- Подготовка к ЕГЭ (русский язык). Пунктуация. Обособленное пр
- помогите с тестами по русскому пожалуйста1. Укажите неверное утверждение.
- Основные правила по орфографии и пунктуации, примеры, упражнения и проверочные работы по русскому языку для слушателей подготовительных курсов отделения педагогики и психологии (стр. 4 )
Подготовка к ЕГЭ (русский язык). Пунктуация. Обособленное пр
1.Любое приложение в любом положении, если относится к личному местоимению .
2.Любое приложение в любом положении, если имеет обстоятельственное значение .(уступка, причина)
3.Если определяемым словом является имя собственное , приложение обособляется только после определяемого слова .
4.Если определяемым словом является нарицательное существительное , то распространенное приложение выделяется в любом положении.
5.Собственное имя лица или кличка животного, выступающие в роли обособленного приложения, если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное и перед приложением можно вставить слова : а именно, то есть, а зовут .
6.Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу , по имени , по фамилии , по кличке , или .
1.Каждый из них, депутатов , высоко ценил оказанное ему доверие.
2.Мы, мальчишки , собирались иногда отрядами и шли в поход.
1. Прославленный разведчик , Травкин оставался тем же тихим и скромным юношей.
2. Страстный охотник , писатель глубоко чувствовал природу.
1.Наташа, худенькая и грациозная девочка , держалась просто и естественно.
2 .Уроженец Москвы Николай снова приехал в свой родной город.
1.Отец, человек с высшим образованием , всю жизнь продолжал учиться.
Дочь Дарьи Михайловны , Наталья Алексеевна , с первого взгляда могла не понравиться.
Собачка эта , по кличке Чибис , была прелюбопытнейшим созданием.
помогите с тестами по русскому пожалуйста1. Укажите неверное утверждение.
А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.
Б. Все определения согласовываются с главным словом.
В Прямые дополнения относятся к переходным глаголам.
Г. Приложение – особый вид определения.
Д.Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
А. Маленькая гостиная была неуютной.
Б. Наше завтра будет прекрасно.
В. Мы с Аликом принялись за работу.
Г. Прямо к станции летит тройка удалая.
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б. Стану сказывать я сказку.
В.Я буду учителем в вашей школе.
Г. Я буду строить новый дом.
4. Найдите предложения с составным именным сказуемым.
А. Он был высокого роста.
Б. Я готов с вами поспорить.
В. Я был рад вам помочь.
Г. Вы должны трудиться.
5. Укажите неверное утверждение.
Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке:
а) ставиться, если перед сказуемым стоят слова
это, значит, вот;
б) не ставиться, если перед сказуемым стоят слова
будто, словно, как;
в) ставиться, если перед сказуемым стоит частица не;
г) может ставиться, если подлежащее — личное местоимение;
6. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Жизнь прекрасна и удивительна.
Б. Жизнь прожить не поле перейти.
В. Жизнь как сон.
Г. Сердце как камень.
Д. Читать не только узнавать факты.
Е. У сильного всегда бессильный виноват.
7. Укажите, в каких предложениях выделенное слово является дополнением.
А. Мастер чинит телефон.
Б. Ветер поднимает тучи пыли.
В. Буря мглою небо кроет.
Г. Встретить ночь готовиться природа.
8. Найдите предложение с прямым дополнением.
А. Хозяйка жарко натопила печь.
Б. Книги лежали на столе.
В. Живу, горжусь сынами.
Г. Лесник шагнул через порог.
9. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме.
А. Я начал разыскивать потерянную клюшку.
Б. С самого утра мы решили заняться любимым делом.
В. Врач запретил мне читать лежа.
Г. Не стану описывать мое состояние.
10. Найдите предложение с согласованным определением.
А. На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.
Б. Поездку домой ожидали все.
В. На фотографии изображен человек лет тридцати.
Г. Деревенские улицы тонули в зелени.
11. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).
А. Мы мальчишки собирались иногда группами и шли в лес.
Б. Страстный охотник глубоко чувствовал природу.
В. Мы были в музее А.С. Пушкина великого русского писателя.
Г. Мне понравилась повесть Н.В. Гоголя Вий.
12. Найдите предложение с обстоятельством времени.
А.Мы очень устали.
Б. Кругом кричали коростели.
В. Вчера я приехал в Тамбов.
Г. Он изменился до неузнаваемости.
13. Укажите предложения, в которых обстоятельство не обособляется (знаки препинания не расставлены).
А. Как парус чайка там белеет в высоте.
Б. Прилетев на место гуси шумно опускаются на воду.
В. Опытный шахматист сделав неудачный ход сдался.
Г. Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.
Д. Поезд шел не останавливаясь.
Е. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
Основные правила по орфографии и пунктуации, примеры, упражнения и проверочные работы по русскому языку для слушателей подготовительных курсов отделения педагогики и психологии (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Вследствие того что
Благодаря тому что
Во что бы то ни стало
Задание 34. Раскройте скобки.
1) Движение вперёд так(же) необходимо, как и дыхание. 2) Снегу было мало, снежных буранов то(же). 3) Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же) закрываются к вечеру. 4) Что(бы) такое особенное придумать? 5) Что(бы) вы пожелали? 6) Я силы черпал у России, что(бы) России их отдать. 7) Девушка работает и (при)том учится. 8) (При)том доме находится большой сад. 9) (И)так, всё ясно. 10) Поступали (и)так и сяк. 11) Он жил настоящим мгновением, за(то) уж жил вполне. 12) За(то), что тебе дорого, всегда держись. 13) Так(же), как и я, он жил один. 14) Небо над нами то(же) было тёмное. 15) То(же) слово, да не так бы молвить. 16) Работу нужно закончить (во)(что)(бы)(то)(ни)(стало). 17) Для того, что(бы) героями быть, человечество надо любить. 18) Что(бы) полюбить музыку, надо прежде всего её слушать. 19) Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости. 20) Вчера мело, сегодня так(же) метёт.
-то, — либо, — нибудь, кое-; — ка,
-таки (после глаголов, наречий, частиц):
кто-то, какой-нибудь и др.
Но: кое у кого, кое о чём.
Уговорил-таки, опять-таки, всё-таки, довольно-таки, неужели-таки, прямо-таки
Но: он таки успел тебя побороть
1. бы (б), ли (ль), же (ж):
почитал бы, если б, здесь же, все же, навряд ли, едва ль, все ж таки;
2. будто, ведь, мол, вон, даже:
принёс, мол; так ведь; вон там
Задание 35. Раскройте скобки.
1) Что(бы) вы сделали, если(б) смогли? 2) «Приехал(ли) начальник экспедиции?» – «Вряд(ли)». 3) «Так что(же) нам делать, к кому(же) обратиться?» 4) И завтра то(же), что вчера. 5) Нам довелось(таки) встретиться ещё раз. 6) Займитесь каким(нибудь) делом. 7) Пётр(таки) меня не дождался. 8) Неуже(ли) вы не слышали об этом? 9) Возьми(ка) у меня документы. 10) Точь(то) в точь, да не в этом дело. 11) А всё(ж)(таки) увидел я этот город. 12) А отчего(ж) это у тебя сердце(то) испортилось? 13) Крест(то) накрест перевяжи. 14) (Кое)где ещё слышались голоса.
Проверьте себя по теме «Правописание предлогов, союзов, частиц», вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(В)следстви… сильного снегопада; делать (на)перекор желанию; узнать (на)счёт подписки; перевести деньги (на)счёт фирмы; (в)течени… бурной реки; (не)смотря на неудачу; нечто (в)роде шара; забежал за(то) здание; ушёл, что(бы) отдохнуть; говорить то(же); пишет быстро, при(чём) красиво; что(бы) ни случилось; где(то); кто(либо); когда(нибудь); кое(в)чём; как(то); откуда(нибудь); кое(кто); когда(либо); когда(же).
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ В
РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
1. Если слово без не не употребляется: неистовство, необходимый, негодовать, нельзя.
2. Если слово с не можно заменить синонимом без не: неправда (ложь), нескромный (хвастливый), невысоко (низко).
3. С неопределёнными и отрицательными местоимениями без предлога: некого, некому, несколько, нечто.
4. При наличии наречий меры и степени (абсолютно, настолько, очень, почти, слишком, весьма, крайне, чрезвычайно, совсем), усиливающих утвердительный смысл: заслуги его очень невелики (очень малы).
5. С отрицательными наречиями: некуда, некогда, неоткуда.
6. Отглагольные прилагательные на –мый (если нет зависимого слова в Т. п. или зависимого слова с ни): невидимые слёзы, невидимые миру слёзы.
Но: не видимые мною слёзы, никому не видимые слёзы.
7. Глаголы с приставкой
недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме или имеющей значение «мало, недостаточно»: недостаёт денег, недосмотреть за братишкой.
Можно подобрать антоним с приставкой пере-: недоедать – переедать, недосолить – пересолить.
1. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами: не был, не зная, не создан, не один, не второй, не под силу, не то – не то, не только.
2. Противопоставление: Озеро не глубокое, а мелкое.
Но: Озеро небольшое, но глубокое (нет противопоставления).
3. Предлог: не у кого, не к кому.
4. При наличии отрицательных местоимений, отрицательных наречий, слов (далеко, вовсе, отнюдь), усиливающих отрицательный смысл: никому не известный писатель, далеко не лёгкое дело.
5. С наречиями: а) в сравнительной степени: говорил не громче, б) в роли сказуемого в безличных предложениях: не надо, не нужно, не страшно, не пора, не жаль, не жалко.
6. С причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: неисправленная ошибка; не исправленная учителем ошибка; не исправленная, а подчёркнутая ошибка.
7. Глаголы с приставкой до-: не достаёт до вешалки, не досмотрел фильм до конца.
Глаголы с приставкой недо-:
С краткими прилагательными не пишется, как правило, так же, как с полными: берег невысок (низок), берег не высок, а низок;
Но: не готов, не должен, не намерен, не обязан, не рад, не расположен, не склонен (не употребляются в полной форме).
Разграничение частиц НЕ и НИ
НЕ и НИ в местоимениях и наречиях
НЕ (под ударение)
НИ (без ударения)
Нé с кем поговорить;
Ни с кем не разговаривал;
Никуда не поехал;
Нисколько не боюсь.
(Остался) ни при чем, ни с чем;
(пропал) ни за что.
Это было не что иное, как письмо моего старого друга.
Приказ подписал директор, а не кто другой.
Ничто иное в это время меня не интересовало.
Никто иной, кроме тебя мне не помог.
НИ для усиления отрицания
1. Если в предложении есть или подразумеваются слова НЕТ, НЕЛЬЗЯ, НЕ + глагол: На небе ни облачка (отрицательное сказуемое нет опущено). (На небе не было ни облачка). Вокруг ни души. Нет ни копейки. Нельзя отойти ни на минуту. Ср.: Нельзя не согласиться – двойное отрицание в сказуемом.
2. Если ни входит в состав повторяющегося союза ни-ни (ни-ни в роли союза = и-и). Ни власть, ни жизнь меня не веселят.
3. Ни один (= никто) – не один (= много).
4. Ни разу (= никогда) – не раз (= много).
НЕ и НИ для усиления утверждения
В придаточном предложении (с обобщающим характером):
Куда ни взглянешь, всюду холмы.
Как ни спешили, а темнота обогнала нас (в придаточном уступки).
Но: Куй железо, пока не остыло.
1. В восклицательных и вопросительных предложениях (часто со словом только):
Какие только мысли не приходили в голову (всякие мысли)!
Где он не бывал! (везде бывал, частица только опущена). Ты не подождешь меня? Не правда ли?;
2. При двойном отрицании в сказуемом:
Не мог не помочь (= помог). Нельзя не согласиться.
Запомните устойчивые сочетания с частицами НЕ и НИ:
Ни дать ни взять
Ни днём ни ночью
Ни жив ни мёртв
Ни за что ни про что
Ни свет ни заря
Ни много ни мало
Ни с того ни с сего
Ни туда ни сюда
Ни рыба ни мясо
Ни тот ни другой
Ни слуху ни духу
Как ни в чём не бывало
Задание 36. Определите слитное и раздельное написание НЕ.
(Не)широкий; (не)весёлый, а грустный; (не)нужно; (не)широкий, но красивый; (не)навистен; (не)восклицать; ничуть (не)интересная новость; (не)лепость; (не)с кем; (не)обдумав; ещё (не)распустившаяся сирень; (не)откуда; (не)согласен с доводами; (не)купленное, а своё; (не)иссякаемые возможности; (не)довыполнить; (не)когда; (не)высок, а низок; (не)дорогой, но хороший; (не)досолить, (не)прочитанная мною книга; (не)хуже; (не)победимая страна; (не)готов отвечать; (не)известный мне писатель; отнюдь (не)зависимый; абсолютно (не)верное решение; никому (не)знаком; (не)велика, а мала; идти (не)куда; (не)рушимый; (не)дооценил; (не)возвращённая другу книга; (не)годуя; (не)видя; совсем (не)приспособленный; (не)покрашен; (не)знакомые нам песни; говорить (не)зачем, (не)медля (н…) минуты, его отпустили (не)медля.
Задание 37. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(н…)куда не годиться; (н…)гроша за душой; (н…)чего не попишешь; (н…)с места; дохнуть (н…)когда; (н…)один я пришёл; от (н…)чего делать; (н…)один мускул не дрогнул; (н…)(в)какие ворота; (н…)разу не видел; делать (н…)чего; куда только (н…)обращался; (н…)в коем случае; кто бы он (н…)был; (н…)(под)каким видом; (н…)тучки нет; (н…)коим образом; (н…)где (н…)садика.
Задание 38. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Куда н… поверни. 2) На душе н… весело, н… грустно. 3) Он не умел н… петь, н… плясать. 4) Я не знаю, (н…)кто ты, (н…)где твои друзья. 5) (Н…)кто (н…)где не задерживался. 6) Кто бы к нему н… обращался, всякий получал дельный совет. 7) Нет никого, кто бы к нему н… обращался за советом. 8) Равнодушный человек не мог бы так петь, каким бы он н… обладал голосом. 9) Лиза проснулась н… свет н… заря. 10) Н… резких очертаний, н… ярких красок нет. 11) Н… мог н… сознаться. 12) Где н… воевал Суворов! 13) В Киеве, где бы вы (н…)шли, вы всюду среди деревьев. 14) В глуши (н…)слышно было (н…)души. 15) Ждал, пока н… приду. 16) Кроме музыки, (н…)что иное его не занимало. 17) Это был (н…)кто иной, как наш тренер. 18) Крестьянин н… мог н… быть плотником. 19) Такой поступок можно объяснить безответственностью, и (н…)чем иным. 20) Где только н… выходили молодёжные журналы! 21) Мы (н…)разу не были в Крыму. 22) Мы (н…)раз были в Крыму. 23) Я был там (н…)один. 24) (Н…)один из студентов не опоздал. 25) Что такое знание? (Н…)что иное, как описанный опыт.
Проверьте себя по теме «Правописание НЕ и НИ», вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Не)высокий; (не)весёлый, а грустный; (не)широкий, но красивый; (не)молодой и (не)старый; ехать (не)быстро, а медленно; ничего (не)говорящий факт; вести себя (не)принуждённо; (не)забудка; (не)ряшливый человек; (не)пойти в лес; (не)хотелось расставаться; результат (не)верен; (не)доставать до окна рукой; (не)достаёт терпения; (не)кого спросить; (не)с кем поговорить; (не)куда пойти; (не)вежественный; (не)подготовленное выступление; (не)смягчающее, а отягощающее обстоятельство; (не)оглядываясь; (не)написанный, а отпечатанный на машинке текст; (не)возвращённая другу книга; совершенно (не)подготовленный по физике ученик; никем (не)прочитанная книга; (не)под силу человеку; (не)смотря на (не)погоду; (не)готов ответить; (не)дорогой подарок; (не)допонимая происходящее; (не)когда зайти; (не, ни)о чём не жалеть не надо; (не, ни) то, (не, ни) другое; (н…)кому (н…)сделал добра; (н…)кому ухаживать за больным; (н…)сказав (н…)одного слова; (ни)где (н…)садика, (н…)длинного забора; как (н…)старался, а работа (не)получалась.
РАЗДЕЛ II. ПУНКТУАЦИЯ
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
1) сущ. – сущ.: (Токио – столица Японии); но: Мой сын инженер (разговорный стиль); Ваше сердце как камень (сравнительный союз); Обь, кажется, крупнейшая река Сибири (вводное слово); Ртуть тоже металл (союз); Костя теперь студент (наречие); Бедность не порок (отрицание); Биография есть описание событий жизни (наличие связки); Ты мой брат (подлежащее – личное местоимение);
2) числ. – числ.: (Дважды два – четыре);
3) н. ф.гл. – н. ф.гл.: (Жить – Родине служить);
4) сущ. – числ.: (Удельный вес золота – 19,3);
5) сущ. – н. ф.гл.: (Назначение каждого человека – развивать в себе всё человеческое)
Тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит (Лучшие друзья – это люди, которые не любят говорить и умеют понятно молчать. Чтение – вот лучшее учение.).
Задание 39. Расставьте, где это необходимо, знаки препинания.
1) Жизнь прекрасна и удивительна. 2) Говорить с вами только слова тратить. 3) Пять в квадрате двадцать пять. 4) Романтизм вот первое слово, огласившее пушкинский период. 5) Наша задача взять больше знаний. 6) Один в поле не воин. 7) Я строитель. 8) Ладожское озеро словно море. 9) Наша дружба солнца яркий свет. 10) Зимний лес сказка пробежаться по нему большое удовольствие. 11) Москва столица России. 12) Иванов по-видимому хороший врач. 13) Четырежды четыре шестнадцать. 14) Зависть дурное чувство. 15) Искусство это талант. 16) Стремиться вперёд цель жизни. 17) Расстояние не помеха для друзей. 18) Площадь комнаты 22 квадратных метра. 19) Сегодня небо как море. 20) Мой отец рабочий.
Проверьте себя по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», расставляя пропущенные знаки препинания.
1) Слово одежда всех фактов всех мыслей. 2) Жизнь прожить не поле перейти. 3) Чай пить не дрова рубить. 4) Его цель сделаться героем романа. 5) Пруд как зеркало. 6) Сердце не камень. 7) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 8) Дважды два четыре. 9) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. 10) Без дела жить только небо коптить. 11) Друзья прямые будто братья родные. 12) Плохой товарищ не подмога. 13) Человек без друзей что дерево без корней.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом, называются однородными.
Лето и осень были дождливы.
Однородными могут быть любые члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения
Запятая между однородными членами предложения ставится
Не соединены союзами
Соединены повторяющимися союзами (и-и, или-или, либо-либо, то-то)
Он (Годунов) умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать.
Но: Трудился он и в холод и в зной (тесное смысловое единство).
В каждом человеке есть сила и слабость, мужество и страх, твердость и колебание.
Соединены противительным союзом (а, но, да (= но), однако, зато, хотя)
Поворчал он, да не посмел ослушаться.
Перед второй частью двойных союзов (как-так и, не только-но и, хотя и-но, если не-то, не так-как, не столько-сколько, настолько-насколько
Нужно быть старательным как в большом, так и в малом.
Запятая не ставится внутри устойчивых сочетаний:
Ни рыба ни мясо
Ни днём ни ночью
Ни много ни мало
Ни жив ни мёртв
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Там стены, воздух – всё приятно.
И всё ожило: и леса, и пруды, и степи.
Всё: походка, лицо, взгляд – всё изменилось в нём.
Всюду: вверху и внизу – пели жаворонки.
И небо, и озеро, и пасмурные дали – словом, всё было непривлекательно.
Лучшие наши писатели, а именно: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Чехов – много работали над созданием русского литературного языка.
Однородные и неоднородные определения
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру), соединены между собой сочинительной связью (допускают вставку и), произносятся с перечислительной интонацией; на письме разделяются запятыми.
Наступила дождливая, грязная, тёмная осень.
Неоднородные определения характеризуют предметы с разных сторон; запятая между неоднородными определениями не ставится.
Большие стеклянные двери были распахнуты настежь.
В качестве однородных выступают следующие определения:
1) прил. + прич. оборот (если прич. оборот стоит после прил.): Его чёрная, ничем не покрытая голова так и мелькала в кустах.
2) соглас. определение + несоглас. определение (если несоглас. определение стоит после согласованного): Она сняла со стола толстую, с бархатом скатерть и постелила другую.
3) Определения, стоящие после определяемого слова: Слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко.
Но: Астра ранняя махровая (сочетание терминологического характера).
Задание 40. Поставьте, где это необходимо, пропущенные запятые в предложениях с однородными членами предложения.
1) Поворчал он да не посмел ослушаться. 2) Песня слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли. 3) Увидел Егорушка равнину холмы лиловую даль. 4) Звёзды меркнут и гаснут. 5) У нас тесно зато весело. 6) Прибрежная полоса уходила и в ту и в другую сторону. 7) Зайду проведаю. 8) Мальчишки те не боятся темноты. 9) Старики и те пели вместе со всеми. 10) Сначала думая а потом делай. 11) Профессор показал инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. 12) Трава лежала не только на подоконниках но и на глиняном полу. 13) Не столько благодарю за посылку сколько за память и внимание. 14) На их лицах выражалось если не боязнь то беспокойство. 15) Квартира Александра хотя и проста но изящна. 16) Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать. 17) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт. 18) Среди рек есть большие и малые спокойные и буйные быстрые и медленные. 19) На защиту Родины встал и стар и млад. 20) Все готовы были работать и день и ночь. 21) Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы. 22) Надежду и пловца всё море поглотило. 23) В человеке должно быть все прекрасно и лицо, и одежда и душа и мысли. 24) Ряд новых произведений а именно романов повестей рассказов будет опубликован в майских номерах журналов. 25) Дети старики женщины словом все смешались в живом потоке. 26) Это может кончиться и хорошо и плохо. плюс 40 плюс 60 составляют 1Я не то чтобы спешил но немного торопился. 29) Жил раньше не в Москве а в Петербурге и там же учился в университете. 30) Жду не дождусь отъезда.
Задание 41. Поставьте знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
1) Солнце приобретает тусклый несколько серебрящийся след. 2) Блаженством была прохладная свежая вкусная вода, мягко скатывающаяся с плеч. 3) Шёл длинный товарный поезд. 4) Это был скучный утомительный день. 5) Толстая черновая тетрадь была уложена на дно чемодана. 6) По дороге зимней скучной тройка борзая бежит. 7) Жёлтые синие фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. 8) Сильный несмолкаемый суровый шум моря становился всё громче. 9) Дети уехали в летний пионерский лагерь. 10) Для ремонта потребовались трубы тонкостенные электросварные нержавеющие.
Проверьте себя по теме «Предложения с однородными членами», вставляя нужные знаки препинания.
1) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому. 2) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3) Он видел не только огороды но и прекрасные сады. 4) Звуки росли крепли полнели становились всё более и более властными захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. 5) В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек как-то уточек гуськов дудочек и брызгалок. 6) Каменья или вонзались в подошву или расступались под ногами. 7) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 8) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. 9) Сонливый да ленивый – родные братья. 10) Местами пересыхающая летом небольшая речушка широко разлилась. 11) Блестел на солнце пруд, мелкий глинистый. 12) Комната была оклеена старыми полосатыми обоями.
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. Обособленными могут быть определения; приложения; обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами или существительными с предлогами; уточняющие обстоятельства (обычно места и времени); дополнения.
Обособленные второстепенные члены предложения на письме выделяются запятыми (реже – тире).
Определение – это второстепенный член предложения, который подчиняется подлежащему или дополнению, выраженным существительными ( или его эквивалентами), обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который?
Согласованные определения обособляются в следующих случаях:
1. Стоят после определяемого слова: Лошади мчались по земле, кованной из серебра. Солнце, великолепное и яркое, поднималось.
Но: Все явившиеся на экзамен студенты были хорошо подготовлены. Нужно выучить эти написанные на доске слова.
2. Относятся к личному местоимению: Волнуемый воспоминаниями, я забылся.
3. Имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия или времени): Пополненная людьми и оружием, дивизия перешла в контрнаступление. Выносливые птицы, чайки в то же время очень хрупки.
4. Оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (дистантное расположение): Недалеко от дома, обнесенный оградой, раскинулся старинный парк.
Обособление несогласованных определений
Несогласованное определение, выраженное косвенным падежом существительного с предлогом, обособляется, если:
1. Относится к имени собственному: Иванов, с шапкой на голове, стоял рядом.
2. Относится к личному местоимению: Весь он, с широкими сухими плечами и руками, был полон скрытого огня.
3. Стоит рядом с обособленным согласованным определением: Барак, высокий, с односкатной крышей, чернел перед ними.
4. Выражено сравнительной степенью прилагательного, особенно если определяемому слову предшествует согласованное определение: Другой дом, гораздо больше, строился рядом. Одна из волн, посмелее, подползла к нам.
Приложение – это определение, которое стоит в том же падеже, что и определяемое слово: Вот наша Зоечка, официантка в столовой.
1) распространенное приложение, относящееся к нарицательному существительному (Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь);
2) одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, если последнее имеет при себе зависимые слова (Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек);
3) любое приложение, относящееся к личному местоимению (Счастливец, он побывал в Москве. Мы, артиллеристы, хлопотали возле орудий);
4) любое приложение, если имеет обстоятельственное значение (Отец, уроженец Уфы, хорошо знает свой родной город);
5) любое приложение, стоящее после имени собственного (Жухрай, матрос, с нами не разговаривал. Но: Фанатик своего дела, Николай всегда думал о делах – приложение имеет добавочное обстоятельственное значение);
6) приложение, выраженное именем собственным, если имеет уточняющий характер (Второй сын, Яков, был похож на мать);
7) приложение, присоединяемое союзом как, со значением причины: Пьер, как законный сын, получил всё. Но: Свой путь в науку он начал как участник экспедиции (как = «в качестве», «в роли»);
8) приложение, присоединяемое союзами то есть, или, а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом, в особенности, в том числе и др.: Наш преподаватель истории, родом из Киева, работает сейчас в сельской школе.
Задание 42. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания.
1) Совершенно убитый он вынужден был прервать визиты и вернуться домой. 2) Путники измученные холодом добрались до какого-то деревянного строения. 3) Деревья окутанные туманом едва виднелись вдалеке. 4) Она шла по скрытой высокой травой тропинке. 5) Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. 6) Всё относящееся к работе отец считал самым главным. 7) Веками пустыня лежала нетронутая. 8) Несколько раз таинственный и одинокий мелькнул вдали огонек. 9) Утомлённый дневным переходом Семёнов заснул скоро. 10) Притихшие они порознь стояли на берегу ручья. 11) Бабушка по дому хлопочет старая. 12) Билеты на вечер были розданы всем желающим пойти. 13) В конце января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.
Задание 43. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с несогласованными определениями.
1) Другая комната почти вдвое больше называлась залой. 2) Саша в пальто и шапке спускается вниз по лестнице. 3) Пришёл пароход освещённый утреннёй зарёй уже без огней. 4) Тотчас вся в летнем прозрачном солнце склонилась над ними Мария Щербатова. 5) Мальчик стриженный в серой блузе подал Лаптеву стакан чаю без блюдечка. 6) Сегодня она в новом голубом капоте была особенно молода и внушительно красива. 7) В это время Катя с Соней весёлые и мокрые с громким говором и смехом вышли на террасу.
Задание 44. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.
1) Страстный охотник писатель глубоко чувствовал природу. 2) Наташа худенькая и грациозная девочка держалась просто и естественно. 3) Впервые мёртвую петлю осуществил Нестеров русский лётчик. 4) Они мать и обе дочери были дома. 5) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. 6) Инженер он великолепно знал своё дело. 7) Монблан высочайшая гора Западной Европы привлекает к себе многих туристов. 8) В углу стоял книжный шкаф подарок отца. 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. 10) Полученный ответ рассматривается как согласие.
Выделяются запятыми обстоятельства:
1. выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами: Заскрежетав, закрылись двери. Боясь упасть при спуске, мы решили пройти дальше вдоль ручья;
2. выраженные существительными с предлогом несмотря на, который имеет уступительное значение: Несмотря на тяжёлые погодные условия, спасатели уже к вечеру были на месте;
3. выраженные существительным с другими производными предлогами (благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вследствие и др.): Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать.
1. деепричастия, перешедшие в наречия (стоя, сидя, лёжа), и устойчивые словосочетания наречного характера (сломя голову, спустя рукава): Дома у себя Громов читал всегда лёжа. Он рассказывал, и его слушали затаив дыхание.
2. одиночные деепричастия, стоящие после сказуемого и тесно сливающиеся с ним по смыслу: Она вошла улыбаясь и села за стол. Он шёл прихрамывая на левую ногу.
3. однородный ряд, состоящий из наречия и деепричастия: Он говорил шёпотом и ни на кого не глядя.
Задание 45. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.
1) Не надевая фуражки вышел он на крыльцо. 2) Лишь луна любопытствуя заглядывала в окно. 3) Сергей долго лежал не шевелясь. 4) На опушке леса приложив одно ухо и приподняв другое перепрыгивал заяц. 5) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям. 6) Батареи медным строем скачут и гремят и дымясь как перед боем фитили горят. 7) «Орёл» наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял своё место в строю. 8) Это упражнение делают сидя на стуле. 9) На высоком небе не спеша тянулись редкие облака. 10) Он стоял прислонясь к стене и бесцельно поглядывая вокруг себя улыбался. 11) Хотя он работал спустя рукава никто не укорял его за это. 12) Несмотря на бледность лица Валерия цвела здоровьем. 13) Вопреки приказанию казак спал крепким сном. 14) В случае нападения заприте ворота. 15) За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле.
Обособление уточняющих и поясняющих членов предложения
Задание 46. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Правило: члены предложения, уточняющие или поясняющие значение предыдущего члена, обычно обособляются и на письме выделяются запятыми: В гостиной, на среднем диване, сидела старушка.
1) Дом господский стоял на юру то есть на возвышении открытом всем ветрам. 2) Иногда в душные ночи эти люди переправлялись через реку Казанку. 3) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка. 4) Уж не раз доходили до меня слухи о Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке. 5) Оттуда с улицы доносился крик и беготня. 6) Небольшая очередь в несколько десятков человек стояла у входа в здание.
Задание 47. Расставьте знаки препинания, учитывая, что дополнения с производными предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением, сверх и др., указывающими на включение либо исключение предмета из данного ряда или на его замещение, обычно обособляются: Кроме Вали и Стёпы, в садике присутствовал незнаковый Олегу паренёк (включение).
1) Кроме Садовой улицы Серёжка видел и другие улицы. 2) Кроме воинского эшелона на станции ожидали отправления ещё два состава. 3) Кроме нас с Алексеем на вечере были девушки из соседней бригады. 4) Вместо типографской краски отец Жоры приготовил оригинальную смесь. 5) Кажется никто кроме Андрея не знал его имени. 6) Он сел в кабину машины за шофера.
Проверьте себя по теме «Обособление второстепенных членов предложения», вставляя нужные знаки препинания.
1) Струйка дыма вилась в ночном воздухе полном влаги и свежести моря. 2) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. 3) У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные. 4) Отец засучив рукава тщательно вымыл руки. 5) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега. 6) Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. 7) Стоянка наша в бухте Камранг вопреки ожиданиям многих затянулась. 8) Кто кроме охотника испытал как отрадно бродить на заре по кустам. 9) Поезд оставив дымок в дальние скрылся края. 10) Скупой теряет всё желая всё достать. 11) Яков шёл не торопясь. 12) Чуть не полмира в себе совмещая Русь широко протянулась родная. 13) Укладываясь на ночлег шумно кричали грачи. 14) Медленно ровно качаясь в гавани стояли корабли. 15) Мальчик бежал сломя голову.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ