Средневековая охота с собаками
Средневековье… Феодалы, рыцари, крестовые походы, схоластика, инквизиция, готика и конечно же охота…
Охота средних веков окутана особенной неповторимой атмосферой. В Media tempestas охота – уже не просто способ выживания, добычи пищи. Это уже страсть, страсть неутолимая, доходящая до исступления. Наряду с турнирами охота – основное времяпровождение знати, котрому она предается с особой пылкостью. Это настоящий отдых, благодатное время для собак, грифов, соколов, сокольничих и ловчих.
Знатная дама в прелестном наряде охотницы сопровождает своего мужа с ястребом на руке. Она превосходно умеет обращаться с хищной птицей, она знает как выпустить ее и как возвратить назад, а это весьма сложное исскуство, обучению котрому требуется не один год. И успех охоты во многом зависит именно от этого. Вот как охотница восхищается своей птицей: «Разве не восхитительна смелость такого маленького существа, как сокол, когда он бьет журавля или лебедя? Как сокол атакует свою жертву, поднявшуюся к облакам, спереди и сзади. Мы даже теряем их из виду, но потом наш пернатый охотник бьет, например, цаплю в голову, вцепляется в нее когтями, и они оба низвергаются вниз. Ах, что может быть занятнее и красивее соколиной охоты?!»
Сын владельца замка с семи лет охотится с отцом и это важная часть его воспитания.
Для пораженной страстью к охоте знати сеньориальный лес и дичь — нечто священное и неприкосновенное, а это уже настоящая напасть для простолюдинов. Лес находится в распоряжении королей и является обьектом особого феодального лесного права. Наказание за нарушение — необычайно жестокое. Английский король Генрих II издал положение от 1184 г., в силу которого всякому человеку, признанному виновным в том, что он охотится в королевских лесах выкалывали глаза, кастрировали и уродовали конечности. Но и это не было наивысшей мерой наказания. Доходило дело и до виселицы или же бедолагу обшивали шкурой убитого им оленя и натравливали на него охотничьих псов дабы и он почувствовал себя в роли добычи…
Обычным способом охоты короля и аристократии в Средние века была псовая охота. Свору собак возглавляла крепкая гончая, которая находила и начинала преследование добычи из её логова и увлекала за собой остальных. За ней шли несколько борзых, ориентирующихся, в основном, по зрению, и большое количество других гончих псов, шедших по следу добычи. Организацией охоты монарха занимался целый штат служащих: лесничие, егеря, загонщики, псари.
Объекты королевской охоты — довольно ограниченный круг животных: благородный олень, лань, косуля и кабан. Бароны в собственных лесах, а также некоторые лица, получившие особое разрешение монарха, могли охотится на лисиц, волков, куниц, зайцев, кроликов и другую мелкую дичь, а также фазанов и куропаток.
Но некоторые виды охоты – особенные, имеют уникальное значение. В первую очередь это ОХОТА НА КАБАНА. Это был особенный королевский ритуал, а столкновение в поединке с этим свирепым животным – подвигом. Для всякого средневекового юноши добыча кабана – необходимое условие для обретения статуса взрослого и свободного воина. Вот как отзывается о нем охотник: «У этого зверя самые мощные в мире клыки и он всегда готов убить и человека, и зверя. Нет ни одного зверя, который убивал бы в поединке, если только это не кабан, не лев и не леопард , но ведь ни лев, ни леопард не убивают ни человека, ни зверя одним ударом, кабан же убивает с одного удара, как ножом”.
Для этого использовались собаки различных пород, однако непосредственно в поединок с кабаном вступали рослые, тяжелые, специально обученные собаки, отличавшиеся настойчивостью и дикой злобой в схватке с противником. В их задачу входило не только настигнуть и окружить зверя, но и навалиться на него и удерживать до подхода конного или пешего охотника, который убивал кабана длинным копьем или специальным клинком. При этом пеший вид охоты считался самым опасным, так как предусматривал непосредственный контакт со зверем, и поэтому приносил наибольшую славу победителю. Кабан — животное огромной силы, хорошо защищенное толстой шкурой и подкожным жиром. В бою он очень подвижен и свиреп, своими клыками и зубами кабан способен нанести смертельные раны практически любому противнику. Поэтому охота на кабана сопровождалась гибелью множества собак.
Для того чтобы сократить возможные потери, боевым собакам изготавливали специальные корсеты, состоящие из нескольких слоев сшитой материи, внутри которой был продет китовый ус. Нередко сверху корсет покрывала металлическая кольчуга или специальные стальные пластины. Иногда в качестве защиты практиковали отдельные фрагменты лат (нагрудники. ошейники и т. д.) — щитки и панцири, закрывающие наиболее уязвимые места на теле собаки.
Но со временем происходит падение престижа охоты на кабана. Во-первых, для такой охоты требуется много смелых и выносливых собак, часто они погибают в столкновении с кабаном.
На снижение интереса к этому виду охоты повлияла и церковь, которая утверждает, что кабан – дьявольский зверь. Со временем его облик в глазах охотников меняется: «Он безобразен, черен и щетинист он обитает во тьме; он коварен он обладает ужасным оружием, коим не уступит и пасти адовой: два клыка торчат из его пасти; он всегда зарывается головой в землю и никогда не обращает взора к небесам, он нечист и в грязи находит удовольствие. Он — враг Христа. Он — сам дьявол. Так что охотится на это инфернальное животное уже не престижно и к примеру в Англии к концу ХIII века он был полностью истреблен.
А охота на кабана уступает свое место охоте на оленя.
Олень противопоставляется кабану, награждается всеми возможными добродетелями и назначается главной королевской добычей. Отцы церкви, а вслед за ними и латинские бестиарии, рассматривали оленя как солярного зверя, солнечное существо, посредника между небом и землей.
В то время существовало два способа охоты на оленя. Первый, известный как par force de chiens, дословно «силой собак» и с помощью лука и скакунов. Охота par force считалась самой благородной формой охоты на оленя. В этом случае, прежде, чем добыть оленя, на него изначально спускали собак, которые загоняли животное до полного его изнеможения. И когда олень больше не мог бежать, он обращался к противнику в попытке защитится. Собаки были натасканы только для загонки животных, убить же оленя было привилегией хозяина . Оружием охотника в таких охотах служил именно меч.
Второй способ охоты – с помощью лука считался менее престижным, но был более результативным. Дичь нужно было выследить, потом незаметно подкрасться к ней, чтобы не вспугнуть, после чего произвести меткий выстрел из лука.
Нельзя не упомянуть также очень распространенную в средневековье ТРАВЛЮ МЕДВЕДЯ, которая осуществлялась следующим образом. На пойманного в лесу зверя надевали широкий крепкий ошейник с двумя стальными кольцами. К одному из колец прикрепляли цепь, к другому прочный канат. Цепь и канат продевали через вмонтированные в стену блоки. Затем специальный служащий (поскольку эта работа требовала не только силы, но и опыта, умения и сноровки) подтягивал канат, ставя, таким образом, медведя на дыбы. Цепь жестко фиксировалась, давая зверю возможность довольно легко проделывать любые движения, не позволяя при этом опуститься на передние лапы. В случае необходимости, удлиняя или укорачивая канат, служащий в известной степени мог регулировать ход поединка.
Собак пускали по одной или по две одновременно. В некоторых случаях, когда медведь предназначался для многих боев, ему надевали ошейник с шипами, чтобы затруднить работу собак. При таких условиях боя, прежде чем зверь был растерзан, погибало очень много собак. Но иногда перед сражением на морду медведя надевали намордник, а на лапы специальную защиту. Обычно это делалось в случаях, когда травили особо ценных собак или племенных производителей. Защита на лапы при этом была совершенно необходима, так как когти медведя, наравне с клыками, представляют собой смертоносное оружие. Схватив лапами собаку, медведь мог спокойно ее разорвать.
Подобное зрелище вызывало у людей интерес не только своей жестокостью и кровопролитием, но и тем, что исход сражения часто был непредсказуем. Попадались необычайно стойкие медведи, которым удавалось продержаться несколько боев и убить не один десяток собак. Встречались весьма сильные и ловкие собаки, которые (разумеется, не в одиночку) побеждали зверя уже в первом бою.
Охота на бурого медведя — крупного и очень опасного хищника — в средние века считалась героическим делом, рыцарской игрой. Долгое время медведей относили к разряду «вредных», поскольку порой они нападали на стада домашних животных. Охота на этого зверя была довольно широко распространена в Европе.
Как правило, бурые медведи обитают в труднодоступных местах — болотах, непроходимых чащобах или в гористой местности. В поединке с ними человек использовал специально натасканных собак, получивших название бэренбайсеры. По дошедшим до нас свидетельствам, картинам и гравюрам бэренбайсеры представляли собой крупных, с массивным костяком, сильно развитой, сухой мускулатурой собак. Они были короткошерстны, имели массивную, широколобую голову, скуластую, несколько укороченную морду, коротко купированные или небольшие висячие уши, отличались бесстрашием и свирепостью.
При охоте на бурого медведя применялись, как правило, пять парных сворок с бэренбайсеры, в задачу которых входило обнаружить, остановить и отвлечь зверя своим нападением, для того чтобы следовавший за ними охотник мог приблизиться к своей жертве. Завидев медведя, первая пара лаем да вала знать об этом другим собакам и охотникам и старалась задержать зверя до подхода подмоги. Объединившись, бэренбайсеры набрасывались на медведя и сражались с ним до тех пор, пока не подоспеет охотник, который, изловчившись, должен был заколоть зверя пикой или длинным кинжалом.
В средние века охота была не только приятным развлечением знати, но и чрезвычайно опасным занятием, которое зачастую заканчивалось серьезными травмами или даже смертью охотников. Даже короли и императоры не были застрахованы от несчастных случаев на охоте.
Средневековая охота с собаками
Статьи
Охота в средневековье
В Средневековье во всей Западной Европе люди охотились на диких животных. В то время как дичь была порой источником еды, она редко бывала основным источником питания. В охоту вовлекались все классы общества, но в раннем Средневековье необходимость охоты трансформировалась в стилизованное развлечение для аристократии. Даже более чем просто увлечение: охота была важной ареной для социального взаимодействия, важной частью подготовки к войне, а также – привилегией и показателем знатности.
Так же как и в геральдике, условности и лексикон охоты изначально были французскими по происхождению, перейдя через законы римского права о собственности франкских королей.
Существует богатая антология средневековой поэзии и литературы, учебников по искусству церемониала охоты – все это было большей частью разработано в 14-15 вв. и являлось частью лексикона аристократии.
История
Священная и стилизованная охота как развлечение проводилась еще со времен охоты ассирийских королей на львов с колесниц, которые таким образом демонстрировали свою королевскую сущность. В римском праве право на собственность давала право на охоту; эта концепция продолжала существовать при франкских Меровингах и династии Каролингов, которые считали все королевство своей собственностью. Они также управляли огромными королевскими владениями – как охотничьими заповедниками (лесами). Биография дворянина эпохи Меровингов, Сен-Губера (ум. около 727/728) рассказывает о том, как охота могла стать одержимостью. Король династии Каролингов, Шарлемань, любил охотиться до самой своей смерти – в возрасте 72 лет.
После развала империи Каролингов, местные вельможи боролись за поддержку и монополизацию угодий и охоты на крупную дичь в лесных заповедниках, и на малую дичь – в заповедниках для мелкой дичи. Наиболее они преуспели в этом в Англии — после норманнского завоевания, и в Гаскони, начиная с 12 в. Это были огромные лесные заповедники – королевские леса; здесь егеря удерживали и охраняли целые популяции дичи. Селяне не могли здесь охотиться, а браконьерство подлежало суровому наказанию. Несправедливость таких огороженных заповедников была частой причиной жалоб в популярной народной литературе. Низшим классам общества приходилось в основном питаться с помощью ловушек на птиц и мелкую дичь за пределами лесных заповедников и садков.
К 16-му столетию существовало 3 вида земель, отведенных для размножения дичи и охоты на нее. Классификация основывалась на степени отгорожения и подпаданию по Лесные законы: леса, большие неогороженные пространства дикой местности, охотничьи угодья – которые обычно принадлежали знати, а не королю, — и парки, которые не подпадали под Лесные законы.
В средневековой охоте нас поражает приверженность к терминологии. Все аспекты охоты – каждое животное, на которое охотятся, на каждом году своего развития, каждая часть тела, каждая стадия охоты, каждая особенность поведения гончих собак – все это имело свой отдельный термин. Знание терминов охоты было одним из достоинств рыцаря.
В средневековых книгах по охоте сильно акцентируется то, как важна правильная терминология. Эта традиция продолжала существовать и в период эподи Возрождения.
Введение «справедливых условий» охоты приписывают Мэлори и другому рыцарю короля Артура — сэру Тристраму. Последний рассматривается и как образец знатного охотника и как создателя ритуала охоты:
«Когда его (сэра Тристрама) сила и власть возросла, он усердно занялся охотой и соколиной охотой – и преуспел в этом, как никто другой». Как говорится в книге далее, он придумал фанфары для псовой охоты, для всех хищников и видов дичи, и все те термины, что существуют до сих пор в соколиной и обычной охоте. Поэтому книга хищников и дичи называется Книгой сэра Тристрама. «И любой джентльмен носящий герб должен почитать сэра Тристрама за прекрасные термины, используемые джентльменами до Судного дня; ибо с их помощью все уважаемые люди могут отличить благородного человека от поселянина, и селянина от холопа».
Снаряжение
Оружие для охоты было обычно тем же, что и на войне: лук со стрелами или арбалет, пика или копье, и меч. Малый и большой лук были самым распространенным оружием; арбалет был введен в действие во время первого Крестового похода (1100 г.), но в целом для охоты не использовались до второй половины 15 ст. Дубина (палица) использовалась для добивания мелкой дичи, в частности женщинами, которые присоединялись к охоте; также использовались рогатины. После введения ручного огнестрельного оружия в 16 ст. традиционная средневековая охота значительно изменилась.
Охотнику такде требовался рог для обмена сигналами с другими охотниками. Кроме того, охотник зависел от помощи некоторых домашних животных. В частности, три животных являлись обязательными для средневекового охотника: лошадь, гончая собака и сокол (или ястреб).
Лошадь
Лошадь была наиболее важным животным средневекового хозяйства. Конюшни, также называемые «маршальси», располагались отдельно от остального хозяйства, а главный управляющий конюшен – обер-церемониймейстер или маршал – был одним из старших служащих в имении. Маршал имел пажей и конюхов, которые под его начальством ухаживали за лошадьми.
Большое хозяйство имело и большой отряд лошадей для разных целей. здесь были ломовые и вьючные лошади для ежедневной работы по хозяйству, верховые лошади и иноходцы для перевозки людей; а также боевые лошади — сильное и дорогостоящее животное. В эпоху позднего Средневековья цены на таких лошадей доходили до80 фунтов. Даже при наличии необходимых качеств, боевые лошади не использовались для охоты из-за своей стоимости. Вместо них использовались быстроходные лошади – бегунки. Такие лошади, хотя они и были ниже достоинством, чем боевой конь и намного меньше современных лошадей, все же должны были быть достаточно сильными, чтобы нести всадника на высокой скорости на большие расстояния. Они должны были быть достаточно быстрыми – для маневрирования на трудной местности, и бесстрашными – чтобы не пугаться при встрече с дикими зверями.
Гончие собаки
Различные породы собак в Средневековье
Собаки были обязательными по нескольким причинам. Хороший нюх – неоценимое качество при поиске дичи. Далее собака помогала при загоне зверя и наконец, загнанный зверь или атаковался собакой или же отвлекал дичь от охотника, который заходил чтобы добить дичь. Различные породы использовались с разной целью, для разной дичи. И, в то время как некоторые породы мы можем узнать и сегодня, все же в то время собаки несколько отличались от современных пород.
Главной среди охотничьих пород была борзая. Эта порода ценилась, прежде всего, за скорость, а также – за способность атаковать и сбивать дичь. Поскольку гончая не обладала высокой выносливостью, необходимым условием было не выпускать ее до появления дичи в поле зрения под конец охоты. Далее, борзые, будучи агрессивными охотниками, в домашних условиях ценились за восприимчивость к дрессировке и зачастую запускались в дом как домашние любимцы.
Порода алан была несколько сильнее, чем борзая. Поэтому собак этой породы использовали против более крупной дичи, например, медведя и кабана. Аланы считались безрассудной породой. Известно, что они нападали на домашних животных и даже на хозяина. Мастиффы — еще более сильная порода, и, хотя их использовали для более крупной дичи, эта порода считалась охранной.
Но всем этим породам не хватало способности преследовать дичь по запаху и сбивать ее с ног. Для этого использовались беговые гончие. Они были немного схожи с современной породой фоксхаундов. Эта порода собак обладала отличной выносливостью и хорошим чутьем. Также хорошими навыками выслеживания по запаху обладали легавые, предшественники современных собак бладхаунд (ищеек). Их выпускали на длинном поводке до начал охоты, для выслеживания места залегания дичи. Поэтому было важно, чтобы эти собаки, кроме обладания хорошим чутьем, вели себя тихо. Это достигалось с помощью сочетания улучшения породы и дрессировки. Также для охоты использовали собак породы кеннит (охотничья собака небольших размеров), терьеров, херриер и спаниель.
Охотничьих собак держали на псарне, которая находилась внутри основного жилого здания или отдельно. здесь у собак были дубовые настилы для спанья и зачастую — второй ярус. Собаки переходили на него, когда внизу становилось слишком холодно или жарко. Снаружи псарни была высажена трава, — собаки ели траву при проблемах с пищеварением. Для ухода за собаками существовала целая структура слуг – пажи, помощники, ловчие. Низшую ступень в этой иерархии занимали пажи, зачастую это были молодые мальчики. Пажи часто спали в псарне вместе с собаками, удерживая их от драк и ухаживая за ними во время болезней. По нынешним меркам это может показаться грубым, но в Средневековье теплое помещение для собак часто могло оказаться намного удобнее, чем спальное помещение для других слуг.
Сокол
По средневековой терминологии, существуют соколы парящего полета и соколы ручные, что, грубо говоря, соответствует соколу и ястребу. Предпочтение отдавали самкам ястреба, так как они были и крупнее самцов и легче поддавались тренировке. Ястребов отлавливали по всей Европе, но наиболее пригодными для охоты считальсь птицы из Норвегии и Исландии.
Дрессировка ястреба была трудоемкокй работой. Сперва необходимо было завязать глаза соколу, зашить их – чтобы птица не боялась и не отвлекалась. Дрессировщик далее выносил сокола на руке несколько дней, чтбы приучить к присутствию человека. Затем постепенно птице открывали глаза, и начиналась дрессировка. Птицу побуждали к полету от насеста к руке сокольничего, постепенно увеличивая расстояние. Сначалу такая игра поощрялась мясом, затем – приманкой. Постепенно доходили до живой жертвы. Такой добычей могла быть цапля, которой ламали ноги, для облегчения охоты.
Соколы размещались в клетках, которые в большинстве среденевековых имений располагались в отдельном здании на определенном расстоянии от основного жилья. Это делалось для того, чтобы не тревожить птиц. Помещения для птиц были довольно продуманными сооружениями. В стенах были окна, а пол содержали в чистоте, чтобы отбирать отрыжку птиц для анализа.
Среди различных видов использовались следующие подвиды: ястребы, соколы-тетеревятники, соколы-перепелятники, соколы, кречеты, чеглоки, средиземноморские ланнеры, кречеты-дербники, сапсаны, фальконеты, птица для дичи.
Более всего охотились на крупных млекопитающих. Разные животные ценились за разные качества, как при самой охоте, так и за их мясо или шкуру.
Охота на оленя
Олень считался королем всех диких животных, а точнее — взрослые самцы оленя благородного. Классификация самцов благородного оленя производилась по количеству отростков оленьих рогов. Для того, чтобы животное считалось достойным охоты, оно должно было иметь минимум 10 отростков. Таких оленей называли самцы-десятники. На оленя могли охотиться двумя различными способами: par force (=»в силу обстоятельств») – то есть «силой». Отсюда происходит выражение par force de chiens – «с помощью собак». Второй способ – «луком и лошадью».
Охота par force считалась наиболее благородной формой охоты. В процессе охоты дичь загоняли и выматывали, перед тем как прикончить ее. Охота par force состояла из 8 этапов: поиск, сбор, эстафета, движение или же раскрытие, преследование, загон, разделка туши и бросание собакам части добычи.
Поиск. перед началом охоты егерь, в сопровождении ищейки, выискивал добычу. С помощью следов, обломанных веток и помета он старался определить место залегания оленя как можно точнее. В идеале он практичеки видел дичь.
Сбор. Далее, в день охоты отряд охотников собирался пораньше, анализировал информацию егеря и помет оленя. Принималось решение относительно оптимального проведения охоты. Такое собрание имело определенную социальную функцию, подавали завтрак.
Эстафета. После прогнозирования пути оленя, вдоль этого пути расставлялись собаки. Таким образом, собаки сохранялись в свежем состоянии до появления оленя.
Движение (раскрытие). Также называлось нахождение. Использовалась ищейка для выслеживания оленя.
Преследование. Собственно сама охота. Здесь обязательно было удерживать собак по следу выбранной дичи.
Загон. Когда олень уже не мог бежать далее, он оборачивался и оборонялся. Такая ситуация называлась «загнанный зверь». Теперь необходимо было удерживать собак от нападения. Наиболее успешный охотник забивал животное, мечом или копьем.
Разделка туши. Наконец проводили разделывание оленя. Это делалось тщательно и походило на некий ритуал.
Награждение собак чатью добычи. Наконец, собак следовало наградить кусками туши. Таким образом, у собак закреплялась ассоциация вознаграждения усилий.
Охота «луком и лошадью» была не такой престижной, но могла быть даже более результативной. Дичь, зачастую целое стадо, загонялась собаками до заранее определенного места. Здесь стояли лучники, готовые завалить животных. Наиболее утонченная форма охоты – и также наиболее продуктивная по сравнению с затраченными усилиями, была описана немецким рыцарем Гиценнасом. В этом случае отряд из 2-3 человек пешком, продвигался медленно и тихо, частично скрываясь от лошадей (дословно «крадущиеся лошади» — поскольку олени относительно не потревожены четвероногими). Таким образом, оленя без ненужной тревоги склоняли к продвижению до цепи замаскированнхы лучников. Здесь требовалось терпение, низкое расположение и глубокое понимание психологии животного.
Олень ценился высоко среди животных и имел большое символическое и мифологическое значение. его часто сравнивали с Христом — за страдания. существует широко известная история, о том, как св. Юстас был обращен в христианство, после того, как увидел распятие между рогами самца оленя-пятилетки. в других историях рассказывается о том, как олень доживал до возраста в несколько сотен лет, и как кость в середине его сердца не давала ему умереть от страха.
Кабан
В отличие от римлян, которые считали охоту на кабана (вепря) просто развлечением, охота на кабана в Средневековой Европе в основном проводилась знатными вельможами, с целью оттачивания военного искусства. Среди знати считалось традицией спешиваться после того, как кабана загнали, и приканчивать его кинжалом. Чтобы усложнить задачу, некоторые охотники проводили свое состязание в период спаривания, когда животные были более аггресивными. В хрониках говорится, что дикий кабан водился в изобилии в средневековой Европе. Эти сведения соответствуют документам из семейных архивов знати и духовенства. Представители этих сословий требовали дань с простых людей в виде туш кабана или частей туши. Так, в 1015 году, дож Оттон Орсеоло потребовал для себя и своих наследников голову и ноги с каждого кабана убитого в его владениях. Охота на кабана была весьма опасным занятием. Животное яростно боролось, когда на него нападали и с легкостью могло убить собаку, лошадь или человека. На кабана охотились par force, и когда зверь был загнан, собака типа мастиффа могла безрассудно напасть на него; в идеале же кабан должен был быть заколот всадником с копьем. Кабан считался злобным животным, и даже некоторым образом асссоциировался с дьяволом.
Волк
На волка охотились главным образом ради шкуры, для защиты домашнего скота, и в некоторых редких случаях – для защиты людей. Шкура волка – это единственная польза, которую можно было получить. Обычно ее выделывали для плащей или рукавиц – хоть и с некоторыми колебаниями, так как волк имел мерзкий запах. Не существовало в целом никаких ограничений или штрафов для гражданского населения за охоту на волка, за исключением королевских заповедников дичи. В последнем случае такие запреты аргументировались тем, что слишком большим было искушение для простого человека застрелить и оленя заодно. Во Франции в 9 столетии Шарлемань основал элитный корпус королевских чиновников, которые назывались «Люпарии». В их задачу входило контролировать популяцию волков во Франции. В Англии в 950 году король Ательстан наложил годовой налог в размере 300 волчьих шкур на короля Уэльса Гивельда. Этот налог взымался до норманнского завоевания Англии. Норманнские короли (которые правили с 1066 по 1152 гг. н.э.) нанимали слуг в качестве охотников на волка, и многие удерживали земли под предлогом выполнения этой обязанности. Король Эдвард I, который правил с 1272 по 1307 гг., своим указом объявил о всеобщем истреблении всех волков в графствах Глостершир, Вустершир, Шропшир и Стаффордшир, где волки были более обычным явлением, чем в южных областях Англии. Король Шотландии Джеймс I в 1427 году издал закон, в котором требовалось проводить ежегодно 3 озоты на волка в период с 25 апреля по 1 августа, т.е. в период выведения потомства у волков. Во время правления короля Генри VII (1485–1509) волки стали исчезающим видом в Англии. До того, как волк исчез на Британских Островах, среди английской знати волк считался одним из «Пяти королевских животных для охоты»
Другая дичь
Охота на медведя, особенно на Иберийском п-ове, была популярной из-за выносливости этого животного и его силы — и опасности такой охоты. Охота на быстрого зайца с помощью борзых или гончих – была популярной забавой, хотя мнения относительно съедобности самого зайца, разделялись.
Некоторые животные считались несъедобными, но все же, на них охотились ради забавы. Среди таких животных была и лиса, известная своим коварством. Среди других несъедобных животных были бобры и выдры. Довольно любопытно: средневековые труды по охоте часто содержали подробные указания о том, как охотиться на единорога. Оказывается, единорог, печально известный своей неуловимостью, мог быть пойман только в том случае, когда он засыпал на коленях у девственницы.