- История появления охотничьего костюма
- В чем охотились в Европе
- В чем охотились на Руси
- Рюкзаки для охоты VORN
- В соцсетях по всему миру пишут, что это – костюм сибирского охотника на медведей. Правда или фейк?
- LiveInternetLiveInternet
- —Музыка
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Русский охотничий костюм
- А.Рябушкин. Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле. Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898
- Часто изображаемые на иконах и фресках длинные накинутые на одно плечо плащи (корзно) на охоту вряд ли надевались, поскольку являлись наиболее шикарной на тот период одеждой, шились из дорогих византийских тканей и особым удобством не отличались. Важным элементом костюма охотника, да и любого другого русича, являлся пояс, игравший роль кармана -к нему подвешивались разнообразные мелкие вещи, чаще всего это универсальный инструмент — нож, а также предметы для высекания огня (кресало, кремень), кожаный или тканый кошелек, и оружие. Аравийский посол Ахмед в начале X века, будучи у Волжских булгар, описывая одежду русичей, упоминает, что каждый из них, включая женщин, носил на поясе нож. У мужчин «боекомплект» дополнялся мечом или топором.
- А.Рябушкин. Выезд на соколиную охоту при царе Алексее Михайловиче.
- 1898. Картон, акварель, графитный карандаш, тушь, перо. ГТГ
- А.Бенуа. Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя
- в сопровождении свиты в петергофском Зверинце.
- Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898
- Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898
- М.Зичи. Семья Александра II на псовой охоте. 1866. Бумага, перо, чернила, акварель.
- Государственный музей-заповедник «Павловск»
- К.Лебедев. Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии царя Алексея Михайловича. Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898
История появления охотничьего костюма
Несмотря на то что абсолютное большинство известных нам сегодня компаний, выпускающих одежду для охоты, появилось в ХХ столетии, охотничий костюм имеет многовековую историю. В некоторых европейских странах до сих пор свято чтят традиции и (как минимум) используют в одежде для охоты элементы старинной охотничьей экипировки. Достаточно вспомнить строгие британские костюмы любителей парфорсной охоты на лис, баварские брюки с обязательным карманом для охотничьего ножа, вшитым с правой стороны, тирольские шапочки с пером.
В чем охотились в Европе
Справедливости ради, надо заметить, что о функциональности одежды для охоты люди стали задумываться довольно давно. Так, еще в VIII в. император Карл Великий преподал хороший урок своим вельможам, разодетым в роскошные костюмы. Он взял их на охоту, и к концу дождливого дня некогда шикарные шелковые наряды превратились в мокрые тряпки. Сам Карл носил охотничью одежду из лодена (валяной шерсти) и овчины, которая и вечером выглядела весьма неплохо, несмотря на испытание непогодой. Смотреть одежду для охоты в интернет-магазине «Охотник»>
Тем не менее, для европейской знати на протяжение многих веков выезд на охоту был отличной возможностью щегольнуть дорогими нарядами.
В ряде стран Европы формирование охотничьего костюма шло в соответствии с традициями костюма национального. Именно на них ориентировались и некоторые первые лица государства. Так, император Франц Иосиф I всю жизнь охотился в традиционной австрийской охотничьей одежде: альпийских ботинках, подбитых гранеными гвоздями, чтобы не скользили на горных тропах, шерстяных гетрах, замшевых шортах выше колен, пиджаке без воротника и шляпе с пером и меховой кисточкой.
Охотника в подобном костюме и сегодня можно встретить в Австрии и Баварии. И не только охотника. К примеру, рабочий костюм лесничего, преобразившийся благодаря Габсбургам в элегантный костюм для охоты и получивший название «альпийский смокинг», уже много десятилетий является парадным облачением политиков. Смотреть ассортимент одежды для охоты в интернет-магазине>
Элементы баварской и австрийской охотничьей одежды с удовольствием используют в своих коллекциях многие модные и ювелирные дома мира.
В чем охотились на Руси
Русскому охотничьему костюму повезло меньше. Правда, и был он намного менее продуманным.
Вообще охотничья одежда древнего русича мало отличалась от повседневной. Основу составляла холщовая рубаха без воротника (небольшой разрез спереди застегивался на пуговицу или крепился шнурком). Рубаха носилась навыпуск и опоясывалась нешироким поясом, на который крепились охотничий нож, кремень для высекания огня, кожаный или тканый кошелек и т. д. Порты — неширокие, сужающиеся книзу и доходящие до щиколотки штаны – при помощи шнурка завязывались на талии. В ходу до XIII-XIV вв. были разные накидки. Ткань для охотничьей одежды делали изо льна, конопли, шерсти; использовали кожу и мех (для большего тепла верхняя одежда обычно носилась мехом внутрь). Для рук у простых охотников зимой были рукавицы, у охотников благородных кровей — перчатки на меху.
На ноги надевали сапоги (если они, конечно, были) или обертывали ноги онучами (т. е. кусками ткани) и поверх надевали лапти, которые крепили к ноге завязками. Неотъемлемой частью экипировки являлась шапка из сукна или войлока.
Особых различий в покрое охотничьей одежды разных социальных слоев не было, но материалы использовались, конечно, разные.
В XVII в. костюмы царских охотников состояли из зипуна, одевавшегося сверху кафтана, шапки и сапог. Сапоги были разными: для псовых охотников — из обычной кожи, для сокольников — с высокими загнутыми носками из ярко-желтого или красного сафьяна или красной телячьей кожи.
Охотничья одежда русских царей зависела от личных пристрастий. Так, государь Алексей Михайлович любил одежду для охоты из дорогих материалов, украшенных драгоценными камнями, поражавшую блеском и роскошью. Императрица Елизавета Петровна ездила на соколиную охоту верхом в мужском полевом платье. Екатерина II выбирала либо такой же костюм, либо так называемое «амазонское платье» (охотничий костюм для дам европейского образца). Купить одежду для охоты в интернет-магазине «Охотник»>
К концу XIX в. одежда охотников «голубых» кровей стала несколько скромнее – на смену роскоши пришла большая практичность.
Достаточно подробные рекомендации, касающиеся охотничьей одежды и обуви в целом, сформулировал в XIX в. Леонид Сабанеев (1844-1898 гг.). Он уделил особое внимание удобству охотничьей одежды и самочувствию в ней охотника. Сабанеев писал о необходимости надевать на охоту не черную или белую пугающую зверя и птицу одежду, а серую или песочную; предостерегал от ношения на охоте накрахмаленного белья и галстуков. Охотнику он предлагал сшить себе холщовый балахон «для маскировки, меньшего риска испачкаться кровью убитого зверя и предохранения от непогоды». Зимой рекомендовалось охотиться «в бумажной рубашке» и вязаной шерстяной «рубахе» без застежек, надев сверху широкое и короткое «платье, крытое толстыми сукном, драпом» или заячью шубку. Неудобные муфты, которыми пользовались многие охотники, чтобы греть в них руки, Сабанеев советовал заменить на два внутренних кармана, вшитых в такую шубу «на уровне желудка». Штанины предлагалось не заправлять в голенище, а носить, «завязав снурком немного выше сапожного подъема», чтобы в обувь не попадали болотная тина, вода, песок или снег. Смотреть ассортимент одежды для охоты в интернет-магазине> Самой неудобной обувью для охот Сабанеев считал высокие кожаные сапоги и предлагал взамен их либо обыкновенные сапоги с низким голенищем, либо высокие, но сшитые из плотной парусины с водоотталкивающей пропиткой, либо обычные валенки (для холодного времени года). Надевать их рекомендовалось с теплым носком или холщовыми подвертками, т. к. «ходить на охоту в бумажных или нитяных носках не годится».
Лучшим головным убором для охотников, по мнению Сабанеева, был башлык или вязаный «шлем», плотно закрывающий голову, шею и часть щек.
Часть советов, конечно, давно устарела, но большинство рекомендаций Сабанеева актуально и сегодня. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на конструкцию современной одежды для охоты от лучших мировых производителей. Купить одежду для охоты в интернет-магазине «Охотник»>
Рюкзаки для охоты VORN
Приведенные на сайте ohotnik.com цены и характеристики товаров носят исключительно ознакомительный характер и не являются публичной офертой.
Копирование любых материалов сайта без письменного разрешения администрации и активной ссылки на сайт ohotnik.com запрещено.
Уведомляем Вас о том, что данный сайт автоматически собирает и обрабатывает Ваши персональные данные, такие как IP, Cookie, но не ограничиваясь указанными, в целях обеспечения его функционирования. Если Вы с этим не согласны, то, пожалуйста, покиньте сайт. В противном случае это будет считаться подтверждением Вашего согласия на обработку Ваших персональных данных в соответствии с условиями «Пользовательского соглашения об обработке персональных данных»
Пользовательское соглашение об обработке персональных данных
Настоящим, я (далее – Лицо), даю свое согласие ООО «ТК Русский Охотник», юридический адрес: 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 1., (далее – Компания) в целях информирования о товарах и услугах Компании, о предложениях партнеров Компании, заключения и исполнения договоров купли-продажи, а также рассылок, подготовленных в качестве личных рекомендаций для Лица с учетом анализа его покупательского поведения, обрабатывать — собирать, записывать, систематизировать, накапливать, хранить, уточнять (обновлять, изменять), извлекать, использовать, передавать (в том числе поручать обработку другим лицам), обезличивать, блокировать, удалять, уничтожать — мои персональные данные: фамилию, имя, пол, дату рождения, номера домашнего и мобильного телефонов, адрес электронной почты, фотографию, домашний адрес, адрес доставки, IP, Cookie, а также данные об интересах на основании анализа моих поисковых запросов и посещений Интернет-сайтов.
Обработка персональных данных Лица может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и положениями Компании. Настоящим Лицо соглашается на передачу своих персональных данных третьим лицам для их обработки в соответствии с целями, предусмотренными настоящим согласием, на основании договоров, заключенных Компанией с этими лицами.
Настоящее согласие Лица на обработку его/ее персональных данных, указанных на сайте Компании, направляемых (заполненных) с использованием настоящего сайта, действует с момента предоставления этих данных до момента его отзыва.
Со своей стороны Компания обязуется использовать полученные данные исключительно с целью повышения качества предоставления услуг и защищать их от утери, повреждения, фальсификации и несанкционированного доступа к ним.
Согласие на обработку персональных данных, указанных на сайте Компании, направляемых (заполненных) с использованием настоящего сайта, может быть отозвано Лицом при подаче письменного заявления (отзыва) по юридическому адресу Компании. Обработка персональных данных Лица прекращается немедленно с момента получения Компанией письменного заявления (отзыва) Лица и/или в случае достижения цели обработки и уничтожается в срок и на условиях, установленных законом, если не предусмотрено иное. Обезличенные персональные данные Лица могут использоваться Компанией в статистических (и иных исследовательских целей) после получения заявления (отзыва) согласия, а также после достижения целей, для которых настоящее согласие было получено.
В соцсетях по всему миру пишут, что это – костюм сибирского охотника на медведей. Правда или фейк?
Очень часто вижу эту жутковатую то ли фотографию, то ли рисунок в соцсетях с подписью «Костюм сибирского охотника на медведей, XIX век». Выглядит кадр, конечно, мощно, на месте медведя, завидев такое, я бы тикал со всех ног. Но! Не изменяя своей привычке ставить всё под сомнение, я провел небольшое расследование, что же это за дикий наряд и действительно ли наши предки-сибиряки в нем охотились?
Ответ получился не совсем однозначный. С одной стороны, в Сибири подобное точно никто не носил . С другой стороны, говорить, что это – стопроцентная фальшивка не хочется. Хотя поначалу было такое желание. Потому что костюм этот выставлен в музее, специализирующемся на современном искусстве.
Довольно забавно было читать комментарии на западных сайтах, мол, только чокнутые русские могли додуматься до обнимашек с медведями. Но на одном популярном форуме я наткнулся на сообщение, где говорилось, что никакой это не костюм сибирского охотника, а выставочный экспонат из коллекции по сюрреализму в музее Менил, город Хьюстон, штат Техас, США. Частная коллекция открыта для всех с 1987 года. В ней 15 тысяч работ с самых древних времен и до наших дней. Есть Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Джексон Поллок. Но преимущественно современный арт.
«Сибирский» охотник в полный рост стоит в зале Witnesses to a Surrealist Vision . Узнав об этом, многие поспешили назвать костюм фальшивкой и тут же обругать его, мол, такой физически невозможно надеть, он бессмысленный и небезопасный. Однако кое-кто не поленился прислать, что же написано на табличке в музее рядом с пугающей фигурой. А там сказано: «Костюм охотника на диких зверей, XVIII-XIX века, Германия или Швейцария».
Судя по всему, этот костюм – реконструкция. Он не имеет никакого отношения к Сибири, так что, если снова увидите «ВКонтакте» эту картинку, можете блеснуть эрудицией. Ну и конечно, пишите в комментариях свое мнение: как думаете, это все же настоящий охотничий костюм или просто искусство?
Я разоблачаю популярные фотофальшивки и рассказываю правду, оставшуюся за кадром. Подписывайтесь , чтобы ничего не пропустить!
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- живопись (9855)
- зарубежные творцы (7461)
- русские творцы (3517)
- фотография (2464)
- графика (1554)
- прикладное творчество (1190)
- музыка (1139)
- интересные статьи (1088)
- культурные события (757)
- архитектура (743)
- скульптура (697)
- поэзия (674)
- литература (603)
- ссылки (581)
- «документальное» (576)
- дизайн (551)
- кинематограф (490)
- ретро (407)
- история стилей (407)
- Компьютерное искусство (384)
- юмор (309)
- театр (241)
- обсуждения,вопросы и пр. (178)
- календарь (177)
- анимация (175)
- термины и техники (98)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Русский охотничий костюм
Четверг, 17 Декабря 2009 г. 19:54 + в цитатник
Русский охотничий костюм
а так же охота в живописи
текст: Елизавета ЦЕЛЫХОВА
В каждой европейской стране существуют свои, тщательно оберегаемые охотничьи традиции. Невольно обращаешь внимание на один чисто внешний факт — традиционность и регламентированность европейских охотничьих костюмов. Это и классические английские костюмы для парфорсной охоты, и тирольские шапочки с пером. На этом фоне разношерстной и неорганизованной массой выглядят русские охотники, одетые кто во что горазд: кто в камуфляж, кто в маскхалат, а кто-то и в вообще не поддающуюся идентификации хламиду. Возникает закономерный вопрос: а какая традиция охотничьего костюма существовала в России? В чем же охотились наши предки? Каким культурным наследием в этой области мы обладаем? Попробуем в этом разобраться.
Выезд на охоту. Иллюстрация А. Бенуа
к книге А. Попова «Григорий Орлов»
Охотничий костюм древнего русича мало отличался от той одежды, которую он носил повседневно. Она представляла собой рубаху (сорочку, сорочицу) глухого покроя с небольшим разрезом горловины с воротником или без него, длиной примерно до колен. Такая длина была характерна не только для простых людей, но и для воинов, тогда как одежда знати ориентировалась на византийские образцы и отличалась большей длиной. Рубаха дополнялась узкими портами (гачами), шитыми из полотна. В ходу до XIII-XIV веков были также своеобразные накидки (вотолы, мятли). Такая накидка застегивалась пуговицей или фибулой у горловины — в этом случае она плащом лежала на плечах, либо на поясе (если покрывала одно плечо).
/www.liveinternet.ru/fckeditor26/editor/[url]http://www.liveinternet.ru/fckeditor26/editor/css/images/fck_anchor.gif» target=»_blank»>http://www.liveinternet.ru/fckeditor26/editor/[url. itor/css/images/fck_anchor.gif[/url]); background-repeat: no-repeat; padding-left: 18px; text-decoration: none; color: rgb(230, 0, 0); background-position: 0px 50%; » href=»http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7203.php»>
А.Рябушкин. Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле. Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898
Часто изображаемые на иконах и фресках длинные накинутые на одно плечо плащи (корзно) на охоту вряд ли надевались, поскольку являлись наиболее шикарной на тот период одеждой, шились из дорогих византийских тканей и особым удобством не отличались. Важным элементом костюма охотника, да и любого другого русича, являлся пояс, игравший роль кармана -к нему подвешивались разнообразные мелкие вещи, чаще всего это универсальный инструмент — нож, а также предметы для высекания огня (кресало, кремень), кожаный или тканый кошелек, и оружие. Аравийский посол Ахмед в начале X века, будучи у Волжских булгар, описывая одежду русичей, упоминает, что каждый из них, включая женщин, носил на поясе нож. У мужчин «боекомплект» дополнялся мечом или топором.
Звероловы древней Руси. С. Иванов
Набор предметов, подвешенных к поясу, определял статус и род занятий мужчины — воина, ремесленника или охотника. К поясу крепились также разного рода обереги, что подчеркивало его обрядовое значение. С приходом христианства такая функция пояса была утрачена, и у простых людей его заменила обыкновенная «веревочка», которой подпоясывались поверх рубахи. Но у охотников и воинов пояс сохранял свои функции значительно дольше.
Основными материалами для охотничьей (как, впрочем, и любой другой) одежды служили разного рода ткани из шерсти, льна, конопли, кожи и меха, при этом верхняя одежда из меха чаще всего надевалась мехом внутрь (очевидно, для большего согревающего эффекта). На основании раскопок Верхневолжских погребений становится ясно, что в целом не наблюдалось и особенных различий покроя одежды у разных социальных слоев: одежда простолюдина и князя различалась в основном только качеством ткани и сортом меха. К примеру, князь Ярослав не отличался одеждой от простого ратника. При встрече с Иоанном Цимисхием на берегу Дуная он немало поразил своим внешним видом греков: на нем была простая белая одежда, как на любом из его воинов, лишь в ухе — серьга, украшенная жемчужиной и рубинами.
Обувь древнерусского охотника реконструировать гораздо сложнее — скорее всего она представляла собой простые лапти или же сапоги с высокими мягкими голенищами, стягивавшимися у колен ремнями с кольцами, либо те же сапоги, но с широкими жесткими голенищами. Наиболее примитивный вид подобной обуви — поршни (прямоугольные куски кожи или шкуры, обмотанные вокруг ног). Возможен также и четвертый вариант -короткая обувь и обмотки (онучи) вокруг голени, завязывавшиеся под коленом, однако традиция ношения «засапожных» ножей способствовала, очевидно, большей популярности высокой обуви. В сапоги надевалось подобие шелковых, тканевых, шерстяных или меховых чулок.
На руки охотник надевал рукавицы, а охотник царских кровей «рукавицы перстатыя» то есть перчатки на меху, отороченные бобром.
К XVI веку рубахи и порты надевались уже двух видов — нижние и верхние, носимые часто одни на другие. Покрой также еще не имел отличий, обусловленных социальным положением, и отличие заключалось лишь в богатстве вышивки и количестве накладных деталей. В качестве верхней одежды на рубахи надевалась свита (одежда, напоминающая облегающее фигуру пальто с отложным воротником и обшлагами), поверх которой в холодное время надевались сермяга или кожух (нагольный меховой кафтан). В это время женщины и мужчины застегивали одежду так, что правая пола заходила на левую и застежка находилась, соответственно, слева, и лишь с XVI века закрепляется современная манера располагать застежку справа на мужской одежде.
Головные уборы отличались значительным разнообразием: небогатые охотники ограничивались меховыми, плетеными и валенными шапками различных фасонов: колпаки, мурмолки, а с XVII века — меховые шапки, треухи (малохаи). Полусферические же с меховой оторочкой шапки представляли собой важнейшую регалию князей и на охоту, вероятно, надевались лишь в особых случаях.
В XVII веке костюмы царских охотников по покрою также еще почти не отличались от одежды иного, служившего царю люда. По свидетельству Кутепова, каждый из охотников получал «ежегодно по портищу сукна, камки или атласа, смотря по положению охотника в составе царской охоты, на шапки выдавались бархатные верхи и на опушку соболи, на сапоги — кожа и сафьян». Сам костюм состоял из зипуна (короткий узкий домашний полукафтан), кафтана (одевавшегося поверх зипуна или ферези), однорядки (долгополого «однобортного» кафтана без ворота с прямым запахом и пуговками), шапки и сапог, представляя таким образом «полный комплект для любого времени года». Полагалось охотнику также и оружие — лядунка (зарядница, патронташ) и сабля. Иногда этот набор дополнялся пищалью и протазаном (широким копьем, алебардой или бердышом). Все оружие выдавалось для охоты из оружейной палаты московского Кремля.
Кафтан прочно вошел в обиход с приходом на Русь татар, однако русские застегивали его не на левую сторону, а на правую. Зимний кафтан назывался кожухом и шился из легких тонких мехов -«собольих пупков», «беличьих черевьев». Кафтаны бывали нескольких видов: столовые, ездовые, дождевые. Для верховой езды и охоты надевалась короткая разновидность кафтана — чуга (или ее подобие — терлик) с короткими (приблизительно по локоть) рукавами. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывались нож и ложки. Для верховой езды использовалась также и епанча, вернее ее дорожный вариант — из медвежьей шерсти или грубого сукна.
Шубы как таковые наши предки на охоту не надевали, так как считали их самыми щегольскими и богатыми нарядами.
Сапоги также были нескольких видов: для псовых охотников — из кожи, для сокольников — с высокими загнутыми носками из яркого желтого или красного сафьяна или красной телячьей кожи. При особо торжественных охотах с участием заграничных послов сокольники «надевали яркие одежды, к которым, при помощи поясных ремней, — особые крылья, разукрашенные шелковыми разноцветными лентами, что, без сомнения, придавало зрелищу особый эффект». (Что это были за крылья, Кутепов не уточняет.) Обычная же одежда царских охотников изготавливалась из простого сукна немарких цветов и была значительно больше приспособлена для выполнения повседневных обязанностей.
Охотничья одежда русских царей часто напрямую зависела от их вкуса и необходимости поддерживать престиж «первого лица государства». К примеру, обычное ездовое платье государя Алексея Михайловича во время выездов на охоты, по словам Кутепова, «отличалось блеском и роскошью: для летних поездок белый атласный зипун с обнизью из драгоценных каменьев; червчатая бархатная чуга с канительной нашивкой и жемчугом; шитый золотом по лазоревому фону кушак; ездовая ферязь из малиновой зуфи, с жемчужным украшением; горлатная шапка с колпаком и посох; зимою — теплый ездовой соболий кафтан, суконная ферязь на собольем меху и зипун из белой тафты; шапка бархатная ярких цветов».
Сокольничий костюм времен царя Алексея Михайловича. Ф. Солнцев
Охота Царя Михаила Федоровича на медведя. В. Суриков.
Егерь с двумя борзыми. Р. Френц
Молодая императрица Елизавета Петровна любила выезжать на соколиную охоту верхом в мужском полевом платье (в таком костюме она изображена и на одной из картин В.А. Серова), также отдавая ему предпочтение на маскарадах или охотах и в более зрелые годы. Такой же охотничий костюм использовала и Екатерина II, время от времени предпочитая ему военный мундир (изображена в нем на картине Л.О. Пастернака).
Однако в последствии можно видеть несколько иное описание ее охот:
«2 августа 1773 года, в пятницу, «в начале четвертого часа пополудни, Ее Императорское Величество, в длинном кафтане (то есть в амазонском платье), соизволила проходить в манеж и оттуда предприняла шествие, верхом, в поле, с сокольею охотою; а за Ее Величеством последовал и Его Императорское Высочество с кавалерами, верхом же, а Ландграфиня с Принцессами». Дамы вообще предпочитали в основном охотиться в охотничьих костюмах европейского образца, копируя при этом французские платья-амазонки из модных французских журналов. Для удобства верховой езды платья адаптировали еще европейские женщины — приспособились надевать под них обыкновенные мужские штаны, а позднее и трикотажные кальсоны. Однако русские морозы и здесь вынудили внести свои коррективы — поверх платья надевались изящные меховые полушубки, а юбки шились из более плотной и теплой материи.
Сохранилось довольно подробное описание собственной охоты Петра II: кафтанов, сюртуков, мундиров, камзолов, шапок или шляп, картузов, кушаков, перчаток или рукавиц. При этом каждому «подразделению» присваивался свой цвет в зависимости от желания августейшего владельца: к примеру, в кафтаны алого сукна были одеты то стременные, то «чины птичьей охоты», а зелеными были то костюмы егерей и пикеров, то сюртуки выжлятников. Шапки птичьей охоты были то «черные, плисовые с золочеными гербами», «штучками» и разными плюмажами, то белыми шелковыми, белыми гарусными, «белыми перяными с бантами зеленой ленты». По-прежнему редко для охоты использовалась шуба, которой предпочитали более легкую и удобную епанчу. Платье охотников соответственно делилось на выездное и парадное, и повседневное. Стоил такой костюм очень недешево.Непременной принадлежностью охотника были также разнообразные ножи и кортики, которые использовались не только для того, чтобы «принять дичь», но и для прорубания дороги через заросли для августейшего лица.
Возвращение с охоты. Н. Сверчков
В комплектных охотах XVIII — начала XIX века, содержавшихся русскими дворянами, происходит настоящий расцвет охотничьего костюма — каждый мало-мальски уважающий себя владелец старался не только завести в своей охоте толковых людей, породных собак и приличных лошадей, но и придать ей должный внешний облик.
После отмены крепостного права охотники-одиночки, лишившиеся возможности содержать свою комплектную охоту, вынуждены были обратиться к постижению искусства ружейной охоты, для которой одежда отвечала уже не столько требованиям формы и красоты, сколько потребностям исключительно удобства. В трудах Сабанеева (Сабанеев, 1985, 1992), к примеру, содержатся многочисленные рекомендации к одежде охотника и, в частности, одно из первых упоминаний о необходимости надевать на охоту некую камуфляжную одежду: не черную и не белую (пугающую зверя и птицу), а серую или песочную -маскирующую охотника. Однако единого покроя простой одежды для охотника-одиночки уже нет, и он предостерегается только от ношения на охоту «накрахмаленного белья и галстухов». Особое внимание уже уделено именно удобству одежды и самочувствию стрелка в ней вследствие изменения специфики охоты в целом, ведь вряд ли возможно было бы пробродить с легавой весь день по болоту, будучи облаченным в жаркий кафтан. Для защиты от крайне распространенной и докучливой охотничьей неприятности — комаров — упоминается несколько подчас комичных с точки зрения современного человека способов — ношение на поясе железной дымокурки с тлеющим древесным трутом, натирание лица и рук сильно пахнущим маслом (гвоздичным или лавандовым), ношение «комарника» — подобия чулка из тюли или холста(с вшитой сеткой), надеваемый на низкую поярковую шляпу с широкими полями и закрепляемого над полями и на воротнике кулисками.
Самой неудобной обувью для летней и осенней охот признавались Сабанеевым высокие кожаные сапоги (на манер современных болотников), которые на тот момент широко использовались многими охотниками. Взамен их он предлагал надевать длинные сапоги из толстой непромокаемой парусины, которые можно было изготовить значительно длиннее, легче и дешевле кожаных и с помощью обильной смазки (смеси внутреннего свиного сала, ворвани и чистого березового дегтя) предохранить от промокания. Предлагались им также обыкновенные сапоги с низким голенищем или самодельные поршни, используемые для охот в сухой местности и достаточно просторные, чтобы можно было надеть их с теплым носком или «холщовыми подвертками», так как «ходить на охоту в бумажных или нитяных носках не годится». Штанину предполагалось не заправлять в голенище, а носить «завязав снурком немного выше сапожного подъема» поверх его, так что ни тина, не снег, ни песок, ни вода не могут «ни коим образом проникнуть в него».
В зимний период охотиться рекомендовалось «в бумажной рубашке» и вязаной шерстяной «рубахе» без застежек (прототип современного свитера), надев сверху какое либо широкое и короткое «платье» «крытое толстыми сукном, драпом, или меховое» с просторными рукавами (чтобы греть в них руки), со стоячим воротником с хорошей застежкой. Для изготовления меховой верхней одежды наименее пригодной Сабанеев (Сабанеев, 1985, 1992) считал овчину: заячий мех, по его мнению, более всех других удовлетворяет требованием охотника — он легок, а будучи покрыт какой либо тканью, становится не так уж непрочен и не «лезет» — подобный, к примеру, «русачий» пиджак выдерживал две зимы.
А.Рябушкин. Выезд на соколиную охоту при царе Алексее Михайловиче.
1898. Картон, акварель, графитный карандаш, тушь, перо. ГТГ
Чтобы отказаться от неудобных муфт, которыми пользовались многие «столичные» охотники, рекомендовалось вшить внутри такой заячьей шубки на уровне желудка два внутренних кармана, чтобы во время охоты греть в них руки. Штаны также предлагалось шить из толстой материи и довольно широкие, так как штаны в обтяжку «ведут неизбежно к ревматизму ног».
Охотнику предлагалось также сшить себе холщовый балахон для маскировки, меньшего риска испачкаться кровью убитого зверя и предохранения от снега. Наилучшей обувью (даже для хождения на лыжах) признавались русские валенки с короткими голенищами, поверх которых натягивались штаны, а головным убором — башлык или еще лучше вязаный «шлем» (как современный танкистский подшлемник, закрывающий плотно голову, шею, затылок и часть щек).
А.Бенуа. Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя
в сопровождении свиты в петергофском Зверинце.
Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898
Для сохранивших свое пристрастие псовых охотников рекомендовались свободно сшитые в талию и не стесняющие движений двубортные кафтаны до колен возможно яркие для выжлятников и темные для борзятников (чтоб не пугать зверя). Под кафтан в холодное время предполагалось надевать короткий овчинный полушубок, шитый на манер гусарской венгерки — не крытый сукном и без всякой отделки (нечто, напоминающее современную подстежку для куртки). Шаровары при этом рекомендовались одного цвета для всей охоты, со штрипками внизу зауженных штанин -чтоб легче было зафиксировать ее в сапоге. В комплекте рекомендовался также плащ для защиты от дождя и фуражка с козырьком для защиты от солнца.
К.Лебедев. Выезд царя Алексея Михайловича на соколиную охоту из Спасских ворот Кремля.
Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898
Простой охотник в одежде придерживался наиболее древнего и консервативного принципа — что есть потеплее и поудобнее-то и надел. К примеру, прославленный персонаж Дриянского ловчий Феопен, хоть и являлся участником комплектной охоты, однако же предстает на страницах книги то в помятом картузе, синей поддевке и длинных сапогах, то во фризовом буром балахоне до пят — «живое изображение пленного турка между блестящими казаками и черкесами».
М.Зичи. Семья Александра II на псовой охоте. 1866. Бумага, перо, чернила, акварель.
Государственный музей-заповедник «Павловск»
К концу XIX века костюм царских охотников несколько утратил богатство и пышность, придя к тенденции строгих форм и большей практичности. Вот как выглядели, по описанию, данному Вальцовым, выездные костюмы охотников Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича псовой охоты.
Кафтан и камзол императора Петра II. Франция. 1727–1730.
Сукно, репс, серебряные нити; ткачество, шитье, плетение. Музеи Московского Кремля
Доезжачий и выжлятники одеты в красные полукафтаны, подпоясанные черными ремнями с кинжалами, на головах — «шапки белого барашка с красным верхом», за плечами — «никелевые белые рога, подобранные по звуку под аккорд». Кафтан доезжачего дополнительно обшивался золотым галуном. Борзятникам и стременным полагались синие полукафтаны, только для стременных они дополнительно обшивались золотым галуном и подпоясывались «черным ремнем с кинжалом в черных ножнах с белой рукояткой». Дополняла костюм черная барашковая шапка с синим верхом, черный рог и черный арапник «домашнего плетения».
К.Лебедев. Пожалование из рядовых сокольников в начальные в присутствии царя Алексея Михайловича. Иллюстрация к книге Н.И.Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898
Подбор лошадей по мастям также осуществлялся с должным вниманием: под борзятниками — чалые кабардинской породы, под стаей — серые, под седлом августейшего владельца — чалая, темно-гнедая или бурая кабардинка. Собаки также распределялись по окрасам: двор — красно- и темно-чубарые, двор — красные и муругие и т.д.
После революции 17-го года культура охотничьего костюма была полностью отброшена как принадлежность буржуазного времяпрепровождения, и на первый план вышел крестьянский способ охотиться «в чем бог послал». А бог в лице представителей советской власти чаще всего посылал основной массе советских охотников обноски военной формы и потерявшие достойный вид элементы повседневной одежды.
Н. Д. Кузнецов. В отпуску. 1882 г.
Николай Сверчков. Портрет Александра II на коне. Середина XIX века
На охоту. Р. Френц
Охотник, сбившийся с пути. Н. Сверчков
Рубрики: | русские творцы живопись интересные статьи |
Метки: охота
Процитировано 10 раз
Понравилось: 1 пользователю