь я задумался: где разместить дополнительный крючок? Есть два приемлемых варианта — на спинке и брюшке приманки. Второй вариант мне показался более правильным, так как сохраняется балансировка (ориентация приманки по вертикали при проводке). Тройник имеет массу, и лучше пусть она играет на пользу, чем во вред. Но у первого варианта, с расположением крючка вверху, есть немаловажный плюс: поводок можно пустить поверху приманки, а не внутри ее, что позволяет свободно ставить и снимать стингер, когда требуется.
В конце концов решил, что надо сделать оба варианта, но приоритет отдал нижнему расположению.
Следующий вопрос: что же ставить — тройник или двойник? Примерив и сравнив, остановился на двойнике, тройник показался громоздким. И главное — решил сделать так, чтобы жала крючков располагались не наружу, а в сторону тела приманки. Так зацепов будет меньше, а при поклевке жала свободно двигаются в стороны и выходят на приличное расстояние для хорошей засечки. С применением двойника становится возможным утопить цевье крючка полностью в теле виброхвоста, что не только эстетичнее выглядит, но и делает приманку компактнее. А значит, хищнику будет удобнее ее хватать.
Примерно представив весь фронт работ, приступил к реализации. Приготовил «полевой» кабель, пассатижи, разных размеров тройники и двойники, маркер для разметки. Сделал проволочное приспособление для протягивания поводка через тело виброхвоста.
Итак, последовательность действий.
1. Примеряем двойник к приманке и определяем требуемую длину поводка — расстояние от петли крючка до ушка .
2. Извлекаем жилы из кабеля, обрезаем нужную длину и скручиваем одну петельку для двойника и вторую — для ушка . Все это делается просто с помощью пассатижей и бокорезов. Губки пассатижей желательно защитить пластичным (я это сделал простой изолентой), дабы не повредить проволоку при формировании петельки.
4. Теперь берем приспособление для протягивания поводка через тело виброхвоста и прокалываем его тело в нужном направлении от ушка к отмеченной точке.
5. Вводим петлю поводка в зацеп этого приспособления и вытягиваем поводок, постепенно и аккуратно вводя цевье двойника в виброхвост, пока двойник не встанет нужным образом.
6. Накидываем петлю поводка на ушко . Готово.
Стингеры, конечно, продаются в магазине, но при ловле джигом потери приманок на зацепах всегда немалые, а в таком варианте, с дополнительными крючками, еще большие. А значит, вся оснастка, в том числе и стингеры, идет как расходный материал, который при активной ловле требует уже немалых затрат. Поэтому при таком несложном изготовлении проще делать стингеры самому. В завершение надо упомянуть об одном минусе подобного варианта (когда поводок пропущен внутри): под нагрузкой при вываживании и рывках рыбы стингер неизбежно рвет приманку. Хотя, с другой стороны, и без него силикон долго не живет.
Об оснащении приманки среднего размера дополнительным двойником читайте в следующей статье Марата Яруллина.
Стрингера на лодку ПВХ
Придать лодке жесткости и устойчивости на воде можно при помощи пайола –жесткого пола, изготовленного из фанеры или пластика. Чтобы сами листы фанеры были устойчивыми, им нужны ребра жесткости – стрингера. Стрингер – это алюминиевый профиль, который соединяет несколько реек или листов фанеры в одно сплошное полотно.
Стрингер нужен для того, чтобы:
— обеспечить безопасное нахождение в лодке – с ними пол не «играет», он практически как монолитная конструкция;
— увеличивает жесткость корпуса лодки – это хорошо сказывается на ходовых показателях судна, особенно, если это будет габаритная лодка.
Виды стрингеров
Стрингеры изготавливают только из алюминия. По торцам они имеют пластиковые заглушки. В самом профиле предусматривается специальный паз толщиной равной пайольному листу. Поэтому, если вы решили сделать пол для лодки самостоятельно, подбирайте листы фанеры и стрингер одновременно – иначе собрать конструкцию в кучу при расхождении в размерах не выйдет.
Стрингеры идентичны по своей конструкции. Различаются между собой только по длине, толщине и размеру паза для вставки пайольного листа.
Установка стрингера на лодку ПВХ
Для работы понадобится:
— комплект пайол;
— стрингеры – поперечные и продольные с пластиковыми заглушками по торцам;
— линейка и карандаш для разметки;
— лобзик для выпиливания карманов;
— пропитка водоотталкивающего типа.
Процесс сборки жесткого пола со стрингерами для лодки:
— листы пайол раскладываются в такой очередности, в какой они будут расположены в лодке;
— к одной стороне пайолы прикладывается профиль таким образом, чтобы его длины хватало перекрыть три соседних листа;
— следите за тем, чтобы края листа не выпирали за стрингер. Чтобы этого не произошло, заранее можно наметить глубину распила кармана: прикладывается профиль к крайней части пайол, соблюдая размеры профиля прочерчивается контур для пропила. Полученную разметку нужно соединить одной линией;
— по сделанной разметке выпиливается «карман». Делать это лучше лобзиком с мелкими зубьями, чтобы не было мелких сколов на листах пайол;
— после того, как карманы будут выпилены, края нужно скруглить и обработать водоотталкивающей пропиткой;
— в подготовленные выемки устанавливаются стрингера.
Не рекомендуется монтировать стрингера на пайоле в носовой части судна. Во время глиссирования на носовую часть лодки приходится наименьшая нагрузка, а на третью заднюю часть пайолы наибольшая, поэтому эту часть укрепить целесообразнее.